СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по применению методического комплекса для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего создан данный методический комплекс?

Данный методический комплекс по выделению вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ состоит из нескольких тестовых методик, измеряющих личностную склонность к потенциальному вовлечению школьников в потребление наркотиков.

В то же время создатели методики ни в коем случае не пытались создать опросный инструмент для выявления наркоманов. Более того, авторы убеждены, что ставить точный диагноз о выявлении наркоманов посредством опросного тестирования невозможно и легкомысленно.

Поэтому данный комплекс тестов всего лишь выявляет некоторые личностные характеристики, которые на основе предварительного научного анализа были выделены как наиболее характерные для детей, склонных быть подверженными этой пагубной привычке.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению методического комплекса для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ВОЗМОЖНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


Для чего создан данный методический комплекс?

Данный методический комплекс по выделению вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ состоит из нескольких тестовых методик, измеряющих личностную склонность к потенциальному вовлечению школьников в потребление наркотиков.

В то же время создатели методики ни в коем случае не пытались создать опросный инструмент для выявления наркоманов. Более того, авторы убеждены, что ставить точный диагноз о выявлении наркоманов посредством опросного тестирования невозможно и легкомысленно.

Поэтому данный комплекс тестов всего лишь выявляет некоторые личностные характеристики, которые на основе предварительного научного анализа были выделены как наиболее характерные для детей, склонных быть подверженными этой пагубной привычке.

Что конкретно измеряет данный методический комплекс?

Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:

1) некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;

2) особенности стратегий при решении жизненных проблем;

3) особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.

Первый блок тестов позволяет получить ответы на следующие вопросы:

-Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?

-Насколько он сам способен управлять своим поведением?

-Насколько он может контролировать свои эмоции?

-Склонен ли школьник к каким-либо зависимостям?

-Склонен ли школьник к рискованному поведению?

-Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?

-Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?

-Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?

-Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?

-Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?

Второй блок характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком» (если ребенок не живет с матерью или матери нет) с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:

-принимать его таким, какой он есть;

-сопереживать и сочувствовать ему;

-быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.

Как создавался данный методический комплекс тестов?

На первом этапе были проанализированы существующие в отечественной и мировой науке исследования, посвященные проблемам так называемого аддиктивного (зависимого) поведения, когда человек стремится к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема каких-либо веществ.

Были изучены и выделены различные типы аддикций применительно к детскому и подростковому возрасту. Было отмечено, что влечение к наркотикам носит чрезвычайно сильный характер, оно быстро разрушает личность и жизнь человека. Одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющаяся прежде всего в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдается снижение успеваемости, отказ от учебы и профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция.

Наряду с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром, утрачиваются прежние интересы и увлечения. Отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, свои поступки и ответственность, наличие проблемы, а также саму зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому зачастую обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность у наркоманов полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполняемых обещаний, лжи и иллюзий.

Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения проблем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, ощущение беспомощности и проблемы с законом - все это, наконец, приводит к осознанию серьезности положения.

Одним из наиболее важных в рассматриваемой проблеме является вопрос о мотивации наркозависимого поведения. Среди мотивов первичного употребления выделяют: атарактические (достижение психологического комфорта и релаксации), стремление к принадлежности и одобрению группы, гедонистические (получение специфического физического удовольствия), гиперактивации (для повышения тонуса и самооценки), псевдокультурные (демонстрация какого-либо качества) и познавательно-исследовательские мотивы (любопытство и стремление к новым впечатлениям).

В зарубежной практике зачастую применяются так называемые скрининговые методики (ADIS, 1991; DAP, 1990; DUSI, 1997 и пр.).

Также применяются оценочные методы, интервью, требующие высокой квалификации психолога-диагноста. Были изучены возможные личностные предикторы наркотического поведения.

