СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации " Основные требования к документации школьного логопеда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные требования к документации школьного логопеда

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации " Основные требования к документации школьного логопеда"»









Методические рекомендации

«Основные требования к документации школьного логопеда»





































Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда

регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного

уровня: федерального, регионального, локального.

С учетом современных подходов и требований к организации

лого коррекционной работы учителем-логопедом оформляются следующие

документы:

• Положение о лого пункте.

• Должностная инструкция.

•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

• Паспорт кабинета.


ЛОГОПЕД ВЕДЕТ НЕОБХОДИМУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ:

• Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся.

• Журнал первичного обследования учащихся.

• Речевая карта на каждого логопата.

• Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические

занятия.

• Годовой план консультативно — методической работы.

•Перспективные планы по группам.

• Журнал записи обучающихся школы, нуждающихся в

логопедических занятиях.

• В конце учебного года составляется отчет о результатах

коррекционной работы.

Циклограмма логопедических занятий на I-II полугодие.

• Рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции

звукопроизношения (находятся у учеников).


Практика предусматривает вариативный подход к оформлению

перечисленных документов. Часть их может быть представлена в свободной

и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например,

журнал рабочих контактов логопеда и родителя может быть оформлен по-

разному.



В своей коррекционной деятельности рекомендую вести

документацию, которая не является обязательной, но помогает рационально

использовать и учитывать рабочее время учителем-логопедом, наглядно

демонстрирует результат коррекционно-развивающих занятий,

пропагандирует логопедическую деятельность среди коллег-учителей и

родителей. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может

легко воспользоваться данными, отраженными в такой документации.

Предлагаемая подборка представляет собой пакет примерных

форм ведения обязательной и рекомендательной документации.

В основу его создания легла идея систематизации документов и

практических материалов, в соответствии с которыми строится

диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа

с детьми в школьных образовательных учреждениях, столь необходимых в

повседневной работе логопеда. Адресовано школьным учителям-логопедам.

В современной системе школьного образования основательно

раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания

логопедической помощи детям школьного возраста. Однако вопрос о формах

учета деятельности учителей-логопедов, до сих пор остается открытым как

для опытных, так и для начинающих специалистов.

Документация логопеда им представляется чем-то вроде incognita, и в

большинстве случаев контроль деятельности производится в одноаспектном

направлении (например, по количеству поставленных звуков на конец года),

т.е. без учета диагностической, консультативной работы, целостности

коррекционного процесса.

Все эти сложности вполне объяснимы. Одна из причин – отсутствие

единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического

материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.

Безусловно, некоторые примерные формы ведения документов

коррекционного блока представлены в отдельных методических и

практических пособиях (О.А.Ишимова « Логопедическая работа в школе,

Е.В.Мазанова «Школьный логопункт»и т.д), но настолько разрозненно и

мозаично, что сложно выделить систему.

Этот факт обуславливает целый ряд предпосылок:

односторонняя направленность материала ;

строго регламентированные формы, когда любое отклонение от

указанного плана могут вывести из графика проводимую работу;

недефференцированность форм документации (логопункт

/логогруппа,

обязательная

/необязательная,

диагностическая

/коррекционная /консультативно-методическая и проч.);

присутствие ряда неточностей в предложенных формах;

«избитость»

материала,

отсутствие

перспективы

индивидуального подхода к номенклатурной стороне в работе; и многое

другое.

Поэтому, взяв в руки большинство методических пособий, очевидно,

что они больше порождают вопросы, нежели отвечают на них.

Традиционно логопед при составлении пакета документов,

перечитывает массу литературы, обращается к более компетентным коллегам

и, далее, не один год отделяет «зерна от плевел», отшлифовывает содержание

форм и стратегию ведения собственной документации.

Как правило, это всегда трудоемкая и кропотливая работа, которую

многие из нас недолюбливают и определяют не как руководство и помощь в

собственной деятельности, а как ненужную трату времени. Этот процесс

иногда затягивается и за отсутствием альтернативных форм вовсе

останавливается на неопределенном этапе.

Таким образом, предлагаемый пакет документов является попыткой,

как можно более полно обобщить специальные практические материалы,

примерные формы документов, предложенные в различных публикациях,

соединив их собственным опытом работы.

Задача – помочь начинающим и квалифицированным специалистам

разобраться в отчетной и текущей документации, в соответствии с которой

строится

диагностическая,

профилактическая

и

коррекционно-

логопедическая работа с детьми в школьных образовательных учреждениях,

позволить сделать ее органической составляющей педагогического процесса.

