СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации: «Выполнения упражнений на гимнастических снарядах»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение упражнений на гимнастических снарядах.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: «Выполнения упражнений на гимнастических снарядах»»




Методические рекомендации по обучению выполнения упражнений на гимнастических снарядах.

(на параллельных брусьях, перекладине, разновысоких брусьях,

гимнастическом бревне, опорные прыжки)

















Содержание


Гимнастика. Задачи гимнастики стр.2

Основные средства гимнастики стр.3-4

Структура урока гимнастики и методика проведения

отдельных его частей стр.5-7

Этапы обучения гимнастическим упражнениям стр. 8-10

Упражнения на гимнастических снарядах.

Техника выполнения основных упражнений стр.11-30

Опорные прыжки стр. 31-43

Использованные интернет ресурсы стр. 44






























Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo – тренирую, упражняюсь) –

система специально подобранных физических упражнений, методических

приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физиче-

ского воспитания и совершенствования двигательных способностей челове-

ка, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др. Основные задачи гим-

настики:

Задачи гимнастики

1. Оздоровительные – укрепление здоровья, развитие отдельных

мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение

функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма;

формирование правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление

органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена ве-ществ и повышение работоспособности организма.

2Образовательные – формирование жизненно важных двигатель-

ных умений, навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение

специальными знаниями, способствующими всестороннему физическому

развитию, воспитанию силы, гибкости, координации .

3Воспитательные – это развитие морально-волевых и эстетических

качеств. Воспитание дисциплинированности, коллективизма, смелости, ре-шительности, целеустремленности, упорства, выдержки, инициативности и

других качеств.

Гимнастика формирует важные прикладные навыки и умения в пре-

одолении различных препятствий, переноса тяжестей и т. д., совершенствует

координационные способности человека.

Гимнастика – незаменимое средство в борьбе со смещениями внутрен-

них органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению

различных переворотов, вращении, спадов, подъемов организм гимнастов все

меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Гимнастика – эффективное средство эстетического воспитания человека, так как в ней широко используется музыкальное сопровождение.

Велико и педагогическое значение гимнастики. Находясь в коллективе,

школьники воспитываются в духе сознательности, активности и творческого

отношения к делу. Твердый, регламентированный порядок занятий дисцип-

линирует учеников, приучает их внимательно относиться к процессу физи-

ческого воспитания. Используемые в гимнастике методы позволяют стиму-

лировать активность интеллектуальной деятельности занимающихся. П.Ф.

Лесгафт, оценивая значение гимнастики в школе, писал: «Умственное и фи-

зическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять

нераздельную задачу школы; всякое одностороннее развитие непременно на-

рушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного

человека».

Основные средства гимнастики.

Типичными для гимнастики средствами (упражнениями) являются спе-

циально разработанные двигательные действия. Многие из них заимствованы

из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей, некоторые возникали по

мере развития научных знаний и опыта применения различных движений в

педагогических целях.

Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педа-

гогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие

основные группы.

1.Строевые упражнения – совместные действия в строю (включая и

одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины,

приучают к совместным организованным действиям, формируют правиль-

ную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.

2.Общеразвивающие упражнения применяются для разносторонней

физической подготовки, расширения функциональных возможностей орга-

низма и воспитания правильной осанки. С их помощью оказывается избира-

тельное воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппа-

рат в целом, облегчается процесс овладения разнообразными навыками. Об-

щеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двига-

тельными умениями, которые он может использовать для построения двига-

тельных действий любой сложности.

3.Вольные упражнения – комбинации различных гимнастических уп-

ражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие ком-

бинации составляются в соответствии с установленными требованиями. Ос-

новная цель композиций – совершенствование координационных способно-

стей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения –

эффективные средства формирования школы движений. Они могут выпол-

няться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами

(в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и

просто в учебных целях).

4.Прикладные упражнения – ходьба, бег, метания, лазанье, перелазаение, преодоление препятствий, переползания, равновесия. С их помощью за-

нимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и

умениями, учатся применять их в различной обстановке. Применяемые в

комплексе прикладные упражнения – одно из действенных средств разносто-

роннего физического развития.

5.Прыжки – хорошее средство совершенствования координационных

способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие насердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи с чем занимают в

гимнастике важное место.

6.Упражнения на снарядах. Упражнения на коне, кольцах, брусьях, пе-

рекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне – наиболее ха-

рактерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – со-

вершенствование координации движений. Непременное условие успешного

овладения этими упражнениями – всесторонняя физическая подготовлен-

ность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способ-

ностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные осо-

бенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на

руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений.

Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются сна-

ряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и

другими способами). К ним относятся: гимнастические стенки, шесты, кана-ты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаря-

ды, позволяющие выполнять различные упражнения большим группам одно-

временно.

7.Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и

упражнения в балансировании, включая статические положения. Эти упраж-

нения широко применяются на занятиях с различными контингентами для

развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в про-

странстве, воспитания волевых качеств, особенно смелости и решительности,

а также для тренировки вестибулярного аппарата.

8.Упражнения художественной гимнастики включают в себя самые

разнообразные движения, в том числе и танцевальные. Они органически связаны с музыкальным сопровождением и содействуют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятиях с женщинами.

При занятиях гимнастикой широко применяют разнообразные подвижные игры и спортивные эстафеты с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, а также повышения эмоционального тонуса занимающихся. Перечисленные основные средства гимнастики, учитывая их преимущественное воздействие, целесообразно объединить следующим образом:

а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и

двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения,

гимнастические игры и эстафеты);

б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки);

в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения

и упражнения художественной гимнастики).

Такое деление основных гимнастических упражнений облегчает их подбор для решения тех или иных педагогических задач.

Структура урока гимнастики в школе и методика проведения

отдельных его частей.

Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-12 мин и имеет собственные задачи:

1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной

системы и вегетативных функций, восстановление индивиду­ально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опор­но-двигательного аппарата к выполнению упражнений основ­ной части урока).

2. Задачи педагогического аспекта — формирование у уча­щихся умений выполнять двигательные действия в разном тем­пе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений.

В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, ко­гда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвя­тить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологи­ческого аспекта. В младших классах или на уроках, направлен­ных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта.

Для решения этих задач в подготовительной части использу­ются различные средства: строевые упражнения, разновидно­сти передвижений, танцевальные упражнения, подвижные иг­ры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивно­стью выполнения в подготовительную часть включать нецелесо­образно, так как они могут снизить работоспособность учащих­ся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносли­вость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит сле­дующие задачи:

1. Формирование жизненно необходимых и специальных
(гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

Для решения этих задач в основной части урока использует­ся значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общераз­вивающие упражнения повышенной интенсивности).

На заключительную часть отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к пред­стоящей деятельности, подведение итогов данного урока, зада­ние на дом. В заключительной части урока обычно используют­ся успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упраж­нения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с муыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, марши­ровка с песней и т. п.).

Методика проведения отдельных частей урока гимнастики.

Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики

Выполнение отдельных упражнений на гимнастических сна­рядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связа­но с определенным риском. При несоблюдении мер предосто­рожности возможны срывы со снарядов и падения, в результа­те которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здо­ровья. В связи с этим особую значимость приобретает выясне­ние причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма. Причинами травм могут быть: несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательно­сти в обучении; отсутствие систематического контроля за дея­тельностью учащихся, страховки и помощи; неправильная страховка, незнание приемов самостраховки; плохая дисципли­на; нерациональное размещение занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления гимнастиче­ских снарядов; несоответствие мест занятий санитарно-гигие­ническим требованиям. Занятия должны быть четко спланиро­ваны и организованы. Ученикам необходимо выполнять все тре­бования учителя, связанные с методикой обучения и организа­цией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение не­освоенных упражнений могут привести к травме.

Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нель­зя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось уча­щимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укла­дывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а при­земление приходилось на середину одного из них. Для перенос­ки и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанно­сти каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дис­танцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекла­дины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепле­ния вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высо­ту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкла­дыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой от­вертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей уста­навливают одновременно с обоих концов.

При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тро­сов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягуш­кам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предвари­тельно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя.

Важное значение на уроках гимнастики имеют помощь и страховка. 

Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения тех­нической основой упражнения непосредственная помощь заме­няется страховкой. В зависимости от сложности упражнения страховку может осуществлять один или несколько человек. Наряду с приемами помощи и страховки необходимо обучать и навыкам самостраховки для того, чтобы учащиеся умели само­стоятельно выходить из опасных положений. Предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движе­ния, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных дви­жений (сгибание рук, ног, туловища для уменьшения инерци­онных сил), изменением упражнения. Очень важно научить правильно приземляться во время падения. При обучении паде­нию назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад, при падении вперед — сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки. Основным приемам помощи и страховки следует обучать всех занимающихся параллельно с освоением техники выполнения упражнений.

Страховка и помощь в различных видах многоборья имеют свою специфику. Так, например, на брусьях нельзя держать ру­ки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты учитель страхует, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

Этапы и методы обучения гимнастическим упражнениям.

Обучение гимнастическим упражнениям условно можно разделить на три тесно связанных между собой этапа.

Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемом упражнении (ориентировочной основы). Приступая к обучению, учитель, прежде всего, должен познакомить учащихся с терминологическим названием упражнения. При работе с учениками обязательна демонстрация осваиваемого упражнения, т.е. показ. Каким бы образным языком не владел учитель при объяснении техники исполнения, ученики все-таки попросят показать это упражнение. Показ должен быть совершенным его может осуществить сам учитель или подготовленный для этого ученик. Однако следует подчеркнуть, что владение учителем техникой упражнений, осваиваемых учениками, повышает его авторитет в их глазах. Опытный учитель перед показом сосредоточивает внимание учащихся на одном-двух основных компонентах техники с таким расчетом, чтобы во время демонстрации они знали, на что обращать внимание.

Большую помощь в создании предварительного представления об изучаемом упражнении могут оказать и различные наглядные пособия (кинограммы с описанием техники, схемы, рисунки, макеты и т.п.). Чаще всего первый этап обучения завершается пробными попытками, выполняемыми с помощью и страховкой.

Основными задачами второго этапа обучения, этапа разучивания, являются выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнения представлений об изучаемом упражнении и устранение ошибок. В процессе освоения гимнастических упражнений важную роль может сыграть эффект положительного или отрицательного переноса двигательных навыков. Одни упражнения, разученные ранее, помогают обучению, другие – мешают. Так, например, навыки, полученные при освоении группировок и перекатов, играют положительную роль в обучении кувыркам. Умение выполнять на брусьях подъем махом вперед из упора на предплечьях также может оказать положительное влияние при обучению подъему махом вперед из упора на руках. В таких случаях освоенные ранее упражнения могут служить подводящими и подготовительными. Однако в определенных случаях можно получить обратный эффект: например, навык подъема на одной (подъем завесом) может мешать обучению подъему одной (подъему верхом).

На этом этапе обучения должны быть сравнительно постоянными условия обучения (высота снаряда, ориентиры, направление движения и т.д.). Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения, что дает возможность перейти к третьему этапу обучения – этапу закрепления и совершенствования упражнения.

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Так, например, на первом этапе обучения преимущественное использование получают словесный метод и метод показа. На этапе непосредственного разучивания гимнастических упражнений наиболее широкое распространение получил метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению на относительно самостоятельные движения без существенного искажения его основной структуры. В этом случае можно облегчить условия выполнения упражнения путем оказания помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, упрощения исходного и конечного положения (например, подъем махом вперед из упора на руках легче выполнить, когда жерди находятся наклонно), использования тренажеров и дополнительных средств (поролоновых матов, комбинированных снарядов и т.п.).

Разновидностью метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением. Например, подводящим упражнением для обучения подъему махом вперед из упора на руках на брусьях может быть подъем махом вперед из упора на предплечьях. В то же время подъем махом вперед из упора на руках может служить подводящим упражнением для освоения подъема махом вперед на кольцах.

Вторым основным методом в обучении гимнастическим упражнениям является метод расчлененного разучивания, который предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению. Так, например, при обучении перевороту в сторону вначале можно обучить выходу в стойку на руках махом одной и толчком другой, затем переходу из стойки на руках в стойку ноги врозь, после этого соединить эти части и выполнить переворот в целом. Этим же методом широко пользуются при обучении гимнастическим упражнениям средней и повышенной трудности, а также при овладении гимнастическими соединениями и комбинациями.

При освоении некоторых упражнений, особенно опорных прыжков, используется разновидность метода расчлененного разучивания – метод решения частных двигательных задач. Он отличается от первого тем, что в этом случае подбирается серия учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, дается серия упражнений для освоения приземления, отталкивания от мостика, отталкивания от снаряда и т.д.

Для этапа закрепления и совершенствования используется ряд методов.

Метод стандартного упражнения характеризуется самостоятельным многократным выполнением освоенного упражнения. Главными при этом должны быть стремление выполнить упражнение более качественно при последующих подходах, устранение мелких ошибок.

Метод переменного упражнения предлагает создание изменяющихся условий, например выполнение освоенного элемента в соединении с ранее изученным, непривычное расположение снарядов и т.п.

Игровой и соревновательный методы подразумевают соперничество учеников между собой за достижение определенного результата. В этом случае полезными могут оказаться такие задания, как выполнение освоенного элемента на количество раз, на точность, на оценку.

Упражнения на снарядах. Методика обучения

Техника выполнения основных упражнений

В спортивной гимнастике перекладина является таким снарядом, на котором исполняются исключительно маховые упражнения. Поэтому основные умения гимнаста заключаются в правильном использовании сил инерции при минимальной затрате мускульной энергии. Однако сила сгибателей пальцев должна быть значительной, поскольку при исполнении махов большой амплитуды возникает центробежная сила инерции, стремящаяся оторвать гимнаста от перекладины. Гриф перекладины (горизонтальный, круглый стержень) является реальной (действительной) осью, вокруг которой вращается гимнаст. Различают пять способов захвата (хвата) грифа:

а) хват сверху: в положении виса в этом случае тыльные поверхности кистей обращены назад;

б) хват снизу: в том же положении обе руки предельно супинированы, тыльные поверхности кистей обращены вперед, большими пальцами наружу;

в) разный хват: одна рука в хвате сверху, другая - снизу;

г) обратный хват: обе руки предельно пронированы, тыльные поверхности кистей обращены вперед, большие пальцы - наружу;

д) скрестный хват: тыльные поверхности кистей обращены назад, предплечья рук перекрещены вблизи запястья, боковые поверхности кистей со стороны мизинцев касаются друг друга, большие пальцы обращены наружу.

Перечисленные способы хвата разнятся также и по ширине: при хвате сверху расстояние между ладонями рук меньше ширины плеч, при хвате снизу - несколько шире плеч: при разном хвате примерно на ширине плеч; при обратном хвате - чаще всего значительно шире плеч (но это индивидуально, так как зависит, прежде всего, от подвижности в плечевых суставах). Во всех случаях захвата большой палец противопоставлен четырем остальным.

Современное упражнение на перекладине очень зрелищно, поскольку оно исполняется без единой остановки, с очевидным риском. Даже неискушенному в спортивной гимнастике это дает основание видеть в хорошем гимнасте наличие таких качеств, как безукоризненная координация движении, смелость, умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Основные упражнения, выполняемые на перекладине, следующие:

Вис. На высокой перекладине это положение является исходным для начала всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное положение тела в висе для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. В положении виса тело гимнаста должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мускулатуры в области поясницы. Локтевые суставы также выпрямлены, но не напряжены. Ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, носки оттянуты и соединены. Обучать вису целесообразно целостным методом, соблюдая указания, описанные ниже.

Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышечных групп, которое сохраняется и при выполнении размахиваний. Сгибание или разгибание (прогибание) в положении виса недопустимо. Наличие этих ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения ее назад или наклона вперед, на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.

Размахивание изгибами и мах дугой - действия, обеспечивающие набор маха достаточной амплитуды.

Из положения виса, напрягая мышцы брюшного пресса и передней поверхности бедер, гимнаст поднимает ноги до положения угла (необязательно до .горизонтали, можно до положения тупого угла). Затем резким, коротким движением опускает ноги вниз и отводит их назад до прогибания в пояснице. Такие действия растянут мышцы передней поверхности туловища и будут способствовать необходимому для дальнейшего очень быстрому сгибанию в тазобедренных и плечевых суставах (анатомически для плечевых суставов это будет разгибание), а также в поясничном отделе позвоночника.

