СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по решению педагогических ситуаций НОО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение педагогических ситуаций, которые могут возникнуть в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению педагогических ситуаций НОО»





«Решение педагогической ситуации»















Выполнила:

Гришина Валерия Дмитриевна













г. о Тольятти

2019 год

Педагогическая ситуация №1

Во 2 классе один мальчик сломал другому линейку, последний пошёл рассказать об этом учителю, после чего последовала драка.

Проблема: низкий уровень сформированности нравственных качеств младших школьников

Возможные причины:

- отсутствие комплексного подхода в воспитании нравственных качеств младшего школьника

- проблемы и конфликты в семье ребёнка

- ребёнок копирует агрессивное поведение родителей

- психологическая личная травма ребёнка

Основная причина:

Отсутствие комплексного подхода в воспитании нравственных качеств младшего школьника

Теории:

  1. Теория морально-нравственного развития В. А. Сухомлинского

Главная цель педагогического процесса - всестороннее развитие личности ученика, где развитие нравственной сферы - первостепенный и системообразующий фактор.

  1. Теория нравственного воспитания И. Ф. Харламова

Придавал особое значение нравственному воспитанию через приобщение к произведениям искусства. Эффективно при включении ученика в разнообразные виды деятельности

  1. Теория личностно-ориентированного подхода Ш.А.Амонашвили
    В природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:
    - страсть к развитию;

- страсть к взрослению;

- страсть к свободе



Диагностика. Методики.

Диагностика изучения представлений детей о нравственных качествах

Цель: изучить представление детей о ценностях и понимании нравственных норм.

  • Методика  «Беседа»

Примерные вопросы для беседы: Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?; Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? и т.д.

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Детей просят привести примеры: доброго дела, злого поступка и т.д.

  • Методика «Закончи историю»

Ученикам зачитываются примеры различных жизненных ситуаций, им необходимо закончить историю так, как по их мнению должна разрешиться ситуация.

Обработка результатов:

1 балл – неправильное представление о нравственном понятии;

2 балла – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – сформировано полное и четкое представление.

Педагогическая задача:

Комплексный подход в формировании нравственных качеств младшего школьника (со стороны педагога и родителей)

Действия здесь и сейчас (конкретных действий по решению выявленной проблемы):

  • Учителю необходимо предотвратить драку и спор детей;

  • Увеличить дистанцию между детьми;

  • Выяснить причины и мотивы конфликта среди учащихся;

  • Спросить у детей, как они сами оценивают произошедшее и, как по их мнению должен разрешится конфликт.

Стратегия Маленкова Л.И.:

— четкость и конкретность в определении воспитательных задач, поиск оптимальных путей их реализации;

— осуществление преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;

— осуществление постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;

— организация совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;

—  сопоставление и анализ запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;

— организация коллективных игр

План действий:

Направлние

Формы

Тема

Цель

1.

Познавательное

Классный час

(беседа)

Кодекс чести ученика

Формировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества

2.

Ценностно-ориентированное

Игра

Права человека, правила поведения

Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе

Классный час с родителями

Я и моя семья

Формировать знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним

3.

Деятельностное

Комплекс мероприятий (фестиваль)

Толерантность

Формировать уважительное отношения к родителям, к старшим, к друзьям, одноклассникам, заботливое отношение к младшим



  1. Классный час по теме «Кодекс чести ученика»

Цель: формировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

  • Изучение кодекса чести ученика:

1. Главное: старайся жить так, чтобы рядом с тобой было хорошо

2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки (тренировка улыбки)

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения

5. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом другого. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

6. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу

7. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

  • Чтение и обсуждение нравственной сказки о бескорыстии «Осколки доброты»



  1. Классный час с родителями по теме «Я и моя семья»

Цель: формировать представления о правилах поведения в школе, дома.

  • Спросить у детей, о том, что такое семья, каковы качества и правила счастливой семьи. Дети выполняют задания с родителями. Далее предложить каждому ребёнку построить дом своей мечты (нарисовать, подписать)

  • Затем провести беседу с учениками и их родителями. Примерные вопросы:

Как вы принимаете гостей? Какие праздники вы считаете семейными?

  • Сформировать с детьми и их родителями Правила семьи:

- Помогать друг другу.

- Уважать мнение всех членов семьи.

- Стараться понять каждого и если надо простить.

- Никогда не смеяться над кем-то из родных.

- Уважать родственников и почитать родителей.

3. Игра по теме «Права человека, правила поведения»

Цель: формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе

  • Изучение прав человека:

- Каждый человек имеет право на жизнь.

- Каждый человек имеет право на свободный труд.

- Каждый гражданин имеет право на образование.

- Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.

