СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по дипломному проектированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

(проектирование и реконструкция АТП)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по дипломному проектированию»

13


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

(проектирование и реконструкция АТП)

Для студентов специальности 23.02.03

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Преподаватель Шевченко И.В.

Нефтекумск 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Пояснительная записка:

Титульный лист

Задание на дипломное проектирование

1. Введение

2. Технологический расчет АТП

2.1. Корректировка нормативной периодичности технических обслуживаний и капитальных ремонтов

2.2. Расчет производственной программы по количеству воздействий

2.3. Расчет годового объема работ по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам

2.4. Расчет численности производственных рабочих участка (производственной зоны)

3. Технологический расчет производственных зон, участков

3.1. Расчет числа постов и линий технического обслуживания и ремонта

3.2. Расчет площадей производственных участков и зон технического обслуживания и текущего ремонта

4. Генеральный план

5. Экономическая часть 6. Охрана труда 6.1. Опасные и вредные производственные факторы

6.2. Мероприятия по защите рабочих от опасных и вредных факторов

6.3. Устройство освещения

6.4. Общие меры техники безопасности

6.5. Пожарная безопасность

7. Заключение

8. Список использованной литературы

Графическая часть:

Графическая часть проекта представляет собой иллюстративный материал, предназначенный для использования при изложении результатов проектирования.

Объем графической части составляет два листа формата А1.

Первый лист – генеральный план предприятия

Второй лист – планировка спроектированного производственного участка.

1. ВВЕДЕНИЕ

На основании материала, собранного при прохождении преддипломной практики, студент должен дать характеристику действующего предприятия произвести анализ производственной деятельности объекта проектирования (реконструкции).

В характеристику предприятия входят: полное название, тип предприятия, место расположения (район, улица), ведомственная принадлежность, занимаемая площадь, специализация по выполняемой работе и основная клиентура.


Исходные данные для проектирования:

  1. Списочное количество подвижного состава (ПС) Аи

  2. Среднесуточный пробег единицы подвижного состава lсс

  3. Время в наряде Тн, ч

  4. Число дней работы подвижного состава в году Драб.г

  5. Категория условий эксплуатации Ку.э

  6. Климатический район Ккл.р

  7. Условия хранения ПС (открытое, закрытое)

Исходные данные заносятся в таблицу 1.

Таблица 1.1. Исходные данные (пример заполнения)

Подвижной состав (марка, модель)

Аи

lсс

Тн

Драб.г

Ку.э

Ккл.р

Условия хранения ПС

ЗИЛ - 431410

100

140

12

305

II

умеренный

открытое

















Категория условий эксплуатации берется из табл. 1 (Приложение), число дней работы подвижного состава в году (Драб.г) и время в наряде (Тн) - из табл. 2 (Приложение), климатический район - из табл. 3 (Приложение).

В характеристику объекта проектирования или реконструкции входят:

• полное название объекта, его назначение, производственная площадь и ее соответствие выполняемым работам;

  • Наличие и состояние оборудования, инвентаря, инструмента;

  • основные недостатки в организации и технологии проведения работ.

Анализ недостатков в организации и технологии проведения работ позволяет дипломнику выявить узкие места производства по объекту проектирования (реконструкции).

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АТП

2.1. Корректировка нормативной периодичности технических обслуживаний и капитальных ремонтов

Предварительно необходимо для данного АТП выбрать нормативные зна­чения пробегов подвижного состава до капительного ремонта (КР) и периодичности технического обслуживания ТО-1 и ТО-2. Они установлены положением для I категории условий эксплуатации.

Для конкретного АТП эти условия могут отличаться, поэтому пробег до капитального ремонта Lк и периодичность ТО-1 и ТО-2 определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию усло­вий эксплуатации k1; модификацию подвижного состава k2; климатические условия k3:

(2.1)

где Lр - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км (табл. 4 Приложение); k1, k2, k3 - соответственно коэффициенты, учитывающие катего­рию условий эксплуатации, модификацию подвижного состава, климатические условия (табл. 5, 6, 7, Приложение).

Пробег до ТО – 1 и до ТО - 2 рассчитываются по формулам:

(2.2)

(2.3)

где LнТО1 и LнТО2 - нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2 (табл. 8. Приложение).

После определения расчетной периодичности ТО-1 (L’ТО1) производится окончательная корректировка ее величины по кратно­сти со среднесуточным пробегом автомобилей (lсс)

(2.4)

где n1 - величина кратности (округляется до целого числа).

Cкорректированная по кратности периодичность ТО-1 (LТО1) рассчитывается так:

(2.5)

Полученное значение не должно отличаться более чем на 10 % от значения L’ТО1.

Скорректированная периодичность ТО-2 (LТО2) должна быть в четыре раза больше скорректированной периодичности ТО – 1 (LТО1), так как положение о ТО и Р подвижного состава предусматривает периодичность проведения ТО-2 в четыре раза большую:

(2.6)

Расчетный пробега автомобиля до капитального ремонта (L’к) корректируется по кратности с периодичностью проведения технического обслуживания:

(2.7)

где n2 - величина кратности (округляется до целого числа).

