СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по дисциплине "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации самостоятельной  (внеаудиторной )работы студентов по профессии 35.01.13 "Тракторист - машинист с.-хю производства" (86 часов)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по дисциплине "Обществознание"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПУГАЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

ГБПОУ СО «ППЛ»»

___________ Сунчаляев М.Т.

«___» _________ 20__ г.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Дисциплина

ОУД. 12 «Обществознание»

Профессия

35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства





Рассмотрено на заседании методической комиссии гуманитарного цикла, физической культуры и ОБЖ


Протокол №1 от «26» августа 2020 г.

Председатель МК_________ /Кубарь В.П./









Пугачёв, 2020



Методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по профессии: 35.01.13 «Тракторист-машинист с.-х. пр-ва». Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данная учебно-методическая разработка ориентирована на оказание педагогической поддержки студенту при выполнении этого вида учебной деятельности. В ней определены цели и задачи внеаудиторной самостоятельной работы, объем в часах по учебной дисциплине в соответствии с программой, формы самостоятельной работы, разработанные преподавателем, а также методические рекомендации для выполнения каждого задания соответственно теме.





Составитель: Захарова Е.О. преподаватель ГБПОУ СО «Пугачевский политехнический лицей»




































СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.

  2. Тематический план.

  3. Задания для самостоятельной работы.

  4. Рекомендации по выполнению основных видов самостоятельной работы

4.1.Памятка-алгоритм по работе с текстом.

4.2. Рекомендации по написанию эссе.

4.3. Рекомендации по созданию презентации.

4.4.Памятка-алгоритм по составлению опорного конспекта.

4.5.Памятка-алгоритм по написанию и оформлению сообщения,

доклада, реферата.

4.6. Памятка-алгоритм по составлению сравнительных таблиц.

5. Критерии оценки по видам внеаудиторной самостоятельной работы.

Приложение.

















Пояснительная записка.


Методические рекомендации для организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначены для студентов 3 курса профессия 35.01.13 «Тракторист-машинист с.-х. производства».

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с ФГОС СПО и программы учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)». Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, способствующий развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью методических рекомендаций, является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание».

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности. Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, сообщений, презентаций и других домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить студентов работать самостоятельно. Развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами, активному участию в исследовательской работе.

Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу «Обществознание» является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные ответы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом после изучения учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» учащиеся должны достичь следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:



УМЕНИЯ

У1

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

У2

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия;

У3

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

У4

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

У5

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

У6

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

У7

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

У8

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

У9

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

У 10

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ЗНАНИЯ

З 1

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

З 2

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

З 3

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

З 4

- особенности социально-гуманитарного познания.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8

Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Виды самостоятельной работы:

1) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами;

-учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;

- создание мультимедийных презентации;

2) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом;

- составление плана и тезисов ответа;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщений, докладов, рефератов к выступлению на занятии;

3) для формирования умений:

- решение задач;

- выполнение схем, таблиц;

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы:

- индивидуальная;

- групповая.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Требования к выполнению самостоятельной работы

1. Для выполнения самостоятельной работы обучающемуся следует изучить методические рекомендации преподавателя по выполнению работы. Рекомендации содержат тему, цель, ход работы, список используемой литературы, вид выполнения работы, сроки сдачи отчёта, критерий оценки данной работы.

2. Самостоятельная работа по дисциплине выполняется в рабочей тетради, которая сдаётся преподавателю для проверки.

3. Работа должна быть выполнена в течение указанного срока, иначе оценка будет снижена.

4. Инициатива обучающегося, творческий подход, эстетичность и правильность выполнения работы поощряется.

5. Если обучающийся испытывает затруднения: не ясны задания, порядок их выполнения обучающийся получает консультацию у преподавателя.













ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМА КОНТРОЛЯ.



Вид заданий для самостоятельной работы

Форма отчета


Сам. работа студента, час

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

8

1

Написание сообщения на тему: «Теории происхождения человека», написание эссе «Что для меня является смыслом жизни», Работа с источниками социальной информации, составление профессиограммы.

Письменная работа


Тема 1.2. Духовная культура личности и общества.

