СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Кроссворды по музыкальной литературе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Кроссворды по музыкальной литературе"»

ОБОУ ДО «Суджанская детская школа искусств»






Учебное пособие для обучающихся



СБОРНИК КРОССВОРДОВ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(1 – 2 год обучения)






Автор-составитель:

Бабичева Н.А.

преподаватель по классу скрипки

и теоретических дисциплин











Пояснительная записка.

Часто возникает проблема, что детям неинтересно изучать те или иные дисциплины в школе. Целью данного сборника является развитие интереса к музыкальной литературе. Использование кроссвордов по этому предмету в течении двух лет дают возможность развивать и поддерживать этот интерес, разнообразить формы работы на уроках. Ответы на вопросы кроссвордов способствуют развитию логического мышления, памяти, вниманию учащихся, а также помогают преподавателю в интересной форме проверить их знания.

Кроссворды составлены по основным темам программы музыкальной литературы в ДМШ 1 и 2 года обучения. Вопросы рассчитаны на тот объём и уровень знаний, которыми обладают учащиеся на данном этапе.

В каждом кроссворде по 10 слов: одно – ключевое – по вертикали, остальные девять – по горизонтали. Это даёт возможность педагогу удобно оценивать ответы детей (например, каждый правильный ответ – 0,5 балла). По каждой теме представлено 2 варианта кроссвордов. Поэтому можно на уроках проводить самостоятельную проверочную работу по вариантам. Можно применять другие формы работы с кроссвордами для проверки знаний:

  1. Соревнование двух команд;

  2. Отгадывание по вопросам педагога по принципу «кто первый ответит» (так сказать публичное выявление лидера) и др.

Во время отгадывания кроссвордов на уроках можно включить музыку, которая может подсказать ответ на тот или иной вопрос. В этом отношении каждому педагогу проще решить, какой фрагмент предложить детям для прослушивания. В некоторых случаях дети могут найти ответ в рисунке, который прилагается к данному кроссворду.

Составление кроссвордов по какой-либо теме можно использовать и как домашнее задание. Дети учатся правильно ставить вопросы к нужным понятиям, лучше усваивают материал, с большим увлечением относятся к такому виду домашнего задания.

Двухгодичный опыт использования кроссвордов по музыкальной литературе показал, что данная форма работы улучшает качество знаний учащихся и способствует развитию интереса к музыкальной литературе.




























О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА




1.









2.









3.










4.








5.











6.






7.










8.








9.














СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (1 вариант)


По вертикали:

  1. Восьмая пьеса из сюиты «Картинки с выставки».

По горизонтали:

  1. «Пер Гюнт» - Э. Григ, «Карнавал животных» - К. Сен-Санс, «Ученик чародея» - … .

  2. Пьеса из цикла «Картинки с выставки» - «Старый …».

  3. Одна из быстрых пьес в «Карнавале животных».

  4. Пьеса из сюиты «Пер Гюнт» - «… Анитры».

  5. Основной штрих, использованный в начале пьесы «В пещере горного короля».

  6. Пьеса из сюиты «Карнавал животных».

  7. Художник и архитектор, работы которого вдохновили Мусоргского на создание цикла «Картинки с выставки».

  8. Пьеса из «Карнавала животных».

  9. Что было изображено на рисунке, который послужил поводом для создания пьесы «Избушка на курьих ножках»?






















«ПОРА НАМ В ОПЕРУ СКОРЕЙ» (А.С. Пушкин)



1.







2.








3.












4.










5.








6.











7.








8.








9.









ОПЕРНЫЙ ЖАНР (1 вариант)


По вертикали:

  1. Нотная запись, в которой сведены воедино партии всех голосов и инструментов.

По горизонтали:

  1. Жанр «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

  2. Высокий женский певческий голос.

  3. Опера Римского-Корсакова на сказочный сюжет.

  4. Оркестровая пьеса, которая является вступлением к опере.

  5. Разновидность арии (небольшая ария лирического характера, в переводе – вроде арии).

