СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.05 Обществознание для специальностей 15.02.01; 15.02.07; 19.02.03; 19.02.07; 19.02.08.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.05 Обществознание для специальностей 15.02.01; 15.02.07; 19.02.03; 19.02.07; 19.02.08.»

министерство образование и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж сервиса и торговли»











МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.05 Обществознание

для специальностей


15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов













Белогорск, 2020

Методические указания по выполнению практической работы по дисциплине (профессиональному модулю) ОДБ.05 Обществознание разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.

и рабочей программы соответствующей дисциплины (соответствующего профессионального модуля), утвержденной





УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом отделения №4 ГПОАУ АКСТ

Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Председатель ______________ Л.В. Немова







Рассмотрена на заседании ПЦК ………………..…

Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель ПЦК ______________ А.В. Положай























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, обеспеченность занятия, краткие учебно-методические материалы по теме, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, критерии оценки результатов выполнения задания.

Методические рекомендации предназначены для использования студентами специальностей 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов; 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.



В результате выполнения практической работы обучающиеся должны сформировать общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 Выполнение практических работ по  учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и

процессов общественного развития

• метапредметных:

М1−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М2− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М3− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М4− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М5−умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М6− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М7−владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

• личностных:

Л1− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л2− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л3− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л4− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л5− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л6− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л7− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Критерии оценивания

Задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является аккуратность и правильность заполнения граф таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Задания на составление схем. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.

Задание по работе с тестами. К каждому заданию дается несколько  ответов, только один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Оценка выполнения практических работ.

Оценка «5» ставится, если студент:

1) правильно определил цель работы и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения;

3) самостоятельно и рационально выбрал приёмы, способы и методы выполнения работы;

4) научно грамотно, логично описал выполненную работу и сформулировал выводы по ней; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,  графики и сделал выводы по ним;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе);

6) работу осуществляет по плану с учетом предъявляемых требований и правил работы с материалами и оборудованием;

7) задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Оценка «4» ставится, если студент выполнил требования к оценке “5”, но:

1) было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или работа проведена не полностью;

3) или в описании работы допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если студент:

1) правильно определил цель работы; задание выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным задачам работы;

2) или в ходе выполнения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) или получены результаты с большей погрешностью; или в результатах работы были допущены в общей сложности не более двух ошибок не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил выполнения работы), которая исправляется по требованию преподавателя.

Оценка «2» ставится, если студент:

1) не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, выполненный объём работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) выводы произведены неправильно;

3) или в ходе работы обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4) допускает две (и более) грубые ошибки в объяснении и оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.

Примечание. В тех случаях, когда студент показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению преподавателя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

  1. Оценка выполнения тестовых заданий

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания. Для положительного заключения  установлен показатель, при котором принимается решение:

  • оценка 3 «удовлетворительно» – не менее  70-79% выполнения задания;

  • оценка 4 «хорошо» –  80- 89%;

  • оценка 5 «отлично» –  90-100%.

Алгоритмических «памятки».

Практика показывает, что самостоятельная работа обучающихся  будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий студента,  выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности студента  к работе с текстами. Другими словами, одним из методических приемов может служить создание алгоритмических «памяток».

Алгоритм – это инструктивные правила, схемы, определяющие четкую последовательность учебных действий обучающихся в работе с учебным материалом .

Применение алгоритмов способствует:

  • совершенствованию  общеучебных интеллектуальных умений: чтение, сравнение, конкретизация, оценка, самоконтроль;

  • развитию основных процессов мыслительной деятельности у студентов: анализ, синтез, обобщение,

  • формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей.  

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.

  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Алгоритм составления схемы с помощью текста

  1. Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

  2. Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

  3. Согласно проблеме выделите главные и второстепенные  явления, разбейте их на группы.

  4. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  5. Установите связи, последовательность.

  6. Выберите систему условных обозначений.

  7. Продумай пространственное расположение схемы на листе.

  8. Зафиксируйте схему на листе.

