СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Роль классного руководителя в создании безопасной среды в техникуме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование культуры безопасности личности – процесс многогранный, который затрагивает различные аспекты воспитания растущей личности, и работа в этом направлении должна вестись классным руководителем в системе.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Роль классного руководителя в создании безопасной среды в техникуме"»

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»

















Методический доклад

Роль классного руководителя

в создании безопасной среды в техникуме











Подготовил

Председатель методического объединения классных руководителей Артамонова И.В.

Прочитан на заседании методического объединения классных руководителей Протокол №2 от 24.11.2021 г.

Председатель _________ Артамонова И.В.



Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений воспитательной работы классного руководителя и группы.

Целью воспитательной работы в данном направлении является подготовка физически и психически здоровой личности, способной к адаптации в обществе, обеспечению своей безопасности в экстремальных ситуациях и оказанию необходимой помощи окружающим.

Для достижения поставленной цели в ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум» было указано решение следующих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности:

  • Воспитание мотивации к безопасному поведению.

  • Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности.

  • Воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

  • Психологическая подготовка к безопасному поведению.

  • Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях.

  • Психологическая поддержка подростков при вхождении в сложный мир социальных связей и отношений взрослой жизни.

  • Предупреждение антиобщественных поступков и экстремистского поведения студентов

  • Патриотическое воспитание обучающихся.

  • Профилактика употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни.

  • Повышение роли семьи в обеспечении безопасности.

Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что формирование культуры безопасности личности – процесс многогранный, который затрагивает различные аспекты воспитания растущей личности, и работа в этом направлении должна вестись классным руководителем в системе.

Для решения данных задач классные руководители нашего техникума проводят классные часы по формированию культуры безопасности. Со стороны администрации техникума реализуются встречи с сотрудниками различных учреждений, отвечающих за безопасность.

Нельзя забывать и о том, что основой культуры безопасности жизнедеятельности являются нравственные ценности, такие как добро, гуманность, чуткость, милосердие, толерантность, долг, ответственность, ориентирование на внутренние качества человека, учитывающие нормы поведения и помогающие ему в социальной адаптации.

Классный руководитель в техникуме играет особую роль. Он ближе всех к студентам, знает их индивидуальные особенности, условия семейного воспитания. И поэтому на него возлагается особая ответственность за организацию безопасной образовательной среды.

Модель деятельности классного руководителя по организации безопасной для жизни и здоровья образовательной среды, можно разделить на 3 модуля: проектировочный, организационно-деятельностный, аналитический (контрольно-оценочный).

Проектируя свою деятельность по созданию благоприятных условий, обеспечивающих подготовку личности обучающегося, способной к саморазвитию, самореализации, обладающей интеллектуальными и гражданскими качествами, классный руководитель исходит из понимания остроты проблемы, связанной со здоровьем обучающихся.

Ответственность за решение вопросов здоровьесбережения возлагается на педагогов, родителей и самих студентов. Руководствуясь целью здоровьесбережения, классный руководитель, как и другие субъекты образовательного процесса, в полной мере осознает, что сохранить и укрепить здоровье обучающихся можно лишь в условиях безопасной образовательной среды. Безопасной можно назвать лишь ту среду, которая обеспечивает охрану и защиту от неблагоприятных и опасных воздействий природных, социальных факторов, в том числе химических, физических, экологических, информационных, экранно-визуальных, психологических. Безопасная образовательная среда позволяет обеспечить качественное обучение и развитее студента без ущерба для его физического и психологического здоровья.

В процессе проектировочной работы по созданию безопасной образовательной среды классный руководитель опирается на знание нормативно-правовой базы работы педагогических работников образовательных учреждений по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, современных концепций здоровья. Он руководствуется принципами здоровьесберегающей педагогики, важнейшими из которых являются нанесение вреда, забота о здоровье обучающихся как приоритетное направление образовательной деятельности, принцип единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Второй модуль деятельности классного руководителя можно условно назвать организационно-деятельностным. Он включает в себя работу со студентами, их родителями, преподавателями-предметниками и складывается из следующих направлений:

  • диагностика и мониторинг учебных возможностей, психологического и физического состояния здоровья обучающихся;

  • коррекционная работа с обучающимися группы риска;

  • профилактическая работа со всем коллективом группы;

  • психолого-педагогическое сопровождение и оказание педагогической поддержки обучающихся;

  • организация разнообразной внеурочной деятельности.

Условием эффективной здоровьесберегающей деятельности классного руководителя является знание студента, его учебных возможностей, индивидуальных особенностей, состояния здоровья. Диагностика состояния здоровья уже много лет остается актуальной проблемой для нашего образования. Для диагностики физического психологического здоровья можно использовать самооценку студентами показателей своего здоровья и методы, основанные на принципах экспертных оценок.

Выстраивая профилактическую работу со всем коллективом группы, классный руководитель опирается на знания структуры психического здоровья. Важнейшим направлением по сохранению здоровья является содействие формированию умения полюбить себя и другого человека. Любовь к себе - это самопринятие, положительное самоотношение, чувство собственного достоинства, собственной ценности, осознание собственной уникальности и вера в свои возможности. Другим направлением профилактической работы является всемерное содействие развитию у студентов рефлексии, то есть оценивая себя: «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем шел к этим достижениям, какие трудности испытывал и как их преодолевал.

Классный руководитель совместно с психологом осуществляет диагностику учебных возможностей обучающихся, знание которых позволяет определить характер помощи и поддержки. По результатам диагностики определяются индивидуальные проблемы каждого студента в обучении и планируется характер помощи, определяются и рекомендуются преподавателям, работающим в этой группе, формы, методы и приемы обучения. В процессе совместной деятельности, направленной на преодоление проблем и трудностей, классный руководитель обсуждает со студентом успехи и неудачи, стимулирует обучающегося, поощряет инициативу.

Следующим важным направление работы является организация разнообразной внеурочной деятельности: конкурсы, соревнования, праздники, коллективно-творческие дела, тематические вчера формируют такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступают своеобразным противоядием от многочисленных негативных и опасных воздействий социальной сферы, способствует формированию нравственного здоровья.

Третий модуль деятельности - контрольно-оценочный. Для определения эффективности своей деятельности классный руководитель проводит диагностику и мониторинг результатов своей деятельности в сфере охраны здоровья студентов. Ориентировочная оценка может быть проведена путем использования следующих показателей:

  • желание студента посещать учебное заведение;

  • курящие обучающиеся;

  • активность и заинтересованность в участии во внеурочной деятельности;

  • психологический климат в группе;

  • уровень грамотности студентов по вопросам здоровья;

  • ощущение обучающимися безопасности.

Таким образом, условием успешного сохранения здоровья является создание и функционирование безопасной образовательной среды, важная роль в формировании которой принадлежит классному руководителю.

Залогом успеха его деятельности является единство диагностики, профилактики и коррекции, тесный союз и сотрудничество с психологом, преподавателями-предметниками, родителями. Успешность создания безопасной образовательной среды во многом зависит от уровня квалификации, понимания стоящих задач, заинтересованности в этой работе, инициативы классного руководителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!