СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Естествознание для студентов специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Естествознание для студентов специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Красночикойский филиал

ГПОУ «Читинский политехнический колледж»








Естествознание

(разделы: химия, биология)



Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы для студентов специальности

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет














с. Красный Чикой

2016











Автор: Тароева М.Н.– преподаватель биологии























Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет. Содержат задания согласно программе ОУДб. 08 Естествознание.


Введение


После изучения теоретических тем дисциплины проводятся самостоятельные занятия, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по самостоятельной работе необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине.

Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Методические указания включают задания по самостоятельному изучению дисциплины, вопросы для самоконтроля.

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

предметных:

• сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространствеино-временных масштабах Вселенной;

• владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

• сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

• сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

• владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

• сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.





  1. Перечень самостоятельных работ

№ п/п

Тема

Вид работы

Количество часов

1

Тема 2.1. Общая и неорганическая химия

Подготовка реферата по теме «Охрана окружающей среды от химического загрязнения»

7


2

Тема 2.2. Органическая химия

Составление кроссворда по теме «Источники загрязнения атмосферы, гидросферы»

2

3

Тема 2.3. Химия и жизнь

Составление конспекта по теме «Сбалансированное питание»

Оформление презентаций по теме «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки»

2




4

4

Тема 3.2. Клетка

Написание конспекта на тему «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организма»

Подготовка презентации на тему «Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции»

2



3

5

Тема 3.3. Организм

Подготовка сообщений по теме «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»

2


6

Тема 3.5. Экосистемы

Подготовка мультимедийной презентации по теме: «Опасность глобальных нарушений в биосфере, озоновые дыры».

Решение экологических задач.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

4




2

2






  1. Методические рекомендации по видам и формам самостоятельной работы студентов


2.1 Подготовка к выполнению реферата

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Тема реферата разрабатывается преподавателем, который читает данную дисциплину. Темы рефератов определяются в установленном преподавателем порядке: по фамилии, по списку группы, по последней цифре номера зачетной книжки студента или другим способом. По согласованию с преподавателем, возможна корректировка темы или утверждение инициативной темы студента.

Реферат выполняет следующие функции:

  • информативная;

  • поисковая;

  • справочная;

  • сигнальная;

  • индикативная;

  • коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует. Язык реферата должен отличатся ясностью, точностью, краткостью и простотой. Содержание следует излагать объективно от имени автора.

При оценке реферата учитывается не только качество реферирования прочитанной литературы, но и аргументированное изложение собственных мыслей студента по рассматриваемому вопросу. Результат работы студента оценивается преподавателем по бальной системе. Также допускается оценивать работы, удовлетворяющие или не удовлетворяющие предъявляемым требованиям, «зачтено» или «не зачтено» соответственно.

Объем реферата должен составлять 10-18 печатных страниц.

Структура реферата

Реферат, выполняемый студентами, должен содержать следующие структурные элементы: титульный лист, заполненный по единой форме (Приложение А); оглавление с указанием всех разделов реферата и номерами страниц; введение объемом не более 1,5-2 печатные страницы; основная часть, которая содержит одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (пунктов, разделов); заключение, которое содержит главные выводы основной части, и в котором отмечается выполнение задач и достижение цели, сформулированных во введении; приложения, включающие график и таблицы (если таковые имеются).

Оформление содержания реферата

Печатный вариант работы выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа. Все линии, цифры, буквы и знаки работы должны быть черного цвета.

Текст реферата, рисунки, формулы, таблицы, а также номера страниц не должны выходить за пределы двухсантиметровой рамки листа А4. Номера страниц должны быть проставлены внизу по центру. При использовании текстового редактора Word, для выполнения этих условий необходимы следующие настройки:

  • размер бумаги А4;

  • поля слева, сверху, справа по 2 см, нижнее поле 2,5 см, расстояние от нижнего края страницы до нижнего колонтитула 2 см;

  • номер страницы – внизу по центру.

Основной текст реферата быть должен быть набран шрифтом Times New Roman, размер 14 пт, начертание обычное, через полуторный интервал, выравнивание по ширине страницы. Для оформления таблиц и подписей к рисункам допускается Times New Roman, размер 12 пт.

Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц. Заголовки и подзаголовки должны быть выделены и отличаться от основного текста (шрифтом, жирностью, курсивом и пр.). Подзаголовки следует отделять от основного текста сверху двумя строками, снизу – одной. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме , общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы. Каждый рисунок, график или таблица в реферате должны быть пронумерованы и иметь заголовок или подпись. При наличии в реферате сносок на использованные научные или нормативные источники, сноски должны быть оформлены в соответствии с установленной формой .

Реферат должен быть переплетен в обложку или помещен в папку–скоросшиватель (картонную или пластиковую).

Реферат должен быть предоставлен в установленный преподавателем срок.

