СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018-2019 учебном году для учителей русского языка и литературы, Соколова Е.А., Букреева С.В., 2019.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Итоговое сочинение - это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций обучающегося, выявления уровня его речевой культуры, оценки умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018-2019 учебном году для учителей русского языка и литературы, Соколова Е.А., Букреева С.В., 2019.»

























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Санкт-Петербург

2019

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2018/2019 учебном году для учителей русского языка и литературы - СПб: «ЛОИРО», 2018. - 36 с.

Авторы-составители:

Соколова Е.А., заведующая кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», к.ф.н., доцент;

Букреева С.В., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»,;

Федотовская М.Н., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»;

Терешина В.А., ст. преподаватель, методист кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО».

Введение 4

Направление «Отцы и дети». Рекомендуемая литература 7

Направление «Мечта и реальность». Рекомендуемая литература 9

Направление «Месть и великодушие». Рекомендуемая литература 11

Направление «Искусство и ремесло». Рекомендуемая литература 12

Направление «Доброта и жестокость». Рекомендуемая литература 15

Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях прошлых лет, и пути их преодоления 17

Памятка выпускника 24

Примерные формулировки тем итогового сочинения 25

Тексты для итогового изложения 29

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению 33

з

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое сочинение - это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций обучающегося, выявления уровня его речевой культуры, оценки умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Цели проведения итогового сочинения:

  • формирование самосознания школьников, умения мыслить и доказывать свою позицию;

  • развитие потребности в чтении, повышение читательской

культуры;

  • повышение уровня речевой культуры.

Задачи проведения итогового сочинения:

  • обеспечение допуска к государственной итоговой аттестации;

  • сочинение - форма индивидуальных достижений абитуриентов.

Итоговая письменная работа проверяет широту кругозора выпускника,

умение мыслить и доказывать свою позицию, способность создавать развернутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной из данного круга вопросов проблеме, что предполагает изложение собственной точки зрения с опорой на произведение (произведения) отечественной и мировой литературы: художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества, кроме произведений малых жанров.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания итогового сочинения - 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Открытые тематические направления итоговых сочинений 2018-2019 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-ll/itogovoe-sochinenie). В качестве тематических направлений выпускникам предлагается поразмышлять над следующими понятиями:

  • Отцы и дети

  • Мечта и реальность

  • Месть и великодушие

  • Искусство и ремесло

  • Доброта и жестокость

В том же источнике приведены комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИЛИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной. Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы.

Сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Литературоцентричность экзамена связана с традицией российской школы, в которой чтение и изучение литературного произведения всегда играло важную роль.

Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении недостаточно. Опора на литературное произведение подразумевает осмысление его текста в рамках темы (на уровне смыслового анализа текста; интерпретации тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров; комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания в аспекте выбранной темы).

Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети- инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

В методических рекомендациях кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО» учителя Ленинградской области найдут список художественных произведений по пяти тематическим направлениям. В перечень, наряду с мировой классикой, вошли также произведения современных авторов. Некоторые из них снабжены ссылкой на электронный источник размещения в сети Интернет. В пособии представлены методические комментарии к продолженным спискам литературы, цитаты, отражающие ключевые идеи направлений, варианты формулировок тем сочинений, а также рекомендации по планированию работы в процессе создания монологического высказывания формата итогового сочинения.

Отцы и дети

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19

учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИНИ»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Рекомендуемая литература

Проблемы взаимоотношения поколений нашли многообразное освещение и решение в произведениях литературы разных эпох. О душевной близости, непрерываемой связи отцов и детей говорили и античность (Гомер), и литература нового времени, начиная с первых христианских художественных творений (Притча о блудном сыне). Писатели XXI столетия по-прежнему ищут и находят в окружающей нас действительности эти прочные связи (К. Шахназаров С. Варфоломеева, С. Георгиев, Дж. Бердселл, А. Свинген и др.). Традиция семейного романа XIX века (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Дж. Голсуорси, Т. Манн и др.) находит продолжение и современной литературе. Конфликты, непонимание, душевная глухота - и эти аспекты, как показывает мировая литература, оказались вечными спутниками семейных историй. Мы найдем эти мотивы и у Гомера, и в библейских притчах, и у писателей последующих эпох: А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Дж. Голсуорси, Т. Манна, А. Алексина, Д. Сабитовой, И. Курмашина и многих других.

Осмысление темы отцов и детей многоаспектно. У каждого из представленных авторов она раскрывается по-своему.

  1. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские голы Багрова-внука.

  2. Аксёнова Н. Отец (рассказ).

  3. Алексин А.А. Первый день. Поздний ребенок (рассказы). «А тем временем где-то...», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия» (повести).

  4. Бёрдселл Д. Пендервики.

  5. Воронкова Л.Ф. Старшая сестра (повесть).

  6. Варфоломеева С. Машка как символ веры (повесть).

  7. Гарин-Михайловский Н.М. Детство Темы (повесть).

  8. Георгиев С. Ошейник (рассказ).

  9. Гоголь Н.В. Тарас Бульба.

  10. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах.

  11. Гомер. Илиада. Одиссея.

