ОБОУ ДО «Суджанская детская школа искусств»
Учебное пособие для обучающихся
СБОРНИК КРОССВОРДОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(1 – 2 год обучения)
Автор-составитель:
Бабичева Н.А.
преподаватель по классу скрипки
и теоретических дисциплин
Пояснительная записка.
Часто возникает проблема, что детям неинтересно изучать те или иные дисциплины в школе. Целью данного сборника является развитие интереса к музыкальной литературе. Использование кроссвордов по этому предмету в течении двух лет дают возможность развивать и поддерживать этот интерес, разнообразить формы работы на уроках. Ответы на вопросы кроссвордов способствуют развитию логического мышления, памяти, вниманию учащихся, а также помогают преподавателю в интересной форме проверить их знания.
Кроссворды составлены по основным темам программы музыкальной литературы в ДМШ 1 и 2 года обучения. Вопросы рассчитаны на тот объём и уровень знаний, которыми обладают учащиеся на данном этапе.
В каждом кроссворде по 10 слов: одно – ключевое – по вертикали, остальные девять – по горизонтали. Это даёт возможность педагогу удобно оценивать ответы детей (например, каждый правильный ответ – 0,5 балла). По каждой теме представлено 2 варианта кроссвордов. Поэтому можно на уроках проводить самостоятельную проверочную работу по вариантам. Можно применять другие формы работы с кроссвордами для проверки знаний:
Соревнование двух команд;
Отгадывание по вопросам педагога по принципу «кто первый ответит» (так сказать публичное выявление лидера) и др.
Во время отгадывания кроссвордов на уроках можно включить музыку, которая может подсказать ответ на тот или иной вопрос. В этом отношении каждому педагогу проще решить, какой фрагмент предложить детям для прослушивания. В некоторых случаях дети могут найти ответ в рисунке, который прилагается к данному кроссворду.
Составление кроссвордов по какой-либо теме можно использовать и как домашнее задание. Дети учатся правильно ставить вопросы к нужным понятиям, лучше усваивают материал, с большим увлечением относятся к такому виду домашнего задания.
Двухгодичный опыт использования кроссвордов по музыкальной литературе показал, что данная форма работы улучшает качество знаний учащихся и способствует развитию интереса к музыкальной литературе.
О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА
| | 1. | | | | | |
| | | 2. | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | |
| 5. | | | | | | | | | |
| 6. | | | | | |
7. | | | | | | | | |
| 8. | | | | | | |
| 9. | | | | | | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (1 вариант)
По вертикали:
Восьмая пьеса из сюиты «Картинки с выставки».
По горизонтали:
«Пер Гюнт» - Э. Григ, «Карнавал животных» - К. Сен-Санс, «Ученик чародея» - … .
Пьеса из цикла «Картинки с выставки» - «Старый …».
Одна из быстрых пьес в «Карнавале животных».
Пьеса из сюиты «Пер Гюнт» - «… Анитры».
Основной штрих, использованный в начале пьесы «В пещере горного короля».
Пьеса из сюиты «Карнавал животных».
Художник и архитектор, работы которого вдохновили Мусоргского на создание цикла «Картинки с выставки».
Пьеса из «Карнавала животных».
Что было изображено на рисунке, который послужил поводом для создания пьесы «Избушка на курьих ножках»?
«ПОРА НАМ В ОПЕРУ СКОРЕЙ» (А.С. Пушкин)
| 1. | | | | | |
| 2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | |
| 6. | | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | |
| 8. | | | | | | | |
9. | | | | | | |
ОПЕРНЫЙ ЖАНР (1 вариант)
По вертикали:
Нотная запись, в которой сведены воедино партии всех голосов и инструментов.
По горизонтали:
Жанр «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
Высокий женский певческий голос.
Опера Римского-Корсакова на сказочный сюжет.
Оркестровая пьеса, которая является вступлением к опере.
Разновидность арии (небольшая ария лирического характера, в переводе – вроде арии).
Пение близкое к напевной декламации.
Опера Глинки «Иван …».
Автор оперы «Князь Игорь».
Опера Моцарта «Волшебная …».