Памятка-алгоритм составления таблицы.

  1. Прочтите  текст.

  2. Определите признаки, по которым можно систематизировать материал.

  3. Начертите таблицу с определенным количеством граф.

  4. Запишите название признаков в графы.

  5. Запишите в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

  6. Сделайте вывод.

  7. Дополните текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

  1. Чтение и анализ.

  2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

  3. Анализ и аргументация автора.

  4. Постановка вопросов к тексту.

  5. Сравнительный анализ.

  6. Отбор материала.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 

4)   Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5)   Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6)   Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

-соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

-если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

-нет ли противоречий между вашими аргументами;

-нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

-можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

-не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Требование к оформлению отчета

  1. Практическая работа оформляется в тетради для практических работ.

  2. Работа включает тему и цель.

  3. Работа оформляется в соответствии с алгоритмом работы над заданием



































ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Наименование темы

Наименование работы

Количество часов

1

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

ПР№1 Человек, потребности, мировоззрение

2

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

ПР№2 Роль образования и науки в жизни человека и общества.

2

3

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

ПР№3 Мораль. Религия. Искусство.

2

4

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

ПР№4 Типы экономических систем

2

5

Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

ПР№5 Налоги

2

6

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика.Рынок труда и безработица.

ПР№6 Основные доходы и расходы семьи.

2

7

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.Элементы международной экономики

ПР№7 Глобальные экономические проблемы

2

8

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

ПР№8 Социальная стратификация в современной России.

2

9

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

ПР№9 Социальные конфликты и виды социальных норм.

2

10

4.3.Важнейшие социальные общности и группы.

ПР№10 Семья в современной России.

2

11

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

ПР№11 Политическая система общества

2

12

Тема 5.2. Участники политического процесса

ПР№12 Избирательное право в Российской Федерации

2

13

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

ПР№13 Правомерное и противоправное поведение.

2

14

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

ПР№14 Основные конституционные права и обязанности граждан в России..

2

15

Тема 6.3. Отрасли российского права

ПР№15 Отрасли российского права

2



Практическая работа № 1

Тема: Человек, потребности, мировоззрение

Цель: рассмотреть отношения общества и природы на разных этапах развития;  

Задачи:

-охарактеризовать влияние техногенных революций на развитие общества;

-выяснить противоречивость воздействия людей на природную среду;;

-развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы:

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

-  влияние техногенных революций на развитие общества;

 Студент должен уметь:

-выявлять  противоречивость воздействия людей на природную среду;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание: На основе материала учебника  заполнить таблицу «Общество и природа и сделать вывод»

Содержание учебного задания

Период техногенных революций

Характеристика взаимоотношений человека и природы

Последствия данных отношений

Первобытная эпоха



Неолитическая  революция



Промышленная революция



Информационная революция



Вывод




Практическое занятие № 2

Тема: Роль образования и науки в жизни человека и общества.

Цели: рассмотреть систему образования в Российской Федерации

Задачи:

-сформировать представление о причинах вторжения крестоносцев на Русь, основных событиях немецко-шведской агрессии; о политике А. Невского в отношении Золотой Орды;

- развивать умение  применять полученные знания при составлении схем,

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

- систему  образования в России.

 Студент должен уметь:

- раскрывать тенденции развития науки и образования в России

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1. На основе материала учебника заполните схему:

Образование –









Система образования


Основные тенденции в развитии образования











Функции образования


























Задание 2. Проанализируйте Устав ГАПОУ АО АКСТ и заполните таблицу:

Права студентов

Обязанности студентов



     Задание 3. Прочитайте высказывание. В чем состоит значение образования для общества для человека?

В.А. Сухомлинский: «человек должен учиться потому , что он человек».

А.С. Пушкина « Чтение- вот лучшее умение. Следовать за мыслями великого человека- если наука самая занимательная»

Л.Н. Толстой  : « Не будь наук и искусств , не было бы человека и человеческий жизни».

