- Философский смысл понятия «бытия». Материальное единство мира и его многообразие. Понятие материи, материя как субстанция. -Движение – атрибут материи. Движение и развитие. - Пространство и время - формы бытия материи. Самостоятельная работа Изучение учебной и специальной литературы. Составление опорных конспектов. Требования к знаниям: - Что такое онтология - Какова специфика онтологических представлений античной философии, философии средних веков, Нового времени. Методические указания Основные понятия темы: онтология, бытие, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время. Студентам следует обратить внимание на особенности онтологических представлений античной философии, натурфилософские взгляды представителей Милетской школы, что такое атом в понимании Демокрита, в чем суть диалектики Гераклита, каковы онтологические взгляды Пифагора, Эмпедокла, что говорили о бытии средневековые философы, какова специфика онтологических представлений Нового времени. Онтологией называется раздел философии, изучающий мир, как он существует сам по себе (от греческого слова «онтос» - сущее). Это учение о бытии, отвечающее на вопросы: каково происхождение мира? От каких первоначал он произошел? Каково устройство мира? Что первично: материя или идея? Как соотносятся вещи и движение? Какова причина мира? Существует ли эволюция? Под воздействием каких сил развивается мир? и т.д. Вопросы эти считаются вечными, и каждый выдающийся философ в свое время дает на них ответ. Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных мировоззренческих вопроса: - Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? - Ничто из видимого нами не является вечным: всё возникает, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто, существующее всегда, то, что никогда не изменяется или всё, что есть, обречено на распад и гибель Понятие «бытие» возникает в учении древнегреческого философа-элеата Парменида в 6 веке до н.э. Парменид предположил, что за изменчивым миром чувственно воспринимаемых вещей существует нечто неизменное, единое, вечное, неуничтожаемое. О нем можно только мыслить, ибо не являясь чувственной вещью, оно может быть только предметом разума. Факт существования неизменного бытия подтверждается нашей способностью подумать о нем и высказать это в словах. Со времен Парменида термины «быть» и «бытие» были введены в философию для обозначения особой реальности, не сводимой к простому существованию наличных вещей. Бытие открывалось только в мысли, а потому Парменид свел его к бытию мысли, отождествил бытие и мышление. Идея тождества бытия и мышления открывала возможность рассматривать в качестве основы мира разумное начало, не зависящее от человека. В средние века наметился отход от онтологической проблематики парменидовского толка в номинализме. Это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют только в мышлении, а не в действительности. Главный тезис номинализма состоял в утверждении, что общие понятия есть результат деятельности человеческого ума и существуют только в нем. Познание - продукт познающей души, а потому субъективно. Лишь одна реальность дана уму человека так, как она существует сама по себе. Такой реальностью является ум человека. Мышление не есть бытие, оно лишь направлено на бытие, творимое Богом в акте воли. Первична воля бога, по которой он творит сначала вещи, и только затем у него возникают идеи этих вещей. Поэтому номинализм отрицал изначальное тождество бытия и мысли. Средневековый номинализм оказал большое влияние на трактовку проблемы бытия в философии 17-18 вв. как эмпирического направления (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм и др.), так и рационалистического (Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.). Номиналистическая традиция определила и учение И.Канта, предметом философии которого стало не бытие, а познание субъекта. Проблема бытия перестала быть центральной в философии Нового времени. В первое десятилетие ХХ века появляется тенденция возврата к онтологии. Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Можно выделить различные его формы: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы; 2) бытие человека в мире природы; 3) бытие духовного, идеального; 4) индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективированное) духовное бытие; 5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества). Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием. Идеальное — сущностью. Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Философская проблема субстанции ( от лат. – сущность) - из чего состоит мир или что лежит в основе всех вещей? В своей попытке объяснить универсальное единство мира философы разделились на монистов и дуалистов. Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции называются монистическими. Согласно дуализму – в основе мироздания лежат две субстанции - материальная и духовная. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего". Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно. Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной. Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное. |