НА СИМФОНИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ
| 1. | | | | | | |
| 2. | | | | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | | | |
| | | | 5. | | | | | | | | | |
| 6. | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | |
8. | | | | | | | |
9. | | | | | | | | | | | | | |
СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР (1 вариант)
По вертикали:
Имя композитора Бородина
По горизонтали:
Один из венских классиков.
Что предшествует главной партии в симфонии №103 Гайдна (в I части)?
Третий раздел сонатной формы.
Русский, советский композитор, в творчестве которого насчитывается семь симфоний.
Первый раздел сонатной формы.
Музыкальная форма, в которой написана II часть Пятой симфонии Бетховена.
Третья часть симфоний Моцарта и Гайдна.
Темп II части симфонии №103 Гайдна.
Название Второй симфонии Бородина.
КАК ГОВОРИТ МУЗЫКА
| 1. | | | | | | | |
| | 2. | | | | |
| 3. | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | |
| 5. | | | | | | | | |
| 6. | | | | | | |
| 7. | | | | | | | | | | |
| 8. | | | | | |
9. | | | | | | | | | | | | | | |
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ (1 вариант)
По вертикали:
Напряжённое, резкое созвучие (в переводе с английского – «нестройно звучу»).
По горизонтали:
Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Он бывает ровный, пунктирный и др.
Часть звукового диапазона (объёма) инструмента.
Один из штрихов.
Темп – это … движения.
Автор оперы «Руслан и Людмила».
Симфоническая сюита Римского-Корсакова.
Лад, в котором звучит главная партия Седьмой симфонии Прокофьева.
Название Второй симфонии Бородина.
МУЗЫКА БЕЗ СЛОВ
В ней интеллект, душа, свобода, вдохновенье
И виртуоза-исполнителя уменье.
| 1. | | | | | |
| 2. | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | | | |
| 5. | | | | | |
| 6. | | | | | | | |
7. | | | | | | | |
| 8. | | | | | | | | |
| | | 9. | | | | | | | | |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (1 вариант)
По вертикали:
Первая часть сюиты Баха.
По горизонтали:
Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:
«Голубенький, чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок».
Торжественный бальный танец, один из ведущих жанров в творчестве Шопена.
Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир».
Инструмент, для которого написаны почти все произведения Шопена.
Автор фортепианного цикла «Карнавал».
Вторая часть сюиты Баха.
Один из жанров, широко представленный в творчестве Шопена, в переводе – «ночной».
Что предшествует каждой фуге в «ХТК»?
«Патетическая …» Бетховена.
МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
| 1. | | | | | | | |
| 2. | | | | |
3. | | | | | | | | | | |
| 4. | | | | | |
| 5. | | | | | |
| 6. | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | |
| 8. | | | | | | |
9. | | | | | | | | | | |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ (1 вариант)
По вертикали:
Русский советский композитор, автор оперы «Любовь к трём апельсинам».
По горизонтали:
Повторение какого-либо раздела музыкального произведения.
Автор Норвежского танца Ля Мажор.
Одно из построений музыкальной формы.
Оборот, завершающий какое-либо построение.
Музыкальная форма, имеющая схему АВАСА …
Произведение, которое пишется в форме сонатно-симфонического цикла.
«Детский …» Чайковского.
Знаменитое произведение Равеля для оркестра.
Раздел куплетной формы.
В ОГРОМНОМ МИРЕ ИНСТРУМЕНТОВ
1. | | | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | |
5. | | | | | | | | | | |
| 6. | | | | | | | |
| 7. | | | | | |
| 8. | | | | | | | |
| | | | | 9. | | | | | | | | |
ТЕМБРЫ (1 вариант)
По вертикали:
Старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано.
По горизонтали:
Один из ведущих инструментов в оркестре русских народных инструментов.
Инструмент, для которого написана мелодия пьесы Сен-Санса «Лебедь».
Фамилия выдающихся итальянских мастеров изготовления смычковых инструментов.
Создатель первого оркестра русских народных инструментов.
Какой инструмент был сконструирован (изобретён) в 1709 году?
Инструмент из группы струнно-смычковых.
Деревянный духовой инструмент.
Французский композитор, выдающийся мастер клавесинной музыки (17 – 18 вв.)
Пьеса из произведения «Картинки с выставки», в которой мелодию ведёт туба.
