СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по повышению познавательной активности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения: графика и мультипликация помогают обучающимся понимать сложные логические математические построения; возможности, предоставляемые обучающимся манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет позволяют детям усваивать материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по повышению познавательной активности на уроках математики»

Теоретическое обоснование проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики




  1. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В последнее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Системообразующей составляющей стандарта стало не само знание, а личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В этих условиях встают задачи: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель при подготовке и проведении урока.

Активизация мыслительной деятельности учащихся одна из актуальных проблем. Это закономерно, так как ученье – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду.

Поиск решения этих проблем привел меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребенка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.


Общепризнано, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от обучающихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной.

Как известно, смена видов деятельности на уроке – это один из компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течении всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для обучающегося, если ему интересно.

Я применяю разные формы ИКТ на любом этапе урока: при изучении нового материала, для фронтальной работы с классом, для организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности по предмету. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

  • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (использование ИД, презентации, построение сложных графиков т.д.).

  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения. Таким образом, компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования – составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

Анализируя результаты обучения, я считаю, что современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

Личная практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких технологий:

  • При изучении нового материала позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  • При проведении устных упражнений дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

  • При проверке фронтальных самостоятельных работ обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

  • При проверке домашних работ методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

  • При решении задач обучающего характера помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Поэтому, использование ИКТ – это не дань моде, а на сегодняшний день лишь одно из средств, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

В процессе преподавания математики информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде основных блоков:

  • Мультимедийные пособия

  • Проверка знаний на уроке

  • Внеурочная деятельность

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы , проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности.

Использование мультимедийных презентаций, электронных тестов и тренажеров, электронных учебников приводят к тому, что больше внимания уделяется развитию мышления, творческих способностей, умению самостоятельно учиться. Использование компьютерных программ на уроках повышает мотивацию учащихся в работе у доски. Современные дети воспитаны на разнообразии ярких мигающих картинок, всплывающих на экране, их интересует все «инновационное», новое и не похожее на книги в бумажном переплете.

Немаловажен психологический аспект применения компьютера для обучающихся: при любых неудачах это видит только компьютер, можно повторить объяснение сколько угодно раз, можно попробовать себя в интерактивных олимпиадах, не боясь, что займешь последнее место и т.д.




  1. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Современное обучение математике должно производиться таким образом, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес к знаниям, возросла потребность в глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения: графика и мультипликация помогают обучающимся понимать сложные логические математические построения; возможности, предоставляемые обучающимся манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет позволяют детям усваивать материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Много делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью сразу вовлекаю детей в активную познавательную деятельность: провожу небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и другие приемы работы.

Особое внимание заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся лёгкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей пpocтoтoй увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновния. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся, но они требуют от учащихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их. Технология Mouse Mischief (система голосования с использованием индивидуальных беспроводных мышек у каждого учащегося) позволяет привлечь к активной работе всех учащихся и дает возможность выявить упражнения вызывающие затруднения у большинства учащихся. Разобрать данные упражнения, просмотреть их решение на следующем слайде презентации.

Сделать уроки математики более насыщенными, более информативными и наглядными мне помогают мультимедийные презентации. На таких уроках ярче реализуются принципы доступности, наглядности. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата. Особенно результативно использование на уроке мультимедийной презентации при изучении нового учебного материала. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

Я использую презентацию и для самостоятельного изучения учениками определенных тем. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами PowerPoint, так же использую возможности сети Интернет. (Интернет ресурсы)

Достоинством презентации является увеличение темпа урока, наглядность, повышение познавательной активности детей. При использовании презентаций повышается мотивация учения, возрастает эффективность самостоятельной работы. Эмоциональный фон урока повышает качество обучения и способствует лучшему усвоению материала.

Для более наглядного изучения многих тем геометрии возможно использовать видеофрагменты. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия помогают учащимся освоить курс геометрии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать знания. Как бы интересно не был написан учебник, как бы доступно не рассказывал учитель, образ лучше создается при использовании ярких иллюстраций, то есть использование зрительного восприятия.