Методические указания Основные понятия: антропология, гедонизм, экзистенциализм, утилитаризм, фатализм, волюнтаризм, космизм. Студентам следует обратить внимание на особенности представлений о смысле жизни в великих философских системах. Философской антропологией называется раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом. Отвечает на вопросы: Чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее атрибуты? Что такое мышление, сознание, разум? В чем смысл жизни человека? и т.п В течение тысячелетий человечество пыталось ответить на вопрос о том, как появилась на свет жизнь. В разные времена давались различные объяснения этого феномена. Теория креационизма. Спор между креационизмом и эволюционизмом ведется с глубокой древности. Согласно этой теории, жизнь возникла в результате некоего сверхъестественного события в прошлом, что чаще всего означает божественное творение. Креационистские взгляды исповедовал также известный древнегреческий философ Фалес Милетский, которого Аристотель называл "основателем естественной философии". Однако, например, ученик Фалеса Милетского Анаксимандр (610-540 гг.до н.э.) был эволюционистом. Из трудов Плутарха можно узнать, что Анаксимандр считал, будто "...изначально люди произошли от животных другого вида..." а также, что вселенная возникла благодаря действиям безликих "естественных" сил. Как видим, от современной эволюционной теории это мало чем отличается. Еще одним известным истории древнегреческим эволюционистом был Эпикур (IV век до н.э.). На взгляд Эпикура, космос вовсе не упорядочен, напротив, он возник в результате долгих и случайных столкновений атомов. Перечислим некоторых античных философов, исповедующих эволюционную парадигму: это Анаксагор, его ученик Архелай, Анаксимен (ученик упоминавшегося здесь Анаксимандра из Милета), Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, а также древнеримские философы Лукиан из Самосаты, Тит Лукреций Кар и др. Теория стационарного состояния. Если следовать этой гипотезе, Земля существовала вечно, никогда не возникая, всегда была способна поддерживать жизнь, и любые изменения на ней являлись совершенно незначительными. Виды живых организмов также существовали всегда, и у любого вида есть всего две возможности - изменение численности либо вымирание. Понятно, что эта "теория" в настоящее время просто не выдерживает никакой критики. Теория спонтанного зарождения. Теория очень древняя, распространенная еще в Китае, Египте и Вавилоне. В Греции она нашла проявление в учении Эмпедокла об органической эволюции. Ее же придерживался и Аристотель. Согласно ему, определенные частицы вещества несут в себе "активное начало", способное в подходящих условиях создать живой организм. Это "начало", по мнению Аристотеля, можно обнаружить в оплодотворенном яйце, гниющем мясе, тине и солнечном свете. Теория панспермии. Данная теория не предлагает никакого механизма возникновения жизни, просто выдвигая постулат о внеземном ее происхождении. Утверждается, что жизнь могла возникать неоднократно в различное время и в разных местах Вселенной. Теория "РНК-Мира" В последние годы все больше сторонников находит эта теория возникновения жизни, становясь господствующей в решении этого вопроса. Суть ее состоит в том, что основоположниками жизни являлись не белки, а молекулы РНК. С развитием спектральных методов исследования космического пространства были получены новые интересные факты, говорящие в пользу возможности возникновения жизни вне Земли и занесения ее в дальнейшем на нашу планету метеоритным или иным транспортом. Таким образом, мы видим, за всю историю человечества так и не был получен окончательный ответ о происхождении человека. Рассмотрим кратко, как на протяжении истории философской мысли развивались представления о человеке, его сущности. Так, для философов античности человек - микрокосм, малая модель живого одухотворенного Космоса. Например, для Платона человек представляет собой соединение души и тела. При этом душа принадлежит к миру идей, к бестелесному и человек выступает носителем внеличного духа, т.е., согласно Платону, сущностью человека является только душа, его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. По Аристотелю же, душа принадлежит телу, составляя с ним единство, но тело должно находиться в подчинении у души как более возвышенной части. Принципиальное же отличие человека от животных заключается в том, что он по природе своей - существо политическое, т.к. природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря чему государство и возникло. Другим отличительным свойством человека является речь, которая позволяет сознательно выражать такие понятия как добро и зло, справедливость и несправедливость. Определяя значение человека в социально-политическом аспекте, Аристотель отдает приоритет государству как стоящему над индивидом, т.к. целое, по его мнению, должно стоять впереди индивида Если обобщить сказанное, то ясно, что для античности в основе понимания человека лежал принцип космоцентризма, а сущность его в целом духовна. Если для античности образ человека космоцентричен, то для средневековья он теоцентричен. В христианстве человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он состоит из тела и души, которая есть дуновение самого Бога. Внутренний мир человека состоит из разума, сердца и свободной воли, которые в своих крайних, противоположных проявлениях образуют «плотского человека» и «духовного человека», борющихся между собой. Августин Аврелий, например, считал основным содержанием человеческой жизни – стремление к счастью, которое он усматривал в познании человеком Бога и в уяснении полнейшей зависимости от него человека. Он считал, что любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, есть любовь к Богу, а любовь к себе, доведенная до презрения к Богу – порок. То есть в качестве главного мотива жизни человека в христианстве выступает любовь к Богу, а в качестве главного признака человека – не разум, а сердце. Появился и культ страдания в отличие от героического эпоса древних греков. Таким образом, сущность человека в христианстве духовна, т.