ОКРЫЛЁННОЕ МУЗЫКОЙ СЛОВО
| 1. | | | | | |
| 2. | | | | | | |
| 3. | | | | | | | |
4. | | | | |
| 5. | | | | | | |
| 6. | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | | |
8. | | | | | | | |
| 9. | | | | | |
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР (1 вариант)
По вертикали:
Песня (романс) Глинки из вокального цикла «Прощание с Петербургом».
По горизонтали:
«В движенье мельник … ведёт».
Драматическая песня Даргомыжского «Старый …».
Последнее (незавершённое) произведение Моцарта – заупокойное песнопение.
«А, и было … на Неве-реке».
Автор вокального цикла «Прекрасная мельничиха».
Автор слов вокального цикла «Прощание с Петербургом».
«Прощание с Петербургом» - вокальный цикл, «Лесной царь» - баллада, «Александр Невский» Прокофьева - … .
Автор романса «Гори, гори, моя звезда».
Кому посвятил Глинка свой романс «Я помню чудное мгновенье»?
О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА
1. | | | | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | | |
| 3. | | | | |
| 4. | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | |
| 6. | | | | | | |
| 7. | | | | |
| | | | | | 8. | | | | | |
| | | | | | 9. | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (2 вариант)
По вертикали:
Восьмая пьеса из цикла «Картинки с выставки».
По горизонтали:
Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Пьеса из сюиты «Карнавал животных».
Пьеса из Первой сюиты «Пер Гюнт».
Одна из медленных пьес в «Карнавале животных».
«Картинки с выставки» - фортепианный цикл, «Пер Гюнт» - две оркестровые сюиты, «Ученик чародея» - симфоническое … .
Основной штрих в пьесе «Лебедь».
Пьеса из цикла «Картинки с выставки».
Норвежский драматург, автор пьесы «Пер Гюнт».
Пьеса из цикла «Картинки с выставки» - «Лиможский …».
«ПОРА НАМ В ОПЕРУ СКОРЕЙ» (А.С. Пушкин)
| 1. | | | | | |
| 2. | | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | | | |
| 6. | | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | |
| | | 8. | | | | | | | |
| | | 9. | | | | | | | | | |
ОПЕРНЫЙ ЖАНР (2 вариант)
По вертикали:
Нотная запись, в которой сведены воедино партии всех голосов и инструментов.
По горизонтали:
Жанр «Снегурочки» Островского.
Разновидность арии (лирико-повествовательного, певучего характера).
Опера Россини «Севильский …».
Литературный текст оперы.
Жанр оперы Моцарта «Волшебная флейта» (немецкая разновидность комической оперы).
Музыкальная тема, характеризующая какой-либо образ и неоднократно повторяющаяся в опере.
Опера Глинки «… и Людмила».
Средний мужской певческий голос.
Переложение на фортепиано какой-либо партитуры.
НА СИМФОНИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ (2 вариант)
| 1. | | | | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
| 4. | | | | | | |
| 5. | | | | | | | |
| 6. | | | | | |
| 7. | | | | | |
8. | | | | | | |
9. | | | | | | | | | | | | |
СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР (2 вариант)
По вертикали:
Имя русского композитора Бородина.
По горизонтали:
Второй раздел сонатной формы.
Темп первой части «Пятой симфонии» Бетховена.
Симфония №103 Гайдна «С … литавр».
Третья часть «Пятой симфонии» Бетховена.
Страна, которая дала миру трёх венских классиков.
Композитор, которого называют «отцом симфонии».
Четвёртая часть классической симфонии.
«Так … стучится в дверь» - слова, определяющие смысл начального мотива «Пятой симфонии» Бетховена.
Название симфонии №7 Шестаковича.
КАК ГОВОРИТ МУЗЫКА
| 1. | | | | | | | |
| 2. | | | | | |
| 3. | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | |
| 5. | | | | | | | |
6. | | | | | | | |
| 7. | | | | | | |
| 8. | | | | | | | | | | |
| | | | | | 9. | | | | | |
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ (2 вариант)
По вертикали:
Стройное, согласное звучание (в переводе с латинского – слитно звучу).
По горизонтали:
Способы изложения музыкального материала.
