СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное задание 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса 

«Учитель года Дагестана  – 2021» 

 

Конкурсное задание «Методический семинар» 

Абдулкеримова Р.Р., учитель русского языка 

 и литературы  МБОУ СОШ №2 С Белиджи 

 

 

Использование технологии развития критического мышления 

 на  уроках русского языка и литературы 

            

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Меня зовут Абдулкеримова Рамиле Рамизовна, я учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 С Белиджи. Сегодня в рамках  методического семинара я представлю вам опыт своей педагогической работы. 

XXI век… Век появление Интернета, компьютерных технологий, мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска  в интернете – и он  тут же получит любую информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет! 

Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы.  Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? СЛАЙД Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути  их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать   условия, позволяющие личности ребенка , развить творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.   СЛАЙД

Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем. 

Т – технология  

Р – развития  

К – критического  

М – мышления  

через 

Ч –  чтение 

и 

П – письмо  

Правильно. Только что вы поучаствовали в стадии вызова этой технологии,  а называется такой приём «Круги по воде». 

Итак, тема моего выступления «Использование технологии развития критического мышления на  уроках русского языка и литературы». 

Этот выбор не случаен. Я работаю в 6-х и 8-х классах:  по новым стандартам ФГООС   Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно  читают тексты по  литературе или не читают  вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма,

Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам я выбрала технологию критического мышления. 

Для своей работы я выбираю наиболее эффективные  приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.  

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. СЛАЙД Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».  СЛАЙД.  

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.  СЛАЙД

На данном этапе я использую следующие приёмы:  

  • «Кластер» 

  • «Ключевые слова» 

  • «Корзина идей» 

  • «Верные – неверные утверждения» 

  • «Дерево предсказаний» 

  •  «Перепутанные цепочки» 

  •  «Бортовой журнал» 

  •  «Отсроченная догадка» 

 

Приведу несколько примеров. 

Ученики моих классов не всегда активны в начале урока, поэтому для активизации их деятельности я часто использую приём «Круги по воде». 

«Круги по воде» 

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.

Для повышения мотивации к изучению нового материала я часто использую приём  «Верные – неверные утверждения». Ребята работают в парах,.  Кроме того, этот приём учит их обобщать и логически мыслить СЛАЙД

Например, на уроке русского языка  при изучении темы «Имя существительное» даю ученикам 8-10 утверждений, заранее написанных на листках. К примеру: 

  1. Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ 

  1. Имя существительное обозначает предмет. ДА 

  1. Имя существительное изменяется по видам и временам. НЕТ 

  1. Имя существительное – самостоятельная часть речи. ДА 

  1. Имя существительное  отвечает на вопросы Кто? Что? и т.д. ДА 

Ученики рассматривают утверждения, напротив каждого ставят слово «да», если согласны с ним, «нет» - если  не согласны. Затем утвержденияобсуждаются и исправляются, а главное – дети вспоминают и обобщаютинформацию, полученную ранее. 

Этот приём  я также использую и на уроках литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.  СЛАЙД

Например, на уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе записываю на доске ряд утверждений. Тема ещё не изучена, и дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая.  

  • Н. В. Гоголь родился в Москве. НЕТ   

  • Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и г-жу Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ДА 

  • Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским. НЕТ 

  • По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга». ДА 

  • Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России. НЕТ  

  • Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения. ДА 

 Далее  учащиеся знакомятся со статьей учебника или слушают мою лекцию, или смотрят презентацию. После знакомства с новым материалом  спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав главу учебника? Что вас удивило?»  На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираю с доски. 


«Кластер» 

У многих моих учеников зрительная память развита лучше, чем слуховая. И вот тут мне на помощь приходит всем полюбившийся приём «кластер». Он очень нравится моим ученикам, и я применяю его на разных стадиях, в зависимости от типа урока.   СЛАЙД

На слайде вы можете увидеть кластер, который шестиклассники составили на обобщающем уроке по теме «Имя числительное оформление кластера помогает ребятам лучше запомнить ключевые понятия. 

СЛАЙД Следующий приём с необычным названием «Бортовой журнал»формирует у моих учеников умение оценивать свои навыки,

Например, на уроке знакомства с биографией А.С.Пушкина шестиклассники заполняют таблицу (на стадии вызова заполняется только первая колонка) 

Что я знаю по теме 

Что я узнал нового 

Это осталось непонятным 

  1. Родился в Москве 

  1. Погиб на дуэли 

  1. Родился  в 1799 году 

  1. Написал поэму  

  «Руслан и Людмила» 

  1. Его убил Дантес 

  1. Писал стихи 

  1. Его няню звали Арина Родионовна 

  1. Прадед Пушкина был эфиопом. 

  1. Учился вЦарскосельском лицее. 

  1. Его лицейские друзья были Дельвиг, Кюхельбекер,Пущин. 

  1. Пущин приезжал к нему в ссылку в Михайловское. 

Почему в смертиПушкина многие писатели обвиняли царя? Ведь Пушкин погиб от руки Дантеса! 

В конце урока таблица будет заполнена полностью. 

 

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. СЛАЙД Наиболее популярным  на этой стадии является прием«Инсерт», который позволяет моим ученикам видеть зрительно результат своего труда и учит их внимательному чтению.  

Пример таблицы, составленной на уроке русского языка восьмиклассниками, вы видите на слайде. У шестиклассников этот приём пока вызывает затруднения, но я работаю над этим.  

 

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание,. Рефлексия направлена на выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.   СЛАЙД

 На этом этапе я использую следующие приёмы: 

  • Синквейн (пятистишие); 

  •  Даймон (семистишие) 

  •  Кластер; 

  •  10-минутное эссе; 

  •  Вопросы по тексту; 

  • Обзор читательских дневников. 

 «Синквейн» СЛАЙД

Хотелось бы более подробно остановиться на  самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна. 

 Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.  Схема составления синквейна выглядит следующим образом:  

  • в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);  

  • во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия);  

  • в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; 

  •  в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  

  • в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).  

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися  6-х и 8-х классовклассов после прочтения художественных произведений: 

Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»: 

Доктор Пирогов 

Добрый, умный 

Помогает, утешает, лечит 

Спас семью Мерцалова 

Молодец! 

(Красноруцкий Женя 6А класс) 

 

Сказ Н.С.Лескова «Левша» 

Левша 

Талантливый, скромный 

Работает, мастерит, старается 

Подковал английскую блоху и умер 

Жалко! 

(Шестопалова Марина, 6А класс) 

 

«

Эти приём развивает речь моих учеников, обогащают их словарный запас, учат находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также  позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом.  

Технология развития критического мышления на уроках русского языка  и литературы  является важной ступенькой для развития навыков создания проектов во внеурочной деятельности. Начиная с прошлого года,  я провожу внеурочные занятия в 6-х классах под названием «Проектная деятельность», на которых ученики учатся выдвигать гипотезу, ставить целии задачи проекта, проводят исследования и учатся правильно его оформлять. Приобретённые навыки позволяют моим ученикам создавать как учебные, так и творческие проекты. Результаты своего труда ребята представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции «Парад проектов». 

 




Заключение 

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке,  заинтересованность;  намечается путь успеха даже у  слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся. 

СЛАЙД 

Мониторинг  качества обучения и диаграмма на слайде 

 

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.      

Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони! 

Благодарю за внимание! 





















Список используемой литературы: 

1.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47 

2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение  и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4 

3.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31 

4.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб.:КАРО,2009. 

5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. -  2009 . 

6. http://metodisty.ru/download_file/7756.doc 

7.http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf 

8.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!