СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие: "Цикл занятий по естественнонаучному краеведению.Музей под ногами."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие  по организации внеурочной деятельности учащихся

Цикл занятий по естественно-научному краеведению «Музей под ногами».Представлена авторская разработка,которая содержит программу и все разработки уроков и заданий для курса внеучронй деятельности.Данная разработка является обобщением опыта многолетней деятельности учителей кафедры естественных наук нашей гимназии.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие: "Цикл занятий по естественнонаучному краеведению.Музей под ногами."»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А. Гагарина










Методическое пособие

по организации внеурочной деятельности учащихся

Цикл занятий по естественно-научному краеведению «Музей под ногами»







Авторы-составители

Сытенкова В.Н.,

учитель химии;

Поташко И.В.

учитель химии и биологии.








Калининград

2021


Аннотация


Данное методическое пособие по организации внеурочной деятельности «Цикл занятий по естественно-научному краеведению». Разработка является обобщением многолетней работы учителей естественных наук МАОУ гимназии №40 над проектом «Музей под ногами». Реализация данного проекта осуществлялась в несколько этапов. Объектами проекта стали природные богатства Калининградской области и изделия, производимые из них. В ходе реализации проекта была использованы музейные технологии и историко-краеведческая экскурсионная программа.

Разработка содержит сценарии проведения учебных занятий с целями, задачами и результатами работы групп. Полный комплект материалов, включая карточки задания, материалы к занятиям, что позволяют реализовать данный проект в рамках внеурочной деятельности. Педагогами подобран интегрированный материал, отобрано содержание для занятий, с использований научной и художественной литературы.

Формы организации занятий: установочные занятия, экскурсии в музеи города Калининграда и области, экскурсии на промышленные предприятия и производства, мастерские учебного поиска-практикумы, экологические акции, создание видео-материалов (фильмы, публикации) и т.п.

На занятиях в рамках проекта учащиеся изучали природный и исторический материал своего родного края, овладевали практико-ориентированными знаниями, происходило развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам.





Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами». Тема: «Природа – образ человека – судьба края».

  3. Внеклассное мероприятие «О чем поют ракушки…»

  4. Внеклассные мероприятия «Музей песка. Удивительный мир обыкновенного песка»

  5. Урок- мастерская «Удивительное рядом…Стекло. Керамика»

  6. Приложение

  7. Литература




















Пояснительная записка


Общая характеристика проекта


Данный методический материал по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» направлен на организацию внеурочной деятельности учащихся 8-10-х классов (проект). Он имеет ярко выраженный интегративный характер и соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность применить знания по естественным наукам.

Актуальность проекта внеурочной деятельности

В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения проектная деятельность как способ познания играет важную роль и способствует формированию у учащихся активной, самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации.

Концепция проекта базируется на следующих идеях:

  • формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли естественных наук в становлении материального мира;

  • усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;

  • формирование представлений о значимости знаний естественно-научного цикла и дальнейшего использования полученных знаний;

  • введение регионального компонента, изучение учебного материала на основе краеведческого материала.

Цель проекта: реализация цикла занятий по естественно-научному краеведению, реализация проекта по регионоведению и формирование историко-научных представлений в химии и биологии.

Личностными результатами реализации проекта «Музей под ногами» являются:

  • осознание себя членом общества;

  • принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.

Метапредметными результатами реализации проекта «Музей под ногами» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;

  • способность осуществлять информационный поиск;

  • способность работать с объектами окружающего мира;

  • осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.

Предметными результатами реализации проекта «Музей под ногами» являются:

  • усвоение сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:

  • владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;

  • умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.

Значение проекта «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного и исторического материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам.

Структура этапов проекта

  1. Проблемно-поисковой (выездные экскурсии)

  2. Практический (внеклассные мероприятия, творческие мастерские, интегрированные уроки и др.)

  3. Отчётный (слайд-фильмы, фотопроект, акции, презентации, новые проекты)

Оценка результативности проекта

Показателями результативности программы могут служить:

  • повышение количества и качества ученических творческих, проектных и исследовательских работ среди младших школьников;

  • участие гимназистов в конкурсах по естественнонаучному направлению;

  • практическая включенность детей в эколого-краеведческую деятельность школы и региона.

Формы работы: изучение материала проводится с использованием урочной системы обучения, практических занятий, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, игровых технологий, музейной технологии, экскурсионной программы, с привлечением библиотечных фондов гимназии.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях, относятся: компьютер, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория (датчики химических и биологических показателей) цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Этапы реализации проекта (см. приложение №1)

2002-2003 учебный год

7 кл., 11 кл.

Тематический классный час «Музей песка. Музей янтаря» (Заочная экскурсия по «залам музея»)

  • Музей янтаря

2003-2004 учебный год

8 кл., 10-11 кл.

Внеклассное мероприятие «О чем поют ракушки…» (Интегрированный урок (химия, биология) «Живые свидетели из морских глубин»)

  • Экскурсия в Музей Мирового океана и областной эколого-биологический центр.

2004-2005 учебный год

(ноябрь, март)

8-10 кл.

Внеклассные мероприятия «Удивительный мир обыкновенных вещей. Стекло. Фарфор»

  • Кафедральный собор

Цех керамики «Майолика» г. Калининград

Торговые организации г. Калининграда (магазин «Керамика»);

2005-2006 учебный год (ноябрь, март)

8-10 кл.

Янтарь в историко-культурном ландшафте Калининградской области

Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, география) «Слезы Гелиад»

Мастерская учебного поиска «Свет янтаря: Природа-Человек-Общество»

  • Музей янтаря. Янтарный комбинат (п. Янтарный), производства «Янтарная лоза», «Янтарная щука».

10-11 кл.

Гражданская позиция по отношению к природе

Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, биология, география, история). Мастерская учебного поиска

  • Калининградский зоопарк, областной эколого-биологический центр

2006-2007 учебный год

9-10 кл.

Памятники и их судьбы. Облик Калининграда (фортификационные сооружения в историко-культурном ландшафте края)

Интегрированные внеклассные мероприятия (химия, физика, история) «Форты как символы исторического прошлого, и их экологическое состояние»

2007-2008 учебный год

Октябрь

5 кл., 9-11 кл.

Природа – судьба края – образ человека
Мастерская учебного поиска «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края»

  • Посёлок Янтарный. Янтарные производства

18 октября 2007 г.

Итоговое

занятие из цикла «Музей под ногами»

Мастерская учебного поиска

«Природа судьба края – образ человека (калининградца)»

Семинар «Памятники культуры в историко-культурном ландшафте края»





  1. Итоговое занятие по естественнонаучному краеведению из цикла «Музей под ногами».

Тема: «Природа – образ человека – судьба края».

Место урока: проходит в рамках семинара регионоведение в системе школьного образования «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края».

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Цели занятия. Развитие любознательности, общей культуры учащихся, общеучебных приемов интеллектуальной деятельности, познавательной активности. Для учащихся 5-х классов: ознакомление с первоначальными знаниями по химии, биологии, географии. Приобретение опыта самореализации и коллективного взаимодействия.

Сценарий занятия

Учитель. Наше мероприятие сегодня является заключительным этапом в цикле занятий по естественно-научному краеведению «Музей под ногами».