Окончательно, скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта:

(2.8)

Все расчетные норматиы заносятся в таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Нормативы ресурсного пробега (или пробега до КР) и периодичность ТО

Подвижный

состав

(марка)

Lр

LнТО1

LнТО2

k1

k2

k3

L’ТО1

L’ТО2

LТО1

LТО2

Lк





































2.2. Расчет производственной программы по количеству воздействий

2.2.1. Количество технических обслуживаний

Количество ТО – 2 выполняемых за год определяем по формуле:

(2.9)

Количество ТО – 1 выполняемых за год определяем по формуле:

(2.10)

Количество ЕО выполняемых за год определяем по формуле:

Где Lг – годовой пробег автомобиля, рассчитывается по формуле:

Где Драб – количество рабочих дней в году, αГ – коэффициент технической готовности автомобиля, определяется по формуле:

(2.11)

Где ДТО-ТР – количество дней простоя автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега, принимаем согласно табл. 9, Приложение, ДКР - количество дней простоя в КР (табл. 9, Приложение).

Расчет выполняется по каждой марки автомобилей АТП.

Данные для расчета и полученные результаты заносим в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Производственная программа по количеству воздействий за год

Подвижной состав

ДТО-ТР

αГ

Lг

NТО2

NТО1

NЕО






















2.2.2. Количество диагностических воздействий за год по маркам автомобилей

Согласно Положению, работы по диагностированию подвижного состава входят в объем работ ТО и ТР. Если диагностирование автомобилей производится на отдельных постах, число диагностических воздействий определяется для последующего расчета количества по­стов диагностирования.

На АТП в соответствии с Положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д1 и Д2.

Диагностирование Д1 предназначено для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем авто­мобиля, обеспечивающих безопасность движения. Д1 предусматривается для автомобилей при ТО-1, после ТО-2.

Диагностирование Д2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля и определения объемов ТР. Д2 проводится с периодичностью ТО-2 и в отдельных случаях при ТР.

Таким образом, количество Д1 (NД1) и Д2 (NД2) рассчитывается по формулам:

(2.12)

(2.13)


где 1,1 и 1,2 — коэффициенты, учитывающие число автомобилей, диагностируемых при ТР. Результаты заносим в табл. 2.3.


Таблица 2.3. Количество диагностических воздействий для групп автомобилей за год

Показатель

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Всего по АТП

NД1






NД2






2.2.3. Определение суточной программы по ТО и диагностике

Суточная производственная программа необходима для выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и является исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО.

По видам ТО и диагностике суточная производственная программа рассчитывается по формуле:

(2.14)

Где буквой i обозначен вид технического обслуживания.

Результаты вычислений заносим в табл. 2.4.

Таблица 2.4. Суточная программа по ТО и диагностике

Показатель

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Всего по АТП

NсутТО2, шт






NсутТО1, шт






NсутД1, шт






NсутД2, шт






2.3. Расчет годового объема работ по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам

2.3.1. Расчет нормативных трудоемкостей ТО

Рассчитав объем работ, можно определить потребную численность производственных рабочих, число постов, рабочих мест.

Нормативная трудоемкость работ по обслуживаниям (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость работ по текущему ремонту на 1000 км пробега приведены в Положении для основных типов автомобилей.

Нормативная трудоем­кость обслуживания tнЕО, tнТО1. tнТО2 (таблица 4 Приложения) корректируется с помощью коэффициентов k2 и k5 (табл. 6 и 11 Приложения):

(2.15)

(2.16)

(2.17)

где k5 - коэффициент, учитывающий число технологически совмес­тимых групп транспортных средств.

Удельная нормативная трудоемкость ТР tнТР (таблица 4 Приложения) корректируется с помощью коэффициентов k1, k2, k3, k4, k5 (таблицы 5, 6, 7, 10. 11 Приложения):

(2.18)

Полученные результаты заносим в табл. 2.5.

Таблица 2.5. Трудоемкость ЕО, ТО и ТР

Марка

ТС

Вид техни­ческого воздействия

Нормативные

Трудоемкости

ЕО, ТО (чел.-ч)

и ТР (чел.-ч/1000 км)

Коэффициенты

корректирования

Скорректированные

Нормативные

трудоемкости ЕО, ТО (чел.-ч) и ТР

(чел.-ч/1000 км)

k1

k2

k3

k4

k5


ЕО








ТО-1








ТО-2








ТР









ЕО








ТО-1








ТО-2








ТР









ЕО








ТО-1








ТО-2








ТР









ЕО








ТО-1








ТО-2








ТР









2.3.2. Определение годового объема работ по ТО и ТР

Объем работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2 за год опреде­ляется суммой по моделям транспортных средств произведений числа ТО на нормативное скорректированное значение трудоемкости данного вида ТО.