  6. Пение близкое к напевной декламации.

  7. Опера Глинки «Иван …».

  8. Автор оперы «Князь Игорь».

  9. Опера Моцарта «Волшебная …».






















НА СИМФОНИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ



1.








2.












3.









4.














5.











6.










7.







8.








9.
















СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР (1 вариант)

По вертикали:

  1. Имя композитора Бородина

По горизонтали:

  1. Один из венских классиков.

  2. Что предшествует главной партии в симфонии №103 Гайдна (в I части)?

  3. Третий раздел сонатной формы.

  4. Русский, советский композитор, в творчестве которого насчитывается семь симфоний.

  5. Первый раздел сонатной формы.

  6. Музыкальная форма, в которой написана II часть Пятой симфонии Бетховена.

  7. Третья часть симфоний Моцарта и Гайдна.

  8. Темп II части симфонии №103 Гайдна.

  9. Название Второй симфонии Бородина.





















КАК ГОВОРИТ МУЗЫКА



1.










2.






3.









4.









5.










6.








7.












8.






9.

















ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ (1 вариант)

По вертикали:

  1. Напряжённое, резкое созвучие (в переводе с английского – «нестройно звучу»).

По горизонтали:

  1. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

  2. Он бывает ровный, пунктирный и др.

  3. Часть звукового диапазона (объёма) инструмента.

  4. Один из штрихов.

  5. Темп – это … движения.

  6. Автор оперы «Руслан и Людмила».

  7. Симфоническая сюита Римского-Корсакова.

  8. Лад, в котором звучит главная партия Седьмой симфонии Прокофьева.

  9. Название Второй симфонии Бородина.























МУЗЫКА БЕЗ СЛОВ

В ней интеллект, душа, свобода, вдохновенье

И виртуоза-исполнителя уменье.



1.







2.









3.










4.











5.







6.








7.









8.












9.











ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (1 вариант)

По вертикали:

  1. Первая часть сюиты Баха.

По горизонтали:

  1. Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:

«Голубенький, чистый подснежник-цветок,

А подле сквозистый последний снежок».

  1. Торжественный бальный танец, один из ведущих жанров в творчестве Шопена.

  2. Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:

«Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир».

  1. Инструмент, для которого написаны почти все произведения Шопена.

  2. Автор фортепианного цикла «Карнавал».

  3. Вторая часть сюиты Баха.

  4. Один из жанров, широко представленный в творчестве Шопена, в переводе – «ночной».

  5. Что предшествует каждой фуге в «ХТК»?

  6. «Патетическая …» Бетховена.














МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА



1.









2.





3.












4.







5.







6.










7.








8.







9.













МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ (1 вариант)

По вертикали:

  1. Русский советский композитор, автор оперы «Любовь к трём апельсинам».

По горизонтали:

  1. Повторение какого-либо раздела музыкального произведения.

  2. Автор Норвежского танца Ля Мажор.

  3. Одно из построений музыкальной формы.

  4. Оборот, завершающий какое-либо построение.

  5. Музыкальная форма, имеющая схему АВАСА …

  6. Произведение, которое пишется в форме сонатно-симфонического цикла.

  7. «Детский …» Чайковского.

  8. Знаменитое произведение Равеля для оркестра.

  9. Раздел куплетной формы.






















В ОГРОМНОМ МИРЕ ИНСТРУМЕНТОВ


1.











2.











3.










4.








5.












6.









7.







8.













9.











ТЕМБРЫ (1 вариант)

По вертикали:

  1. Старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано.

По горизонтали:

  1. Один из ведущих инструментов в оркестре русских народных инструментов.

  2. Инструмент, для которого написана мелодия пьесы Сен-Санса «Лебедь».

  3. Фамилия выдающихся итальянских мастеров изготовления смычковых инструментов.

  4. Создатель первого оркестра русских народных инструментов.

  5. Какой инструмент был сконструирован (изобретён) в 1709 году?

  6. Инструмент из группы струнно-смычковых.