Это были заочные путешествия по залам «Музея песка» и «Музея янтаря»; творческие мастерские: «О чём поют ракушки», «Удивительное рядом: стекло и керамика», «Форты и фортификационные сооружения в облике нашего края». Объектами изучения и экспонатами виртуальных музеев были настоящие песок, янтарь, глина, ракушки, камень и всё, что из них делает человек.

Просмотр видеофрагмента «Наш край. Природа и человек».

Мы живём в громадном плохо разгаданном мире

и топчем камни, цветы и травы,

не подозревая о совершенстве

их строения, не подозревая,

что знакомство с ними обогатило

бы наш опыт во всех областях жизни…

К. Паустовский, «Чёрное море».

Основная цель занятия: выяснить, как природные ресурсы и окружающие условия повлияли на формирование облика нашего края и характера калининградцев. Составить собирательный образ калининградца, обусловленный природной уникальностью и особым географическим положением. Первым этапом нашей работы была выездная экскурсия, на которой учащиеся получили практические задания, изучили природные богатства Калининградской области. В чём их уникальность и как они используются в разных сферах деятельности человека?

С отчётами по результатам экскурсии и презентациями выступают учащиеся разных групп.

Учитель. Организация работы по разновозрастным группам (учащиеся 5, 9, 10 и 11- х классов)

Мастерские учебного поиска:

  • Сокровища под ногами или этот удивительный песок

  • Богатство «голубой» земли

  • Значок на карте края

  • Удивительный мир камня

  • Дизайнеры – первооткрыватели

Презентация результатов поездки в посёлок Янтарный.

Учитель. Учащиеся представили нам результаты своих исследований, проведённых на основе экскурсионных материалов. Мы познакомились с двумя важнейшими значками на карте нашего края: месторождениями янтаря и песка (отметить значки на карте Калининградской области). Ещё очень богата наша область таким важным сырьём, как глина. Песок и глина, а также гравий и булыжник являются необходимыми материалами наших строек. Калининградская область расположена на южном берегу балтийского моря, у западных границ нашей страны. Близость моря и Атлантического океана определяет климат области, влияет и на многое другое в её природе. Мы должны подробнее изучить богатства, хранящиеся в недрах калининградской земли, и разобраться, как они используются людьми, как и какие отрасли производства развиваются в нашей области.

Физкультминутка. Звучит приятная музыка. Учащиеся выполняют упражнения.

Учитель. В окружающем нас мире очень много неразгаданных тайн и нерешённых вопросов. Когда мы говорим о янтаре, море и песке, то у нас всегда возникают лишь приятные ассоциации (отдых, лето, тепло). И неслучайно на столах у нас сегодня оказались раковины.

Почему раковины так привлекают нас? Завораживают формами, изящными линиями, красотой.

Есть что–то неописуемо волнующее

в неумолчном рокоте,

который доносится из глубин,

приложенной к уху

морской раковины,

он сулит тайны.

Поль Зал. Скульптор моря

Чтобы настроиться на продуктивную работу давайте встанем в круг, возьмём в руки раковины, послушаем их неумолчный завораживающий рокот и подумаем о чём – то очень дорогом для нас. Передавая раковину, друг другу скажите, какие чувства вы испытывали.

Этап проблемно – поисковый: уч-ся работают с карточками заданиями.

1. Мастерская научного поиска «Богатство «голубой земли»

Практикум для исследователей

Золотогранный слиток янтаря

Хранит в себе былых веков сиянье.

В. Азаров. «Янтарь»

В Калининградской области сосредоточено 95 % мировых запасов янтаря. В полной ли мере используется потенциал янтаря в культурном и экономическом ландшафте современной Калининградской области?

Задание №1. Он затеплится, загорится,

Вспыхнет весело, как огонь,

Будто ветер перо жар-птицы

Уронил тебе на ладонь.

Г. Метельский

Проблема. Янтарь - ценный поделочный камень. Камень можно пилить, сверлить, обрабатывать под давлением при повышенных температурах. Одно из древних названий янтаря – «электрон» (греч.)

Учебная задача: определите и охарактеризуйте физические и химические свойства янтаря.

Направления исследования. 1. Знаменитый философ Фалес Милетский заметил: когда его дочь пряла пряжу янтарным веретеном, ей не удавалось очистить его от шерсти. Какое свойство янтаря было открыто таким образом (7-6 века до нашей эры)? 2. Проделайте опыты, характеризующие физические и химические свойства янтаря.

Опыт 1. Возьмите кусочек янтаря, натрите его о шерсть и проверьте, притягивает ли он кусочки бумаги. Как называется это явление?

Опыт 2. Подготовьте спиртовку к работе. Возьмите в щипцы кусочек янтаря и сожгите его в пламени спиртовки. Ощущаете ли вы запах? Какой? Потушите горящий янтарь в склянке с водой. Спиртовку закройте колпачком.

Ожидаемый результат. Таблица№1.

исследуемое вещество

внешние признаки

физические свойства

химические свойства

янтарь





Задание №2.

Самым замечательным камнем древности был янтарь, который сверкающим самоцветом проходит через века и народы вплоть до наших дней. (А.Е. Ферсман)

Проблема. Добыча балтийского янтаря имеет свою историю. Существовали различные способы добычи этого минерала. Калининградский Янтарный комбинат обеспечивает более 2/3 мирового производства янтаря.

Учебная задача. Определить способы добычи янтаря. Где добывается янтарь в области? Каково значение янтарной отрасли для развития экономики Калининградской области?

Направления исследования

1. На основе текста книги «Калининградская область. Природные ресурсы» (автор Литвин В.М. стр. 14-15) и используя экскурсионные материалы, установить места и способы добычи янтаря. Какое минеральное сырьё добывается попутно с янтарём?

2. Каковы перспективы добычи янтаря и в связи с этим значимости проблемы проектирования направлений развития культурного и экономического ландшафта области?

Ожидаемый результат. Таблица №2.

№п/п

Области применения

Формы применения

(виды продукции)

Сделайте вывод о практической значимости янтаря для человека. Как повлияло наличие данного природного богатства на культурный и экономический облик нашего края? Предложите свои варианты использования янтаря в условиях Калининградской области.

Задание № 3.

Цветной камень – это материал, среди которого веселее и приятнее жить. Он является необходимым элементом общей культуры человека. В нём человек всегда будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы. (Ю. Кочкуров)

Проблема. Янтарь известен человеку более 6 тысяч лет. Человек, сложивший много прекрасных легенд об этом камне, с древних времен научился использовать его красоту и естественные свойства. Задумывался ли современный человек, научившийся «повелевать камнем», о его многовековой истории. Чем обогащает человека знание геологической истории янтаря и истории использования янтаря как поделочного камня?

Учебная задача. Изучить предложенные тексты и ответить на вопросы.

Направления исследования

  1. Корней Тацит (1 в н.э.): «…Из произрастающих в янтарных лесах деревьев…лучи солнца выжимают обильный сок, и он стекает в ближайшее море и силою бурь выносится на противолежащие берега».

А где же находилось то море, волны которого оставляли на берегу золотые брызги янтаря? Что это за Латырь-море, латырь-камень, снадобье? Где находился остров Буян? Что это за Окиян-море?

..

-А кое ж море всем морям отец,

И который камень всем камням отец?