По итогам анализа литературы было выявлено, что для оценки склонности к потреблению наркотиков одним из важнейших предикторов может выступать склонность к риску, тем более что потребность в острых ощущениях начинает нарастать между 9 и 14 годами, более того, в присутствии сверстников рискованное поведение значительно усиливается. В то же время многие исследователи отмечают, что поведенческий стиль лиц, злоупотребляющих ПАВ, характеризуется недостаточностью волевого контроля, импульсивностью, неспособностью использовать торможение при общении.


Можно ли обмануть данную методику?

Из двух методик, включенных в комплекс, наибольшим искажениям может быть подвержен второй блок, посвященный благополучным отношениям с близким человеком. В общем случае на вопрос об обмане методики отвечают шкала случайных ответов и шкала социальной желательности:

- в случае, если на две пары повторяющихся вопросов школьник дает расхождение в ответах на 2 балла и более, данный протокол должен быть исключен из обработки данных как недостоверный. Возможные причины: школьник отвечал в случайном порядке или не понял вопросов (возможно, задержка психического развития, интеллектуальное снижение, дислексия);

- в случае показателя по шкале социальной желательности 3,30 и более баллов протокол должен расцениваться как недостоверный из-за намеренного желания школьника создать максимально благоприятное впечатление о себе (обмануть эксперта).

Не нарушает ли методика законы этики в психологическом исследовании?

Законы этики психологического исследования, принятые как РПО (Российским психологическим обществом), так и АРА (American Psychological Association) предписывают соблюдать следующие базовые принципы: непричинения вреда, отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия вмешательства в частную жизнь, отсутствия обмана.

По всем данным пунктам данное тестирование может быть признано этичным:

1) во-первых, оно не приносит пагубные вредоносные последствия для его участников, потому что тестирование само по себе в чрезвычайно редких случаях «грешит» такими последствиями;

2) во-вторых, школьников и их родителей информируют об участии в исследовании;

3) в-третьих, исследование проводится 100% анонимно, даже в случае принятия решения о включении респондента в так называемую «группу риска» происходят дальнейшие проверки, уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них просто можно отказаться);

4) в-четвертых, исследователи не обманывают респондентов, т.к. цели данного опроса не скрываются от аудитории: в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска и не более чем.

Как проводится тестирование?

Тестирование может проходить в обычных школьных кабинетах без привлечения какой-либо особой техники. В кабинетах для каждого тестируемого должно быть предусмотрено отдельное рабочее место. О цели тестирования, условиях его анонимности и расписании тестируемые должны быть оповещены не позднее чем за один день. Рекомендуется проведение тестирования в группах по 10 - 15 человек.

Старший по кабинету должен:

- получить бланки теста;

- обеспечить вхождение в кабинет и рассадку участвующих в тестировании школьников по отдельным рабочим местам;

- убедиться в отсутствии посторонних в кабинете;

- провести устный инструктаж;

- раздать бланки теста;

- зачитать инструкцию по работе с тестами, прилагаемую к тесту, и убедиться в том, что все тестируемые ее поняли;

- дать команду начать работу;

- во время тестирования следить за выполнением тестируемыми установленных в аудитории правил поведения, предупреждать или удалять их за нарушение порядка;

- отвечать на вопросы, возникающие у тестируемых, не привлекая внимания других участников;

- после окончания тестирования собрать заполненные бланки теста одновременно у всех тестируемых и передать их председателю Комиссии на хранение.

Какую инструкцию следует дать испытуемым?

При проведении опросного психологического исследования важно создать атмосферу спокойствия и доверия, а в своем инструктаже:

- обозначить основную мотивацию участия в данном опросе

- выявление особенностей совладания с личностными трудностями, специально подчеркнув, что исследование проводится для того, чтобы выявить наиболее распространенные психологические проблемы среди школьников разных возрастов;

- уверить в отсутствии всяких последствий данного опроса для его участников, еще раз заверить их в его анонимности (в том числе для одноклассников и родителей), в силу чего материалы тестирования подписывать не надо; можно подчеркнуть, что по завершении тестирования всем участникам необходимо оставаться на своих местах до того момента, когда последний участник не закончит работу, объяснив это тем, что для дополнительного обеспечения анонимности результатов тестирования заполненные бланки тестов должны быть сданы всеми участниками одновременно;