  7. Деревянный духовой инструмент.

  8. Французский композитор, выдающийся мастер клавесинной музыки (17 – 18 вв.)

  9. Пьеса из произведения «Картинки с выставки», в которой мелодию ведёт туба.

















ОКРЫЛЁННОЕ МУЗЫКОЙ СЛОВО



1.







2.








3.








4.






5.








6.










7.








8.









9.







ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР (1 вариант)

По вертикали:

  1. Песня (романс) Глинки из вокального цикла «Прощание с Петербургом».

По горизонтали:

  1. «В движенье мельник … ведёт».

  2. Драматическая песня Даргомыжского «Старый …».

  3. Последнее (незавершённое) произведение Моцарта – заупокойное песнопение.

  4. «А, и было … на Неве-реке».

  5. Автор вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

  6. Автор слов вокального цикла «Прощание с Петербургом».

  7. «Прощание с Петербургом» - вокальный цикл, «Лесной царь» - баллада, «Александр Невский» Прокофьева - … .

  8. Автор романса «Гори, гори, моя звезда».

  9. Кому посвятил Глинка свой романс «Я помню чудное мгновенье»?





















О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА


1.












2.










3.






4.










5.








6.








7.











8.












9.









СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (2 вариант)

По вертикали:

  1. Восьмая пьеса из цикла «Картинки с выставки».

По горизонтали:

  1. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки».

  2. Пьеса из сюиты «Карнавал животных».

  3. Пьеса из Первой сюиты «Пер Гюнт».

  4. Одна из медленных пьес в «Карнавале животных».

  5. «Картинки с выставки» - фортепианный цикл, «Пер Гюнт» - две оркестровые сюиты, «Ученик чародея» - симфоническое … .

  6. Основной штрих в пьесе «Лебедь».

  7. Пьеса из цикла «Картинки с выставки».

  8. Норвежский драматург, автор пьесы «Пер Гюнт».

  9. Пьеса из цикла «Картинки с выставки» - «Лиможский …».






















«ПОРА НАМ В ОПЕРУ СКОРЕЙ» (А.С. Пушкин)



1.







2.










3.










4.










5.










6.











7.










8.











9.












ОПЕРНЫЙ ЖАНР (2 вариант)

По вертикали:

  1. Нотная запись, в которой сведены воедино партии всех голосов и инструментов.

По горизонтали:

  1. Жанр «Снегурочки» Островского.

  2. Разновидность арии (лирико-повествовательного, певучего характера).

  3. Опера Россини «Севильский …».

  4. Литературный текст оперы.

  5. Жанр оперы Моцарта «Волшебная флейта» (немецкая разновидность комической оперы).

  6. Музыкальная тема, характеризующая какой-либо образ и неоднократно повторяющаяся в опере.

  7. Опера Глинки «… и Людмила».

  8. Средний мужской певческий голос.

  9. Переложение на фортепиано какой-либо партитуры.





















НА СИМФОНИЧЕСКОМ КОНЦЕРТЕ (2 вариант)



1.












2.








3.









4.








5.









6.







7.






8.







9.















СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР (2 вариант)

По вертикали:

  1. Имя русского композитора Бородина.

По горизонтали:

  1. Второй раздел сонатной формы.

  2. Темп первой части «Пятой симфонии» Бетховена.

  3. Симфония №103 Гайдна «С … литавр».

  4. Третья часть «Пятой симфонии» Бетховена.

  5. Страна, которая дала миру трёх венских классиков.

  6. Композитор, которого называют «отцом симфонии».

  7. Четвёртая часть классической симфонии.

  8. «Так … стучится в дверь» - слова, определяющие смысл начального мотива «Пятой симфонии» Бетховена.

  9. Название симфонии №7 Шестаковича.























КАК ГОВОРИТ МУЗЫКА



1.









2.







3.









4.









5.








6.









7.








8.

















9.








ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ (2 вариант)

По вертикали:

  1. Стройное, согласное звучание (в переводе с латинского – слитно звучу).

