СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Танцевальная терапия в школьном возрасте»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Танцевальная терапия в школьном возрасте»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Танцевальная терапия в школьном возрасте»»











































Методические рекомендации

«Танцевальная терапия

в школьном возрасте»











Мышечная радость – движение


Цель данных упражнений - освободить  тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.

















Упражнение «Дирижер»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Облака».

Слова: С. Козлов.

Музыка: В. Шаинский (в современной обработке);

Музыкальное сопровождение:

Название: «От улыбки станет всем светлей». Слова: Г.Гладков.

Музыка: В. Шаинский)



Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.







Упражнение «Куклы»

Музыкальное сопровождение:

Название: Танцы кукол.

Музыка: Д. Шостакович



При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.

Упражнение «Цветочек»

Музыкальное сопровождение:

Название: Бал цветов

Слова: А. Емельянов

Музыка: Е. Королева


Потянутся вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (“цветок встречает солнышко”). Затем последовательно уронить кисти (“спряталось солнышко, головка цветочка поникла”), согнуть руки в локтях (“стебелек сломался”), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени (“завял цветочек”).

 







Упражнение

«Волшебный сад»


Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) "оживляет" цветы "волшебной палочкой". Цветы "распускаются", качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и "волшебником" - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы "цветы" должны снова закрыться в бутоны.









Упражнение «Огонь–лед»

Музыкальное сопровождение:

Музыка: Faudel - Mundial Corrida

Упражнение основано на попеременном напряжении и расслаблении всего тела. Ведущий попеременно (примерно через минуту) даёт команды «огонь», «лед». По команде «огонь» начните интенсивно двигаться всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выберите по вашему желанию. По команде «лед» застыньте в позе, в которой застигла вас команда, напрягите до предела все тело. Команды чередуются через произвольное время.

 







Упражнение «Путешествие в изумрудный город»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Песенка Элли и ее друзей».

Музыка: И. Ефремов


Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами. При малейшем движении бубенцы звенят.

Детей просят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплошным звоном (бег) и т.д. упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других ударных инструментов, а может и без музыкального сопровождения, для того чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов – получается ли у них красивая ритмичная музыка?

Упражнение «Чудесные бубенцы»

Музыкальное сопровождение:

Название: Весенняя песня

Музыка: Ф.Мендельсон


На голове у детей шапочки или ободки с бубенчиками, которые звенят при малейшем движении. Это позволяет в игровой форме осуществлять контроль над собственным телом.

Задание 1. Пройти так, чтобы не зазвенеть: обычным шагом, на пятках, задним ходом, боком, на корточках.

Задание 2. Станцуй так, чтобы не зазвенеть.

Задание 3. Двигаться как любое понравившееся животное, но так, чтобы не звенеть.









Эмоциональная регуляция



Задача данных упражнений - сформировать и развить в каждом  ребенке индивидуальность посредством выразительности танца, снять эмоциональное напряжение, научить выражать определенные эмоции через танцевальные упражнения.











Упражнение

«Танцуем эмоции»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Песенка Красной Шапочки»

Музыка: А. Рыбников


Попробуйте выразить определенные эмоции в виде танца под музыку. Представьте себе, например, радость…какими будут ваши движения, что вы будете танцевать. Возможно употребление «легенды», т.е. определенного рассказа в начале музыки, располагающего к определенным ощущениям или моделирующего ситуацию переживания той или иной эмоции.

* Проще танцевать с закрытыми глазами.

* Нужно обсудить, понравился ли участникам их танец, хотели ли они что-то сделать по-другому, удалось ли им и т.п., что они пережили, подумали, хватило ли возможностей тела для этого «выражения».

 

Упражнение «Разрывание бумаги»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Чунга-Чанга»

Музыка: В. Шаинский


Дети разрывают бумагу, а затем подбрасывают ее в воздух, обсыпают друг друга, прыгают, танцуют. Соответствующая музыка делает их эмоции более радостными и яркими.

 











Упражнение «Живые башмачки»


Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.

Детей просят продемонстрировать, как стучат башмачки грустного человека, веселого и т.д.

 













Упражнение «Свободный танец»


Это упражнение на свободное выражение эмоций.

Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т.д.














Упражнение «Падение»

Музыкальное сопровождение:

Музыка: активизирующий фон.


Дети падают на маты. Необходимо упасть на мат каким-либо определенным образом. Пространство падения строго ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке – медленно, с подскоком, весело и т.д.












