Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания
В работе современного учителя с обучающимися важную роль играет внеурочная исследовательская деятельность школьников. Эта работа мотивирует школьников, подстегивает их интерес к более глубокому изучению предмета и оказывает значительное влияние на формирование мировоззрения и мышления человека.
Порядок работы над ученическим исследованием
Выбор темы.
Тема должна быть содержать какую-либо научную проблему (неизученный вопрос, не до конца изученная тема, противоречия действительности и т. п.). При выборе темы желательно доступные средства и возможности исследования предполагаемой проблемы.
Изучение литературы.
В процессе работы с литературой желательно делать выписки, которые могут пригодиться при составлении текста работы. При этом необходимо указывать страницу книги или журнала, а также его библиографические данные.
Проведение исследования.
Если работа экспериментальная, то проводится сам эксперимент, который надо описать в самой работе. Если работа теоретического характера, то обосновываются положения, выводы с опорой на изученную литературу и собственные аргументы.
Оформление работы.
При оформлении надо учесть изложенные ниже положения.
Представление работы на конференции.
Структура исследовательской работы
Аннотация
Основная часть работы:
введение
основное содержание
заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы;
Цель работы;
Задачи;
Объект изучения;
Предмет исследования;
Постановка и формулировка проблемы;
Разработанность исследуемый проблемы;
Методы исследования.
Основное содержание
Можно разделить на главы или разделы;
Главы можно делить на параграфы;
Глава (минимум, 6 страниц);
Параграф (не менее 3 страниц);
В конце раздела/главы/параграфа формулируется вывод;
Использованная литература указывается сносками внизу страницы;
Таблицы, графики, диаграммы (в одной странице не более 2).
Главы номеруются римскими цифрами, параграфы –арабскими.
Заключение
Цель достигнута или нет;
Результаты работ и область применения;
По каждой задаче должно быть получено один или несколько результат;
Планы на дальнейшее исследование.
Приложение
различные положения, инструкции, копии документов;
схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы);
бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;
иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр.
Список литературы
Не более 1 страницы;
Составляется по алфавитном порядке;
Наличие работ последних лет издания;
Источников не менее пяти;
В случае разбивка источников по разделам, именуется Библиография.
Аксубаевский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аксубаевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Номинация: «Всё для фронта, всё для победы»
Тема: «Подвигу жить»
Авторы: Куштукова Елизавета Владимировна, 9 класс
Большова Елизавета Сергеевна, 9 класс
Учитель: учитель истории Гаврилов Михаил Петрович
Пгт Аксубаево 2021 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………………3
II. Основная часть.
2.1. Никто не забыт. Ничто не забыто. ………………………………4
2.2. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны ….…. 5
III. Заключение …………………………………………………….… 8
IV. Список литературы ……………………………………………. 9
Введение
Наша исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны.
Значимость работы заключается в поиске героев, проживавших в нашем районе, в выявлении их вклада в победу, условий жизни людей, их выживания в суровые годы войны, тяжёлого труда в военные годы, жертв, принесённых во имя Победы. Даже спустя много десятилетий очень важно осуществлять поиск и изучение документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
- способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины; - узнать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны Аксубаевского района Татарии; - показать вклад в победу жителей Аксубаевского района ТАССР.
На уроках истории мы изучаем прошлое нашей Родины. В том числе темы, связанные с Великой Отечественной войной. Но этого не достаточно. У нас есть потребность больше узнать о военном времени, о людях, которые жили в нашем крае, об их судьбах, о жизни в довоенные, военные и послевоенные годы. Этим было продиктовано наше желание узнать о воинах и тружениках тыла нашего края, приближавших победу над врагом, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.
Основные этапы проекта.
- совместная деятельность по подготовке материалов с учителем истории; - изучение литературы и периодической печати; - выбор методов исследования под руководством учителя истории.
-самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;
-анализ собственных данных, их сопоставление; - работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, создание электронных презентаций.
Основная часть
Никто не забыт. Ничто не забыто.
Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это мы и хотим показать в своей работе.
Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат и лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.
Много лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Много без вести пропавших и среди наших земляков. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободившей не только свою страну, но и половину Европы. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.
Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из-под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Каким вырастет наше поколение?
Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить, чтоб небосвод был вечно голубой - Нет, не забудем никогда героев, что ради жизни шли в бессмертный бой!
Нам предстоит узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа. О героях, которые необходимы были тогда стране. А кто они, эти героические люди, когда-то также учившиеся в школе?
Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Из нашего района на фронт в Великую Отечественную войну ушли более 10800 человек. Пали в боях за Родину 5700 земляков. Пока они были живы, их всегда приглашали в школу, на встречу с ветеранами. Но, к сожалению, на данный момент никого из них уже нет в живых. Но сохранились их рассказы об этих тяжёлых годах.
Романов Григорий Григорьевич
-
К октябрю 1944 года гвардии старший лейтенант Григорий Романов командовал огневым взводом 128-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии, 105-го стрелкового корпуса, 65-й армии, 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши. 5 октября 1944 года в бою на Сероцком плацдарме взвод Романова отразил большое количество немецких контратак, уничтожив 5 танков и большое количество солдат и офицеров противника. В том бою Романов получил ранение, но продолжал сражаться. Был награждён звездой Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей.
Петров Леонтий Степанович
С началом Великой Отечественной войны Леонтий Степанович ушел на фронт, где заслужил боевые награды. В феврале 1945 года, как грамотный агроном, был направлен в только что освобожденную от немцев Курскую область — возрождать земледелие и преподавать сельхознауки в специальной школе. В 1966 году Л. С. Петров Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Награждён также другими медалями. Удостоен почётных званий заслуженного агронома РСФСР и ТАССР.