Считаю необходимым напомнить, что все формы ведения

предложенных документов являются свободными.

Специально не включены в диагностический блок конкретные

диагностические задания; наоборот, логопедам предоставляется возможность

самостоятельно подбирать и использовать в процессе стартовой и итоговой

диагностики детей те задания, которые наиболее полно отвечают их

возрастным, индивидуально-типологическим особенностям и речевым

возможностям.

Согласно ФГОС учитель-логопед имеет право работать с детьми,

имеющими статус ОВЗ и рекомендации ПМПК города или края. Поэтому

рекомендую обследование формирования учебных навыков первоклассников

начинать с третьей четверти. Дать время родителям, детей попавших в «зону

риска», подготовить соответствующие документы, пройти обследования и в

сентябре месяце уже иметь рекомендации компетентной комиссии.

1 ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ ОВЗ .

Основная документация:

1.1

Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного учреждения (копия) Инструктивное письмо

Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2

(«Вестник образования» 02.2001).

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации

деятельности логопедического пункта как структурного подразделения

государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в

целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии

устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими

общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи

обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в

освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,

родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении,

находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов 1

ступени начального общего образования и трех восьми классов 1 ступени в

общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В

логопедический

пункт

зачисляются

обучающиеся

общеобразовательного учреждения, имеющие:

нарушения в развитии устной и письменной речи на родном

языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности;

фонетико фонематическое недоразвитие речи;

фонематическое недоразвитие речи;

заикание;

недостатки произношения фонетический дефект;

дефекты речи, обусловленные нарушением строения и

подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико

фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся,

имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие

их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим

фонетико-фонематическим лексико-грамматическим недоразвитием речи).

Зачисление

в

логопедический

пункт

осуществляется

на

основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15

сентября и с 15 по 30 мая.

Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной

и письменной речи, регистрируются по форме (См приложение).

Зачисление на логопедический пункт обучающихся из числа

обследованных и зарегистрированных производится в течение всего

учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского

общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского

общеобразовательного учреждения — не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт,

учитель-логопед заполняет речевую карту по форме .

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в

течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии

устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в

группе.

Основной формой являются групповые занятия. Предельная

наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения

в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения

общеобразовательного учреждения .

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,

проводятся

во внеурочное время с учетом режима работы

общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с

фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде

исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского

языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется

тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

1

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи;

нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не

менее трех раз в неделю;

2

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или

фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма,

обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не менее

двух трех раз в неделю;

3

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее

одного двух раз в неделю;

4

с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с

обучающимися, имеющими

1

общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной,

2

дефекты речи, обусловленные нарушением строения и

подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у этих

обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с

указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с

заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками

произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут,

продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их

посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических

занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с

нарушением речи с согласия родителей (законных представителей)

направляются

учителем-логопедом

в

соответствующее

лечебно

профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами

(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и

др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в

логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и

руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям

общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)

обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по

их преодолению.

Учитель-логопед несет ответственность и дает рекомендации по их

преодолению.

Учитель-логопед несет ответственность за организацию и

своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и

за комплектование групп.

Учитель-логопед:

1 Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных

нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется

работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному

языку, обусловленной первичным речевым нарушением.

2 Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения

обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному

языку).

3 Поддерживает связь с дошкольными образовательными

учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными

учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

логопедами и врачами специалистами детских поликлиник и пихолого-

медико-педагогических комиссий.

4 Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.

5 Представляет руководителю общеобразовательного учреждения

ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в

развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и

результатах обучения в логопедическом пункте по форме (См.приложение ).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью,

отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический пункт

обеспечивается специальным оборудованием (См.приложение).

1 Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе

тарифно-квалификационной

характеристики

учителя-логопеда,

утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и

Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по

согласованию

с

Министерством

труда

Российской

Федерации

(постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При

составлении инструкции учтены также рекомендации по организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14 декабря

2000 г.

1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности

директором школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности

учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на педагога,

имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное

исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании

приказа директора школы.

1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору школы.

1.4.

Учитель-логопед

должен

иметь

высшее

специальное

педагогическое образование.

1.5. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об

образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,

указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства

Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления

образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания

обучающихся; нормативными и методическими документами в вопросах

профессиональной

деятельности;

административным,

трудовым

и

хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда,

техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и

правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка,

приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной

инструкцией),трудовым договором (контрактом).

