СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование особенностей агрессивности младших школьников, разработка способов ее коррекции является одной из самых актуальных задач современной психологической науки.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 с. Новоукраинского муниципального образования Гулькевичский район

имени кавалера трех орденов Ленина Н.С. Федоренко














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ












Выполнила педагог-психолог МБОУ СОШ № 9 им. Н.С. Федоренко

Тарасенко Валерия Александровна












Содержание


Введение………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические основы работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников………………………….5

    1. Общее понятие об агрессивности и агрессивном поведении…………………………………………………………………...5

    2. Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………………………...10

    3. Особенности работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников……………………………………….17

Глава 2. Организация работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников………………………….28

2.1. Методы и методики изучения агрессивного поведения у младших школьников…………………………………….…………………………..28

2.3. Организация работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников…………………………………….…26

Список использованных источников ……………………………...…39


Введение


На современном этапе агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

В последние годы психологи и педагоги отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей младшего школьного возраста: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе.

Агрессивное поведение встречается у достаточно большого количества детей. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ в зарубежных психологов, таких как А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред­ставляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др ).

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.

При рассмотрении проблемы детской агрессивности особое внимание уделяется биологическим факторам, влияющим на ее развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено в исследованиях Глейзера Б., Гаспаровой Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена Х. и др.

Исследование агрессивности младших школьников представлено в работах Берковица Л., Бютнера К., Миллера А., Поппера П., Раншбурга И. Более того, в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст рассматривается как «латентный», характеризующийся низкой активностью, в том числе невыраженной агрессивностью. Вместе с тем наличие работ вышеуказанных авторов свидетельствует о том, что различные проявления агрессивности все же имеют место.

Коррекционная работа психолога с ребёнком, который демонстрирует агрессивное поведение, должна начинаться с выяснения причин агрессии. Соответственно коррекция будет включать развитие личностных характеристик, которые станут основой адаптации ребенка к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, среди сверстников, в школе.

Глава 1. Теоретические основы организации работы психолога по коррекции агрессивного поведения младших школьников


    1. Общее понятие об агрессивности и агрессивном поведении


Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой, ведь для большинства людей на словах отвергающих агрессию, она выступает нормой их повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким [20]. Разные авторы предлагают определения агрессии, но, ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

Многие психологи считают агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание [24]. В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию [6].

Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий [25].

Итак, агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) [32].

Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.

Р. Берон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась представляет собой поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [6].

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. Если под агрессией мы понимаем поведение, направленное на нанесение психологического или физического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей, то «агрессивность» можно понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению.

Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления [26].

Различают разную степень агрессивности — она может быть едва заметной или очень сильной, максимальной. Отметим, что агрессивность должна присутствовать у гармонически развитой личности. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное ее развитие (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая последнюю в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме [23].

В. Клайн считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям [28]. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» [16].

И.П. Подласый агрессивное поведение раскрывает через действие человека, которое выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д. [31].

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. С позиции психологии агрессивное поведение может выступать как один из способов решения проблем, который связан с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение считают неадекватным, но на самом деле целью действий человека направлены на устранение препятствия.

Появлению агрессивного поведения способствуют многие факторы. Это могут быть: возраст человека, его индивидуальные особенности, внешние физические или социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение выделим [37]:

- желание привлечь к себе внимание;

- ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство;

- стремление защититься и отомстить;

- стремление быть главным;

- стремление получить желанный предмет.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками [38].

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией [6].

Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности [31].

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного поведения как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации – это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения.

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс, который определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую [37].

Рассматривая агрессивное поведение как психическое явление, не менее важно знать механизмы его регуляции, выделяя мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.

Мотивационный компонент. Ряд исследователей рассматривает агрессивную мотивацию как особого рода энергию, накапливание которой происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится.

Эмоциональный компонент. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать всякий гнев провоцирующим агрессию. Бывает «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, например, подростки иногда переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

Волевой компонент. Имеются в виду все проявления качеств воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев инициативность и смелость. Поскольку агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, в результате соперничества, то всякая борьба требует проявления волевых качеств.

Нравственный компонент. Реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Различие между совестью и чувством вины состоит в том, что первая является «внутренним», а второе – «внешним» регулятором агрессии.

При регуляции агрессивного поведения происходит сложное взаимодействие всех перечисленных компонентов. Агрессивное поведение начинается с аффекта гнева, вызванного каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью. Если в результате когнитивных процессов оценивания ситуация воспринимается как «действительно заслуживающая гнева», то актуальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели [34].