- сообщить о продолжительности тестирования;

- указать на необходимость соблюдения тестируемыми определенных правил поведения во время тестирования (работать самостоятельно; не разговаривать друг с другом; не комментировать свою работу вслух; поднять руку, если возникнет какой-либо вопрос; выходить в туалет только с разрешения старшего по кабинету, по одному), предупредив о возможности их удаления из аудитории в случае нарушения этих правил;

- напомнить, что в тесте нет правильных и неправильных ответов, а вопросы, на которые старший по аудитории имеет право отвечать, не должны касаться сути и содержания пунктов опроса, а лишь формальных характеристик.


Какие трудности могут возникать при проведении тестирования?

- В случае трудностей с пониманием вопросов ответственный за тестирование или его помощники (допускается присутствие 1 - 2 подготовленных волонтеров, которые могут быть учениками более старших классов) должны подойти, выслушать вопрос и дать ответ либо в общей форме «Постарайся ответить так, как, тебе кажется, больше соответствует твоей ситуации», либо объяснив непонятные школьнику слова в вопросе. Важно воздерживаться от развернутых примеров и объяснений.

- В случае если школьники совещаются, обсуждают вопросы либо списывают ответы друг у друга (то есть любые формы коллективного заполнения), важно заметить и предотвратить такие формы заполнения как можно быстрее.

Сколько длится тестирование?

По времени само тестирование должно уложиться в академический час, причем, как правило, большинство опрашиваемых школьников справляются с заданиями теста значительно быстрее.

Как выглядит сама методика?

Методика представлена в 2 вариантах: для учеников старших и средних классов. Как было сказано ранее, в комплекс для среднеклассников не вошел ряд более «взрослых» вопросов по этическим соображениям.

Комплекс для старшеклассников должен применяться для всех учеников классов, в которых основной возраст составляет 13 и более лет. Если в этих классах есть ученики 12 лет, они заполняют ту же версию методики.





Бланк вопросов для учеников средних

и старших классов

Дорогие ребята! В жизни каждого человека возникают трудности, все мы переживаем конфликты и неприятности. Важно не только уметь их преодолевать, но и понимать, что для разных людей разные вещи могут выступить такой трудностью и оказаться поводом для конфликта. Именно этим вопросам и посвящен наш опросник, и мы просим Вас поучаствовать в нем.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы, даже если некоторые не полностью соответствуют Вашей ситуации.

Это исследование абсолютно анонимно.

Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение из опросника, а потом поставьте свой ответ в бланке ответов, обводя наиболее подходящий Вам вариант.

Ваш пол: 1 Мужской 2 Женский

Возраст (полных лет):

Класс:

Часть 1

Инструкция: прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже суждения выберите и обведите вариант, который в наибольшей степени совпадает с Вашим мнением, в бланке ответов. Не пишите ничего в самом опроснике - только в бланке ответов.


Суждения

1

У человека могут быть чувства и желания такой силы, что ему трудно себя контролировать.

2

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я фантазирую о том, что все могло быть иначе.

3

Я люблю все новое и неизвестное.

4

Представления о вреде алкоголя чаще всего преувеличены.

5

Я могу сказать одно, а сделать совсем другое.

6

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

7

Если я чего-то захочу, меня трудно удержать.

8

Интернет отнимает у меня больше времени, чем мне бы хотелось.

9

Поскольку все спланировать невозможно, то не стоит и пытаться.

10

Я никогда не обманывал.

11

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я больше времени, чем обычно, провожу один.

12

Мне трудно надолго на чем-то сосредоточиться.

13

Иногда из-за Интернета я забываю вовремя поесть или сделать важные дела.

14

Мне нравится пирсинг и татуировки.

15

Мне легко сказать одно, а сделать совсем другое.