2

2

Написание доклада по теме: «Молодежная субкультура», «Проблемы духовного кризиса в молодежной среде

письменная


Тема 1.3. Наука и образование в современном мире

4

3

Написание докладов по теме «Ответственность ученого перед обществом», «Профессиональное образование»

письменная


Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

6

4

Написание эссе по теме «Как я понимаю «золотое правило морали», подготовка презентации,

Письменная

Электронный вариант презентации


Тема 2.1. Общество как сложная динамическая система

2

5

Работа с текстом А. Пачечеи «Человеческие качества»

Устная (ответы на вопросы)


Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

10

6

Решение задач (построение графиков), написание докладов по теме « «Организационно-правовые формы предприятий в России», подготовка презентации на тему «Деньги. Банковская система. Финансовые институты»

Письменная

Электронный вариант презентации


Тема 3.3. Рынок труда и безработица.

4

7

Работа с экономическими источниками (статистические данные ), работа с юридическими источниками (ФЗ «О зашите прав потребителей»)

Устная


Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

2

8

Составление и заполнение таблицы «Достоинства и недостатки глобализации»

письменная


Тема 4.1. Социальная роль и социальная стратификация

2

9

Проработка и решение социальных ситуаций (Решение задач), анкетирование

устная


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

2

10

Определение алгоритма поведения в конфликтных ситуациях, решение задач

Устная



Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

4

11

Написание докладов по теме «Культура и быт народов Саратовского Поволжья», «Современная демографическая ситуация в России» с использованием интернет-ресурса.

письменная


Тема 5.1. Политика и власть.

2

12

Составление сравнительной таблицы «Формы государства»

письменная


Тема 5.2. Участники политического процесса

4

13

Написание докладов по теме: «Политический экстремизм», «Особенности становления гражданского общества в России», «Современные политические партии России»

Письменная



Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

2

14

Написание доклада «Юридическая ответственность несовершеннолетних»

письменная


Тема 6.3.Отрасли российского права

6

15

Работа с юридическими источниками

устная


Подготовка к дифференцированному зачету

2


Итого:


62 ч.




СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества


Компетенции: ОК 1; ОК 2 ОК 3; ОК 4; ОК 5;

ЗНАТЬ:

- основные социальные понятия: человек, мышление, деятельность, культура, познание, самопознание, истина, мировоззрение, исторический процесс;

- особенности научного познания; тенденции развития культуры,

- биосоциальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений;

- особенности социально-гуманитарного познания;

- многообразие форм человеческого знания.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах взаимосвязь общества и природы, общества и культуры;

-анализировать актуальную информацию о свободе как необходимости

человеческой деятельности;

- объяснять причинно-следственные связи взаимодействия человека и общества, общества и культуры

Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать сообщение на тему: «Теории происхождения человека», «История моей семьи», «Мое генеалогическое древо» и т.д.

- Работа с материалом учебника;

-Написать эссе на тему: «Что для меня является смыслом жизни».


Литература:

    1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2017.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобраз. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.

Лазебниковой. – М., 2017.

4. П.К. Гречко. Обществознание для поступающих в вузы. Часть II. Общество: основные сферы бытия. – М., 1998.


Тема 1.2.Духовная культура личности и общества


Компетенции: ОК 1, ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5

ЗНАТЬ:

- основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура;

- тенденции развития культуры в современных условиях,

- взаимосвязь и диалог различных культур;

- функции культуры.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- осуществлять поиск социальной информации,; извлекать по заданным темам;систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения культурных ценностей.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Работа с материалом учебника

- Написать доклады по темам: «Молодежная субкультура», «Проблемы духовного кризиса в молодежной среде», «Деловая культура», «Этикет» т.д.

-Составить схему, используя следующие понятия:

«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формыкультуры», «материальная культура», «духовная культура»,«язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательнаяфункция», «воспитательная функция», «интегративнаяфункция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».


Литература:

1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.



Тема 2.2. Наука и образование в современном мире


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные понятия: наука, образование;

- тенденции развития человека в современных условиях,

- особенности социально-гуманитарного познания.


УМЕТЬ:

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации; извлекать по заданным темам;систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклады по темам: «Ответственность ученого перед обществом», «Методы научного знания», «Профессиональное образование», и т.д.

- Работа с материалом учебника;

-Индивидуальные задания по Практикуму.


