СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» для учащихся 9-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» для учащихся 9-11 классов подготовлены с целью наглядной демонстрации оформления и содержательного наполнения индивидуального итогового проекта

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» для учащихся 9-11 классов»

Методические рекомендации по подготовке индивидуального проекта по дисциплине «Обществознание» для учащихся 9-11 классов


Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, который выполняется обучающимся в рамках школьной дисциплины с целью демонстрации достижений в самостоятельном освоении знаний и способности осуществлять результативную деятельность в различных формах.


Типы проектов и формы представления результатов


Тип проекта

Цель проекта

Форма представления результатов

(проектный продукт)

Практико-ориентированный, социальный

Решение практических задач.

анализ данных социологического опроса,

веб-сайт,

видеофильм,

игра,

научно-исследовательская работа,

пакет рекомендаций,

стендовый доклад,

отчёты о проведённых исследованиях,

презентация PowerPoint,

реферат,

учебное пособие,

эссе,

другое

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта.


В процессе работы учащегося над проектом можно выделить следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.


Подготовительный этап включает в себя выбор темы и руководителя проекта.

Основной этап включает в себя непосредственно работу над проектом: разработка плана проекта, сбор научно-исследовательской литературы, проведение социологических опросов, оформление работы в соответствии с требованиями, проверка проекта руководителем.

Заключительный этап включает в себя систематизацию материала, подготовку презентации и защиту проекта.

Структура индивидуального итогового проекта:

- титульный лист (название общеобразовательного учреждения, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, населённый пункт, год);

- описание проекта (актуальность проекта, цели и задачи, назначение проекта);

- основной текст работы может включать в себя историческую справку по исследуемой проблеме, анализ данных социологических опросов, описание хода работы;

- заключение;

- список использованной литературы (может включать в себя учебники, учебные пособия, ссылки на Интернет-ресурсы).


С целью наглядной демонстрации оформления и содержательного наполнения индивидуального итогового проекта предлагаю рассмотреть в качестве примера индивидуальный итоговый проект «Грамотный юрист в современном обществе».





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 имени Героя Советского Союза Худякова Ивана Степановича













ГРАМОТНЫЙ ЮРИСТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ







Руководитель проекта: учитель обществознания Карнаух О.Д.

Проект подготовлен: Ивановой И.И., ученицей 9 «А» класса



























Сочи - 2021



Проектная работа

на тему: «Грамотный юрист в современном обществе»


«Юристов с дипломами много, хороших – мало»

Виктор Цыганов, декан юридического факультета ННГУ


Юристы востребованы всегда. Они обеспечивают безопасность предпринимательской деятельности, помогают в разрешении различных гражданских споров и при проведении уголовных процессов. Данные специалисты незаменимы и требуются постоянно.

Профессия юриста известна с древних времен и интерес к данной профессии, её востребованность, не иссякает уже многие тысячелетия. В переводе с латинского «juris» значит право.

Актуальность выбранной темы связана с востребованностью и престижем профессии юриста. Однако несмотря на большое количество выпускников юридических вузов, найти по-настоящему грамотного специалиста - сложное дело.

Целью проектной работы является анализ профессиональных и личностных характеристик грамотного юриста, разработка предложений по улучшению навыков специалиста в области юриспруденции.

Исходя из цели проекта, следует обозначить ряд следующих задач:

- проведение социологического опроса с целью определения основных критериев, на которые опирается гражданин при выработке специалиста

- анализ критериев оценки юриста как профессионала;

- определение «идеальной» модели грамотного юриста - профессионала своего дела.

Зарождение юридической профессии историки связывают еще с периодом Древней Греции. Уже тогда в пантеоне древнегреческих богов присутствовала богиня правосудия Фемида, а софисты, считающиеся предшественниками современных юристов, владели искусством красноречия и помогали гражданам подготовиться к выступлению в суде при защите своих интересов.

Первые профессиональные юристы появились в Древнем Риме. Коллегия понтификов вырабатывала правила толкования права, вела записи юридических случаев и давала компетентные юридические советы.

В России престиж юридической профессии связан с реформами Александра II. Судебная реформа 1864 года породила целое поколение российских юристов, которые заложили основы дальнейшего развития юридической науки.

Имена таких российских юристов, как Анатолий Федорович Кони, Федор Никифорович Плевако, Дмитрий Васильевич Стасов, Владимир Данилович Спасович, Александр Иванович Урусов вошли в историю российской юриспруденции. Российские юристы XIX столетия ассоциировались с блестящим знанием законодательства, красноречием и умением заинтересовать суд.

В настоящее время профессия юриста продолжает занимать одну из главенствующих позиций в «народных» рейтингах. Согласно данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, профессия юриста занимает третье место по престижности (см. таблицу 1) и первое место – по доходности (см. таблицу 2).