Упражнение «Крылья»

Музыкальное сопровождение:

Название: Жаворонок.

Музыка: М.Глинка


Детям предлагается представить, что у них выросли крылья. Под музыку дети свободно «летают» по залу, выражая свои эмоции и чувства.














Упражнение «Бабочка»

Музыкальное сопровождение:

Название: Бабочки.

Музыка: Ф.Куперен


Дети должны представить  себя красивой бабочкой, порхающей с цветка на цветок. «Летний день, солнце, а вы — бездумно, легко и свободно перелетаете, помахивая крылышками».

 












Упражнение «Пчела»

Музыкальное сопровождение:

Название: Полет шмеля

Музыка: Н.А. Римский-Корсаков


Дети представляют себя маленькой жужжащей пчелой, перелетающей с цветка на цветок и терпеливо собирающей цветочную пыльцу. Нужно представить, какая пчела терпеливая и трудолюбивая!

 












Упражнение «Паровоз»


Паровоз двигается в соответствии с изменением ритма и динамики ударных инструментов, которые сопровождают движения детей. Используются барабан, пластмассовая бутылка, бубен. Дети идут громко – тихо, быстро – медленно. Если дети начинают двигаться не в соответствии со звуковым сопровождением, то «семафор» показывает им красный цвет, если правильно – то зеленый цвет (зеленый и красные картонные круги).





















Радость общения



Цель данных упражнений – развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, снятие барьеров в общении между детьми и взрослыми; повышение групповой сплоченности.








Упражнение «Ведущий и ведомые»


Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные — ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым.

 







Упражнение «Марионетки»

Музыкальное сопровождение:

Название: Кукольный Кэк-уок

Музыка: К.Дебюсси


Дети образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".

В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у каждого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон".

 

Упражнение «Танец-хоровод»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Ивушка плакучая».

Музыка: К. Дерр


Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка и участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.












Упражнение «Бабочка и ветерок»

Музыкальное сопровождение:

Название: Бабочки

Музыка: Ф.Куперен


Дети встают по парам. Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).




Упражнение  «Музыка ног»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Валенки».

Музыка: Народная


Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.

Каждой паре детей предлагается придумать диалог башмачков.

 












Упражнение «Танец с платками»

Музыкальное сопровождение:

Название: Летняя ночь в Мадриде

Музыка: М. Глинка

Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего.

 

Упражнение "Путаница"

Музыкальное сопровождение:

Название: Музыка из балета «Щелкунчик», «Вальс снежинок».

Музыка: П. Чайковский


Дети встают в круг, держась за руки и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно "распутаться".























Творческое воображение


Задача данных упражнений – посредством методов танцетерапии развивать творческое воображение младших школьников.











Упражнение «Герои мультфильмов»


Движение в характере и темпе музыки. Движения в образах любимых героев мультфильмов - лисы, зайца, волка, Чебурашки, крокодила Гены, Буратино, Мальвина, кот Леопольд и мыши, львенок и черепаха.

 












Упражнение «Времена года»

Музыкальное сопровождение:

Название: Альбом «Времена года»

Музыка: А. Вивальди



Танцевальная импровизация на классическую музыку, заданную руководителем. Изобразить в этюдах тему “времена года”. Зима: падают снежинки, заснеженный лес. Весна: капель, распускаются листья Лето: бабочки, стрекозы, кузнечик. Осень: кружатся осенние листья, дождь.

 







Упражнение «Тропинка»


В начале игры задается эмоционально-образная ситуация: "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдет назад и передаст роль ведущего следующему за ним".

В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку.

Упражнение «Спонтанное движение под музыку»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Вальс цветов»

Музыка: П. Чайковский


Дети танцуют и двигаются под музыку, Для этого хорошо использовать цветные шифоновые шарфы. Дети, двигаясь, импровизируют с тканью. Ассоциации, вызванные музыкой, свободно выражаются в движении.

 








Упражнение «Цирк»

Музыкальное сопровождение:

Название: Музыка в цирке

Музыка: В.М. Савина



Передать веселое настроение музыки. Музыка по выбору руководителя. Массовая импровизация. Ученикам предлагается изобразить цирковую лошадку, клоуна, жонглера, дрессированных собачек, канатоходцев.











Упражнение «Водоросли»

Музыкальное сопровождение:

Название: «Песня из мультфильма «В поисках Немо»)


Играющие представляют себя в гостях у Морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль "ведущей водоросли" передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди - по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его стоящим в кругу напротив.

 

 
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!