СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для студентов заочного отделения по философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для студентов заочного отделения по философии»

А


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА» г. ВЛАДИВОСТОК




Рассмотрено: Утверждено:









ДИСЦИПЛИНА ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

080214 “Операционная деятельность в логистике»









Выполнил преподаватель Кот Л. А. /Ф.И.О./




















2018г.








Методические указания составлены

в соответствии с рабочей программой

по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии»

специальность 260807 «Технология продукции общественного питания»

Кот Лидия Алексеевна

_____________________ – преподаватель


__________________________(подпись)


























Составитель: ______________________/_______________/


Редактор: ___________________ /__________________ /


Рецензенты: _________________ / _________________ /











ВВЕДЕНИЕ


Программа дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации федерального государственного образовательного стандарта подготовки выпускников по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».

Учебный план, разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Курс рассчитан при очной форме обучения на 48 часов. При заочной форме обучения дисциплина изучается на втором курсе в количестве 10 часов (аудиторных), 46 часов отводится на самостоятельное изучение курса. Студенты выполняют 1 контрольную работу и сдают зачет по дисциплине.

Курс ориентирован на постижение истории философии, выбор из всей совокупности философского знания подходящих компонентов для создания собственного индивидуального мировоззрения и овладение умением мыслить самостоятельно о проблемах мира и человеческого существования.

Особое внимание следует уделить изучению основных философских систем - Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, при этом большое внимание обратить на предисторию философии, выделению этапов и основных закономерностей ее развития. Также рассмотреть специфику философии как отрасли культуры, ее отличие от науки, искусства, религии, идеологии.

Вся работа по усвоению курса основ философии должна заключаться изучении программного материала по рекомендуемым учебникам и учебным пособиям. Руководствуясь методическими указаниями, студенты проверяют свои знания путем устных ответов на предложенные в методических указаниях вопросы для самопроверки и выполняют контрольные работы по своему варианту.

Для оказания помощи заочнику в его самостоятельной работе преподаватель проводит очные занятия и консультации по расписанию в течение учебного года и в период лабораторно-экзаменационных сессий.

Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов. При изучении дисциплины учитываются знания, полученные студентами на других дисциплинах.

При проведении занятий используются такие формы и методы обучения как лекции, дискуссии, презентации.

При изучении курса особое внимание следует уделить организации самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа способствует формированию умений и навыков организации творческого труда, углублению профессиональной подготовки, самообразованию. Для самостоятельной работы рекомендуется дополнительная литература, интернет-ресурсы.

С целью осуществления контроля знаний и проверки уровня усвоения материала программой предусмотрен зачет в виде итогового тестового контроля. Варианты тестов охватывают основное содержание тем и позволяют сделать заключение об уровне его усвоения.


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • Основные категории и понятия философии;

  • Роль философии в жизни человека и общества;

  • Основы учения о бытии;

  • Сущность процесса познания;

  • Основы научной, философской и религиозной картины мира;

  • Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;



Порядок изучения материала каждого задания должен быть следующим:


  1. внимательное ознакомление с содержанием программы и методических указаний;

  2. изучение всех тем и вопросов программы. Наиболее важные и сложные вопросы, на которые обращается внимание в методических указаниях, должны быть законспектированы в отдельной тетради. Все неясные вопросы, на которые студент не смог найти ответы в руководствах, выписываются и разбираются на очных занятиях.

  3. устные ответы на все вопросы для повторения. Вопросы для повторения необходимы не только для самопроверки, но могут помочь при подготовке к зачету.



































Литература

Основная


Грядовой Д. И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник, М., «Профессиональный учебник», 2007, 303 с.

Вагин И. В., Давыдов В.Е., Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. В., Яковлев В. П. Философия. Учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005, 574 с.

Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие, М., Академия, 20051, 255 с.

Философия. Под редакцией Лавриненко В.И., Ратниковой В.П. Учебник, М., Юнити-Дана, 2009, 635 с.

Дополнительные источники:

Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебик, М., Юнити-Дана, 2009, 463 с.

Грядовой Д.И. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник, М., Юнити-Дана, 2009, 455 с.

Грядовой Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское просвещение ХУШ в. Книга 3. Учебник, М., Юнити-Дана, 2010, 483с.

Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие. М., Юнити-Дана, 2008, 335 с.

Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие. М., Юнити-Дана, 2009, 287 с.
































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п./п.


Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Всего

при очной форме

Всего

Лекции

при заочной форме

В том числе

ЛПЗ

Ссамостоятельная

1

2

3 4 5 6

1

Раздел 1 История философии

14 2 - 22

1.1

Введение. Философия как любовь к мудрости. Вехи мировой философской мысли: античность- средневековье-эпоха Возрождения. Философия Нового времени. Западная философия ХХ века. Русская философия Х1Х-ХХ века.

2 -

1.

Раздел 2 Основы философского учения о бытии

8 2 - 6

1.2

Основы философского учения о бытии. Движение, пространство и время.

2 -

1

Радел 3 Философия человека

8 2 - 6

2

Природа и сущность человека. Человек и бог. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности.

2 -

2.

Раздел 4 Философия познания.

17 2 - 6

2. 4

Сознание, его структура и функции. Познание, его формы и уровни. Наука и ее роль.

2 -

2

Раздел 5 Социальная философия.

9 2 - 6


Общество и его развитие. Философия культуры.

2

За курс ВСЕГО:

56 10 - 46


















Раздел 1. История философии.

Тема 1.1 Введение. Философия как любовь к мудрости. Вехи мировой философской мысли: античность-средневековье-эпоха Возрождения. Философия Нового времени. Западная философия ХХ века.


Программа

- Предмет, цели и задачи курса. Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы. Философия как любовь к мудрости. Философия как мировоззрение. Структура философии. Функции философии.

- Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. – Немецкая классическая философия: И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Ф.Гегель, Л.Фейербах.

- Постклассическая немецкая философия Х1Х в. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф.Ницше, философия Киркегора, диалектический материализм К.Маркса, позитивизм О.Конта.

-Философская антропология М.Шелера, экзистенциализм: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов,Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. Психоанализ: З.Фрейд. Религиозная философия: персонализм, христианский эволюционизм, неотомизм. Философская герменевтика. Аналитическая философия: Б.Рассел, Л.Витгенштейн, философы «Венского кружка».

- Славянофильство: А.С.Хомяков, И.В Киреевский. Западники: П.Я.Чаадаев и др. Народничество. Философия всеединства.

- Самостоятельная работа

Изучение учебной и специальной литературы. Раскрыть основные понятия философии.

Требования к знаниям:

- основные категории и понятия философии;

- основные философские системы

Методические указания

Первая половина данного задания является вводной частью для всего курса. Здесь изучаются общие вопросы, имеющие непосредственное отношение ко всем изучаемым темам.

