СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании.  По мере развития   глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний умений и навыков  в технологическом  образовании. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода в обучении»






Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода в обучении









Старухин Евгений Павлович,

учитель технологии МБОУ

«СШ №23» города Димитровграда








Оглавление



Введение

3

I

Теоретическая часть

5

1.1

Технология ИКТ и методика применения на уроках

5

1.2

Возможности технология ИКТ в личностно – ориентированном подходе в обучении

9

II

Практическая часть

14

2.1

Использование технологии ИКТ различных уровней на уроках технического труда в реализации личностно ориентированного подхода

14

2.2

Анализ результатов применения ИКТ на уроках технологии

22


Заключение

23


Список использованной литературы

24




















Введение

Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании.  По мере развития глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний умений и навыков в технологическом образовании. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.

С одной стороны я как педагог хочу, чтобы учащиеся были всесторонне развитыми личностями, в совершенстве владели технологической культурой, а с другой стороны  знания и умения в области технологий ИКТ и их систематическое применение ее на уроках технологии способствуют ли реализации личностно - ориентированного подхода в технологическом образовании?

С целью решения данной проблемы я решил провести исследование и разобраться, что представляет технология ИКТ, что такое личностно ориентированное обучение, исследовать дидактические возможности технологии ИКТ в личностно - ориентированном подходе в обучении.

Цель: Использование технологии ИКТ в личностно - ориентированном подходе в обучении на уроках технического труда.


Объект исследования:

Использование технологии ИКТ на уроках технологии.

Предмет исследования:

Дидактические возможности использования технологии ИКТ в личностно -ориентированном подходе в обучении.

Гипотеза:

Применение технологии ИКТ на уроках технического труда как способ реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.

Задачи:

- изучить технологию ИКТ и ее методику применения на уроках;

- определить возможности технологии ИКТ в личностно – ориентированном подходе в обучении;

- провести исследование дидактических возможностей использования технологии ИКТ различных уровней на уроках технологии;

- проанализировать и систематизировать результаты исследовательской деятельности.

Прогнозируемый результат:

Применение технологии ИКТ на уроках технического труда как способ реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.

Методы исследования:

- Теоретические;

- Практические;

- Проведение исследования;
- Наблюдения;

- Анализ результатов.





  1. Теоретическая часть


1.1 Технология ИКТ и методика применения на уроках

Для понимания роли информационных и телекоммуникационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия “информационная технология”: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная и телекоммуникационная технология (ИКТ)– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

Педагогическими целями использования технологии ИКТ в процессе изучения курса технология, является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.


Информационные и телекоммуникационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:

  • как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);

  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

  • как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера

В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности.

В организации исследовательской деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:

  • источник получения информации;

  • способ общения с партнёрами, единомышленниками;

  • инструмент участия в сетевых проектах.

По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ.

Использование программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

  • графические редакторы дают возможность создавать модели будущих изделий, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.);

  • текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;

  • электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по разделам «Домашняя экономика и основы предпринимательства»

  • программы Power Point, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту [6];

  • программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или к внеклассному мероприятию.

При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении.



Сегодня учитель имеет возможность достаточно широко использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках по любому предмету.

Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

Формы использования информационно-коммуникативных технологий:

- Использование готовых ЦОРов.

Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики – дидактика мультимедийного преподавания.

- Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Например, используя программы «Конструктор сайтов».

Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Собственно, здесь и создаются презентации. Например, при защите творческих учебных проектов, изучении большого объема информации за короткое время в режиме ознакомления.

Использование возможностей программы «Компас - 3DLT V9». Для визуализации учебного материала удобно пользоваться программными продуктами из пакета «Первая ПОмощь 1.0»,

- создание электронных тестов контрольно - измерительных материалов для любых видов контроля.





































1.2 Возможности технологии ИКТ в личностно – ориентированном подходе в обучении


На современном этапе развития педагогики используются самые различные образовательные технологии, но важнейшей являются образовательная технология, в основе которой - личностно-ориентированный подход к учащимся. Вопрос, на который отвечает каждый учитель, заключается в следующем:

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Одним из вариантов решения этой задачи и является личностно-ориентированная технология обучения. Именно эта технология призвана адаптировать традиционную классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. Именно эта технология может разрешить основное противоречие традиционной школы: групповая форма организации обучения и индивидуальный характер усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.

Итак, смысл личностно-ориентированного подхода заключается в следующем:

  1. Учет своеобразия психики и личности каждого отдельного учащегося на различных этапах организации учебной деятельности, в том числе и во время домашней подготовки.

  2. Ориентация каждого учащегося на развитие своей индивидуальности, на самообразование, саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями на уроке и дома.

  3. Ориентация на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом (т.е. комбинирование индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности).