16

Нужно идти против всех правил, если ты уверен в своей правоте.

17

Мне сложно доводить начатое дело до конца (учебу, домашние обязанности).

18

Я легко мог бы прожить без Интернета.

19

Мне нравится получать новый, волнующий меня опыт, даже если он немного необычный.

20

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

21

Я часто сижу с друзьями до упора, хотя отлично понимаю, что нужно идти домой.

22

Лучше прожить спокойную жизнь без сюрпризов, чем подвергать себя опасности.

23

Я люблю проводить время дома.

24

Мобильный телефон незаменим для меня, когда предстоит долгое ожидание или просто нечего делать.

25

Я все рассказываю родителям.

26

Я бы хотел попробовать прыгнуть с парашютом или на тарзанке.

27

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

28

Я всегда смогу себя контролировать.

29

От любых проблем можно отвлечься в веселой компании.

30

Я не думаю о последствиях перед тем, как сделать что-нибудь.

31

Я очень пунктуальный человек.

32

Я никогда не списывал.

33

Я ценю в жизни постоянство и определенность.

34

Без риска жизнь будет скучной.

35

Я часто бываю невнимательным (-ой).

36

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я представляю себя героем книг или кино.

37

Лучше не думать о будущем, а жить сейчас.

38

У меня возникает чувство беспокойства, когда ситуация как-то меняется.

39

Я стараюсь избегать неосвещенных улиц.

40

В жизни нужно попробовать все.

41

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я обращаюсь к товарищу за советом - как исправить ситуацию.

42

Если что-то не клеится, у меня появляется желание бросить это дело.

43

Мне нравится непредсказуемость.

44

Осторожность всегда приводит к нужным результатам.

45

Ради азарта можно и рискнуть.

46

У меня случаются вспышки гнева.

47

Я охотно перешел (-ла) бы в другую школу.

48

Самые лучшие вещи происходят, когда человек позволяет себе быть совершенно свободным.

49

Я никогда не сплетничал.

50

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю помощь от друга или родственника.

51

Спокойная и размеренная жизнь лучше, чем бурная, но опасная.

52

Я легко переношу одиночество.

53

Мое настроение часто и быстро меняется.

54

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я смотрю телевизор дольше, чем обычно.

55

Я не представляю своей жизни без Интернета.

56

Избегать риска - это самое правильное поведение.

57

Если у меня долго нет доступа в Интернет, то меня это раздражает.

58

Мне нравится проводить время дома.

59

Мне нравится испытывать себя в разных ситуациях.

60

Если я забыл телефон дома, мне некомфортно, я немного нервничаю.

61

Мне не нравится, что Интернет часто заменяет реальное общение с друзьями и близкими.

62

Определенность вызывает у меня скуку.

63

Общаться по мобильному телефону мне проще и удобнее, чем лично.

64

Меня мало интересует мнение других людей, я хочу прожить жизнь так, как мне хочется.

65

Если не рисковать, то ничего не получишь.

66

Я люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

67

В трудной ситуации (проблемы, неприятности) я принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

68

Если я чем-то увлекся, то могу забыть время.

69

Как правило, когда я ем что-нибудь вкусное, то не останавливаюсь, пока все не съем.

70

Взрослые лучше знают, как правильно поступать.

71

Я всегда соблюдаю правила при переходе улицы.


 Часть 2 

Прочитайте, пожалуйста, приведенные ниже суждения и выберите вариант, который в большей степени совпадает с оценкой Ваших отношений с мамой. Если Вы живете не с мамой или у Вас нет мамы, выберите, пожалуйста, наиболее близкого воспитывающего Вас человека из своего окружения и впишите ниже, кто это. Обведите вариант, соответствующий Вашему мнению, в бланке ответов.

«Я буду отвечать про отношения с ___________________________

(например, папой, старшей сестрой, бабушкой и т.п.)»


N

Суждения

1

Приветлива (-в) и доброжелательна (-ен) со мной.