Сгибание необходимо начинать как только закончится предшествующее ему разгибание. (Очень распространенная ошибка у начинающих - остановка в положении отмаха.). Сгибаясь, гимнаст стремится возможно быстрее поднести ноги к грифу перекладины на уровне коленей (еще лучше на уровне середины бедер) и, придержав их в этом положении, пока все тело не «откачнется» вперед, разгибаясь в плечевых суставах, «выбросить» его в направлении вперед и вверх. Все тело при этом должно оказаться в положении крайней точки маха вперед. При этом недопустимо прогибание. Хороший методический прием, чтобы избежать прогибания, - рекомендовать обучающимся смотреть на носки своих ног.

Размахивание в висе - серии махов вперед-назад следующих один за другим. Умение правильно размахиваться основа успешного обучения упражнениям общего курса гимнастики на высокой перекладине. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

а) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое положение. Методический прием для контроля - рекомендовать обучающемуся видеть носки своих ног;

б) в вертикальном положении - прямое (как в висе) положение туловища;

в) в крайней точке маха вперед - слегка согнутое положение (гимнаст должен видеть носки ног).

Соскок махом назад. Из крайней точки на махе вперед, проходя вертикальное положение, гимнаст отводит ноги назад до прогибания. Одновременно с этим, надавливая прямыми руками на гриф перекладины, уменьшает плечетуловищный угол. Последнее действие приведет к уравниванию линейных скоростей стоп и плечевого пояса, т. е. тело гимнаста начнет перемещаться поступательно. В крайней точке на махе назад, сохраняя прогнутое положение тела, спортсмен отпускает гриф, поднимает руки вверх - наружу и приземляется.

Перед отпусканием рук полезна бывает рекомендация приподнять голову и посмотреть вперед через перекладину.

Страховка и помощь. Во всех упражнениях, связанных с изучением размахивания, и описанного соскока, тренер стоит под перекладиной справа или слева от исполняющего и перемещается, в соответствии с перемещением гимнаста вправо или влево параллельно плоскости размахивания. Одна рука тренера располагается со стороны груди занимающегося, другая - со стороны спины на уровне лопаток. В случае раннего срыва на махе назад преподаватель должен быть готов поддержать ученика под грудь. Если этот срыв произойдет на махе вперед - под лопатки.

Подъем правой(после размахивания).Немного не доходя до крайнего переднего положения, гимнаст быстро сгибается в тазобедренных и плечевых суставах, поднося обе ноги к перекладине на уровне голеностопных суставов, а затем проносит правую ногу под гриф (правая нога может при этом сгибаться в колене). Эти действия должны закончиться прежде, чем начнется мах назад в висе согнувшись. Вместе с началом маха назад продолжается дальнейшее сгибание в плечевых суставах (т. е. уменьшение плечетуловищного угла), а в тазобедренных начинается разгибание, которое заканчивается в упоре ноги врозь правой. Важно отметить, что в процессе всего разгибания в тазобедренных суставах передняя поверхность левой ноги не отводится от перекладины, а почти касается ее.

Обучение.

На низкой перекладине:

а) вис согнувшись ноги врозь (гриф на уровне голеностопных суставов);

б) из виса прогнувшись ноги врозь быстро разогнуться до положения виса прогнувшись ноги врозь и возвратиться в вис согнувшись;

в) принудительное (с помощью тренера) размахивание в висе согнувшись;

г) на махе назад из виса согнувшись вис прогнувшись ноги врозь - на махе вперед вис согнувшись;

д) с помощью - после двух-трех размахиваний подъем в упор правой;

е) из упора правой спад назад в вис согнувшись ноги врозь;

ж) с помощью - из упора правой спад назад и подъем в упор правой.

После нескольких самостоятельных выполнений подъема можно переходить на высокую перекладину. Основное внимание обратить на переход из виса в вис согнувшись.

Подъем разгибом(после размахивания) (рис 1). Проходя вертикальное положение после маха назад, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки назад за голову (как при соскоке махом вперед, но значительно раньше). Не задерживаясь в положении прогнувшись, быстро согнуться в тазобедренных и плечевых суставах и поднести середину голеней к перекладине (все действия должны закончиться прежде, чем начнется мах назад в вис согнувшись). С началом маха назад продолжить сгибание в плечевых и начать разгибание в тазобедренных суставах. В результате этих действий таз приблизится к перекладине и увеличится угловая скорость вращения всего тела вокруг оси, за счет чего оно повернется до положения упора.

Рис 1. Подъем разгибом на перекладине

Обучение.

На средней перекладине:

а) из виса углом, опираясь стопами о мат, сгибая ноги в коленях, прогнуться, не отводя головы назад. Обратить внимание на предельное отведение прямых рук назад, за голову. Возвратиться в исходное положение. Проделать несколько раз подряд. Прогибание должно быть быстрым, чтобы стопы в конце его оторвались от мата;

б) после прогибания возможно быстрее поднести прямые ноги к перекладине (серединой голеней);

в) с помощью тренера или товарища, стоящего слева, выполнить подъем разгибом. Помогающий при этом способствует быстрому поднесению ног к перекладине левой рукой, а правой под поясницу приподнимает ученика до положения упора.

На высокой перекладине:

г) тренер, стоящий впереди и слева от гимнаста, исполняющего вис, опираясь двумя руками в области подвздошных костей, отводит учащегося назад от положения равновесия и удерживает его в этом положении. Гимнаст сгибается в тазобедренных суставах, направляя стопы на линию проекции грифа на маты (удобно положить на эту линию веревочку или гимнастическую палку). Далее тренер, устраняя опору руками, предоставляет гимнасту возможность свободного движения вперед к положению равновесия, т. е. к исходному положению виса. Проходя это положение, гимнаст должен резко разогнуться в тазобедренных суставах и отвести руки назад за голову. Далее гимнаст и тренер действуют так, как рекомендовано в пунктах «б» и «в»;

д) с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии 1 м, прыжок в вис углом и разгибание под перекладиной. Последующие действия те же, что описаны в пунктах «б» и «в»;

е) с небольшого размахивания (не более 90° по амплитуде) на махе назад сгибание в тазобедренных суставах, разгибание под перекладиной и выполнение подъема разгибом с помощью тренера.

Оборот вперед (правой). Из упора верхом, поднимая правую ногу повыше, прогнуться, выводя таз вперед. При этом бедро левой ноги плотно прижать к перекладине. В таком положении начать движение вперед и сохранить позу приблизительно до положения вниз головой. В этом положении свести ноги поуже и перед завершением оборота повернуть кисти рук по ходу вращения, подставив их в упор. Закончить оборот разведением ног пошире.

Оборот назад (правая впереди). Выполняется аналогично обороту вперед, но в противоположном направлении.

Обучение. Оба упражнения разучиваются целостным методом. При обучении обороту вперед тренер стоит сбоку (например, слева) и сзади. При обучения обороту назад - сбоку и спереди.

При обороте вперед тренер проводит левую руку под гриф и захватывает предплечье обучаемого выше запястья обратным хватом. С началом оборота преподаватель подкручивает занимающегося этой рукой, а с завершением его - поддерживает правой под спину.

При обороте назад захват предплечья производится правой рукой тренера, а левая его рука поддерживает ученика под грудь при завершении упражнения.

Оборот назад в упоре. Из упора, слегка сгибая руки и опускаясь, гимнаст сгибается в тазобедренных суставах, а затем, резко разгибаясь и выпрямляя руки, приподнимается над перекладиной (отмах). Свободно опускаясь в упор, касается бедрами перекладины, слегка сгибается в тазобедренных суставах, отводит голову назад и, сохраняя такое положение, начинает вращение назад. Очень важно в течение всего оборота удержать таз вблизи грифа. Перед завершением оборота кисти поворачиваются в упор и производится довольно быстрое разгибание в тазобедренных суставах.

Обучение.

