СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по теме " Основные классы неорганических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал используется при подготовке к ЕГЭ. Предназначен для обучающихся 10-11 классов.

Включает примерные задания части 1 ЕГЭ с 5 по 10 и части 2 (32).  Часть заданий можно использовать при подготовке к экзамену в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по теме " Основные классы неорганических соединений"»

1-Пересыпкинский филиал МБОУ 2- Гавриловская СОШ









Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по химии по теме «Основные классы неорганических веществ»









Выполнила



Учитель: Пустовалова Любовь Александровна





























2018 год



Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по химии по теме «Основные классы неорганических веществ»

Единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему – это задача не нескольких месяцев, не последнего года или даже не двух. Такая подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии. Являясь учителем основной и старшей школы строю свою работу с учетом того, что какой-то части учеников потребуется сдавать ЕГЭ по химии.

Уже в 8 классе закладываются основные понятия школьного курса химии, происходит формирование как специальных, так и общеучебных интеллектуальных умений и навыков. Поэтому особое внимание уделяю формированию химической грамотности, владение теоретическим материалом, объясняющим факты и явления. Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), добиваюсь понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора правильной последовательности действий.

Особое внимание уделяю работе с тремя главными таблицами по химии. На экзамене по химии выдаётся три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. 70% всей химической информации можно получить из этих таблиц, если уметь ими пользоваться.

На протяжении всего курса ориентирую учащихся на овладение языком химии, на совершенствование умения грамотно характеризовать любой химический процесс.

С 9 класса в дополнение к основному уровню обучения я веду занятия элективных курсов. Чтобы за тестами, формулами и уравнениями ученики не потеряли связь с реальными веществами и их свойствами (в последних изменениях КИМ прослеживается именно практическая направленность), я стараюсь использовать экспериментальную групповую и индивидуальную деятельность на занятиях. Для более детального обсуждения использую видеозаписи опытов по темам курса. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.

Использую задания на составление уравнений реакций по схемам, которые дают неисчерпаемые возможности для осознанного усвоения фактических знаний о способах получения веществ и их превращения друг в друга.

Для группы  учащихся, которые уже выбрали ЕГЭ по химии,  организуется: дифференцированный подход на уроках химии,

индивидуальные консультации занятия.

Подготовка к экзамену учащихся 11 класса осуществляется следующим образом:

-знакомство со структурой КИМ по химии, спецификацией и кодификатором заданий.

-изучение нового материала по темам курса химии, а также организация повторения теории с использованием материалов ЕГЭ прошлых лет.

-организация для обучающихся 10-11 классов нескольких пробных тестирований в форме и по материалам ЕГЭ.

На первом же занятии я не только обязательно знакомлю со структурой КИМов, с правилами распределения времени при выполнении экзаменационных заданий, но и провожу входную диагностическую работу, которая даёт возможность проанализировать уровень готовности учащегося к итоговой аттестации. В дальнейшем такие работы проводятся регулярно после прохождения различных тем или блоков, что даёт возможность выпускнику получить информацию, необходимую для принятия продуктивных решений. Ученик сам видит как изменяется уровень его подготовки.

         В 9, 10 и 11 классах для проверки качества знаний по отдельным разделам и темам активно использую задания ОГЭ и ЕГЭ из открытого банка ФИПИ, а также собственную подборку заданий по всем темам из сборников материалов прошлых лет.  Это позволяет не только проверить уровень подготовки учащихся, но осуществить тренировку выполнения заданий различного типа

Обращаю ваше внимание на ещё один из важных моментов при подготовке к ЕГЭ по химии, очень результативным оказывается использование экспериментальных задач, при решении которых происходит самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана работы, анализ эксперимента, подведение итогов.

Ведь не секрет, что открытие, которое ученик делает сам, гораздо лучше запомнятся им, а это приведет к повышению положительного эмоционального настроя и уверенности в своих силах.

Повторение учебного материала считаю самым важным при изучении химии и выполнении заданий. Прежде всего, постоянно обращаю внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения.

Именно поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д. Этот предметный материал в полной мере отрабатывается в 11 классе, при изучении темы "Строение вещества"

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого мною осуществляется на первом занятии, для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план, мини-программ для повторения. Потому что и по времени, которое остается на повторение, и по пробелам в подготовке, все мои ученики будут отличаться. У каждого ученика свои слабые места, поэтому и акценты будут расставлены по-разному.

