СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический инструментарий для формирования / оценивания метапредметных компетенций обучающихся по предмету "Иностранный язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический инструментарий для формирования / оценивания метапредметных компетенций обучающихся по предмету "Иностранный язык"»

МКОУ «Селинская средняя общеобразовательная школа»

Дмитриевского района Курской области









Доклад на тему

«Методический инструментарий для формирования / оценивания метапредметных компетенций обучающихся по предмету "Иностранный язык"»




Подготовила учитель английского языка

И.В. Власенкова






с. Селино

2019 г.


Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др. на уроках можно проверить и такие компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения как, взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.

В рамках ФГОС каждый урок должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.



Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;

  • исследовательские;

  • проектировочные;

  • сценирующие;

  • моделирующие;

  • конструирующие;

  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.

  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.

  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.

  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);

  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);

  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);

  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);

  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 

  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;

  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;

  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;

  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;

  • находить аналогии;

  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;

  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;

  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;

  • определять надежность и достоверность источника;

  • уметь выбирать нужную информацию;

  • знать способы передачи, копирования информации;

  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;

  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

  • иметь высокую культуру речи.











ФОРМИРОВАНИЕ МАТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ

ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС


Модернизация российского образования ставит перед учителем школы задачу

  • переосмысления своей педагогической деятельности,

  • пересмотра подходов и методов преподавания,

  • использования комплекса средств,

формирующих универсальные учебные действия (УУД), которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.



Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готовых знаний от учителя ученику. Задача:

  • включить самого ученика в учебную деятельность,

  • организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями,

  • применить полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем:

  • участвует в постановке целей и задач каждого урока,

  • определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей,

  • активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.



Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. Это и есть формирование универсальных учебных действий (УУД). Здесь предусматривается  исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой режим работы нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.



В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность парную и групповую форму работы. Смысл в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся:

  • искать информацию,

  • сообщать ее другим,

  • высказывать свою точку зрения,

  • принимать чужое мнение,

  • создавать продукт совместного труда. Это и обеспечивает формирование всех видов УУД.






Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:

1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2.Составь план прочитанного произведения.

3.Расставь пункты плана в логической последовательности.

Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:

Степень выполнения задания.

Уровень умения планировать.

План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов.


Высокий.

В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов.


Средний.

План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно.


Низкий.


Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников, умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника. Для отработки этого умения на уроках английского языка используются инсценировки и имитации различных речевых ситуаций, включающих монологическую и диалогическую речь.

Примеры заданий на формирование монологической речи:

  1. Расскажи о себе и своей семье.

  2. Напиши электронное письмо.

  3. Расскажи о твоем однокласснике, друге.

  4. Опиши своё домашнее животное.

Примеры заданий на формирования диалогической речи:

  1. Познакомься с новым учеником в твоем классе.

  2. Прими участие в телефонной беседе.

  3. Обсудите свои планы на каникулы.

  4. Представьте, что вы в магазине.


Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:

Степень выполнения коммуникативных заданий.

Уровень сформированности

диалогической речи.

Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью.


Высокий.

Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации.

Средний.

Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации.


Низкий.


Ещё одним метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются подстановочные таблицы, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.


Формы и способы оценивания сформированности умений использоватьзнаково-символические средства представления информации

Степень выполнения задания

Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации

Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрано соответствующее языковое явление.

Высокий

При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (например,порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).

Средний

При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).

Низкий


В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!