По горизонтали:

  1. Способы изложения музыкального материала.

  2. Лад, в котором звучит побочная партия «Богатырской» симфонии.

  3. Сила звука в музыке.

  4. Он бывает низкий, средний, высокий.

  5. Вступительные … увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинка назвал «богатырскими ударами кулаком».

  6. Автор «Богатырской» симфонии.

  7. Один из штрихов.

  8. Последовательность созвучий и их взаимосвязь между собой.

  9. «Шехеразада» - это симфоническая … .





















МУЗЫКА БЕЗ СЛОВ

В ней интеллект, душа, свобода, вдохновенье

И виртуоза - исполнителя уменье.


1.











2.









3.











4.





5.








6.










7.











8.








9.










ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (2 вариант)

По вертикали:

  1. Третья часть сюиты Баха.

По горизонтали:

  1. Автор фортепианного цикла «Времена года».

  2. Один из ведущих жанров в творчестве Шопена (польский народный танец).

  3. Пьеса из «Времён года», для которой предназначен стихотворный эпиграф:

«Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять».

  1. Сложное полифоническое произведение (в переводе с латинского – бег).

  2. Пьеса из «Времён года», для которой предназначен эпиграф:

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши».

  1. «Хорошо темперированный …» Баха.

  2. Фортепианный цикл Шумана.

  3. «Революционный …» Шопена.

  4. Заключительная часть сюиты Баха.











МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА



1.







2.









3.











4.










5.








6.





7.








8.







9.








МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 вариант)

По вертикали:

  1. Русский советский композитор, автор оперы «Любовь к трём апельсинам».

По горизонтали:

  1. Самая краткая музыкальная форма.

  2. Музыкальная форма 1 части сонаты «№ 11 Ля Мажор» Моцарта.

  3. Первый раздел сонатного аллегро.

  4. Шестая пьеса из цикла Чайковского «Времена года».

  5. Произведение, которое пишется в форме сонатного аллегро.

  6. Небольшое построение музыкальной формы.

  7. Автор «Болеро».

  8. Что представляет собою 3 часть симфоний Гайдна и Моцарта?

  9. Раздел куплетной формы.























В ОГРОМНОМ МИРЕ ИНСТРУМЕНТОВ



1.






2.







3.







4.








5.










6.










7.









8.









9.












ТЕМБРЫ (2 вариант)

По вертикали:

  1. Старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано.

По горизонтали:

  1. Популярная пьеса Баха, в которой солирует флейта (часть сюиты «Си Минор»).

  2. Древний русский народный струнно-щипковый инструмент.

  3. Инструмент, исполняющий тему «Веника» в симфоническом скерцо Дюка «Ученик чародея».

  4. Инструмент из группы ударных с определённой высотой звучания.

  5. Легендарный скрипач и композитор XIX века.

  6. Балет Чайковского, для которого автор специально выписал из Франции челесту.

  7. Медный духовой инструмент.

  8. Деревянный духовой инструмент.

  9. Великий итальянский мастер изготовления скрипок.


















ОКРЫЛЁННОЕ МУЗЫКОЙ СЛОВО



1.









2.









3.









4.








5.








6.










7.






8.








9.











ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР (2 вариант)

По вертикали:

  1. Песня (романс) Глинки из вокального цикла «Прощание с Петербургом».

По горизонтали:

  1. Автор слов песни «Старый капрал».

  2. «Прекрасная мельничиха» - вокальный цикл, «Александр Невский» - кантата, «Лесной царь» Шуберта - … .

  3. Романс Даргомыжского «Титулярный …».

  4. Популярный романс Алябьева на слова Дельвига.

  5. Песня Шуберта на слова Рельштаба (лирического характера).

  6. Автор романса «На заре ты её не буди».

  7. «Между небом и землёй … раздаётся».

  8. «Ледовое …» из кантаты «Александр Невский».

  9. Автор кантаты «Александр Невский».






















СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1 вариант



Д

Ю

К

А





З

А

М

О

К




А

Н

Т

И

Л

О

П

А


Т

А

Н

Е

Ц



С

Т

А

К

К

А

Т

О



С

Л

О

Н


Г

А

Р

Т

М

А

Н



Л

Е

Б

Е

Д

Ь



Ч

А

С

Ы









2 вариант

М

У

С

О

Р

Г

С

К

И

Й



А

К

В

А

Р

И

У

М



У

Т

Р

О



Ч

Е

Р

Е

П

А

Х

А



С

К

Е

Р

Ц

О



Л

Е

Г

А

Т

О



Г

Н

О

М








И

Б

С

Е

Н








Р

Ы

Н

О

К




Содержание музыкальных произведений отражается прежде всего в их названиях, поэтому большинство вопросов в кроссвордах по этой теме связаны именно с названиями. Кроме того, здесь предложены логические цепочки, с которыми дети справляются достаточно просто. Сложнее им даются вопросы, связанные с фамилиями (Ибсен, Гартман), которые на уроках звучат как бы мимоходом. Чтобы облегчить учащимся задачу, нужно перед началом работы вспомнить эти фамилии и связанные с ними истории создания музыкальных произведений. В некоторых вопросах, направленных на развитие мышления, нужное слово подсказывает указание темпа, например, :одна из быстрых пьес в «Карнавале животных» - «Антилопа», медленная – «Черепаха».

Есть тут и вопросы, связанные с предыдущей темой: штрихи, играющие большую роль в создании конкретного образа («В пещере горного короля» - стаккато, «Лебедь» - легато).


ОПЕРНЫЙ ЖАНР

1 вариант


П

О

Э

М

А



С

О

П

Р

А

Н

О


С

Н

Е

Г

У

Р

О

Ч

К

А



У

В

Е

Р

Т

Ю

Р

А



А

Р

И

О

З

О



Р

Е

Ч

И

Т

А

Т

И

В



С

У

С

А

Н

И

Н


Б

О

Р

О

Д

И

Н


Ф

Л

Е

Й

Т

А



2 вариант


П

Ь

Е

С

А



К

А

В

А

Т

И

Н

А



Ц

И

Р

Ю

Л

Ь

Н

И

К


Л

И

Б

Р

Е

Т

Т

О



З

И

Н

Г

Ш

П

И

Л

Ь


Л

Е

Й

Т

М

О

Т

И

В



Р

У

С

Л

А

Н





Б

А

Р

И

Т

О

Н





К

Л

А

В

И

Р






В кроссвордах по оперному жанру используются, в основном, общие слова, касающиеся этой темы.

Изучая оперные жанры, мы ведём речь о жанрах в литературе, отсюда вопросы о жанрах первоисточников: пьеса, поэма.

Слова: речитатив, лейтмотив, либретто, клавир, певческие голоса мы записываем в словарь, значит, знание этих терминов необходимо.

Кроме того, в этих кроссвордах ставятся вопросы о названиях опер и их авторах. При изучении оперного жанра мы знакомимся с историей его возникновения и развития, а также с разновидностями опер: сериа, буффа, зингшпиль, отсюда вопрос о разновидности немецкой комической оперы («Волшебная флейта»).


СИМФОНИЧЕСКИЙ ЖАНР

1 вариант


М

О

Ц

А

Р

Т



В

С

Т

У

П

Л

Е

Н

И

Е



Р

Е

П

Р

И

З

А



П

Р

О

К

О

Ф

Ь

Е

В






Э

К

С

П

О

З

И

Ц

И

Я


В

А

Р

И

А

Ц

И

И



М

Е

Н

У

Э

Т


А

Н

Д

А

Н

Т

Е


Б

О

Г

А

Т

Ы

Р

С

К

А

Я





2 вариант


Р

А

З

Р

А

Б

О

Т

К

А



А

Л

Л

Е

Г

Р

О


Т

Р

Е

М

О

Л

О



С

К

Е

Р

Ц

О



А

В

С

Т

Р

И

Я



Г

А

Й

Д

Н



Ф

И

Н

А

Л


С

У

Д

Ь

Б

А


Л

Е

Н

И

Н

Г

Р

А

Д

С

К

А

Я


В вопросах по симфоническому жанру упоминаются закономерности строения классической симфонии, которые изучались в теме «Музыкальные формы», следовательно, вопросы о разделах сонатного аллегро и частях симфонии являются повторением – это положительный момент, так как он повышает уровень усвоения материала.