Стремление обучающихся к сокращению времени обучения свидетельствует о том, что электронный учебник – лучший вариант для самостоятельного изучения предмета. В современном обществе качество образования зависит не только от знаний учителя, не только от технологий, которыми он владеет, но и от образовательных ресурсов, которые он использует. Использование ЦОР повышает качество знаний на всех ступенях обучения. При подготовке к уроку обращаюсь к цифровым образовательным ресурсам. Место и форма использования ЦОР на уроке также зависят от цели и содержания самого урока.

Можно выделить следующие формы занятий, при которых работать в компьютерном классе наиболее эффективно:

  • обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

  • режим самообучения с использованием презентаций, обучающих программ, ЦОР, электронных учебников;

  • диагностическое тестирование качества усвоения материала;

  • тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы.

Применение ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • активизирует познавательную деятельность учащихся;

  • повышает качество знаний;

  • создает условия для самостоятельной деятельности учащихся;

  • продвигает ребенка в общем развитии;

  • вносит радость в процесс обучения;

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся в учебном процессе.






ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Проблема выявления ЗУН учащихся привела меня к организации системы контроля с помощью компьютерного тестирования.

Современное преподавание немыслимо без тестовой системы контроля знаний. Необходимость качественной подготовки учащихся к экзаменам (в том числе ЕГЭ) обуславливает внедрение новых методов контроля знаний через тестовую систему.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, для организации которого не требуется много времени урока. Для выявления уровня знаний можно использовать компьютерные тестирующие программы, предлагаемые в доступных версиях.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы, размещены в единой коллекции образовательных ресурсов. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому необходимо использовать программы-тестировщики, которые можно найти в Internete. В своей работе использую тесты созданные в программе Мy Test X. Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д., позволяет учащимся проходить данный тест многократно и каждый раз получать разные вопросы. Есть режим обучения в котором при неправильном ответе ребенок получает подсказку, во второй раз видят правильное решение. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов, полученных подсказок и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Преимущество данных технологий состоит в том, что у большинства учащихся появляется заинтересованность, каждый ученик работает со своей собственной скоростью. У учителя появляется возможность для индивидуальной работы и что не маловажно не отнимают времени для проверки, так как она происходит непосредственно после завершения учащимся работы на компьютере.

Компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, которые медленнее своих товарищей усваивают объяснения учителя, стесняются лишний раз поднять руку, задать интересующий их вопрос. Имея в качестве партнера компьютер, они могут повторять материал в удобном для себя темпе, самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

Интерактивные тесты использую для проверки знаний учащихся по различным темам. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.

Тестовый опрос провожу в разных формах. Например, не имея достаточного количества компьютеров, распечатываю тест с вариантами ответов на бумаге. Типы вопросов тоже различны: с одиночным выбором ответа, с множественным выбором, ввод числового значения, установление соответствия, расположение ответов в верной последовательности и др.

При составлении заданий для тестов с целью освобождения мышления от шаблонов я предлагаю детям задания в нестандартной форме. Например:

Выражение b2 – 4ac называют…… составьте слово из букв

И

И

К

И

А

Т

Д

Н

Р

Н

С

М

Установите соответствие буквенных выражений

(х – 27) + 45

х – (27 + 45)

х – (45 – 27)

Х – 18

Х + 18

Х – 72

Расположите выражения в порядке убывания их значений

А) 34 – х, при х = 27

Б) 24 – (3 + х), при х = 7

В) Х + 15, при х = 7

Г) 16 + (х – 8), при х = 10

Вычислите и укажите правильный ответ

А)

Б)

В) 0,8

Г)

Задачи не должны быть слишком легкими, но и не должны быть слишком трудными, так как учащиеся, не решив задачу или не разобравшись в решении, предложенном учителем, могут потерять веру в свои силы.

Выполнение подобных упражнений развивает у учащихся мышление, смекалку, самостоятельность.

