СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по изучению жизни и подвига новомучеников и исповедников Оренбургской земли

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь помогала новомученикам строить храмы, организовывать школы и приюты, вести миссионерскую деятельность, лечить людей, учить и воспитывать детей, сочинять музыку, писать книги и иконы, воевать с врагами, служить Богу и Отечеству.

Мы не знаем, каким станет для нас и наших детей XXI век, и потому, одним из хорошо выученных уроков столетия должен стать урок сохранения любви, которая приближает человека к тому образу, какой замыслил Творец.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по изучению жизни и подвига новомучеников и исповедников Оренбургской земли»

В современных условиях глобализации, когда наблюдается отрыв человека от национальных корней, подлинной культуры, условиях подмены традиционных ценностей российской культуры новыми, исконно чуждыми ей. Размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации, согласно Стратегии государственной национальной политики в РФ до 2025 г. (утверждена Указом Президента РФ 19 декабря 2012 г.), есть фактор, негативно влияющий на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Сегодня остро ощущается потребность духовного обновления общества. Научная и педагогическая общественность ведет поиск адекватных путей приобщения молодого поколения к духовной традиции, составляющей основу быта, политики, экономики, культуры народов России.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального и основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России составляют основу для обновления содержания образования, прежде всего в социально-гуманитарной его части, обновления воспитательной деятельности образовательных организаций.

Определен воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Этот идеал дает ориентиры для всех ступеней образования, для школьного и внешкольного, для аудиторной и внеаудиторной работы.

Любовь к Родине начинается с малого. С любви к своей семье, своей улице, селу, городу. С любви и уважения святынь своего родного края.

Это предопределило возрождение образовательной практики изучения историко-церковного краеведения. В настоящее время историко-церковное краеведение – одно из наиболее эффективных направлений общественной деятельности в освоении и сохранении исторического опыта, возвращении в память Отечества объективного знания об истории Церкви, ее роли в духовной и культурно - общественной жизни народа, взаимоотношениях Церкви и государства.

Термины «краеведение» и «историческое краеведение» вошли в научный оборот лишь в 1910-е и 1960-е годы соответственно. Но изучение местной истории имеет давние традиции. Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины включены в местные и общерусские летописи. Старейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Краеведение изначально имело в своем содержании историко-церковную направленность, что совершенно естественно, поскольку история народа на протяжении столетий несла в себе церковную составляющую, раскрывающуюся в содержательном и деятельностном аспектах. С одной стороны, следует обратить внимание, что история всякого края была немыслима без религиозных просветителей, церковных иерархов, духовенства, духовно-учебных заведений, приходов, а это были запретные в советское время темы. С другой стороны, Церковь всемерно поддерживала заложенную еще летописцем Нестором традицию сохранения исторической памяти. Накануне революции 1917 года в России действовали десятки краеведческих обществ, краеведческие материалы печатались в епархиальных ведомостях, издавались специализированные журналы.

Краеведческие общества нарком просвещения А.В. Луначарский достаточно метко определил как «органы самопознания страны». Он справедливо считал, что в «проблему развития национального самосознания… дело краеведения в такой огромной стране, как Россия, входит не только элементом, но и базисом».

После революции краеведение новыми властями берется под контроль. Постепенно изменяются в соответствии с утверждающейся идеологией подходы к изучению родного края. В 1929-1930 гг. многих краеведов, сохранивших в практической деятельности подходы дореволюционного периода к изучению местной истории, арестовали, обвиняя во вредительстве, идеализации буржуазно-помещичьего строя.

В апреле 1938 года Наркомпрос издал распоряжение «О постановке и организации краеведческой работы», на основании которого бюро, всевозможные общества любителей краеведения были ликвидированы. С этого времени краеведение как массовое движение практически прекратило существование в научной и общественной жизни народа. Познавательный интерес краеведов определялся партийным подходом к отбору событий и фактов. Им жестко были определены темы краеведческих исследований, методы отбора событий и фактов, в которых освещались судьбы только тех людей, которые имели официально признанные заслуги перед советским обществом и государством.

Снятие идеологической завесы в 90-е годы ХХ века создало предпосылки для объективного осмысления истории. Научная и педагогическая общественность обратилась к вопросам изучения краеведения во всей его полноте.

В старину вся жизнь русского человека от рождения до кончины проходила в лоне Церкви и конкретного приходского храма. Первоначальная учеба в церковной школе, годовой круг церковных праздников и связанные с ним местные обычаи, почитание местных святынь, православные традиции пронизывали всю жизнь человека. Наиболее памятные события семейной жизни: наречение имени, крещение, обручение, венчание, именины – все это происходило в церкви и под ее сенью. В ней же заканчивался жизненный путь человека его отпеванием, при многих храмах существовали и свои кладбища. В доме любого русского человека были иконы, книги духовного содержания, семейные реликвии.

Историко-церковное краеведение помогает восстановить прерванную в ХХ веке традицию почитания православных святынь своей малой Родины и Отечества в целом, дать знания о церковных памятниках в контексте истории страны.

Результаты изучения устных свидетельств и документально удостоверенных данных архивных источников легли в основу прославления в лике святых тысяч новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Теоретические исследования в области историко-церковного краеведения послужили толчком к практической деятельности по созданию мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страданий, погребения новомучеников и исповедников, присвоению наименований в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов.

Историко-церковное краеведение – поле сотрудничества общества, государства, Церкви по возвращению российскому народу исторической памяти. Историко-церковное краеведение – поле сотворчества краеведов, священнослужителей, педагогической общественности, юных исследователей.

ХХ век – век белых пятен. Успеть что-то записать, успеть зафиксировать, что было, успеть донести предания живших до нас людей – задача тех, кто обращается к историко-церковной проблематике в исследованиях и проектах. Воссоздать здание истории величайшей цивилизации на основе глубокого анализа исторического материала, объективной оценки событий и фактов – задача современных краеведов. Ввести в образовательную практику знание историко-церковного краеведения – задача работников образования.

В современной системе образования Оренбуржья в настоящее время сохраняется потребность в создании системы трансляции отечественной духовной традиции, где особое место занимает историко-церковное краеведение.

В настоящее время в Оренбургской епархии действует отдел по канонизации святых, ведущий активную деятельность по изучению региональной истории Церкви. Опубликовано более 10 крупных исследований в области историко-церковного краеведения. В ведомостях Оренбургской митрополии периодически появляются публикации данной проблематики. Оренбургская духовная семинария в рамках проекта-победителя конкурса «Православная инициатива» в 2017 году опубликовала учебное издание «История Православия в Оренбуржье», выпустила научную монографию «Монастыри Оренбургского края», создала шесть видеофильмов о святых и исповедниках Оренбуржья.

В ряде программ дополнительного образования нашли место избранные темы и целые блоки региональной истории православной культуры. Наиболее распространенной в Оренбургской области формой привлечения внимания детей и молодежи к историко-культурному наследию является учебно-исследовательская работа. Анализ продуктов деятельности обучающихся и практики их подготовки свидетельствует о необходимости профессиональной поддержки этого процесса.

Сохраняется потребность воссоздания у педагогов целостного представления о таком направлении краеведения как историко-церковное, специфики организации работы по его изучению.

Поддержка и развитие практики изучения историко-церковного краеведения есть основание укрепления национального самосознания, готовности дать адекватный ответ на внешние и внутренние вызовы современной России.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!