Таблица 1. Список наиболее престижных профессий в России: статистика по годам (%)


Профессия

2018

2012

2009

Врач

26

12

12

Учитель

16

4

4

Юрист

14

23

20

Программист

12

5

6

Рабочие профессии

11

4

6

Военнослужащий

10

4

3

Экономист

9

15

12

Инженер

8

4

3


Вместе с тем, анализ представленной таблицы позволяет сделать вывод о снижении престижности юридической профессии. О причинах падения рейтинга престижности поговорим позже.


Таблица 2. Список наиболее доходных профессий в России: статистика по годам (%)

Профессия

2018

2012

2009

Юрист

15

17

14

Политическая сфера

13

-

-

Врач

12

6

7

Нефтяник

12

8

4

Предприниматель

11

14

13

Банкир

10

14

11

Программист

8

2

3

Военнослужащий

7

5

4


Юрист — это лицо, обладающее специальными (профессиональными) знаниями в области права и умеющее их применять в практической деятельности.

Юридическая деятельность, т. е. деятельность, связанная с применением специальных правовых знаний и направленная на решение юридической задачи, — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах жизни.

Понятие «юрист» является предельно обобщенным, поэтому человека с юридическим образованием нельзя одновременно причислять и к адвокатам, и к следователям, и к нотариусам, и к другим специальностям из сферы юриспруденции. Профессия «юрист» подразумевает огромный спектр деятельности. Все они объединяют в себе знания законов и правовых норм. Ведь именно наличие различных правил, установок и нормативных актов отличает современное общество от первобытных дикарей, у которых все вопросы решались силовым путем.

Так как правовая сторона жизни любого государства поистине многогранна, знать все ее аспекты просто нереально. Любой юрист должен иметь конкретный профиль работы, постоянно изучать его и трудиться именно в выбранном направлении.

На наш взгляд, следует назвать наиболее распространенные профессии, связанные с юридической деятельностью:

  1. Адвокат – консультирует клиентов, выступает в роли защитника в уголовном процессе, может быть представителем потерпевшего, истца или ответчика в суде;

  2. Прокурор – осуществляет надзор за исполнением и соблюдением закона органами государственной власти и местного самоуправления;

  3. Судья – вершит правосудие от имени государства, разрешает правовые споры, определяет наказание тем, кто совершил наказание;

  4. Нотариус – составляет и заверяет различные документы (сделки, завещания, договоры);

  5. Следователь – расследует преступления;

  6. Юрисконсульт – сотрудник фирмы, предприятия, учреждения, специалист по правовым вопросам.

В целях изучения качества юридических услуг, а также с целью формулирования предложений по их улучшению мною был проведен социологический опрос в сети Интернет на предмет обращения граждан к юристам за юридическими услугами (список вопросов с соответствующими вариантами ответов представлен ниже).


  1. Обращались ли Вы когда-либо к юристам за юридическими услугами?

  2. Что для вас главное при выборе юриста? Укажите не более трех пунктов.

А) стоимость услуг;

Б) репутация юриста;

В) близость расположения юриста (юридической компании) к месту Вашего жительства;

Г) положительные отзывы в Интернете;

Д) положительные рекомендации знакомых;

Е) солидная обстановка офиса;

Ж) квалификация и образование юриста;

З) культура речи;

3. Остались ли вы довольны качеством оказываемых услуг? Если нет, то почему?

Результаты проведенного опроса представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Социологический опрос





Анализ результатов проведенного опроса позволяет говорить о следующем. В опросе приняли участие 30 человек, 70% из которых (21 чел.) обращались к услугам юриста. Среди критериев, играющих первостепенную роль, большинство респондентов отметили стоимость услуг, репутацию юриста и положительные рекомендации знакомых.

12 человек из 21 оказались не в полной мере удовлетворены качеством услуг юриста. Среди причин респондентами была названа: высокая стоимость оказываемых услуг, неудовлетворенность итогом работы с юристом, сложный язык изъяснения с клиентом.

Как было сказано ранее, в настоящее время наблюдается снижение престижности юридической профессии. В первую очередь это связано с большим количеством выпускников с дипломом по юридической специальности и доступностью получения такого образования ввиду огромного количества специализированных юридических вузов и университетов, готовящих выпускников по направлению «Юриспруденция».

Вместе с тем, качество образования зачастую «хромает» и найти специалиста – грамотного юриста – очень сложно.

На основании проведенного социологического опроса был составлен перечень критериев оценки юриста как профессионала с трех точек зрения: профессиональные критерии, процедурные критерии, критерии с точки зрения клиента (обывателя) (таблица 3)

Профессиональные

критерии

Процедурные

критерии

Критерии с точки зрения клиента

Высшее юридическое образование.

Соблюдение конфиденциальности информации, предоставленной клиентом.

Положительные рекомендации.


Опыт работы.

Невозможность гарантирования положительного результата.

Степень оправдания ожиданий клиента.


Отсутствие судимости.