-Ах! Латырь – море всем морям отец.

И Латырь – камень камням отец!

Лежит он среди моря,

Среди моря, среди синего.

Идут по морю много корабельщиков,

У тою камня останавливаются,

Они берет мною с него снадобья,

Посылают по всему свету белому.

Потому Латырь – море морям отец,

Потому Латырь – камень камням отец.


(«Голубая книга», древний литер. памятник Руси)

..

«А лежит нам путь далёк,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана».

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь, господа,

По морю, по Окияну,

К славному царю Салтану».

(Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»)

2. Янтарная комната была подарком прусского короля Фридриха 1 русскому царю Петру 1 после знаменитой битвы под Полтавой, где русские войска одержали победу над «непобедимыми» войсками шведского короля Карла 12. Это был политический и дипломатический дар – плата за безопасность восточных границ королевства, дань уважения подвигам русских солдат, полководческому гению Петра и русских генералов.

Знаток и любитель драгоценных и поделочных камней Фелькерзан так описывает янтарную комнату: «Она представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то тёмному, то светлому, но всегда тёплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусков полированного янтаря почти однообразного, желтовато-коричневого цвета… Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своём роде произведения! Богатый, фантастический стиль барокко, применённый в декорации этой комнаты, ещё увеличивает трудность решения этой задачи. Несмотря на вес технические затруднения, непрочный хрупкий материал, янтарь отлично приспособлен к формам орнамента барокко.

Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырёх человеческих чувств».

Какие свойства янтаря описаны в данном отрывке? Какие стили использованы были при создании янтарной комнаты? Почему автор называет янтарную комнату «настоящим чудом»?

Задание №4.

На основании изученных материалов, отметьте как наличие запасов янтаря повлияло на формирование историко-культурного облика города и края. Какими свойствами и качествами янтаря можно охарактеризовать калининградцев.

Учебная задача. Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.

Слова для справок

Черты характера

Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.

Образ края (города)

Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный






II. Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска. «Сокровище под ногам или этот удивительный песок».

Это только кажется, что песок – обыкновенный. На самом деле он - настоящее сокровище, хранитель многих тайн и удивительных историй.

Задание №1. Случайно на ноже карманном

Найди песчинку дальних стран, -

И снова мир предстанет странным,

Закутанным в цветной туман.

А. Блок

Проблема: то позволяет рассматривать обыкновенный песок как музейный экспонат?

Учебная задача. Рассмотреть образцы песка с побережья Балтийского моря, изучить коллекцию «Минералы и горные породы». На основе наблюдений сделать вывод о составе песка.

Оборудование: пробирки с песком, пластмассовые лоточки, стеклянная палочка, лупа; коллекция «Минералы и горные породы».

Направления исследования

1.Рассмотрите с помощью лупы образцы песка.

  1. Рассмотрите коллекцию «Минералы и горные породы».

  2. Изучите теоретическую информацию о составе песка в Калининградской области. (Буруковская Т.Г. Этот удивительный песок. Калининградское книжное издательство, 1983).

Ожидаемый результат. Таблица №3.

Название минерала песка

Химический состав

Цвет и др. физ. свойства


«Рассматривали ли вы песок на пляже? Песчинки все разноцветные. Более 30 минералов создают удивительный пестрый мир песка. Здесь можно найти кварц, полевой шпат, слюду и даже драгоценные камни. Чистый песок называют кварцевым. Окатанные в шарики и капельки частички кварца были когда-то кристаллами удивительной красоты. Ледник, волны и время разрушили эти кристаллы, измельчили, превратили в обыкновенный песок.

Одно из сокровищ кварцевых песков наших пляжей – прозрачные, как слеза, осколки кристаллов горного хрусталя. Хрусталь – разновидность кварца, символ чистоты, невинности, благородства. В составе песков наших пляжей, наряду с горным хрусталем, встречаются его многочисленные родственники: молочно-белый кварц, сероватый «раухкварц» (от нем. «дым»), черный морион.

Если рассмотреть песок у кромки воды, обнаруживается богатство разноцветных песчинок. Это семейство полевых шпатов. На земной поверхности этот минерал быстро разрушается, становясь основой глины. Есть в нашем песке слюда – это самые легкие песчинки. «Глава их семейства» - мусковит. Кто бывал на Куршской косе, видел бурые и черные слои песка, перекрытые более светлыми. Это магнетитовые пески. Магнетит известен человеку очень давно. Его магнитные свойства люди умели использовать 3 тысячи лет назад. К полевым шпатам относится минерал лабрадор. Есть в песке гранат. Крохотные малиново-красные осколочки и кристаллы похожи на ограненные шарики. Если вы утром придете на берег моря, то у самой кромки влажного песка увидите причудливую густо-красную кайму. По латыни зерно – «гранум», название камня гранат означает «зернистый». Наш песок богат альмандином (пурпурно-красный гранат)».

Задание №2.

Пою перед Тобой в восторге похвалу,

Не камням дорогим, не злату, но стеклу.

М. В. Ломоносов.


Проблема. Трудно представить, во что может превратиться песок в руках человека. Возможности его богаты, месторождения многочисленны. В производстве каких изделий применяется песок? Какими свойства должен обладать песок для промышленного использования? Каковы направления его применения в нашей области?

Учебная задача. Оцените запасы песка на территории нашей области и возможные пути его использования.

Оборудование: коллекция «Стекло».

Направления исследования

  1. Изучите теоретическую информацию о месторождениях и промышленном использовании песка. (Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. - Калининград: Янтар. Сказ, 1999.)

2. Рассмотреть коллекцию «Стекло», познакомиться с различными видами стекла и изделиями из стекла.

3. Отразилось ли в облике нашего города стеклодувное дело? Каковы его перспективы и в связи с этим значимости проблемы проектирования направлений развития культурного и экономического ландшафта области?

4. Только ли промышленное значение имеют месторождения песка? Как на облик нашего края повлияла близость Балтийского моря?

Люди нашли обыкновенному стеклу новую жизнь. Используя свойства кварца, они узнали способы заставить песок перевоплощаться во множество красивых и полезных вещей. О самой знаменитой и древней роли кварцевого песка, которая сделала его незаменимым в нашей жизни, рассказывает история гениального человеческого изобретения – стекла. Оно было известно уже в 4 в. до н. э. Восхищаясь красотой стекла, дивясь множеству его профессий, вспомните о простом песке.

Ожидаемый результат: составление логической цепочки «Песок в историко-культурном ландшафте края».


Задание № 3.

Проблема. В произведениях кенигсбергских поэтов различных эпох сконцентрировалась и отозвалась народная любовь к земле Восточной Пруссии. Они жили на той земле, на которой живем сейчас мы. Она их вскормила, вдохновила на творчество, влила соки в их поэзию. Как в стихах поэтов Кёнигсберга отразилась природа края Балтийского моря, природные ресурсы и их использование?

Учебная задача. Прочитайте и проанализируйте стихи, ответьте на вопросы.

Направления исследования

1. В поле зрения – Балтийское море. Где расположена наша область и как найти её на карте?

2. Загадочный мир песчаных дюн. Отгадайте загадку: ножик золотистый, ломоть голубой, ножик сыпучий, ломоть текучий.

3.Главный значок на карте области. Какими природными ресурсами богата наша область? Каково их применение?