И.П. Павлов : « Изучайте азы науки прежде , чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее , не окончив предыдущего . Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки ваших знаний хотя бы и самым смелыми догадками и гипотезами . Научитесь делать черную работу в науке».

Я.А. Коменский : « Считай несчастным тот день или тот час , в который ты не усвоил ничего нового и не ничего не прибавил к своему образованию».

Н.И. Лобачевский : «Человек родился быть господином, повелителем царем природы . Но мудрость, с которою он должен править , не дана ему от рождения, она приобретается учением».

Э. Эверетт: «Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия».  



Практическая работа № 3

Тема: Мораль. Религия. Искусство.

Цель: охарактеризовать Мировые религии

Задачи:

- определить роль религии в современном обществе

- проанализировать нравственные основы мировых религий

- развивать  умение работать  с источниками, представлять результаты изучения исторического материала в форме таблицы.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

- основные понятия:  религия;

-  роль религии в современном мире;

Студент должен уметь:

-характеризовать основные положения мировых религий.

         Комплексно - методическое обеспечение:

1.текст (приложения)

Задание 1:  Используя  материал приложения, заполните  таблицу по теме: «Религия как феномен культуры».

Религия

Район распространения

Священные книги

Основы вероучения

Буддизм




Христианство




1 Православие




2 Католицизм




3Протестантизм




    Ислам




Приложение:

Мировые религии охватывают огромное количество верующих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. В Российской Федерации проживают представители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего усвоение четырех благородных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных действий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодолению страданий.

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией. Из курса истории вы знаете, что выделяются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврейского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия, а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочеловечился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спасителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Распад Римской империи на Западную и Восточную привел к постепенному обособлению Западной и Восточной христианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о вознесении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в католицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возможность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «распоряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV - XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католической церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранство (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным источником веры и полагают, что каждому человеку воздастся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего выражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число католиков проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единственной религией.

Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире набирает силу экуменическое движение, стремящееся к диалогу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения мировая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Южной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации проживает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верховного Бога - Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог  - Аллах - передал людям устами пророка Мухаммеда при посредничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйственной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совершение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран содержит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских государств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

В современной России ислам распространен среди жителей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочисленной азербайджанской диаспоры.

Задание 2. Работа с источниками:

2.1.Прочитайте Декалог.

 И изрек Бог все слова сии, говоря:

  1. Я господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не    оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4 Помни день субботний, чтобы святить его;

Шесть дней работай и делай всякие дела твои,

А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

  1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

  2. Не убивай.

  3. Не прелюбодействуй.

  4. Не кради.

  5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены   ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Вопросы:

- Определите главную идею первых трех заповедей.

- Как вы понимаете, что означает 4 заповедь?

- Чему посвящены 5-10 заповеди?

2.2.Ознакомьтесь с Аятом из Корана.

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора ,после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Коран 2:177)

 Вопрос:  Определить основные принципы, заключённые в этом аяте.

2.3.В «Сутре запуска колеса проповеди» говорится:

Есть, о монахи, две крайности,

которым пусть не следует подвижник.

Какие две?

Одна- это склонность ко всяким похотям,

Как чумно пошлая,

Низкая, мужицкая, простонародная,

Неарийская, бессмысленная.

Другая- это склонность себя изнурять,

Тяжкая, неарийская, бессмысленность.

Но ни к той, ни к другой крайности не клонится

Верная срединная дорога,

И до конца постигнута татхагатой;

Видении дарующая, знание дарующая,

К умиротворению, к постижению, к пробуждению,

К успокоению веды».

Вопросы:

-Что значит «верная срединная дорога» в буддизме?

-Какие крайности осуждает буддизм?

Практическое занятие №4

Тема: Типы экономических систем

Цель: изучить типы экономических систем  

Задачи: 

- дать сравнительную характеристику экономическим системам: традиционной, централизованной (командной) и рыночной;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

-понятие : экономические системы;

Студент должен уметь:

-характеризовать различным экономическим системам.

