СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение. «Из опыта работы по предмету «Изобразительная грамотность», 1-й класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение. «Из опыта работы по предмету «Изобразительная грамотность», 1-й класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура»»

Методическое сообщение.

«Из опыта работы по предмету «Изобразительная грамотность», 1-й класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура»


«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства. Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остаётся один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма.»

Проблема эстетического воспитания школьников относится к числу важнейших. Стать не только созерцателем прекрасного, но и творцом ребенок сможет в том случае, если будут сформированы определенные навыки. Одним из них является умение творчески мыслить.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации. В данной работе рассмотрены особенности формирования именно творческого мышления, которое является очень сложным процессом, связанным со становлением подрастающей личности. Каждому возрастному периоду соответствует определённая методика обучения основам композиционной грамотности. Творческое мышление развивается на основе органичного сплава эмоций, фантазии и интуиции. В архитектурном дизайне большую роль играют пространственные представления, которые должны накапливаться и развиваться на протяжении всего срока обучения. Поэтому одна из важнейших задач обучения архитектурному дизайну в системе дополнительного образования состоит в том, чтобы учить не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Особенно важно правильно организовать обучение на начальном этапе у младших школьников, когда ребенок еще не владеет необходимыми знаниями и умениями. Насколько глубоко он усвоит базовую информацию в области композиционной грамотности и сформирует необходимые навыки, настолько больше вероятность, что юный архитектор и дизайнер избежит затруднений в реализации своих замыслов, которые могут привести к неуверенности и пассивности в творческой деятельности.

На занятиях по направлению «Архитектура» дети столкнутся с чем-то еще не ведомым, непонятным, будут на более профессиональном уровне знакомится с тем, что есть творчество, искусство, красота. В этом им будут помогать уроки композиционной грамотности.

Существует множество разнообразных программ для первого класса художественной школы, предполагающих теоретическое ознакомление с основами композиции на уроках композиционной грамотности. Но проблема заключается в том, что предмет «композиционная грамотность» рассчитан лишь на теоретическое ознакомление детей с основами композиции. Информация для них остается весьма абстрактной, и, в лучшем случае, нацеленной на то, чтобы научиться анализировать композиционные решения на примере работ мастеров изобразительного искусства. Дети не понимают, что эти знания не только можно, но и нужно использовать на практике. К тому же, в связи со спецификой мышления, характерного для детей младшего школьного возраста, ребенок еще не способен удерживать в голове информацию о законах композиции, одновременно используя её непосредственно в процессе работы. Объяснить ребенку 9-11 лет, почему в его работе не сформирован, например, композиционный центр, или что его композиция не уравновешена, очень сложно особенно в начале учебного процесса, когда он не обладает базовыми знаниями и достаточным практическим и эмоциональным опытом. Ребенок воспринимает подобные претензии педагога как помеху для своего творчества, не вникает в суть замечаний, не закрепляет информацию практикой, и в итоге не усваивает материал. Ребенок в дальнейшем так и не научится видеть, чувствовать связи между теорией и практикой. Педагог должен выстроить свою работу таким образом, чтобы неподготовленный ребенок создавал творческие работы, вполне соответствующие законам эстетики и гармонии, чтобы его деятельность не сопровождалась постоянным вмешательством педагога, корректирующего каждый шаг учащегося.

Самой доступной и эффективной формой организации обучения, способной решить проблему формирования творческого мышления у детей младшего школьного возраста на начальном этапе, является урок. В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность.

После выполнения учащимися первого пробного задания на первом занятии по предмету «композиционная грамотность», выяснилось, что во всех работах в той или иной степени присутствовали одни и те же ошибки. А именно: отсутствовала последовательность при выполнении задания; композиции получались не уравновешенными; уделяя большее внимание второстепенным деталям, забывалось о главном, и общая идея становилась не ясной. Таким образом стало понятно, что дети младшего школьного возраста, не имеющие теоретических знаний в области композиции и соответствующего опыта, испытывают затруднения при выполнении творческой работы на заданную тему по предмету «композиционная грамотность». Дети этого возраста обладают творческим мышлением, но оно еще не вполне сформировано. Даже получив определенный объем теоретических знаний, они не могут использовать их непосредственно в процессе работы. Ребенок выполняет задание, интуитивно опираясь на свои представления о красоте.

Так как методического и практического материала для решения данной задачи не достаточно, была разработана серия уроков, каждый из которых состоит из 1-2 занятий. Задания призваны помочь детям создавать эстетически-грамотные работы, не опираясь на сложные для их понимания термины: «композиционный центр», «компановка», «композиционное единство», «контраст — нюанс — тождество» и др.. Важно, чтобы результат работы ученика был в большей степени результатом деятельности самого ребенка, а не только следствием помощи и подсказки педагога. Также важно, чтобы учащиеся уже на начальном этапе обучения в оценке своих работ и работ одногруппников использовали определения «красиво», «эстетично», «гармонично», «уравновешенно». Данные занятия развивают творческое мышление, постепенно приучают детей мыслить более профессионально, применять знания на практике и осознавать степень завершенности своих творческих работ.