Литература.


  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2008.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 1.3. Искусство, мораль и религия как элементы духовной культуры


Компетенции: ОК 1 ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5


ЗНАТЬ:- основные понятия: искусство, мораль, религия;тенденции развития человека в современных условиях, особенности социально-гуманитарного познания.


УМЕТЬ:- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации; извлекать по заданным темам;систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать эссе«Как я понимаю «золотое правило морали»;

- Подготовить презентации по темам: «Религия», «Мировые религии»;

«иды и формы искусства»


Литература:

1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.

4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.

5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 1.2. Общество как сложная динамическая система.


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 8

ЗНАТЬ:

- основные понятия: общество, общественный прогресс, цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, эволюция, революция, прогресс, глобальные проблемы;

- основные этапы развития и становления цивилизаций и обществ,

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;

УМЕТЬ:

- характеризоватьосновные институты общества, выделяя их существенные признаки;

- давать сравнительный анализ основных сфер общества;

- анализировать и раскрывать на примерах основные глобальные проблемы человечества;

- объяснять сущность терроризма как важнейшей угрозы современной цивилизации;

- анализировать полученную на занятиях информацию


Виды самостоятельных работ студентов:

- Работа с материалом учебника;

-Анализ текста из Практикума.


Задание 4. Прочитайте текст. Сформулируйте определение по­нятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, раз­ рыв между развитыми развивающимися странами увеличива­ется? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому типу стран - развитых «ядро»или развивающихся (периферия) - можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой ответ.

Т. Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана рядом внутриструктурных внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мощные индустриальные страны завладели рынками, развитыми технологиями. Во – первых, эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, которых уже создана база для быстрого развития. В свое время, 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, посколь­ку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. У ушедших вперед странах создается база развития, тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, а даль­нейшая поляризация развитых развивающихся стран. другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться впе­ред складывается сильный раскол между очень развитыми соци­альными технологическими формами очень отсталыми. этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма типична. Например, половина Бразилии - это крестьяне, обрабатывающие свою землю вручную. Невдалеке же нередко распо­ложены самые современные крупные заводы. Рио-де-Жанейро внизу - необыкновенное богатство, поднимаешься наверх - совершенно другой мир. То есть, для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала ХХ в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны с той только разницей, что она была государством долгой тра­дицией независимости,' в то время как большинство нынешних развивающихся стран - бывшие колонии. В начале ХХ в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего ТО, что нынче называют "общеев­ропейским домом"».

Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2008.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.





Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:- основные понятия :экономика, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, экономический цикл, мировая экономика;

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности современной экономики России;

-виды налогов.


УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции4

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Сделать опорные схемы по теме: «Экономические системы»;

- Подготовить презентацию на тему «Экономика как наука»

- Написать доклад по темам: «Традиционная экономическая система», «Рыночная экономика», «Плановая государственная экономика» и т.д.;

- Смоделировать действия потребителя в случае нарушения его прав в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».


Литература:

  1. ФЗ «О защите прав потребителя».

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2008.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  5. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные понятия : рынок, конкуренция, факторы производства, факторные доходы, фондовый рынок, финансовый рынок, ценные бумаги, акция, безработица, налог, ВВП, экономический цикл,

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности современной экономики России;

-виды налогов;


УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции;

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать доклад по темам: «Виды фирм и компаний», «Основные организационные формы бизнеса в России», «Антимонопольное законодательство» и т.д.

- Работа с экономическим источниками (Источник: Подоходный налог 2016 в России: изменения и ставки НДФЛ сайт bs-life.ru).


Подоходный налог 2016 в России: изменения и ставки НДФЛ.


Одним из самых популярных налогов в РФ является подоходный налог, который затрагивает абсолютно всех работающих граждан. Не удивительно, что к нему такое пристальное внимание, ведь от того, каков будет его размер, напрямую будут зависеть доходы каждой российской семьи. Какие же изменения в налоговом законодательстве ожидают российских граждан, какие будут ставки НДФЛ и как изменится сам подоходный налог в 2016 году?

К счастью для российских граждан, серьезных изменений, связанных с подоходным налогом в 2015 году не предвидится. Президентом Российской Федерации и Российским Правительством было принято решение не повышать налоги в 2016 году, а резервы для покрытия дефицита бюджета искать в более эффективном использовании бюджетных средств.