Порядок работы при написании реферата

В процессе работы над рефератом можно выделить 4этапа:

  • вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

  • основной – работа над содержанием и заключением реферата;

  • заключительный – оформление реферата;

  • защита реферата (на практическом занятии, экзамене, студенческой конференции и т.д.)

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы.

При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод. Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает объективное отношение автора к излагаемому материалу. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым и точным.

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать основные выводы в сжатой форме, а также оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем заключения не должен превышать 2 печатных страниц.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

  • недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;

  • неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы;

  • поверхностные выводы и предложения;

  • нарушение требований к оформлению реферата;

  • использование информации без ссылок на источник.


2.2 Подготовка к выполнению мультимедийной презентации в Microsoft Power Point

Презентация дает возможность наглядно представить студенческой аудитории инновационные идеи, разработки и планы. Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

  • Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

  • Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

  • Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

  • Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.

  2. Распределите материал по слайдам.

  3. Отредактируйте и оформите слайды.

  4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.

  5. Распечатайте презентацию.

  6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.

  7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:

  • помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;

  • не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация Power Point – простая презентация;

  • Не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;

  • дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;

  • делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;

  • предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;

  • обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции)


2.3. Составление опорного конспекта


Составление опорного конспекта — представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала

лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить свіязь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта— облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Роль студента:

• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения;

• работа сдана в срок.



3. Самостоятельная работа по дисциплине «Биология»

Тема 2.1. Общая и неорганическая химия


Подготовка реферата по теме «Охрана окружающей среды от химического загрязнения»

Задание. Используя источники сети Интернет изучить, проанализировать литературу по предложенной теме и подготовить реферат, согласно требованиям к реферату.


Рекомендуемая литература:

Основные источники:

1. http://www.ecoline.ru/books/

2. http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm

3. http://zelenyshluz.narod.ru/- путеводитель по экологическим ресурсам сети Интернет

4. ecologico.ru


Тема 2.2. Органическая химия

Составление кроссворда по теме «Источники загрязнения атмосферы, гидросферы»

Задание: составьте кроссворд, который должен содержать в себе не менее 15 источников загрязнения.


Рекомендуемая литература:

Основные источники:

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии


Тема 2.3. Химия и жизнь


Составление конспекта по теме «Сбалансированное питание»

Задание: используя ресурсы сети Интернет напишите подробный конспект по теме «Сбалансированное питание» .

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии




Оформление презентаций по теме «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки»

Задание: изучите материал по предложенной теме и подготовьте мультимедийную презентацию с кратким выступлением по ней, а также подготовьте вопросы для студентов по данной презентации.

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.



Тема 3.2. Клетка

Написание конспекта на тему «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организма»

Задание: подготовьте конспект на предложенную тему, постарайтесь материал представить в виде схем

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

1. Кравченко М.А. Биология: учебно-практический справочник-Ростов н/Д: Феникс,2014.-240с.:ил.

Подготовка презентации на тему «Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции»

Задание: изучите материал по предложенной теме и подготовьте мультимедийную презентацию с кратким выступлением по ней, а также подготовьте вопросы для студентов по данной презентации.

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.









Тема 3.3. Организм

Подготовка сообщений по теме «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»

Задание: подготовьте сообщения на предложенную тему и подготовьте к семинару.

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

  1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

  2. Садовниченко Ю.А.-М.:Эксмо, 2013 – 512с. –Универсальный справочник школьника.

  3. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии


Тема 3.5. Экосистемы

Решение экологических задач.

Задание: решите предложенные задачи и сдайте на проверку преподавателю в указанный срок.

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии



Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Задание: Выполните следующие задания:

1. Исправьте цепи питания

а) трава-лягушка -кузнечик-уж-сокол

б) бактерии- орехи -белка - куница

в) дерево-дятел- личинки жуков- короеды- бактерии


2. Составьте цепи питания по рис.13



Библиографический список


1. Беляев Д.К. Биология.Общая биология.10-11 классы:учеб. Для общеобразов. Учреждений: базовый уровень под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дышица-изд-во «Просвещение».-11-е изд.М.: Просвещение,2012.-204с.:ил.

2. Кравченко М.А. Биология: учебно-практический справочник-Ростов н/Д: Феникс,2014.-240с.:ил.

3. Садовниченко Ю.А.-М.:Эксмо, 2013 – 512с. –Универсальный справочник школьника.

Электронные ресурсы

1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека

2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии





Содержание


Введение…………………………………………………………………………………………….3

1.Перечень самостоятельных работ…………………………………………………………….…5

2.Методические рекомендации по видам и формам самостоятельной работы студентов ……………………………………………………………………………………………………....6

2.1 Подготовка к выполнению реферата……………………………………………………….…6

2.2 Подготовка к выполнению мультимедийной презентации в Microsoft Power Point………………………………………………………………………………………………….9

2.3. Составление опорного конспекта……………………………………………………………12

3. Самостоятельная работа по дисциплине «Биология»………………………………….……13

Библиографический список………………………………………………………………. ………17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!