В подготовке использую также материалы из сборников базового и повышенного уровня. Доронькина В.Н., также неплохие разработанные пособие: Р.А. Лидина, содержащие материал для подготовки к ЕГЭ по химии. Хорошее пособие для подготовки к ЕГЭ, типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / А.А. Каверина, краткий курс химии. Пособие для поступающих в вузы / Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин.

При работе я бы выделила 3 основные проблемы при подготовке обучающихся к ЕГЭ:

1.Количество часов по программе базового уровня (10 кл.-1час, 11 кл.-1 часа) недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ.

2.Учащиеся, выбравшие химию для сдачи в форме ЕГЭ, имеют разный уровень подготовки.

3. Слабые или недостаточные знания по математике и физике.

Опыт показывает, что качественных результатов ЕГЭ учащиеся достигают при сдаче экзамена ОГЭ в 9 классе, переводного экзамена в 10 классе. Это глубокая систематизация знаний и своеобразная психологическая подготовка, выработка стратегии выполнения работы. В заключение хотелось бы отметить, что самое главное при подготовке к ЕГЭ, чтобы дети заранее осознали, что это обыкновенная процедура, почувствовали уверенность в своих силах и по достоинству оценили свой уровень знаний. Мы не должны забывать о психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. И настраивать своих учеников на положительный результат, развеивать их страхи, учить сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса. Ведь жизнь не заканчивается экзаменом. И будущее в их собственных руках.

В ЕГЭ 2018 года знания о неорганические вещества включают в себя задания 5-10 первой части и 32 задание второй части КИМов. Все классы неорганических соединений и их свойства мы начинаем изучать в 8- 9 классах и более углубленное изучение ведётся в 11 классе.

Вот примеры некоторых заданий размещённых на ФИПИ.


Задания части 1 №5

Оксид серы (IV) проявляет свойства

  

 1) 

только основного оксида

  

 2) 

амфотерного оксида

  

 3) 

кислотного оксида

  

 4) 

несолеобразующего оксида


Ответ: 3

Кислотным и основным оксидом являются соответственно

  

 1) 

SO2 и MgO

  

 2) 

CO2 и Al2O3

  

 3) 

Na2O и FeO

  

 4) 

ZnO и SO3


Ответ:1

Среди перечисленных веществ кислой солью является

  

 1) 

гидрид магния

  

 2) 

гидрокарбонат натрия

  

 3) 

гидроксид кальция

  

 4) 

гидроксокарбонат меди


Ответ: 2



Установите соответствие между формулой соли и ее принадлежностью к определенной группе.


  

ФОРМУЛА СОЛИ

 

ГРУППА СОЛЕЙ

1) 

ZnSО4

2) 

Сu2(OH)2CO3

3) 

KAl(SO4)2

4) 

NaHSO4


   

А) 

кислая

Б) 

средняя

В) 

основная

Г) 

двойная

Д) 

комплексная



К амфотерным оксидам относится



  

 1) 

CuO

  

 2) 

Р2O3

  

 3) 

Cr2O3

  

 4) 

CrO3






Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) неорганических соединений, к которому оно принадлежит.




  

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

КЛАСС (ГРУППА) СОЕДИНЕНИЙ

1) 

гидрокарбонат свинца (II)

2) 

серная кислота

3) 

соляная кислота

4) 

гидроксид бериллия


   

А) 

бескислородная кислота

Б) 

щелочь

В) 

осно́вная соль

Г) 

кислородсодержащая кислота

Д) 

амфотерный гидроксид

Е) 

кислая соль





Часть 1 вопрос 6

Раствор гидроксида натрия не взаимодействует с

  

 1) 

СО2

  

 2) 

HСl

  

 3) 

SO2

  

 4) 

MgO


Ответ: 4

Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

  

 1) 

вода и соляная кислота

  

 2) 

кислород и оксид магния

  

 3) 

оксид кальция и гидроксид натрия

  

 4) 

вода и медь


Ответ: 3

Концентрированная азотная кислота в обычных условиях не взаимодействует с

  

 1) 

магнием

  

 2) 

гидроксидом натрия

  

 3) 

железом

  

 4) 