к. Бог наделяет человека единством духа и души, которые способны подняться над соблазнами телесной жизни и господствовать над плотью. В эпоху Нового времени Бог смещен на периферию человеческой жизни, человек верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога». Например, Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования – «мыслю, следовательно, существую». Специфика человека усматривается в разуме, в умении логически мыслить, познать себя и мир. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо, состоящее из души и тела, не имеющих ничего общего, т.к. тело простирается, а душа мыслит, т.е., по Декарту, человек двойствен. Ясное содержание души – это сознание. У Канта вопрос о том, что такое человек, формулировался как основной вопрос философии. Для него человек тоже двойствен и принадлежит как к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру нравственной свободы. Трансцендентальность и нравственная свобода человека позволяют ему сделать себя не только средством, но и целью своего собственного развития, определяя его специфику как человека. Эти идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека или человека, как субъекта духовной деятельности, создающего не только себя, но и мир своей культуры. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Таким образом, в эпоху Нового времени берет начало социокультурная, деятельностная парадигма, в рамках которой человек и осознавал себя. В наибольшей степени это выражено в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса. Только, если для Гегеля деятельность – это, прежде всего, чистая деятельность мышления, духовная деятельность человека, то для Фейербаха, молодого Маркса – это предметная трудовая деятельность и детерминация свойств личности обществом. По Марксу, человек активно приспосабливает природу к своим потребностям, переделывает ее, создает «вторую очеловеченную природу» - мир культуры, т.е. проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты». При этом, по Марксу, человек проявляет себя не только существом трудовым, но и социальным, находящимся в постоянном взаимодействии с другими людьми, строящими с ними определенные отношения, поэтому сущностью человека, для него, является «совокупность всех общественных отношений», а не биологических черт. Говоря о проблеме сущности человека, понимаемой Л. Фейербахом, следует отметить, что она рассматривается им как «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но человек, для Фейербаха всегда абстрактный индивидуум, чисто биологическое, чувственно-телесное существо, хотя и не исключающее общественной природы человеческого познания и сознания. В ХIХ веке европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Так, философия жизни (Ницше, Дильтей ) видит специфику человека в феномене жизни, где жизнь – это мир в аспекте его данности познающему субъекту. При этом феномен жизни либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле. В философии жизни акцент делается на иррациональных, внемыслительных способностях человека, таких как чувство (Гаман, Якоби ), воля (Шопенгауэр ), интуиция, на глубинном источнике человеческого поведения – бессознательном (Фрейд и фрейдизм). Более полное развитие эти понятия получают в философии экзистенциализма, суть которой заключается в рассмотрении содержания личностно-человеческого существования или экзистенции, в сосредоточенном углублении человека во внутренний, изолированный, индивидуальный и конечный мир своего существования, в поиске свободы, как от природного фактора, так и от всех других безличностных сил. В экзистенциализме отвергаются принципы объективного идеализма, материализма, сциентизма и приоритет отдается чувствам, процессу чувствования, переживания, лежащего в основе всего существования. С точки зрения экзистенциализма, объективный мир – это, прежде всего человеческая реальность и вне человека ничего сказать о мире нельзя. В то же время человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» – биологической, социальной, духовной, психической и т.п. Личность как неповторимое духовное самоопределение противопоставляется индивидууму, как части природного и социального целого. Для русской религиозной философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьев считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира. Предпринятый краткий историко-философский экскурс в проблему человека показывает, что человек и уникален, и универсален. Он обладает способностью к мышлению, возвышенной духовной деятельности, но и способен проявлять низменные инстинкты, грубые поступки. С одной стороны, человек существо телесное, биологическое, с другой – духовное. Человек – существо индивидуальное по-особому реагирующее на мир, окружающую действительность, но в то же время, он – существо социальное, возникающее, развивающееся, становящееся человеком только в обществе. Человек