Лад, в котором звучит побочная партия «Богатырской» симфонии.
Сила звука в музыке.
Он бывает низкий, средний, высокий.
Вступительные … увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинка назвал «богатырскими ударами кулаком».
Автор «Богатырской» симфонии.
Один из штрихов.
Последовательность созвучий и их взаимосвязь между собой.
«Шехеразада» - это симфоническая … .
МУЗЫКА БЕЗ СЛОВ
В ней интеллект, душа, свобода, вдохновенье
И виртуоза - исполнителя уменье.
1. | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | | |
| 4. | | | | |
5. | | | | | | |
| 6. | | | | | | |
| | | 7. | | | | | | | |
| | | 8. | | | | |
| | | 9. | | | | | | | |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (2 вариант)
По вертикали:
Третья часть сюиты Баха.
По горизонтали:
Автор фортепианного цикла «Времена года».
Один из ведущих жанров в творчестве Шопена (польский народный танец).
Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».
Сложное полифоническое произведение (в переводе с латинского – бег).
Пьеса из «Времён года», для которой предназначен эпиграф:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши».
«Хорошо темперированный …» Баха.
Фортепианный цикл Шумана.
«Революционный …» Шопена.
Заключительная часть сюиты Баха.
МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
| 1. | | | | | |
| 2. | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | | | |
| 4. | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | |
| 6. | | | | |
7. | | | | | | |
| 8. | | | | | |
| 9. | | | | | |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 вариант)
По вертикали:
Русский советский композитор, автор оперы «Любовь к трём апельсинам».
По горизонтали:
Самая краткая музыкальная форма.
Музыкальная форма 1 части сонаты «№ 11 Ля Мажор» Моцарта.
Первый раздел сонатного аллегро.
Шестая пьеса из цикла Чайковского «Времена года».
Произведение, которое пишется в форме сонатного аллегро.
Небольшое построение музыкальной формы.
Автор «Болеро».
Что представляет собою 3 часть симфоний Гайдна и Моцарта?
Раздел куплетной формы.
В ОГРОМНОМ МИРЕ ИНСТРУМЕНТОВ
| 1. | | | | | |
2. | | | | | |
| 3. | | | | | |
| 4. | | | | | | | |
5. | | | | | | | | |
| 6. | | | | | | | | |
| 7. | | | | | | | |
| 8. | | | | | | | |
| 9. | | | | | | | | | |
ТЕМБРЫ (2 вариант)
По вертикали:
Старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано.
По горизонтали:
Популярная пьеса Баха, в которой солирует флейта (часть сюиты «Си Минор»).
Древний русский народный струнно-щипковый инструмент.
Инструмент, исполняющий тему «Веника» в симфоническом скерцо Дюка «Ученик чародея».
Инструмент из группы ударных с определённой высотой звучания.
Легендарный скрипач и композитор XIX века.
Балет Чайковского, для которого автор специально выписал из Франции челесту.
Медный духовой инструмент.
Деревянный духовой инструмент.
Великий итальянский мастер изготовления скрипок.
ОКРЫЛЁННОЕ МУЗЫКОЙ СЛОВО
| 1. | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | |
| 3. | | | | | | | |
| 4. | | | | | | |
| 5. | | | | | | | |
6. | | | | | | | | |
| 7. | | | | | |
8. | | | | | | | |
9. | | | | | | | | |
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР (2 вариант)
По вертикали:
Песня (романс) Глинки из вокального цикла «Прощание с Петербургом».
По горизонтали:
Автор слов песни «Старый капрал».
«Прекрасная мельничиха» - вокальный цикл, «Александр Невский» - кантата, «Лесной царь» Шуберта - … .
Романс Даргомыжского «Титулярный …».
Популярный романс Алябьева на слова Дельвига.
Песня Шуберта на слова Рельштаба (лирического характера).
Автор романса «На заре ты её не буди».
«Между небом и землёй … раздаётся».
«Ледовое …» из кантаты «Александр Невский».
Автор кантаты «Александр Невский».