Учитель-логопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

2 Функции учителя-логопеда

Основным направлением деятельности учителя-логопеда школы

является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии

устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении

общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:

1

обследование устной и письменной речи обучающихся с целью

определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора

наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;

2

организация

коррекционно-развивающего

учебно-

воспитательного процесса, направленного на предупреждение и

максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично),

психической, интеллектуальной (вторично) сферах;

3

осуществление консультативной деятельности.

3 Должностные обязанности учителя-логопеда

Учитель-логопед школы выполняет следующие должностные

обязанности: 3.1. анализирует:

1

проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых,

психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся

школы и детей с ОВЗ;

2

результаты

комплексного

психолого-педагогического

обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;

3

адекватность коррекционно-развивающего обучения (при

наличии детей с ОВЗ и классов КРО);

4

результативность коррекционно-развивающего обучения (при

наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

3.2.прогнозирует:

1

тенденции коррекционно-развивающего обучения учащихся с

речевой патологией, проявляющейся в сочетании с различными

неврологическими, психическими и хроническими соматическими

заболеваниями (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

2

результат запланированной коррекционно-развивающей учебно-

воспитательной, методической работы;

3

сочетание педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и

оздоровительными мероприятиями;

3.3.планирует и организует:

1

процесс разработки и реализации вербальной диагностики;

2

систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в

речевом развитии, в соответствии с перспективным (индивидуальным или

групповым) планированием;

3

контрольную проверку стабилизации полученных навыков;

3.4.координирует:

взаимодействие и сотрудничество школьных работников,

специалистов смежных профессий, родителей для успешной коррекционной

работы с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;

3.5.контролирует:

1

создание специальных условий и предпосылок для возможности

успешного обучения, преодоления и коррекции имеющихся у ребенка

нарушений (речевых, интеллектуальных, психических), а также

поведенческих расстройств, нарушений общения;

2

осуществление дифференцированного подхода в обучении

учащихся с различными формами речевых нарушений;

3.6.разрабатывает:

1

методические рекомендации, учебно-дидактический материал,

обеспечивающие

эффективность

коррекционно-развивающей

направленности педагогического процесса;

2

план методической работы на учебный год, перспективное

планирование, тематическое планирование занятий, учебно-дидактический

материал, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего

учебно-воспитательного процесса;

3.7.консультирует:

1

школьных работников по принципиальным методическим

вопросам коррекционной педагогики;

2

работников ДОУ и родителей с целью пропаганды

дефектологических знаний;

3.8.участвует:

в

деятельности

организационно-методического

центра,

методических объединений учителей-логопедов, учителей школы и других

формах методической работы;

3.9.повышает:

профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);

3.10.оформляет:

■документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год,

журнал обследования, отчет по результатам обследования, индивидуальные

речевые карты обследования, логопедическое представление на учащегося

(по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о работе

за учебный год).

4 Права учителя-логопеда:

Учитель-логопед имеет право в пределах своей компетенции:

4.1.принимать участие:

в разработке образовательной политики и стратегии школы, в

создании соответствующих документов;

в разработке решений, касающихся вопросов коррекционно-

развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

4.2.вносить предложения:

1

о начале, прекращении или приостановлении социальных,

конкретных методических проектов в школе;

2

по совершенствованию учебно-методической работы;

3

о

поощрении

участников

педагогического

процесса

коррекционной направленности;

4.3.выбирать:

1

специальную методику коррекционно-развивающей учебно-

воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных

общеобразовательных стандартов;

2

учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний

в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон

РФ «Об образовании» ст. 55);

4.4.присутствовать:

на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее

чем накануне (без права входить в класс после начала урока и делать

замечания в течение урока, занятия);



4.5.привлекать:

к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки,

дезорганизующие

учебно-воспитательный

процесс,

в

порядке,

установленном

Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.6.работать:

в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным

оборудованием, площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.

5 Ответственность учителя-логопеда:

5.1.

За

обеспечение

уровня

подготовки

обучающихся,

соответствующего

требованиям

государственного

образовательного

стандарта, учитель-логопед «несет ответственность не в полном объеме»

(Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям

работников учреждений образования РФ (учитель-дефектолог, учитель-

логопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой

патологии или других (неречевых) форм аномального развития учащихся

школы.