многообразен и вопрос постижения его сути остается актуальным. Это обстоятельство послужило тому, что в начале ХХ века возникает новая самостоятельная область знаний – философская антропология, перед которой встала задача – на основе имеющихся философских представлений и данных частных наук воссоздать целостное представление о человеке. Антропосоциогенез – направление в философской антропологии, изучающее вопросы становления и развития человеческого общества и человека. Трудности в объяснении процесса антропосоциогенеза способствуют тому, что современные исследователи начинают все более часто обращаться к версиям, которые долгое времени считались вненаучными и игнорировались. Однако из таких версий предполагает привнесение разума на нашу планету космическими пришельцами с целью эксперимента, который длится и по сей день. Другая космическая версия происхождения человека проистекает из древних эзотерических знаний, в соответствии с которыми, Космос – живой и разумный. Он «проявляется» и «растворяется» по циклическому закону вечно. Проявление Космоса сопровождается возникновением структурно-организованной живой и одухотворенной Природы, вершиной которой является человек, поскольку именно он в своей индивидуальной форме объединяет все принципиальные уровни Космоса, за что и получил название микрокосм. Но в начале эволюционного развития его космические способности находятся еще в латентном, как бы «запакованном», «сжатом» состоянии и ему еще предстоит раскрыть свой потенциал в процессе очень сложной, длительной, циклически организованной, духовной эволюции, начало которой здесь, на Земле. В ее рамках ему предстоит обрести иные более тонкие формы существования и расширить сферу своей жизнедеятельности в совершенно иных космических масштабах и с иными жизненными задачами, но уже в других циклах проявления Космоса, после цикла растворения или, образно говоря, после космического сна. В соответствии с эзотерическими знаниями, этот процесс совершенствования вечного по своей сути человека, т.к. основа его структурной организации, его Я берет начало в Вечности – беспределен. В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле. При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии. В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материалистов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я». Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения. Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному. По представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности. Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Одним из важнейшим пунктов христианской антропологии является учение об однократности человеческого бытия. Это положение христианского богословия прямо вырастает из понимания человека как единого целого. C учением об однократности человеческого бытия неразрывно связан догмат неповторимости искупительной жертвы Христа. Н.А.Бердяев говорил в этой связи: "Исключительная историчность и динамичность христианства связана прежде всего с тем, что центральный факт христианской истории — явление Христа — есть факт однократный и неповторяемый, а неоднократность и неповторяемость есть основная особенность всего "исторического". Идея однократности, неповторимости человеческой жизни порождает представление о личностной истории, истории отношения между Богом и душой. В христианстве человек рассматривается как творец своей собственной судьбы и истории в целом. Основа свободной воли человека — его разум, еще одно проявление образа Божьего. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. Важным положением христианской антропологии явилась идея единства человечества. В христианстве идея национального единства трансформировалась в идею единства кровного родства всего человечества Человек, согласно учению Фомы Аквинского (1225—1274), соединяет в себе природу материальных тел- растений и животных- и обладает сверх того разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учении о божественном предопределении. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло- с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека: в результате грехопадения Адама человек лишился своего идеального первобытного состояния. Человек- есть собрание мерзостей, пища червей », — писал один из средневековых богословов. Только искупительная жертва Иисуса Христа способна избавить человечество от его мучений, и только через посредство церкви, приняв её таинства, человек может искупить свой грех и достигнуть вечного блаженства. Таким образом, цель человеческого существования переносится в загробный мир, земная жизнь лишь приготовление к смерти. Презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному преходящему счастью, к богатству, к славе считалось важнейшим требованием добродетели.. Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным богу. Политические взгляды Августина изложены в работах «О граде Божьем», «О свободной воле». Все социальные, государственные и правовые установления предстают как следствие греховности человека. Греховность предопределена замыслом творца, наделившего людей свободной волей. Людей, Августин разделяет на два разряда (града), одним из которых предназначено вечно царствовать с богом, а другим - подвергнуться вечному наказанию с дьяволом. Буддизм прежде всего – это учение о человеке, личности, окутанной легендой, Сиддхарта Гаутама, существование которого в период 560—480 гг. до н. э. историками серьезно не оспаривается. Соблюдение принципов буддизма ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны: •все есть страдание в этом мире: рождение, старость, болезнь, смерть, союз с тем, кого не любишь, разлука с тем, что любишь, любая форма привязанности; •причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений; •прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний; •чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь»: наше понимание, наши намерения, наша речь, наше поведение, наша жизнь, наши усилия, наши отношения, наше духовное сосредоточение (медитация) — все это должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Гедонизм (греч. hendone — наслаждение) — античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие Кратко суть этой концепции выражается в суждении «Жить – значит наслаждаться». Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей де они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа. Эвдемонизм (от греч. Eudamonia-блаженство) С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое не означает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в которой оно ведет к безмятежности духа, выраженной в отсутствии страха перед Богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовному обогащению, умеренности в телесных наслаждениях. В таком понимании счастья его не принесут ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера. Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Религиозная концепция смысла жизни. Основание этой концепции – вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни – «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу. При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от мирской суеты, умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу. Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир. Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципам с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чем состоит предназначение человека. Утилитаризм. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации. Прагматизм. Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления. Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Русские философы – «космисты» важное внимание в своих исследованиях уделяли смыслу жизни человека, судьбе будущего человечества. Среди них Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Понимая жизнь человека как часть единого космического процесса, они считали, что он своим поведением, нравственными установками определяет не только свой путь, но и жизнь космического целого. Т.е., согласно их представлениям, человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, которое он тоже строит. Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы и сознательной деятельности людей. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна? Существует несколько вариантов решения. Первый из них связан с полным отрицанием свободы человека. Любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути человека, истории народов и государств. Все действия человека жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой (Богом, судьбой, абсолютным духом). Второй вариант связан с противоположным пониманием свободы. Его сторонники считают человека абсолютно свободным существом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историческими событиями, решающими судьбы целых народов, зависят полностью от собственной воли людей. Это позиция волюнтаризма. Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности вышеприведенных позиций. Жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Абсолютной свободы нет. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, к-рые становятся препятств ием на пути реализации свободы. Космизм – философское учение о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. К.Э.Циолковский (1857 - 1935) широко известен как основатель отечественной космонавтики и ракетоплавания. Наряду с научно-техническим аспектом освоения космоса, Циолковский разрабатывал “космическую философию”. Она была не отвлеченной теорией, но смысложизненным мировоззрением, сложившимся в результате размышлений об устройстве будущего Земли и будущего человечества. Он считал, что космос, населенный разумными существами, которые взяли на себя ответственность за ход эволюции, является обиталищем счастья. Земля же с ее муками биологического и социального развития - своего рода генетический заповедник. Когда человечество, которое недалеко ушло от животного, осознает свое скромное место на эволюционной лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и себя. Совершенно необходимо заняться судьбой Земли, так как ее будущее и есть судьба Вселенной. Другой аспект взаимосвязи жизни космической и жизни человечества рассматривается в работах А.Л.Чижевского. А.Л.Чижевский (1897 - 1964) - ученый, биофизик, историк, один из основателей космической биологии. Опираясь на научные наблюдения, ученый установил общую зависимость природных циклов на Земле (круговорот воды, засухи, наводнения и т.