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1 вариант
| | Д | Ю | К | А | |
| | | З | А | М | О | К | | |
| А | Н | Т | И | Л | О | П | А |
| Т | А | Н | Е | Ц | |
| С | Т | А | К | К | А | Т | О | |
| С | Л | О | Н | |
Г | А | Р | Т | М | А | Н | |
| Л | Е | Б | Е | Д | Ь | |
| Ч | А | С | Ы | | | | | | | |
2 вариант
М | У | С | О | Р | Г | С | К | И | Й | |
| А | К | В | А | Р | И | У | М | |
| У | Т | Р | О | |
| Ч | Е | Р | Е | П | А | Х | А | |
| С | К | Е | Р | Ц | О | |
| Л | Е | Г | А | Т | О | |
| Г | Н | О | М | |
| | | | | | И | Б | С | Е | Н | |
| | | | | | Р | Ы | Н | О | К | | |
Содержание музыкальных произведений отражается прежде всего в их названиях, поэтому большинство вопросов в кроссвордах по этой теме связаны именно с названиями. Кроме того, здесь предложены логические цепочки, с которыми дети справляются достаточно просто. Сложнее им даются вопросы, связанные с фамилиями (Ибсен, Гартман), которые на уроках звучат как бы мимоходом. Чтобы облегчить учащимся задачу, нужно перед началом работы вспомнить эти фамилии и связанные с ними истории создания музыкальных произведений. В некоторых вопросах, направленных на развитие мышления, нужное слово подсказывает указание темпа, например, :одна из быстрых пьес в «Карнавале животных» - «Антилопа», медленная – «Черепаха».
Есть тут и вопросы, связанные с предыдущей темой: штрихи, играющие большую роль в создании конкретного образа («В пещере горного короля» - стаккато, «Лебедь» - легато).
ОПЕРНЫЙ ЖАНР
1 вариант
| П | О | Э | М | А | |
| С | О | П | Р | А | Н | О | |
С | Н | Е | Г | У | Р | О | Ч | К | А | |
| У | В | Е | Р | Т | Ю | Р | А | |
| А | Р | И | О | З | О | |
| Р | Е | Ч | И | Т | А | Т | И | В | |
| С | У | С | А | Н | И | Н |
| Б | О | Р | О | Д | И | Н | |
Ф | Л | Е | Й | Т | А | |
2 вариант
| П | Ь | Е | С | А | |
| К | А | В | А | Т | И | Н | А | |
| Ц | И | Р | Ю | Л | Ь | Н | И | К | |
Л | И | Б | Р | Е | Т | Т | О | |
| З | И | Н | Г | Ш | П | И | Л | Ь |
| Л | Е | Й | Т | М | О | Т | И | В | |
| Р | У | С | Л | А | Н | |
| | | Б | А | Р | И | Т | О | Н | |
| | | К | Л | А | В | И | Р | | | | |
В кроссвордах по оперному жанру используются, в основном, общие слова, касающиеся этой темы.
Изучая оперные жанры, мы ведём речь о жанрах в литературе, отсюда вопросы о жанрах первоисточников: пьеса, поэма.
Слова: речитатив, лейтмотив, либретто, клавир, певческие голоса мы записываем в словарь, значит, знание этих терминов необходимо.
Кроме того, в этих кроссвордах ставятся вопросы о названиях опер и их авторах. При изучении оперного жанра мы знакомимся с историей его возникновения и развития, а также с разновидностями опер: сериа, буффа, зингшпиль, отсюда вопрос о разновидности немецкой комической оперы («Волшебная флейта»).
СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР
1 вариант
| М | О | Ц | А | Р | Т | |
| В | С | Т | У | П | Л | Е | Н | И | Е | |
| Р | Е | П | Р | И | З | А | |
| П | Р | О | К | О | Ф | Ь | Е | В | |
| | | | Э | К | С | П | О | З | И | Ц | И | Я |
| В | А | Р | И | А | Ц | И | И | |
| М | Е | Н | У | Э | Т | |
А | Н | Д | А | Н | Т | Е | |
Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | С | К | А | Я | | | |
2 вариант
| Р | А | З | Р | А | Б | О | Т | К | А | |
| А | Л | Л | Е | Г | Р | О | |
Т | Р | Е | М | О | Л | О | |
| С | К | Е | Р | Ц | О | |
| А | В | С | Т | Р | И | Я | |
| Г | А | Й | Д | Н | |
| Ф | И | Н | А | Л | |
С | У | Д | Ь | Б | А | |
Л | Е | Н | И | Н | Г | Р | А | Д | С | К | А | Я |
В вопросах по симфоническому жанру упоминаются закономерности строения классической симфонии, которые изучались в теме «Музыкальные формы», следовательно, вопросы о разделах сонатного аллегро и частях симфонии являются повторением – это положительный момент, так как он повышает уровень усвоения материала.