  12. Гончаров И.А. Обыкновенная история.

  13. Грибоедов А.С. Горе от ума.

  14. Горький М. Фома Гордеев.

  15. Диккенс Ч. Домби и сын.

  16. Железников В. Ночной ветер (рассказ).

  17. Каверин В. Два капитана.

  18. Куликова Л. Свиделись (рассказ).

https: //www. newwoman.ru/letter. php?id= 1233

  1. Курамшина И. Сыновний долг (рассказ), http: //www. proza. т/2007/07/17-202

  2. Манн Т. Буденброкки.

  3. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.

  4. Мало Г. Без семьи.

  5. Модиано П. Катрин Карамболь (повесть).

http: //e-libra, su/read/379457-katrin-karambol. html

  1. Осеева В. А. Бабка (рассказ).

  2. Паустовский К.Г. Телеграмма (рассказ).

  3. Пермяк Е.А. Мама и мы (рассказ).

  4. Платонов А. Возвращение.

  5. Притча о блудном сыне.

  6. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Станционный смотритель.

  7. Сабитова Д. Три твоих имени (повесть).

  8. Санаев П.С. Похороните меня за плинтусом.

  9. Свинген А. Баллада о сломанном носе (повесть). https://www.litmir.me/br/?b=586019&р=1

  10. Сухомлинский В. А. Материнская любовь. Крылья матери. Легенда о матери. Кукушкино горе. Две матери. Как спаслась Ласточка. Легенда о материнской любви. Маменькин сыночек. Собаке - собачья смерть. Человек без имени. Бабушка отдыхает. Отец и сын. (рассказы).

http://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej

  1. Тендряков В. Расплата (повесть).

  2. Толстой Л.Н. Детство.

  3. Тургенев И.С. Отцы и дети.

  4. Фадеев А. «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери).

  5. Шахназаров К.Г. Курьер (повесть). https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/79901 -karen- shahnazarov-kurer. html#book

  6. Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир.

  7. Яковлев Ю.Я. Сыновья Пешеходова. Сердце земли (рассказы).

Цитаты

Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон)

Сердце матери - неиссякаемый источник чудес. (П. Ж. Беранже)

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. (И. В. Гёте)

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С. Пушкин)

Родные - все, кто силой духа схож. (Ф. Шиллер)

Мечта и реальность

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИЛИ»

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Рекомендуемая литература

Осмысление данного направления многопланово и многогранно. Мечта и действительность - это, по сути дела, вся человеческая жизнь. Это путь от начала - планов, проектов, мечтаний, грез - к свершениям, разочарованиям, итогам. Потому так многообразен список авторов и жанров. В литературе романтизма, неоромантизма, символизма мечта имеет особое эстетическое и философское наполнение: это идеал, предел устремлений, совершенный мир. В произведениях М.Ю. Лермонтова, А. Грина, М. Метерлинка и их эстетических единомышленников мы можем отыскать мечту об идеале, ее совершенное художественное воплощение. Здесь же и мотивы разочарования, утраченных навеки надежд - традиция, подхваченная авторами-реалистами (О. Бальзак, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, А.И. Куприн и др.). Крах ложных идеалов, невозможность нравственного совершенства, разочарование не только в мечте, но и в реальной действительности - этот горький урок из века в век преподает человеку жизнь. Это постигают герои М. Горького, Т. Драйзера, Г. Ибсена, Ф.С. Фицджеральда, О. Хаксли, Б. Элтона, Ф. Хардинг и др.

Однако именно искусство показывает, насколько неисчерпаема данная тема. Животворящая мечта как свобода творчества (Р. Бах), восстановленная историческая правда (В. Каверин), вера в доброе начало человеческой души

9

(М. Метерлинк, Ф. Мора, К.С. Льюис), наконец, неисчерпаемая вера в золотое будущее человечества (М. Сервантес) - каждый читатель найдет свой поворот сюжета, свою правду, свою мечту в реальности.

  1. Бальзак О. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии.

  2. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.

  3. Васильев Б. Не стреляйте белых лебедей.

  4. Гарин-Михайловский Н. Гений (рассказ).

  5. Г ого ль Н.В. Мертвые души (Манилов).

  6. Гончаров И.А. Обломов.

  7. Горький М. На дне.

  8. Грин А. Алые паруса.

  9. Гришковец Е.В. Дарвин.

https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/107158-evgeniy-

grishkovets-darvin.html

  1. Драйзер Т. Американская трагедия.

  2. Ибсен Г. Брандт.

  3. Каверин В. Два капитана.

  4. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся.

  5. Лермонтов М.Ю. Мцыри.

  6. Лубенец С.А. Любовь в сети и наяву (повесть).

https://hbking.ru/books/narrative/344051-svetlana-lubenets-lyubov-v-seti-

i-nayavu.html#book

  1. Льюис К.С. Хроники Нарнии.

  2. Метерлинк М. Синяя птица.

  3. Мора Ф. Волшебная шубейка (повесть).

https ://libking. ru/books/child-/child-prose/450386-ferents-mora- volshebnaya-shubeyka. html#book

  1. Островский A.H. Гроза.