2

Я нравлюсь ей (ему) таким (-ой), какой (-ая), я есть.

3

Прощает мои мелкие проступки.

4

С уважением относится к моим мыслям и чувствам.

5

Умеет поддержать меня в трудную минуту.

6

Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.

7

Уважает мое мнение и считается с ним.


Спасибо!




Бланк ответов для учеников старших классов

Часть 1

Обведите ответ, соответствующий Вашему мнению, для каждого вопроса и бланка.


N

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

N

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

1

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

19

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

2

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

20

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

3

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

21

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

4

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

22

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

5

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

23

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

6

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

24

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

7

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

25

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

8

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

26

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

9

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

27

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

10

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

28

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

11

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

29

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

12

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

30

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

13

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

31

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

14

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

32

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

15

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

33

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

16

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

34

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

17

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

35

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

18

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

36

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

37

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

55

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

38

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

56

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

39

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

57

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

40

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

58

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

41

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

59

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

42

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

60

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

43

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

61

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

44

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

62

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

45

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

63

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

46

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

64

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

47

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

65

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

48

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

66

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

49

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

67

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

50

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

68

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

51

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

69

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

52

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

70

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

53

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

71

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

54

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает






Часть 2

Обведите ответ, соответствующий Вашему мнению, для каждого вопроса и бланка.

N

почти всегда

часто

редко

почти никогда

N

полностью совпадает

частично совпадает

очень мало

полностью не совпадает

1

почти всегда

часто

редко

почти никогда

5

почти всегда

часто

редко

почти никогда

2

почти всегда

часто

редко

почти никогда

6

почти всегда

часто

редко

почти никогда

3

почти всегда

часто

редко

почти никогда

7

почти всегда

часто

редко

почти никогда

4

почти всегда

часто

редко

почти никогда















ОБРАБОТКА МЕТОДИКИ


При обработке методик следует исходить из общих правил:

1. Во всех случаях (кроме отдельно обозначенных):


В первом блоке:

Вариант ответа

Количество баллов

"Полностью совпадает"

4

"Частично совпадает"

3

"Очень мало"

2

"Полностью не совпадает"

1


Во втором блоке:

Вариант ответа

Количество баллов

"Почти всегда"

4

"Часто"

3

"Редко"

2

"Почти никогда"

1


2. В отдельно обозначенных случаях (помечаются обозначением «(-)») обработка подразумевает обратную кодировку:

Вариант ответа

Количество баллов

"Полностью совпадает"

1

"Частично совпадает"

2

"Очень мало"

3

"Полностью не совпадает"

4


Обработка данных у учеников средних классов


В связи с возрастными особенностями показатели по шкалам социальной желательности, крайних ответов и возможностей произвольной регуляции у учеников средних классов повышены - поэтому эти шкалы не могут быть использованы как диагностические в этой возрастной группе. Кроме того, большую часть шкал приходится сокращать по этическим соображениям и в соответствии с возрастными возможностями школьников. Это приводит к существенным ограничениям в применении данного методического комплекса в средних шкалах.

В случае, если большинство учеников в классе 10 - 12 лет и старше, применяется другой методический комплекс и шкалы считаются по другим ключам (выше).

Исключаются как недостоверные протоколы, если балл по шкале социальной желательности составляет 3,30 и выше и/или балл по шкале случайных ответов составляет 4 и выше.

Шкалы, которые можно интерпретировать точно так же как и для старшеклассников:

1. Шкала склонности к зависимости.

2. Шкала возможностей произвольной регуляции - хотя точность диагностики у учеников средних классов по данной шкале ниже (из-за более низкой надежности-согласованности).

3. Шкала антисоциальных тенденций - хотя точность диагностики у учеников средних классов по данной шкале ниже (из-за более низкой надежности-согласованности).

4. Шкала взаимопонимания в детско-родительских отношениях.