Хафизов Шариф Сагирович
С первого дня войны до 15 июля 1941 года участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков. Получил четыре ранения и был направлен в госпиталь № 19—20 (г. Боровичи Ленинградской области). Был награжден знаком "Отличник сельского хозяйства РСФСР", бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Александров Михаил Ефремович
14 февраля 1943 года был взят на фронт. Воевал на белорусском фронте, в 3-ем Гвардейском Сталинградском мехкорпусе. Освободили всю Белоруссию, Литву, а 18 августа 1944 года его ранило в ногу. Был эвакуирован в госпиталь в Пермскую область. Лечился в течении 5 месяцев. В 1945 году был демобилизован домой. Награждён орденом «Красной звезды» и медалью «За Победу над Германией».
Абрамов Порфирий Иванович
Воевал на Волховском фронте сначала в пехоте, а потом в разведке, закончил войну шофёром в Венгрии. Домой он вернулся в 1946 году. Получил такие медали, как: орден " Отечественной войны", медаль " За Отвагу", две медали "За боевые заслуги " и медаль "Победа над Германией".
Байков Иван Андреевич
За годы войны он был два раза ранен. Был положен в госпиталь, где перенес переливание крови. Позже демобилизован домой. После оправки, был снова призван на фронт в 1944 г. Награжден: Медаль «За боевые заслуги», Орден красной звезды, Медаль «За победу над Германией» в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.
Борисов Василий Михайлович
Участвовал в боях за освобождение городов Сталинград, Орёл, Курск, Белгород, территории Западной Белоруссии и Литвы. После демобилизации с 1945 года работал водителем в Куйбышевском лесхозе, в 1975-77 года в Куйбышевском СПТУ №5 (ТатАССР). Награждён орденами Отечественной войны 1-й степени (1944г., 1985г.), Красной Звезды (1945г.), «Знак Почёта» (1971г.), медалями «За боевые заслуги» (1943г.), «За оборону Сталинграда» (1943г.) и др. Ветеран труда.
Башатов Василий Егорович
Служил в Карельской 100й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В 1945 году получил ранение в левую ногу, в результате чего ногу ампутировали, а солдата комиссовали. Был награжден Орденом Красной Звезды.
Воронин Григорий Иванович
Участвовал в Великой Отечественной войне. Пришёл с войны инвалидом. Потерял во время войны левую руку. Награждён Орденом Отечественной войны 2 степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1951 года. Посмертно награждён Орденом Отечественной войны 1 степени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года.
Исхаков Алимзян Ахмедзянович
На фронт призвался в январе 1943 г., служил по 01 февраля 1948 г. Фронтовой путь: 4 развед. батальон, стрелок, с августа 1945 года по февраль 1948 г. – участие в войне с Японией. Награды: Орден Отечественной войны 2 степени, медаль Г. Жукова, медаль "Фронтовик". Вернулся домой в феврале 1948 г. Работал лесорубом, разнорабочим племсовхоза "Сунчелеевский".
Барсукова Анна Петровна
На фронт призвалась в октябре 1943 года. Служила в 85-ом отдельном батальоне ВНОС, фронтовой путь начала с Киева и дошла до Чехословакии, где встретила Победу. Награждена медалью Жукова, орденом Отечественной войны, юбилейными медалями. Работала в районной больнице санитаркой.
Колесников Николай Прокопьевич
Призывался на воинскую службу зимой 1939 года. Участвовал в освобождении г. Орла Могилевской области, г. Братислава, Брестской крепости, окончил войну в Польше. Награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Сталинграда», «За освобождение г. Орел Могилевской области», юбилейными медалями, орденом Отечественной войны. Победу встретил в Польше. Домой вернулся в 1948 году. В мирное время работал водителем МТС в Тимошкине, потом окончил курсы тракториста трудился в колхозе им. Вахитова, работал пчеловодом в 1965-1972 годах. С 1972 года до пенсии – животновод в колхозе им.Вахитова.
Гафиятуллин Сайфулла Калимуллович
В 19 лет 5 сентября 1942г. был призван гвардии рядовым в армию. Прошёл боевой путь от Сталинграда до Праги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9мая 1945г.был награжден медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг."
Не смотря на то, что прошло много времени, мы помним и гордимся их заслугами перед родиной. Их имена занесены в Книгу Памяти. На примере их жизни, их беззаветного служения Родине, их отваги и мужества выросло не одно поколение наших земляков.
В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.
Женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд. Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.
И в нашем поселке есть такие люди, труженики тыла, которые в тяжелое военное время отдавали все свои силы и способности для приближения победы.
Это - Морозова Анастасия Сергеевна, Прокопьева Анастасия Леонтьевна, Захарова Нина Ивановна, Пикушева Марфа Ивановна, Шарифуллина Фавзия Назиповна и многие другие. Низкий им поклон.
Мы считаем, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Мы даже не можем себе представить, что дети такие же, как мы, совершили такой подвиг. И мы просто удивляемся, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Заключение
Работая над этой темой, мы изучили много научной и справочной литературы, просмотрели и перечитали много книг о войне, которые мы и использовали. В этих книгах, в стихах показан весь трагизм Великой войны, жизнь в военные годы. Многие стихи переложены на песни.
Из газетных статей про период войны мы узнали много о земляках, переживших страшные годы войны. В школе мы с ребятами встречались с ветеранами, тружениками тыла. Судьба наших предков - яркое отражение истории нашей страны.
Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Важность подобной работы заключается в том, что все должны знать: наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая свою Родину. Мы почувствовали благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял Родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
При подготовке использованы материалы:
Федеральная архивная служба России (Росархив) :
[email protected]: http://www.rusarchives.ru
Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа» и http://podvignaroda.mil.ru/
Гостевая книга- MEMORIAL.ru - memorial.ru›memorial/book.asp