  2. Паустовский К.Г. Литературные портреты («Жизнь Александра Г рина»),

  3. Пушкин А. С. Евгений Онегин.

  4. Сервантес М. Дон Кихот.

  5. Хаксли О. О дивный новый мир.

  6. Чехов А.П. Крыжовник. О любви. Ионыч.

  7. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби.

  8. Хардинг Ф. Колодец желаний (повесть).

  9. Элтон Б. Слепая вера.

https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporarv/212787-ben-elton-

slepaya-vera.html

Цитаты

Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (В. Гюго)

Мечты - это яркие границы наших душ. (Г. Торо)

Исчезают мечты - исчезает и человек. (Л. Фейербах)

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного. (К. Паустовский)

Месть и великодушие

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИЛИ»

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально- историческом плане.

Рекомендуемая литература

О сложности человеческой природы задумывались и античные, и современные писатели. Даже в самых отважных и благородных сердцах может вспыхнуть жажда отмщения (Ахилл, Гамлет, Ромео, Эдмон Дантес, Симурден и др.). Напротив, злодеи, под действием жизненных обстоятельств, раскаянья, а порой и просто минутного душевного просветления, поступают гуманно (Пугачев, Роб Рой, Лантенак и др.). В мировой литературе немало произведений, где данные человеческие качества представлены не как противоборствующие силы, но как извечно существующие начала бытия, как вечные спутники - Добро и Зло.

  1. Васильев Б. Не стреляйте белых лебедей.

  2. Гомер. Илиада.

  3. Гюго В. Человек, который смеется. Девяносто третий год.

  4. Дюма А. Граф Монте-Кристо.

  5. Железников В. Чучело.

  6. Куприн А.И. Суламифь.

  7. Льюис К.С. Хроники Нарнии.

  8. Мошковский В. Вызов на дуэль.

  9. Платонов А. Юшка.

  10. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Дубровский.

  11. Скотт В. Айвенго. Роб Рой.

  12. Солженицын А. И. Матренин двор.

  13. Солоухин В.А. Мститель (рассказ).

  14. Трифонов Ю. Дом на набережной.

  15. Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо.

  16. Шекспир У. Гамлет. Ромео и Джульетта.

  17. Шолохов М.А. Судьба человека.

  18. Шукшин В. Алеша Бесконвойный.

Цитаты

Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра. (Эпиктет)

Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Ф. Бэкон).

Прощение есть свойство сильного. (М. Ганди)

Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение. (А.И. Герцен)

Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. (Ф. Ницше)

Искусство и ремесло

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИЛИ»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Рекомендуемая литература

Список произведений для осмысления данного тематического направления неисчерпаем. О том, что есть подлинное искусство и каково его предназначение, кого можно назвать гением и в чем ценность его дара, человечество размышляет тысячелетиями. Одним из первых в европейском искусстве об этом писал древнегреческий поэт Анакреонт в 6-5 вв. до н.э., чуть позже - римский поэт Гораций (65-8 гг. до н. э.).

Ремесленничество в искусстве, конформизм, рутина, поденная работа - эта оборотная сторона жизни человека творческого труда многогранно осмыслена в мировой литературе и воплощена в судьбах самих писателей, художников, музыкантов, композиторов (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, О.

12

Бальзак, М. Булгаков и др.). Вопросы духовной гибели неизбежно сопутствуют развертыванию этой темы (Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь, О. Бальзак, Т. Манн, Г. Гессе, М. Булгаков, Т. Бернхард, Р. Бредбэри и др.).

Животворящая сила подлинного искусства и его созидающее начало во всей мировой литературе остается неизменным мотивом для авторов, принадлежащих разным эпохам, стилям, эстетическим направлениям. От произведений античного поэта Анакреонта до рассказов и эссе современной писательницы-искусствоведа Н. Дашевской красной нитью проходит эта традиция.

  1. Анакреонт. К цикаде.

  2. Астафьев В.П. «Гимн жизни», «Домский собор», «Далекая и близкая сказка» (рассказы); повесть «Последний поклон» (скрипач Вася-поляк); «Мною рожденный».

  3. Ахматова А. А. «Когда б вы знали, из какого сора...»

  4. Бальзак О. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии.

  5. Бегбедер Ф. 99 франков.

  6. Бернхард Т. Пропащий (роман).

https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/376226-tomas-bernhard-

propashchiy.html

  1. Брэдбери Р. Улыбка (рассказ).

  2. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита.

  3. Вересаев В. Состязание (рассказ).

  4. Гессе Г. Игра в бисер.

  5. Гоголь Н.В. Портрет.

  6. Гораций К.Ф. К Мельпомене.

  7. Готье Т. Стихотворение «Искусство» (в переводе Н.С. Гумилева).

  8. Гофман Т.А. Житейские воззрения котаМурра.

  9. Гранин Д. Картина (роман).

  10. Грин А.С. Победитель.

  11. Дашевская Н. Около музыки.

  12. Домбровский Ю.О. Хранитель древностей (роман).

  13. Друцэ И.П. Моцарт в конце лета (сборник эссе). https://libking.ru/books/essay/478789-ion-dmtse-motsart-v-kontse- leta.html#book

  14. Евсеев Б. Евстигней.