В 2016, как и в предыдущем году, основной ставкой НДФЛ останется 13%. Что касается других ставок НДФЛ, то они также будут применяться в отдельных случаях.

• В частности, cтавку НДФЛ 35% будут применять для:

- доходов от стоимости выигрышей и призов, в части, которая превышает установленные размеры;

- доходов, полученных от процентов по банковским вкладам, в части, которая превышает установленные размеры;

- на суму экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных (кредитных) средств, в части, которая превышает установленные размеры.

• Ставку НДФЛ 30% будут применять для доходов, полученных физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

• Ставка НДФЛ 15% будет применяться по отношению к доходам, полученным физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

• Ставка НДФЛ 9% будет применяться для:

- доходов от долевого участия в деятельности организаций, которые были получены в виде дивидендов, физическими лицами, имеющими статус налоговых резидентов РФ;

- доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.


Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2008.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 3.3.ВВП, его структура и динамика.Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные понятия : безработица, налог, ВВП, экономический цикл,

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- основные источники финансирования бизнеса;

- особенности современной экономики России;

-виды налогов;

УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- объяснять на примерах сущность конкуренции;роль государства в экономике. виды, причины и последствия инфляции;

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.

Виды самостоятельных работ студентов:

- Работа с материалом учебника;

- Работа с экономическими источниками (данные Росстата).


Занятость и безработица в Российской Федерациив январе 2016 года

(по итогам обследования рабочей силы)

 

Росстат подвел итоги выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости) по состоянию на третью неделю января 2016 года.

Численность рабочей силы (экономически активного населения) в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2016г. составила 75,8 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны.

В численности рабочей силы 71,3 млн.человек классифицировалиськак занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек – какбезработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Численность занятого населения в январе 2016г. уменьшилась по сравнению c декабрем 2015г. на 960 тыс.человек, или на 1,3%, по сравнению с январем 2015г. - на 419 тыс.чело-век, или на 0,6%. Снижение численности занятого населения в значительной степени обусловлено сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.

Численность безработных в январе 2016г. увеличилась по сравнению с декабрем 2015г. на 3 тыс.человек, или на 0,1%, по сравнению с январем 2015г. - на 261 тыс.человек, или на 6,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2016г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1017 тыс.человек, что на 1,6% больше по сравнению с декабрем 2015г. и на 10,1% - по сравнению с январем 2015 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в январе 2016г. составила 46,3%, городских жителей - 65,6%, молодежи до 25 лет - 21,5%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 24,4%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей (8,6%) по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей (5,0%). В январе 2016г. это превышение составило 1,7 раза.

В январе 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 20,5%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0% (в январе 2015г. - соответственно, 20,0% и 24,3%).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 3.4. Основные проблемы экономики России.

Элементы международной экономики


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные понятия : экономический цикл, мировая экономика, интернационализация, регионализация, глобализация экономических отношений, ТНК;

-особенности современной экономики России;

- международные экономические организации и основные направления их деятельности;

-глобальные экономические проблемы;


УМЕТЬ:

- характеризовать спрос и предложение, экономику предприятия, фондовый рынок, финансовый рынок, банковскую систему РФ, налоговую систему РФ;

- анализировать полученную на занятиях информацию;

- давать сравнительный анализ рыночной структуры России и зарубежных стран;

- объяснять на примерах сущность конкуренции; роль государства в экономике;

виды, причины и последствия инфляции.

- раскрывать сущность государственной политики в области занятости;

- сравнивать различные экономические системы-оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по глобальным экономическим проблемам.


Виды самостоятельных работ студентов:

- Написать реферат по темам: «Международные экономические организации», «Причины возникновения ТНК», «Евросоюз», «Евразийский союз» и т.д.

- Заполнить таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

демографическая


Экономическая отсталость развивающихся стран


экологическая



Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.



Тема 4.1.Социальная роль и стратификация.