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1: на основе материала учебника заполнить таблицу «Основные типы экономических систем»

Содержание учебного задания

Экономическая система –
















Основные типы экономических
систем











Линии
сравнения

Традиционная

Централизованная

Рыночная

Что надо производить?




Как производить?




Кто получает товары и услуги?




Определение






Практическое занятие №5

Тема: Государственный бюджет. Государственный долг. Виды налогов. Основы налоговой политики государства.

Цель: изучить вопрос о государственном бюджете и налогах.

 Задачи: 

-рассмотреть вопрос о государственном бюджете;

-  охарактеризовать виды налогов;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

-понятия «государственный бюджет», налоги;

- основы налоговой политики;

- источники государственного бюджета;

Студент должен уметь:

-характеризовать различным виды налогов

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1: на основе материала учебника заполнить таблицу « Государственный бюджет»

Государственный бюджет (от англ. кошелек) –















Доходная часть


Расходная часть

жизни общества


средства

















Источники
























Задание 2: на основе материала учебника заполнить таблицу « Налоги. Виды налогов»





прямые




косвенные








Налоги – 













– налог на добавленную стоимость (НДС);

– акцизы;

– таможенная пошлина;

– подоходный налог;

– налог на покупку валюты и др.


– налог на имущество предприятий;

– лесной налог;

– плата за воду и др.


– земельный налог;

– курортный сбор;

– налог на рекламу;

– налог на содержание жилого фонда и др.








Основные принципы налогообложения


















Практические занятия № 6

Тема: Понятие безработицы, выявление  ее причины и экономических последствий

Цель: выявление  сущность,   причины и экономические последствия безработицы

Задачи:

-  раскрыть сущность безработицы;

- раскрыть причины и экономические последствия безработицы;

- развивать умение самостоятельно пользоваться литературой, проводить поиск необходимого материала, качественно оформлять  схему

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

 - понятие безработица

Студент должен уметь:

-характеризовать основных действующих лиц Смутного времени

        Комплексно - методическое обеспечение:

1.текст (приложения)

Задание: на основе текста ( приложение)  заполните таблицу: «Основные виды безработицы»

Содержание учебного задания

Безработица –





















Основные виды безработицы



































Задание 2. Ответьте на вопросы:

1.Перечислите негативные последствия безработицы;

2. Охарактеризуйте государственную политику занятости и регулирование безработицы;

3.Перечислите факторы, влияющие на уровень занятости населения.

Приложение:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:

- не имеют работы;

- занимаются поисками работы;

- готовы приступить к работе.

Виды безработицы в зависимости от причины ее возникновения:

- структурная - несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим, изменение структуры производства и иным критериям;

- фрикционная - связана с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую;

- сезонная – часть фрикционной безработицы, связанная с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу (строительство, сельское хозяйство, рыболовство, продажа мороженного).

- циклическая - превышение предложения рабочей силы в стране над спросом на нее в период экономического спада.

Виды безработицы в зависимости от её формы проявления:

- частичная - трудящиеся вынуждены работать не полный рабочий день или неделю.

- скрытая - нерациональная, неэффективная занятость (на одном рабочем месте работают два человека).

Безработица считается негативным экономическим явлением, т.к. она приводит к недовыпуску продукции (для определения потери ВВП используют закон Оукена: каждый процент превышения естественного уровня безработицы увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%); снижению жизненного уровня населения; моральной деградации людей потерявших работу; демографическому спаду; потере работниками квалификации, навыков, опыта; сокращению совокупного спроса; упадку городов, поселков; росту социальной и политической напряженности.

Основные направления государственного регулирования рынка труда (прямое воздействие):

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

  2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

  3. Программы содействия найму рабочей силы.

  4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное воздействие на безработицу оказывается фискальной,

денежно-кредитной политикой путем стимулирования экономического роста, развития тех или иных отраслей и регионов.