  15. Короленко В. Е. Слепой музыкант.

  16. Крылов И. А. Квартет.

  17. Куприн А. И. Тапер.

  18. Лиханов А. А. Детская библиотека.

  19. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном (письмо 32 «Понимать искусство»),

  20. Лондон Д. Мартин Иден.

  21. Манн Т. Доктор Фаустус.

  22. Набоков В. Дар.

  23. О. Генри. Последний лист.

  24. Пантелеев А.И. Гостиница «Лондонская».

  25. Пастернак Б.Л. Стихотворение «Определение поэзии».

  26. Паустовский К.Г. Повесть «Золотая роза» (главы: «Драгоценная пыль», «Молния», «Искусство видеть мир»); «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» (рассказы).

  27. Пришвин М.М. Мои тетрадки.

  28. Пушкин А.С. Разговор книгопродавца с поэтом. Моцарт и Сальери.

  29. Свинген А. Баллада о сломанном носе (повесть), https ://www. litmir. me/br/?b=586019&p= 1

  30. Тендряков В. Свидание с Нефертити.

  31. Толстой Л.Н. Альберт.

  32. Тургенев И.С. Певцы.

  33. Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

  34. Успенский Г. Выпрямила.

  35. Чехов А.П. Скрипка Ротшильда. Ионыч.

  36. Шаламов В.Т. Детские картинки. Шерри-бренди.

Цитаты

Все искусства состоят в исследовании истины. (Цицерон)

Техника в сочетании с пошлостью - самый страшный враг искусства. (И.В. Гете)

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. (Леонардо да Винчи) Недостатки всегда там, где оканчивается творчество и начинается работа. (В.Г. Белинский)

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступным и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Г.В.Ф. Гегель)

Каждый художник обладает смелостью, без которой талант не мыслим. (И.В. Гете)

Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. (Платон) Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. (И.В. Гете)

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника. (Р. Шуман)

У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом. (А. Франс)

Доброта и жестокость

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19

учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИЛИ»

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Рекомендуемая литература

Для осмысления данного тематического направления необходимо обратиться к истокам этических учений и современному состоянию общества. Жестокость, цинизм, бесчеловечность нередко являются неотъемлемыми характеристиками современности. Противоядие, пути к установлению равновесия двух сил - Добра и Зла - в человеческой душе мы находим в произведениях мировых классиков.

Преодолеть жестокость и поверить добру человек может посредством веры. Однако таких произведений в представленном списке немного. Эти мотивы звучат у А.С. Пушкина, В. Гюго, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского, А. Лиханова, Ч. Айтматова.

Значительно сложнее привести в гармонию две противоборствующие стихии, когда веры нет, а есть жестокая правда жизни, за которой скрыто добро. Почувствовать его, поверить в него, - значит начать жить по- настоящему. Такой урок преподают читателю на протяжении уже почти трех веков русские классики, а вслед за ними и писатели XX-XXI вв. (А. Алексин, В. Распутин, В. Тендряков Д. Гранин, В. Железников, Б. Екимов и др.)

  1. Алексин А. Безумная Евдокия.

  2. Астафьев В. П. Бойе. (Рассказ из повествования в рассказах «Царь- рыба»).

  3. Айтматов Ч. Плаха.

  4. Брэдбери Р. Всё лето в один день.

  5. Васильев Б.Л. Уродина. Не стреляйте белых лебедей.

  6. Габова Е.В. Не пускайте Рыжую на озеро (рассказ).

1Шр://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka/439

  1. Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.

  2. Гранин Д. Очерк «О милосердии» / статья «Потерянное милосердие».

  3. Гюго В. Отверженные. Человек, который смеется.

  4. Диккенс Ч. Тяжелые времена. Лавка древностей. Рождественская песнь в прозе.

  5. Достоевский Ф.М. Идиот. Униженные и оскорбленные. Преступление и наказание.

  6. Драгунский В.Ю. Друг детства.

  7. Екимов Б. Ночь исцеления (рассказ).

  8. Железняков В.К. Чучело.

  9. Искандер Ф. Милосердие.

  10. Кафка Ф. Превращение.

  11. Куприн А.И. Чудесный доктор. Олеся.

  12. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда.

  13. Лиханов А.А. Солнечное затмение. Голгофа. Мой генерал. Слетки. Мальчик, которому не больно.

  14. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты»),

  15. Островский Н.А. Гроза.

  16. Платонов А. Юшка.

  17. Приставкин А. «Ночевала тучка золотая...»

  18. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Моцарт и Сальери.

  19. Распутин В.Г. Уроки французского.

  20. Солженицын А. И. Матренин двор.

  21. Тендряков В.Ф. Хлеб для собаки. Ночь после выпуска.

  22. Толстой Л.Н. После бала.

  23. Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное ухо.

  24. Шолохов М.А. Судьба человека.

  25. Яковлев Ю.Я. Черника. Багульник. Цветок хлеба. Мальчик с коньками. Сердце земли. Игра в красавицу.

Цитаты

Всякая жестокость происходит от немощи. (Сенека)

Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие. (Конфуций) Жестокость не может быть спутницей доблести. (М. Сервантес)

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками. (Л. Толстой)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой) Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. (Л. Толстой)

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.