На низкой перекладине:

а) из упора отмах в соскок, держась руками за гриф;

б) отмах назад и опускание в упор, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах;

в) оборот с помощью преподавателя. Преподаватель стоит спереди и слева. Правой рукой захватывает обратным хватом предплечье левой руки обучаемого (под грифом), левой рукой помогает под бедро сделать отмах, а после прихода гимнаста в упор, супинируя предельно руку, прижимает ею таз к грифу перекладины, помогая завершить оборот.




Рис 2. Мах дугой на перекладине.


Мах дугой (рис 2). Из упора, посылая ноги вперед под перекладину, слегка согнуться в тазобедренных суставах опустив голову на грудь, начать движение на оборот назад в упоре. В отличие от оборота назад в этом упражнении нужно с самого начала видеть носки своих ног. Достигнув положения головой вниз, мягко отвести руки назад, за голову, сохраняя тело слегка согнутым. В последующем все действия совпадают с описанными в разделе «Размахивание изгибами».

Соскок дугой. Все действия до положения вниз головой полностью соответствуют описанным в разделе «Мах дугой». Но в отличие от маха дугой производится полное разгибание в тазобедренных суставах, голова отводится назад и отпускается гриф перекладины. Полет тела до приземления проходит в положении прогнувшись с руками, поднятыми вверх - наружу.

Обучение.

На низкой перекладине:

а) из виса стоя с прыжка соскок дугой (с помощью);

б) то же, но через веревочку, натянутую перед перекладиной, параллельно грифу, на расстоянии 1 м от него. Высота веревочки изменяется: при первых попытках она располагается на 30 см нижа грифа, при последующих может быть несколько выше его;

в) соскок дугой через веревочку из упора (с помощью). Во всех перечисленных случаях помощь осуществляется преподавателем стоящим, например, слева от обучающегося и впереди него. Правая рука тренера, проходя под грифом, захватывает обратным хватом левое запястье ученика, левая рука, максимально супинированная, прижимает таз к грифу перекладины.

Обучение маху дугой обычно не представляет трудностей, если соскок дугой освоен.

Упражнения на брусьях

На мужских брусьях выполняются преимущественно маховые упражнения в упоре. Висовые упражнения имеют место в старших разрядах.

Гимнасту, желающему хорошо выступать в этом виде многоборья, необходимо иметь большую физическую силу, чем, например, для выполнения упражнений на перекладине, при том же уровне технической подготовленности. На брусьях различают хваты:

В висе: а) снаружи - когда тыльные поверхности кистей вместе с большим пальцем находятся в положении наружу от жердей (например, при выполнении подъема силой на концах брусьев, а также при более сложных подъемах в старших разрядах);

б) изнутри - когда тыльные поверхности кистей и большие пальцы обращены друг к другу, внутрь брусьев.

В упоре: а) обычный хват, применяемый при исполнении упражнений в упоре. Наиболее характерен для программы общего курса гимнастики;

б) обратный хват (тыльная поверхность одной из кистей обращена внутрь брусьев).

При чередовании упоров и висов перечисленные хваты переходят один в другой.

Техника выполнения упражнений, получившая название «хлёстовой», применяется теперь и на брусьях. Она вполне схожа с техникой упражнений на перекладине (см. раздел «Размахивание»).

Основные упражнения, выполняемые на брусьях, следующие:

Размахивание в упоре. На махе назад туловище удерживается прямым и даже слегка согнутым. В нижнем вертикальном положении (для упражнений основного курса) - прямым, на махе вперед - прямым или слегка согнутым, т. е. фазы мах назад - вертикальное положение - мах вперед чередуются так же, как при размахиваниях на перекладине.

Обучение. а) показав правильное размахивание, предложить обучаемым выполнить это упражнение; заметить наиболее общие ошибки, не указывая на них каждому в отдельности;

б) проимитировать (удерживая учеников за голеностопные суставы) правильные позы на махе вперед и назад;

в) вновь предложить каждому выполнить упражнение самостоятельно, с обязательной корректировкой ошибок;

г) включать это упражнение в каждое последующее занятие и корректировать ошибки учеников.

Размахивание в упоре на руках. Позы на махе назад в нижнем вертикальном положении, а также на махе вперед в основном те же, что и при размахивании вообще. Трудность для исполнителей заключается в том, что, с одной стороны, необходимо поднимать плечи над жердями, т. е. закрепощать грудино - ключичный сустав от «проваливания»), а с другой -обеспечить плечевому суставу достаточную подвижность.

Обучение. Так же как и при размахивании в упоре, с помощью тренера обозначить позы на махе вперед и назад. Необходимо потребовать от учеников выполнить упор на руках согнувшись махом вперед, через положение, подобное стойке на лопатках в акробатике.

Соскок махом вперед (вправо). Из положения мах назад в упоре, силой сдерживая скорость опускания, пройти вертикальное положение с выпрямленным туловищем. Пройдя за вертикаль, слегка согнуться в тазобедренных суставах. Несколько раньше крайнего положения на махе вперед оттолкнуться правой рукой от жерди и вслед за этим отвести левую руку от туловища, отталкиваясь ею от левой жерди вправо. Это усилие даст возможность пройти над правой жердью. Когда переход осуществлен, левая рука перехватывается за правую жердь (в это мгновение тело оказывается в безопорном положении). Далее следует приземление. Для устойчивого осуществления его рекомендуется не отпускать хвата левой рукой за правую жердь.

Соскок махом назад(вправо). Из крайнего положения на махе вперед сделать достаточно высокий мах назад (минимально необходимая высота маха назад такая, чтобы стопы ног были не ниже уровня плечевой оси; максимальная высота не ограничивается это может быть и стойка на руках). Достигнув необходимой высоты маха назад, нужно, смещая все тело вправо обеими руками, перехватить левую руку на правую жердь и тотчас же отвести правую руку в сторону и опираться только на левую. Удерживая тело в умеренном прогибании, приземлиться, держась левой рукой за правую жердь.

Обучение. Соскок разучивается целостным методом. В процессе повторных попыток обращать внимание учащихся на последовательность чередования опорных фаз руками: двухопорная на двух жердях - двухопорная на правой жерди (по возможности короткая по времени) одноопорная на правой жерди, правая рука в сторону.

Подъем махом вперед(рис 3). Из крайнего положения на махе назад, пройдя вертикаль, слегка согнуться в тазобедренных суставах и в этом положении подойти стопами ног к уровню жердей. Быстро разогнуться в тазобедренных суставах, направляя таз вверх. Затем столь же быстро вновь согнуться. Это последнее движение приведет к тому, что скорость, приобретенная средней частью туловища (область бедер, таза, поясницы), перераспределится на стопы и плечи и за счет незначительного опускания таза даст возможность спортсмену перейти в положение упора.

Рис 3. Подъем махом вперед на брусьях

Обучение. Упражнение разучивается целостным методом:

а) с помощью преподавателя, удерживающего ученика за голеностопные суставы на уровне жердей впереди, предлагается проимитировать разгибание и последующее новое сгибание в тазобедренных суставах;

б) с помощью преподавателя, поддерживающего ученика под таз и плечи, выполнить подъем махом вперед в сед ноги врозь;

в) с помощью преподавателя выполнить подъем в «чистом виде». Преподаватель стоит справа или слева и поддерживает занимающегося под таз и под плечи (соответственно правой и левой рукой).

Подъем махом назад(рис 4). Из упора на руках согнувшись, разгибаясь в тазобедренных суставах, направить стопы вперед вверх. Одновременно с этим разгибанием подтянуть плечи к кистям, сгибая руки в локтевых суставах. Удерживая тело слегка согнутым в тазобедренных суставах, начать активный мах назад. В вертикальном положении выпрямиться и далее за вертикалью прогнуться. Выпрямление рук начинать не ранее чем стопы поднимутся выше жердей. Скорость этого выпрямления не должна превышать скорости стоп: она должна быть такой, чтобы тело поднималось над жердями поступательно. Полное выпрямление рук должно совпасть по времени с остановкой движения стоп.

Рис 4. Подъем махом назад на брусьях.

Обучение. Рекомендуется метод решения частных двигательных задач в такой последовательности:

а) подъем махом назад из упора на предплечьях;

б) из размахивания в упоре на руках махом вперед подтягивание плеч к кистям, то же из упора на руках согнувшись; в обоих случаях рекомендуется не скользить по брусьям, а сгибать руки слегка подбросив себя над ними;

в) подъем махом назад с помощью тренера, стоящего сбоку и помогающего проводкой под бедро вначале одной, а затем и двумя руками.