    1. Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста


Агрессивность и агрессивное поведение формируются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источник которых — внешние обстоятельства. Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения, когда отсутствуют должная его оценка и корректирующие воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, превращается в черту личности [34].

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным. И.П. Подласый [31] отмечает, что группа является сильнодействующим возбудителем. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает. Групповое давление является наиболее сильным источником агрессивного поведения.

По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

Т.Б. Горшечникова и Л.Н. Дородницына провели экспериментальное исследование агрессивности у младших школьников. Ими были выявлены следующие группы факторов, влияющие на проявление агрессивного поведения [11]:

1) Семейные отношения и методы воспитания. Установлена прямая зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель – ребёнок» и показателями агрессии. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками. Так, чем чаще родители демонстрируют негативизм по отношению к детям, тем чаще применяют наказания, тем выше уровень агрессии.

Модели агрессивного поведения дети приобретают в первую очередь от родителей, или от лиц, замещающих родителей, иными словами в семье. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. [6]

Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям [1].

2) Нарушения социальной адаптации. Уровень агрессии выше у тех детей, семья которых меняла место жительства. Материальное благополучие семьи на уровень агрессии влияет незначительно.

3) Нарушения школьной адаптации. У испытуемых с проблемами в отношениях с одноклассниками, с учителями - более высокий уровень агрессии. Доказана прямая связь высокого уровня агрессии в тех классах, где часто менялся классный руководитель, что также приводит к снижению школьной адаптации.

4) Стратегии поведения в конфликте, коммуникативная некомпетентность. Те дети, которые выбирают такую стратегию как соперничество – имеют более высокий уровень агрессии. Коммуникативная некомпетентность ведет к тому, что в случаях обиды, споров, конфликтов большинство опрошенных проявляет те или иные формы физической, вербальной, косвенной агрессии (оскорбления, крики, драки и т.д.).

5) Влияние СМИ и компьютерных игр. У детей вырабатывается толерантное отношение к насилию, уменьшается чувствительность к чужой боли, страданиям другого человека.

6) Личностные особенности. Многие личностные особенности детей: высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздражительность, возбудимость, неадекватная самооценка являются причинами агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена половыми особенностями.

7) Половые (гендерные) различия. Мальчики более склонны к проявлению физической агрессии, девочки - к вербальной. Мальчики чаще выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, девочки чаще выбирают компромисс. У мальчиков выше частота конфликтов с одноклассниками, хуже оцениваются отношения со сверстниками и с родителями, чем у девочек [11].

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Вот почему весьма небезопасны некоторые наши фильмы и сериалы, прославляющие агрессивное братство.

Как отмечает Н.А. Дубинко, агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации. [13]

Враждебность, более узкое по направленности состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении, причинение мучений словами или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным.

Демонстрация – это показ возможности нападения. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора, что по существу оно гуманно. Да и всякий согласится, что обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться [13].

Младшим школьникам с агрессивным поведением, при всём различии их личностных характеристик, свойственны некоторые общие черты, к которым относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Такие дети отличаются повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию, эмоциональной грубостью, озлобленностью в отношении к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватной, неустойчивой самооценкой (она может быть максимально положительной или максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Несмотря на это среди агрессивных детей 6-10 лет встречаются хорошо интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости [34].

Как показывают наблюдения за речью школьников, большинство из них проявляют очевидную склонность к грубому общению: могут словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку («Ты хуже меня – я лучше тебя»), грубо продемонстрировать позицию лидера («Я могу себе позволить то, чего не можешь ты»), укрепить свой авторитет среди группы одноклассников («Я заставлю тебя слушать меня, даже если ты этого не хочешь») и т.п. [31].

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей [27]:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Проявляют экстравертированность, а так же лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Характеризуются импульсивностью поведения, отсутствием социализации влечений, имеют потребность в острых переживаниях.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; повышенной чувствительностью к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Проявляют импульсивность поведения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии отличаются импульсивностью; низким уровнем самоконтроля. Имеют недостаточную социализацию влечений, низкую осознанность собственных действий, несформированность произвольных реакций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Все это создает предпосылки для ведения целенаправленной работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников.