5. Шкалы копинг-стратегий: поиска социальной поддержки, избегания, разрешения проблем - хотя точность диагностики у учеников средних классов по данным шкалам ниже (из-за более низкой надежности-согласованности).

Не интерпретируются: шкала крайних ответов, шкала рискованного поведения, шкала поиска новизны и контроля эмоций, поскольку по этим шкалам у учеников средних классов показатели недостаточно надежны.



Ключи для старшеклассников


Шкалы

Обработка

Блок 1


Шкала крайних ответов

Ответы по пунктам 4, 17, 28, 42, 45, 57, 65 кодируются как 1 балл, если респондент дал ответ "Полностью совпадает" или "Полностью не совпадает", и как 0, если нет. Далее считается сумма по всем пунктам.

Шкала случайных ответов

Считается разница по модулю в баллах между пунктами 5 и 15, а затем между пунктами 23 и 58.
Если разница более 2 баллов в обоих случаях - это свидетельствует о случайных ответах.

Шкала социальной желательности

Сложить баллы по пунктам: 5(-), 10, 25, 32, 49, 71 и разделить на 6.
Для получения баллов по краткой шкале: сложить баллы по пунктам 5(-), 10, 25 и разделить на 3.

Шкала склонности к зависимости

Сложить баллы по пунктам: 13, 18(-), 24, 55, 57, 60 и разделить на 6. Для получения баллов по краткой шкале: сложить баллы по пунктам 18(-), 55 и разделить на 2.
Если использование Интернета не может считаться как зависимость по каким-то причинам (например, пользование Интернетом жестко регламентировано в детских домах) - сложить баллы по пунктам: 24, 60 и разделить на 2 (Вы получите склонность к зависимости от мобильного телефона).

Шкала антисоциальных тенденций

Сложить баллы по пунктам: 4, 14, 16, 23(-), 63 и разделить на 5.

Шкала возможностей произвольной регуляции

Сложить баллы по пунктам: 9, 12, 30, 31(-), 37 и разделить на 5.

Шкала контроля эмоций

Сложить баллы по пунктам: 1(-), 21(-), 35(-), 46(-), 53(-), 68(-) и разделить на 6.

Шкала рискованного поведения

Сложить баллы по пунктам: 22(-), 34, 45, 51(-), 56(-), 59, 62 и разделить на 7.

Шкала поиска новизны

Сложить баллы по пунктам: 3, 7, 19, 40, 66 и разделить на 5.

Совладание - разрешение проблем

Сложить баллы по пунктам: 6, 20 - и разделить на 2.

Совладание - поиск социальной поддержки

Сложить баллы по пунктам: 27, 41, 67, 50 и разделить на 4.

Совладание - избегание

Сложить баллы по пунктам: 2, 11, 36 и разделить на 3.

Дополнительные пункты (носят вспомогательный характер только при необходимости качественного анализа протоколов в выявленных группах риска)

По шкалам личностных предикторов риска: анализируются по отдельности в случае, если отмечается повышение по 1 - 2 диагностически значимым шкалам в соответствии с ключом: высокий балл по пунктам связан с большим риском: 40, 44(-), 56(-), 65, 39(-), 38, 8(-), 26(-), 29(-), 33, 43, 44(-), 48, 64, 69, 70(-)

По шкалам копинг-стратегий: Отдельный пункт анализируется при сниженных баллах по шкалам разрешения проблем и избегания и повышенных - социальной поддержки. Высокие показатели - большая вероятность риска. Пункт 54.

Блок 2


Шкала взаимопонимания в детско-родительских отношениях

Сложить баллы по пунктам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и разделить на 7.


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Важно! Как выявить потенциальную группу риска?

Критерии

До начала обработки данных следует проверить протоколы на предмет достоверности (обмана методики).

Критерии исключения протоколов на основе содержательной интерпретации средних и анализа частот ответов в каждой группе. По итогам, критерии исключения протоколов по причине возможной недостоверности:

1. Балл по шкале случайных ответов от 4 и выше - возможно, школьник заполнял методику, не читая пункты, случайным образом. Может также быть проявлением трудностей сосредоточения или других трудностей, затрудняющих понимание вопросов и возможности ответа на них.

