СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие. Дымковская игрушка

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие. Дымковская игрушка»

МБУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»



ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Методическое пособие



Автор: Шляпцева Ирина Игоревна

Педагог дополнительного образования





г. Железногорск 2024 г.

Историческая справка



Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково на берегу реки Вятка недалеко от города Кирова. Происхождение и история Дымковской игрушки тесно связаны с местным праздником Свистопляски. Начало празднику положено часто упоминаемое в литераторе Хлыновское побоище, В старину праздник начинался панихидой, а затем перетекал в праздничные гуляния и увеселения. Все это сопровождалось продажей сластей и расписных глиняных кукол с позолотой.

С середины XIX века старинный обряд Свистопляски разрушается и меняет свое содержание. Праздник трансформируется из древнего обряда в развлекательную ярмарку, из Свистопляски в Свистульку. В течение нескольких дней в городе продолжался шум, веселье и смех, непременно сопровождавшихся свистом в глиняные игрушки, изображавших зверей и птиц. Поэтому к празднику и были приурочены производство и продажа игрушек и свистулек.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25

сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.

Возрождение дымковской игрушки тесно связано с именами мастериц А. Мезриной и ее дочери, Г.А.Кошкиной, К.И.Панкиной, Л.Н.Никулиной и др. У каждой мастерицы игрушки индивидуальны и неповторимы, но традиционно сохраняются сюжеты и типы росписи. Наиболее популярны образы водоноски, возницы и всадницы, кормилицы с детьми, барынь с муфтами и ридикюлями, коня, индюка, козла, коровы, барана.

Подготовка к работе — один из важнейших этапов при изготовлении игрушек. Раньше в давние времена дымковские мастера готовили в лугах на всю зиму красную глину, на отмелях реки — чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста месили сначала большие основные части игрушки и отдельные мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки, вылепленные игрушки сушились 2-4 дня при комнатной температуре и обжигались в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенном на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на, чугунной плите добавляя немного воды, а перед росписью и цельнее сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темпера.



Технология изготовления дымковской игрушки.

В отличие от других видов игрушек характерная особенность дымковской заключается в том, что ее лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности. Для этого необходимо сформировать навыки умения соединять отдельные заготовленные формы: усеченный конус и шар, цилиндр и удлиненный конус, небольшие цилиндрики — "колбаски" в колечко, жгут (толстый, средний, тонкий), "гармошка" — оборочка, заворачивание заготовки с пустотой, колокол (ступка, юбка) раскатывание глины в пласт. Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее, иначе при сушке работа может распасться. Следы примазки старательно разлаживают сырой тряпкой, пальцами, иначе присушке работа может распасться. Все части, как и фигурка в целом, должны быть ровными, гладкими, четкими.

Дымка или вятская игрушка

Высокие пластические свойства глины, послушность, цветовые возможности сделали её чрезвычайно популярным у всех народов мира материалом для создания утилитарных и декоративных изделий. Изучение опыта народных мастеров, знакомство с традиционными приемами изготовлению глиняных изделий способствует освоению наследия многих поколений народных умельцев. Первые упоминания о дымковской или вятской игрушке уходят во времена язычества, и служила игрушка свистулька для проведения обрядовых церемоний. С приходом христианства дымковская игрушка приобрела утилитарное назначение в качестве сувениров и игрушек для детей. В начале ХХ века промысел угас, а затем народная умелица Татьяна Афанасьевна Мезрина возродила дымковскую игрушку. До наших времен дошли многочисленные барыни и кавалеры, всадники и лошадки, индюки, олени, гуси, утки и петушки. Принято дарить игрушки в качестве сувенира, причем каждый подарок несет определенный смысл:

  • птица – пожелание счастья;

  • лошадки и все рогатые – к богатству, символ земли и плодородия;

  • индюк – пожелание счастья и богатства, свадебный подарок;

  • птичка – благополучие;

  • барыня – берегиня, охраняет здоровье;

  • медведь – символ добра и благополучия.



Подготовка глины к работе

Глина – осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной перевоплощаться в любую форму и высыхая, сохранять её. Для лепки применяют чаще всего глину зеленого или серого цвета, умерено жирную и послушную в работе. К лепке глину готовят следующим образом: разбив подсушенную глину на мелкие кусочки, помещают их в какую -либо посуду слоями, слегка заливая каждый слой водой; через день сливают лишнюю воду, а глину тщательно перемешивают руками до получения однородного, без комков, теста; если сделать из глины колбаску, свернуть кольцом и при этом на её поверхности не будет трещин, то глина приобрела рабочее состояние. В случае затвердение или разжижения глиняного теста к нему добавляют нужное количество в первом случае воды, во втором – размельченной в порошок глины. Приготовленную глину ставят в прохладное место и закрывают влажными тряпками.



Материалы и оборудование.

Подкладная доска (20х30 см), стека – деревянная гладкая палочка (10-12 см) со сточенными концами виде шильца и лопаточки, тряпочка и блюдце с водой.