Ежедневное обслуживание:

(2.19)

Где NЕОi и tЕОi количество и трудоемкость ЕО по модели автомобиля

ТО – 1:

(2.20)

Где NТО1i и tТО1i количество и трудоемкость ЕО по модели автомобиля

ТО – 2:

(2.21)

Где NТО2i и tТО2i количество и трудоемкость ЕО по модели автомобиля

Годовой объем работ по ТР равен:

(2.22)

Где LГi, Аиi и tТРi соответственно годовой пробег, количество и трудоемкость ТР по модели автомобиля.

Результаты вычислений сводим в табл. 2.6.

Таблица 2.6. Годовой объем работ по ТО и ТР

Показатель

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Марка ТС

Всего по АТП

Тео, чел.-ч






ТТО1, чел.-ч






ТТО2, чел.-ч






ТТР, чел.-ч






2.4. Расчет численности производственных рабочих участка (производственной зоны)

Распределение объема работ ЕО, ТО и ТР по видам работ (%), приведено в таблице 12 (Приложение). Годовая трудоемкость работ на участке (производственной зоне), согласно заданию на дипломное проектирование определяется перемножением соответствующего годового объема работ на долю работ данного участка (производственной зоны):

(2.22)

Где Ti – соответствующая годовая трудоемкость работ (Тео, ТТО1, ТТО2, ТТР), x – доля работ данного участка (см. таблицу 12 Приложения).

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное — годовой производственных программ по ТО и ТР.

Технологически необходимое (Рт) и штатное (Рш) число рабочих рассчитывается по формулам:

(2.23)

(2.24)

где Фт - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, ч; Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч (табл. 13 Приложение).

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН, УЧАСТКОВ

3.1. Расчет числа постов и линий технического обслуживания и ремонта

На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и техноло­гии ТО и ТР автомобилей производится расчет числа линий, специализированных и универсальных постов, распределение рабочих по постам, расчет и подбор оборудования.

Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии. В целях максимального использования подвижного со­става на линии ЕО и ТО-1 выполняют в межсменное время, после возврата автомобилей с работы. Техническое обслуживание № 2 отличается сложностью и относительно большей трудоемкостью, включающей в себя работы специализированных цехов и участков и, как правило, выполняется в дневную смену, когда работают все эти цеха и участки.

Режим работы специализированных участков диагностирования Д1 и Д2 зависит от режима работы зон ТО-1 и ТО-2. Участок ди­агностирования Д1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1, а Д2 — с зоной ТО-2.

Режим работы зоны ТР составляет, как правило, две, а иногда и три смены. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы ТР, требующие участия производственных цехов и участков, а также работы по устранению отказов автомобилей. Во вторую и третью смену выполняются ремонтные работы, выявившиеся при ТО и диагностировании, и работы по заявкам водителей.

3.1.1. Расчет числа универсальных и специализированных постов

Число отдельных постов ТО и ТР определяется соотношением годовой продолжительности постовых работ данного вида ТГуч к годовому фонду рабочего времени одного поста (Фп):

(3.1)

где Tгуч - годовая трудоемкость работ на участке, φi - коэффициент, учитывающий неравномерность объемов работ и по­ступления автомобилей на посты (φi = 1...1,4); Дрг - число рабочих дней в году; Тсм - продолжительность смены (при 6-дневной рабочей неделе - 7 ч); С- число смен; РТ - численность рабочих, одновременно работающих на посту, ηп - коэффициент использования рабочего времени поста, харак­теризующий уровень технологии и организации работ (ηп = 0,85...0,95).


3.1.2. Расчет и подбор технологического оборудования

Подбор технологического оборудования, организационной и технологиче­ской оснастки для объекта проектирования осуществляется с учетом рекомендаций типовых проектов рабочих мест АТП, Руково­дства по диагностике подвижного состава.

К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава.

К организационной оснастке относят производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, подставки, шкафы, столы), занимающий площадь при планировке.

Число основного оборудования Qo рассчитывается по трудоемкости работ, фонду рабочего времени и загрузке оборудования.

Сначала определяется действительный годовой фонд времени оборудования.

(3.2)

где 365 - число календарных дней в году, 104 - число выходных дней в году. dп - число праздничных дней в году, tсм - продолжительность рабочей смены, no - коэффициент использования оборудования (no = 0,93…0,98), y - число рабочих смен.

В зависимости от назначения оборудования и от факторов, которые играют преобладающую роль, количество оборудования Хo рассчитывается по разным формулам.

Перед расчетом количества необходимого оборудования необходимо определить, пользуясь данными таблицы 14 Приложения долю трудоемкости z, выполняемой на данном виде оборудования.

(3.3)

где ηо - коэффициент использования оборудования (ηо = 0,7...0,8).