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ;извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственныесуждения и аргументы по заданным темам;


Виды самостоятельных работ студентов:

- Решение отдельных социальных ситуаций;

- Анкетирование (Ход работы: разбиться на 3 группы. Первая группа – составляет вопросы по теме «Престижность профессии»; вторая – обеспечивает анкетами с вопросами, третья – обрабатывает анкеты. Время выполнения – 30 мин., время обработки анкеты - 15 мин.).





Решение задач на определение социальной мобильности


Вопросы к задачам:


1. Определить, о каком виде социальной мобильности идёт речь.

2. Указать причину социальной мобильности.

3.Определить «социальный лифт».

4.Определить, к какой страте относиться.


Задачи для 1 группы


- Иванов В.В., 1986 г. р., занимавший должность директора мясокомбината, осуждён за кражу в особо крупном размере на 15 лет строго режима.

- Николай Басков сменил жанр, поёт народные песни, вместе с тем сменил друзей, теперь активно общается с Надеждой Бабкиной, ВеркойСердючкой и другими.

-Николай Семенов теперь играет в другом инструментальном ансамбле

- Антонина Васильевна ушла из АККПУ, теперь работает в ДГТУ 


Задачи для 2 группы


- Шорт-трек, Виктор Ан теперь выступает за Россию

-Петров И.И., главный бухгалтер, 23.12.13 г. был назначен директором компании 

- Алла Пугачёва вчера уехала в Париж за покупками

-жизнь Сергея Иванова изменилась, теперь он баллотируется в депутаты областной думы.

- Мои родители решили пожить этот месяц на даче.


Задачи для 3 группы


- «Наконец- то получил путевку в санаторий! Ура! Еду!»

-В результате несчастного случая механика Апраксина Т.И. оформили на 1 группу инвалидности.

- В 1918 году, после Октябрьской революции практически все белые офицеры были смещены с постов.

-В 2013 году я закончил обучение, нашёл высокооплачиваемую работу, поэтому я стал обеспечивать своих престарелых родителей.


Литература:

1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.

4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.

5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальный конфликт, социальные нормы, девиантное поведение;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ;извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственныесуждения и аргументы по заданным темам;


Виды самостоятельных работстудентов:

- Работа с материалом учебника;

- Написать доклад с использованием интернет-ресурса на тему: «Скажи наркомании – нет!»;

-Решение задач по теме «социальный конфликт».


Задача 1. Между двумя сотрудниками организациивозник спор по поводу сроков внедрения новых технологий. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является ли описанная ситуация конфликтом?

Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?


Задача 2. В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной зарплаты. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ аргументируйте.


Задача 3. Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечению срока обещание руководитель не выполнил. Можно ли описанную ситуацию обозначить как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.


Задача 4. Вы недавно назначены руководителем по по кадрам. Вы плохо знаете сотрудников фирмы, и они не знают вас «в лицо». Вы идете на совещание к директору и видите сотрудников оживленно беседующих в коридоре. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников за беседой.

Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?Объясните свое поведение.

Задача 5. Одна сотрудница высказывает претензии по поводу часто повторяющихся ошибок в работе другой сотруднице. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос: В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.


Задача 6. В ответ на критику подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос: В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.


Литература:

1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.

4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.

5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9



ЗНАТЬ:

- основные термины: социальная стратификация, социальные общности игруппы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, межнациональных конфликтов;

- особенности молодежи и семьи как социальных институтов;


УМЕТЬ:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ;извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственныесуждения и аргументы по заданным темам;


Виды самостоятельных работстудентов:

- Работа с материалом учебника;

-Написать доклад по темам: «Особенности национальной политики РФ», «Современная демографическая ситуация в России», «Молодежный экстремизм» и т.д.


Литература:

1.Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

2.Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.

3.Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.

4.Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.

5.Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2012.



Тема 5.1.Политика и власть. Государство в политической системе.


Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные понятия: политика, власть, государство, политический режим, правовое государство, гражданское государство;политическая элита; политические партии;

- тенденции развития политической структуры общества, а также важнейших политических институтов;

- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ

- особенности политического развития в современной России.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о политических объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные связиизученных политических объектов;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ;извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.


Виды самостоятельных работстудентов:

- Написать реферат по темам: «Особенности развития современной политической системы», «Государство как политический институт» и т.д.

- Заполнить таблицу.