    1. Особенности работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников


Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует от психолога ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальной школы. В сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, значительную роль играет и педагог. От стиля его поведения во многом зависит успешность психокоррекционной работы. Если он учитывает рекомендации психолога при взаимодействии с учеником, то результативность проводимой работы возрастает во много раз. В школе ребенок проводит большую часть своего активного времени, поэтому большое значение имеет то, какой взрослый находится рядом и как он относится к ребенку [8].

Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения и т.д. [23].

Мы изучили различные подходы к организации психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющих отклонения в поведении. По данной проблеме заслуживают внимания работы отечественных психологов А.И. Капалина, Е.Ю. Немудрой, С.А. Моисеевой, Л.М. Семенюк, С.П. Смирновой.

Коррекция агрессивного поведения у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально - мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребенка.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны быть направлены на неподкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных действий ребенка.

Для успешного проведения психокоррекционной работы отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова, Л.Д. Лебедева рекомендуют использовать следующие методы [40]:

- беседы;

- ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;

- арттерапия;

- трудотерапия;

- игротерапия;

- релаксационный тренинг;

- поручения;

- методы, стимулирующие социально-нормативное поведение (поощрения, наказания).

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов [40]:

1. Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;

2. Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, в игре "казаки-разбойники" агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника и т.п.);

3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать ребенку проявлять агрессию);

4. Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.

5. Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом разрешением, снятием эмоционального напряжения.

Отечественный психолог С.Л. Колосова считает, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена в первую очередь на поиск и определение конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, среди сверстников, в школе [20].

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям [38]:

  1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).

  2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).

  3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

  4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).

  5. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.

  6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основного достоинства поведенческого подхода Н.М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер. [35]

Психологическое воздействие в рамках поведенческой коррекции осуществляется в следующих направлениях [2]:

– ослабление или устранение агрессивного поведения;

– усиление ассертивного поведения;

– развитие способности понимать свои чувства;

– уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;

– формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

– развитие способности расслабляться;

– развитие способности самоутверждаться;

– развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).

И.А. Фурманов признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу следующие [38]:

1) техника позволяет «снимать» симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причины;

2) техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения;

3) техника оказывает кратковременный эффект;

4) техника не позволяет получить «эффект переноса»;

5) отсутствие «эффекта переноса», или иными словами генерализации, и поддержки навыков, приобретенных в ходе поведенческой терапии.

В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно–поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования – «атаки» на иррациональные убеждения, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек [38].

При организации психокоррекционной работы отечественные психологи (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова) рекомендуют использовать как индивидуальные формы работы, так и групповые. Данные специалисты отмечают, что работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми младшего школьного возраста - не более 60 минут [5].

Таким образом, в этой части было рассмотрено основное содержание психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выделили методы и приемы, используемые для коррекции агрессивного поведения у младших школьников.


Выводы по первой главе.

Теоретический анализ научной и учебной литературы позволил сделать некоторые выводы.

Агрессия - это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.

Основные проявления агрессии - это неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения; физические, словесные и другие виды агрессии. Ученые выделяют различные виды агрессии, связанные с недостаточной освоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках.

У младшего школьника возрастает самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Все это создает предпосылки для ведения целенаправленной работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Для получения устойчивого результата психокоррекционной работы психолога по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер. Работу психолога с детьми с агрессивным поведением можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. В процессе коррекционных занятий психологу необходимо создавать условия для эмоциональных переживаний, приобретения уверенности в себе, снимать тревогу и напряжение. Тренинг должен решать задачи в комплексе с учётом целостного развития и коррекции личности младшего школьника.

Глава 2. Опытно–экспериментальное исследование организации работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников


    1. Методы и методики изучения агрессивного поведения у младших школьников


исследования: изучить организацию работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

работа в соответствии с общепринятыми научного исследования.

этап - подбор и анализ , методической литературы по нашего исследования. психодиагностических методик, на изучение ур агрессивного поведения у младших школьников.

этап - проведение диагностической работы с использованием нами и методик и определ исходного уровня агрессивного поведения у младших школьников (констатирующий ).

Третий – составить и реализовать программу работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников (формирующий ).

Четвертый этап - диагностика, направленная на эффективности этапа эксперимента ( этап).

Выявляя детей с агрессивным поведением в группе, следует помнить, что главная задача – не постановка диагностики, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Самый прямой путь измерения агрессии - спросить о таком поведении. Для получения необходимой информации психологи часто используют ответы людей, как самих объектов изучения, так и его знакомых, родных и друзей. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые предназначены для измерения общей агрессивности, другие для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Опросники имеют преимущество в тех случаях, когда изучается поведение неприемлемое или не поощряемое в данной культуре, т.к. агрессии несвойственно проявляться на публике. Эверил утверждает, что опросы являются лучшим способом изучения поведения и эмоций, в которых люди не хотят признаваться.