Занятость непрерывно изменяется под влиянием множества причин:

• динамика численности населения страны;

• прогресс техники и технологии во всех отраслях национального хозяйства;

• изменение структуры макроэкономики;

• изменение международных связей;

• перемены в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы;

• колебания численности студентов, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Естественно, что необходимым является прогнозирование занятости населения страны на длительный период с учетом всех изменяющихся условий и факторов. Такое прогнозирование служит основой эффективной государственной политики занятости. Но государство вряд ли в состоянии обеспечить полную занятость в масштабе общества. Ибо такой показатель во многом зависит от субъективных особенностей – воли и желания – отдельных личностей. Важно учитывать, что в правовом государстве принудительный труд запрещен, каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Задание 3.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Домохозяйка среднего возраста, имеющая высшее образование, которая не ищет работу, будет относиться к категории безработных или нет?

2. Выпускник нашего техникума, который сразу же приступил к поиску работы после обучения, но пока не может трудоустроиться, относиться к занятому населению или к безработному?

3. В регионе существует избыток рабочей силы, так как в учебных заведениях этого региона преобладает подготовка специалистов химической промышленности, а развиваются пищевая и текстильная отрасли. Определите вид безработицы.

4. Рыболовецкое предприятие в зимний период приостановило свою деятельность в связи с прекращением судоходства. Работники данной организации зимой пребывают дома. Определите вид безработицы.


Практическое занятие № 8

Тема: Типы социальной стратификации

Цель: рассмотреть различные типы социальной стратификации

Задачи:

- охарактеризовать этапы различные типы социальной стратификации;

- формировать умение делать выводы, составлять хронологическую таблицу.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

 - понятия страта, стратификация, сословия, касты, классы;

Студент должен уметь:

-характеризовать этапы различные типы социальной стратификации

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1.На основе материала учебника и карты заполните таблицу «Социальная стратификация и ее типы»

Содержание учебного задания

Социальная стратификация 

Тип стратификации

Характеристика

Кастовая


Сословная


Классовая


Задание 2. На основе материала учебника заполнить таблицу

Содержание учебного задания

Страты

Классы

различаются по:














Практическое занятие № 9

Тема: Социальные конфликты и виды социальных норм.

Цель: выявить пути решения социальных конфликтов

Задачи:

- охарактеризовать участников конфликта;

- рассмотреть  пути решения социальных конфликтов;

- развивать умение самостоятельно пользоваться литературой, проводить поиск необходимого материала, качественно оформлять продукт письменной коммуникации.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

 -субъектов конфликта;

Студент должен уметь:

- выявлять пути решения социальных конфликтов

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1. На основе материала учебника и интернет- ресурсов заполните пропуски в схеме.

Содержание учебного задания



Основные субъекты





оппоненты или противоборствующие стороны
















объект
конфликта


Конфликт


предмет
конфликта






















Участники конфликта










свидетели


подстрекатели


пособники


посредники















Задание 2. На основе материала учебника и интернет- ресурсов выявить пути решения социальных конфликтов.



Практическая работа № 11

Тема: Политическая система общества

Цель: рассмотреть  внутренние и внешние функции государства 

Задачи:

- охарактеризовать внутренние функции государства;

- характеризовать  внешние функции государства;

- развивать умение работать с учебной литературой, выявляя элементы информации, несущие основную смысловую нагрузку (понятия, явления, процессы), грамотно составлять  тематические таблицы.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен уметь:

-характеризовать внутренние и внешние функции государства

Комплексно -методическое обеспечение: Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. Комплексно -методическое обеспечение:

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание1 : На основе материала учебника и интернет –ресурсов заполните таблицу «Внутренние и внешние функции государства»

Содержание учебного задания

Внутренние функции государства

Внутренние  функции государства





Практическая работа № 12

Тема: Политические партии и движения, их классификация

Цель : проанализировать   политические партии и движения, их классификацию

Задачи:

-рассмотреть классификацию политических партий и движений

 -развивать умение анализировать изученный материал; самостоятельно работать с текстом, составлять таблицу

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

- классификацию политических партий и движений

Студент должен уметь:

 -сравнивать  политических партий и движений

Комплексно -методическое обеспечение: 

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание 1: на основе материала учебника заполнить схему«Классификация политических партий»

Содержание учебного задания

Политическая партия –






Классификация












по участию в осуществлении власти


по характеру
членства


по шкале
политического спектра































Практическая работа № 13

Тема: Правовые отношения и их структура.