(В. Гюго)

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. (О. Бальзак)

Доброта лучше красоты. (Г. Гейне)

Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. (Г. Г ейне)

Награда за доброе дело - в самом его свершении. (Р. У. Эмерсон)

Типичные ошибки, допущенные е итоговых сочинениях,
и пути их преодоления

Анализ итоговых сочинений 2014 - 2017 гг. позволяет выявить проблемы, возникшие у школьников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.

Соотнесем типичные ошибки выпускников в итоговых сочинениях с критериями их оценки (см. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Ошибки по критерию 1 - «Соответствие теме»

  1. непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014 - 2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

  2. неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

  3. нечеткое или искаженное понимание терминов или нравственно­психологических понятий формулировки избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, где ему интересна поставленная проблема и знакомо литературное произведение, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Мы выделили ключевые слова в отдельных темах 2016/2017 уч. года:

- Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

  • Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

  • Когда поражение ценнее победы?

  • Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

  • Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», они указывают, например, на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», то есть указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем

(судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Ошибки по критерию 2 - «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

  1. неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

  2. неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, неумелое включение его в работу;

  3. неумение выбрать из ряда событий художественного произведения именно те, которые подтверждают главную мысль монологического высказывания пишущего;

  4. подмена анализа событий, тем, идей художественного произведения пересказом его фабулы;

  5. искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Следующий этап работы над сочинением требует определения

проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст. Многолетний опыт обучения сочинению ориентирует школьников на то, что главной мыслью работы должна стать формулировка заголовка ее основной части.

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

  1. комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введет в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказ, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний - портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения);

  2. актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; вначале нужно сформулировать главную проблему, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

  3. аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

  4. обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых школьник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

  5. сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

Для успешного построения аргументов учащиеся могут выбрать как одно, так и несколько художественных произведений. Опыт показывает, что, как правило, из нескольких произведений выпускники результативнее выбирают необходимые составляющие сюжета. Кроме этого, анализ более чем одного текста демонстрирует и более широкий круг чтения обучающихся. Необходимо отметить, что если в качестве аргументов избирается один художественный текст, то можно рекомендовать учащимся строить размышления в рамках первого аргумента вокруг судьбы одного персонажа, в рамках второго аргумента - вокруг другого героя. С учетом родо-жанровой специфика художественного произведения чаще всего такую возможность позволяет реализовать роман: в нем ряд героев, на протяжении всего повествования читатель узнает перипетии их судеб и путь формирования их характеров.

Формат итогового сочинения не предполагает обязательного литературоведческого анализа художественного произведения, тем не менее нужно учитывать, что словесное произведение искусства строится по определённым законам жанра, поэтому нужно напомнить учащимся о ряде литературоведческих терминов (тема, идея, проблема, сюжет и др.), которые помогут им верно оформить размышления о художественных произведениях.

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:

  • включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев;

  • сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста;

  • исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к

теме;

  • заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения ИТ. д.;

  • определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;

  • аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;

  • доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;

  • исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах).

Для предупреждения фактических ошибок следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

Ошибки по критерию 3 - «Композиция и логика рассуждения»:

  1. непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

  2. отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

После выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом. Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.

Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к структурным, композиционным и логическим ошибкам.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Школьник должен следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, а основная часть - примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять следующие типы тренировочных упражнений:

  • сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения);

  • определить 1-2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;

  • записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учетом проблем, поставленных во вступлении;

  • сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части; найти и исправить в ней логические ошибки;

  • сопоставить вступление и заключение и определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;

  • дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;

  • оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Ошибки по критерию 4 - «Качество письменной речи»:

  1. низкое качество речи и речевые ошибки;

  2. ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении;

  2. употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

  3. неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

  4. немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

  5. смешение лексики разных исторических эпох;

  6. нарушение лексической сочетаемости;

  7. употребление лишнего слова (плеоназм);

  8. речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

  9. необоснованный пропуск слова;

  10. порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам следующие виды тренировочных упражнений:

  1. найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

  2. обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

  3. указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова (плеоназм);

  4. исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

  • выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;

  • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

  • исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;

  • заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Ошибки по критерию 5 - «Грамотность» - подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

  • обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;

  • определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При переписывании сочинения следует помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком. Переписывая работу начисто, выпускнику нужно следить за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк, а черновик не учитывается.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

  1. Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года.

  2. На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

  3. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить упущенные или неудачные повороты мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.)

  4. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к

их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении школьников итоговому сочинению необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

  • изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению;

  • анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

  • осмысление проблематики сочинения, формулировка его главной мысли;

  • способы включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

  • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис - доказательства - примеры - выводы);

  • продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения, логические связи между его частями;

  • речевое оформление текста и оптимальные формы работы с черновиком.

Перед экзаменом выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания и инструкцией для участника итогового сочинения.

Памятка выпускника

На основании приведенного анализа ошибок учащихся определим этапы построения монологического высказывания формата итогового сочинения и предложим вариант алгоритма, рассчитанного на целевую аудиторию выпускников:

  1. . Почувствуйте уважение к себе: Вы начинаете писать свой текст, а значит, Вы думающий мыслящий взрослый человек, способный оценить многое в этом мире.

