СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»









ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ



Методические указания

для студентов очного отделения по специальности

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение







подготовила

преподаватель естественнонаучных дисциплин

Доброхотова Татьяна Викторовна













г. Нижний Новгород

2021

Методическое пособие предназначено для студентов очного отделения по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. В нем изложены основные теоретические сведения, тематический план дисциплины, рекомендации по освоению каждой темы программы, тематика творческих работ с созданием мультимедийной презентации, вопросы к дифференцированному зачет.

Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

















Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………...4

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 5

Введение 5

Исторические формы охраны природы 6

Основные направления стратегии охраны природы 7

Определение природопользования Ошибка! Закладка не определена.

Рациональное и нерациональное природопользование 8

Принципы и правила рационального природопользования и малоотходных технологий 9

Качество окружающей среды 12

Законодательные основы природопользования 14



Заключение 15

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 16

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ 17

Введение 17

Раздел 1. Особенности взаимодействие общества и природы 17

Тема 1.1. Природоохранный потенциал. 17

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. 17

Тема 1.3. Загрязнения окружающей среды радиоактивными и токсичными веществами. 18

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности 18

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу………………………………………………………………………18

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. 19

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 19

ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ 20

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 21





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данное методическое пособие предназначено для студентов очного отделения по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение и составлено на основе рабочей программы «Экологические основы природопользования» для студентов по данной специальности.

Цель данного методического пособия – оказание помощи студентам данной специальности в организации их самостоятельной работы при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования».

Данная дисциплина входит в блок дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, экологической культуры и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользовании;



знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы;

  • природоресурсный потенциал России;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • правовые и социальные вопросы природопользования.


В процессе изучения дисциплины у студентов вырабатывается умение мыслить биолого-экологическими категориями, самостоятельно оценивать экологическую деятельность, формируется чувство причастности к решению проблем окружающей среды и личной ответственности за свои действия.

Содержанием программы предусматривает рубежный и итоговый формы контроля знаний. В рамках рубежного контроля студенты выполняют творческую работу с созданием мультимедийной презентации на заданную тему. Итоговой формой контроля знаний является дифференцированный зачет.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Введение



С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последние годы в связи с бурным развитием науки и техники.

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества.

Впервые понятие «экология» ввел немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в 1866 году.

Экология (от греч «йокос» - дом, жилище, убежище, «логос» - наука) – наука о закономерностях взаимоотношений живых организмов со средой обитания и между собой.

Экология оказалась тесно связанной с решением проблем охраны природы. Экологические закономерности лежат в основе теоретического обоснования практических природоохранных мероприятий.

Охрана природы определяется как:

  1. Область практической деятельности человека, комплекс мер государственных, общественных, международных, которые направлены на сохранение природы и рациональное использование природных ресурсов.

  2. Наука о рациональном природопользовании.


Природа – экологическая среда обитания, источник ресурсов.

Предмет охраны природы – взаимодействие человеческого общества и природы.

Задача – удовлетворить потребности человека и сохранить природу, то есть оптимизация отношений общества и природы.

3 этапа природоохранной деятельности:

1. Охрана отдельных объектов.

2. Охрана целых участков ландшафта.

3. Охрана всей биосферы.

Мотивы охраны природы:

1. Экономические.

2. Здравоохранительные.

3. Научные.

4. Эстетические.

5. Воспитательные.



Исторические формы охраны природы



1. Народная форма охраны природы появляется в связи с уменьшение основных средств существования людей в местах их обитания. Она имела чисто практическую основу и действовала на территории обитания рода или племени. Система природоохранных мер в то время обеспечивалась устными запретами, но действенность ее была очень высокой, т.к. с одной стороны она поддерживалась очень суровыми наказаниями, а с другой – религиозно-ритуальными запретами («табу»). Эту форму можно рассматривать как первую попытку людей регулировать свои отношения со средой обитания.

2. Частная (или частнособственническая) форма охраны природы возникает с появлением частной собственности, распадом первобытного строя и появлением первых государств. Она имела своей целью прежде всего сохранение природных участков или других объектов для удовлетворения потребностей крупных представителей господствующих классов.

3. Государственная форма охраны природы возникает, как и предшествующая, также с появлением первых рабовладельческих государств. Вначале она имела чисто законодательный характер и практический уклон: обеспечение сохранности возделываемых земель. Но в дальнейшем с усложнением природоохранных мероприятий для их реализации появляется специальный административный аппарат, проводятся научные исследования, возникает необходимость подготовки специальных кадров. Все это требуется для сохранения природы в интересах хозяйства, здравоохранения, науки и культуры.

4. Общественная форма охраны природы возникает при достаточно высоком уровне науки и культуры. В значительной мере возникновение этой формы стимулировалось усилением эксплуатации природных ресурсов и заметным истощением некоторых из них в наиболее развитых странах. На добровольные пожертвования частных лиц и членские взносы обществ проводится не только пропагандистская работа, но и осуществляются разные практические мероприятия.

5. Международная форма охрана природы возникла почти одновременно с общественной и имела своей целью сохранение таких природных ресурсов или объектов, обеспечить охрану или рациональное использование которых отдельно взятое государство было не в состоянии.

Правительство начинает принимать участие в решении проблем, связанных с использованием природных ресурсов и их охраной.


Основные направления стратегии охраны природы



  1. Переоценка ценностей в обществе. Охрана природы выходит на первый план, становится одним из приоритетных направлений человеческой деятельности.

  2. Осознать важность экологической проблемы должна не только общественность, но и правительства.

  3. Экологизация производства.

  4. Общество должно иметь единые цели и программу развития.

  5. Международное сотрудничество в области охраны природы.

  6. Природоохранное воспитание.

Определение природопользования


Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.

Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным.

Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

Природопользование включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды.


Рациональное и нерациональное природопользование



Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Рациональное природопользование преследует двоякую цель:

1. обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

2. обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления.

На нынешнем, современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие — экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.

Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу. Первостепенная роль в создание основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.


Принципы и правила рационального природопользования и малоотходных технологий

Совершенствование ресурсных циклов является магистральным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах, которые можно использовать в любой области природопользования и производства. Эти принципы можно сформулировать следующим образом:

  • Принцип системного подхода предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на окружающую среду и ее ответных реакций. С позиции системного подхода ни один ресурс не может использоваться или охраняться независимо от другого.

  • Принцип оптимизации природопользования заключается в применении наиболее целесообразных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного теологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и регионов.

  • Принцип опережения темпов заготовки сырья темпами выхода конечной продукции основан на снижении количества образующихся в процессе производства отходов, т. е. на более полном использовании и уменьшении количества исходного сырья, затрачиваемого на единицу продукции.

  • Принцип гармонизации отношений природы и производства заключается в создании и эксплуатации природно-технических систем, обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой — поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки. Гармонизация отношений природы и человека изучается теорией коэволюции (взаимосвязанной совместной эволюции человека и природы). Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека быстро, многие виды не успевают приспособиться и вымирают. Общество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы обеспечить возможность дальнейшей коэволюции.

  • Принцип (правило) меры преобразования природных систем. В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания (саморегуляции и самоорганизации), т. е. необходимо учитывать их ассимиляционную емкость, количество изымаемого природного ресурса, структуру экосистемы и другие факторы, обеспечивающие ее функционирование.

  • Принцип саморегуляции. При создании техногенных комплексов необходимо учитывать, что способностью к саморегуляции и саморазвитию могут обладать не только биологические, но отчасти и рационально созданные производственные и природно­техногенные системы, что позволяет значительно снизить их негативное влияние на биосферу и затраты на поддержание устойчивости.

  • Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства на базе имеющихся в регионе сырьевых, энергетических, демографических ресурсов заключается в создании территориальных производственных комплексов, которые позволяют более полно использовать природные ресурсы, тем самым снизив количество отходов и вредную нагрузку на окружающую среду. Такие комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой про­изводственной структурой и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

Таким образом, рациональное природопользование и экологическая оптимизация промышленности предусматривают создание эколого-производственных комплексов, направленных на комплексное использование и полную утилизацию вовлекаемых в ресурсные циклы веществ и энергии, подобно тому, как в природе миллионы лет осуществляется естественный биогеохимический круговорот. Внедрение таких замкнутых циклов означало бы полностью безотходное производство. Однако в реальной жизни какое-то количество отходов неизбежно, поэтому необходимо стремиться к малоотходным и ресурсосберегающим производствам.

Под безотходной (малоотходной) технологией подразумевается такой способ производства, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырье — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы».

Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий следующие:

  • все производственные процессы должны осуществляется при минимальном числе технологических этапов, поскольку на каждом образуются отходы, и теряется сырье;

  • технологические процессы должны быть непрерывны, что позволяет наиболее эффективно использовать сырье, оборудование и энергию;

  • мощность технологического оборудования должна быть оптимальной, что определяет максимальный коэффициент полезного действия и минимальные потери;

  • при разработке технологического оборудования необходимо предусматривать широкое использование автоматических систем, обеспечивающих оптимальное ведение технологических процессов и качество продукции, с минимальным выходом вредных веществ;

  • выделяющаяся в различных технологических процессах теплота должна быть использована, что позволит сэкономить энергоресурсы и снизить тепловую нагрузку на окружающую среду.

Постепенный переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии в производстве приведет к значительному снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности природопользования.

Но современный технологический уровень не позволяет в короткие сроки осуществить переход к малоотходному хозяйствованию и ликвидировать негативные последствия

развития производства. С учетом этого в различных отраслях промышленности могут реализоваться различные природоохранные мероприятия:

  • инженерные мероприятия направлены на совершенствование существующих и разработку новых технологических процессов, материалов и машин с целью исключения или смягчения негативных воздействий на природную среду;

  • технологические мероприятия позволяют изменить показатели и характеристики источников воздействия на биосферу, определяющие их интенсивность;

  • организационные мероприятия связаны с совершенствованием управления, структуры и функционирования новых или действующих природно-промышленных систем;

  • экологические мероприятия обеспечивают использование потенциала самоочищения или самовосстановления природной среды.


Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует, какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).

Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевыми законодательствами – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Качество окружающей среды

Основное место в механизме охраны природной среды занимает нормирование качества окружающей среды и экологический контроль.

Качество окружающей среды – это соответствие показателей санитарно-гигиеническим нормам.

Нормирование качества – это установление показателей (нормативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека.

Норма ПДВ – это такая мера воздействия на окружающую природную среду, при которой стабильно обеспечивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Показатели нормативов качества – это общие требования ко всем видам нормативов, установленных в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов общества. Они установлены в следующей последовательности:

а) медицинский критерий – «пороговый» уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду, за пределами которого наступают необратимые изменения – мутация.

б) технологический – способность экономики обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания.

в) научно-технический – способность научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:

а) санитарно-гигиенические – предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологических веществ и воздействий, радиации естественного фона и приборов любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах питания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;

б) производственно-технические – предельно допустимые нормативы выбросов и сборов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промышленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воздействий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строительные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы, ПНИПы и т.п технико-экономические нормативы, определяемые отраслевыми органами охраны природы);

в) комплексные – наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качества, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм человека всех факторов среды его обитания как искусственного, так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций, уполномоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя не только государственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.

Экологический мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинг.

Экологический мониторинг направлен на все среду или на отдельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).

Современная ситуация в природопользовании считается кризисной. К причинам ее возникновения и экологическим следствиям можно отнести:

  • Рост народонаселения на планете;

  • Увеличение масштабов производства;

  • Рост городов;

  • Кислотные дожди;

  • Разрушение озонового слоя;

  • Парниковый эффект;

  • Несовершенство технологических процессов;

  • Недостаток некоторых ресурсов.


Законодательные основы природопользования


Первые законодательные акты по охране природы в нашей стране датируются 10 – 11 веками. В своде законов Киевского князя Ярослава Мудрого «Русская правда» был специальный раздел об охране бобра, который ценился дороже соболя, лошади, двух коров и даже раба. Предусматривалась охрана и других видов животных, в том числе и медоносных пчел. В 11 – 12 веках появляются первые заповедники на территории нашей страны. С именем Петра I (17 – 18в) связано не только большое количество указов, но и выполнение практических мер в этом направлении. После Петра I в России начинает пробуждаться общественное движение за изучение и охрану природы страны. В первые годы Советской власти уделялось много внимания рациональному использованию природных ресурсов и охране природы, о чем свидетельствуют первые декреты: «О земле», «Основной закон о лесах», «Об особо охраняемых природных территориях». Основными законами об охране природы в наши дни являются:

  • Документы органов местного самоуправления;

  • Законодательство субъектов РФ;

  • Подзаконные акты (указы, приказы Президента, Правительства);

  • Законы РФ (Экологическая доктрина РФ);

  • Конституция РФ, международные правовые акты, решения Конституционного суда.

Заключение.


Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, поэтому покорение природы, бесконтрольное и неограниченное использование ее ресурсов и нарастающих загрязнений окружающей среды ведут в тупик в развитии цивилизации и эволюции самого человека. Важнейшим условием развития человечества является бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранение благоприятной окружающей среды.

Таким образом, знание основ современного природопользования — науки о взаимодействии человека с биосферой в целях устойчивого развития необходимо для правильного решения осознанных в последнее время острых экологических проблем, а значит, для самой возможности сохранения человечества.

Можно сказать, что к настоящему времени разработаны основные принципы концепции устойчивого совместного развития человека и биосферы:

  • темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления;

  • интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды их поглощать;

  • все ресурсы должны использоваться с максимальной эффективностью.




















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Всего

Лабораторные работы

Практические работы

Введение

2

2

-

-

-

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

31

20



11

Тема 1.1Природоохранный потенциал

12

8



4

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное использование.

9

6



3

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

10

6



4

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности

13

8



5

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

7

4



3

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

6

4



2

Дифференцированный зачет

2

2



-

Всего

48

32



16



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ Введение

Задачи, цель, специфика дисциплины. Природа и общество. Значение экологических знаний в современной жизни.

Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества Тема 1.1 Природоохранный потенциал.

Студент должен знать:

  • современное состояние окружающей среды в России и планеты;

  • воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;

  • планетарные экологические проблемы, пути ликвидации экологических катастроф.


Природа и общество. Общие и специфические черты. История представлений о единстве человека и природы. Взаимоотношения человека и природы в религиях первобытного и раннеклассового общества. Проблемы взаимодействия человека и природы в мировых религиях. Экологические вопросы в русском православии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии и пути их решения.



Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Студент должен знать:

  • взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.


Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и производства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производств. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Тема 1.3 Загрязнения окружающей среды радиоактивными и токсичными веществами.

Студент должен знать:

  • основные источники загрязнения окружающей среды;

  • классификацию загрязнителей и пути их воздействия на человека;

  • экологические последствия загрязнения окружающей среды;



Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнения биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая» революция и ее последствия. Основные задачи мониторинга. Понятие экологического риска.

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы экологической безопасности Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Студент должен знать:

  • историю становления Российского природоохранного законодательства;

  • международные связи, взаимоотношения по вопросам охраны окружающей среды;

  • задачи и цели деятельности природоохранных органов управления и надзора;


История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления, принятые законодательными органами. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Экологическая доктрина Российской Федерации. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Студент должен знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;


Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
  1. История развития представления о единстве человека и природы.

  2. Проблемы взаимодействия человека и природы в мировых религиях.

  3. Система охраняемых природных территорий

  4. Состояние и охрана живой природы Нижегородской области.

  5. Развитие мероприятий и законодательных основ по охране природы.

  6. Качество окружающей среды. Критерии оценки.

  7. Экологическая обстановка и экологические проблемы Нижегородской области.

  8. Мониторинг окружающей среды.

  9. Здоровье и окружающая среда.

  10. Характеристика промышленности Нижегородской области.

  11. Основные мероприятия по улучшению качества окружающей среды.

  12. Экологические проблемы современности.

  13. Загрязнение атмосферы и живые организмы.

  14. Техногенные катастрофы.

  15. Проблема городских отходов.

  16. Современное состояние природных систем земли.

  17. История природопользования в России.

  18. Роль общественности в охране окружающей среды.

  19. Международное сотрудничество в области охраны природы.

  20. Природный и научно-технический прогресс.

  21. Экологическая культура человека.

  22. Экологическая доктрина Российской Федерации.

  23. Экологический кризис: что охранять и как использовать.

  24. Экология дома.

  25. Экологическая политика: сотрудничество и борьба.

  26. Экологическое будущее России.

  27. Значение биологического многообразия в природе и жизни человека.

  28. Экология человека и социальные проблемы.

  29. Экологические правонарушения.

  30. Антропогенное воздействие на биосферу.

ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
    1. История развития представлений о единстве человека и природы.

    2. Разносторонняя связь человека с природой.

    3. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

    4. Природа и научно-технический прогресс.

    5. Рациональное и нерациональное природопользование.

    6. Современное состояние природных систем Земли.

    7. Природные ресурсы и их классификация.

    8. Качество окружающей среды. Критерии оценки.

    9. Мониторинг окружающей среды.

    10. Государственные и общественные мероприятия по улучшению качества окружающей среды.

    11. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования.

    12. История Российского природоохранного законодательства.

    13. Роль общественных организаций в природоохранной деятельности.

    14. Экологические проблемы современности.

    15. Правовые аспекты природопользования.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Валова В.Д. Экология. — М., 2012.



Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.



Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.



Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.



Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.



Для преподавателей



Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».



Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».





Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».





Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.



Интернет-ресурсы



www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).



27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!