Рамки кроссвордов не позволяют широко осветить ту или иную тему, а тем более симфонический жанр, но всё же понимание этого жанра учащимися в кроссвордах определённо просматривается.


ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ

1 вариант


М

Е

Л

О

Д

И

Я




Р

И

Т

М



Р

Е

Г

И

С

Т

Р



С

Т

О

К

К

А

Т

О


С

К

О

Р

О

С

Т

Ь



Г

Л

И

Н

К

А



Ш

Е

Х

Е

Р

А

З

А

Д

А



М

И

Н

О

Р


Б

О

Г

А

Т

Ы

Р

С

К

А

Я






2 вариант


Ф

А

К

Т

У

Р

А



М

А

Ж

О

Р



Д

И

Н

А

М

И

К

А


Р

Е

Г

И

С

Т

Р





А

К

К

О

Р

Д

Ы


Б

О

Р

О

Д

И

Н



Л

Е

Г

А

Т

О



Г

А

Р

М

О

Н

И

Я










С

Ю

И

Т

А



Изучая элементы музыкальной речи, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся сразу же запоминали названия, жанры и авторов изучаемых произведений, поэтому соответствующие вопросы включены и в кроссворды. Ключевые слова «консонанс», «диссонанс» и их перевод мы записываем, когда ведём разговор о гармонии. Вопросы о ладах специально поставлены так, чтобы они были связаны с прослушанными произведениями. Со штрихами дети знакомятся с самого начала обучения игре на инструменте, поэтому вопрос о штрихах можно считать достаточно простым. В обоих вариантах есть слово «регистр», но зато к этому слову поставлены по-разному вопросы (о диапазоне говорим при знакомстве с регистрами), поэтому нельзя считать ответы простым дублированием в обоих вариантах.


ИНСТУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР

1 вариант


А

П

Р

Е

Л

Ь


П

О

Л

О

Н

Е

З



М

А

С

Л

Е

Н

И

Ц

А


Ф

О

Р

Т

Е

П

И

А

Н

О


Ш

У

М

А

Н



К

У

Р

А

Н

Т

А


Н

О

К

Т

Ю

Р

Н



П

Р

Е

Л

Ю

Д

И

Я





С

О

Н

А

Т

А





2 вариант

Ч

А

Й

К

О

В

С

К

И

Й


М

А

З

У

Р

К

А



Б

А

Р

К

А

Р

О

Л

А



Ф

У

Г

А


Н

О

Я

Б

Р

Ь



К

Л

А

В

И

Р





К

А

Р

Н

А

В

А

Л




Э

Т

Ю

Д





Ж

И

Г

А





В кроссвордах по инструментальному жанру ключевые слова разные, но по степени трудности находятся на одном уровне. Обычно, если учащийся знает название первого танца сюиты Баха, то он знает и остальные. Мы, например, эти трудные незнакомые слова (названия основных частей сюиты), учим как скороговорку в классе.