В процессе наблюдения за ребенком использовалась анкета для психологов, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (1992). Наблюдения психолога и педагога за поведением детей на уроках и во время внешкольных мероприятий дает богатые данные. При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М. Алворд и П. Бейкер.

Признаки наличия агрессии у ребенка [20]:

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки.

Метод экспертных оценок позволяет определить уровень агрессии ребенка в процессе наблюдения за ним различными экспертами. Экспертами могут являться люди, работающие с ребенком или тесно общающиеся с ним и имеющие возможность наблюдать за его поведением в различных ситуациях. Это могут быть учителя – предметники, классный руководитель, тренер спортивной секции, руководитель кружка, родители, старшие братья и сестры и т.д.

Экспертам выдается «Карта наблюдения» (по типу карты Стотта), в которой перечислен ряд поведенческих реакций ребенка, по которым можно судить об агрессивном поведении, а также приведена шкала для их оценки. Каждый эксперт оценивает частоту проявления агрессии в баллах. Затем выводится средний показатель для каждого наблюдаемого. Метод экспертных оценок позволяет оценить агрессивное поведение ребенка не только в школе, но и в другом социальном окружении, что позволяет более точно говорить о тенденциях того или иного ребенка к агрессивному поведению.

«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой [30].

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики агрессивности.

Таким образом, перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Нами выбраны те, которые наиболее подходят для младших школьников.





2.2. Организация работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников


Цель формирующего этапа эксперимента: создание специальных психологических условий в форме программы по коррекции агрессивного поведения младших школьников.

На данной стадии эксперимента были разработаны и апробированы некоторые формы и методы психологической работы психолога с учащимися, которые были отобраны в коррекционную группу по результатам проведённых методик на констатирующем этапе исследования. Данная работа строилась с учётом общих психологических и индивидуальных особенностей детей, реально существующих условий их жизни.

В основу коррекционной программы положены работы А.В. Ухановой, С.В. Лесиной, Н.В. Донсковой, Т.П. Смирновой, О. Алексеенко и других. Для проведения коррекционно-развивающих занятий психологом создана картотека игр, включающая игры на саморегуляцию, на релаксацию, на развитие коммуникативных навыков, на снятие психоэмоционального напряжения, картотека сказок, применяемых в работе с агрессивными детьми. В программе использованы элементы сказкотерапии, методики оригами, элементы арт-терапии. [12, 17, 36, 38, 40]

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у младших школьников.

Данная программа позволяет решить широкий спектр задач [38, 40]:

  • развитие у детей понимания и чувствования друг друга;

  • развитие эмпатии;

  • развитие вариативности мышления;

  • развитие понимания мимических выражений и выражения лица;

  • повышение самооценки;

  • развитие воображения, символических представлений, креативности;

  • гармонизация эмоционального состояния;

  • отработка механизмов саморегуляции;

  • снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;

  • формирование навыков общения;

  • развитие уверенности в себе;

  • развитие навыков бесконфликтного общения;

  • развитие умения договариваться друг с другом;

  • развитие умения благодарить;

  • формирование адекватных форм поведения.

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приёмами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между учащимися.

4. В снижении уровня агрессивного поведения.

5. В повышении культуры общения.

Коррекционные занятия включают в себя проведение социально-психологического тренинга, поэтому проводятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Коррекционно-развивающая работа психолога осуществлялась в двух направлениях: с родителями и с детьми.

Работа с родителями осуществлялась в двух направлениях:

  • информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;

- обучение эффективным способам общения с ребенком.

Коррекционная работа с детьми проводилась в виде еженедельных групповых занятий, рассчитанных на 40 минут.

Принципы работы [19]:

1. Принцип добровольного участия.

2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. все участники, могут рассказывать друг другу, кто как себя вёл в игре, что делал хорошо и что можно было делать лучше.

3. Принцип закрытости группы, т.е. рассказывать можно, что происходит в группе, но, не называя имён и фамилий участников.

4. Принцип «Здесь и теперь».

В структуре коррекционных занятий используются разнообразные формы и методы работы:

  • дискуссия;

  • работа в парах;

  • работа в малых группах;

  • психологическая игра;

  • визуализация;

  • ролевое проигрывание ситуаций;

  • арттерапевтические техники;

  • проективные методы диагностики эмоциональной сферы;

  • дыхательная гимнастика.