Этапы изготовления глиняной игрушки.

  1. Птичка.

Из куска готовой глины раскатывается два одинаковых цилиндра для хвоста и шеи птицы. Из куска чуть большего размера раскатывается шар для изготовления туловища птицы. Из куска глины равной 1/3 туловища лепим подставку для птички. Для изготовления крыльев используем кусочки глины примерно такого же размера, как и подставка, а для гребешка используем совсем небольшой кусочек глины. Слегка надавливая примажем шею к туловищу, а затем примажем подставку. Места прикрепления деталей разгладить влажной тряпкой. Из кусочка предназначенной для приготовления хвоста вылепляем плоскую лепешку, края лепешки изгибаем волнистой линией, затем примажем к задней части туловища. Изиадней части туловища.а вылепляем плоскую лепешку, края лепешки изгибаем волнистой линией, затем прмажем к заднице оставшихся кусочков глины подобным образом изготавливаем крылья и примазываем их к туловищу. Гребешок примазываем к голове птички. Все стыки приглаживаем влажной тряпочкой.





  1. Индюк

Начало изготовления индюка подобно этапам изготовления птички, разница заключается в следующем:

    1. размер хвоста гораздо больше, чем у птички. Хвост раскатывается в форме большой лепешки из которой вырезается не большой сегмент (см. рис.);

    2. гребешок вылепляется в форме гармошки;

    3. крылья лепятся в форме маленьких лепешечек к которым примазывается волнистая полоска;

    4. украшение на шее индюка вылепляется из кусочков глины в форме капелек, причем начинают, примазывать с самого нижнего ряда двигаясь вверх. Снизу по три капельки и только самый верхний ряд две.



  1. Лошадка

Из двух одинаковых кусков глины раскатывают довольно длинные цилиндры для туловища, ног и шеи. Один цилиндр режут стекой вдоль примерно на 1/3 длины цилиндра и округляют, получая ноги. Сгибают цилиндр пополам. Из второго цилиндра изготавливают таким же образом ноги, затем вытягивают, придавая коническую форму, и сгибают в верхней части, образуя голову. Шею с головой примазывают к туловищу, приглаживая влажной тряпкой. Для изготовления гривы и хвоста раскатывают тонкий жгут, перегибают его пополам и скручивают в виде косички, удаляя лишнее. Примазывают гриву и хвост, приглаживая влажной тряпочкой. Уши вылепляются конической формы и примазывают к голове, оставляя гриву посередине.



  1. Барыня

Для лепки юбки барыни берем большой кусок глины и раскатываем большую круглую лепешку, вырезая из неё сегмент ( см. рис.). Соединяем получившиеся срезы, придавая форму вытянутого купола. Из небольшого кусочка глины вылепляем туловище, вытягивая в местах крепления головы и рук, придавая форму груди примажем туловище. Примажем туловище к юбки, приглаживая влажной тряпочкой. Возьмем кусок глины равный ½ туловища, придадим ему форму головы и примажем к шее. Из двух одинаковых кусочков глины раскатываем цилиндры (руки) и примажем их к туловищу, придавая нужную форму. Кокошник изготавливается в форме полумесяца и примазывается к голове. Для вылепливания косички раскатывается жгутик, перегибая его пополам и скручиваем, придавая нужную форму. Косичка примазывается к голове и кокошнику, с обратной стороны придают косичке форму прически и примазывают к затылочной части головы. Раскатываем из глины полоску, придавая ей форму гармошки. Получившуюся оборку примажем образуя воротник и фартук.

Игрушки сушат – 2 – 5 дней на полках. Обжиг сухих игрушек производится при температуре 900 по Цельсию. Обжиг длится 4-5 часов, постепенно прибавляют температуру через каждые 30 минут на 200. Печь не открывают до утра, пока она не остынет.

Грунтовали игрушку молоком с мелом, водоэмульсионной краской, гуашью или гуашью с ПВА (добавляя желток). Расписывали игрушки анилиновыми красками, темперой и гуашью с ПВА.



Символика росписи.

СИМВОЛЫ:

К ольца – оберег, солярные замкнутые круги.

Решётка – венец, основа дома, крепость семьи, хороший хозяин.

Засеянное поле, символ плодородия

Точки – обереги.

Круг из капелек – из черных капелек смерть, которая

символизирует возрождение



ЦВЕТА:

Черный – земля.

Белый – цвет божества, добрых сил.

Красный – красота, богатство.

Желтый – солнце, возрождение жизни, добра, божества.

Зеленый – рост, развитие, расцвет жизни.

Синий – свобода, независимость, безграничность.

На одной игрушки – должно быть два-три цвета и обязательно черный.



Элементы росписи



Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас. Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придаюттособый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца. При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом. Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Орнамент

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки. Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами. При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки. Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы–кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность.

Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел – красные с позолотой рога. Утки-"крылатки" имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок- крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор. Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой. Утки и кони – наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве. Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!