Стойка на плечах из седа ноги врозь. Перехватить руки вперед поближе к бедрам и, подавая плечи вперед и сгибая руки, силой оторвать бедра от жердей. Когда спина примет вертикальное положение, опустить плечи до уровня жердей и развести локти в стороны. Разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги.

ОбучениеЕсли преподаватель стоит слева от занимающегося, то в момент отрыва бедер от жердей необходимо правой рукой помочь под живот, а левую удерживать над жердью со стороны спины, предупреждая падение на спину.

Стойка на плечах махом(рис 5). Для выполнения необходимо уметь выполнить мах назад выше уровня плеч. Выполнив мах такой высоты, начать плавное сгибание рук. Как только плечи опустятся до уровня жердей, развести локти в стороны. Очень распространенная ошибка - преждевременное сгибание рук, когда стопы не достигли еще максимально высокого положения на махе назад.

Обучение. Тренер, стоящий сбоку, помогает одной рукой под бедро (над жердью), а другой удерживает со стороны спины.

Рис 5. Стойка на плечах махом.


Кувырок вперед в сед ноги врозь из стойки на плечах. Наклонив голову на грудь, согнуться в тазобедренных суставах, стараясь возможно раньше увидеть свои ноги. Прийти в положение упора на плечах согнувшись и сохранить равновесие в этом положении. Быстро перехватить руки вперед и остаться в упоре на руках согнувшись. Разводя ноги врозь возможно шире, сделать перекат вперед в сед ноги врозь.

Обучение. С помощью преподавателя, стоящего сбоку и поддерживающего одной рукой под таз, а другой под шею (под брусьями), выполнить упор на плечах согнувшись. Перехватить руки в упор на руках согнувшись. Поддержать под таз и лопатки при выполнении перекатам в сед ноги врозь.

Упражнения на брусьях разной высоты

Конструкция снаряда позволяет выполнять чрезвычайно большое количество самых разнообразных упражнений основной и спортивной гимнастики.

Современные упражнения спортивной гимнастики на брусьях разной высоты - это динамичные комбинации, состоящие преимущественно из маховых элементов. Эти элементы логически связаны между собой то плавными оборотами, поворотами и переходами из виса в упор и обратно в вис, то резкими неожиданными и сложными перелетами с одной жерди на другую. Статические элементы, встречающиеся в комбинациях, не играют самостоятельной роли и, как правило, являются проходящими фазами упражнения в соединениях. Однако на начальных ступенях обучения упражнениям на брусьях разной высоты статические элементы, а также простейшие маховые упражнения, выполняемые в смешанных висах и упорах, являются важным учебным материалом.

Маховый характер упражнений требует умения правильно использовать силы инерции, прикладывать физические усилия в нужные моменты движения.

Важным условием успешного овладения упражнениями на брусьях разной высоты является развитие специальных физических качеств: гибкости (подвижности в плечевых, тазобедренных суставах, в поясничной и грудной частях позвоночника), скоростной силы мышц, окружающих плечевой и тазобедренный суставы, силовой выносливости и других качеств. По способу удержания за жердь различают:

а) хват сверху (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены назад, а большие пальцы - друг к другу. Все пять пальцев обхватывают жердь сверху;

б) хват снизу (в висе). Тыльные поверхности кистей обращены вперед, а большие пальцы - наружу. Все пять пальцев обхватывают жердь с противоположной от исполнителя стороны.

Захват жерди пятью пальцами в висе относится также к разному и обратному хватам. В упоре при всех видах хвата четыре пальца каждой кисти обхватывают жердь со стороны, соответствующей хвату (как обычно), а большой палец - с противоположной стороны.

Основные упражнения следующие:

Размахивания изгибами. Из виса на верхней жерди поднять ноги вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. Затем бросковым движением ног вниз и назад разогнуться полностью в тазобедренных суставах, упруго прогибаясь в пояснице, одновременно подать плечи вперед, сохраняя провисание на прямых руках. Весь этот цикл движений повторяется нужное количество раз, в определенном темпе без задержек.

Обучение: а) вис углом и вис стоя (прогнувшись) на гимнастической стенке;

б) вис углом и вис лежа ноги сзади на низкой перекладине;

в) размахивание изгибами в висе на верхней жерди.

С т р а х о в к а и п о м о щ ь. Преподаватель стоит справа от исполнителя, левой рукой держит за правую руку, ближе к плечу, а правой помогает под бедра.

Из виса на верхней жерди вис присев. После размахивания изгибами махом вперед согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, подтянуть их ближе к груди и поставить на нижнюю жердь.

Из виса на верхней жерди перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди. Размахивание изгибами, махом вперед согнуть ноги последовательно в тазобедренных и коленных суставах, подтянуть колени ближе к груди, пронести носки ног перед нижней жердью вверх и затем вперед и, выпрямляя ноги, положить их задней поверхностью бедер на нижнюю жердь сверху. При этом руки должны быть прямыми. В конечном положении, в висе лежа, тело должно быть оттянуто и немного прогнуто, голова слегка наклонена назад.

Из виси лежа на нижней жерди поворот направо в сед на бедре. Из виса лежа на нижней жерди перехватить правую скрестно над левой обратным хватом. Поворачиваясь направо и нажимая приводящим движением правой руки на жердь, развести ноги врозь, сесть на правое бедро. Опуская левую руку в сторону, отвести левую ногу дальше назад, а правую согнуть в колене. Заканчивая сед, прогнуться.

Из седа на правом бедре соскок прогнувшись. Перехватить правую руку на нижнюю жердь у правого колена. Передавая вес тела на правую руку, оттолкнуться бедром о нижнюю жердь, одновременно взмахнуть левой рукой вверх - наружу. Соединить ноги, прогнуться, опираясь на прямую правую руку. Этот соскок можно выполнять с поворотом направо кругом, а также с поворотом налево кругом. В первом случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь обратным хватом у правого колена. Передавая на нее вес тела, отталкиваясь бедром и отпуская правую руку, повернуться направо кругом, соединить ноги, прогнуться. Во втором - левой рукой взяться за нижнюю жердь хватом снизу за телом у левого бедра. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, повернуться налево кругом и мягко приземлиться.

Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь (рис 8). Из виса присев энергично выпрямить ноги, оттягиваясь по направлению вниз - назад и сохраняя полное провисание в плечевых суставах. Заканчивая выпрямление ног, резко нажать прямыми руками на верхнюю жердь вперед - книзу и, оттолкнувшись ногами, выйти в упор. Правильное и последовательное выполнение всех действий обеспечивает приход в упор сверху.



Рис 8. Подъем в упор на верхнюю жердь

Обучение: а) из виса присев вис стоя согнувшись на гимнастической стенке;

б) из виса стоя согнувшись на гимнастической стенке прямыми руками притягивание к стенке (полусогнувшись) с помощью;

в) напрыгивание в упор на нижнюю жердь с помощью;

г) из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь.

Страховка и помощь. Преподаватель стоит под верхней жердью справа от занимающегося, поддерживает и помогает: левой рукой под таз, правой - под бедро спереди.

Подъем переворотом в упор на нижней жерди. Из виса стоя на согнутых руках отвести одну ногу назад. Затем махом ею вперед - вверх и толчком другой ноги, не разгибая рук, соединить ноги, энергично направляя их вверх - назад через жердь, и опустить верхней частью бедер на жердь сверху. Напрягая мышцы передней поверхности ног и выпрямляя руки, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и спине (не опуская ног), выйти в упор, поднять голову, прогнуться.

Обучениеа) из упора на нижней жерди или низкой перекладине опускание туловища вперед. Затем, разгибаясь и выпрямляя руки, упор;

б) махом одной и толчком другой вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ногами о верхнюю жердь и затем махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (с помощью);

в) махом одной и толчком другой подъем переворотом.

Страховка и помощь. Преподаватель стоит слева - спереди и помогает: левой рукой за ноги, правой - под спину и при выходе в упор левой рукой под плечо, правой - снизу под ноги.