При подборе технологического оборудования для зон ТО и ТР рекомендуется по возможности использовать вместо осмотровых канав подъемники, которые позволяют повысить производительность и обеспечить лучшие условия труда для ре­монтных рабочих.

Принятое технологическое оборудование следует свести в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Технологическое оборудование (указать проектируемый объект)

п/п

Наименование

оборудования

модель

Количество

оборудова-ния, шт.

Габаритные

размеры, м.

Общая занима-емая площадь

Fоб,

м2

Установ-ленная мощ-ность

Руст,

квт















ИТОГО





Вначале записывается оборудование, общее для всей зоны, участка (кран-балки, конвейеры), затем - основное технологическое оборудование: осмотровые канавы, подъемники, диагностические стенды, моечные установки, т.е. стационарное оборудование.

Далее записывается передвижное оборудование, переносные приборы, производственный инвентарь и др.

Подбирая технологическое оборудование следует для крупных предприятий выбирать высокопроизводительное специализированное оборудование, а для небольших предприятий применять универсальное оборудование.

3.2. Расчет площадей производственных участков и зон технического обслуживания и текущего ремонта

Предварительно площадь производственных участков рассчитывается исходя из площади, занимаемой оборудованием (см. таблицу 2.1, последняя строка). Кроме того, учитывается площадь, занимаемая автомобилем, если технологическим процессом ремонта предусмотрено его нахождение на участке.

Предварительная площадь производственного участка:

(3.4)

Где Fоб - площадь, занимаемая оборудованием, Fавт - площадь, занимаемая автомобилем (автомобилями), Kп - коэффициент плотности, учитывает принятую плотность расстановки оборудования. Значения Kп берутся из таблицы 15 Приложения.

После определения предварительной площади участка необходимо выполнить эскиз участка с указанием размещения оборудования.

Полученная в результате расчетов цифра называется предварительной потому, что при прорисовке планировки участка на эскизе может возникнуть необходимость изменить площадь, что допускается, но в разумных пределах. С одной стороны - уменьшать, но так, чтобы при расстановке оборудования не возникло проблем с обеспечением необходимой ширины проходов и проездов. С другой стороны – увеличивать до бесконечности тоже не стоит.

В данном подразделе необходимо объяснить, почему ширина проходов, проездов, размеры окон, ворот и т. п. выбраны именно такими, то есть обосновать свой выбор.

Нормы по размещению оборудования можно найти в таблице 16 Приложения.

При наличии настольного, переносного оборудования и приборов, а также настенного подвесного оборудования в суммарную площадь должны входить площади столов, верстаков и стеллажей, на которых устанавливается оборудование и приборы, а не площади самого оборудования. Если оборудование занимает меньшую площадь в плане, чем площадь устанавливаемого на него автомобиля, то в суммарную площадь оно не включается. Примером могут служить подъемники с габаритными размерами подъемной платформы меньшими, чем габаритные размеры автомобиля.

4. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Генеральный план предприятия - важнейшая часть проекта, определяющая размеры необходимой территории, размещение зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерную организацию и благоустройство. В генеральном плане предприятия указывается план земельного участка (территории), отведенного под застройку, ориентированного в отношении проездов общего пользования и соседних владений.

Основные требования, предъявляемые к участкам:

  • оптимальный размер участка;

  • спокойный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

  • близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;

  • возможность обеспечения теплом, водой, газом, электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;

  • отсутствие строений, подлежащих сносу.

Площадь участка определяется суммарной площадью зданий и сооружений, противопожарными и технологическими разрывами между ними, а также нормативными разрывами между ними и постройками на соседних участках.

Застройка участка может быть разобщенной (павильонной) или объединенной (блокированной). Преимущества блокировочной застройки: экономичность строительства, удобство построения производственных процессов, технологических связей и организации движения.

Движение автомобилей по территории предприятия рекомендуется организовывать одностороннее кольцевое, обеспечивающее отсутствие встреч и пересечений. В тех случаях, когда такое движение не удается применить, необходимо для разворота подвижного состава на 180° в тупиковом проезде двустороннего движения предусматривать площадку разворота, которую на грузовом предприятии рассчитывают на автопоезда.

Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении. При повороте проезда на 90° радиус кривой должен быть не менее 10 м соответствующим уширением проезда на кривой.

Рабочие ворота въездов и выездов должны быть расположены с отступом от красной линии застройки не менее чем на длину наибольшего автомобиля на данном предприятии, при этом ворота въезда должны предшествовать воротам выезда, считая по ходу уличного движения, что исключит пересечение движения выезжающих автомобилей.

Рис. 3.1. Схема генплана АТП на 200 грузовых автомобилей при моноблочном строительстве с отдельно стоящей линией мойки: 1 - административно-бытовой корпус; 2 - контрольно-пропускной пункт; 3 - мойка автомобилей; 4 - очистные сооружения; 5 - пожарный водоем; 6 - производственный корпус; 7 - места хранения автомобилей с подогревом; 8 - места хранения автомобилей без подогрева; 9 – озеленение.