При подготовке к ЕГЭ огромную роль играет использование on-line тестов. За короткое время мы получаем объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и имеем возможность вовремя его скорректировать. Есть возможность выбора сложности задания для конкретного ученика. Очень важно, что ученик после выполнения теста видит результат с указанием ошибок.

Использование информационных технологий при подготовке к ЕГЭ позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень индивидуализации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний.



ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Продолжением урока является внеурочная деятельность, где ИКТ нашли самое широкое применение.

Во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, тематических игр, семинаров и практических конференций удобно использовать презентации.

Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения. Участие в исследовательской, творческой деятельности нравится не только старшеклассникам. Начиная с 5 класса, дети выбирают тему своего исследования, обсуждают план как индивидуального проекта, так и коллективного.

Публичное выступление является неотъемлемой частью создания информационного проекта. Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, умения аргументированно отстаивать собственную позицию, формирования навыков информационной культуры, что является одним из важнейших умений в современном мире. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать обучение не только интересным, но и качественным, динамичным. Работы, созданные учащимися, также используются при проведении уроков повторения, изучения нового материала. Дети активно заявляют себя на проведение внеклассного мероприятия. Очень нравится роль ведущего учащимся 5-7 классов.

В 2011-2012 учебном году учащимися были проведены социальные опросы на предмет детского состава семей учащихся и сотрудников, курящего населения своего села, соблюдения режима дня и правильного питания учащимися школы. В своих отчетах ребята проанализировали результаты своего исследования и составили диаграммы в программе Power Point и Word.

С прошлого года я постаралась вовлечь учащихся в интерактивные и дистанционные конкурсы и олимпиады. Первым шагом учащихся стало участие во Всероссийской предметной олимпиаде «Олимпус». Все участники дистанционной олимпиады получили сертификаты. В этом году количество участников увеличилось. Также ученики пробовали себя в заочном всероссийском математическом конкурсе «Золотой ключик». В декабре 2012 года учащиеся участвовали во всероссийском дистанционном конкурсе по учебным предметам «ИНТЕЛЛЕКТ-РАДУГА»
Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования.

Применяя информационные технологии, организую обучающимся работу над презентациями, проектами, исследованиями. Во время выполнения такой работы обучающиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, применение к решению практических задач. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мне хочется, чтобы мои ученики не считали математику сухой наукой счетоводов! Как мне хочется, чтобы через чертежи, схемы, формулы, написанные на доске, ребята учились постигать мир вокруг себя! Как мне хочется, чтобы математическое знание, непрерывно изменяясь и проходя через неведомые нам, людям, области, превратилось в понимание гармонии мира и самих себя!

Математика- наука "замечательная”. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.

Я стараюсь пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, желание творить, веселое радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Желаю своим ученикам идти по дороге испытаний и получать истинное удовольствие от маленьких, но своих побед. Дети очень талантливы, причем все и во всем.

Моя задача как педагога – создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он сам творец самого себя, своей неповторимой души, только надо научить ребенка поверить в себя. А чтобы ученик поверил в свои силы, я должна верить в него, подарить ему свою любовь, теплоту сердца, свет души. Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе вообще не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.

Поэтому, чтобы достичь хороших результатов в обучении математики стараюсь активно включать ИКТ в образовательный процесс. Это помогает мне использовать совместно с учащимися дополнительный материал, создавать диагностические и контрольно-измерительные материалы, использовать электронные презентации при изложении учебного материала. Возможности компьютерных технологий безграничны, а самое главное - доступны и интересны и учителю, и обучающимся. Следовательно, формирование информационной компетентности учащихся способствует повышению познавательной активности и помогает успешно справиться старшеклассникам с домашними самостоятельными и творческими заданиями.

Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.



  1. ЛИТЕРАТУРА


  1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.« — М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2005. — 192 с.

  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007. — 368 с.

  4. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  5. Старцева Н. А., с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО. «Информационные технологии на уроках математики».

  6. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. — 3-е изд. — М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9–110.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!