При изучении «Времён года» я зачитываю стихотворные эпиграфы к некоторым пьесам цикла, а дети угадывают, к какому месяцу они относятся, поэтому вопросы в кроссворде, связанные со стихотворными цитатами, для них не являются неожиданными.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

1 вариант


Р

Е

П

Р

И

З

А



Г

Р

И

Г


П

Р

Е

Д

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е


К

А

Д

А

Н

С


Р

О

Н

Д

О



С

И

М

Ф

О

Н

И

Я



А

Л

Ь

Б

О

М



Б

О

Л

Е

Р

О


П

Р

И

П

Е

В







2 вариант


П

Е

Р

И

О

Д


В

А

Р

И

А

Ц

И

И


Э

К

С

П

О

З

И

Ц

И

Я


Б

А

Р

К

А

Р

О

Л

А


С

О

Н

А

Т

А



Ф

Р

А

З

А

Р

А

В

Е

Л

Ь



М

Е

Н

У

Э

Т


З

А

П

Е

В



В кроссвордах по теме «Музыкальные формы» в основном используются слова, связанные с разделами различных музыкальных форм, а кроме того, упоминаются авторы и названия их произведений, на примере которых изучается эта тема.

Иногда затруднение вызывают вопросы о разделах куплетной формы, поэтому рекомендуется акцентировать внимание на словах «запев» и «припев» при изучении куплетной формы.


ТЕМБРЫ


1 вариант

Б

А

Л

А

Л

А

Й

К

А



В

И

О

Л

О

Н

Ч

Е

Л

Ь


Г

В

А

Р

Н

Е

Р

И



А

Н

Д

Р

Е

Е

В


Ф

О

Р

Т

Е

П

И

А

Н

О



С

К

Р

И

П

К

А



Г

О

Б

О

Й



К

У

П

Е

Р

Е

Н







Б

Ы

Д

Л

О






2 вариант


Ш

У

Т

К

А


Г

У

С

Л

И



Ф

А

Г

О

Т



Л

И

Т

А

В

Р

Ы


П

А

Г

А

Н

И

Н

И



Щ

Е

Л

К

У

Н

Ч

И

К


Т

Р

О

М

Б

О

Н



К

Л

А

Р

Н

Е

Т



С

Т

Р

А

Д

И

В

А

Р

И


В разделе «Тембры», главным образом, используются вопросы на знание состава симфонического и русского народного оркестров.

Изучая тембры инструментов, мы всегда ведём речь об истории того или иного инструмента (обычно дети делают доклады о каком-либо инструменте – один раз в четверти), поэтому в кроссвордах встречаются вопросы о знаменитых именах мастеров изготовления скрипок: Страдивари и Гварнери, создателя оркестра русских народных инструментов Андреева и др.


ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЖАНР

1 вариант


Ж

И

З

Н

Ь



К

А

П

Р

А

Л



Р

Е

К

В

И

Е

М


Д

Е

Л

О



Ш

У

Б

Е

Р

Т



К

У

К

О

Л

Ь

Н

И

К


К

А

Н

Т

А

Т

А


Б

У

Л

А

Х

О

В



К

Е

Р

Н




2 вариант


Б

Е

Р

А

Н

Ж

Е



Б

А

Л

Л

А

Д

А



С

О

В

Е

Т

Н

И

К


С

О

Л

О

В

Е

Й


С

Е

Р

Е

Н

А

Д

А

В

А

Р

Л

А

М

О

В



П

Е

С

Н

Я


П

О

Б

О

И

Щ

Е


П

Р

О

К

О

Ф

Ь

Е

В


В кроссвордах по теме «Вокально-хоровой жанр», в основном, используются вопросы, связанные с названием произведений, их авторами, а также текстами песен.

Наибольшую сложность вызывают фамилии Беранже и Кукольник, поэтому на них нужно обратить особое внимание.

В логических цепочках нужно указать соответствующий жанр произведения, таким способом дети легче дают ответы, чем по общепринятым определениям.























Используемая литература:

  1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «В мире музыки», 1999 г.

  2. В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин «Музыкальная литература» (учебник для 4-го класса ДМШ, 1 год обучения)

  3. И.А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран» (учебник для 5-го класса ДМШ)

  4. В.Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (второй год обучения), 1999 г.

  5. Э.С. Смирнова «Русская музыкальная литература» (учебник для 6-7-х классов ДМШ)

  6. Альбомы и книги о композиторах.

  7. Слайды и видеофильмы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!