Переход к личностно-ориентированному  обучению предъявляет свои требования к организации учебного процесса и формам использования ИКТ


Формы использования ИКТ в личностно - ориентированном обучении:

1. Использование готовых электронных продуктов;

2. Использование мультимедийных презентаций;

3. Использование ресурсов сети Интернет;

4. Использование программного обеспечения SMART Board;

(ПО, предназначенное для интерактивной доски);

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов;

6. Обучение в заочных телешколах через Интернет.


Личностно-ориентированный подход к учащимся и возможности технологии ИКТ позволяют использовать индивидуально - ориентированные программы обучения, которые открывают возможность для опережающего обучения. Учащиеся выбирают в соответствии с их уровнем подготовки изучение материала последующих календарных сроков и затем представляют в виде слайда – презентаций самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, ученик может использовать сэкономленное при изучении одной темы время на более глубокое изучение других тем.

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся. Особенно важны уроки- практикумы, где каждый учащийся выполняет свое, ориентированное именно на него, задание.

Очень важным моментом в осуществлении личностно-ориентированного обучения является индивидуальная дозировка и индивидуальное содержание домашнего задания:

  • Задания нормативного уровня (должны обеспечить обязательное усвоение стандарта).

  • Задания творческого уровня (направлены на развитие
    самостоятельности, исследовательских умений и т.д.).

Особенно важны исследовательские работы учащихся по технологии «Intel- обучение для будущего». Обязательным условием работы по этой системе является включение в учебное расписание консультаций, которые проводятся после основных занятий в строго установленное время.

Использование методических приемов, направленных на стимулирование активности каждого ученика, таких как метод проектов.
Проектная технология наиболее полно реализует поставленные цели личностно–ориентированного обучения. Работа над проектом помогает каждому ученику самореализоваться, проявить свои способности, увлечь товарищей своей идеей.

Проектная деятельность состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе учащиеся используют Internet, графического редактора Paint, текстового редактора Word, электронных таблицах Excel;

II этап – технологический. Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается, но если это модель или социальный проект, без информационных технологий не обойтись;

III этап – заключительный. Электронные таблицы Excel, презентации PowerPoint.

Использование методических приемов направленных на стимулирование внимания учащихся. Учитель объявляет учащимся, что сейчас будет излагать материал (не обязательно новый, это может быть повторение, обобщение), ученики должны внимательно слушать, держа наготове карандаш и бумагу. Особенность состоит в том, что учитель умышленно разместил в подготовленной технологической карте или алгоритме работы 10 ошибок, о чем и сообщает учащимся. Учащиеся должны их обнаружить. Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей.  Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления.  Работа с ними открывает перед учащимися огром­ные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и ак­тивными участниками проводимых экс­периментов


Использование методических приемов направленных на контроль.

Здесь широко используются электронные тесты, контрольно измерительные материалы электронных учебников, защита проектов, зашита исследовательских работ, защита мини проектов и мини исследований, защита рефератов.

























  1. Практическая часть


2.1 Использование технологии ИКТ различных уровней на уроках технического труда в реализации личностно - ориентированного подхода

На протяжении последних трех лет мной ведётся работа по использованию технологии ИКТ на уроках технологии - это использование готовых образовательных ресурсов, создание собственных учебных материалов, их отладка, тестирование, апробация и внедрение, оценка результативности их использования. В данной части работы представлен опыт применения ИКТ на уроках технологии «Технический труд».

Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода в обучении; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

На данном этапе я применяю на своих уроках несколько уровней использования информационно-коммуникативных технологий:

Первый уровень - демонстрационный уровень ИКТ

Это использование иллюстрационного наглядного материала: видеофильмов,  слайдов,  слайд – фильмов, слайд – презентаций.  Очень  хорошо воспринимаются   такие  уроки,  где  учебный  материал  представлен  в  программе  Power  Point (слайд – презентации) или в учебных фильмах, созданных в программе Windows Movie Maker, а так же анимации, созданные в программе Macromedia Flash.  Эти  наиболее  удачные  формы  наглядных  пособий,  она  дает  возможность  продемонстрировать  поэтапно  в  движении  некоторые  процессы,  в  зависимости  от  темы.