Старинная восточно-прусская песня. Иоганна Амброзиус (1854-1938, кенигсбергская поэтесса)

Они все говорят: ты некрасива,

моя непритязательная

Родина,

что нет вершины горной вдоль залива,

что вместо винограда лишь смородина,

нет пальм с их красотой вечнозелёной,

и нет орлов, парящих горделиво,

лишь древность- янтарёк -

теперь всё реже

блеснёт слезой прозрачной и соленой,

по самой-самой кромке побережья.

И вот когда я прихожу, мечтая,

И вижу

в царственном великолепье

дубы могучие вершинами витают

в плывущих облака, и дюны цепью

песчаной золотистой окружают

меня от Мемеля до Кранца, или

дрожат рулады в соловьином горле,

и, словно бы её заворожили,

вдруг чайка надо мной

крыло простёрла, -

тогда меня охватывает радость,

и не могу я вымолвить ни слова.

и ничего иного мне не надо,

и все красоты юга - лишь полова!

Перебираю, словно струны, бусы

янтарные…

И с просветлённым взглядом

я полной грудью запеваю песню:

- О, родина,

в одеждах скромных,

Пруса,

без ложного величья, ты - чудесна!

Ожидаемый результат: составление логической цепочки «Самый западный край».

Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска

«Сокровища под ногами или этот удивительный песок».

Задание 3. (для учащихся 5-го класса)

Проблема. Кто бывал на Куршской Косе, видел бурые и черные слои песка, перекрытые более светлыми. Это магнетитовые пески. Считают, что «чёрные» пески принадлежат древним дюнам (6 тысяч лет назад). Магнетит известен человеку очень давно. Его магнитные свойства люди умели использовать ещё 3 тысячи лет назад. Способность притягивать железные предметы совпадала в воображении древних с притяжением двух любящих сердец.

Учебная задача. Изучите состав песка.

Направление исследования. Поднесите к песку магнит. Что наблюдаете? Сделайте выводы, присутствует ли в изучаемом песке минерал магнетит?

Оборудование и материалы: песок, магниты, коллекция минералов.

Задание 4.

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет. А если рассмотреть песок у кромки воды, обнаружите целое богатство разноцветных песчинок. Это целое богатство минералов.

Учебная задача. Как вы считаете, отражается ли разноцветность песка в характере калининградцев и образе города и края.

Направление исследования

1.На основании изученных свойств песка, отметьте какие качества характера человека, формируются под влиянием природы.

  1. Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.

Слова для справок

Черты характера

Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.

Образ края (города)

Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный.


III. Практикум для исследователя. Мастерская учебного поиска. «Значок на карте края. Глина»

Задание №1.

Откуда всё сие окружающее? Уж не химия ли это?

М. Зощенко

Проблема. Кёнигсберг середины 19 века считался городом «кирпичной неоготики». Её явным выразителями были многочисленные крепостные и «гражданские» ворота, а керамический кирпич во все времена был неотделимым элементом строительных традиций Европы и Кёнигсберга.

Учебная задача: чем же кирпич заслуживает такое внимание?

Направления исследования:

  • Глина- великолепный природный материал.

  • Уникальные калининградские глины: качественные характеристики, месторождения.

  • Керамический кирпич – красота и здоровье. Отличительные качества кирпича.

  • Использование керамического кирпича в строительстве в нашей области.

Ожидаемый результат. Таблица № 4.


Сырьё для производства керамического кирпича. Месторождения глин в Калининградской области.

Отличительные качества керамического кирпича





Задание № 2.

Проблема. Одними из самых значимых ворот являются Королевские. Они пострадали при штурме Кёнигсберга незначительно, но постепенно приходили в аварийное состояние и требовалась их реставрация.

Учебная задача. Каковы причины разрушения архитектурных памятников?

Направления исследования

  • Основные строительные материалы, использованные при строительстве Королевских ворот;

  • Химико-физические процессы в руинированных конструкциях, приводящих к их разрушению;

  • Реставрационные материалы, технология реставрации.

Ожидаемый результат: составление опорного конспекта «Королевские ворота».

Задание № 3.

Черепичный край,

Черепичный рай-

Утро – зарево

Черепичное!

Т. Ленская


Проблема. Керамическая черепица – один из древнейших кровельных материалов. Есть мнение, что глиняная черепица как кровельный материал использовалась в древнем Египте уже 4 тысячи лет назад. Так что не зря именно керамическую черепицу называют королевой среди кровельных материалов – проверенный временем, непревзойдённый по эстетике, надёжности и долговечности. Срок службы качественной черепицы без необходимости проведения ремонта – более 100 лет.

Учебная задача: чем же керамическая черепица привлекает внимание строителей?

Направления исследования

  • Сырьё для производства керамической черепицы.

  • Особенности технологического процесса производства керамической черепицы.

  • Керамическая черепица – красота и надёжность. Преимущества данного кровельного материала.

  • Новые кровельные материалы. Облик города.

Ожидаемый результат: составление опорного конспекта «Керамические материалы, или вперёд в прошлое за красотой и здоровьем».

IV Практикум для исследователя.

Мастерская учебного поиска «Значок на карте края. Глина».

Задание №4 (для учащихся 5-х классов)

Проблема. Известно, что мягкая глина – материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилия, не вложить в работу частичку души и тепла.

Задача. Проанализируйте стихи калининградских поэтов. Что можно назвать «глиняным» символом города, застывшим во времени (как послевоенного, так и современного).

Новосёлы (отрывок)

Кругом видны

Следы войны…

А те дома, что уцелели,

Сегодня все заселены.

Не сняты яблоки и груши.

От глаз каштанами укрыт

Дворец.

Красив был…

Но разрушен.

За ним – кирпичные дворы,

Как буква «П»,

добротной кладки.

И сеновалы хоть куда.

Ворота, правда, не в порядке.

«Поправим.

Это не беда.

Вот жаль дворца, -

Погоревал он… Жернаков Илья

Направление исследования

  • На основании изученных особенностей глины, отметьте какие качества характера человека, формируются под влиянием природы.

  • Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.

Слова для справок

Черты характера

Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.

Образ края (города)

Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный



V. Мастерская научного поиска. Группа «Удивительный мир камня»

Природа - самое удивительное, что у нас есть! В 21 веке камень окружает человека везде. Теперь мы не считаем уже диковинкой великолепные виды каменных мостовых, соборов…Так что же нас теперь так привлекает в камне??!!

Материалы для исследователя

Скалы, горы, обрывы, подводные пещеры, величайшие строения в истории человечества создавались из знакомых нам минералов и камней, драгоценных и просто осадочных пород. Удивительные по своему цвету, строению и свойствам они служат нам на протяжении многих веков…

Проблема. Вы сами видите, какое большое строительство идёт в нашей области: строят жилые дома, магазины, кинотеатры. Прокладываются дороги, возводятся мосты, создаются красивые набережные. И всё это невозможно сделать без строительных материалов – глины, песка, гравия и камня – булыжника.

Учебная задача. Изучить основные месторождения песчано-гравийных смесей, значение камня в разных сферах жизнедеятельности человека.

Направления исследования

  • Камень также древен, как и наша Земля. Миллионы и миллиарды лет он был "вещью в себе" и только с появлением человека у камня началась жизнь. Уже первобытный человек использовал камень как орудие труда. Доисторический человек заметил, что некоторые камни при ударе раскалывались на кусочки с острыми краями. Из него научились, изготавливались ножи, наконечники стрел копья, скребки и др.

