СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать для проведения урока ОРКСЭ, а также внеклассного мероприятия по теме

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений"»

Конспект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

Составила: Ширибазарова Наталия Юрьевна,

учитель МБОУ г. Иркутска СОШ с УИОП №14

Тема

Род и семья - исток нравственных отношений

Цель

формирование представлений о семье, как о высшей нравственной ценности



Планируемые результаты

Предметные задачи

Метапредметные

Личностные

Работа с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.

Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых понятий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цель деятельности на уроке;

  • умение определять успешность своего задания (самооценка);

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • умение отбирать главное;

  • оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

  • строить рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение точно выражать свои мысли;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение строить диалог

  • умение определять и высказывать общие для всех людей правила;

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;


Ресурсы

Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений 4-5 кл., словари, презентация



Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

УУД

  1. Актуализация знаний

-Здравствуйте, начну я сегодня урок с загадки:

Кто загадку отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна …….. (СЕМЬЯ)

-Перечислите, кто входит в состав вашей семьи?

-А кем для вас являются тети или дяди, двоюродные братья или сестры?(родственниками). Ваши родственники – представители вашего рода.


Познавательные УУД:

  • умение отбирать главное;

Коммуникативные УУД:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение точно выражать свои мысли;


  1. Формулировка темы и задач урока

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Откройте учебник на странице 38 и прочитайте тему урока. Как понимаете фразу «исток нравственных отношений», выскажите свою точку зрения.

У каждой реки, каждого ручейка есть начало- исток. Здесь он зарождается, черпает свои силы. Также и человек получает в своей семье воспитание, любовь и заботу; делится этим с окружающими.

-На странице 38 разделе «Вы узнаете» прочитайте задачи, поставленные на урок.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цель деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение точно выражать свои мысли;


  1. Работа с понятийным аппаратом

Работа по группам

(У каждой группы свой словарь)

-Найдите в словарях, что такое «род», «семья»

Вывод: нет единого определения у этих слов, слова многозначные, над их значением будем рассуждать

Регулятивные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


  1. Включение с систему знаний

-Зачем человеку семья? Сначала обсудите в своей группе, сформулируйте ответы, в помощь вам – статья учебника (с.39). можете воспользоваться текстом учебника, можете высказать свою точку зрения.

Работа в группах, коллективное обсуждение ответов.


На прошлом уроке вы отвечали на вопросы анкеты

(Продолжи фразы:

  1. Главное в семье…..

  2. Когда я вырасту, моя семья будет…

Анкеты я прошу детей не подписывать, чтобы ответы были откровенными)

Вот ответы, которые чаще всего встречались при ответе на первый вопрос. Главное в семье, чтобы все любили друг друга… Главное в семье любовь, радость и счастье… Главное в семье понимание... Главное в семье забота, здоровье, счастье… Почему это важно для вас?

При ответе на второй вопрос, я просила представить себя взрослыми, когда у вас уже будут собственные дети. Скажу честно, что ожидала, что в первую очередь вы напишите, что моя семья будет богатой. Но к моему удивлению, таких ответов было мало. Ребята написали, что видят свою семью дружной, это самый частый ответ. Почему это важно для вас?


Сегодня вы поговорим о символе семьи и рода – о фамилии. Когда появились фамилии? У всех ли раньше были фамилии? Как появились фамилии? Ответы на все эти вопросы приготовили ребята (задание дать на предыдущем уроке 2-3 ученикам)


Последнее понятие, о котором сегодня поговорим -это родословная. Прочитаем вместе о родословной из статьи учебника. Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?

Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.

Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д. Раньше люди знали своих предков до 7 колена ( 7 предыдущих поколений), дети заучивали имена своих предков, т.к. на вопрос : «Ты чей?», нужно было перечислить своих предков.

Посчитаем, сколько поколений можете перечислить вы? (1 поколение – мы, 2 поколение – мамы и папы, 3 поколение – бабушки и дедушки, 4 поколение – прабабушки и прадедушки, 5 поколение – прапрабабушки и прапрадедушки и т. д.) Многие знают 3-4 поколения.

Работа с понятиями: «род», «семья».

Коммуникативные УУД:

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение строить диалог

Личностные УУД

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;


Познавательные УУД:

  • строить рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей






Познавательные УУД:

  • умение отбирать главное;

  • оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;



Регулятивные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу

Личностные УУД

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;


Домашнее задание

Я покажу вам родословную, которую составляли семьёй для моего сына. Это очень интересно. Я предлагаю вам с родителями собрать сведения о своём роде и составить родословную.

Или можете нарисовать герб своей семьи. Рассмотрите родовой герб Багратионов. Что изображено на нём? На родовых и семейных гербах изображали всё, чем гордится род и семья; могут быть изображены флаги, животные – покровители рода, имена.






Познавательные УУД:

  • умение отбирать главное;

  • оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

Личностные УУД

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;


Рефлексия

Работа с пословицей.

- Составьте из данных слов пословицу, попробуйте объяснить ее смысл. (Вся семья вместе, так и душа на месте)

Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?








Приложение

I . Анкета

Продолжи фразы:

  1. Главное в семье…..

  2. Когда я вырасту, моя семья будет…



II. Информация для дополнения* (https://moiarussia.ru/zarozhdenie-russkih-familij)

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФАМИЛИЙ

Русские фамилии в основном образованы как отчества от церковных или нецерковных личных имён или прозвищ, например, Иван Иванов сын Иванов. Сюда же относятся фамилии, образованные от прозвищ, связанных с профессией: Гончаров, Мельников, Красильников.

Гораздо реже — от названий местности, например Белозерский от Белоозеро. Такой способ образования особенно характерен для княжеских фамилий, однако (в отличие от Западной Европы) не характерен для дворянских.

Фамилии духовенства образованы от названий приходов (например, Космодемьянский, Рождественский) либо искусственно созданы в семинарии (Афинский, Добровольский), причём иногда в качестве фамилий использовалась греческая или латинская калька с буквально переведённой фамилии или прозвища, напр Соловьёв — Аедоницкий.

ЗАРОЖДЕНИЕ РУССКИХ ФАМИЛИЙ

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII в.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФАМИЛИЙ У КУПЕЧЕСТВА И СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

В XVIII—XIX вв. стали распространяться фамилии у служащих людей и у купечества. Поначалу только самое богатое — «именитое купечество» — удостаивалось чести получить фамилию.

В XV—XVI веках таких было немного и, в основном, северо русского происхождения. Например, купцы Калинниковы, основавшие в 1430 г. город Соль Камская, или знаменитые Строгановы. Среди фамилий купечества было много таких, в которых отражалась «профессиональная специализация» их носителей. К примеру, фамилия Рыбников, образованная от слова рыбник, то есть «торговец рыбой».

Можно вспомнить также гражданина Кузьму Минина, как известно не относившегося к дворянству, но имевшего собственную фамилию уже в конце XVI, начале XVII веков.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФАМИЛИЙ У КРЕСТЬЯНСТВА

В 1888 году был опубликован специальный указ сената, гласивший:

«…Как обнаруживает практика, и между лицами, рожденными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения, и даже иногда злоупотребления… Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом.»

III. Родословная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!