Рамки кроссвордов не позволяют широко осветить ту или иную тему, а тем более симфонический жанр, но всё же понимание этого жанра учащимися в кроссвордах определённо просматривается.
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ
1 вариант
| М | Е | Л | О | Д | И | Я | |
| | Р | И | Т | М | |
| Р | Е | Г | И | С | Т | Р | |
| С | Т | О | К | К | А | Т | О |
| С | К | О | Р | О | С | Т | Ь | |
| Г | Л | И | Н | К | А | |
| Ш | Е | Х | Е | Р | А | З | А | Д | А | |
| М | И | Н | О | Р | |
Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | С | К | А | Я | | | | |
2 вариант
| Ф | А | К | Т | У | Р | А | |
| М | А | Ж | О | Р | |
| Д | И | Н | А | М | И | К | А |
| Р | Е | Г | И | С | Т | Р | | | |
| А | К | К | О | Р | Д | Ы | |
Б | О | Р | О | Д | И | Н | |
| Л | Е | Г | А | Т | О | |
| Г | А | Р | М | О | Н | И | Я | | | |
| | | | | | С | Ю | И | Т | А | |
Изучая элементы музыкальной речи, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся сразу же запоминали названия, жанры и авторов изучаемых произведений, поэтому соответствующие вопросы включены и в кроссворды. Ключевые слова «консонанс», «диссонанс» и их перевод мы записываем, когда ведём разговор о гармонии. Вопросы о ладах специально поставлены так, чтобы они были связаны с прослушанными произведениями. Со штрихами дети знакомятся с самого начала обучения игре на инструменте, поэтому вопрос о штрихах можно считать достаточно простым. В обоих вариантах есть слово «регистр», но зато к этому слову поставлены по-разному вопросы (о диапазоне говорим при знакомстве с регистрами), поэтому нельзя считать ответы простым дублированием в обоих вариантах.
ИНСТУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР
1 вариант
| А | П | Р | Е | Л | Ь |
| П | О | Л | О | Н | Е | З | |
| М | А | С | Л | Е | Н | И | Ц | А |
| Ф | О | Р | Т | Е | П | И | А | Н | О |
| Ш | У | М | А | Н | |
| К | У | Р | А | Н | Т | А | |
Н | О | К | Т | Ю | Р | Н | |
| П | Р | Е | Л | Ю | Д | И | Я | |
| | | С | О | Н | А | Т | А | | | |
2 вариант
Ч | А | Й | К | О | В | С | К | И | Й | |
М | А | З | У | Р | К | А | |
| Б | А | Р | К | А | Р | О | Л | А | |
| Ф | У | Г | А | |
Н | О | Я | Б | Р | Ь | |
| К | Л | А | В | И | Р | |
| | | К | А | Р | Н | А | В | А | Л |
| | | Э | Т | Ю | Д | |
| | | Ж | И | Г | А | | | | |
В кроссвордах по инструментальному жанру ключевые слова разные, но по степени трудности находятся на одном уровне. Обычно, если учащийся знает название первого танца сюиты Баха, то он знает и остальные. Мы, например, эти трудные незнакомые слова (названия основных частей сюиты), учим как скороговорку в классе.