  2. . Выберите одну из предложенных тем - руководствуйтесь в процессе выбора сферой Ваших интересов, а также кругом Вашего чтения.

  3. . Если Вы уже выбрали тему, напишите на черновике значение КАЖДОГО слова из ее формулировки: это интеллектуальная разминка - она поможет Вам настроиться на работу и понять содержание темы, подумайте, какие слова являются смысловым центром высказывания.

  4. . Продумайте вступление - оно должно «ввести» читающего Вашу работу в тему - «не потеряйте» ключевые слова из формулировки темы.

  5. . Напишите на черновике аргументы, подтверждающие Ваш тезис (тезисы);

  6. . Напишите заключение: вернитесь к началу работы, сделайте вывод, соедините вступление и заключение.

  7. . Прочитайте Ваш черновик и ответьте на вопросы:

  • в работе не менее четырех абзацев?

-все части сочинения связаны с темой? (Для ответа на этот вопрос выделите в каждом Вашем абзаце ключевые слова из темы сочинения или синонимы к ним);

  • в абзацах-аргументах есть указание на автора и название произведения, есть оценка событий художественного текста?

  1. . Если Вам что-то захотелось исправить, обязательно сделайте это.

  2. . Посчитайте слова.

  3. . «Забыв» о содержании, проверьте орфографию и пунктуацию Вашего сочинения.

  4. . Оформите чистовик и еще раз проверьте его.

  5. . Почувствуйте уважение к себе: Вы выполнили работу и художественное Слово позволило Вам вновь открыть непреложные вечные истины.

Типы формулировок тем итогового сочинения

В процессе подготовки учащихся к декабрьскому сочинению нужно учитывать тип формулировки темы. Условно можно выделить три основных типа формулировок тем:

  1. Тема-вопрос,

  2. Тема - цитата, далее следует вопрос, предполагающий

согласие или несогласие с чьим-либо высказыванием,

  1. Тема-посыл.

В первом и втором типе тем в формулировке будет содержаться часть тезиса, который учащийся может использовать как ключевую идею сочинения - нужно перестроить вопросительное предложение в утвердительное, сохранив его главную содержательную часть. Например, тема «В чем проявляется истинная доброта?» перестраивается в предложение «Истинная доброта проявляется в ....», тема «Согласны ли Вы с утверждением О. де Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?» - «В нашей жизни всегда есть место и добру, и злу».

В теме-посыле (этот тип наиболее редок, например: «Герои-мечтатели на страницах художественных произведений») есть только ключевые слова, которые нужно сохранить в идее сочинения, полную формулировку главного тезиса сочинения учащийся формулирует самостоятельно, в этом ему могут помочь идеи художественных произведений, избираемых в качестве базы для аргументов. Для этого с учащимися на занятиях в процессе исследования

25

содержательных и формальных составляющих художественного текста нужно обсудить идейные концепции всех тематических направлений.

Варианты формулировок тем итогового сочинения

Отцы и дети

  1. Чему можно научиться у старшего поколения?

  1. Возможна ли гармония во взаимоотношениях отцов и детей?

  2. В чем заключается преемственность между поколениями?

  3. Чему молодое поколение может научить старшее?

  4. Согласны ли Вы с утверждением, что настоящая семья соединяет поколения?

  5. Согласны ли Вы с русской пословицей: «Что говорит большой, слышит и малый»?

  6. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку»?

  7. Как Вы понимаете смысл утверждения В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»?

  8. Как Вы понимаете смысл утверждения А. С. Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно!»

  9. Какие события, с Вашей точки зрения, соединяют поколения?

  1. В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?

  1. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

  2. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений?

  3. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?

  4. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»: неизбежность или миф.

  5. Понимают ли друг друга люди разных поколений?

Мечта и реальность

  1. Как, с Вашей точки зрения, связаны мечта и реальность?

  2. Где, с Вашей точки зрения, должна закончиться мечта и начаться реальность?

  3. Как соединить мечту и реальность?

  4. О чем должен мечтать настоящий человек?

  5. Как Вы понимаете смысл пословицы: «Дурак мечтает о богатстве, мудрец - о счастье»?

  6. Согласны ли Вы с русской пословицей: «Человек без мечты, что птица без крыльев»?

  7. Герои-мечтатели на страницах художественных произведений.

  8. В чем сила и слабость мечты?

  9. Разделяете ли Вы позицию А. С. Пушкина, утверждавшего: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»?

  10. Согласны ли Вы с тем, что все начитается с мечты?

  11. Какое влияние может оказать мечта на выбор человеком жизненного пути?

  12. Мечта и реальность в нашей жизни.

  13. Путь к самому себе: мечта и реальность.

  14. Какое значение в жизни человека имеет способность мечтать?

  15. Как влияет реальный мир на душевное состояние человека?

  16. Роль мечты в жизни человека.

  17. Какова роль мечты в становлении личности?

  18. Помогает ли мечта человеку не заблудиться на жизненном пути?

  19. Смысл человеческой жизни: мечта и реальность.