2. Балл по шкале социальной желательности от 3 и выше - по всей видимости, школьник пытался приукрасить свои результаты и искажал ответы в свою пользу. В некоторых случаях отражает принадлежность к группе риска и искажение результатов вследствие этого. Кроме того, может быть следствием иллюзорной правильности своего поведения (нарушений критичности к своим действиям). Иногда отмечается у крайне послушных подростков в норме. Такие баллы набирают 5% респондентов в выборке апробации, но 15% в выборке старшеклассников, употребляющих наркотические вещества. Одновременное повышение краткой шкалы социальной желательности выше 3 баллов может рассматриваться как возможный дополнительный показатель группы риска. Важно отметить, что шкала не применима в исследованиях учеников средних классов, баллы которых по этой шкале выше вследствие возрастных особенностей.

Итак, все протоколы при 4 и более баллов по шкале случайных ответов и/или 3 и более баллов по шкале социальной желательности должны быть исключены из дальнейшей обработки ввиду склонности данных школьников к обману методики.

Далее после подсчета баллов по каждой шкале надо в первую очередь обратить внимание на шкалу контроля эмоций, поскольку ответы по этой шкале свидетельствуют о защитной стратегии ответов или ее отсутствии. Если показатели по этой шкале выше 2 - речь идет о склонности к защитной стратегии ответов и группа шкал, важных для выявления предрасположенности к риску, будет одной. Если ниже 2 - другой.

Выявление потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах

Для группы с высокими баллами (больше 2,00) по шкале контроля эмоций:

Основной (и достаточный для представления обобщенных данных) этап обработки данных включает подсчет по каждому школьнику количества признаков риска. В группе со склонностью защитной стратегии ответов это показатели:

  1. Балл по шкале крайних ответов 4 и выше - можно предполагать принадлежность к группе риска. За пределы этой границы выходят 10% старшеклассников г. Москвы, но 25% старшеклассников, употребляющих наркотические вещества. Следует отметить, что этот показатель не столь важен диагностически для старшеклассников группы с высокой оценкой своих возможностей самоконтроля, как для группы с низкой оценкой. Кроме того, повышение балла по шкале крайних ответов может также отражать чрезмерную категоричность и/или трудности произвольной регуляции (импульсивность) в ответах.

Однако показатели по этой шкале не должны интерпретироваться, если методический комплекс используется в средних классах, поскольку у этих школьников крайние ответы часто отражают возрастные особенности.

  1. Низкий балл по шкале произвольной регуляции (2,2 и ниже) может означать специфическую принадлежность в группе риска, связанной со сниженными возможностями долгосрочного планирования и ожидания выгоды, что может сочетаться с импульсивностью и быть признаком рискованного для здоровья поведения.

  2. Балл по шкале контроля эмоций, превышающий 2,8, может указывать на потенциальный риск вовлечения в рискованное для здоровья поведение.

  3. Балл по шкале поиска новизны 2,6 балла и ниже также нередко сопряжен с риском вовлечения в потребление наркотических веществ. Низкий уровень поиска новизны в группе риска может быть, как декларируемым (для создания благоприятного впечатления), так и реальным (связанным с избеганием неудач).

Однако следует учитывать, что, хотя в норме для старшеклассников характерны высокий уровень поиска новизны и готовности к рискованному поведению, низкие показатели по обеим шкалам могут быть также признаком чрезмерной тревожности, замкнутости или опыта прошлых неудач. Рекомендуется сравнение результатов по этим шкалам с показателями по шкале возможностей произвольной регуляции: для группы риска снижение по шкалам поиска новизны и рискованного поведения проявляется одновременно с высокой оценкой самоконтроля (что реже встречается при тревожности).