- Гражданин России имеет право на отдых.

  • Игра «Дополни»

  • Беседа

  • Игра «Путешествие в сказку»

Каждая команда получает иллюстрацию из сказки.
Задача: определить, каким правом воспользовались герои.

  • Чтение сказки о правилах поведения


  1. Комплекс мероприятий по теме «Толерантность»

Цель: формировать уважительное отношения к родителям, к старшим, к друзьям, одноклассникам, заботливое отношение к младшим.

  • Просмотр видеоролика «Россия для всех»

  • Приветствие на разных языках

  • Упражнение «Традиции»

  • Просмотр видеоролика «Отсутствие толерантности порождает»

  • «Дерево толерантности»

Детям необходимо нарисовать или создать из подручных средств Дерево толерантности. Выписать на него свои общие правила.

  • Беседа о толерантности

  • Упражнение «Аплодисменты»

  • Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на грустный день»

















Педагогическая ситуация №2

Учащийся 1-го класса из малообеспеченной семьи, плохо пахнет, плохо одет, часто отсутствуют необходимые принадлежности, все над ним смеются, в результате ребёнок плачет и не хочет посещать школу.

Проблема: Отсутствие чувства коллективизма в младшем школьном возрасте

Возможные причины:

- отсутствие понимания морально-нравственных норм и правил поведения

- возрастные особенности младших школьников (особенно первоклассников)

Основная причина:

Отсутствие понимания морально-нравственных норм и правил поведения

Теории:

  1. Типы групп, влияющие на личность Л. И. Уманского

1. Антиколлектив

2. Диффузная группа (конгломерат)

3. Номинальная группа

4. Ассоциация

5. Кооперация

6. Автономия

7. Коллектив

  1. Стадии развития коллектива А.Н. Лутошкина

1. «песчаная россыпь»

2. «мягкая глина»

3. «мерцающий маяк»

4. «алый парус»

5. «пылающий факел»

  1. «Коллективное творческое дело» (КТД) И.П. Иванова

Социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта: формирование и сплочение классного коллектива; формирование личности школьника

Диагностика. Методики.

Диагностика сформированности детского коллектива (сплочённость).

Цель: определить сплоченность, ценностно-ориентационное единство класса

  • Методика Л.М. Фридмана «Что важнее»

Материал: карточка с 35-ью качествами.

Задание: выбрать из 35 качеств только 5, являющиеся самыми необходимыми для успешного выполнения совместной работы.

Категории:

  • отношения к учёбе

  • стиль поведения и деятельности

  • знания

  • качества ума

  • учебно-организационные умения

  • отношение к товарищам

  • отношение к себе



Педагогическая задача:

Формирование чувства коллективизма в младшем школьном возрасте

Действия здесь и сейчас (конкретных действий по решению выявленной проблемы):

  • Учителю необходимо пресечь оскорбления класса по отношению к ребёнку

  • Успокоить плачущего ученика

  • Настоять на том, чтобы весь класс попросил прощения у этого ребёнка

  • Объяснить детям, что оскорблять и унижать своих одноклассников очень подло и низко

Стратегия А.С. Макаренко

Шаги организации коллектива на первом этапе:

1) выдвижение общественно-ценной цели;

2) коллективное планирование;

3) выделение актива;

4) организация практической деятельности;

5) коллективное обсуждение проделанного.

Направление

Формы

Тема

Цель

1

Познавательное

Классный час

«Поговорим о дружбе»

Формирование у учащихся представления о том, что такое «добро», «добрый», «добрые дела»

2

Ценностно-ориентированное

Занятие-тренинг

«Класс глазами каждого»

Сплочение детского коллектива, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

3

Деятельностное

Игровое занятие

«Мастерская общения»

Содействие сплочению детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, развитие физических качеств



  1. Классный час по теме «Поговорим о дружбе»

Цель: формировать у учащихся представление о том, что такое «добро», «добрый», «добрые дела»

  • Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …»

  • В гостях у книжки. Чтение сказки «Доброе облако» А. Лопатина, М. Скребцова

  • Рисуем доброе облако

  • Подведение итогов занятия в тренинге «Спасибо»

  1. Занятие-тренинг по теме «Класс глазами каждого»

Цель: сплочение детского коллектива, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

  • упражнение «Мы похожи с тобой тем…»

  • упражнения «Цветной клубок»

  • упражнение «Пожелания»

  • рефлексия занятия (подведение итогов, выводы учеников)



  1. Игровое занятие по теме «Мастерская общения»

Цель: развитие сплочённости класса, развитие коммуникативных навыков, развитие физических качеств

  • Нарисовать рисунок по теме «Дружба» или «Наш класс» инсценировать сказку

  • Игра «Войди в круг – выйди из круга»

  • Игра «Гусеница»













Педагогическая ситуация №3

Ребёнок 1-го класса в конце 1-ой четверти не выполняет самостоятельные задания или делает их намного хуже, чем обычное списывание с доски или учебника, безразличен к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока, что ни спросишь, говорит «не знаю» или вообще молчит, отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные письменные работы выполняет нормально.