Цель: рассмотреть сущность правовых отношении.

Задачи:

- раскрыть понятие «правовые отношения»;

- охарактеризовать структуру правовых отношений;

- развивать умение работать с учебной литературой,  выявляя - элементы информации, несущие основную смысловую нагрузку (понятия, явления, процессы), грамотно составлять  тематические  схемы, таблицы.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:

- сущность правовых отношений;

Студент должен уметь:

 -характеризовать

структуру правовых отношений.

Комплексно - методическое обеспечение:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: 2015.

2. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

Задание1: На основе материала учебника заполнить схему : «Правоотношения»

Правоотношения –





Субъекты правоотношений



















Для участия в правоотношениях
субъектам необходимо иметь:







это способность обладать правами и нести юридические обязанности


это способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности



Практическая работа № 14

Тема: Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Цель: рассмотреть основные конституционные права и обязанности граждан в России Задачи:

- охарактеризовать личные, политические, экономические, социальные права и свободы граждан РФ

-выяснить обязанности граждан РФ;

-формировать умение работать с нормативной литературой и создавать продукт письменной коммуникации.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:  

-права, свободы, обязанности граждан РФ.

Студент должен уметь:

 -характеризовать гарантии прав и свобод граждан РФ

Продолжительность занятия: 

Комплексно методическое обеспечение: 

  1. Конституция РФ.

  2. Методические рекомендации

Задание 1 :Используя текст Конституции РФ(глава 2)  заполните таблицу.

Содержание учебного задания

Права и свободы граждан РФ

Обязанности граждан РФ

Личные

Политические

Экономические

Социальные

Культурные







Методические рекомендации:

1. Личность - это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности конкретных личностей, то есть их правовой статус.

2. Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности.

Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества. Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.

 Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя за установленные законодательством пределы. Свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.

 Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.

Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

3. Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека.

 Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми правами и свободами, которое данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.

4. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические,  экономические, социальные и культурные права человека.

 Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие каждому человеку, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь.

 К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

 Экономические права граждан -  это узаконенные возможности человека свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.

 Социальные права - это права на благосостояние и достойный уровень жизни.

 Культурные права – это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

5. В обязанности российских граждан, закрепленные в конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные. К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:

- обязанность соблюдать конституцию и законы РФ;

- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам;

- обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

     Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:

- за родителями – обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

- за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, - обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

- за налогоплательщиками – обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

- за военнослужащими – обязанность защищать Отечество.


Практическая работа № 15

Тема: Отрасли российского права

Цель: рассмотреть вопрос о формировании российского парламентаризма в начале XX века.

Задачи:

-провести сравнительный анализ деятельности I и  II Государственной Думы

-развивать умение работать с учебной литературой,  историческими источниками. выявляя - элементы информации, несущие основную смысловую нагрузку (понятия, явления, процессы), грамотно составлять  тематическую схему.

Требования к результатам деятельности:

Студент должен знать:  - признаки юридической ответственности;

- функции юридической ответственности

Студент должен уметь:

 -характеризовать принципы юридической ответственности

Продолжительность занятия: 

Комплексно методическое обеспечение: 

1.Методические рекомендации

Задание 1. На основе текста ( приложение) Составить таблицу:

Признаки юридической ответственности

Функции юридической ответственности

Принципы юридической ответственности




Задание 2. На основе текста ( приложение) Составить таблицу:

Вид юридической ответственности

 За какие правонарушения наступает ответственность

 Мера ответственности

Уголовная



Административная



Гражданско- правовая



Дисциплинарная



Материальная



Задание 3. На основе текста ( приложение) решить задачи:

Задача 1. Безработные П.и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали. Приставали к прохожим.  Назовите основания привлечения их к юридической  ответственности. Назовите вид ответственности

Задача  2. Гражданин С. Очень спешил домой: приехал его лучший друг. Сев в свою машину, он помчался со скоростью 100 км/час. У первого перекрестка сотрудник ГИБДД жестом приказал ему остановится, но С. сделал  вид, что не заметил этого. Второй перекресток стал для него роковым: на полной скорости он врезался в такси с пассажирами. Одного пассажира увезли в реанимации. Перечислите все основания для привлечения С. К юридической ответственности. Назовите вид ответственности.