5. Балл по шкале рискованного поведения, меньший 2,4, встречается у 10% старшеклассников выборки апробации и у 45% старшеклассников, вовлеченных в употребление наркотических веществ.

6. Балл по шкале социальной поддержки 3,25 и выше характерен для 25% старшеклассников выборки апробации и 40% старшеклассников, вовлеченных в употребление наркотических веществ. Следует отметить, что обращение за социальной поддержкой является распространенной стратегией совладания и в норме, так что этот показатель должен интерпретироваться вкупе с другими.

7. Балл по шкале избегания 2,0 и ниже характерен для 15% старшеклассников выборки апробации и 35% старшеклассников, употребляющих наркотические вещества.

8. Балл по шкале разрешения проблем 3,0 и ниже встречается у 25% старшеклассников и 40% употребляющих наркотические вещества.

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций выше 2 считается количество признаков из этих восьми, по которым баллы заходят за граничные значения:

- 3 и более перечисленных признака одновременно - требует повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведение, опасное для здоровья. Однако следует понимать, что речь идет только о вероятностном риске и он может быть связан не только с риском вовлечения в потребление наркотических веществ, но и с другими видами рискованного для здоровья поведения.

- 1 - 2 признака - вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа профиля по перечисленным выше показателям. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам возможностей произвольного контроля и/или рискованного поведения. Полезно дополнительное внимание к этим старшеклассникам.

- 0 признаков - вероятность риска крайне мала, хотя в редких случаях может быть.

Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций

Для группы с низкими баллами (2,00 и ниже) по шкале контроля эмоций.

Хотя старшеклассники, вовлеченные в потребление наркотических веществ, чаще оценивают свои возможности контроля эмоций высоко, некоторые из них склонны к противоположным оценкам - критичной оценке своих возможностей самоконтроля. Как и в случае склонных к защитной реакции, основной (и достаточный для представления обобщенных данных) этап обработки данных включает подсчет по каждому школьнику количества признаков риска. В группе признающих трудности контроля эмоций это показатели:

1. Балл по шкале крайних ответов 4 и выше - чрезвычайно характерен для группы риска с низкой оценкой своих возможностей самоконтроля.

2. Балл по краткой шкале склонности к зависимости 3,5 и выше встречается в этой группе у 20% старшеклассников выборки апробации и 55% употребляющих наркотические вещества. Однако следует иметь в виду, что эти показатели и в норме бывают высоки, поскольку свидетельствуют и о чрезмерном использовании Интернета и мобильного телефона, что достаточно распространено в современном обществе, особенно в мегаполисах.

3. Балл по шкале антисоциальных тенденций 3 и выше бывает у 10% старшеклассников выборки апробации и у 40% употребляющих наркотические вещества.

4. Балл по шкале возможностей произвольной регуляции 2 и ниже характерен для 15% старшеклассников выборки апробации и 40% старшеклассников, вовлеченных в употребление наркотических веществ.

5. Балл по шкале взаимопонимания с матерью 2,8 и ниже встречается у 40% употребляющих наркотические вещества и у 20% старшеклассников выборки апробации.

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций 2 и ниже считается количество признаков из этих пяти, по которым баллы заходят за граничные значения:

- 3 и более перечисленных признака одновременно - требует повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведение, опасное для здоровья. В норме встречается менее, чем в 8% случаев. Однако, следует понимать, что речь идет только о вероятностном риске и он может быть связан не только с риском вовлечения в потребление наркотических веществ, но и с другими видами рискованного для здоровья поведения.

- 1 - 2 признака - вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа профиля. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам детско-родительских отношений и возможностей произвольной регуляции. Однако следует учитывать, что низкие баллы по шкале детско-родительских отношений носят неспецифический характер и могут присутствовать в случае иных трудностей, нежели риск употребления ПАВ. В любом случае при 1 - 2 признаках старшеклассники требуют более пристального внимания со стороны исследователя.

- 0 признаков - вероятность риска крайне мала, хотя в редких случаях может быть.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!