Основные понятия: философия, рациональность, логичность, дискурсивность. Студентам следует обратить внимание на основные проблемы философии в их становлении начиная с античности и до ХХ века включительно: что есть истина, в чем смысл жизни, какого соотношение свободы и ответственности человека и др.

Философия в буквальном переводе с греческого означает любовь к мудрости. Это слово ввел в употребление древнегреческий ученый Пифагор (580-500 до н.э.). Любовь в данном смысле есть духовное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и представляющее собой отказ от себя как обособленной эгоистической личности. Мудрость ориентирована на целостное бытие и смысл жизни.

В античной философии можно выделить поиски первоначала, создание философского метода и дилемму элеатов и Гераклита, с одной стороны, и Платона и Аристотеля, с другой – идеализма и реализма. Реализм в отличии от материализма, признает существование идей, но в самом чувственном мире.

В Средние века философия была «служанкой богословия», призванной обосновывать истины религии. Философ не мог усомниться в существовании бога и должен искать доказательства его бытия.

Отличие новоевропейской философии от древнегреческой в том, что исчезает идея блага как высшая. Этику заменяет гносеология (теория познания), а вместо вопроса «Что есть истина?» главным становится вопрос «Как можно познать её?». Вторая отличительная черта западной культуры, нашедшая выражение в философии Нового времени – особая форма рациональности, тесно связанной с чувствами.

Философия ХХ века жила под воздействием двух векторов. В соответствии с закономерностями развития своего круга она занималась теорией познания, а в соответствии с закономерностями развития в пределах круга – человеком.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое философия?

  2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

  3. Что такое рациональность? Из чего она складывается?

  4. Каков предмет философии?

  5. Каково определение философии?

  6. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

  7. Какова роль нравственности по Конфуцию?

  8. Что такое всеобщая любовь по Мо-цзы?

  9. Чем отличаются взгляды Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы?

10. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

11. Как соотносятся в индийской философии добро и зло?

12. Причины появления философии в Древней Греции?

13. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?

14 В чем специфика диалектики Платона?

15. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?

16. Кто такие скептики?

17. В чем причины упадка древнегреческой философии?

18. В чем специфика древнеримской философии и ее значение?

19. В чем значение философии Секста Эмпирика?

20.Каково общее значение античной философии?

21. В чем принципиальные отличия греческой и римской философии?

22. В чем основные особенности средневековой философии?

23. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

24. Каковы главные направления мусульманской философии?

25.Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

26. Что такое реализм и номинализм в средневековой философии?

27. В чем своеобразие скептицизма средневековой философии?

28. В чем философская специфика эпохи Возрождения?

29. В чем специфика новоевропейской философии?

30. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

31. Что нового внес в философию Декарт?

32. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

33. В чем суть коперниканского переворота в философии?

34. Что такое феномен и вещь в себе по Канту?

35. Каковы основные черты философии Х1Х века?

36. Каковы основные законы диалектики Гегеля?

37. Как представлял эволюции. Человеческой культуры Конт?

38.Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

39. В чем своеобразие учения Ницше?

40. В чем особенность экзистенциализма?

41. В чем основное философское значение психоанализа?

42. Что такое верификация и фальсификация как способы проверки научного знания?

43. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

44. В чем проявился скептицизм в философии ХХ?

45. Каковы особенности русской философии?

46. Какие этапы развития прошла русская идея?

47. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского?

48. Каковы главные особенности философии В.С.Соловьева?

49. Каковы главные особенности философии Н.А.Бердяева?

50. Каковы основные направления развития советской и постсоветской философии?


Раздел 2 Основы философского учения о бытии.


Тема 2.1 Основы философского учения о бытии. Движение, пространство и время.

Программа

- Философский смысл понятия «бытия». Материальное единство мира и его многообразие. Понятие материи, материя как субстанция.

-Движение – атрибут материи. Движение и развитие.

- Пространство и время - формы бытия материи.

Самостоятельная работа

Изучение учебной и специальной литературы. Составление опорных конспектов.

Требования к знаниям:

- Что такое онтология

- Какова специфика онтологических представлений античной философии, философии средних веков, Нового времени.

Методические указания

Основные понятия темы: онтология, бытие, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время.

Студентам следует обратить внимание на особенности онтологических представлений античной философии, натурфилософские взгляды представителей Милетской школы, что такое атом в понимании Демокрита, в чем суть диалектики Гераклита, каковы онтологические взгляды Пифагора, Эмпедокла, что говорили о бытии средневековые философы, какова специфика онтологических представлений Нового времени.

Онтологией называется раздел философии, изучающий мир, как он существует сам по себе (от греческого слова «онтос» - сущее). Это учение о бытии, отвечающее на вопросы: каково происхождение мира? От каких первоначал он произошел? Каково устройство мира? Что первично: материя или идея? Как соотносятся вещи и движение? Какова причина мира? Существует ли эволюция? Под воздействием каких сил развивается мир? и т.д. Вопросы эти считаются вечными, и каждый выдающийся философ в свое время дает на них ответ.

Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных мировоззренческих вопроса:

- Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира?

- Ничто из видимого нами не является вечным: всё возникает, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто, существующее всегда, то, что никогда не изменяется или всё, что есть, обречено на распад и гибель

Понятие «бытие» возникает в учении древнегреческого философа-элеата Парменида в 6 веке до н.э. Парменид предположил, что за изменчивым миром чувственно воспринимаемых вещей существует нечто неизменное, единое, вечное, неуничтожаемое. О нем можно только мыслить, ибо не являясь чувственной вещью, оно может быть только предметом разума. Факт существования неизменного бытия подтверждается нашей способностью подумать о нем и высказать это в словах. Со времен Парменида термины «быть» и «бытие» были введены в философию для обозначения особой реальности, не сводимой к простому существованию наличных вещей. Бытие открывалось только в мысли, а потому Парменид свел его к бытию мысли, отождествил бытие и мышление. Идея тождества бытия и мышления открывала возможность рассматривать в качестве основы мира разумное начало, не зависящее от человека.

В средние века наметился отход от онтологической проблематики парменидовского толка в номинализме. Это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий (универсалий) и утверждающее, что они существуют только в мышлении, а не в действительности. Главный тезис номинализма состоял в утверждении, что общие понятия есть результат деятельности человеческого ума и существуют только в нем. Познание - продукт познающей души, а потому субъективно. Лишь одна реальность дана уму человека так, как она существует сама по себе. Такой реальностью является ум человека. Мышление не есть бытие, оно лишь направлено на бытие, творимое Богом в акте воли. Первична воля бога, по которой он творит сначала вещи, и только затем у него возникают идеи этих вещей. Поэтому номинализм отрицал изначальное тождество бытия и мысли.

Средневековый номинализм оказал большое влияние на трактовку проблемы бытия в философии 17-18 вв. как эмпирического направления (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Юм и др.), так и рационалистического (Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.). Номиналистическая традиция определила и учение И.Канта, предметом философии которого стало не бытие, а познание субъекта.