Проблема: нарушение учебной мотивации у младшего школьника

Возможные причины:

- непонимание цели учения

- нечетко сформировано чувство будущего

- отношение ученика к учителю

- личная значимость предмета

- умственное развитие ученика

- низкая самооценка ученика

- страх перед школой

- непрофессионализм учителя

Основная причина:

Непонимание цели учения

Теории:

  1. Пути развития потребностей в учении Л.И. Божович

  • Изменение положения ребёнка в системе его взаимоотношений с окружающими людьми

  • Усвоение новых форм поведения и деятельности

  • Развитие внутри каждой потребности от элементарных её форм к более сложным

  • Развитие потребностей учебной деятельности школьников.



  1. Пути воздействия на мотивацию ребенка В.Г.Асеев

  • «Сверху вниз» - ребёнку раскрываются идеалы, цели; затем они превращаются во внутренние нормы, принятые самим ребенком.

  • «Снизу вверх» - через организацию разных видов деятельности для ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка.

  1. Теории мотивации А. Маслоу

  • Внутренняя мотивация

Идёт от педагога и родителей

  • Внешняя мотивация

Идет от самого ребенка

Стимулом для учеников к учебной деятельности здесь является сам предмет познания.

Диагностика. Методики.

Диагностика мотивов учебной деятельности

Цель: выявить мотивы учебной деятельности младшего школьника методом анкетирования

  • Методика А.И. Божович, И.К. Маркова «Лесенка побуждений».

Ученику необходимо обвести те, варианты ответов, которые характеризуют его.

Зачем я учусь:

  • Учусь потому, что на уроке интересно;

  • Учусь потому, что заставляют родители;

  • Учусь потому, что хочу больше знать;

  • Учусь, чтобы потом хорошо работать;

  • Учусь, чтобы доставлять радость родителям;

  • Учусь, чтобы не отставать от товарищей;

  • Учусь, чтобы не опозорить свой класс;

  • Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.

  • Учусь, потому что нравиться учиться.

Педагогическая задача:

Развитие учебной мотивации у младшего школьника

Действия здесь и сейчас (конкретных действий по решению выявленной проблемы):

  • Успокоить ученика, пресечь его попытки сорвать урок

  • Дать индивидуальное игровое творческое задание

Если ученик продолжает себя вызывающе вести:

  • Посадить ученика одного за парту (чтобы не мешал другим)

  • Написать замечание в дневник о плохом поведении

  • Поставить отметку, соответствующую выполненной работе ученика

Стратегия Н.П. Слободяник

- Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. - Ориентировать ребёнка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

- Найти и обеспечить сферу успеха

- Игровые формы обучения, репетиторство

- Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребёнка с окружающим миром

План действий

Направление

Формы

Тема

Цель

1

Познавательное

Классный час

«Зачем мы учимся?»

Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе, формировать личностную мотивацию учебной деятельности

2

Ценностно-ориентированное

Занятие-тренинг

«Учебная деятельность и Я»

Развитие позитивного отношения к школьной жизни и моделирование своего «Я» в будущем

3

Деятельностное

Занятие-тренинг

«Создаём маршрут школьной деятельности»

Создание плана действий для достижения жизненных целей,

развитие навыков свободного выбора и осознания сильных сторон своей личности



Классный час по теме «Зачем мы учимся?»

Цель: Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе и формировать личностную мотивацию учебной деятельности

  • Беседа «Зачем я учусь?»

  • Работа над понятием «Учёба»

  • Пословицы об учении

  • Игра «Незаконченные предложения»

Занятие-тренинг по теме «Учебная деятельность и Я»

Цель: Развитие позитивного отношения к школьной жизни; моделирование своего «Я» в будущем

  • упражнение «Школьные дела» («Я доволен тем, что…»)

  • упражнения «Я в будущем» (нарисовать и рассказать)

  • рефлексия

Занятие-тренинг по теме «Создаём маршрут школьной деятельности»

Цель: Создание плана действий для достижения жизненных целей, развитие навыков свободного выбора и осознания сильных сторон своей личности.

  • Упражнение «Самомотивация»

  • Упражнение «Цели и дела»

  • Упражнение «Должен или выбираю»

Регулярно необходимо:

  • Обдуманная система поощрений ребенка за успехи, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. 

  • Работа над ребёнок со стороны родителей




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!