  20. Кто или что помогает человеку реализовать в жизни благородные устремления?

Месть и великодушие

  1. Какого человека, с Вашей точки зрения, можно назвать великодушным?

  2. Можно ли научиться быть великодушным?

  3. Почему, с Вашей точки зрения, человек становится мстительным?

  4. Чем опасна месть?

  5. Какие жизненные ситуации учат человека быть великодушным?

  6. Что может помочь человеку преодолеть чувство мести?

  7. Согласны ли Вы с утверждением Аристотеля: «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим».

  8. Кого из героев художественной литературы можно назвать великодушными?

  9. Как Вы понимаете высказывание Марка Аврелия: «Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него»?

  10. Согласны ли Вы с утверждением: кто умеет понять, тот умеет простить.

  11. Нравственный выбор человека на войне и в мирной жизни.

  12. К чему может привести человека месть?

  13. Какого человека можно назвать великодушным?

  14. По каким признакам можно узнать великодушного человека?

  15. Что может помочь человеку преодолеть желание мстить?

  16. Связаны ли понятия «месть» и «великодушие»?

  17. Что может заставить человека мстить?

  18. Почему важно уметь сострадать другому?

  19. В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется великодушие?

  20. Каковы причины возникновения желания мстить?

  21. Может ли человек с высокими моральными принципами мстить?

  22. Почему важно в жизни быть великодушным?

  23. Может ли мстительный человек быть счастливым?

Искусство и ремесло

  1. Как на страницах художественных произведений раскрывается образ художника, творца?

  2. Какое искусство можно назвать истинным?

  3. В чем разница между искусством и ремеслом?

  4. Как искусство меняет личность?

  5. Как связаны понятия искусство и добро?

  6. В каких художественных произведениях герой обретает смысл жизни благодаря искусству?

  7. В чем, с Вашей точки зрения, заключается миссия искусства?

  8. Как Вы понимаете высказывание Гиппократа: «Жизнь коротка - искусство вечно»?

  9. Согласны ли Вы с утверждением А. С. Пушкина: «Служенье муз не терпит суеты»?

  10. Как Вы понимаете высказывание Ф. М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно,

полезно»?

  1. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворенная человеком?

  2. Какие темы произведений искусства не теряют своей актуальности с течением времени?

  3. Может ли ремесло возвыситься до искусства?

  4. Кого можно назвать творцом?

  5. Почему творчество требует смелости?

  6. Искусство в моей жизни.

  7. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным». (М.М. Пришвин)

Доброта и жестокость

  1. В чем проявляется добро?

  2. Что побеждает жестокость?

  3. Как, с Вашей точки зрения, связаны понятия доброта и жестокость?

  4. Что значит быть добрым?

  5. Может ли жестокий человек переродиться в доброго?

  6. Почему доброта мудрее жестокости?

  7. Подтверждают или опровергают утверждение Сократа: «Высшая мудрость - различать добро и зло» - события художественных произведений?

  8. Как Вы понимаете слова О. Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?

  9. Разделяете ли Вы позицию Л.Н. Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?

  10. Как Вы понимаете утверждение В.О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?

  11. Как противостоять жестокости и агрессии?

  12. «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло...» (Л.М. Леонов)

  13. Как воспитать в себе доброту?

  14. К чему может привести человека жестокость?

  15. Какого человека можно назвать жестоким?

  16. Какого человека можно назвать добрым?

  17. По каким признакам можно узнать доброго человека?

  18. «Добру человеку человека учится». (Ч.Т. Айтматов)

  19. Почему, по-вашему, понятия «доброта» и «жестокость» относят к «вечным» категориям?

  20. Как связаны понятия «жестокость» и «равнодушие»?

  21. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

  22. Нужно ли сочувствовать людям, которые Вам не нравятся?

  23. Что значит быть отзывчивым?

  24. Нужно ли учиться сочувствию?

  25. Можно ли научиться сочувствию?

  26. Как, по-вашему, соотносятся понятия «доброта» и «отзывчивость»?

  27. Можно ли воспитать в себе доброту?

  28. Для чего нужна доброта?

  29. На какие поступки толкает человека жестокость?

  30. В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется доброта?

  31. Почему важно в жизни быть добрым?

  32. Может ли жестокий человек быть счастливым?

Тексты для итогового изложения Еж

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

Я кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал, что ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу: какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Я оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?»

Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу- луну.

Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает. «Пей», - говорю. Он и залакал.

Напился ёж, я говорю: «Давай спать». Лёг и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ёжик.

448 слов (По М. Пришвину)

Живое пламя

Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

зо

Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

  • Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

  • Ну, какой из маков цвет! - убеждённо ответила она. - Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

  • Ты маков посеял? - подступилась ко мне тётя Оля. - Ах, озорник ты этакий!

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тётя Оля сказала:

  • А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. На клумбе было много цветов. А в центре поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тяжёлых бутона.

Распустились они на другой день. Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

  • Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном "ястребке" на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковёр маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

448 слов (По Е. И. Носову)

Учитель

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!»

«Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.

Ан не тут-то было! На уроке литературы учитель заставил всех нас подряд читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»

На уроке русского языка учитель наш так разошёлся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант напишем завтра».

Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки и обязательно читал нам вслух минут десять - пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

Очень полюбили мы самостоятельную работу - не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. Класс заскрипел ручками.

Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я и назвал своё школьное сочинение «Жив».

Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул - у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

Когда в 1953 году в Перми вьттпла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

(По В.П. Астафьеву)

Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

Обучающихся 10 и 11 классов и их родителей необходимо ознакомить с нормативной базой итогового сочинения, открытыми тематическими направлениями для итогового сочинения, процедурой проверки итогового сочинения и изложения.

Выпускники 11 класса должны познакомиться с «Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)», иметь опыт работы с бланком регистрации и бланком записи, которые заполняются в процессе проведения итогового сочинения.

Важно организовать самостоятельную работу обучающихся по подготовке к экзамену:

  • подбор текстов художественных произведений, необходимых для раскрытия тем итогового сочинения, и их повторение;

  • систематическое повторение основных норм русского литературного языка (лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных).

Необходимо познакомить учащихся с инструкцией для выпускников, в которой изложены требования к сочинению (параметрам его оценки). Инструкция представляет собой пошаговые рекомендации участникам итогового сочинения, в ней отражены требования, в соответствии с которыми выпускники должны строить свои сочинения, а эксперты - оценивать их работы. Внимательное чтение инструкции, понимание изложенных в ней

зз

требований и точное их выполнение способствуют успешному написанию итогового сочинения.

Осуществляя подготовку обучающихся к написанию итогового сочинения в выпускных классах, учитель должен использовать задание, представленное в инструкции.

Основные требования к школьному сочинению по литературе:

  • Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.)

  • Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.)

  • Доказательность основной мысли. (Дается развернутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения. Выдвинутые положения подтверждаются текстом.)

  • Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (В сочинении обучающегося показано знание художественного произведения, умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.)

  • Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод - следствие рассуждений.)

  • Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения).

  • Стилевое единство, выразительность повествования. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, достигнута эмоциональность речи.)

  • Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.)

  • Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.)

При оценке итогового сочинения особое внимание уделяем критерию № 1 «Соответствие теме», который нацеливает на проверку содержания сочинения, и критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала», который позволяет оценить умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Если при проверке сочинения по этим критериям учащийся получает «незачёт», то «незачёт» ставится за всё сочинение.

Организуя подготовку учащихся 11 класса к экзамену, учитель может рекомендовать следующий алгоритм написания сочинения:

  1. . Обдумывание темы, определение её границ, выявление содержания. Чтобы точно определить тему, необходимо в её формулировке найти ключевые слова, помогающие выявить проблему.

  2. . Формулировка основной мысли (идеи) сочинения.

  3. . Подбор аргументов из произведения (произведений) отечественной или мировой литературы для доказательства основной мысли. Выпускник может выбрать свой путь осмысления предложенной темы (отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов).

  4. . Подбор фактического и литературного материала для убедительного обоснования тезисов.

  5. . Составление плана сочинения. План поможет написать стройную по композиции работу, избежать повторов, отклонений от темы. В каждом пункте плана можно указать примеры из текста и цитаты, необходимые для раскрытия темы.

  6. . Написание текста сочинения.

  7. . Проверка сочинения.

Надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою работу. При первом чтении проверяется содержание сочинения. При повторном чтении осуществляется проверка его композиции и логики изложения материала. Наконец, выпускник проверяет речевую и языковую грамотность текста.

Важной частью подготовки обучающихся к сочинению является совершенствование умений анализировать художественное произведение. Анализ текста предполагает выявление отдельных элементов художественной формы и содержания. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным элементам - тема, идея, пафос, фабула, конфликт, характер. Привлекая для аргументации произведение отечественной или мировой литературы, учащийся должен обязательно использовать элементы смыслового анализа текста.

Завершая повторение изученного произведения, можно ставить перед школьниками контрольные вопросы, которые помогают выявить уровень усвоения произведения:

  • Перескажите сюжет произведения; выделите в нём экспозицию и завязку основного конфликта; разобравшись в его причинах, найдите кульминацию и развязку.

  • Охарактеризуйте конфликт (идеологический, социальный, психологический и др.).

  • Какова система персонажей в произведении, как соотносятся герои между собой (противопоставлены или сопоставлены)?

  • Назовите основные проблемы, поставленные в произведении.

  • Определите авторскую позицию.

  • Перечислите основные черты стиля (поэтики) автора произведения.

Учителю следует уделить больше учебного времени анализу

письменных работ обучающихся после их тщательной проверки.

Анализ сочинений можно проводить в следующих формах:

  • рецензия учителя;

  • взаимное рецензирование обучающимися письменных работ друг

друга;

  • разбор сочинений на уроке;

  • индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям;

  • редактирование работ школьниками с целью совершенствования написанного;

  • работа над ошибками в сочинении (речевыми, грамматическими, орфографическими и пунктуационными).

Сочинение является результатом систематической работы, осуществляемой на уроках литературы на протяжении всех лет обучения. В практике школьного преподавания литературы следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся. Рекомендуется также включать в учебную работу контрольные сочинения на основе художественных произведений.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!