Проблема бытия перестала быть центральной в философии Нового времени. В первое десятилетие ХХ века появляется тенденция возврата к онтологии.

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится.

Можно выделить различные его формы:

1) бытие вещей, процессов и состояний природы;

2) бытие человека в мире природы;

3) бытие духовного, идеального;

4) индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективированное) духовное бытие;

5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

Существует реальное и идеальное бытие.

Реальное бытие часто называют существованием.

Идеальное — сущностью.

Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.

Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

Философская проблема субстанции ( от лат. – сущность) - из чего состоит мир или что лежит в основе всех вещей?

В своей попытке объяснить универсальное единство мира философы разделились на монистов и дуалистов. Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции называются монистическими. Согласно дуализму – в основе мироздания лежат две субстанции - материальная и духовная.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя  независимо от них (объективно).

Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. 

Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов.

Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.



Вопросы для самопроверки

  1. Что такое онтология?

  2. Какова специфика онтологических представлений античной философии?

  3. Каковы натурфилософские взгляды представителей Милетской школы?

  4. Что такое бытие?

  5. В чем суть диалектики Гераклита?

  6. Каковы антологические взгляды Пифагора?

  7. В чем суть проблемы субстанции?

  8. Что говорили о бытии средневековые философы?

  9. Какова специфика онтологических представлений Нового времени?

  10. Что такое материя? Формы существования материи.



Раздел 3 Философия человека


Тема 3.1 Природа и сущность человека. Человек и бог. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности.


Программа

- Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза, взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке. Предметная деятельность человека. Сущность сознания. Человек, индивид, личность.

- Христианство о взаимоотношениях человека и бога. Христианская концепция человека. А.Августин, Ф.Аквинский о человеке. Буддизм о человеке и его судьбе.

- Современный экзистенциализм, утилитаризм, гедонизм, христианство, материализм, современная биосферная концепция о смысле жизни человека, свобода и необходимость в бытии человека. Фатализм, волюнтаризм, Б.Спиноза, современная философия о свободе и ответственности человека. Человек и космос. Концепции Циолковского, Вернадского, Чижевского.


- Самостоятельная работа:

Используя интернет-ресурсы, составить опорные конспекты по представлениям о смысле жизни в философских системах.


Требования к знаниям:

- что такое философская антропология;

- Каковы сходства и различия между человеком и животным

Требования к умениям:

- ориентироваться в представлениях о смысле жизни в великих философских системах




Методические указания

Основные понятия: антропология, гедонизм, экзистенциализм, утилитаризм, фатализм, волюнтаризм, космизм.

Студентам следует обратить внимание на особенности представлений о смысле жизни в великих философских системах.

Философской антропологией называется раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом. Отвечает на вопросы: Чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее атрибуты? Что такое мышление, сознание, разум? В чем смысл жизни человека? и т.п

В течение тысячелетий человечество пыталось ответить на вопрос о том, как появилась на свет жизнь. В разные времена давались различные объяснения этого феномена.

Теория креационизма. Спор между креационизмом и эволюционизмом ведется с глубокой древности. Согласно этой теории, жизнь возникла в результате некоего сверхъестественного события в прошлом, что чаще всего означает божественное творение. Креационистские взгляды исповедовал также известный древнегреческий философ Фалес Милетский, которого Аристотель называл "основателем естественной философии".

Однако, например, ученик Фалеса Милетского Анаксимандр (610-540 гг.до н.э.) был эволюционистом. Из трудов Плутарха можно узнать, что Анаксимандр считал, будто "...изначально люди произошли от животных другого вида..." а также, что вселенная возникла благодаря действиям безликих "естественных" сил. Как видим, от современной эволюционной теории это мало чем отличается.

Еще одним известным истории древнегреческим эволюционистом был Эпикур (IV век до н.э.). На взгляд Эпикура, космос вовсе не упорядочен, напротив, он возник в результате долгих и случайных столкновений атомов.

Перечислим некоторых античных философов, исповедующих эволюционную парадигму: это Анаксагор, его ученик Архелай, Анаксимен (ученик упоминавшегося здесь Анаксимандра из Милета), Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, а также древнеримские философы Лукиан из Самосаты, Тит Лукреций Кар и др.

Теория стационарного состояния. Если следовать этой гипотезе, Земля существовала вечно, никогда не возникая, всегда была способна поддерживать жизнь, и любые изменения на ней являлись совершенно незначительными. Виды живых организмов также существовали всегда, и у любого вида есть всего две возможности - изменение численности либо вымирание. Понятно, что эта "теория" в настоящее время просто не выдерживает никакой критики.

Теория спонтанного зарождения. Теория очень древняя, распространенная еще в Китае, Египте и Вавилоне. В Греции она нашла проявление в учении Эмпедокла об органической эволюции. Ее же придерживался и Аристотель. Согласно ему, определенные частицы вещества несут в себе "активное начало", способное в подходящих условиях создать живой организм. Это "начало", по мнению Аристотеля, можно обнаружить в оплодотворенном яйце, гниющем мясе, тине и солнечном свете.

Теория панспермии. Данная теория не предлагает никакого механизма возникновения жизни, просто выдвигая постулат о внеземном ее происхождении. Утверждается, что жизнь могла возникать неоднократно в различное время и в разных местах Вселенной.

Теория "РНК-Мира" В последние годы все больше сторонников находит эта теория возникновения жизни, становясь господствующей в решении этого вопроса. Суть ее состоит в том, что основоположниками жизни являлись не белки, а молекулы РНК.

С развитием спектральных методов исследования космического пространства были получены новые интересные факты, говорящие в пользу возможности возникновения жизни вне Земли и занесения ее в дальнейшем на нашу планету метеоритным или иным транспортом.

Таким образом, мы видим, за всю историю человечества так и не был получен окончательный ответ о происхождении человека.

Рассмотрим кратко, как на протяжении истории философской мысли развивались представления о человеке, его сущности. Так, для философов античности человек - микрокосм, малая модель живого одухотворенного Космоса. Например, для Платона человек представляет собой соединение души и тела. При этом душа принадлежит к миру идей, к бестелесному и человек выступает носителем внеличного духа, т.е., согласно Платону, сущностью человека является только душа, его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. По Аристотелю же, душа принадлежит телу, составляя с ним единство, но тело должно находиться в подчинении у души как более возвышенной части. Принципиальное же отличие человека от животных заключается в том, что он по природе своей - существо политическое, т.к. природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря чему государство и возникло. Другим отличительным свойством человека является речь, которая позволяет сознательно выражать такие понятия как добро и зло, справедливость и несправедливость. Определяя значение человека в социально-политическом аспекте, Аристотель отдает приоритет государству как стоящему над индивидом, т.к. целое, по его мнению, должно стоять впереди индивида

Если обобщить сказанное, то ясно, что для античности в основе понимания человека лежал принцип космоцентризма, а сущность его в целом духовна. Если для античности образ человека космоцентричен, то для средневековья он теоцентричен. В христианстве человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он состоит из тела и души, которая есть дуновение самого Бога. Внутренний мир человека состоит из разума, сердца и свободной воли, которые в своих крайних, противоположных проявлениях образуют «плотского человека» и «духовного человека», борющихся между собой. Августин Аврелий, например, считал основным содержанием человеческой жизни – стремление к счастью, которое он усматривал в познании человеком Бога и в уяснении полнейшей зависимости от него человека. Он считал, что любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, есть любовь к Богу, а любовь к себе, доведенная до презрения к Богу – порок. То есть в качестве главного мотива жизни человека в христианстве выступает любовь к Богу, а в качестве главного признака человека – не разум, а сердце. Появился и культ страдания в отличие от героического эпоса древних греков.