Одним из таких уроков является урок по теме «Абстрактная композиция «Треугольники»», цель которого научить мыслить последовательно и системно.


План-конспект урока по теме «Абстрактная композиция «Треугольники»», выполняемая в двух техниках: коллаж и графический рисунок.

Цель урока: Развитие навыков выполнения абстрактной композиции с соблюдением строгой последовательности действий. Развитие абстрактного мышления как одной из форм творческого мышления. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.

Рассчитано: 6 часов (2 занятия по 3 часа).

Класс: 1 (9 — 11 лет).

Задачи урока:

- Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция, уравновешенная композиция и др. Познакомить учащихся с техникой коллаж, научить работать линерами и маркерами.

- Развивающие: Развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенных условиях.

- Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности в работе. Формирование умения получать удовольствие от работы. Воспитание разнообразных эмоций, чувства восторга от полученного результата.

Особенности урока: интеграция изобразительного искусства и архитектуры

Оборудование для учащихся:

- бумага формата А4, 2 листа;

- цветной картон;

- ножницы;

- клей;

- простой карандаш;

- ластик;

- линеры и черные маркеры разной толщины.

Оборудование для учителя:

- репродукции и фотографии с видами города;

- наглядные пособия, образцы архитектурных планов городской застройки;

- репродукции с видами графического декора.

Структура урока:

1) Организационная часть.

2) Постановка цели урока.

3) Первое занятие:

- Объяснение нового материала.

- Практическая часть (совместная работа учащихся и педагога). Создание композиции в технике коллаж.

- Подведение итогов первого этапа работы.

4) Второе занятие:

- Объяснение нового материала.

- Практическая часть (самостоятельная работа учащихся). Создание графической композиции.

- Подведение итогов второго этапа.

Ход урока

1) Организационная часть: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2) Постановка цели урока: Сообщение темы, цели и задач урока: на первом этапе создать абстрактную композицию в технике коллаж, соблюдая строгую последовательность действий (от крупных деталей к мелким); на втором этапе, используя первую работу в качестве эскиза, создать на ее основе графическую композицию с возможным изменением в последствии положения листа.

3) Первое занятие.

- Объяснение нового материала:

Примером обоснования строгой последовательности в раскладывании треугольников служит работа архитектора, которому необходимо спроектировать, например, жилой комплекс. Перед архитектором стоит задача расположить на определенной территории ряд жилых домов, магазины, школу, детский сад, зоны отдыха, парковки, развлекательный комплекс и др. В свою очередь, в зонах отдыха необходимо разместить аллеи, скамейки, клумбы, малые скульптурные формы, фонтаны и пр. В процессе объяснения педагог демонстрирует образцы архитектурных планов, изображения жилых комплексов. Демонстрация сопровождается следующим объяснением:

«Если бы архитектор начинал свою работу с размещения мелких объектов (скамеек, клумб и пр.), то ему сложно было бы найти место для парковок и небольших магазинов. А если начинать с размещения парковок, магазинов и зон отдыха, негде будет строить жилые дома, школу и развлекательный комплекс.

Следовательно, проектировщику необходимо начинать работу с самых крупных и важных объектов, постепенно переходя на более мелкие и менее значимые. Представьте, что треугольники — это архитектурные объекты, которые необходимо скомпоновать таким образом, чтобы было красиво, и всему нашлось место».

- Практическая часть:

Сначала необходимо вырезать из цветного картона треугольники определенным образом. Форма треугольников может быть разной. Даны образцы трех размеров:

три крупных треугольника;

четыре-пять средних;

около семи маленьких (количество маленьких может варьироваться в зависимости от эстетической необходимости).

Используется картон пастельных приглушенных цветов, нейтральных по теплоте и сближенных по светлоте. С одной стороны, наличие разнообразных хроматических цветов должно сделать композицию более живой и привлекательной, с другой стороны, отсутствие контрастных цветовых и тоновых сочетаний должно упростить задачу. Дети еще не обладают достаточными навыками работы с активными по цвету объектами, могут растеряться, потерять интерес к работе и в итоге не приобретут необходимый навык.

Из вырезанных треугольников необходимо составить абстрактную композицию, расположив треугольники на листе, но не приклеивать их. Сначала дети должны попробовать действовать самостоятельно. Если они начинают раскладывать средние и мелкие треугольники, то, как правило, приходят к выводу, что композиция не складывается. После того, как они получили соответствующий негативный опыт, убедились, что необходим другой подход к работе, им предлагается изменить последовательность раскладывания треугольников.

