СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Замолвите слово о вещем Олеге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является дополнительным материалом к рокам литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Замолвите слово о вещем Олеге"»


Замолвите слово о вещем Олеге …




















































Шмаринов Д.А. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина Песнь о вещем Олеге, 1949.



История государства Российского

Бессмертный труд нашего знаменитого историографа Николая Михайловича Карамзина (1766-1826гг.), - представляет собою одну из самых важных основ русского самосознания.
В этом труде, громадному по объему и богатейшему по содержанию, Карамзин, посвятивший ему половину всей жизни своей, подвел самый точный и самый полный итог всему, что было достигнуто русскою наукой и русскою общественною жизнью. «История» Карамзина навсегда останется для всех истиннорусских людей, трудом классическим, к которому с величайшим уважением относятся, и будут относиться последующие поколения. Этот славный труд не простой плод усилий многостороннего и кропотливого ученого - а подвиг гражданина, глубоко преданного своему отечеству. Созданная Карамзиным «История Государства Российского», стала и останется надолго книгою, которая должна, служить краеугольным камнем каждой русской библиотеки, как общественной, так и частной.

Отрывки из «Предания веков» Н.М.Карамзина. /М. Изд. «Правда», 1987 год; Глава V. «Олег – правитель». 879 – 912. Стр. 70 – 81/:

«… Сей мир, выгодный для россиян, был утверждён священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом. В знак победы герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивлённый его славою и богатствами: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым, или волхвом.

Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. … Он совершил на земле дело своё – и смерть его казалась потомству чудесною. «Волхвы, - так говорит летописец, предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нём. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался…»

Гораздо важнее и достовернее то, что летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слёзы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу государя умершего? Итак Олег не только ужасал врагов: он был ещё любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нём смелого, искусного предводителя, а народ – защитника. … Мудростию правителя цветут государства образованные; но только сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили её бытие могущественное. …

Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, ежели он хотя юношею пришёл в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе Щековице, и жители киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою».





Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
      Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
      Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
      Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
      Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
      Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
      А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
      И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе

Запомни же ныне ты слово мое:
      Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
      Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
................................................................
................................................................
Твой конь не боится опасных трудов;
      Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
      То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

В.М. Васнецов Встреча Олега с кудесником

Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина
1899г, акварель, Государственный Литературный музей, Москва

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826)


В апреле 1821 года К.Ф.Рылеев по предложению А.А.Дельвига был принят в члены – сотрудники «Вольного общества любителей русской словесности». Выполняя задачи общества, уделявшего огромное внимание разработке отечественной истории, прославлению её «великих мужей», поэт замысливает серию дум, написанных в духе гражданско – героического романтизма. Цель их написания К.Ф.Рылеев разъяснял словами прогрессивного польского писателя и политического деятеля Ю.У.Немцевича (1757 – 1841), автора исторических песен (1816): «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти».

Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества. А.С.Пушкин, прочтя в 1822 году думу «Олег Вещий» (1822), указал на неточность: во времена Олега у России ещё не было герба, а Олег прибивает свой щит с этим гербом к царьградским воротам. Но К.Ф.Рылеев не исправил неточность при переиздании думы. Ему дорога была не историческая верность, а патриотическая идея, которая могла проводиться и через вымышленную деталь.


Олег вещий


Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.

Дружина храбрая героев
На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.

В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин через Лиман -
И пред Леоновой столицей
Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, -
Везде кипит война!


Объятый праведным презреньем,
Берёт князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем -
И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам.

Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал.

















В.М. Васнецов

Прощание с конём Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899г, акварель, Государственный Литературный музей, Москва

Горят деревни, селы пышут,
Прах вьётся средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла
Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
Вдруг выдвинул на брег.

«Идём, друзья!» — рек князь России
Геройским племенам -
И шёл по суше к Византии,
Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань — за мир позорный
К Олегу шлёт Леон.



Олег усмехнулся — однако чело
      И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
      С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
      Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
      В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
      В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
      Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.



Николай Михайлович Языков (1858 – 1847)


Точка зрения Н.М.Языкова на историю отечества, в том числе на Древнюю Русь, близка пушкинскому пониманию. Об этом свидетельствует баллада «Олег», испытывающая явное влияние «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Сюжет «Олега» включает в себя изображение «тризны плачевной», о которой лишь упоминается у А.С.Пушкина. Вслед за ним стихотворец старается исторически точно передать реалии эпохи. Тем не менее Н.М.Языков по – иному смотрит на Олега, эпоху, в которой он жил.


Олег


Не лес завывает, не волны кипят

Под сильным крылом непогоды;

То люди выходят из киевских врат:

Князь Игорь, его воеводы,

Дружина, свои и чужие народы

На берег днепровский, в долину спешат:

Могильным общественным пиром

Отправить Олегу почетный обряд,

Великому бранью и миром.


Пришли - и широко бойцов и граждан

Толпы обступили густыя

То место, где черный восстанет курган,

Да Вещего помнит Россия;

Где князь бездыханный, в доспехах златых,

Лежал средь зеленого луга;

И бурный товарищ трудов боевых -

Конь белый - стоял изукрашен и тих

У ног своего господина и друга.


Все, малый и старый, отрадой своей.

Отцом опочившего звали;

Горючие слезы текли из очей.

Носилися вопли печали;

И долго и долго вопил и стенал

Народ, покрывавший долину:

Но вот на средине булат засверкал.

И бранному в честь властелину

Конь белый, булатом сраженный, упал

Без жизни к ногам своему господину.

Все стихло... руками бойцов и граждан

Подвигнулись глыбы земныя...