оксидом магния


Ответ: 3

С водой при комнатной температуре реагируют:

  

 1) 

барий и медь

  

 2) 

алюминий и ртуть

  

 3) 

кальций и литий

  

 4) 

серебро и натрий


Ответ: 3

С раствором серной кислоты взаимодействует каждое из двух веществ:


  

 1) 

хлорид бария  и  оксид углерода (IV)

  

 2) 

магний  и  хлорид бария

  

 3) 

хлорид натрия  и  фосфорная кислота

  

 4) 

медь  и  гидроксид калия




Гидроксид цинка может реагировать со всеми веществами пары



  

 1) 

сульфат кальция, оксид серы (VI)

  

 2) 

гидроксид натрия (р-р) , соляная кислота

  

 3) 

вода, хлорид натрия

  

 4) 

сульфат бария, гидроксид железа (III)




С какими из перечисленных ниже веществ будет взаимодействовать раствор сульфата меди (II)?



  

 1) 

гидроксид калия (раствор)

  

 2) 

железо

  

 3) 

нитрат бария (раствор)

  

 4) 

оксид алюминия

  

 5) 

оксид углерода (IV)

  

 6) 

соляная кислота

  

 7) 

фосфат натрия (раствор)




Как гидроксид алюминия, так и соляная кислота могут взаимодействовать с



  

 1) 

CuO

  

 2) 

H2SO4

  

 3) 

CO2

  

 4) 

NaOH




С образованием щелочи с водой взаимодействует



  

 1) 

алюминий

  

 2) 

цинк

  

 3) 

барий

  

 4) 

ртуть

Часть 1 Вопрос 7

В пробирку с раствором соли аммония Х добавили раствор вещества Y. 
В результате реакции наблюдали образование белого осадка. 
Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.


  

1) 

нитрат аммония

2) 

хлорид аммония

3) 

хлороводород

4) 

сульфат магния

5) 

карбонат аммония


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В пробирку с раствором вещества X добавили кислоту Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение

H++HCO−3=H2O+CO2↑

Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.


  

1) 

угольная кислота

2) 

фтороводородная кислота

3) 

бромоводородная кислота

4) 

карбонат калия

5) 

гидрокарбонат аммония


В пробирку с раствором вещества X добавили кислоту Y. В результате произошла реакция, которую описывает сокращённое ионное уравнение

H++HCO3=H2O+CO2↑

Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанную реакцию.


  

1) 

угольная кислота

2) 

фтороводородная кислота

3) 

бромоводородная кислота

4) 

карбонат калия

5) 

гидрокарбонат аммония


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Часть 1 вопрос 8



Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


  

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

 

КЛАСС/ГРУППА

А) 

Cr2O3

Б) 

SO3

В) 

NO


   

1) 

кислотные оксиды

2) 

основные оксиды

3) 

несолеобразующие оксиды

4) 

амфотерные оксиды





Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать.


  

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) 

Fe

Б) 

KI

В) 

HCl

Г) 

CO2


   

1) 

NaOH, C, Mg

2) 

Br2, CuCl2, AgNO3

3) 

AgNO3, KOH, MnO2

4) 

Н2, CuSO4, HCl

5) 

N2, Na2O, Ba(OH)2





Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.


  

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) 

алюминий

Б) 

кислород

В) 

сера

Г) 

натрий


   

1) 

Fe2O3,HNO3(рр),NaOH(рр)Fe2O3,HNO3(р−р),NaOH(р−р)

2) 

Fe, HNO3, H2Fe, HNO3, H2

3) 

HI, Fe, P2O3HI, Fe, P2O3

4) 

C2H5OH, H2O, Cl2C2H5OH, H2O, Cl2

5) 

CaCl2, KOH, HClCaCl2, KOH, HCl




Установите соответствие между названием вещества и формулами реагентов, с которыми оно может взаимодействовать.




