Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Методические указания
для студентов очного отделения по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
подготовила
преподаватель естественнонаучных дисциплин
Доброхотова Татьяна Викторовна
г. Нижний Новгород
2021
Методическое пособие предназначено для студентов очного отделения по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. В нем изложены основные теоретические сведения, тематический план дисциплины, рекомендации по освоению каждой темы программы, тематика творческих работ с созданием мультимедийной презентации, вопросы к дифференцированному зачет.
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………...4
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 5
Введение 5
Исторические формы охраны природы 6
Основные направления стратегии охраны природы 7
Определение природопользования Ошибка! Закладка не определена.
Рациональное и нерациональное природопользование 8
Принципы и правила рационального природопользования и малоотходных технологий 9
Качество окружающей среды 12
Законодательные основы природопользования 14
Заключение 15
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 16
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ 17
Введение 17
Раздел 1. Особенности взаимодействие общества и природы 17
Тема 1.1. Природоохранный потенциал. 17
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. 17
Тема 1.3. Загрязнения окружающей среды радиоактивными и токсичными веществами. 18
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности 18
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу………………………………………………………………………18
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. 19
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 19
ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ 20
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное методическое пособие предназначено для студентов очного отделения по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение и составлено на основе рабочей программы «Экологические основы природопользования» для студентов по данной специальности.
Цель данного методического пособия – оказание помощи студентам данной специальности в организации их самостоятельной работы при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».
Данная дисциплина входит в блок дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, экологической культуры и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен
уметь:
знать:
особенности взаимодействия общества и природы;
природоресурсный потенциал России;
принципы и методы рационального природопользования;
правовые и социальные вопросы природопользования.
В процессе изучения дисциплины у студентов вырабатывается умение мыслить биолого-экологическими категориями, самостоятельно оценивать экологическую деятельность, формируется чувство причастности к решению проблем окружающей среды и личной ответственности за свои действия.
Содержанием программы предусматривает рубежный и итоговый формы контроля знаний. В рамках рубежного контроля студенты выполняют творческую работу с созданием мультимедийной презентации на заданную тему. Итоговой формой контроля знаний является дифференцированный зачет.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Введение
С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последние годы в связи с бурным развитием науки и техники.
Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества.
Впервые понятие «экология» ввел немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в 1866 году.
Экология (от греч «йокос» - дом, жилище, убежище, «логос» - наука) – наука о закономерностях взаимоотношений живых организмов со средой обитания и между собой.
Экология оказалась тесно связанной с решением проблем охраны природы. Экологические закономерности лежат в основе теоретического обоснования практических природоохранных мероприятий.
Охрана природы определяется как:
Область практической деятельности человека, комплекс мер государственных, общественных, международных, которые направлены на сохранение природы и рациональное использование природных ресурсов.
Наука о рациональном природопользовании.
Природа – экологическая среда обитания, источник ресурсов.
Предмет охраны природы – взаимодействие человеческого общества и природы.
Задача – удовлетворить потребности человека и сохранить природу, то есть оптимизация отношений общества и природы.
3 этапа природоохранной деятельности:
1. Охрана отдельных объектов.
2. Охрана целых участков ландшафта.
3. Охрана всей биосферы.
Мотивы охраны природы:
1. Экономические.
2. Здравоохранительные.
3. Научные.
4. Эстетические.
5. Воспитательные.
Исторические формы охраны природы
1. Народная форма охраны природы появляется в связи с уменьшение основных средств существования людей в местах их обитания. Она имела чисто практическую основу и действовала на территории обитания рода или племени. Система природоохранных мер в то время обеспечивалась устными запретами, но действенность ее была очень высокой, т.к. с одной стороны она поддерживалась очень суровыми наказаниями, а с другой – религиозно-ритуальными запретами («табу»). Эту форму можно рассматривать как первую попытку людей регулировать свои отношения со средой обитания.
2. Частная (или частнособственническая) форма охраны природы возникает с появлением частной собственности, распадом первобытного строя и появлением первых государств. Она имела своей целью прежде всего сохранение природных участков или других объектов для удовлетворения потребностей крупных представителей господствующих классов.
3. Государственная форма охраны природы возникает, как и предшествующая, также с появлением первых рабовладельческих государств. Вначале она имела чисто законодательный характер и практический уклон: обеспечение сохранности возделываемых земель. Но в дальнейшем с усложнением природоохранных мероприятий для их реализации появляется специальный административный аппарат, проводятся научные исследования, возникает необходимость подготовки специальных кадров. Все это требуется для сохранения природы в интересах хозяйства, здравоохранения, науки и культуры.
4. Общественная форма охраны природы возникает при достаточно высоком уровне науки и культуры. В значительной мере возникновение этой формы стимулировалось усилением эксплуатации природных ресурсов и заметным истощением некоторых из них в наиболее развитых странах. На добровольные пожертвования частных лиц и членские взносы обществ проводится не только пропагандистская работа, но и осуществляются разные практические мероприятия.
5. Международная форма охрана природы возникла почти одновременно с общественной и имела своей целью сохранение таких природных ресурсов или объектов, обеспечить охрану или рациональное использование которых отдельно взятое государство было не в состоянии.
Правительство начинает принимать участие в решении проблем, связанных с использованием природных ресурсов и их охраной.
Основные направления стратегии охраны природы
Переоценка ценностей в обществе. Охрана природы выходит на первый план, становится одним из приоритетных направлений человеческой деятельности.
Осознать важность экологической проблемы должна не только общественность, но и правительства.
Экологизация производства.
Общество должно иметь единые цели и программу развития.
Международное сотрудничество в области охраны природы.
Природоохранное воспитание.
Определение природопользования
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.
Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным.
Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.
Природопользование включает в себя:
а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;
б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;
в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;
г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.
В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды.
Рациональное и нерациональное природопользование
Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.
Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.
Рациональное природопользование преследует двоякую цель:
1. обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;
2. обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления.
На нынешнем, современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие — экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду.
Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.
Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу. Первостепенная роль в создание основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.
Принципы и правила рационального природопользования и малоотходных технологий
Совершенствование ресурсных циклов является магистральным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах, которые можно использовать в любой области природопользования и производства. Эти принципы можно сформулировать следующим образом:
Принцип системного подхода предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на окружающую среду и ее ответных реакций. С позиции системного подхода ни один ресурс не может использоваться или охраняться независимо от другого.
Принцип оптимизации природопользования заключается в применении наиболее целесообразных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного теологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и регионов.
Принцип опережения темпов заготовки сырья темпами выхода конечной продукции основан на снижении количества образующихся в процессе производства отходов, т. е. на более полном использовании и уменьшении количества исходного сырья, затрачиваемого на единицу продукции.
Принцип гармонизации отношений природы и производства заключается в создании и эксплуатации природно-технических систем, обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой — поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки. Гармонизация отношений природы и человека изучается теорией коэволюции (взаимосвязанной совместной эволюции человека и природы). Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека быстро, многие виды не успевают приспособиться и вымирают. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы обеспечить возможность дальнейшей коэволюции.
Принцип (правило) меры преобразования природных систем. В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания (саморегуляции и самоорганизации), т. е. необходимо учитывать их ассимиляционную емкость, количество изымаемого природного ресурса, структуру экосистемы и другие факторы, обеспечивающие ее функционирование.
Принцип саморегуляции. При создании техногенных комплексов необходимо учитывать, что способностью к саморегуляции и саморазвитию могут обладать не только биологические, но отчасти и рационально созданные производственные и природнотехногенные системы, что позволяет значительно снизить их негативное влияние на биосферу и затраты на поддержание устойчивости.
Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства на базе имеющихся в регионе сырьевых, энергетических, демографических ресурсов заключается в создании территориальных производственных комплексов, которые позволяют более полно использовать природные ресурсы, тем самым снизив количество отходов и вредную нагрузку на окружающую среду. Такие комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной структурой и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.
Таким образом, рациональное природопользование и экологическая оптимизация промышленности предусматривают создание эколого-производственных комплексов, направленных на комплексное использование и полную утилизацию вовлекаемых в ресурсные циклы веществ и энергии, подобно тому, как в природе миллионы лет осуществляется естественный биогеохимический круговорот. Внедрение таких замкнутых циклов означало бы полностью безотходное производство. Однако в реальной жизни какое-то количество отходов неизбежно, поэтому необходимо стремиться к малоотходным и ресурсосберегающим производствам.
Под безотходной (малоотходной) технологией подразумевается такой способ производства, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырье — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы».
Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий следующие:
все производственные процессы должны осуществляется при минимальном числе технологических этапов, поскольку на каждом образуются отходы, и теряется сырье;
технологические процессы должны быть непрерывны, что позволяет наиболее эффективно использовать сырье, оборудование и энергию;
мощность технологического оборудования должна быть оптимальной, что определяет максимальный коэффициент полезного действия и минимальные потери;
при разработке технологического оборудования необходимо предусматривать широкое использование автоматических систем, обеспечивающих оптимальное ведение технологических процессов и качество продукции, с минимальным выходом вредных веществ;
выделяющаяся в различных технологических процессах теплота должна быть использована, что позволит сэкономить энергоресурсы и снизить тепловую нагрузку на окружающую среду.
Постепенный переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии в производстве приведет к значительному снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности природопользования.
Но современный технологический уровень не позволяет в короткие сроки осуществить переход к малоотходному хозяйствованию и ликвидировать негативные последствия
развития производства. С учетом этого в различных отраслях промышленности могут реализоваться различные природоохранные мероприятия:
инженерные мероприятия направлены на совершенствование существующих и разработку новых технологических процессов, материалов и машин с целью исключения или смягчения негативных воздействий на природную среду;
технологические мероприятия позволяют изменить показатели и характеристики источников воздействия на биосферу, определяющие их интенсивность;
организационные мероприятия связаны с совершенствованием управления, структуры и функционирования новых или действующих природно-промышленных систем;
экологические мероприятия обеспечивают использование потенциала самоочищения или самовосстановления природной среды.
Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует, какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).
Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.
Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевыми законодательствами – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
Качество окружающей среды
Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.
Качество окружающей среды – это соответствие показателей санитарно-гигиеническим нормам.
Нормирование качества – это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека.
Норма ПДВ – это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.
Показатели нормативов качества – это общие требования ко всем видам нормативов, установленных в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности:
а) медицинский критерий – «пороговый» уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения – мутация.
б) технологический – способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания.
в) научно-технический – способность научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.
Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:
а) санитарно-гигиенические – предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;
б) производственно-технические – предельно допустимые нормативы выбросов и сборов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы, ПНИПы и т.п технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);
в) комплексные – наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного, так и естественного происхождения.
Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций, уполномоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).
Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.
Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.
Экологический мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.
Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг.
Экологический мониторинг направлен на все среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).
Современная ситуация в природопользовании считается кризисной. К причинам ее возникновения и экологическим следствиям можно отнести:
Рост народонаселения на планете;
Увеличение масштабов производства;
Рост городов;
Кислотные дожди;
Разрушение озонового слоя;
Парниковый эффект;
Несовершенство технологических процессов;
Недостаток некоторых ресурсов.
Законодательные основы природопользования
Первые законодательные акты по охране природы в нашей стране датируются 10 – 11 веками. В своде законов Киевского князя Ярослава Мудрого «Русская правда» был специальный раздел об охране бобра, который ценился дороже соболя, лошади, двух коров и даже раба. Предусматривалась охрана и других видов животных, в том числе и медоносных пчел. В 11 – 12 веках появляются первые заповедники на территории нашей страны. С именем Петра I (17 – 18в) связано не только большое количество указов, но и выполнение практических мер в этом направлении. После Петра I в России начинает пробуждаться общественное движение за изучение и охрану природы страны. В первые годы Советской власти уделялось много внимания рациональному использованию природных ресурсов и охране природы, о чем свидетельствуют первые декреты: «О земле», «Основной закон о лесах», «Об особо охраняемых природных территориях». Основными законами об охране природы в наши дни являются:
Документы органов местного самоуправления;
Законодательство субъектов РФ;
Подзаконные акты (указы, приказы Президента, Правительства);
Законы РФ (Экологическая доктрина РФ);
Конституция РФ, международные правовые акты, решения Конституционного суда.
Заключение.
Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, поэтому покорение природы, бесконтрольное и неограниченное использование ее ресурсов и нарастающих загрязнений окружающей среды ведут в тупик в развитии цивилизации и эволюции самого человека. Важнейшим условием развития человечества является бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранение благоприятной окружающей среды.
Таким образом, знание основ современного природопользования — науки о взаимодействии человека с биосферой в целях устойчивого развития необходимо для правильного решения осознанных в последнее время острых экологических проблем, а значит, для самой возможности сохранения человечества.
Можно сказать, что к настоящему времени разработаны основные принципы концепции устойчивого совместного развития человека и биосферы:
темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;
интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды их поглощать;
все ресурсы должны использоваться с максимальной эффективностью.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студентов | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов |
Всего | Лабораторные работы | Практические работы |
Введение | 2 | 2 | - | - | - |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 31 | 20 | | | 11 |
Тема 1.1Природоохранный потенциал | 12 | 8 | | | 4 |
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное использование. | 9 | 6 | | | 3 |
Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. | 10 | 6 | | | 4 |
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности | 13 | 8 | | | 5 |
Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. | 7 | 4 | | | 3 |
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | 6 | 4 | | | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | | | - |
Всего | 48 | 32 | | | 16 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ Введение
Задачи, цель, специфика дисциплины. Природа и общество. Значение экологических знаний в современной жизни.
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1 Природоохранный потенциал. Студент должен знать:
современное состояние окружающей среды в России и планеты;
воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;
планетарные экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф.
Природа и общество. Общие и специфические черты. История представлений о единстве человека и природы. Взаимоотношения человека и природы в религиях первобытного и раннеклассового общества. Проблемы взаимодействия человека и природы в мировых религиях. Экологические вопросы в русском православии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии и пути их решения.
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование. Студент должен знать:
взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.
Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и производства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производств. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тема 1.3 Загрязнения окружающей среды радиоактивными и токсичными веществами. Студент должен знать:
основные источники загрязнения окружающей среды;
классификацию загрязнителей и пути их воздействия на человека;
экологические последствия загрязнения окружающей среды;
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнения биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая» революция и ее последствия. Основные задачи мониторинга. Понятие экологического риска.
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности
Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Студент должен знать:
историю становления Российского природоохранного законодательства;
международные связи, взаимоотношения по вопросам охраны окружающей среды;
История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления, принятые законодательными органами. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Экологическая доктрина Российской Федерации. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. Студент должен знать:
Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
История развития представления о единстве человека и природы.
Проблемы взаимодействия человека и природы в мировых религиях.
Система охраняемых природных территорий
Состояние и охрана живой природы Нижегородской области.
Развитие мероприятий и законодательных основ по охране природы.
Качество окружающей среды. Критерии оценки.
Экологическая обстановка и экологические проблемы Нижегородской области.
Мониторинг окружающей среды.
Здоровье и окружающая среда.
Характеристика промышленности Нижегородской области.
Основные мероприятия по улучшению качества окружающей среды.
Экологические проблемы современности.
Загрязнение атмосферы и живые организмы.
Техногенные катастрофы.
Проблема городских отходов.
Современное состояние природных систем земли.
История природопользования в России.
Роль общественности в охране окружающей среды.
Международное сотрудничество в области охраны природы.
Природный и научно-технический прогресс.
Экологическая культура человека.
Экологическая доктрина Российской Федерации.
Экологический кризис: что охранять и как использовать.
Экология дома.
Экологическая политика: сотрудничество и борьба.
Экологическое будущее России.
Значение биологического многообразия в природе и жизни человека.
Экология человека и социальные проблемы.
Экологические правонарушения.
Антропогенное воздействие на биосферу.
ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
История развития представлений о единстве человека и природы.
Разносторонняя связь человека с природой.
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Природа и научно-технический прогресс.
Рациональное и нерациональное природопользование.
Современное состояние природных систем Земли.
Природные ресурсы и их классификация.
Качество окружающей среды. Критерии оценки.
Мониторинг окружающей среды.
Государственные и общественные мероприятия по улучшению качества окружающей среды.
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования.
История Российского природоохранного законодательства.
Роль общественных организаций в природоохранной деятельности.
Экологические проблемы современности.
Правовые аспекты природопользования.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
27