Проанализируйте стихотворение

Ведомо всем, что искусству врачей пособляют каменья.

Из человеческих тел изгоняют зловредные хвори,

Ведомо также и то, что каменья бывают причиной

Всяческих благ, дающихся тем, кто должно их носит.

Пусть никого ни дивит – сомнения здесь неуместно.

Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:

В травах сила ведь есть, а в каменьях она лишь мощнее.

Поэма «Книга о камнях» ренский архиепископ Марбод (1038 г).

Составьте логическую цепочку «камень в жизни человека» как менялось его использование в разные исторические периоды.

  • Назовите, памятные места нашего города, где камень играет важную роль. Результаты внесите в таблицу№1

    Памятные места

    Историческая значимость

  • Лабораторный опыт. Проведите опыт взаимодействия с раствором уксусной кислоты мрамора и кусочков камня булыжника.

Осторожно! Кислота! В пробирки опустите по кусочку мрамора и камня, прилейте уксусную кислоту. Запишите свои наблюдения в таблицу.

Ожидаемый результат. Таблица№2

Исследуемое вещество(строительный материал)

Внешние признаки

Физические свойства

Химические свойства. Действие к-ты.

Мрамор




Камень




Как вы считаете, какой материал будет более устойчив к кислотным дождям? Перечислите свойства камня, благодаря которым он - незаменимый строительный материал.

  • Камни, возможно, живут не сами по себе, а являются составной частью «организма» нашей Планеты и выполняют возложенные на них определённые функции.

Составьте логическую цепочку, дополнив её понятиями. Оцените основное направление их использования.

Камень в городе…Камень в природе…Камень-символ...

Справочные материалы. В настоящие время камень используют при облицовке зданий, набережных, мостов, высекают всевозможные памятники. Камень необходим при прокладке дорог. Мощение улиц, площадей, дорожек со временем из простого ремесла превратилось в настоящее искусство. Объединить в одном сооружении функциональность и декоративность, поэкспериментировать с разными вариантами укладки камней, придать вымощенной поверхности индивидуальность — в этом заключается необыкновенная притягательность искусства мощения. Даже в пределах одного и того же способа укладки камней можно создавать самые разнообразные орнаменты: например, выделить цветом ряд камней, опоясать вымощенную поверхность бордюром, наконец, сложить настоящий узорчаты «ковер».

Камень в природе

Держу я камень на ладони

И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую истории

Неторопливо пролистать.

Легенда «Камень лжи»

На левом берегу ручья Лах (п. Пионерский) есть удивительный природный феномен – огромный камень лжи. Название камня легенда объясняет так:

«Однажды юноша, портной из Нойкурена, перед долгой разлукой, прощался со своей любимой девушкой. Они клялись друг другу в верности у расколотого камня. Он сказал: «Так будем же держать клятву, как и камень части которого никогда не сойдутся». Спустя некоторое время они встретились у камня и сказали, что были верны друг другу. В этот миг ударила молния, и части камня сошлись» …Местные жители верили, что между частями этого огромного расколотого камня никогда не пройдет лжец».

Какие качества характера человека ассоциируются со свойствами камня?

Натуральный камень – это душа природы, которая может сделать любой дом неповторимым, потому что каждый камень неповторим так же, как и человек.

Направление исследования

Составьте собирательный портрет калининградца и опишите образ края, используя вспомогательные слова.

Слова для справок

Черты характера

Изменчивость, противоречивость, живость, искренность, открытость, гибкость, пассивность, беззаботность, капризность, общительность, легкость, леность, непринуждённость, избалованность, благоразумие, гордость, жизнерадостность, культурность, любознательность, обаяние, раздражительность, упорство, авантюризм, выносливость, доброта, заносчивость, несдержанность, патриотизм, увлечённость, заботливость. предприимчивость, целеустремленность, твердость.

Образ края (города)

Серый, унылый, солнечный, старинный, древний, современный, уникальный, многоликий, многонациональный, мостовый, дождливый, сырой, привлекательный, ветреный, фабричный, мануфактурный, парковый, янтарный, изменчивый, противоречивый, кирпичный, булыжный, черепичный.

1. Отчётный лист. Мастерская учебного поиска «Сокровища под ногами или этот удивительный песок»

Исследуемое вещество

Внешние признаки

Физические свойства

Песок






VI. Мастерская научного поиска. Группа «Дизайнеры – первооткрыватели».

Учебные задачи. Проанализируйте стихотворение «Юному земляку».

Вот он – край,

Где тебе посчастливилось

Жить и родиться:

Самый западный берег

Великой российской земли.

Здесь под грохот прибоя

Летят перелётные птицы,

И на свет маяка

Возвращаются в порт корабли.

Ты узнай этот край –

Здесь с лихой непогодою споря,

Цепко держатся дюны

За корни балтийской сосны.

Здесь прозрачное солнце

Встает как янтарик из моря,

И ледник нам на память оставил свои валуны.

Ты люби этот край-

Здесь живут настоящие люди,

Что умеют работать,

И землю и море любя.

Ты храни этот край –

Пусть цветущим и мирным он будет,

Навсегда пусть останется

Домом родным для тебя.

Направление исследования.

  • Чтобы вы назвали символами нашего края?

  • Составьте логическую цепочку «Природа – человек – город».

  • Какими природными ресурсами богат наш край?

  • Рассмотрите объекты виртуального «Музея под ногами» (песок, янтарь, камень, глину). Подберите для них слова ассоциации и составьте логическую цепочку по образцу: «Объект – свойство – значение».

  • Использую экспонаты «Музея под ногами» и природные материалы

  • (стекло, листья…), оформите плакат «Символы нашего края»


Итоги работы мастерских учебного поиска

Отчёты представителей групп

Мастерская учебного поиска «Богатство «голубой земли»

На Руси янтарь называли алатырь, латырь. Латырь, снадобье – янтарь, употребляемый не только для украшений, но и как медицинское средство и благовоние. Латырь – море – Балтийское море. Окиян – море – название Балтики, прежде принадлежавшее лишь её северной части (известной ныне как Ботнический залив), рассказывает о представлениях древних мореходов, которые считали это море огромным. Остров Буян – старинный торговый центр и место богатых россыпей янтаря (остров Эзель). Латырь – камень в смысле остров.

Свойства янтаря: электризация, горение со своеобразным смолистым запахом, доказательство органического происхождения. Множество названий янтаря связано с наблюдательностью человека и пониманием красоты, и многоликостью камня. Янтарь вошёл в языки разных народов как вещество, обладающее определёнными свойствами: русский – «глазок», в смысле «блестящий камень»; на Украине – «Горилый камень»; немецкий язык – «бернштейн» - «горючий камень»; на Востоке – «амбра»; др. греческий – «электрон»; персы – «каруба», «похититель смолы» и др.