Тематический план работы психолога приведен в таблице №6.

Таблица №6

Тематический план работы психолога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников

Заня-

тие

Цель и задачи

Формы практической работы

Количество минут

1

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; снятие эмоционального напряжения детей, создание атмосферы "защищенности" и взаимного доверия в группе; диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, особенностей эмоционального мира детей.

психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы


40

2

Снятие эмоционального напряжения детей, диагностика характера и взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе; мотивационно-потребностной сферы особенностей эмоционального мира детей; формировать умение определения эмоционального состояния человека по эмоциональной экспрессии лица; обучение навыкам ауторелаксации.

психологические игры, дискуссия

40

3

Диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, выявления причин их тревожности и страхов; обучение навыкам ауторелаксации.


психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика

40

4

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния;

- формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты.

психологические игры, проективные методы диагностики эмоциональной сферы, дыхательная гимнастика

40

5

Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

Снижение эмоционального напряжения;

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

Задачи: научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы.

психологические игры, арттерапевтические техники

40

6

Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

психологические игры, арттерапевтические техники, дыхательная гимнастика

40

7

Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

психологические игры, арттерапевтические техники

40

8

Повысить настроение, способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим

психологические игры, арттерапевтические техники

40

9

Активизировать познавательные процессы, повысить интерес участников друг к другу, сплочение группы.

психологические игры

40

10

Сплочение детского коллектива, выработка умения понимать другого человека без слов.

- развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей, расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях;

- развитие способности сознавать причины своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуаций.

психологические игры, дискуссия

40

11

Формирование и развитие позитивных качества личности первоклассноков

- развитие чувства эмпатии, умения понимать эмоциональные состояния другого человека;

- обучение навыкам контроля и управления гневом.

психологические игры, арттерапевтические техники

40

12

Обучить детей общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; вырабатывать у детей навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

- развитие умения сочувствовать, сопереживать, навыка тактильного восприятия другого человека;

- формирование опыта доверия к окружающим;

- формирование навыков сотрудничества.

психологические игры

40

Итого



480 минут

(8 часов)


Основная часть тренинга была направлена на решение центральных за­дач, важнейшей из которых являлось формирование способности к ненасиль­ственному взаимодействию. В качестве ведущего метода здесь выступала иг­ра, ролевая игра с использованием элементов психодрамы.

В коррекционных занятиях детей обучали сознательно регулировать поведение, адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций; формировали положительную самооценку. Дети овладевали средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей, получали возможность попробовать новые формы взаимодействия друг с другом.


Библиография


  1. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога // Психолог в детском саду. — 2016. - №4 – С. 78-81.

  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М, 2015.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2014.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2002.

  5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.- М.: Академия, 2002.

  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2015.

  7. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 2002.

  8. Вестник практической психологии образования №2 (19) апрель—июнь 2016.

  9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Собр. соч.: в 6 т. М., 2015. Т.3.

  10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008.

  11. Горшечникова Т.Б., Дородницына Л.Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков. [Электронный ресурс] - Режим доступа://psyinfo.ru/ru/service/conf/asoc.php.

  12. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. - 244с

  13. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 2016. №1. - С. 53 -57.

  14. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - ОИЦ «Академия», 2014.

  15. Ежова, Е.Е. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2007.

  16. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2 (2016) С. 42 – 46.

  17. Кабанова М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Академия, 2015.

  18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2014.

  19. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2014.

  20. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2015.

  21. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2016.

  22. Леонтьев А.Н.. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика, 2014. – т. 1.

  23. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии Учебное пособие. - Феникс, 2015.

  24. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2015.

  25. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2014.

  26. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2015.

  27. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании –М.: Сфера, 2010.

  28. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), С. 35 – 38. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/314-agressivnost-i-agressivnoe-povelenie.html

  29. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001.

  30. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002. С. 54 - 59 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/139-agressivnost-i-agressivnoe-povelenie.html

  31. Практическая психология образования./ Под. ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004.

  32. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М., Педагогика-Пресс, 2013.

  33. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 2013.

  34. Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4 (2016), С. 27 – 30.

  35. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – Ростов – на Дону: Феникс, 2014.

  36. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

  37. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов./Фурманов И.А. – М.: Владос, 2008.

  38. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагостика и коррекция. – Минск: Литера, 2016.

  39. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

  40. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/127-agressivnost-i-agressivnoe-povelenie.html




36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!