Из виса присев на нижней жерди подъем переворотом в упор на верхнюю жердь(рис 9). Из виса присев на правой, сгибая руки, отвести левую ногу назад. Махом правой и толчком левой, продолжая сгибать руки, соединить ноги, энергично направляя их вверх - назад через верхнюю жердь. Сгибаясь в тазобедренных суставах, опустить ноги верхней частью бедер на жердь сверху.

Рис 9. Подъем переворотом в упор на верхнюю жердь.


Из седа на бедре на нижней жерди соскок углом назад. Из седа на правом бедре махом вперед выполнить сед углом, одновременно левой рукой взяться обратным хватом за нижнюю жердь под бедром. Поворачиваясь направо кругом, активно закручивая левой рукой, перемахнуть через нижнюю жердь. Оттолкнуться правой рукой о верхнюю жердь, опираясь на левую руку, полностью разогнуться в тазобедренных суставах, прогнуться. Приземлиться мягко в полуприсед левым боком к брусьям. При выполнении соскока с поворотом кругом необходимо, перемахивая ногами, перехватить правую сверху на нижнюю жердь и, отталкиваясь левой, повернуться налево кругом.

Страховка и помощь. Преподаватель стоит слева и помогает: левой рукой под таз, правой - за правое плечо и по мере поворота двумя руками за туловище (талию).

Упражнения на бревне

Упражнения на бревне представляют одну из разновидностей упражнений в равновесии, наиболее эффективно и разносторонне воздействующих на функцию равновесия человека. Они весьма разнообразны по содержанию и форме и различны по сложности и трудности выполнения. Это позволяет использовать их не только для подготовки гимнасток, но и в уроках основной гимнастики в школах, средних и высших учебных заведениях и во многих других звеньях системы физического воспитания молодежи.

Занятия на бревне, оказывая положительное влияние на физическое развитие и совершенствование двигательных возможностей занимающихся, способствуют формированию правильной осанки, улучшают ориентировку в пространстве, воспитывают решительность и смелость.

В зависимости от кинематической формы все элементы на бревне можно подразделить на четыре большие группы: равновесия и всевозможные стойки, повороты на одной и двух ногах (или руках), передвижения разными способами и акробатические элементы. Основные упражнения, выполняемые на бревне, следующие:

Вскоки.Вскоки выполняются на любую часть бревна с места, с прямого или косого разбега толчком о мостик одной или двумя ногами, с опорой руками или без нее.

Вскоки в упор.С места или с прямого разбега, отталкиваясь ногами, упор - опираясь сбоку на бревно правой ступней, поворот налево в упор на левом колене (в полушпагат, в упор присев на левой) - выпрямляясь, руки в стороны, правую вперед и встать на ней (или махом правой назад упор присев и встать).

То же с перемахом правой и поворотом налево в упор ноги врозь-перехват назад и сед углом - сгибая правую, встать на ней, левую назад на носок, левую руку вверх, правую в сторону (или перемахом назад ноги врозь упор лежа - толчком ног упор присев).

Страховка. При выполнении вскоков страховать с противоположной стороны бревна, поддерживая при опоре за плечи обеих рук и при вставании - сбоку - сзади.

Вскок в упор присев. Напрыгнув на мостик с двух-трех шагов разбега, поставить руки на бревно. Отталкиваясь ногами и сильно подавая плечи вперед, поднять таз и согнуть ноги, подтягивая колени к груди. Вскочив на бревно, держаться руками, не уводя плечи назад.

Обучение. а) на полу: из упора лежа упор присев; то же, руки на гимнастической скамейке и вскок на нее;

б) вскок в упор присев на коня с ручками, толчком о мостик; то же на коня без ручек;

в) вскок в упор присев на бревне с помощью преподавателя.

Страховка. Поддерживать одной рукой за плечо, другой под бедро, стоя сбоку у мостика.

Вскок в упор ноги врозь правой.После толчка с места или разбега поднять таз и, сгибая правую, быстро разогнуть ее вперед. Затем опустить ее вниз и прогнуться.

Обучение: а) вскок на коня с ручками и перемах, согнув правую;

б) вскок на бревно в упор присев на правой, левую назад;

в) перемах, согнув правую, через гимнастическую палку;

г) на нижней жерди: перемах, согнув правую;

д) вскок на бревно в упор с перемахом, согнув правую.

Страховка. Стоять справа, поддерживая правой рукой за плечо, левой - под бедро.

Вскок в упор присев исполняется так же, как с прямого разбега.

Обучение: а) вскок в сед на бедре и в упор на одном колене толчком двух ног с косого разбега на коня без ручек;

б) то же на бревно;

в) вскок в упор присев на коня без ручек;

г) то же на бревно.

Страховка. Со стороны мостика поддерживать рукой за плечо, другой - под бедро согнутой ноги сзади.

В занятиях основной гимнастикой и в работе с начинающими используются наиболее легкие упражнения, такие, как стойки на полупальцах на одной и двух ногах, стойки и упоры на одном и двух коленях, полушпагат, стойки на лопатках в вертикальном и наклонном положениях, приседы на одной ноге, равновесия лежа на груди и спине, стойки на одной ноге с различным положением рук, то же с захватом за колено и носок.




Рис 13. Упражнения на бревне.


Обязательной частью любого упражнения на бревне являются повороты. Они выполняются в стойках на одной и двух ногах, прямых и согнутых, а также в смешанных и простых упорах.

Поворот кругом на двух ногах. Выпрямляясь, встать на носки и, напрягая мышцы ног и туловища, сделать поворот, опуститься на полную стопу. Голова и туловище должны сохранять вертикальное положение.

Поворот кругом в приседе. Техника выполнения аналогична описанному.

Поворот кругом на двух ногах, приседая и вставая. В первой половине поворота присесть, во второй встать. Изучать следует после освоения первых двух поворотов.

Ходьба. К разновидностям ходьбы относятся: обычный шаг, с носка и на носках; приставной и переменный шаг (вперед, назад, в стороны); ходьба, сгибая поочередно ногу вперед, с одновременным наклоном головы; то же с высоким подниманием ноги вперед.


Опорные прыжки

Наиболее сложными упражнениями в разделе «Гимнастика» являются опорные прыжки. Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. Благодаря своему разнообразию и специфичности опорные прыжки вызывают у учащихся большой интерес и эмоциональный подъем.

Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания. Прыжковые движения выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений, требующих хорошей координации двигательного аппарата.

Но к сожалению, многие учителя из-за боязни травм и неумения выполнять страховку исключают прыжки из своего рабочего плана. Эффективность обучения опорным прыжкам зависит от умения учителя целенаправленно подбирать специальные и подготовительные упражнения, способствующих постепенному освоению учащимися опорных прыжков. Многие из этих упражнений выполняют фронтальным, групповым и поточным способами, что в значительной мере повышает плотность урока, качество и скорость овладения прыжками, а также игровой метод организации учащихся на уроке.

Прыжковые упражнения делятся на простые и опорные. В первую группу входят : прыжки на месте на двух и одной ноге с различными движениями рук, хлопками, с поворотом; прыжки в высоту и длину; прыжки с высоты, прыжки в “окно”; прыжки с короткой и длинной скакалкой т.п. Ко второй группе относятся прыжки с опорой о снаряд руками /через козла, коня, плинт/.

Учебный материал рекомендуется осваивать небольшими частями, в строгой последовательности /начиная с самых простых и легких упражнений/. Постепенное освоение этих упражнений позволит овладеть учебным материалом программы и решить поставленные задачи. Обучение опорным прыжкам осуществляется методом решения частных двигательных задач и методом программированного обучения.

Методика освоения опорных прыжков.

В комплексной программе представлены в основном сравнительно несложные опорные прыжки, имеющие определенный интерес как упражнения прикладного характера /прыжок боком, углом/, а также прыжки классификационной программы по спортивной гимнастике категории “Б” /прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь/.


Для облегчения анализа и изучения основ техники в опорных прыжках различают следующие фазы:

  • РАЗБЕГ

  • НАСКОК НА МОСТИК

  • ТОЛЧОК НОГАМИ

  • ПОЛЕТ ДО ТОЛЧКА РУКАМИ

  • ТОЛЧОК РУКАМИ

  • ПОЛЕТ ПОСЛЕ ТОЛЧКА РУКАМИ

  • ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Первоначальному обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная подготовка, во время которой развиваются физические качества, необходимые для успешного опорным прыжкам и формируются отдельные навыки.

