СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экологические основы природопользования

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  дисциплине Экологические основы природопользования

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экологические основы природопользования»


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ







Утверждена приказом директора

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 220/ 1-р от 09.06.2020г.




Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экологические основы природопользования

































Покачи

2020




Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экологические основы природопользования



Организация-разработчик:

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи


Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории


Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 16 от 05. 06. 2020г.


Рассмотрена «Согласовано»

ПЦК преподавателей Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 6 от 29. 05. 2020г.


























Пояснительная записка

Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональных компетенций;

-углубления и расширения теоретических знаний;

-развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-развития исследовательских навыков.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

-для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами.

-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент – анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование.

-для формирования умений:

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).


Учебная дисциплина Естествознание включает в себя следующие виды самостоятельной работы.

По Разделу 1.

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение (таблица)

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе (сообщение)

По Разделу 2.

Пищевые ресурсы человечества (презентация)

Проблемы сохранения человеческих ресурсов (доклад)

Тематика рефератов и сообщений.

Молочные продукты – в любом возрасте.

Генетически модифицированные продукты.

Добавки в пищевых продуктах.

Соя, и ее польза для здоровья.

Экология и здоровье человека.

Пища Франкенштейна.

По Разделу 3.

Тематика интегрированной самостоятельной работы в виде презентации:

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.


В результате изучения учебной дисциплины Экологические основы природопользования обучающийся должен:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

  • анализировать экологическую ситуацию на производстве; предвидеть последствия и прогнозировать результат природоохранных действий;

  • квалифицированно проводить необходимые природо-защитные мероприятия;

  • устанавливать причины, последствия и пути предотвращения загрязнения окружающей среды;

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;



Планируемые результаты: развитие общих компетенций

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (самообучение).

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (самоорганизация, самообучение).

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы(информационная компетенция, коммуникативная компетенция, самоорганизация).

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение).

ОК 5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (информационная компетенция, самоорганизация, самообучение).

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (коммуникативная компетенция)

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Перед выполнением, обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на профессиональный модуль.

Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, проходит в устной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента на практических или семинарских занятиях.

Самостоятельная работа

Раздел 1. Экология и природопользование.

Темы: Современное состояние окружающей среды в России. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы. Природные ресурсы и рациональное природопользование Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды Мониторинг окружающей среды.

Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Физическое загрязнение. Химическое загрязнение. Биологическое загрязнение

Вид самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему: Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе, составить таблицу Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение

Цель: овладение знаниями для своей будущей специальности и формирование общих и профессиональных компетенций.

Алгоритм работы

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

1. Собрать и изучить литературу по теме;

2.Составить план или графическую структуру сообщения;

3.Выделить основные понятия;

4.Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

5.Оформить текст письменно (оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию);

6.Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Сроки выполнения Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч, максимальное количество баллов – 5.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

Список литературы

  1. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.

  2. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2015

  3. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012

Интернет – ресурсы

www.class-fizika.nard.ru(«Классная доска для любознательных»).

www.physiks.nad/ru(«Физика в анимациях»).

www.interneturok.ru(«Видеоуроки по предметам школьной программы»).



Самостоятельная работа

Раздел 2. Охрана окружающей среды

Темы: Рациональное использование и охрана атмосферы. Воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы. Кислотные дожди. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. Определение степени загрязнения воды. Мониторинг водных ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.


Вид самостоятельной работы: подготовка рефератов на тему «Молочные продукты – в любом возрасте». «Генетически модифицированные продукты». «Добавки в пищевых продуктах». «Соя, и ее польза для здоровья». «Экология и здоровье человека». «Пища Франкенштейна». Подготовка презентации на тему «Пищевые ресурсы человечества» . Подготовка доклада на тему «Проблемы сохранения человеческих ресурсов»

Цель: развитие эрудиции, самоорганизация, самообучение, умение использовать различные источники для получения естественно­научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав­ленных целей

Алгоритм работы

Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

1.выбор литературы (основной и дополнительной);

2.изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

3.оформления реферата согласно установленной форме в соответствии с Гост 7.9-95.

Объем реферата обычно составляет 7-15 страниц, в редких случаях до 20. Стандартный реферат традиционно состоит из нескольких частей: 1) титульный лист; 2) оглавление или план; 3) введение; 4) основная часть; 5) заключение; 6) список использованной литературы.

Сроки выполнения

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата требованиям.

Список литературы

  1. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2013

  2. П.И. Трушин Экологические основы природопользования М:. Феникс 2012

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2011

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.

  • Интернет – ресурсы

  1. -www.krugosvet.ru/универсальная энциклопедия« Кругосвет»/;

  2. -http://scitecIibrary.ru/научно-техническаябиблиотека/

  3. -www.auditorium.ru/библиотека института«Открытое общество»/

Самостоятельная работа

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.

Темы: Рекреационное значение лесов. Развитие экологического туризма в России. Охрана ландшафтов. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Вид самостоятельной работы: подготовка информационных презентаций на тему:

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

Цель: овладение знаниями для своей будущей специальности и формирование общих и профессиональных компетенций.

Цель: с целью визуализации и актуализации полученных знаний, умение использовать различные источники для получения естественно­научной информации.

Алгоритм работы

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

1.Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

2.Установить логическую связь между элементами темы;

3.Представить характеристику элементов в краткой форме;

4.Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

5.Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Материалы-презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point.

Сроки выполнения

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации.

Ориентировочное время на подготовку –3 часа.

Критерии оценки

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

  • работа представлена в срок.


Список литературы

  1. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.

  2. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2015

  3. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012

  4. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2013

  5. П.И. Трушин Экологические основы природопользования М:. Феникс 2012

  6. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2011

  7. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.


Интернет – ресурсы

www.krugosvet.ru/универсальная энциклопедия« Кругосвет»/;

http://scitecIibrary.ru/научно-техническаябиблиотека/

www.auditorium.ru/библиотека института«Открытое общество»/

www.pvg.mk.ru(олимпиада «Покори Воробьевы горы»

www.hemi.wallst.ru(«Химия. Образовательный сайт для школьников»).

www. alhimikov. net(Образовательный сайт для школьников).

www.chem.msu.su(Электронная библиотека по химии).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!