При изучении «Времён года» я зачитываю стихотворные эпиграфы к некоторым пьесам цикла, а дети угадывают, к какому месяцу они относятся, поэтому вопросы в кроссворде, связанные со стихотворными цитатами, для них не являются неожиданными.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
1 вариант
| Р | Е | П | Р | И | З | А | |
| Г | Р | И | Г | |
П | Р | Е | Д | Л | О | Ж | Е | Н | И | Е |
| К | А | Д | А | Н | С |
| Р | О | Н | Д | О | |
| С | И | М | Ф | О | Н | И | Я | |
| А | Л | Ь | Б | О | М | |
| Б | О | Л | Е | Р | О | |
П | Р | И | П | Е | В | | | | | |
2 вариант
| П | Е | Р | И | О | Д |
| В | А | Р | И | А | Ц | И | И |
| Э | К | С | П | О | З | И | Ц | И | Я |
| Б | А | Р | К | А | Р | О | Л | А |
| С | О | Н | А | Т | А | |
| Ф | Р | А | З | А |
Р | А | В | Е | Л | Ь | |
| М | Е | Н | У | Э | Т |
| З | А | П | Е | В | |
В кроссвордах по теме «Музыкальные формы» в основном используются слова, связанные с разделами различных музыкальных форм, а кроме того, упоминаются авторы и названия их произведений, на примере которых изучается эта тема.
Иногда затруднение вызывают вопросы о разделах куплетной формы, поэтому рекомендуется акцентировать внимание на словах «запев» и «припев» при изучении куплетной формы.
ТЕМБРЫ
1 вариант
Б | А | Л | А | Л | А | Й | К | А | |
| В | И | О | Л | О | Н | Ч | Е | Л | Ь |
| Г | В | А | Р | Н | Е | Р | И | |
| А | Н | Д | Р | Е | Е | В | |
Ф | О | Р | Т | Е | П | И | А | Н | О | |
| С | К | Р | И | П | К | А | |
| Г | О | Б | О | Й | |
| К | У | П | Е | Р | Е | Н | |
| | | | | Б | Ы | Д | Л | О | | | | |
2 вариант
| Ш | У | Т | К | А | |
Г | У | С | Л | И | |
| Ф | А | Г | О | Т | |
| Л | И | Т | А | В | Р | Ы | |
П | А | Г | А | Н | И | Н | И | |
| Щ | Е | Л | К | У | Н | Ч | И | К |
| Т | Р | О | М | Б | О | Н | |
| К | Л | А | Р | Н | Е | Т | |
| С | Т | Р | А | Д | И | В | А | Р | И |
В разделе «Тембры», главным образом, используются вопросы на знание состава симфонического и русского народного оркестров.
Изучая тембры инструментов, мы всегда ведём речь об истории того или иного инструмента (обычно дети делают доклады о каком-либо инструменте – один раз в четверти), поэтому в кроссвордах встречаются вопросы о знаменитых именах мастеров изготовления скрипок: Страдивари и Гварнери, создателя оркестра русских народных инструментов Андреева и др.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР
1 вариант
| Ж | И | З | Н | Ь | |
| К | А | П | Р | А | Л | |
| Р | Е | К | В | И | Е | М | |
Д | Е | Л | О | |
| Ш | У | Б | Е | Р | Т | |
| К | У | К | О | Л | Ь | Н | И | К |
| К | А | Н | Т | А | Т | А | |
Б | У | Л | А | Х | О | В | |
| К | Е | Р | Н | | |
2 вариант
| Б | Е | Р | А | Н | Ж | Е | |
| Б | А | Л | Л | А | Д | А | |
| С | О | В | Е | Т | Н | И | К |
| С | О | Л | О | В | Е | Й |
| С | Е | Р | Е | Н | А | Д | А |
В | А | Р | Л | А | М | О | В | |
| П | Е | С | Н | Я | |
П | О | Б | О | И | Щ | Е | |
П | Р | О | К | О | Ф | Ь | Е | В |
В кроссвордах по теме «Вокально-хоровой жанр», в основном, используются вопросы, связанные с названием произведений, их авторами, а также текстами песен.
Наибольшую сложность вызывают фамилии Беранже и Кукольник, поэтому на них нужно обратить особое внимание.
В логических цепочках нужно указать соответствующий жанр произведения, таким способом дети легче дают ответы, чем по общепринятым определениям.
Используемая литература:
З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «В мире музыки», 1999 г.
В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин «Музыкальная литература» (учебник для 4-го класса ДМШ, 1 год обучения)
И.А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» (учебник для 5-го класса ДМШ)
В.Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (второй год обучения), 1999 г.
Э.С. Смирнова «Русская музыкальная литература» (учебник для 6-7-х классов ДМШ)
Альбомы и книги о композиторах.
Слайды и видеофильмы.