Рис. 3.2. Пример типового генерального плана базы централизованного обслуживания и ремонта на 1500 грузовых автомобилей: 1 - производственный корпус; 2 - административно-бытовой корпус (3-этажный); 3 - контрольно-пропускной пункт; 4 - вспомогательный корпус (мойка и диагностика автомобилей); 5 - очистные сооружения; 6 – резервуары для воды; 7 - грязеотстойник; 8 - стоянка автомобилей; 9 - заправочный пункт.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Последовательность выполнения расчетов подробно рассмотрена при работе студентов над курсовой работой по предмету «экономика отрасли» и фактически представляет собой второй раздел вышеназванной курсовой работы.

Необходимые исходные данные для расчетов:

1. Трудоемкость ремонта

Все расчеты по трудоемкости выполнены во втором разделе дипломного проекта. Необходимо выбрать трудоемкость работ участка в соответствии с темой дипломного проекта.

2. Оборудование, используемое при ремонте и амортизационные отчисления

Подбор оборудования выполнен в разделе 3 дипломного проекта. Необходимо воспользоваться данными таблицы 3.1 и на её основе заполнить таблицу 5.1:

Таблица 5.1. Расчет амортизационных отчислений.

п/п

Наименования

оборудования

Кол-во

Ед.

Стоимость

(руб.)

Амортизационные отчисления

1 ед.

Всего

%

Сумма руб.





























ИТОГО




3. Затраты на материалы и запасные части

В результате работы над разделом должна выть получена себестоимость работ, выполняемых на проектируемом участке за год.

6. ОХРАНА ТРУДА 6.1. Опасные и вредные производственные факторы

Перечислить опасные вредные производственные факторы, оказывающие влияние на здоровье и работоспособность человека на проектируемом (реконструируемом) участке.

В соответствии с ГОСТ опасные и вредные производствен­ные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы:

• физические;

• химические;

• биологические;

• психофизиологические.

Физически опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

• движущиеся машины и механизмы; подвижные части про­изводственного оборудования и технической оснастки; пе­редвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы;

• повышенную запыленность и загазованность воздуха рабо­чей зоны; повышенную или пониженную температуру по­верхностей оборудования, материалов; повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны;

• повышенный уровень шума на рабочем месте; повышен­ный уровень вибрации; повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний;

• повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;

• повышенную или пониженную влажность воздуха; иони­зацию воздуха в рабочей зоне; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточную освещенность рабочей зоны; повышенную яркость света; острые кромки, заусенцы и шероховатость на по­верхностях заготовок, инструментов и всего оборудования.

Химически опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, канцеро­генные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, а по пути проникновения в организм человека - на проникаю­щие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологически опасные и вредные производственные факто­ры включают следующие биологические объекты:

• патогенные микроорганизмы - бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии и продукты их жизнедеятельности;

• микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические, опасные и вредные производственные факторы.

При техническом обслуживании и текущем ремонте автомо­билей возникают следующие опасные и вредные производствен­ные факторы: движущихся автомобилей, незащищенных подвижных элементов производственного оборудования, повышен­ной загазованности помещений отработавшими газами легковых автомобилей, опасности поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др.

6.2. Мероприятия по защите рабочих от опасных и вредных факторов

Предложить мероприятия по защите рабочих от опасных и вредных факторов, действующих на проектируемом (реконструируемом) участке.

6.3. Устройство освещения

Освещение должно обеспечивать достаточ­ную освещенность рабочего места.

Искусственное освещение в производственных помещениях подразделяется на общее и местное.

Условия гигиены труда требуют максимального использова­ния естественного освещения.

При расчете естественного освещения определяется площадь поверхности окон по формуле:

Fок = Fуч  (6.1)

Где Fуч - площадь пола участка;  - световой коэффициент,  = 0,20 - 0,30. При назначении размеров световых проемов допускается отклонение расчетной величины от нормированной на ±10 %. Нормированное значение  умно­жается на 0,75 при расположении зданий юж­нее 45° северной широты и на 1,2 при расположении зданий се­вернее 60° северной широты.

При расчете искусственного освещения годовой расход электроэнергии на освещение рассчитывается по формуле:

W = Fуч Q R (6.2)

Где Q - продолжительность рабо­ты освещения в течение года, равно 800 часов при работе в одну смену, 2250 часов при двухсменной работе. R - норма расхода электроэнергии (0,018…0,025 квт/м2).

6.4. Общие меры техники безопасности

В данном подразделе необходимо изложить требования техники безопасности при выполнении работ выполняемых на проектируемом (реконструируемом) участке.