д.) от космических циклов (магнитные возмущения, солнечная активность) и создал модель взаимосвязей солнечно-космических и биологических (земных) ритмов. Историческое развитие человечества в равной степени зависит не только от социальных причин, но и от внешних сил природы, от движения и распределения планет в мировом пространстве. Ученый устанавливает конкретную зависимость между циклами и периодами солнечной активности и соответствующими им периодами исторической деятельности людей. С его точки зрения, средняя продолжительность цикла приблизительно одиннадцать лет и он проходит в своем развитии несколько этапов. Огромное воздействие на современные научные представления о культурном процессе оказали взгляды великого русского ученого В.И.Вернадского (1863 - 1945), создавшего учение о биосфере и ноосфере (сфере разума). ”Биосфера имеет совершенно определенное строение, определяющее все без исключения в ней происходящее... Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое существо, есть функция биосферы”, - писал Вернадский, подчеркивая неразрывную связь человека с космосом, образующую единое живое целое. Когда на структуру живого вещества начинает оказывать влияние человеческое сознание, когда земная оболочка становится объектом, регулируемым разумом человека, то образуется ноосфера (ноос - разум, сфера - оболочка земли). Вопросы для самопроверки. Что изучает философская антропология?. Каковы сходства и различия между человеком и животным? Раскройте основные теории появления жизни на Земле? Как на протяжении истории философской мысли менялись представления о человеке, его сущности? В чем заключается сущность сознания в широком и узком смысле? Индивид. Личность. Индивидуальность? В чем суть христианской антропологии? Раскройте суть проблемы свободы и сознательной деятельности людей? Каковы представления о смысле жизни в великих философских системах? Каковы представления о смысле жизни в мировых религиях? |
Знания - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира Оптимизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира. Агностицизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема. Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм) Скептицизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что истины нет. Чувственное познание: Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений. Представление – обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем. Рациональное познание: Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение). Сократ (469-399 до н.э.) - Впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в понятиях. В отличие от софистов отрицал относительный характер истины и других духовных ценностей. Верил, что зло есть лишь результат незнания сущности блага. Учение Платона о познании - познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист. Учение Аристотеля о познании - стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении 'философия - служанка богословия'. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен. Ф.Бэкон и Р.Декарт утверждали, что истину дают опыт и ясные суждения. Синтезировать эмпиризм и рационализм в рамках одной системы удалось Канту. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Герменевтика — это искусство и теория истолкования и интерпретации текстов. Свое название герменевтика получила от имени мифологического Гермеса — вестника олимпийских богов, который доставлял людям известия с Олимпа в форме чудес и видений. Эти вести необходимо было «расшифровать», интерпретировать. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. В древнегреческой философии герменевтика — искусство понимания и истолкования иносказаний, интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего, Гомера. У христианских писателей герменевтика — искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания. Сегодня герменевтика – это, с одной стороны, метод понимания, с другой стороны – философское учение. У Ф. Шлейермахера герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой индивидуальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо знать правила понимания и интерпретации. Шлейермахер, работы которого имели основополагающее значение для герменевтики, превратил ее в учение об искусстве понимания как такового. Задача такого искусства – разработка правил интерпретации, гарантирующих правильное понимание, т.е. позволяющих обезопасить последнее от ошибок. Герменевтика сейчас занимается анализом политической ситуации, разъяснением вопросов права, проблемами межкультурного и межнационального характера. представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. Правда, в XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов и приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли. Наука-это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение, истины и открытие объективных законов. Основные особенности научного познания. 1. Основная задача научного познания- обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. 4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. 5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. 6. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вопросы для самопроверки Что такое сознание? Зачем человеку сознание? Что изучает гносеология? Какие представления об истине существовали в античной философии? Какие представления об истине существовали в философии Нового времени? Какие классификации истины Вы знаете? Какие виды истины вы знаете? Какова структура философской истины? Какова структура научной истины? Какова структура религиозной истины? 10/ Что такое герменевтика? |