  

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

 

ФОРМУЛЫ РЕАГЕНТОВ

А) 

сера

Б) 

кислород

В) 

хлор

Г) 

фосфор


   

1) 

H2S, KOH, C2H6H2S, KOH, C2H6

2) 

O2, SO3, C2H6O2, SO3, C2H6

3) 

CH4, Zn, N2CH4, Zn, N2

4) 

Hg, HNO3, Cl2Hg, HNO3, Cl2

5) 

O2, S, Cl2O2, S, Cl2





Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


  

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) 

Li

Б) 

CO2

В) 

Ba(OH)2

Г) 

Ca(HCO3)2


   

1) 

HCl, Ca(OH)2, Na2SiO3

2) 

H2, KOH, Na2SO4

3) 

CuCl2, Na2СO3, Fe(NO3)2

4) 

C, Mg, NaOH

5) 

H2O, N2, Cl2



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

тановите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


  

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) 

N2

Б) 

Fe2(SO4)3

В) 

SO3

Г) 

HCl


   

1) 

H2O, MgO, KOH

2) 

AgNO3, Ba(OH)2, CuO

3) 

Ba(NO3)2,  Mg, Zn

4) 

KNO3, Cu(OH)2, NaCl

5) 

Ca, O2, H2





Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.


  

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

 

РЕАГЕНТЫ

А) 

HI

Б) 

Cl2 (г.)

В) 

Al2O3

Г) 

Na3PO4


   

1) 

Cu, P, Na

2) 

Al(OH)3, K2CO3, Mg

3) 

K2CO3, KOH, H2SO4 (p-p)

4) 

CuCl2, Ca(NO3)2, Al2(SO4)3

5) 

HNO3, N2, NH4Cl



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 1 Вопрос 9

Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.




  

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

 

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) 

KHCO3 + KOH →

Б) 

KHCO3 + HCl→

В) 

K2CO3 + HNO3

Г) 

K2CO3 + ВаCl2


   

1) 

KNO3 + CO2 + H2O

2) 

KCl + Na2CO3

3) 

K2CO3 + H2O

4) 

KCl + H2O + CO2

5) 

ВаСO3+KCl






Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакции.
















  

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

 

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) 

FeO + HCl 

Б) 

Fe2O3 + HCl 

В) 

Fe3O4 + HCl 

Г) 

Fe2O3 + NaOH →t∘→t∘


   

1) 

FeCl2 + FeCl3+ H2O

2) 

FeCl3+ H2O

3) 

FeCl2+ H2O

4) 

Na3[Fe(OH)6]

5) 

NaFeO2 + H2O

6) 

Fe(OH)3 + NaCl





Начало формы

Установите соответствие между формулами реагирующих веществ и продуктами реакций.


  

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

 

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) 

CaC2 + HCl 

Б) 

Ca + H2O 

В) 

CaO + H2O 

Г) 

CaCO3 + H2O + CO


   

1) 

CaCl2 + H2O

2) 

Ca(OH)2

3) 

Ca(OH)2 + H2

4) 

CaCl2 + C2H2

5) 

Ca(HCO3)2




Конец формы


Начало формы


Конец формы


Часть 1 Вопрос 10

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Начало формы

В схеме превращений

веществом «X» является

  

 1) 

CuO

  

 2) 

Cu

  

 3) 

Cu(OH)2

  

 4) 

CuCl2


Конец формы




В схеме превращений

веществом «X2» является

  

 1) 

FeO

  

 2) 

Fe(OH)3

  

 3) 

FeCl2

  

 4) 

FeCl3


Для осуществления превращений SO2  H2SO4K2SO4 необходимо использовать:

1) Н2O KHSO4

2) Н2O Na2SO4

3) Н2O KOH

4) Н2 KOH

В заданной схеме превращений

X→Mg(OH)2→YMgSO4

веществами Х и Y являются:


  

1) 

Mg3(PO4)2

2) 

MgCO3

3) 

MgCl2

4) 

BaSO4

5) 

H2SO4


В схеме превращений

Cu →X CuBr2 →Y CuCl2

веществами Х и Y соответственно являются




  

1) 

HCl

2) 

KBr

3) 

NaCl

4) 

Br2

5) 

Cl2


В схеме превращений

Fe →x FeCl2 →Y FeCl3

веществами Х и Y соответственно являются




  

1) 

Cl2

2) 

HCl

3) 

CaCl2

4) 

Fe

5) 

Fe3O4


Часть 2 вопрос 32

Нитрат меди (II) прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурого газа.

 

Решение

 (электролиз)


Даны вещества: углерод, водород, серная кислота (конц.), дихромат калия. Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.



Использованы ресурсы интернета:

1.Сайт http://www.fipi.ru/

2.Сайт Решу ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!