6.5. Пожарная безопасность

На плане участка указываются первичные средства пожаротушения (щиты, огнетушители, пожарные лест­ницы, краны). В пояснительной записке дается перечень инвен­таря, вывешиваемого на пожарном щите.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении излагаются краткие выводы, полученные в ре­зультате исследования, и возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы. Заключение должно содержать следующие пункты:

    • краткий результат исследования деятельности предприятия;

    • краткую характеристику предложенных реше­ний, направленных на достижение цели дипломного проекта;

    • возможные результаты экономической или социальной эффективности деятельности объекта исследования от реа­лизации предложенных решений.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список составляется в алфавитном порядке. Информация о книге указывается в следующем порядке:

  • Автор (редактор) книги

  • Название книги

  • Название города, где издана книга

  • Название издательства

  • Год издания книги

  • Количество страниц.

Например: Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.: Машиностроение,2012. – 304 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица 1. Классификация категорий условий эксплуатации

Условия движения

Тип рельефа местности

Тип дорожного покрытия

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

За пределами пригородной зоны (более50 км от границы города)

Равнинный, слабохолмистый, холмистый



I




II











IV










V

Гористый





III

Горный


В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне

Равнинный,


II

Слабохолмистый, холмистый, гористый



Горный


В больших городах (более 100 тыс. жителей)

Равнинный,

Слабохолмистый, холмистый


Гористый


Горный


Дорожные покрытия: Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытие;

Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Таблица 2. Рекомендуемый режим работы подвижного состава

Тип подвижного состава

Режим работы

Число дней работы в году

Среднее время в наряде, ч

Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы

305

10,5

Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда

305

12,0

Маршрутные автобусы и легковые такси

365

12,0

Междугородные автопоезда

357

16,0

Внедорожные автомобили - самосвалы

357

21,0


Таблица 3. Районирование территории Российской федерации по климатическим условиям

Административно-территориальная единица

Климатические районы

Республика Саха (Якутия); Магаданская обл.

Очень холодный

Республики: Алтай, Бурятия, Карелия. Коми. Тува, Хакасия

Края: Алтайский. Красноярский, Приморский, Хабаровский

Области: Амурская, Архангельская, Иркутская, Кам­чатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская. Сахалинская. Томская. Тюменская, Читинская

Холодный

Республики: Башкирская, Удмуртская Области: Пермская, Свердловская, Курганская, Челябинская

Умеренно холодный

Республики: Северо-Осетинская, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Кабардино- Балкария, Чеченская

Края: Краснодарский. Ставропольский

Области: Калининградская. Ростовская

Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный

Остальные районы РФ

Умеренный

Таблица 4. Нормативы ресурсного пробега подвижного состава для I категории условий эксплуатации

Подвижной состав

Модель –

предста-

витель

Ресурс-

ный пробег

не менее,

тыс. км

Нормативная трудоемкость

ЕОс, чел-ч

ТО-1,чел-ч

ТО-2чел-ч

чел-ч/1000 км

1

2

3

4

5

6

7

Легковые автомобили:







особо малого класса

ЗАЗ-1102

125

0,08

1,9

7,5

1,5

малого "

ВАЗ-2107

150

0,10

2,6

10,5

1,8

среднего "

ГАЗ-24-11

400

0,13

3,4

13,5

2,1

Автобусы :







особо малого класса

РАФ-2203-01

350

0,13

4,5

18,0

2,8

малого "

ПАЗ-3205

400

0,15

6,0

24,0

3,0

среднего "

ЛАЗ-4221

500

0,20

7,5

30,0

3,8

большого "

ЛиАЗ-5256

500

0,25

9,0

36,0

4,2

особо большого "

Икарус-280

400

0,40

18,0

72,0

6,2

Грузовые автомобили

общего назначения грузоподъемностью, т:







0,5-1,0

УАЗ-3303-01

150

0,10

1,8

7,2

1,55

свыше 1 до 3

ГАЗ-52-04

175

0,15

3,0

12,0

2,0

" 3 " 5

ГАЗ-3307

300

0,15

3,6

14,4

3,0

" 5 " 8

ЗиЛ-431410

450

0,15

3,6

14,4

3,4

" 6 " 8

КамАЗ-5320

300

0,18

5,7

21,6

5,0

" 8 " 10

КамАЗ-53212

300

0,20

7,5

24,0

5,5

" 10 " 16

КрАЗ-250-010

300

0,25

7,8

31,2

6,1

Внедорожные автомобили самосвалы грузоподъемностью :







30 т

БелАЗ-7522

200

0,40

20,5

80,0

16,0

Таблица 4. Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

42 т

БелАЗ-7548

200

0,50

22,5

90,0

24,0

Газобаллонные автомобили,работающие на :







сжиженном нефтяном газе (СНГ)


-

0,04

0,3

1,0

0,45

сжатом природном газе (СПГ)


-

0,05

0,9

2,4

0,85

Прицепы грузоподъемностью , т:







одноосные до 5

СМ-В325

120

0,03

0,9

3,6

0,35

двухосные до 8

ГКБ-8350

250

0,05

2,1

8,4

1,15

Полуприцепы грузоподъемностью, т:







одноосные до 12

Каз-9368

300

0,05

2,1

8,4

1,15

двухосные до 14

Мод.9370

300

0,07

2,2

8,8

1,25

многоосные свыше 20

МАЗ-9398

320

0,08

3,0

12,0

1,70

Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью свыше22 т

МЧЗАП

250

0,10

4,4

17,6

2,4

Таблица 5. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации - К1

Категория условий эксплуатации

Нормативы

Ресурсный

пробег

Периодичность ТО

Удельная трудоемкость ТР

Расход зап.частей

I

1,0

1,0

1,0

1,00

II

0,9

0,9

1,1

1,10

III

0,8

0,8

1,2

1,25

IV

0,7

0,7

1,4

1,40

V

0,6

0,6

1,5

1,65


Таблица 6. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава - К2

Модификация подвижного состава

Нормативы

Ресурсный

пробег

Трудоемкость

ТО и ТР

Расход

зап. частей

Базовая модель автомобиля

1,00

1,00

1,00

Седельные тягачи

0,95

1,10

1,05

Автомобили с 1 прицепом

0,90

1,15

1,10

Автомобили с 2 прицепами

0,85

1,20

1,20

Автомобили-самосвалы при работе на плечах до 5 км или с одним прицепом

0,80

1,20

1,25

Автомобили-самосвалы при работе на плечах св. 5 км

0,85

1,15

1,20

Автомобили-самосвалы с двумя прицепами

0,75

1,25

1,30

Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования)

-

1,10-1,20

-


Таблица 7. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий - К3

Характеристика района

Нормативы

Ресурсный пробег

Периодичность ТО

Удельная трудоемкость ТР

Расход зап. частей

Умеренный

1,0

1,0

1,0

1,0

Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный

1,1

1,0

0,9

0,9

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

0,9

0,9

1,1

1,1

Умеренно холодный

0,9

0,9

1,1

1,1

Холодный

0,8

0,9

1,2

1,2

Очень холодный

0,7

0,8

1,3

1,4

Таблица 8. Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации

Подвижной состав

Нормативная периодичность обслуживания, км

ТО-1

ТО-2

Легковые автомобили

5 000

20 000

Автобусы

5 000

20 000

Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей

4 000

16 000

Автомобили-самосвалы карьерные

2 000

10 000

Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов)

4 000

16 000

Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы

3 000

12 000

Таблица 9. Нормативы простоя подвижного состава в ТО и Ремонте

Подвижной состав

ТО и ТР,

дней /1000 км

КР,дней

Легковые автомобили:



особо малого класса

0,15

-

малого класса

0,18

-

среднего класса

0,22

-

Автобусы:



особо малого класса

0,20

15

малого

0,25

18

среднего

0,30

18

большого

0,35

20

особо большого

0,45

25

Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т:



до 1

0,25

-

свыше 1 до 3

0,30

-

свыше 3до 5

0,35

-

свыше 5 до 6

0,38

-

свыше 6 до 8

0,43

-

свыше 8 до 10

0,48

-

свыше 10 до 16

0,53

-

Внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т:



30,0

0,65

-

45,0

0,75

-

Примечание:

1. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших, свой ресурс.

2. Коэффициент технической готовности для прицепов и полуприцепов следует принимать равным коэффициенту технической готовности автомобилей-тягачей




Таблица 10. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР (К4)

Пробег с начала эксплуатации

в долях от нормативного

ресурсного пробега

Автомобили

Легковые

Автобусы

Грузовые

До 0,25

0,4

0,5

0,4

Свыше 0,25 до 0,50

0,7

0,8

0,7

Свыше 0,50 до 0,75

1,0

1,0

1,0

Свыше 0,75 до 1,00

1,4

1,3

1,2

Свыше 1,00 до 1,25

1,5

1,4

1,3

Свыше 1,25 до 1,50

1,6

1,5

1,4

Свыше 1,50 до 1,75

2,0

1,8

1,6

Свыше 1,75 до 2,00

2,2

2,1

1,9

Свыше 2,00

2,5

2,5

2,1

Таблица 11. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых на АТП автомобилей и количества технологически совместимых групп подвижного состава - К5

Количество автомобилей, обслуживаемых

и ремонтируемых на АТП

Количество технологически совместимых

групп подвижного состава

Менее 3

3

Более 3

До 100

1,15

1,20

1,30

Свыше 100 до 200

1,05

1,10

1,20

Свыше 200 до 300

0,95

1,00

1,10

Свыше 300 до 600

0,85

0,90

1,05

Свыше 600

0,80

0,85

0,95



Таблица 12. Распределение объема работ ЕО, ТО и ТР по видам работ

Виды работ и ТО

%по видам работ

ЕО

Уборочные

14

Моечные (включая сушку-обтирку)

9

Заправочные

14

Контрольно-диагностические

16

Ремонтные (устранение мелких неисправностей)