При освоении опорных прыжков вначале рекомендуется:

  • обучить устойчивому приземлению

  • обучить технике разбега

  • обучить наскоку на мостик

  • обучить толчку ногами о мостик

  • обучить технике полета до толчка руками

Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, самортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.


Последовательность обучения

  1. Повторить упражнения на умение приземляться (материал 1-4 класса).

  2. Принять правильное положение приземляться и фиксировать 5 сек.

  3. Прыжок вверх на месте в полуприсед на носки с быстрым переходом на всю стопу в позу приземления.

  4. Прыжок с поворотом на 90°, 180° с правильным приземлением.

  5. Прыжок с гимнастической скамейки с различными положениями ног /ноги врозь, согнув ноги/.


 



Разбег

Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков требуется большая длина и скорость, чем для боковых прыжков. Длина разбега обычно не превышает 8-12 метров, для выполнения прыжков с бокового разбега 5-6 метров. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.

Последовательность обучения.



  1. В выпаде вперед правой /левой/ ногой, прыжки со сменой ног, руки свободно опущены.

  2. Стоя у гимнастической стенки правая нога на носке на рейке на уровне таза, подскоки со сменой ног.

  3. Бег с ускорением.

  4. Бег по отметкам по прямой . Отметки (линии или круги, начерченные мелом )

  5. Бег через предметы (набивные мячи, покрышки от б\б мячей).

Наскок на мостик

Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги. При наскоке на мостик ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед, опережая движения туловища и обеспечивая тем самым «стопорящий» наскок на мостик. Напрыгивать на мостик надо почти на прямые ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки в момент наскока находятся несколько впереди от вертикали.

При толчке с мостика ноги ставятся на переднюю часть стопы, параллельно, в 12-15 см. от дальнего края мостика. Эффективность толчка ногами во многом зависит от работы рук (энергичный взмах руками). Активный наскок на мостик уменьшает время отталкивания и позволяет в большей мере использовать упругие свойства мостика.

Самая грубая ошибка – пассивное ожидание момента приземления на мостик и, как следствие, запоздалые и неправильные действия ученика при выполнении толчка с мостика :

  • низкая траектория полета

  • возможность удара о снаряд.

  • «завал» плеч вперёд.

 



Последовательность обучения.


Ходьба перекатом с пятки на носок, высоко поднимаясь на носки.

  1. Прыжки на месте с опорой руками о рейку гимнастической лестницы.

  2. Подскоки на месте на одной ноге, положив другую ногу, вытянутую вперед, пяткой на опору повыше.

  3. Стоя на месте, имитация взмаха руками, поднимаясь на носки прямых ног в момент взмаха.

  4. Прыжки на носках на месте и с небольшим продвижением вперед с одновременными , короткими и энергичными взмахами рук (через невысокие препятствия). Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Обращать внимание на отталкивание только стопой и минимальное сгибание ноги в коленном суставе.

  5. Стоя ноги врозь поперек скамейки, прыжки на скамейку с прямыми ногами со взмахом рук.

  6. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе ноги и в темпе прыжок вверх; то же с двух, трех шагов разбега.

  7. С гимнастической лестницы (скамейки) соскок и в темпе прыжок вверх.

  8. С высоты /тумбы/ соскок на мостик и в темпе прыжок вверх.

  9. С небольшого разбега напрыгнуть на мостик и приземлится на горку матов (прыжок прогнувшись, прыжок ноги врозь, прыжок согнув ноги, с поворотом на 90°, на 180°, на 360°.

  10. С небольшого разбега напрыгнуть и в полете на мостик и достать головой предмет подвешенный над матом (шарик).

Отталкивание руками

Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.

Руки ставятся на снаряд впереди туловища под тупым углом к плоскости снаряда. Благодаря этому создаются хорошие условия для увеличения высоты полета после отталкивания. Толчок выполняется навстречу движения тела (как бы от себя) за счет разгибания рук в плечевых и локтевых и сгибания в лучезапястных суставах. Толчок руками должен быть энергичным и коротким.



Последовательность обучения.


Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке (8 – 10 раз).

  1. Стоя на расстоянии от стены , упасть прямым телом на стенку , быстро оттолкнуться руками и возвратиться в исходное положение (заканчивать отталкивание кистью).

  2. Отталкивание от стены выполнить после прыжка на месте ноги вместе, во время безопорной фазы (в воздухе).

  3. Во время отталкивания от стены , ноги развести , а во время приземления свести.

  4. В упоре лежа на полу (тело прогнуто), толчки двумя руками с хлопками, Отталкиваться руками за счет выпрямления тела и поднимания спины.

  5. В упоре лежа на полу толчок руками и ногами одновременно.

  6. Из упора лежа на полу , руки перед линией (гимнастической палкой) , толчком руками перейти в упор лежа за линию (палку) и возвратиться в исходное положение.

Опорные прыжки.

Прыжок согнув ноги; вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100см).

Оттолкнувшись обеими ногами от мостика, опереться руками о снаряд и вскочить в упор присев. Быстро выпрямиться и выполнить соскок прогнувшись вперед - вверх с мягким и устойчивым приземлением, руки вверх - наружу.




Последовательность обучения.

Из упора лежа на полу, толчком ног прийти в положение упор присев и прыжок вверх прогнувшись.

  1. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке (покрытой гимнастическим матом) ноги на полу, толчком ног упор присев и соскок прогнувшись.

  2. Из упора стоя на мостике перед козлом (конем) ; 2-3 прыжка на месте, поднимая высоко спину, вскок в упор присев и соскок прогнувшись.

  3. С небольшого разбега вскок в упор стоя на коленях, произвольным способом перейти в положение упор присев и соскок прогнувшись.

  4. С небольшого разбега вскок в упор присев и соскок прогнувшись с помощью и самостоятельно.

Типичные ошибки

  • Недостаточно активно поднимается спина в первой половине вскока.

  • Задержка в упоре присев.

  • Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согнутые в коленях ноги

Страховка

Стоя с боку и впереди снаряда, в момент прихода в упор присев помогать одной рукой под плечо, другой под живот, при приземлении под спину и руку.

Опорный прыжок ноги врозь

Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота100-110 см).

Одновременно с толчком ногами выполнить мах руками вперед-вверх, потянуться к месту их постановки. В это время тело занимает положение, близкое к горизонтальному. Одновременно с постановкой рук поднять таз, согнуться в тазобедренных суставах и развести ноги врозь-пошире, быстро оттолкнувшись, поднять плечевой пояс вверх, прогнуться, соединить ноги, мягко и устойчиво приземлиться в полуприсед, руки вверх - наружу.

В начале обучения целесообразно ставить мостик на расстоянии 30-40см от козла. При выполнении этого прыжка основной недостаток у учащихся – слабое отталкивание руками. Поэтому при обучении необходимо давать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса.

Последовательность обучения

В упоре лежа передвижения вперед , назад, вправо, влево.

  1. Передвижения на руках , партнер держит ноги (тачка).

  2. Из упора лежа толчком ног принять положение упор стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед.

  3. Из упора лежа, одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед.

  4. Из упора лежа, толчком ног развести их и принять упор стоя согнувшись ноги врозь, выпрямляясь, выполнить прыжок вверх и приземлиться.

  5. Прыжки на мостике, опираясь о козла, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, с разведением ног. Следить, чтобы в момент разведения ног , таз поднимался до уровня плеч.

  6. С гимнастической скамейки прыжок ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием туловища.

  7. Прыжок ноги врозь через козла в ширину со страховкой.

Типичные ошибки

  • Продолжительная опора руками и толчок под себя.

  • Нет разгибания в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.

  • Разгибание туловища выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся назад, что может привести к заваливанию плеч назад.

Страховка

Стоя лицом к прыгающему, поддерживать его за руку выше локтя

Опорный прыжок согнув ноги

Мальчики – осваивают прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см).