Функции государства

Проявление функций в деятельности государства

внутренние

Политическая


Экономическая


Социальная


Идеологическая


Финансового контроля


Правоохранительная


экологическая


внешние

Сотрудничество с другими государствами


Оборона страны



Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.



Тема 5.2. Участники политического процесса

Компетенции: ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9


ЗНАТЬ:

- основные понятия: политический режим, правовое государство, гражданское государство;политическая элита; политические партии;

- тенденции развития политической структуры общества, а также важнейших политических институтов;

- необходимость регулирования политических отношений, сущность правового государства; роль СМИ в избирательных компаниях в РФ

- особенности политического развития в современной России.

УМЕТЬ:

- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о политическихх объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических объектов ;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-политических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных СМИ;извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации, партии, движения, с точки зрения социальных норм;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных работстудентов:

- Подготовиться к семинару по теме: «Политическое лидерство и политическая элита».

План семинара

  1. Политическая элита.

  2. Политическое лидерство.

  3. Типы лидерства.

  4. Роль политического лидера.

- Написать доклады по темам: «Политический экстремизм», «Особенности становления гражданского общества в России» и т.д.

-работа с юридическими источниками (извлечения из ФЗ).

ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

 Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

 Статья 4. Федеральный избирательный округ

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

 Статья 6. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.


Литература:


  1. Конституция РФ.

  2. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  5. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.


Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений


Компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10; ОК 11


ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство, альтернативная военная служба, юридическая ответственность

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.


Виды самостоятельных работстудентов:

- Сделать доклады по теме: «Система права в РФ», «Гражданство РФ», «Юридическая ответственность» и т.д.

- Работа с материалом учебника (составление опорного конспекта)


Литература:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.



Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации


Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10; ОК 11


ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство,

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Виды самостоятельных работстудентов:

- Работа с юридическими источниками (Конституция РФ).


Литература:


  1. Конституция РФ.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.



Тема 6.3. Отрасли российского права

Компетенции: ОК 1;ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 9; ОК 10; ОК 11


ЗНАТЬ:

- основные понятия: право, закон, гражданство,

- тенденции развития общества в правовом

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.


УМЕТЬ:

- характеризовать основные юридические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения юридических норм;

- формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам


Виды самостоятельных работстудентов:

- Смоделировать действия работника при на рушении его прав, используя «Трудовой Кодекс РФ».

Литература:


  1. Трудовой Кодекс РФ.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М., 2013.

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.

  4. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.




4.Рекомендации по выполнению основных видов

самостоятельной работы.


    1. Рекомендации по созданию презентации.

Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

- привлечь внимание аудитории;

- включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;

- предоставлять информацию аудитории максимально комфортно; - обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы.

Электронная презентация, выполненная в среде MicrosoftPowerPoint или ее аналогах – удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории – студентам, коллегам, подчиненным, руководству, бизнес-партнерам, инвесторам. Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями – программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т.д.

Памятка-алгоритм по составлению сравнительной таблицы.

Этапы составления сравнительных таблиц:

  1. Внимательно прочитать текст.

  2. Выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление; сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;

  3. в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения;

  4. формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов;

  5. итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Критерии оценки составления таблицы:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры таблицы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации.



5. Критерии оценки результатов самостоятельной

(внеаудиторной) работы студентов.

Оценка «5» отлично: Выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: - логично, развернуто излагает содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; - сравнивает несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяет их существенные признаки, закономерности развития; - делает вывод по вопросу, и аргументирует его с теоретических позиций социальных наук; - сопоставляет различные точки зрения, выдвигает аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; - применяет полученные знания при анализе конкретных ситуаций, и планировании практических действий; - оценивает действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - раскрывает содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса. Оценка «4» хорошо: Выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла: - верно, освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; - продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; - не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; - дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; - дал ответы на уточняющие вопросы. Оценка «3» удовлетворительно: Выставляется в том случае, если учащийся: - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; - делает элементарные выводы; - путается в терминах; - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; - не может аргументировать собственную позицию; - затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Оценка «2» неудовлетворительно: Выставляется в том случае, если учащийся: - не увидел проблему, не смог ее сформулировать; - не раскрыл проблему; - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; - не может аргументировать собственную позицию, представляет её формально; - затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; - справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на занятии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!