Естественно, что запасы янтаря определили существование янтарного промысла и соответствующей отрасли производства. Фабрикой прекрасного можно назвать Калининградский янтарный комбинат и более мелкие производства, с которыми мы познакомились в п. Янтарный. В каждом кусочке янтаря таится своя красота и ценность. Из янтаря изготавливают прекрасные украшения и сувениры, янтарный лак, масло, янтарную кислоту, идущую на изготовления лекарств и красок. Многие страны мира покупают у нас янтарную продукцию, благодаря этому знают о нашем западном краешке страны. Это природное богатство определило существование калининградского музея янтаря и позволило работать многим людям и настоящим художникам.

Янтарная комната – «настоящее чудо» по ценности материала, по непревзойдённому искусству мастеров главным образом по теплоте солнечности янтаря. Санкт - Петербург. Фрагмент янтарной комнаты. Калининградский янтарь.

Мастерская «Сокровище под ногами или этот удивительный песок»

Песчинки все разноцветные и разного размера. Более 30 минералов создают пёстрый мир песка: кварц (бесцветная его разновидность – горный хрусталь), полевые шпаты (к ним относится лабрадор), слюда («глава их семейства» - мусковит), гранит, магнетит и один из драгоценных минералов наших песков – гранат.

Логическая цепочка «Песок в историко-культурном ландшафте края»

Солнце→Песок←море

Дюны←Сокровище

Стекло, хрусталь←кварц←минералы→полевые шпаты→

Глина→фарфор,фаянс→предметы быта, произведения искусства

↓ ↓

черепица

кирпич

Здания

Облик города

Отгадка: два залива - это Куршский и Вислинский, а отрезаны они от Балтийского моря «золотистыми ножиками» Куршской и Вислинской косы. Их «биография» тесно связана с историей формирования Балтийского моря. Богатства этих двух кос – песчаные дюны.

Самый западный край

↓ ↓

чайка←Залив, побережье→дубы

песок←Дюны→ янтарёк→бусы


Мастерская «Значок на карте края»

Глина – великолепный природный материал. О высочайшем качестве наших глин свидетельствуют дома и фортификационные постройки 600-800- летней давности. Наиболее значительными месторождениями глин являются Сокольники, Дружба, Лермонтовское, Фрунзенское, Яблоневое, Тельманово. Хорошим качеством отличаются глины более мелких месторождений. Глины пригодны для изготовления обычного пустотелого кирпича, дренажных труб, керамического гравия. В области разрабатывается более 20 месторождений строительных материалов, сырьё которых поступает на местные кирпичные заводы.

Отличительные качества керамического кирпича: натуральный, экологически безопасный, долговечный, надёжная звукоизоляция, огнезащита, защита от внешних факторов, высокая прочность, высокая морозостойкость, достаточная воздухопроницаемость, прекрасный внешний вид, разностороннее применение. Такие качества кирпича позволяют воплотить любую архитектурную идею, не требует дополнительной облицовки, даёт возможность повторного использования, имеет высокую эстетичность кирпичной кладки.

В Калининградском крае не более 10 % нового жилья строится из керамического кирпича. Около 70 % керамического кирпича в нашу область завозится из других стран. Из 100 довоенных завод по производства керамического кирпича и черепицы в настоящее время действуют два. Керамический кирпич и керамическая черепица во все времена были неотъемлемыми элементами строительных традиций Европы и Кёнигсберга. Таким он является и в домах нашего времени.

Опорный конспект «Керамические материалы или вперёд в прошлое за красотой и здоровьем»

Красота Красота

 

Облик края Облик края

 

ЧерепицаУникальностьГлинаВысокое качество кирпич

 

Экологически безопасные строительные материалы

Долговечные строительные материалы

Натуральные строительные материалы

Красивый строительный материал

Здоровье

Высокая продолжительность жизни


  1. Фортификационные сооружения Калининграда и Калининградской области

Работа химико-экологической мастерской

Откуда всё сие окружающее? Уж не химия ли это?

М. Зощенко

Что мы делали…

Задание №1. Проблема. Кёнигсберг середины 19 века считался городом «кирпичной неоготики». Её явными выразителями были многочисленные крепостные и «гражданские» ворота, а керамический кирпич во все времена был неотделимым элементом строительных традиций Европы и Кёнигсберга.

Учебная задача: чем же керамический кирпич заслуживает такое внимание?

Направления исследования

  1. Глина – великолепный природный материал.

  2. Уникальные калининградские глины: качественные характеристики, месторождения…

  3. Керамический кирпич - красота и здоровье. Отличительные качества кирпича.

Задание №2.

Проблема. Одними из значимых ворот являются Королевские ворота. Они пострадали при штурме Кёнигсберга незначительно, но постепенно приходили в аварийное состояние, и потребовалась их реставрация.

Учебная задача: каковы причины разрушения архитектурных памятников?

Направления исследования

  1. Основные строительные материалы, использованные при строительстве Королевских ворот.

  2. Химико-физические процессы в руинированных конструкциях, приводящие к их разрушению.

  3. Реставрационные материалы, технология реставрации.

и что мы сделали…

Инструктивная карточка для работы химико-экологической мастерской

Откуда всё сие окружающее? Уж не химия ли это?

М. Зощенко

Задание №1. Проблема. Кёнигсберг середины 19 века считался городом «кирпичной неоготики». Её явными выразителями были многочисленные крепостные и «гражданские» ворота, а керамический кирпич во все времена был неотделимым элементом строительных традиций Европы и Кёнигсберга.

Учебная задача: чем же керамический кирпич заслуживает такое внимание?

Направления исследования

  • Глина – великолепный природный материал.

  • Уникальные калининградские глины: качественные характеристики, месторождения…

  • Керамический кирпич - красота и здоровье. Отличительные качества кирпича.

Ожидаемый результат: оформление таблицы (см. приложение)

Итоговый вывод:

Задание №2. Проблема. Одними из значимых ворот являются Королевские ворота. Они пострадали при штурме Кёнигсберга незначительно, но постепенно приходили в аварийное состояние, и потребовалась их реставрация.

Учебная задача: каковы причины разрушения архитектурных памятников?

Направления исследования

  • Основные строительные материалы, использованные при строительстве Королевских ворот.

  • Химико-физические процессы в руинированных конструкциях, приводящие к их разрушению.

  • Реставрационные материалы, технология реставрации.

Ожидаемый результат: создание опорного конспекта «Королевские ворота» (см. приложение)

Итоговый вывод:

Приложение №3.




  1. Проект «Гражданская позиция по отношению к природе»

Мастерская научного поиска «Воздух»

Практикум для исследователей

Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало

меньше пыли, или дым сделает так, что на Земле

станет меньше людей.

Дж. Батон.

1. Проблема: большой вклад в загрязнение воздуха до 45 % вносят предприятия топливно-энергического комплекса и ЖКХ. Исследования воздуха в зоне влияния промышленных предприятий, выполненный Калининградским центром Госсанэпиднадзора в 1999 году по сравнению с 1998 г. возрос с 9.5% до 17.5% за счет увеличения находок по сероводороду с 41% до 87.2%, оксиду углерода с 4% до 6.3%.

Учебная задача: как сократить вредное воздействие и выбросы в атмосферу, ЖКХ и ТЭС. Предложите систему, мер, регулирующих нарушение, предпринимателями выбросов в атмосферу.

Направление исследования

    1. Рассмотреть карту г. Калининграда и расположение основных загрязнителей атмосферного воздуха (ТЭС, крупных промышленных предприятий) Внести на контурную карту, таблицу основные загрязнения.