И вон на долине огромный курган,

Да Вещего помнит Россия!


Волнуясь, могилу народ окружал,

Как волны морские, несметный;

Там праздник надгробный сам князь начинал:

В стакан золотой и заветный

Он мед наливал искрометный,

Он в память Олегу его выпивал;

И вновь наполняемый медом,

Из рук молодого владыки славян,

С конца до конца, меж народом

Ходил золотой и заветный стакан.


Тогда торопливо, по данному знаку,

Откинув доспех боевой,

Свершить на могиле потешную драку

Воители строятся в строй;

Могучи, отваги исполнены жаром,

От разных выходят сторон.

Сошлися - и бьются... Удар за ударом,

Ударом удар отражен!

Сверкают их очи; десницы высокой

И ловок и меток размах!

Увертливы станом и грудью широкой,

И тверды бойцы на ногах!

Расходятся, сходятся... сшибка другая -

И пала одна сторона!

И громко народ зашумел, повторяя

Счастливых бойцов имена.


Тут с поприща боя, их речью

приветной

Князь Игорь к себе подзывал;

В стакан золотой и заветный

Он мед наливал искрометный,

Он сам его бодрым борцам подавал;

И вновь наполняемый медом,

Из рук молодого владыки славян,

С конца до конца, меж народом

Ходил золотой и заветный стакан.


Вдруг,- словно мятеж усмиряется

шумный

И чинно дорогу дает,

В.М. Васнецов Когда поседелый в добре и разумный

Тризна. Иллюстрация к Боярин на вече идет -

"Песни о вещем Олеге" Толпы расступились - и стал среди схода

А.С.Пушкина 1899 г. , С гуслями в руках славянин.

aкварель, Кто он? Он не князь и не княжеский сын,

Государственный Не старец, советник народа,

Литературный музей, Не славный дружин воевода,

Москва Не славный соратник дружин;

Но все его знают, он людям знаком

Красой вдохновенного гласа...

Он стал среди схода - молчанье кругом,

И звучная песнь раздалася!

Он пел, как премудр и как мужествен был

Правитель полночной державы;

Как первый он громом войны огласил

Древлян вековые дубравы;

Как дружно сбирались в далекий поход

Народы по слову Олега;

Как шли чрез пороги под грохотом вод

По высям днепровского брега;

Как по морю бурному ветер носил

Проворные русские челны;

Летела, шумела станица ветрил

И прыгали челны чрез волны;

Как после, водима любимым вождем,

Сражалась, гуляла дружина

По градам и селам, с мечом и с огнем

До града царя Константина;

Как там победитель к воротам прибил

Свой щит, знаменитый во брани,

И как он дружину свою оделил

Богатствами греческой дани.

Умолк он - и радостным криком похвал

Народ отзывался несметный,

И братски баяна сам князь обнимал;

В стакан золотой и заветный

Он мед наливал искрометный,

И с ласковым словом ему подавал;

И вновь наполняемый медом,

Из рук молодого владыки славян,

С конца до конца, меж народом

Ходил золотой и заветный стакан. 1826



Владимир Владимирович Высоцкий (1938 – 1980)

В.В.Высоцкий оставил большое творческое наследие. Широко известен как один из создателей и выдающихся мастеров авторской песни. Шестидесятые годы – это было время возрождения русской поэзии. «Песня о вещем Олеге создавалась В.В.Высоцким в период работы в Московском театре драмы и комедии на Таганке (1964 – 1980)









Песня о вещем Олеге



Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота,

Как вдруг подбегает к нему человек -

И ну шепелявить чего-то.

"Эй, князь, - говорит ни с того ни с сего, -

Ведь примешь ты смерть от коня своего!"


Но только собрался идти он на вы -

Отмщать неразумным хазарам,

Как вдруг прибежали седые волхвы,

К тому же разя перегаром, -

И говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего.


"Да кто вы такие, откуда взялись?! -

Дружина взялась за нагайки, -

Напился, старик, - так пойди похмелись,

И неча рассказывать байки

И говорить ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!"


Ну, в общем, они не сносили голов, -

Шутить не могите с князьями! -

И долго дружина топтала волхвов

Своими гнедыми конями:

Ишь, говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!



А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что никто и не пикнул, -

Он только однажды волхвов вспомянул,

И то - саркастически хмыкнул:

Ну надо ж болтать ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!


"А вот он, мой конь - на века опочил, -

Один только череп остался!.."

Олег преспокойно стопу возложил -

И тут же на месте скончался:

Злая гадюка кусила его -

И принял он смерть от коня своего.


...Каждый волхвов покарать норовит, -

А нет бы - послушаться, правда?

Олег бы послушал - еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Волхвы-то сказали с того и с сего,

Что примет он смерть от коня своего!


1967






В.М. Васнецов Олег у костей коня Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899г,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва


Пирует с дружиною вещий Олег
      При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
      Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег,
     - Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
      Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
      И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
      Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.


. Вот едет могучий Олег со двора,
      С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
      Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
      И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
      На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
      Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.




Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) Для В.М.Васнецова русский эпос был той почвой, на которой зиждились его искания вечной красоты и гармонии, устремления к романтическому идеалу, национальному и вечному. Портрет выполнен в конце жизни В.М.Васнецова. Тональная строгость изображения передаёт почтительное отношение М.В.Нестерова к большому мастеру, которого он называл огромным талантом; подчёркнута бодрость духа, эпическая величавость художника в старости. М.В.Нестеров. 1862 – 1942 Портрет В.М.Васнецова. 1925 Государственная Третьяковская галерея, Москва В.М. Васнецов . Витязь на распутье. 1882



Художник В.Лосин












Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.



























Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!