Невозможность принятия поручения на ведение дела клиента, когда для этого нет оснований.

Внешний вид офиса.

Внешний вид юриста.


Знание информационно-правовых систем («Консультант», «Кодекс» и др.).

Оказание услуг в соответствии с законодательными нормами.

Доступность и культура речи юриста.

Вежливость и приветливость юриста.


Знание иностранных языков.

Разработка возможных вариантов решения проблемы и информирование об этом клиента

Оперативность работы юриста (быстрое решение проблемы клиента).


Количество стажировок.


Отзывчивость юриста, желание помочь в любое время

Наличие сертификатов.


Достижение результата, устраивающего клиента.


Членство в профессиональных ассоциациях и сообществах.


Честное отношение к клиенту: добросовестное изложение возможных результатов работы и последствий достигнутого результата.


Количество рассмотренных дел.


Подробное описание этапов процесса работы.


Количество выигранных дел


Соответствие заявленной и договорной цены на услугу.

Как видно из представленной таблицы, а также из результатов социологического опроса, зачастую профессиональные критерии и критерии оценки работы юристов со стороны клиентов не совпадают. Это, в частности, связано со спецификой профессии, оценку которой простому обывателю зачастую трудно. Зачастую речь юриста характеризуется сухостью, лаконичностью, наполнена канцеляризмами и специальной терминологией.

Вместе с тем, на мой взгляд, грамотный юрист – это не только профессионал, разбирающийся в нюансах законодательства и знающий сложные юридические термины, но и специалист, умеющий доступно объяснить сложные этапы процесса работы с конкретной проблемой.

Таким образом, следует выделить основные моменты, характеризующие юриста как специалиста своего дела:

  1. Речь – является главным, ключевым инструментом любого специалиста в своей профессиональной деятельности. Речь выступает своего рода «визитной карточкой», благодаря которой юрист себя презентует, демонстрирует свой уровень интеллекта. Речь должна быть грамотной, четкой и лаконичной, логичной, наполненной, но не перенасыщенной терминологией. На мой взгляд, для развития данного навыка необходимо ввести в университетах дополнительные курсы по ораторскому мастерству.

  2. Умение грамотно, ясно, точно и доступно изложить информацию на бумаге – один из важнейших навыков профессионала. Не менее (если не более) важно – это постараться, чтобы текст поняли не только коллеги, но и клиенты. Специалисты по правовым вопросам должны изучать стилистические и механические аспекты написания, не допускать грамматических ошибок. Навык юридического письма приобретается в университете во время занятий и в ходе похождения стажировок.

  3. Овладение компьютерными навыками. Компьютерные технологии в настоящее время – это неотъемлемая часть юридических услуг. В связи с этим грамотный юрист должен: быстро разбираться в программном обеспечении, оптимизирующим работу юристов (презентации, поисковые базы данных и пр.); знать и владеть навыками работы с электронной почтой, системами голосовых сообщений, видеоконференциями; обладать навыками интернет-сёрфинга, чтобы быстро и эффективно проводить поиск и анализ правовой информации.

  4. Знание законодательства. Несмотря на стремление к лаконичности и простоте, юридический язык сложен и насыщен, поэтому грамотному юристу необходимо ориентироваться в законах, анализировать судебную практику. Вся юридическая профессия – это постоянная учеба, изучение юридических нюансов.

Вывод. На основе изученной литературы, анализа статистических данных можно констатировать факт, что профессия юриста является наиболее востребованной и привлекательной. В связи с этим школьникам старших классов, планирующих связать свою профессиональную деятельность с юриспруденцией, важно обратить внимание на выработку навыков, указанных выше.

Следует обратить внимание на более глубокое изучение предметов школьного курса, необходимых для поступления на юридические специальности (обществознание, история).

Грамотный юрист в современном обществе - это специалист, который не только разбирается в правовых нормах, но и профессионал, умеющий простым языком объяснить обывателю сложные юридические процессы. В настоящее время наше общество нуждается в грамотных специалистах. Для этого необходимо улучшать качество образования в юридических вузах, развивать систему прохождения стажировок во время обучения, давать возможность молодым специалистам получать необходимую юридическую практику.



Список использованной литературы:

  1. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Опрос https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387

  2. Интервью с ректором МГЮА В.В. Блажеевым https://rg.ru/2010/09/14/blazheev.html

  3. Казаков В.В. Профессиональные качества юриста: постановка проблемы

  4. Купцова О.В. Нравственные качества юриста

  5. Аверин А.В. Рецензия на монографию В.Н. Казакова и Б.В. Шагиева «Профессиональные качества личности юриста в системе условий обеспечения права гражданина на оказание квалифицированной юридической помощи (проблемы теории и практики)»

  6. Оробинский В. В. Чему не учат на юрфаке. Тайны профессионального мастерства юриста

  7. Нарутто С. В. Профессиональная компетентность будущих юристов: теоретический, практический и личностный аспекты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!