С целью опережающего обучения я предоставляю учащимся на выбор в соответствии их уровнем подготовки и уровнем сложности самостоятельно изучить материал предыдущих тем календарного тематического плана на месяц или четверть. Ученик должен подготовить слайд – презентацию и защитить ее при прохождении классом данной темы.  
Учащимся   нравится  работать  с  компьютером,  и  они  с  удовольствием  включаются  в    деятельность.  Стимуляция  познавательных  интересов  у  школьников  вызывается  новизной  наглядных  средств  обучения.   Систематичность  применения  ИКТ  способствует  формированию  у  школьников  умений  и  навыков  работы  с  компьютером, использования программных средств и способов поиска и обработки информации. 
Презентация  может  оформляться  всевозможными  картинками,  схемами,  графиками,  таблицами,  может  содержать  в  себе  кроссворды,  тесты  и  сопровождаться  звуками,  музыкой  и  речью,  что  позволяет  эмоционально  воздействовать  на  учащихся.  Она  позволяет    лучше  запечатлеть  в  сознании  учащихся  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть  какие - то  события,  факты,  схемы,  явления;  применить  игровой  момент.  Все  слайд – презентации  представляют  собой  структуру,  работая  с  которыми, я   могу  в  любом  месте  приостановить  показ,  вернуться  назад  или  вперед,  делая  при  этом  комментарии  по  теме.  Необходимо  отметить,  что  использовать  презентацию  возможно  как  фронтально  на  большом  экране,  так  и  индивидуально  для  каждого,  в  зависимости  от  уровня  подготовленности  учащихся  и  оснащения кабинета. 
Исследования  последних  лет  показали:  люди  усваивают  20%  услышанного,  30%  увиденного  и  более  50%  того,  что  одновременно  видели  и  слышали. 

Разработка  презентации  для  урока  является  длительным  процессом,  который  требует  значительных  затрат  времени.  Но,  в  то  же  время  необходимо  отметить,  что  компьютер  в  значительной  мере  снижает  трудоемкость  оформления  создаваемых  схем,  образцов,  текстов,  таблиц,  графиков  и  рисунков.  Отснятые цифровыми  фото -  и  видеокамерами материалы    легче  обрабатывать  на  компьютере.  Возможности  сканера  позволили  вводить  в  компьютер  изображения:  иллюстраций  из  печатных  изданий,  фотографий,  а  графические  редакторы  -  устранять  в  них  дефекты,  выбирать  нужный  формат,  изменять  цвет,  удалять  лишние  детали,  вырезать  отдельные  фрагменты  и  составлять  из  них  отдельные  изображения.
Слайд - фильм,  или  презентация,  как    метод -  современен  и  перспективен,  он  позволяет  мне  вносить  изменения,  уточнения,  позволяет  корректировать  его  в  любое  время,  обеспечить  лучшее  осмысление  и осознание той  информации,  которую  я  хочу  донести  до  учеников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. 


Следующий уровень использования ИКТ, который я применяю в своей работе:

Второй уровень - использование программ сопровождающих процесс обучения.

- Использование ИКТ при выполнении проектов

Согласно Государственного образовательного стандарта в образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня, как преподавателя, привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. На каждом этапе проектной деятельности учащиеся используют информационные технологии.

При выборе и обосновании темы проекта ведется поисково-исследовательская работа с привлечением всех информационных ресурсов. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают и конкретизируют тему проекта и выбирают вид изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Это изучение истории возникновения и развития данного вида ремесла, видов и вариантов изделий, просмотр журналов, книг по конструированию, выбор и анализ вариантов конструкции изделия, выбор материала, способов обработки деталей входящих в изделие, способов соединения деталей и способов отделки. Источником информации могут быть как классические книги, учебники, журналы, так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации и перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам).

Помимо поиска и обработки информации, учащиеся используют ИКТ для создания в графическом редакторе Paint или офисной программе Office Word, используя панель инструментов «Рисование», различных вариантов конструкций будущего изделия, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия.)

На технологическом этапе разрабатываются технологические кары с помощью программы Office Word

На последнем этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Office Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта с использованием программы Office PowerPoint.

- Использование ИКТ при исследовательской деятельности:

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Учащиеся выбирают с учетом заинтересованности и уровнем подготовленности задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Исследовательскую деятельность я предлагаю учащимся проводить по технологии «Intel- обучение для будущего». Результаты исследования учащиеся оформляют в виде презентации в программе Office PowerPoint с последующими выводами и заключениями. По завершению исследования учащиеся защищают свои работы на уроке с приглашением педагога и девочек с обслуживающего труда. Лучшие работы участвуют в школьных конкурсах исследовательских работ. Например: история резьбы по дереву, найти информацию о первых токарных станках, их изобретателях, как влияет соблюдение техники безопасности на нашу безопасность, источники электрического тока какие они в будущем, и т.д.

Контролирующий блок

Это еще один, не менее важный компонент личностно - ориентированного средства обучения. В процессе обучения осуществляется постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде контрольных заданий и электронных тестов. С целью контроля знаний учитель может использовать открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме.

Для промежуточного и итогового контроля я использую контролирующий режим программы «Система тестирования 2.3», где в зависимости от режима теста и способа конструирования теста предлагается выбрать правильный ответ или несколько правильных ответов на поставленный вопрос. Система сама контролирует правильность ответов, а в случае затруднения помогает подсказкой.
Контролирующий блок дает учащимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности.