    2. Предложите наиболее экологически чистые и выгодные районы города для будущего жилищного строительства.

    3. Разработайте основные проекты законов, регулирующих загрязнение воздуха.

    4. Предложите пути решения этой проблемы.

Ожидаемый результат: заполнить таблицу.

Основные загрязнители

Основной объект

Практическая значимость

Основные загрязняющие в-ва

Пути решения проблемы


2. Проблема: для 255-ти предприятий города установлены нормативы ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ в атмосферу. На 222-ух предприятиях они выполняются. В жилых районах, окружающих промышленные предприятия, обычно резко повышается заболеваемость в периоды риска инфекционных заболеваний (ОРВИ) и заболеваемость верхних дыхательных путей и хронические заболевания.

Учебная задача. Как сделать безопасными эти районы?!

Направления исследования

1. На карте города такие места выделите чёрным цветом, как экологически опасные зоны.

2. Предложите свои меры по воздействию и контролю за промышленными предприятиями, не выполняющими требования.

3. Внесите эти предприятия в таблицу основных загрязнителей атмосферы.

Ожидаемый результат

1. Карта-схема города (экологически опасные районы)

2. Таблица «Основные загрязнители»


Основной объект

Практическая значимость

Основные загрязнители

Пути решения проблемы


3. Проблема. Однако самым значительным источником загрязнения продолжает оставаться автотранспорт, выбросы от которого в 1999 г. составили 74,25 тыс. т. Вклад автотранспорта в общее загрязнение составляет 86%, выбросы от него превышают таковые от стационарных источников в 6 раз.

Учебная задача. Как сделать наш город и область экологически независимым от автотранспорта. Когда мы сможем глубоко вдыхать свежий воздух в центре города?

Направления исследования

1. Что является основными загрязнителями от автотранспорта? (Изучите литературу «Экологическая ситуация в Калининграде 1999 г.» с. 18-20). Внесите результаты в таблицу «Основные загрязнители»

2. Какие законодательные проекты по решению данной проблемы уже работают в вашей местности?

3. Предложите свои законодательные и действенные меры решения данной проблемы.

4. Внесите коррективы в систему движения (регулировки) транспорта в нашем городе для уменьшения пробок, которые приводят к наибольшим выбросам токсических веществ от автомобиля.

Ожидаемый результат: проект закона.

(на ближайшее время, проект регулировки движения (схема)

1 группа

Источники загрязнения атмосферы (г. Калининграда)

2 группа

Вещество- загрязнение атмосферы


3 группа. Мероприятия по охране атмосферного воздуха

4 группа. Влияние загрязнений воздуха

Человек Растения

  1. Внеклассное мероприятие «О чем поют ракушки…»

(Интегрированный урок (химия, биология) «Живые свидетели из морских глубин»)

Вот раковина…Если ты долго будешь смотреть на неё, то вдруг тебе придёт в голову, что как-то утром солнечный свет упал на эту раковину и так на ней и остался на вечные времена.

К. Паустовский. Берег времён

О чём поют ракушки?

Чем нас они привлекают?

Почему рука так и тянется поднять с песка это чудо природы?

Из сочинений учащихся…

  • Ракушки поют о жизни в море…

  • Человек поднимает с песка ракушку и уносит с собой частичку моря…

  • Прислоните ракушку к уху. Вы услышите шум моря…загадочный, успокаивающий… Ракушка рассказывает о гармонии прекрасного мира, в котором она появилась.

  • Это музыка моря. Волны, бьющиеся о берег, создают эту музыку. Каждый человек, побывавший на море, старается взять что-то на память. А ракушки с древних времён привлекают людей своей причудливой формой.

  • Ракушки поют о своём родном доме. Эта песня может создать покой. Но можно услышать и бушующее море.

  • Они создают настроение. Появляется ощущение, что ты стоишь на берегу море.

В каждом доме, наверное, есть хоть одна ракушка. Это маленький, поющий мир, отделённый от нас тонкой стеночкой. Что нам могут рассказать раковины? О море…о жизни… Достаточно просто закрыть глаза, прислушаться и ракушка расскажет о своём долгом жизненном пути. Кто знает, сколько ей может быть лет? Входя в музей, мы обычно спешим взглянуть на диковинных зверей, роскошно оперённых птиц, гигантских змей… Равнодушно проходим мимо останков растений и животных, когда-то населявших Землю, мимо панцирей и раковин морских животных, обломков скелетов. Но именно они являются настоящими письменами и чертежами истории Земли.

Расследование начинается…

Практикум для исследователей

Карточка №1. Через множество легенд проходит мысль о некой таинственной связи между жемчугом и его владельцем. Предания гласят, что знатоки тибетской медицины по одному лишь изменению блеска жемчужных украшений могли предсказать смерть повелителей за долго до того, как те сами узнавали о своём недуге. Люди давно заметили, что жемчуг тускнеет, если его не носить, что ему необходима близость и тепло человеческого тела.

Попробуйте объяснить, что позволяет сохранять жемчуг блеск при его постоянном ношении?

Карточка №2. Мудрецы древней Индии знали способ оживлять тусклые жемчужины, давая склёвывать их петухам с яркими, радужными хвостами. Предположите, что происходило дальше…

Карточка №3. Доказательство единства химического состава мела, мрамора и арагонита.

Пробирка №1. Мел

Пробирка №2. Мрамор

Пробирка №3. Арагонит (порошок раковин моллюсков)

Прилейте в каждую пробирку по 1-2 мл раствора уксусной кислоты. Что вы наблюдаете? Какой газ выделяется? О чём свидетельствуют данные опыты? Составьте уравнение проведённых реакций. Соблюдайте ТБ.

Карточка №4. Доказательство органического (белкового) происхождения наружного слоя (конхиолин) раковин моллюсков. С помощью тигельных щипцов и спиртовки подожгите раковину (1-2 мин), осторожно понюхайте, соблюдая правила работы со спиртовкой и определения запаха. Что вы ощущаете? О чём свидетельствуют данный запах? Сделайте вывод.

Карточка №5. История использования раковин насчитывает более 10000 лет. Особенно интересна роль раковин как валюты. В прошлом такие «деньги» были широко распространены в Америке, Азии, Африке и Австралии. Предложите свои способы использования раковин. Приведите конкретные примеры и необходимые преобразования раковин для их применения.

Карточка №6. Форма морских раковин занимала математиков в последние 150 лет: закономерности организации этих пространственных спиралей - естественный предмет для построения интересных моделей. Биологам же всегда было интересно как генетическая инструкция работает в конкретном организме, каждый раз с высокой точностью определяя конкретную итоговую форму раковины. Как моллюск достигается столь совершенный результат - одна из интригующих загадок природы. Рассмотрите фотографии и предложите на их основе свои модели.

https://www.youtube.com/watch?v=TsPmA0WGVN0

https://www.youtube.com/watch?v=eB8W58L09wg

Ожидаемый результат: создание опорных конспектов.

  1. Внеклассные мероприятия «Музей песка. Удивительный мир обыкновенного песка»

Вы касались ногою босою

Золотого песка на рассвете?

Любовались песчаной косою

И смеялись

Как малые дети?

М. Гуттуев

Куршская коса. Вонтер Лак

Солёный сон со всех сторон
от солнечной погоды.
Песок сыпуч. Высокий склон
ведёт в морские воды.