5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных

причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,

законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных

актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,

учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке,

определенном трудовым законодательством.

5.3.За применение, в том числе однократного, методов воспитания,

связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью

обучающегося, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой

должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом

Российской Федерации «Об образовании».

5.4.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,

санитарно-гигиенических правил организации учитель-логопед привлекается

к административной ответственности в порядке и в случаях,

предусмотренных административным законодательством.

5.5.За виновное причинение школе или участникам образовательного

процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих

должностных

обязанностей

учитель-логопед

несет

материальную

ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)

гражданским законодательством.

С инструкцией ознакомлена учитель-логопед.

1.3

Содержательная

сторона

организационного

процесса

коррекционно-развивающего этапа.

Итак, процесс коррекционно-развивающей учебно-воспитательной

работы начинается с его организации, а организация — с самоорганизации. В

своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя

которым обязан правильно оформлять, своевременно подготавливать и

регулярно вести требуемую документацию.

Ведение

документации,

безусловно,

не

единственный,

но

существенный показатель профессионализма.

Формальным выражением организуемого процесса являются те

документы, в которых отражается содержательная сторона каждого этапа

работы. Это и будет критерием, взятым за основу при рассмотрении вопроса

его организации. Собственно он уже начинается с логопедического

обследования, в ходе которого заполняется индивидуальная речевая карта, а

по результатам обследования письма, письменной речи — карта

специфических ошибок.

В дальнейшем организационный процесс предусматривает следующие

его составляющие:

Этап

Документ

1.Распределение

учащихся

по

Групповая карта

группам с учетом тяжести и форм

Перспективное

проявления речевых нарушений.

планирование

2.Планирование (индивидуальное,

групповое) с учетом всех направлений (индивидуальное, групповое)

коррекционной работы.

Тематическое

3.Составление тематического плана планирование занятий

занятий

с

учетом

результатов

Журнал логопедических

обследования устной (и письменной) занятий

речи с указанием этапа, раздела, темы

Журнал логопедических

занятий, их примерного количества.

занятий + индивидуальная

4.Проведение

логопедических речевая карта + групповая

занятий.

карта + журнал обследования

5.Контролирование

времени (графа «результат»)

проведения,

последовательности,

количества логопедических занятий с

учетом тематического планирования, а

также с учетом посещаемости занятий

учащимися.

6.Подведение

итогов

по

результатам коррекционной работы.

1.3.1. Логопедическое занятие — динамичная и вариативная форма

организации процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей

учителя и учащихся, общения, включающая содержание материала,

являющегося средством достижения цели; методы, определяющие действия

учителя и учащихся, чтобы цель была достигнута; формы организации

деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная).

Или: если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно

методу, то сам метод соответствует содержанию, целям и задачам,

поставленным на данный период работы с детьми.

В выборе метода учитель-логопед полностью зависит от того, каким он

предвидит результат, определяющийся мерой его осознанности. Метод (от

греч. буквально «путь к чему либо») — «способ достижения цели,

определенным образом упорядоченная деятельность» («Философский

словарь»).

Применительно к логопедической работе метод имеет вид

теоретической модели организации взаимно обусловленной деятельности

учителя и учащихся, конструируемой с целью исправления нарушений в

развитии устной и письменной речевой деятельности, формирования

ценностного отношения к речи как предмету деятельности и к самой

деятельности по ее правильному овладению. Что позволяет рассматривать

методы как способ реализации принципов.

Выбор методов зависит от конкретных обстоятельств и условий

организации процесса логопедической работы:

темы, цели, задач, содержания материала конкретного

логопедического занятия;

времени, отведенного на усвоение предлагаемого материала;

уровня реальных возможностей учащихся и степень

подготовленности, учитывая этап коррекционной работы;

уровня теоретической и практической подготовленности

специалиста;

материальной оснащенности логопедического кабинета: наличие

оборудования, наглядных пособий, технических средств.

Учитывая названные обстоятельства и условия, педагог принимает

решение о выборе:

словесных, наглядных, практических методов, отражающих

внешние формы деятельности учителя и учащихся; метода дидактической

игры, сочетающего все традиционные методы и понимаемого как

имитационная модель организации совместно разделенной игровой

обучающей деятельности;

репродуктивных методов в сочетании с элементами проблемных

и частично поисковых методов управления самостоятельной работой

учащихся;

методов контроля и самоконтроля.

При этом ни один из методов не является универсальным. Высоких и

стабильных результатов коррекционной работы можно достичь только при

использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым

результатам работы.