Подобные тестовые работы позволяют учащимся и мне быстро оценить знания по теме. От преподавателя персональный компьютер выгодно отличают - абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. В качестве контроля применяются также защита проектов, защита рефератов, защита исследовательских работа, защита мини проектов и мини исследований.

Третий уровень - Моделирующие программы


Использование готовых ЦОРов.

Мною на уроках используется следующий набор ЦОРов, а именно:

  • Диск «Технология», созданный в режиме конструктора позволяет использовать материалы презентаций в готовом виде по определенным темам, но в большей мере он предназначен для создания своих презентаций с использованием рисунков диска, графики и мультимедиа.

  • «Практикум по материаловедению для строителей – отделочников» - учебное электронное пособие для начального профессионального образования.

Я его использую при изучении раздела «Культура дома»

(ремонтно- строительные работы в быту). В нем есть возможность

создания собственных презентаций, выполнение интерактивных

упражнений и статистика результатов выполнения.

  • «Практикум электромонтера» - учебное электронное пособие для начального профессионального образования - использую выборочно для создания презентаций.

  • «Технология сельскохозяйственных работ» – для сельских школ.

Проанализировав и поработав с имеющимися ЦОРами, я пришел к выводу:

- нет набора ЦОРов, которые в полной мере удовлетворяли бы потребности педагога;

- необходимо разрабатывать специальные программные обеспечения по предмету технология, которые есть по другим предметам;

- необходимо разрабатывать специальные моделирующие программные обеспечения, которые отвечают требованиям государственного стандарта по технологии.

За период работы по технологии ИКТ накопилось достаточное количество учебного материала, для удобства использования которого потребовалась необходимость систематизации.

В режиме конструктора сайтов я создал в электронное пособие для учителя технологии технического труда (еще не закончил) и в будущем хочу опубликовать как сайт учителя.

В него входят страницы, которые переплетены между собой ссылками, что позволяет быстро осуществлять поиск необходимой информации:

- Нормативно правовая база кабинета технология;

- Должностные инструкции;

- Инструкции по охране труда;

- Учебное тематическое планирование;

- Учебные материалы к урокам по разделам и темам (презентации, видеофильмы, план - конспекты к урокам);

- Электронные тесты;

- Дополнительное образование (программа, фото поделок, фото победителей);

- Набор дидактических материалов для выполнения практических работ, технологические карты;

- Документы и материалы по проектной деятельности;

- Победители конкурсов и олимпиад;

- Фотоальбом изделий – проектов.

Для проведения уроков я использую:

- Ноутбук Aсer;

- Мультимедийный проектор Асеr;

- Магнитофон – усилитель;

- Постоянный выход в Интернет;

- Принтер+сканер+ксерокс.





2.2 Анализ результатов применения ИКТ на уроках технологии


Анализ результатов применения технологии ИКТ проводился с целью ответа на один вопрос, а именно:

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету.



Успеваемость по предмету остается стабильной и составляет - 100%.

Качество знаний также стабильное, лишь один ученик в 2014 году получил годовую оценку «3».

Растет количество отличников по предмету и в 2015 году составляет 95 % от общего числа обучающихся в 5-9 классах.


- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности.


В соответствии с государственным образовательным стандартом, учащиеся с 5 по 9 классы выполняют творческие проекты по предмету. Темы проектов они выбирают самостоятельно с учетом их потребностей и уровня подготовленности.

Возросло количество учащихся, которые применяют ИКТ в проектировании, также выросло количество защитивших проект на оценку «5».


- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету.


Исследовательская деятельность стала привлекательной и интересной


- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли.


Опережающее обучение.



Растет число учащихся, которые стремятся работать в опережающем темпе. Изучив досконально тему, стоящую в календарном тематическом планировании, они выступают в роли наставника, объясняя остальным учащимся класса с помощью слайд – презентации неизученный материал.




- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика




Профессиональное самоопределение учащихся за последние 5 лет обучения

Профессиональное самоопределение выпускников в основном связано с разделами технологии.

































Заключение

Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.

Таким образом, новые информационные технологии помогают  найти  естественный  путь  превращения  школьников  в  активных  участников  учебного  процесса, дают возможности реализации личностно- ориентированного подхода в обучении для каждого учащегося.  



















Список используемой литературы



  1. А.Г.Глазунов «Организация педагогического исследованя» 2005.

  2. INTEL® «Обучение для будущего»: Учебное пособие.- 5 изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.

  3. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- №8, 2003.

  4. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий/ Г.К.Селевко// Школьные технологии.- №1, 1997.- С.11-35.

  5. Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта/ О.Б.Ставрова// Школа и производство.- №8, 2002.- С.28-33.
























25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!