Стремятся сосны в высоту
согнутые ветрами.
Мы, разбежавшись, на лету
встречаемся с волнами.

………………………

Куршская коса. Николай Балуев

Ветер Балтики гуляет на просторе,
Ветки сосен – как натянутые струны,
Гонит волны растревоженное море,
Тихо дремлют зачарованные дюны.

Здесь природа открывает двери
В царство самых удивительных чудес,
Где гуляют без опаски звери,
И «танцует» искривлённый лес.

Лентой вдаль уходит полуостров,
В лёгкой дымке заповедные леса,
Да прибоя белая полоска –
Живописна Куршская коса!

Проблема. Почему «обыкновенный песок» стал предметом нашего изучения? Ответ мы сможем получить после посещения нашего музея.

Экскурсия начинается…

У песка интересная и непростая биография. Началась она миллиарды лет назад. «Скульпторами» внешности Земли были: солнце, воздух, вода, ледники.

Павел Богданов. Куршская коса

Между солёной и пресной водой

Рядом дюны и лес.

Восхищались мы Куршской косой

Как одним из великих чудес.

А танцующий лес танцевал

Вместе с нами, вместе с нами

Ветерок нам тихонько шептал.

………………………………….

Вопрос: приходилось ли вам видеть, как эффектно выглядят откосы крутого морского берега, подмытые волнами в районе Светлогорска или п. Отрадное? Что вы наблюдали?

(См. приложение №4. Фото № 6-11)

Работа с коллекцией «Пески». Рассматривали ли вы песок на пляже? Давайте сейчас рассмотрим образцы песков Балтийского побережья. Что вы наблюдаете?

В состав наших песков входят до 30 минералов: кварц, полевой шпат, слюда и даже драгоценные камни.

Чистый песок называется кварцевым. Люди нашли ему новую жизнь. О самой знаменитой и древней роли кварцевого песка, которая сделала его незаменимым в нашей жизни, рассказывает история гениального человеческого изобретения – стекла. Оно было известно ещё в 4 веке до н.э.

М.В. Ломоносов писал: «Пою перед Тобой в восторге похвалу, не камням дорогим, ни злату, но Стеклу».

Работа с коллекцией «Стекло». Задание. Перечислите области применения стекла.

Работа с картой Калининградской области. Задание. Отметьте на карте месторождения песков (Неманское, Рыбачье, Комсомольское).

Знакомство продолжается…

Обратите внимание на образцы горного хрусталя в коллекции. Долгое время бытовало мнение о «кровном» родстве кварца и льда.

В 17 в. англ. Философ Роберт Бойль провёл опыт, который до него не догадался сделать никто: сравнил плотность льда и кварца.

Вопрос. Что он обнаружил?

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом, "кристалл" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя, появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Хрусталь светился незаметно
Во мраке комнаты ночной,
В шкафах стоял он повсеместно,
И днем сверкал такой родной.
Он чью-то память озаряет,
И розы сохранит бутон,
И так загадочно блистает,
Водой холодною пленён.
В его искристых завитках
Души увидим мы порывы,
А сколько было мастерства
В твореньи из песка и пыли!
Он струи света растворяет,
И радуги, стремясь пропасть,
Вдруг снова рядом возникают,
Цветами радостно смеясь.
Хрустальным голос называют,
У Пушкина — хрустальный дом,
Хрустальный дождь в начале мая,
И лёд зимою за окном.
Пылали кубки золотые
В сказаньях древних за столом,
Держу в руках я свой любимый
Бокал хрустальный — полон он.

Гафин Иван

В наших песках можно найти и целое семейство полевых шпатов. На земной поверхности это минерал быстро разрушается, становясь основой глины.

Задание. Перечислите области применения глины.

Р абота с картой Калининградской области. Задание. Отметьте на карте месторождения глин (Владимировское, Зеленоградское, Черняховское).

К полевым шпатам относится и лабрадор. В калининградском зоопарке установлена мемориальная доска из лабрадора сражавшимся здесь советским солдатам.

Ещё одно сокровище наших песков…гранат.

Самый распространённый из них – альмандин, пурпурно-красный. Именно им богаты наши пески.

Индийская легенда. …Долго страшное чудовище опустошало земли по берегам Ганга. В борьбу с драконом вступил отважный царь Ассур. Он был ранен, капли крови падали в воды Ганга и застывали рубинами. Кровь Ассура пролилась и в песок по берегам реки. Здесь она превращалась в гранаты алые…

Наша экскурсия по залам музея подошла к концу, но мы ещё вернёмся…новыми экспонатами пополняется наш музей.

Теперь мы сможем ответить на проблемный вопрос: «Почему «обыкновенный песок» стал предметом нашего изучения?»

«Это только кажется, что песок-обыкновенный. На самом деле он - настоящее сокровище, хранитель многих тайн и удивительных историй».


  1. Урок- мастерская «Удивительное рядом…Стекло. Керамика»

Цикл занятий «Промышленные производства»

(опыт историко-научного подхода к изучению проблемы)

Служению человечеству-благодарная роль химии.

М.В. Ломоносов

В химии принципиально не может быть отходов.

Д.И. Менделеев

Задачи проекта: разработка схемы предприятий по производству стекла и керамических изделий, развитие международных связей в регионе.

Выбор темы обусловлен: интересным историко-культурным аспектом; наличием сырья для данных предприятий.

На сегодняшний день доля силикатных изделий в общем объёме промышленной продукции достаточно велика. К тому же многообразные возможности переработки и улучшения силикатного сырья ещё далеко не исчерпаны.

Заседание научного совета

Содержание понятия

«Химическое производство»

↓ ↓ ↓

Сырьё Химизм основных процессов,

выбор оптимальных условий Принципы устройства и работы производственных аппаратов

↓ ↓ ↓

Потери сырья при добыче, Побочные продукты промежут. Загрязнение окруж. среды

транспортировке, хранении реакций и выброс целевого

и переработке продукта

↓ ↓ ↓

Природоохранные мероприятия


Кафедра геохимии. Наука – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей. Бернал

Кафедра химической технологии. «Технология» - учение о мастерстве.

Кафедра экология

Мир – это море.

Плыть желаешь-

Построй корабль из добрых дел. Рудаки

Кафедра экономики. «Экономика» - искусство ведения хозяйства.


Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ.

М.В. Ломоносов



Литература


  • Рудольф Буруковский. О чём поют ракушки. - Калининградское книжное издательство, 1977.

  • Буруковский Рудольф, Подольская Марина. О чём поют ракушки. - «Kazan-Казань», 2013.

  • Буруковская Т. Г. Этот удивительный песок. - Калининградское книжное издательство, 1983.

  • Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. - Калининград, 1989. -191.

  • Ваулина В.Д. Наш край: Калинингр. обл.: Пособие по краеведению для учащихся нач. кл. общеобразоват. шк. – Калининград: Кн. Изд-во, 1988. -167.

  • П.П. Кучерявый, Г.М. Федоров. География Калининградской области. Пособие по краеведению для учащихся средней школы. Калининградское книжное издательство, 1989.

  • Литвин В.М. и др. Калининградская область. Природные ресурсы. - Калининград: Янтар. Сказ, 1999. -189с.













Приложение

Фото №1-5.






Фото №6 -11.











9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!