47

ИТОГО

100

ТО-1

Общее диагностирование Д1

10

Крепежные, регулировочные, смазочные

90

ИТОГО

100

ТО-2

Углубленное диагностирование Д2

10

Крепежные, регулировочные, смазочные

90

ИТОГО

100

Текущий ремонт

Постовые работы

общее диагностирование Д1

1

углубленное диагностирование Д2

1

регулировочные и разборочно-сборочные

35

сварочные

4

жестяницкие

3

окрасочные

6

итого по постам

50

Участковые работы

агрегатные

18

слесарно-механические

10

электромеханические

5

аккумуляторные

2

система питания

4

шиномонтажные

1

вулканизационные

1

кузнечно-рессорные

3

медницкие

2

сварочные

1

жестяницкие

1

арматурные

1

обойные

1

Итого по участкам

50

Всего по ТР

100




Таблица 13. Режим работы и годовые фонды времени производственных рабочих

Наименование профессий работающих

продолжительность

годовой фонд времени рабочих

рабочей

недели, час

основного

отпуска, дни

номинальный, Фт

Эффективный, Фш

Водитель легкового автомобиля, кондуктор автобуса, уборщик и мойщик подвижного состава, грузчик, стропальщик, экспедитор

40

28

2010

1780

Водитель грузового автомобиля грузоподъемностью до 3т, слесарь по ТО и Р подвижного состава, обойщик, столяр – деревообработчик, арматурщик, жестянщик, станочник по металлообработке, слесарь по ремонту агрегатов, узлов, деталей, смазчик-заправщик, электрик, слесарь по ремонту приборов системы питания, шиномонтажник, слесарь по ремонту оборудования, кладовщик агрегатов, химикатовводитель авто-электропогрузчика, машинист крана

40

28

2010

1780

Водительавтобуса, грузового автомобиля грузоподъемностью 3 т и более, внедорожного автомобиля – самосвала, кузнец – рессорщик, медник, газоэлектросварщик, вулканизаторщик, аккумуляторщик

40

35

2010

1730

маляр

40

31

2010

1760




Таблица 14. Доля трудоемкости (z)по видам работ

Наименование работ

двигатель

Коробка передач

Передний мост

Передний мост ведущий

Задний мост

Рулевое управление

кузов

электрооборудование

Системы смазки и охлаждения

Тормозная система

Мойка агрегатов и их деталей

0,05

0,06

0,04

0,03

0,07

0,10

0,08

---

0,03

0,06

Разборка и сборка

0,23

0,28

0,36

0,32

0,36

0,27

---

0,44

0,29

0,37

Контрольно-диагностические

0,08

0,08

0,07

0,06

0,10

0,14

0,06

0,15

0,19

0,20

Испытание и регулировка

0,12

0,09

0,15

0,14

0,09

0,12

---

0,22

0,14

0,12

Восстановление деталей

0,39

0,33

0,29

0,36

0,30

0,29

0,14

0,13

0,19

0,19

Слесарно-механические работы

0,13

0,16

0,09

0,09

0,08

0,08

0,34

0,06

0,16

0,06

Малярные работы

---

---

---

---

---

---

0,38

---

---

---

Таблица 15. Значения коэффициента плотности

Участки

Кп

Ремонта кузовов, приборов системы питания, электрооборудования, медницко-радиаторный

3,5…4,0

Разборочно-моечный, окрасочный

3,5…4,5

Ремонта основных деталей и агрегатов, сборки

4,0…5,0

Испытания двигателей

4,5…6,0

Сварочно-наплавочный, кузнечный

5,5…6,5

Деревообрабатывающий

7,0…8,0

Таблица 16. Нормируемые расстояния (в мм) для размещения оборудования

Расстояние

Оборудование с

размерами

в плане,

мм

Схемы

До 1000 х 800

До 3000 х 1500

Свыше 3000 х 1500

Между боковыми сторонами оборудования (а)

500

800

1200


Между тыльными сторонами оборудования (б)

500

700

1000


Между оборудованием при расположении «в затылок» (в)

1200

1700

-


Между оборудованием при расположении попарно по фронту (г)

2000

2500

-


От стены (колонны) до тыльной или боковой стороны оборудования (е)

500

600

800


От стены до фронта оборудования (ж)

1200

1200

1500


От колонны до фронта оборудования (и)

1000

1000

1200


Рис. 1. Условные обозначения на чертежах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. - М.: Гипроавтотранс,2018. - 184 с.

  2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Мин-во автомоб. трансп. РСФСР. - М.: Транспорт, 2019. - 73 с.

  3. Напольский, Г.М. Технологический расчет и планировка АТП : учеб. пособие / Г.М. Напольский. — М. : МАДИ (ГТУ),2018.-42с.

  4. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учеб. пособие / под ред. И.А. Успенского. — Рязань, 2018.

  5. Техническая эксплуатация автомобилей : учебник для вузов / под ред. Г.В. Крамаренко. - М. : Транспорт, 2018. - 488 с.–


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!