Метод осуществляется различными средствами

3 Дополнительная документация

3.1 Групповая карта. (См. приложение )

Групповая карта — документ, составляющийся при формировании

групп на основании однотипности речевых нарушений и являющийся

обоснованием объединения учащихся в соответствующую группу.

Предельная и минимальная наполняемость группы определяется

характером речевого нарушения: (НВ)ОНР — 5 3 учащихся; (Ф)ФН — 6 3;

ФНР — 7 3 (Инструктивное письмо «Об организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000

г.)

Состав группы может быть подвижный в случаях:

- окончания занятий с учащимися по результатам успешной

коррекционно-развивающей работы; - неуспешной коррекционно-

развивающей работы с учащимися, учитывая тяжесть речевого нарушения и

ее продолжение в составе другой группы или индивидуально; - перевода

учащегося в другое общеобразовательное учреждения по месту жительства

(по другим объективным причинам); - добровольного перехода учащегося

(решение принимают родители) в профильное образовательное учреждение

по рекомендации ПМПК.

Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им.

Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет

зависеть от формы.

Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии,

обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость

группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека.

При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии

наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.

Примечание



Оформление групповой карты не предполагает дополнительного

обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой

картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия

выполненного задания «верно», «неверно» (данные берутся из

индивидуальной речевой карты).

Результаты обследования письма и чтения для учащихся 1-х классов

вносятся на конец учебного года.

3.2 Содержанию и оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет — не только рабочее место учителя-логопеда,

но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому

кабинет должен быть:

обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве

демонстрационным

оборудованием,

мебелью,

учебно-техническими

средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами

для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения

необходимой документации);

максимально содержательными систематизированными и

предусматривающими различные виды работы учебными пособиями,

используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной

деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший

развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к.

применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение

информации вместе с методами ее структурирования и применения,

учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими

формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.

По субъекту деятельности средства можно разделить на

средства преподавания, используемые учителем-логопедом для

объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала,

и средства учения, используемые учащимися для формирования

правильных навыков, их применения, усвоения знаний.

При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту

необходимо руководствоваться следующим:

- Средства должны быть многофункциональными, выполняющими

функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными,

воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы

восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный

канал восприятия.

Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-

логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.

- Средства определяют последующий выбор форм, являющихся

внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются

согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной

деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения

задач, поставленных на данных период работы с детьми.

При

использовании

новых

средств

традиционная

форма

видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о

взаимодействии и взаимовлиянии всех

составляющих процесса

коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует

учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные

интересы

учащихся,

активизирующих

самостоятельную

работу,

позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е.

оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;

просторным, учитывая преимущественно групповую форму

работы с учащимися;

стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного

материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный

возраст детей;

удобным для проведения консультативной работы с родителями

детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции,

развития, воспитания и обучения учащихся.

Таким образом, логопедический кабинет — это смоделированная

учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая

воспитывающая,

а

также

обучающая

и

профессионально

интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна

иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть

оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции

звукопроизношения). Это — комфортное и одновременно рабочее

пространство для совместной деятельности (ученик — учитель логопед +

учитель, родитель).

3.3 Паспорт кабинета

Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом

на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по

административно хозяйственной части (АХЧ).

В паспорте кабинета указываются:

оборудование, технические средства обучения, используемые в

работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на

балансе материальных ценностей школы;

наглядный материал, дидактические пособия и учебно-

методическая литература. В случаях использования в работе логопедом

личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого

родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный

компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора

школы следующего содержания:

«Прошу Вашего разрешения на период учебного года

использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании

баланса материальных ценностей следующее личное имущество:… 00.00.00.

Подпись».

«Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения

на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.),

не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных

ценностей следующее имущество:… 00.00.00. Подпись».

Заявления составляются на каждый учебный год, визируются

директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю

директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.

3.4. Организация работы (рекомендуемая документация)

Эффективность любой работы обусловлена ее правильной

организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста

объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации

труда, а именно: нечеткое планирование работы.

Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь

нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с

Должностной инструкцией и учитывая при этом:

1

все направления своей профессиональной деятельности;

2

последовательность их осуществления;

3

время проведения, содержание и форму конкретных

мероприятий;

4

период подготовки и оформления требуемой и необходимой для

работы документации.

План схема общей организации работы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!