Методический материал

Юридическая ответственность - признаки, цель, функции

Юридическая ответственность — один из видов государственного принуждения, применение к правонарушителю санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами в рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

Признаки юридической ответственности:
• наступает за совершение правонарушения;
• устанавливается государством в нормах права;
• заключается в неблагоприятных последствиях для личности правонарушителя и его имущества;
• возлагается строго определенными государственными органами и должностными лицами в ходе правоприменительной деятельности;
• осуществляется в процессуальных формах;
• обеспечена принудительной силой государства.

Цель юридической ответственности — защитить права и свободы человека, обеспечить общественный порядок, а также наказать виновного (восстановить справедливость).

Функции юридической ответственности:
• функция кары, возмездия имеет цель наказать виновного в совершении правонарушения, заставить его претерпеть личные (лишение свободы, ограничение правового статуса и т. д.), имущественные (уплата штрафа), организационные (увольнение, запрет заниматься определенной деятельностью) неблагоприятные последствия;
• правовосстановительная функция имеет целью восстановить нарушенное право, возместить причиненный ущерб;
 функция социальной превенции предупреждает правонарушителя о недопустимости неблагоприятных последствий, имеет целью заставить его с учетом личного опыта не совершать в дальнейшем правонарушения;
• общая превенция — предупреждение всего общества о невыгодности, наказуемости противоправного поведения;
• воспитательная функция имеет два аспекта: воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание (изменение мировоззрения, отношения к преступному и законопослушному поведению) правонарушителя.

Принципы юридической ответственности

Принципы юридической ответственности:
• неотвратимость (обязательность отрицательной государственной реакции в виде наказания);
• законность (строгая реализация требований правовых норм при привлечении виновного лица к юридической ответственности);
• справедливость (личная ответственность виновного, недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды за одно и то же правонарушение, запрет обратной силы закона, отягчающего положение лица, привлеченного к юридической ответственности, обратная сила закона, смягчающего ответственность, соответствие вида юридической ответственности и тяжести наказания степени общественной опасности правонарушения);
• гуманизм (запрет при привлечении к юридической ответственности пыток и иного жестокого, бесчеловечного, унижающего человеческое достоинство обращения и наказания);
• принцип виновной ответственности (предполагает возможность привлечения к юридической ответственности и назначения наказания только при условии вины в деяниях правонарушителя);

• обоснованность (установление факта совершения конкретным лицом конкретного правонарушения, всесторонность и объективность исследования обстоятельств дела и доказательств, наличие всех элементов состава правонарушения, доказанность вины правонарушителя, издание правоприменительного акта, подтверждающего указанные обстоятельства и назначающего соответствующее наказание;

• целесообразность (соответствие вида юридической ответственности, наказания целям кары, задачам правовосстановления, предупреждения и воспитания, степени общественной опасности правонарушения).

Основаниями привлечения лица к юридической ответственности считаются:

• предусмотренность определенного вида правонарушения конкретными правовыми нормами,
• установленный в законном порядке факт совершения лицом данного правонарушения,
• наличие в деяниях предполагаемого правонарушителя состава правонарушения,
• отсутствие обстоятельств, исключающих юридическую ответственность,
• принятие правоприменительного акта (решения полномочного органа, лица) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к юридической ответственности на основании соответствую.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:
• необходимая оборона — самостоятельная защита индивидуумом своей жизни, прав и свобод, а также жизни, прав и свобод других лиц. Условиями необходимой обороны считают наличие общественноопасного посягательства, его реальность; причинение вреда посягающему лицу; адекватность защиты степени общественной опасности деяния посягающего;
• крайняя необходимость представляет сознательное причинение определенного вреда в целях недопущения большего вреда. Признаками крайней необходимости являются: наличие реальной опасности для жизни, прав и свобод, интересов общества и государства; невозможность устранения данной опасности другими средствами; меньший размер причиненного вреда, чем вред предотвращенный. В состоянии крайней необходимости вред причиняется как третьим лицам, так и лицу, совершившему угрозу;
• невменяемость посягающего лица;
• малозначительность ущерба, наносимого посягающему лицу и охраняемым законом интересам;
• задержание лица, совершившего преступление, — причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер;
• обоснованный риск — если указанная цель не могла быть достигнута иначе (бездействием) и лицо, допустившее риск, приняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам;
• исполнение приказа (распоряжения): действия лица во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Основано на исполнении служебных обязанностей. В данном случае приказ должен быть незаконным, т. е. причинять вред право-охраняемым интересам;
• физическое или психическое принуждение — это воздействие на волю лица словом, символами, жестами, демонстрацией оружия или его макетов, т. е. угрозой, вследствие чего лицо не могло руководить своими действиями (бездействием). Уголовный кодекс выделяет преодолимое и непреодолимое физическое и психическое принуждение;
• казус (случай) — причинение вреда в результате обстоятельств, которые лицо не могло предвидеть и предотвратить (например, водитель сбивает пешехода в результате столкновения с его автомобилем другого автомобиля, которое было вызвано нарушением правил дорожного движения другим водителем);
• непреодолимая сила-(«форс-мажор») — чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (например, стихийное бедствие).щих материальных и процессуальных норм.

Виды юридической ответственности

Юридическая ответственность, так же как и правонарушения, может быть подразделена на виды.
1. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки).
В некоторых случаях ответственность не наступает, например, если имеет место умысел потерпевшего. Так, владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего. Не наступает ответственность и в случаях, если имели место действие непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, ураган, снежные заносы и т. д.), а также общественные явления (военные действия, забастовки, и т. д.). В законодательстве не содержится определение непреодолимой силы, но указываются признаки: чрезвычайность и неотвратимость (при данных условиях).
2. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении следующих дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации:
•замечание,
•выговор,
•строгий выговор,
• увольнение и другие виды взысканий, предусмотренные уставами (положениями) о дисциплине.
3. Административная ответственность.

Виды административных наказаний:

- предупреждение

- штраф

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу

- административный арест

- дисквалификация.

 Возраст привлечения к административной ответственности- 16 лет: к уголовной ответственности- с 14 лет- за тяжкие и особо тяжкие преступления, с 18 лет- за должностные и в сфере конституционных прав, за преступления небольшой и средней тяжести- с 16 лет.

 Вопрос о мере административной ответственности в отношении несовершеннолетних  решает комиссия по делам несовершеннолетних. К числу мер, применяемых комиссией по делам несовершеннолетних, относятся: предупреждение, штраф, возложение обязанности загладить причиненный вред, обязанность принесения в публичной форме извинений потерпевшему, передача под надзор родителей, трудового коллектива, общественной организации.

4. Материальная ответственность заключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учреждений ущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятию или учреждению. Основанием материальной ответственности является причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт. По правилам трудового законодательства материальную ответственность несут все работники, то есть лица, состоящие в трудовых отношениях с предприятием независимо от его организационно-правовой формы. Материальная ответственность может быть наложена на работника лишь при одновременном наличии следующих обязательных условий:
•прямого действительного ущерба;
• причинной связи между действиями (бездействием) работника и ущербом;
• вины работника в причинении ущерба своим действием или бездействием.
5.Уголовная ответственность

УК РФ выделяет:

- основные наказания: обязательные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь

- дополнительные: лишение специального, воинского, почетного звания, государственных наград, конфискация имущества

- альтернативные: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  Уголовное наказание- это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в лишении и ограничении прав и свобод этого лица.

 Цели уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение преступлений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!