СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по физике 9 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению рабочей программы по физике 9 класс.»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Физика-9 класс

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9 классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Физика» в 9-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.


  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.


Средством формирования этих действий служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.



  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.


Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.


  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.


Предметными результатами изучения курса «Физика» в 9-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень

Учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;

  • смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.

  • смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.


2-й уровень

Учащиеся должны уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

  • объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

  • применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных законов;

  • приводить примеры практического использования физических законов;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.



Содержание учебного предмета

9 класс

( 102 часов, 3 часа в неделю)


Механическое движение тел (15 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Равноускоренное прямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Законы движения и силы. (19 ч)


Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Законы сохранения в механике. (9 ч)


Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Лабораторные работы:

1.Исследование равномерного движения без начальной скорости.

2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний.

Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом.

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.

Лабораторные работы:

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Атомы и звёзды (25ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Лабораторные работы:

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Лабораторные работы:

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.)

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной Системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Повторение курса 7 – 9 кл.(22 ч).Резерв -2 ч.




Учащиеся должны уметь:

- давать определение основных понятий относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система, внутренние силы, математический маятник, звук, магнитное поле, вихревое поле, электромагнитное поле, электромагнитные волны. альфа-, бета-, гамма- излучение, изотоп, нуклон, атомное ядро, протон, нейтрон;

- давать определение физических величин: перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота, амплитуда, период, частота, фаза, длина волны, скорость волны, магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного поля; энергия связи, дефект масс.

- объяснять сущность геоцентрической и гелиоцентрической системы мира,

- уметь объяснять происхождение Солнечной системы, строение Вселенной, эволюцию Вселенной, Физическую природу небесных тел, Солнца и звезд;

- уметь формулировать законы Ньютона, законы сохранения импульса; уравнения кинематики, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада;

- объяснять механические явления;

- решать ОЗМ для равномерного и равнопеременного прямолинейного движения;

- формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца;

- объяснять превращение энергии при колебаниях;

- пользоваться моделями темы для объяснения явлений;

- решать задачи первого уровня.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы







п/п

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

По примерной программе

По рабочей

программе

1

Механическое движение

15

15

1

2

2

Законы движения и силы

19

19

1

1

3

Законы сохранения в механике

9

9

1


4

Механические колебания и волны

10

10

1

1

5

Атомы и звёзды

25

25

1

1

6

Повторение курса 7 -9

22

22



7

Резерв времени

2

2



ИТОГО

102

102

5

5



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


/№

Наименования разделов/темы уроков


Количество часов

Дата

план.

Дата

факт.

Тема 1. Механическое движение(15 час)

1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Механическое движение. Система отсчета

1

04.09.19


2/2

Перемещение. Сложение векторов

1

05.09.19


3/3

Путь и скорость

1

06.09.19


4/4

Решение задач

1

11.09.19


5/5

Решение графических задач.

1

12.09.19


6/6

Лабораторная работа № 1 «Изучение прямолинейного равномерного движения»

1

13.09.19


7/7

Прямолинейное равноускоренное движение

1

18.09.19


8/8

Решение задач

1

19.09.19


9/9

Решение задач

1

20.09.19


10/10

Путь при прямолинейном равноускоренном движении

1

25.09.19


11/11

Лабораторная работа № 2 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения»

1

26.09.19


12/12

Решение задач

1

27.09.19


13/13

Равномерное движение по окружности

1

02.10.19


14/14

Решение задач.

1

03.10.19


15/15

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»("Кинематика материальной точки")

1

04.10.19


Законы движения и силы (19 ч.)

16/1

Закон инерции – первый закон Ньютона

1

09.10.19


17/2

Взаимодействие и силы в механике

1

10.10.19


18/3

Взаимодействие и силы в механике

1

11.10.19


19/4

Лабораторная работа №3«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

1

16.10.19.


20/5

Решение задач по теме " Силы упругости."

1

17.10.19


21/6

Второй закон Ньютона

1

18.10.19


22/7

Решение задач по теме "Силы".

1

23.10.19.


23/8

Третий закон Ньютона

1

24.10.19


24/9

Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорение. Невесомость

1

25.10.19.


25/10

Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорение. Невесомость

1

06.11.19


26/11

Закон всемирного тяготения

1

07.11.19


27/12

Решение задач

1

08.11.19


28/13

Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей

1

13.11.19


29/14

Силы трения

1

14.11.19


30/15

Лабораторная работа "Измерение коэффициента трения скольжения".

1

15.11.19


31/16

Решение задач по теме "Динамика"

1

20.11.19


32/17

Решение задач по теме "Динамика"

1

21.11.19


33/18

Решение задач по теме "Динамика"

1

22.11.19


34/19

Контрольная работа №2 по теме "Основы динамики.»

1

27.11.19


Законы сохранения в механике(9ч.)

35/1

Импульс. Закон сохранения импульса

1

28.11.19


36/2

Реактивное движение

1

29.11.19


37/3

Механическая работа. Мощность.

1

04.12.19


38/4

Механическая работа. Мощность.

1

05.12.19


39/5

Решение задач по теме" Механическая работа.Мощность."

1

06.12.19


40/6

Энергия. Закон сохранения энергии.

1

11.12.19


41/7

Решение задач по теме" Законы сохранения"

1

12.12.19


42/8

Решение задач по теме" Законы сохранения".

1

13.12.19


43/9

Контрольная работа №3по теме" Законы сохранения в механике."

1

18.12.19


Механические колебания и волны (10ч.)

44/1

Механические колебания

1

19.12.19


45/2

Механические колебания

1

20.12.19


46/3

Решение задач по теме "Механические колебания".

1

21.12.19


47/4

Лабораторная работа «Изучение колебаний пружинного маятника»

1

26.12.19.


48/5

Механические волны.

1

27.12.19


49/6

Механические волны.

1

15.01.20г.


50/7

Звук

1

16.01.


51/8

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

17.01


52/9

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»

1

22.01.


53/10

Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны. Звук»

1

23.01.


Тема 5. Атомы и звёзды (25ч.)



54/1

5.1 Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома (1-й из 1 ч.)

1

24.01.


55/2

5.2 Спектры излучения и поглощения (1-й из 1 ч.)


29.01.


56/3

5.3 Лабораторная работа № 9 «Наблюдение линейчатых спектров излучения» (1-й из 1 ч.)

1

30.01.


57/4

5.4 Строение атомного ядра (1-й из 1 ч.)

1

31.01.


58/5

5.5 Радиоактивность (1-й из 2 ч.)

1

05.02.


59/6

5.5 Радиоактивность (2-й из 2 ч.)

1

06.02.


60/7

5.6 Изотопы (1-й из 1 ч.)

1

07.02.


61/8

5.7 Решение задач по теме «Радиоактивность» (1-й из 2 ч.)

1

12.02.


62/9

5.7 Решение задач по теме «Радиоактивность» (2-й из 2 ч.)

1

13.02.


63/10

5.6 Изотопы (1-й из 1 ч.)

1

14.02.


64/11

5.7 Решение задач по теме «Радиоактивность» (1-й из 2 ч.)

1

19.02.


65/12

5.7 Решение задач по теме «Радиоактивность» (2-й из 2 ч.)

1

20.02.


66/13

5.8 Ядерные реакции (1-й из 1 ч.)

1

21.02.


67/14

5.9 Энергия связи ядра. (1-й из 1 ч.)

1

26.02.


68/15

5.10 Решение задач по теме «Ядерные реакции» (1-й из 1 ч.)

1

27.02.


69/3

5.11 Ядерная энергетика (1-й из 2 ч.)


28.02.



5.11 Ядерная энергетика (2-й из 2 ч.)





5.12 Экспериментальные методы исследования частиц. (1-й из 1 ч.)





5.13 Влияние радиации на живые организмы (1-й из 1 ч.)





5.14 Управляемый термоядерный синтез (1-й из 1 ч.)





5.15 Планеты (1-й из 2 ч.)





5.15 Планеты (2-й из 2 ч.)





5.16 Малые тела Солнечной системы (1-й из 1 ч.)





5.17 Звезды (1-й из 1 ч.)





5.18 Галактики (1-й из 1 ч.)





5.19 Контрольная работа по теме " Атомы и звёзды"1 (1-й из 1 ч.)





5.20 Решение качественных задач по теме"Атомы и звёзды" (1-й из 1 ч.)





5.21 Обобщение темы "Атомы и звёзды" (1-й из 1 ч.)
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!