Начинать нужно с крупных треугольников. Их распределение на листе может быть произвольным: они могут находиться на расстоянии друг от друга, соприкасаться или накладываться друг на друга. В итоге, учащийся должен сам определить их оптимальное положение в соответствии со своим эстетическим видением. Педагог, ненавязчиво, подсказывает, где и каким образом лучше расположить объекты. Ребенок может не соглашаться, и если его выбор не вполне удачный, педагог не должен настаивать. Позже ребенок сам убедится в ошибочности выбора, что позволит приобрести соответствующий опыт. В данном случае большие треугольники играют роль важных архитектурных объектов (жилых домов, школы, развлекательного центра и т. д.). Затем раскладываются средние треугольники (небольшие магазины, зоны отдыха, парковки и пр.). Работа проходит по тому же принципу, что и с большими треугольниками. Но здесь уже акцентируется внимание учащихся на зависимость одних объектов от других. Дети должны понимать, что расположение средних треугольников не может быть абсолютно произвольным. При этом педагог обращает внимание на то, что композиция становится более интересной. В заключении распределяются маленькие треугольники (скамейки, дорожки, клумбы и т. д.). Мелкие объекты также не могут располагаться произвольно. Как правило у детей уже складывается понимали сути процесса, и они подходят к решению этой задачи более осмысленно.

В итоге у каждого должна получиться абстрактная композиция. Педагог проверяет работу у каждого ученика, поправляет ее при необходимости на каждом этапе, и после этого дети фиксируют композицию при помощи клея.

Затем работу необходимо оформить, так как это важный момент в деятельности дизайнера. Во всем должна быть завершенность и аккуратность. Творческая небрежность, возможная в работе художника, в работе дизайнера, не допустима. Учащиеся знакомятся с понятием «паспорту» (обрамление изображения).

-Подведение итогов первого этапа:

При подведении итогов перед учащимися ставится еще одна задача.

Так как композиция носит абстрактный характер, в ней нет объектов, подразумевающих конкретное неизменное положение (изображения домов, людей, которые нельзя перевернуть). Учащимся предложено поменять расположение листа: разместить его вертикально, горизонтально или совсем перевернуть. Педагог обращает внимание детей на то, что при изменении положения листа меняется эстетическое впечатление от композиции. Учащиеся могут оставить композицию в первоначальном виде, если такое положение кажется им наиболее удачным. В своем выборе они опираются на интуицию. Педагог же подтверждает данный выбор, подкрепляя его простым объяснением, используя термины: «уравновешенность», «гармоничность» и пр. В конце проводится совместное обсуждение работ, и учащиеся могут потренироваться в анализе не только на примере своей работы, но и работ своих одногруппников.

4) Второе занятие.

- Объяснение нового материала:

Первая работа «Треугольники» в данном случае используется как эскиз для второй композиции. Дается пояснение, что такое «эскиз», и для чего он нужен. Эскиз используется как метод фиксации идеи, для сообщения замысла без детализации и уточнений. В помощь детям предлагается иллюстративный материал и пособия с различными видами графического декора.

- Практическая часть:

На листе А-4 простым карандашом делается копия абстрактной композиции «Треугольники», выполненной ранее. Все фигуры перерисовываются без изменения. Затем силуэт каждого треугольника заполняется с помощью линеров и маркеров графическим декором. У каждого треугольника должен быть свой декор. Дети могут воспользоваться предложенными пособиями или, проявив фантазию, придумать свой. Это могут быть полосы, клетки, волны, петли, точки, кружки и т. д. Причем, плотность заполнения определяется светлотой каждого треугольника. Чем темнее треугольник — тем плотнее графический рисунок. Таким образом, все элементы композиции выглядят не похожими друг на друга не только благодаря декору, но и из-за плотности его нанесения. Контур самих треугольников не обводится. После завершения работы и высыхания краски карандашный контур удаляется.

В заключение абстрактные графические композиции также оформляются паспорту. Это придает им законченный вид.

- Подведение итогов второго этапа:

В конце проводится совместное обсуждение работ, и учащиеся могут потренироваться в анализе не только на примере своей работы, но и работ своих одногруппников. Учащиеся при оценке должны использовать термины «красиво», «эстетично», «привлекательно», «уравновешенно» и пр.


У данного урока имеется ряд преимуществ, обеспечивающих положительный результат на начальном этапе обучения детей, не имеющих художественного опыта:

- Детям дана возможность творить, соединяя момент творчества со сложным мыслительным процессом (это и есть творческое мышление).

- Учащиеся приобретают полезные навыки в дизайнерской работе. Такой подход работы с треугольниками может использоваться при создании любой другой композиции, если, например, заменить более сложные в изображении объекты простыми фигурами. Перемещая треугольники на листе, предполагая, что это персонажи или детали картины, проще найти более удачное композиционное решение. Это облегчает первоначальный этап создания эскиза.

- Получившаяся в итоге композиция, выполненная в технике коллаж, может служить пособием-напоминанием на этапе освоения теории композиции. Данное упражнение служит иллюстрацией, объясняющей, как работают законы композиции.




4



Скачать

© 2024, 50 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!