Таким образом, сущность человека в христианстве духовна, т.к. Бог наделяет человека единством духа и души, которые способны подняться над соблазнами телесной жизни и господствовать над плотью.

В эпоху Нового времени Бог смещен на периферию человеческой жизни, человек верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога». Например, Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования – «мыслю, следовательно, существую». Специфика человека усматривается в разуме, в умении логически мыслить, познать себя и мир. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо, состоящее из души и тела, не имеющих ничего общего, т.к. тело простирается, а душа мыслит, т.е., по Декарту, человек двойствен. Ясное содержание души – это сознание.

У Канта вопрос о том, что такое человек, формулировался как основной вопрос философии. Для него человек тоже двойствен и принадлежит как к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру нравственной свободы. Трансцендентальность и нравственная свобода человека позволяют ему сделать себя не только средством, но и целью своего собственного развития, определяя его специфику как человека. Эти идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека или человека, как субъекта духовной деятельности, создающего не только себя, но и мир своей культуры.

Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Таким образом, в эпоху Нового времени берет начало социокультурная, деятельностная парадигма, в рамках которой человек и осознавал себя. В наибольшей степени это выражено в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса. Только, если для Гегеля деятельность – это, прежде всего, чистая деятельность мышления, духовная деятельность человека, то для Фейербаха, молодого Маркса – это предметная трудовая деятельность и детерминация свойств личности обществом. По Марксу, человек активно приспосабливает природу к своим потребностям, переделывает ее, создает «вторую очеловеченную природу» - мир культуры, т.е. проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты». При этом, по Марксу, человек проявляет себя не только существом трудовым, но и социальным, находящимся в постоянном взаимодействии с другими людьми, строящими с ними определенные отношения, поэтому сущностью человека, для него, является «совокупность всех общественных отношений», а не биологических черт.

Говоря о проблеме сущности человека, понимаемой Л. Фейербахом, следует отметить, что она рассматривается им как «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но человек, для Фейербаха всегда абстрактный индивидуум, чисто биологическое, чувственно-телесное существо, хотя и не исключающее общественной природы человеческого познания и сознания.

В ХIХ веке европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Так, философия жизни (Ницше, Дильтей ) видит специфику человека в феномене жизни, где жизнь – это мир в аспекте его данности познающему субъекту. При этом феномен жизни либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле. В философии жизни акцент делается на иррациональных, внемыслительных способностях человека, таких как чувство (Гаман, Якоби ), воля (Шопенгауэр ), интуиция, на глубинном источнике человеческого поведения – бессознательном (Фрейд и фрейдизм).

Более полное развитие эти понятия получают в философии экзистенциализма, суть которой заключается в рассмотрении содержания личностно-человеческого существования или экзистенции, в сосредоточенном углублении человека во внутренний, изолированный, индивидуальный и конечный мир своего существования, в поиске свободы, как от природного фактора, так и от всех других безличностных сил. В экзистенциализме отвергаются принципы объективного идеализма, материализма, сциентизма и приоритет отдается чувствам, процессу чувствования, переживания, лежащего в основе всего существования. С точки зрения экзистенциализма, объективный мир – это, прежде всего человеческая реальность и вне человека ничего сказать о мире нельзя. В то же время человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» – биологической, социальной, духовной, психической и т.п. Личность как неповторимое духовное самоопределение противопоставляется индивидууму, как части природного и социального целого.

Для русской религиозной философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьев считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира.

Предпринятый краткий историко-философский экскурс в проблему человека показывает, что человек и уникален, и универсален. Он обладает способностью к мышлению, возвышенной духовной деятельности, но и способен проявлять низменные инстинкты, грубые поступки. С одной стороны, человек существо телесное, биологическое, с другой – духовное. Человек – существо индивидуальное по-особому реагирующее на мир, окружающую действительность, но в то же время, он – существо социальное, возникающее, развивающееся, становящееся человеком только в обществе. Человек многообразен и вопрос постижения его сути остается актуальным.

Это обстоятельство послужило тому, что в начале ХХ века возникает новая самостоятельная область знаний – философская антропология, перед которой встала задача – на основе имеющихся философских представлений и данных частных наук воссоздать целостное представление о человеке.

Антропосоциогенез – направление в философской антропологии, изучающее вопросы становления и развития человеческого общества и человека.

Трудности в объяснении процесса антропосоциогенеза способствуют тому, что современные исследователи начинают все более часто обращаться к версиям, которые долгое времени считались вненаучными и игнорировались. Однако из таких версий предполагает привнесение разума на нашу планету космическими пришельцами с целью эксперимента, который длится и по сей день.

Другая космическая версия происхождения человека проистекает из древних эзотерических знаний, в соответствии с которыми, Космос – живой и разумный. Он «проявляется» и «растворяется» по циклическому закону вечно. Проявление Космоса сопровождается возникновением структурно-организованной живой и одухотворенной Природы, вершиной которой является человек, поскольку именно он в своей индивидуальной форме объединяет все принципиальные уровни Космоса, за что и получил название микрокосм. Но в начале эволюционного развития его космические способности находятся еще в латентном, как бы «запакованном», «сжатом» состоянии и ему еще предстоит раскрыть свой потенциал в процессе очень сложной, длительной, циклически организованной, духовной эволюции, начало которой здесь, на Земле. В ее рамках ему предстоит обрести иные более тонкие формы существования и расширить сферу своей жизнедеятельности в совершенно иных космических масштабах и с иными жизненными задачами, но уже в других циклах проявления Космоса, после цикла растворения или, образно говоря, после космического сна. В соответствии с эзотерическими знаниями, этот процесс совершенствования вечного по своей сути человека, т.к. основа его структурной организации, его Я берет начало в Вечности – беспределен.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материалистов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

По представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

Одним из важнейшим пунктов христианской антропологии является учение об однократности человеческого бытия. Это положение христианского богословия прямо вырастает из понимания человека как единого целого. C учением об однократности человеческого бытия неразрывно связан догмат неповторимости искупительной жертвы Христа. Н.А.Бердяев говорил в этой связи: "Исключительная историчность и динамичность христианства связана прежде всего с тем, что центральный факт христианской истории — явление Христа — есть факт однократный и неповторяемый, а неоднократность и неповторяемость есть основная особенность всего "исторического". Идея однократности, неповторимости человеческой жизни порождает представление о личностной истории, истории отношения между Богом и душой.

В христианстве человек рассматривается как творец своей собственной судьбы и истории в целом.

Основа свободной воли человека — его разум, еще одно проявление образа Божьего. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом.

Важным положением христианской антропологии явилась идея единства человечества. В христианстве идея национального единства трансформировалась в идею единства кровного родства всего человечества

Человек, согласно учению Фомы Аквинского (1225—1274), соединяет в себе природу материальных тел- растений и животных- и обладает сверх того разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях.

Субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учении о божественном предопределении.

Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло- с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека: в результате грехопадения Адама человек лишился своего идеального первобытного состояния.

Человек- есть собрание мерзостей, пища червей », — писал один из средневековых богословов. Только искупительная жертва Иисуса Христа способна избавить человечество от его мучений, и только через посредство церкви, приняв её таинства, человек может искупить свой грех и достигнуть вечного блаженства. Таким образом, цель человеческого существования переносится в загробный мир, земная жизнь лишь приготовление к смерти.

Презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному преходящему счастью, к богатству, к славе считалось важнейшим требованием добродетели.. Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным богу.

Политические взгляды Августина изложены в работах «О граде Божьем», «О свободной воле». Все социальные, государственные и правовые установления предстают как следствие греховности человека. Греховность предопределена замыслом творца, наделившего людей свободной волей. Людей, Августин разделяет на два разряда (града), одним из которых предназначено вечно царствовать с богом, а другим - подвергнуться вечному наказанию с дьяволом.

Буддизм прежде всего – это учение о человеке, личности, окутанной легендой, Сиддхарта Гаутама, существование которого в период 560—480 гг. до н. э. историками серьезно не оспаривается.

Соблюдение принципов буддизма ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны:

•все есть страдание в этом мире: рождение, старость, болезнь, смерть, союз с тем, кого не любишь, разлука с тем, что любишь, любая форма привязанности;

•причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений;

•прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний;

•чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь»: наше понимание, наши намерения, наша речь, наше поведение, наша жизнь, наши усилия, наши отношения, наше духовное сосредоточение (медитация) — все это должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него  любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

Гедонизм (греч. hendone — наслаждение) — античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие

Кратко суть этой концепции выражается в суждении «Жить – значит наслаждаться». Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. В ином плане идеи гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей де они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа.

Эвдемонизм (от греч. Eudamonia-блаженство)

С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое не означает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в которой оно ведет к безмятежности духа, выраженной в отсутствии страха перед Богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовному обогащению, умеренности в телесных наслаждениях. В таком понимании счастья его не принесут ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера. Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др.

Религиозная концепция смысла жизни. Основание этой концепции – вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни – «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу. При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от мирской суеты, умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения Богу. Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир.

Концепция долга.

Жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципам с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного – вот в чем состоит предназначение человека.

Утилитаризм.

В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.

Прагматизм.

Кредо прагматизма: «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении практическому действию, выгоде, успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

Русские философы – «космисты» важное внимание в своих исследованиях уделяли смыслу жизни человека, судьбе будущего человечества. Среди них Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Понимая жизнь человека как часть единого космического процесса, они считали, что он своим поведением, нравственными установками определяет не только свой путь, но и жизнь космического целого. Т.е., согласно их представлениям, человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, которое он тоже строит.

Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы и сознательной деятельности людей. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна?

Существует несколько вариантов решения.

Первый из них связан с полным отрицанием свободы человека. Любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути человека, истории народов и государств. Все действия человека жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой (Богом, судьбой, абсолютным духом). Второй вариант связан с противоположным пониманием свободы. Его сторонники считают человека абсолютно свободным существом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историческими событиями, решающими судьбы целых народов, зависят полностью от собственной воли людей. Это позиция волюнтаризма.

Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности вышеприведенных позиций. Жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Абсолютной свободы нет. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, к-рые становятся препятств ием на пути реализации свободы.

Космизм – философское учение о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира.

К.Э.Циолковский (1857 - 1935) широко известен как основатель отечественной космонавтики и ракетоплавания. Наряду с научно-техническим аспектом освоения космоса, Циолковский разрабатывал “космическую философию”. Она была не отвлеченной теорией, но смысложизненным мировоззрением, сложившимся в результате размышлений об устройстве будущего Земли и будущего человечества. Он считал, что космос, населенный разумными существами, которые взяли на себя ответственность за ход эволюции, является обиталищем счастья. Земля же с ее муками биологического и социального развития - своего рода генетический заповедник. Когда человечество, которое недалеко ушло от животного, осознает свое скромное место на эволюционной лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и себя. Совершенно необходимо заняться судьбой Земли, так как ее будущее и есть судьба Вселенной.

Другой аспект взаимосвязи жизни космической и жизни человечества рассматривается в работах А.Л.Чижевского.

А.Л.Чижевский (1897 - 1964) - ученый, биофизик, историк, один из основателей космической биологии. Опираясь на научные наблюдения, ученый установил общую зависимость природных циклов на Земле (круговорот воды, засухи, наводнения и т.д.) от космических циклов (магнитные возмущения, солнечная активность) и создал модель взаимосвязей солнечно-космических и биологических (земных) ритмов. Историческое развитие человечества в равной степени зависит не только от социальных причин, но и от внешних сил природы, от движения и распределения планет в мировом пространстве. Ученый устанавливает конкретную зависимость между циклами и периодами солнечной активности и соответствующими им периодами исторической деятельности людей. С его точки зрения, средняя продолжительность цикла приблизительно одиннадцать лет и он проходит в своем развитии несколько этапов.

Огромное воздействие на современные научные представления о культурном процессе оказали взгляды великого русского ученого В.И.Вернадского (1863 - 1945), создавшего учение о биосфере и ноосфере (сфере разума).

”Биосфера имеет совершенно определенное строение, определяющее все без исключения в ней происходящее... Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое существо, есть функция биосферы”, - писал Вернадский, подчеркивая неразрывную связь человека с космосом, образующую единое живое целое. Когда на структуру живого вещества начинает оказывать влияние человеческое сознание, когда земная оболочка становится объектом, регулируемым разумом человека, то образуется ноосфера (ноос - разум, сфера - оболочка земли).




Вопросы для самопроверки.

  1. Что изучает философская антропология?.

  2. Каковы сходства и различия между человеком и животным?

  3. Раскройте основные теории появления жизни на Земле?

  4. Как на протяжении истории философской мысли менялись представления о человеке, его сущности?

  5. В чем заключается сущность сознания в широком и узком смысле?

  6. Индивид. Личность. Индивидуальность?

  7. В чем суть христианской антропологии?

  8. Раскройте суть проблемы свободы и сознательной деятельности людей?

  9. Каковы представления о смысле жизни в великих философских системах?

  10. Каковы представления о смысле жизни в мировых религиях?



Раздел 4 Философия познания


Тема 4.1 Сознание, его структура и функции. Познание, его формы и уровни. Наука и её роль.


Программа

- Проблема сознания в истории западной философии. Сознание, память, самосознание.

- Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание и бессознательное.

-Теория познания в концепциях античных философов: Сократа, Аристотеля.

- Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я.Юма, И.Канта. Диалектический материализм о познании.

- Современная гносеология, герменевтика. Формы познания: наука, искусство, практическая жизнь. Проблема истины.

- Структура научного познания, его методы и формы. Методы научного исследования.

- Самостоятельная работа

Работа с конспектом, учебной и специальной литературой.

Требования к знаниям:

- что изучает гносеология

-что такое сознание

- познание и его формы

Требования к умениям:

- ориентироваться в представлениях об истине в различных философских системах




Методические указания

Основные понятия: познание, знания, сознание, самосознание, бессознательное, гносеология, герменевтика.

Студентам следует обратить внимание на особенности представлений о сознании, об истине в различных философских системах.

Гносеология (от греч. «гнозис» - знание) – раздел философии, занимающийся проблемами познания. Его называют также теорией познания. Предметом данного раздела является ответ на вопросы: Познаваема ли истина? Какие существуют методы, формы и виды познания? Как протекает познание в разных отраслях культуры? И т.п.

Сознание - Высшая форма психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности

Подсознательное - Совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта.2. Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда ни протекают вне фокуса сознания, а также установки, инстинкты, навыки и интуицию, автоматизированные действия.

Самосознание - это осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего, мыслящего существа.

Бессознательное - Первая позиция - бессознательное – особая сферапсихологической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и

контроля, непроизвольного возникновения и течения психических процессов, безотчетность и полным исчезновением памяти. (Лейбниц, Бенке, Лотце).Вторая позиция - бессознательное – первичный регулятор поступков человека: некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Юнг, Щопенгауэр, Фром).Третья позиция - бессознательное- основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения

Каждая отрасль культуры обладает своим представлением о том, что такое истина и как ее достичь, своими методами познания.

Познание – это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания о мире, на основе которых возникают цели и мотивы человеческой деятельности.

Знания - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой (символической) форме объективных свойств и связей мира

Оптимизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее принципиальную возможность познания мира.

Агностицизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что сущность явлений непознаваема.

Кантианство (И. Кант) и юмизм (Д. Юм)

Скептицизм - Направление в теории познания (гносеологии), утверждающее, что истины нет.

Чувственное познание:

Ощущениеотражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – целостный образ предмета в совокупности всех сторон, данный в живом созерцании, в синтезе всех ощущений.

Представление – обобщенный образ предмета, воздействовавший на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем.

Рациональное познание:

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах или отношениях между ними.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений по определенным правилам можно получить новое знание (суждение).

Сократ (469-399 до н.э.) - Впервые высказал мысль о том, что наиболее точное знание есть знание, выраженное в понятиях. В отличие от софистов отрицал относительный характер истины и других духовных ценностей. Верил, что зло есть лишь результат незнания сущности блага.

Учение Платона о познании - познание вечно текучей, непостоянной материи даёт лишь мнение; достоверное, твёрдое знание мы можем получить лишь изучая идеи. Чувствами можно познать лишь материальные вещи, идеи же доступны лишь оторванному от чувств, умозрительному познанию. Чтобы достичь знания, следует отрешиться от чувств. Таким образом, Платон - последовательный рационалист.

Учение Аристотеля о познании - стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (первая философия, математика, физика) существуют ради чистого познания; практические же (этика, политика) - ради последующего применения в жизни. Теоретические науки выше практических, так как в практических знания существуют как средство, а в теоретических являются целью.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении 'философия - служанка богословия'. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

Ф.Бэкон и Р.Декарт утверждали, что истину дают опыт и ясные суждения. Синтезировать эмпиризм и рационализм в рамках одной системы удалось Канту.

Процесс  познания, по И. Канту, проходит три ступени:  чувственное позна­ние,  рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инст­рументом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать  категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной дея­тельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе»..

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Герменевтика — это искусство и теория истолкования и интерпретации текстов. Свое название герменевтика получила от имени мифологического Гермеса — вестника олимпийских богов, который доставлял людям известия с Олимпа в форме чудес и видений. Эти вести необходимо было «расшифровать», интерпретировать. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. В древнегреческой философии герменевтика — искусство понимания и истолкования иносказаний, интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего, Гомера. У христианских писателей герменевтика — искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания. Сегодня герменевтика – это, с одной стороны, метод понимания, с другой стороны – философское учение.

У Ф. Шлейермахера герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой индивидуальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо знать правила понимания и интерпретации. Шлейермахер, работы которого имели основополагающее значение для герменевтики, превратил ее в учение об искусстве понимания как такового. Задача такого искусства – разработка правил интерпретации, гарантирующих правильное понимание, т.е. позволяющих обезопасить последнее от ошибок. Герменевтика сейчас занимается анализом политической ситуации, разъяснением вопросов права, проблемами межкультурного и межнационального характера. представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. Правда, в XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов и приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли.

Наука-это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение, истины и открытие объективных законов.

Основные особенности научного познания.

  • 1. Основная задача научного познания- обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.

  • 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

  • 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

  • 4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

  • 5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее.

  • 6. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.


Вопросы для самопроверки

  1. Что такое сознание? Зачем человеку сознание?

  2. Что изучает гносеология?

  3. Какие представления об истине существовали в античной философии?

  4. Какие представления об истине существовали в философии Нового времени?

  5. Какие классификации истины Вы знаете?

  6. Какие виды истины вы знаете?

  7. Какова структура философской истины?

  8. Какова структура научной истины?

  9. Какова структура религиозной истины?

10/ Что такое герменевтика?


Раздел 5 Социальная философия.


Тема 5.1 Общество и его развитие. Философия культуры.

Программа

- Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

- Содержание понятия культура. Законы и особенности функционирования культуры. Массовая и элитарная культура.

- Концепция культуры О.Шпенглера, О.Тойнби, Л.Н. Гумилева, мистика. Концепция человека и культуры в Х1Х веке. Биосферная концепция культуры в трудах В.И.Вернадского. Запад и Восток. Россия в диалоге культур.

- Глобальные проблемы современности.


-Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции, учебной литературой, интернет-ресурсами.

Требования к знаниям:

- предмет социальной философии

- отличие формационной и цивилизационной концепции общественного развития;

- различные концепции культуры

- глобальные проблемы современности


Методические указания

Основные понятия: общество, гражданское общество, государство, культура, формация, цивилизация.

Социальной философией называется раздел философии, имеющей дело с философским изучением человеческого общества. В его предмет входит обсуждение таких вопросов, как: Что такое общество? Какова его структура? Каково происхождение государства? Каким должно быть наилучшее общественное устройство? и т.п. Предметом социальной философии являются основополагающие социальные вопросы, проблемы методологии социального познания.

В рамках социальной философии наибольшее развитие получило: 1) создание утопических социальных систем, выражающих идеалы данного философа; 2) изучение реальных типов социальных систем и их развитие.

Для самых крупных общественных образований существует несколько наименований. Маркс, имея в виду определенный экономический уклад как основу общества, говорил об общественно-экономической формации. В культурологи, в соответствии с особенностями развития культуры в обществе, выделяют типы цивилизации. В социологии, имея в виду интегративную характеристику общества, включающую его экономическое и политическое устройство, культурную специфику и психологический характер членов, говорят о типах общества аналогично тому, как выделяют социальные типы индивидуумов.

В истории развития общества выделяют первобытное общество, сельскохозяйственное (традиционное аграрное) общество и промышленное (индустриальное) общество. В настоящее время оно переходит в постиндустриальное.

Термин «цивилизация» часто выступает синонимом термина «культура» и обозначает особый этап в развитии культуры. В философской мысли 19-20 вв. наибольшим признанием пользуется концепция так называемых «локальных цивилизаций», созданная усилиями Н.А Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизационные, а последние – на определенные культурно-исторические типы.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой

жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Кроме проблем каждой цивилизации, человечество стоит перед острой необходимостью решения общепланетарных проблем. В 20-е годы ХХ века В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы», сферы разума, преобразующего планету. Уже в конце ХХ века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации и установки на покорение природы. Сегодня большинство данных проблем приняли глобальный, т.е. общепланетарный характер и представляют собой общечеловеческую задачу.


Вопросы для самопроверки

  1. Каков предмет социальной философии?

  2. Каково социально-политическое учение Конфуция?

  3. Каково учение Платона о государстве?

  4. Какова типология общества?

  5. Какие типы социальной динамики вы знаете?

  6. Чем отличаются формационная и цивилизационная концепции общественного развития?

  7. Что такое общественный прогресс?

  8. Каково соотношение прогресса и эволюции?

  9. Что такое культура?

  10. Отличие массовой и элитарной культуры?

  11. Что такое глобальные проблемы современности?

  12. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

  13. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

  14. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения человека и природы?

  15. Что такое глобальный экологический кризис?

  16. В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НТР?

  17. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности?

  18. Что писали о взаимодействии человека с природой философы Средних веков?

  19. Что писали о взаимодействии человека с природой философы Нового времени?

  20. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?



















ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


После изучения программного материала студенты приступают к выполнению контрольных работ, которые являются отчетом о самостоятельной работе над учебным материалом. Контрольные работы должна быть выполнены в установленные учебным графиком сроки и написаны четко, разборчиво, с полями для замечаний рецензента.

В контрольной работе должны быть даны подробные ответы на все вопросы варианта задания. Перед каждым ответом пишется текст вопроса. Ответы должны быть краткими, но полностью охватывать конкретное существо вопроса. Переписывать текст из учебного пособия не допускается.

В конце работы следует указать дату, список использованной литературы, поставить подпись и оставить чистый лист бумаги для рецензии преподавателя.

После получения проверенной контрольной работы внимательно ознакомиться с рецензией преподавателя и выполнить его указания.

Контрольные работы должна быть сохранены и предъявлены на экзамене.

Вариант контрольных работ определяются по прилагаемой таблице вариантов в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки студента.

В таблице по горизонтали «А» размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра шифра зачетной книжки. По вертикали «Б» также размещены, цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы студента. Например, шифр зачетной книжки студента № 04796. Последние две цифры 96 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 6-й строки по горизонтали «А» и 9 столбца по вертикали «Б» определяет клетку варианта с вопросами 2,11,23,37,48,58,61,77,85,98.





























ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

А Б Последняя цифра шифра
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
















0





10 11 30 39 41 52 63 74 85 96 9 12 29 38 42 53 64 75 86 97 8 13 28 37 43 54 65 76 87 98 7 14 27 36 44 55 66 77 88 99 6 15 26 35 45 56 67 78 89 100 5 16 25 34 46 57 68 79 81 95 4 17 24 33 47 58 69 73 80 94 3 18 23 32 48 59 70 72 82 93 2 19 22 31 49 60 62 71 83 92 1 20 21 40 50 51 66 80 84 91

1





1 20 29 40 42 53 64 75 86 97 2 19 28 31 50 54 65 76 87 98 3 18 27 32 49 57 63 74 89 99 4 17 26 33 48 56 61 73 85 96 5 16 25 34 41 59 66 72 84 91 6 11 24 35 46 60 62 77 81 92 7 15 23 36 43 58 67 71 83 95 8 14 22 37 44 51 68 79 82 93 9 13 21 38 45 52 69 78 90 94 10 12 30 39 47 55 70 76 80 100

2





1 19 21 38 43 54 65 76 87 98 10 20 22 37 44 55 62 73 84 95 9 12 23 36 45 51 63 74 85 96 8 13 24 35 46 52 64 75 86 97 7 14 25 34 47 53 66 77 81 93 6 15 26 33 48 56 61 72 88 94 5 16 27 32 49 57 68 71 82 91 4 17 28 31 50 58 67 78 83 92 3 18 30 39 41 59 70 73 90 99 2 11 29 40 42 60 69 70 89 100

3





9 18 22 37 48 59 61 72 83 94 8 19 23 38 49 51 69 78 87 96 7 20 24 39 41 52 70 79 88 91 6 11 25 40 42 53 62 71 82 93 5 12 26 36 43 54 63 75 84 95 4 13 27 35 44 58 65 73 81 92 3 14 28 34 45 55 64 76 85 97 2 15 29 33 46 56 66 74 86 98 1 16 30 32 47 57 68 77 89 100 10 17 21 31 48 54 67 80 90 99

4





2 16 21 36 41 52 63 74 85 96 1 17 30 37 42 53 64 75 86 97 10 18 29 38 43 54 65 76 87 98 9 19 28 39 44 55 66 77 88 99 8 20 27 40 45 56 67 78 89 100 7 11 26 31 46 57 68 79 90 91 6 12 25 32 47 58 69 80 81 92 5 13 24 33 48 59 70 71 82 93 4 14 23 34 49 60 61 72 83 94 3 15 22 35 50 51 62 73 84 95

5





3 20 23 37 49 60 64 73 87 100 4 18 24 38 48 51 65 72 88 95 5 19 25 39 50 52 63 71 82 96 6 17 26 40 47 53 61 78 81 97 7 16 27 32 41 59 68 75 86 93 8 15 28 33 42 58 67 74 85 92 9 14 29 34 43 57 66 76 84 94 10 13 21 35 44 55 62 77 83 98 1 12 30 36 45 54 69 80 89 99 2 11 24 31 46 56 70 79 90 91

6





4 12 24 32 48 60 70 80 89 97 3 13 25 33 49 59 61 79 90 99 2 14 26 34 41 51 62 78 88 98 1 15 27 35 50 52 63 77 86 95 10 16 28 36 42 53 64 76 85 100 9 17 29 37 43 54 66 75 87 96 8 18 30 38 44 55 65 74 84 91 7 1 22 39 45 56 67 71 82 93 6 20 23 31 46 57 68 72 83 94 5 11 21 40 47 58 69 73 81 92


7





5 13 25 39 41 52 63 74 85 96 6 14 26 38 50 59 68 77 86 97 7 15 27 37 42 58 65 72 89 93 8 16 28 36 43 51 64 78 81 94 9 17 29 40 49 53 62 80 84 98 10 18 30 34 46 54 61 73 82 95 1 19 21 33 44 57 70 71 83 99 2 20 22 32 45 56 66 79 87 100 3 11 23 31 47 55 67 75 88 92 4 12 24 35 48 60 69 76 90 91

8





5 14 26 40 49 51 62 73 90 95 4 15 27 31 48 52 63 74 85 96 3 16 28 32 45 56 64 78 82 91 2 17 29 33 44 57 61 72 83 92 1 18 30 34 41 54 65 71 81 93 10 19 21 35 42 53 66 75 86 94 9 20 22 36 43 55 67 76 87 100 8 11 23 37 46 58 69 80 88 97 7 12 24 38 50 60 68 77 89 98 6 13 25 39 47 59 70 79 84 99

9





6 15 27 31 42 53 64 75 86 97 7 16 28 32 43 54 65 79 87 91 8 17 29 33 44 57 62 73 81 92 9 18 30 34 45 56 70 74 82 93 10 19 21 35 46 51 66 72 83 94 1 20 22 36 47 52 67 71 84 96 2 11 23 37 48 58 61 77 85 98 3 12 24 38 50 59 68 80 89 95 4 13 25 39 49 60 69 78 90 99 5 14 26 40 41 55 63 76 88 100



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9


































Контрольная работа


  1. Что такое философия?

  2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

  3. Что такое рациональность? Из чего она складывается?

  4. Каков предмет философии?

  5. Каково определение философии?

  6. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

  7. Какова роль нравственности по Конфуцию?

  8. Что такое всеобщая любовь по Мо-цзы?

  9. Чем отличаются взгляды Лао-цзы, Конфуция и Мо-цзы?

10. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

11. Как соотносятся в индийской философии добро и зло?

12. Причины появления философии в Древней Греции?

13. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и добродетели?

14 В чем специфика диалектики Платона?

15. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?

16. Кто такие скептики?

17. В чем причины упадка древнегреческой философии?

18. В чем специфика древнеримской философии и ее значение?

19. В чем значение философии Секста Эмпирика?

20.Каково общее значение античной философии?

21. В чем принципиальные отличия греческой и римской философии?

22. В чем основные особенности средневековой философии?

23. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

24. Каковы главные направления мусульманской философии?

25.Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

26. Что такое реализм и номинализм в средневековой философии?

27. В чем своеобразие скептицизма средневековой философии?

28. В чем философская специфика эпохи Возрождения?

29. В чем специфика новоевропейской философии?

30. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

31. Что нового внес в философию Декарт?

32. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

33. В чем суть коперниканского переворота в философии?

34. Что такое феномен и вещь в себе по Канту?

35. Каковы основные черты философии Х1Х века?

36. Каковы основные законы диалектики Гегеля?

37. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

38.Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

39. В чем своеобразие учения Ницше?

40. В чем особенность экзистенциализма?

41. В чем основное философское значение психоанализа?

42. Что такое верификация и фальсификация как способы проверки научного знания?

43. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

44. В чем проявился скептицизм в философии ХХ?

45. Каковы особенности русской философии?

46. Какие этапы развития прошла русская идея?

47. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского?

48. Каковы главные особенности философии В.С.Соловьева?

49. Каковы главные особенности философии Н.А.Бердяева?

50. Каковы основные направления развития советской и постсоветской философии? . 51. Что такое онтология?

52. Какова специфика онтологических представлений античной философии

53. Каковы натурфилософские взгляды представителей Милетской школы?

  1. Что такое атом в понимании Демокрита?

  2. В чем суть диалектики Гераклита?

  3. Каковы антологические взгляды Пифагора?

  4. В чем суть проблемы субстанции?

  5. Что говорили о бытии средневековые философы?

  6. Какова специфика онтологических представлений Нового времени?

  7. Что такое материя? Формы существования материи.

  8. Что изучает философская антропология?.

  9. Каковы сходства и различия между человеком и животным?

  10. Раскройте основные теории появления жизни на земле?

  11. Как на протяжении истории философской мысли менялись представления о человеке, его сущности?

  12. В чем заключается сущность сознания в широком и узком смысле?

  13. Индивид. Личность. Индивидуальность?

  14. В чем суть христианской антропологии?

  15. Раскройте суть проблемы своды и сознательной деятельности людей?

  16. Каковы представления о смысле жизни в великих философских системах?

  17. Каковы представления о смысле жизни в мировых религиях?

  18. Что такое сознание? Зачем человеку сознание?

  19. Что изучает гносеология?

  20. Какие представления об истине существовали в античной философии?

  21. Какие представления об истине существовали в философии Нового времени?

  22. Какие классификации истины Вы знаете?

  23. Какие виды истины вы знаете?

  24. Какова структура философской истины?

  25. Какова структура научной истины?

  26. Какова структура религиозной истины?

  27. Что такое герменевтика?

  28. Каков предмет социальной философии?

  29. Каково социально-политическое учение Конфуция?

  30. Каково учение Платона о государстве?

  31. Какова типология общества?

  32. Какие типы социальной динамики вы знаете?

  33. Чем отличаются формационная и цивилизационная концепции общественного развития?

  34. Что такое общественный прогресс?

  35. Каково соотношение прогресса и эволюции?

  36. Что такое культура?

  37. Отличие массовой и элитарной культуры?

  38. Что такое глобальные проблемы современности?

  39. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

  40. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

  41. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения человека и природы?

  42. Что такое глобальный экологический кризис?

  43. В чем разница между реальными и потенциальными экологическими последствиями НТР?

  44. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древности?

  45. Что писали о взаимодействии человека с природой философы Средних веков?

  46. Что писали о взаимодействии человека с природой философы Нового времени?

  47. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?





































1 Учебник (учебное пособие) не переиздавался

38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!