Одновременно с отталкиванием ногами выполнить мах руками вперед – вверх, потянуться к месту их постановки. В это время тело занимает положение близкое к горизонтальному. Одновременно с постановкой рук на опору поднять таз, согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. До прохождения коленями вертикали быстро оттолкнуться руками, поднять плечевой пояс, прогнуться, мягко и устойчиво приземлиться в стойку, руки вверх – наружу.

Последовательность обучения

Из упора лежа на полу, толчком ног упор присев и снова упор лежа.

  1. Из упора лежа на полу, толчком ног в полуприсед, руки вперед.

  2. Прыжки на двух ногах высоко поднимая колени ( в группировке).

  3. Из упора лежа на полу, толчком ног упор присев и разгибаясь , прыжок вверх - вперед.

  4. Из упора лежа на гимнастической скамейке (покрытой гимнастическим матом), ноги на полу, толчком ног прийти в положение упор присев и соскок прогнувшись.

  5. Повторить прыжок 5 класса (вскок в упор присев).

  6. Прыжок согнув ноги через козла в ширину, со страховкой.





Типичные ошибки

  • Задержка рук на снаряде.

  • Нет разгибания туловища после толчка руками.

  • Разгибание туловища выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз – назад.

Страховка

Стоять спереди сбоку от места приземления, поддерживая двумя руками за плечо.

Опорный прыжок согнув ноги.

Мальчики – осваивают прыжок согнув ноги(козел в длину, высота 110-115см).

Девочки – осваивают прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110см).

Одновременно с отталкиванием ногами опереться о тело коня и , поднимая согнутое в тазобедренных суставах тело, послать его вверх – в сторону прыжка, оттолкнуться рукой(при прыжке правым боком – провой), поднять её в сторону, перенести массу тела на левую руку, выпрямиться в горизонтальное положение над плоскостью коня, оттолкнуться левой рукой, повернуться налево и приземлиться левым боком к коню.

Прыжок боком с поворотом на 90°.

Небольшой разбег (8 – 10м). Мостик ставится рядом с конем.

Последовательность обучения

  1. Упор лежа на полу, поворотом вправо (влево), принять положение упор лежа на одной руке.

  2. Из упора лежа сзади, разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, принять положение упор лежа боком на одной руке (другая в сторону), продолжая поворот, прийти в положение упор лежа.

  3. Из упора лежа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, принять положение упор лежа боком на одной руке (другая в сторону), продолжая поворот, прийти в положение упор лежа.

  4. Из упора лежа на полу, толчком ног вправо (влево), принять положение упор лежа на одной руке (другая в сторону).

  5. Из упора лежа руки на гимнастической скамейке (покрытой гимнастическим матом), толчком ног принять положение упор лежа боком на гимнастической скамейке (ноги на скамейке).

  6. Из упора стоя на мостике перед конем, 2 – 3 прыжка на мостике и толчком ног принять положение упор лежа боком на коне (обе руки на коне) и соскок с поворотом (боком к коню).

  7. С небольшого разбега, прыжок боком через коня в ширину с поворотом на 90° со страховкой. Для совершенствования прыжка можно положить на край коня набивной мяч.

Типичные ошибки

    • Уход в сторону от опорной руки.

    • Низкое положение таза и ног над снарядом.

    • Сгибание туловища во время поворота


Страховка

Стоя со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, под туловище.

Прыжок «согнув ноги» через козла в длину.

Техника прыжка согнув ноги, подводящие упражнения и последовательность их обучения аналогичны вышеописанным. Смотри материал 7 класса

Опорный прыжок через коня ноги врозь в длину.

Юноши – осваивают прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115 – 120 см (10 кл.) и 120 – 125 см (11 кл.).

Девушки – прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота110 см).

Юноши - прыжок ноги врозь через коня в длину.

Наскок на мостик производить на носки почти прямых ног. В момент касания мостика руки находятся внизу. Толчок ногами и мах руками вперед – вверх заканчивать одновременно. После отталкивания следует мах сомкнутыми ногами назад до слегка прогнутого положения тела. Руки ставить на дальнюю часть коня под острым углом. Одновременно с началом толчка руками ноги развести врозь – пошире, таз поднять вверх. Закончив отталкивание руками, поднять плечи вверх и за счет этого прогнуться. После сведения ног и обозначения полета прогнувшись следует мягкое и устойчивое приземление в стойку, руки вверх – наружу.


Последовательность обучения:

  1. Прыжок ноги врозь через козла в ширину, постепенно увеличивая расстояние от мостика до козла.

  2. Прыжок ноги врозь через козла в длину.

  3. То же, но отодвигая мостик от козла на расстояние до 1 м.

  4. Прыжок ноги врозь через коня в длину с страховкой.

Очень часто учащиеся боятся , что не сумеют преодолеть дальнюю часть коня после толчка руками, ударятся о него и упадут. В целях устранения данного психологического барьера можно использовать следующие задания:


  1. Из положения сидя на коленях, из приседа, из полуприседа на передней части коня, соскок ноги врозь с дальней части коня. Сначала руки надо ставить на самый край.

  1. С 1 – 2 шагов разбега напрыгнуть на коня в упор ноги врозь (обязательно жесткий упор на совершенно прямые и напряженные руки) , чуть задержавшись в упоре, мягко перейти в сед ноги врозь.

  2. Постепенно увеличивая длину разбега, напрыгнуть в упор ноги врозь, ставя руки вседальше, довести расстояние до 20 – 25 см от дальнего края коня.

После уверенного выполнения этих упражнений можно перейти к прыжку через коня в длину ноги врозь полностью.

Типичные ошибки:

  1. Сравнительно низкий замах ногами (после толчка о мостик ноги не поднимаются выше тела коня).

  2. Толчок руками под себя (вместо стопорящего толчка).

  3. Нет разгибания тела в тазобедренных суставах в полете после толчка руками.

  4. Разгибание в тазобедренных суставах выполняется только за счет поднимания плеч, а ноги продолжают движение вперед, что приводит к заваливанию плеч назад в момент приземления.

  5. Близкое приземление к коню (менее 1,5 м)

Страховка

Стоя сбоку у места приземления, держать руку выше локтя, другой рукой поддерживать под грудь. Страховку осуществляет сам учитель.

Девушки – прыжок углом с разбега под углом, толчком одной ногой махом другой.

Для выполнения прыжка углом вправо необходимо набежать левой ногой на мостик, выполнить мах правой ногой вверх – вправо, толкнуться левой ногой, опереться правой рукой справа о ближнюю часть коня, присоединить левую ногу над конем к правой, левую руку подставить в упор сзади(в этот момент тело над конем занимает положение упора углом), толкнуться правой рукой и выпрямиться вперед – вправо, толкнуться левой рукой и приземлиться.

Мостик ставится сбоку от коня у ближнего края под небольшим углом (почти параллельно).

Последовательность обучения:



  1. Прыжок способом «перешагивание» через гимнастическую скамейку.

  2. Стоя боком у гимнастической лестнице, прыжок вверх махом одной ногой толчком другой.

  3. То же стоя на мостике с опорой одной рукой о коня.

  4. Из седа на коне на правом (левом) бедре, опереться руками сзади и, делая взмах ногами вперед – вправо (влево), соскочить со снаряда и приземлиться левым (правым) боком к коню.

  5. Из седа ноги врозь поперек коня, опереться руками сзади о тело коня и взмахом ног соскок углом вправо (влево), приземлиться левым (правым) боком к коню.

  6. Из стойки на мостике правым (левым) боком к коню, махом правой (левой) и толчком левой (правой) принять положение упор сидя сзади на коне, и, опуская ноги вправо, соскочить, приземляясь левым (правым) боком к коню.

  7. С небольшого разбега прыжок углом со страховкой . Для совершенствования прыжка можно положить на дальний край коня набивной мяч.

Типичные ошибки:

    • Ноги над снарядом не соединяются.

    • Слишком низкое положение таза над конем.

    • Руки на опору ставятся не параллельно.

Страховка

Стоя у места приземления боком к снаряду, одной рукой держать за плечо, другой за пояс или под спину.
















Использованные интернет ресурсы:

  1. Obg-fizkultura.ru

2. Studopedia.ru

  1. Botan.cc prepod/fizkultura/ogt 22205 html

  2. Uz.denementr.com

  3. Multiurok.ru

  4. Mybiblioteka.su




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!