Актуализация знаний | -Здравствуйте, начну я сегодня урок с загадки: Кто загадку отгадает, Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой — Вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна …….. (СЕМЬЯ) -Перечислите, кто входит в состав вашей семьи? -А кем для вас являются тети или дяди, двоюродные братья или сестры?(родственниками). Ваши родственники – представители вашего рода. | Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение точно выражать свои мысли; |
Формулировка темы и задач урока | -Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Откройте учебник на странице 38 и прочитайте тему урока. Как понимаете фразу «исток нравственных отношений», выскажите свою точку зрения. У каждой реки, каждого ручейка есть начало- исток. Здесь он зарождается, черпает свои силы. Также и человек получает в своей семье воспитание, любовь и заботу; делится этим с окружающими. -На странице 38 разделе «Вы узнаете» прочитайте задачи, поставленные на урок. | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение точно выражать свои мысли; |
Включение с систему знаний | -Зачем человеку семья? Сначала обсудите в своей группе, сформулируйте ответы, в помощь вам – статья учебника (с.39). можете воспользоваться текстом учебника, можете высказать свою точку зрения. Работа в группах, коллективное обсуждение ответов. На прошлом уроке вы отвечали на вопросы анкеты (Продолжи фразы: Главное в семье….. Когда я вырасту, моя семья будет… Анкеты я прошу детей не подписывать, чтобы ответы были откровенными) Вот ответы, которые чаще всего встречались при ответе на первый вопрос. Главное в семье, чтобы все любили друг друга… Главное в семье любовь, радость и счастье… Главное в семье понимание... Главное в семье забота, здоровье, счастье… Почему это важно для вас? При ответе на второй вопрос, я просила представить себя взрослыми, когда у вас уже будут собственные дети. Скажу честно, что ожидала, что в первую очередь вы напишите, что моя семья будет богатой. Но к моему удивлению, таких ответов было мало. Ребята написали, что видят свою семью дружной, это самый частый ответ. Почему это важно для вас? Сегодня вы поговорим о символе семьи и рода – о фамилии. Когда появились фамилии? У всех ли раньше были фамилии? Как появились фамилии? Ответы на все эти вопросы приготовили ребята (задание дать на предыдущем уроке 2-3 ученикам) Последнее понятие, о котором сегодня поговорим -это родословная. Прочитаем вместе о родословной из статьи учебника. Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье. -Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина» - Сколько поколений можно насчитать в родословной? Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д. Раньше люди знали своих предков до 7 колена ( 7 предыдущих поколений), дети заучивали имена своих предков, т.к. на вопрос : «Ты чей?», нужно было перечислить своих предков. Посчитаем, сколько поколений можете перечислить вы? (1 поколение – мы, 2 поколение – мамы и папы, 3 поколение – бабушки и дедушки, 4 поколение – прабабушки и прадедушки, 5 поколение – прапрабабушки и прапрадедушки и т. д.) Многие знают 3-4 поколения. | Работа с понятиями: «род», «семья». Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение строить диалог Личностные УУД умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Познавательные УУД: строить рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Личностные УУД умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Домашнее задание | Я покажу вам родословную, которую составляли семьёй для моего сына. Это очень интересно. Я предлагаю вам с родителями собрать сведения о своём роде и составить родословную. Или можете нарисовать герб своей семьи. Рассмотрите родовой герб Багратионов. Что изображено на нём? На родовых и семейных гербах изображали всё, чем гордится род и семья; могут быть изображены флаги, животные – покровители рода, имена. | Познавательные УУД: Личностные УУД умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |