Методические рекомендации
«Основные требования к документации школьного логопеда»
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда
регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного
уровня: федерального, регионального, локального.
С учетом современных подходов и требований к организации
лого коррекционной работы учителем-логопедом оформляются следующие
документы:
• Положение о лого пункте.
• Должностная инструкция.
•Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
• Паспорт кабинета.
ЛОГОПЕД ВЕДЕТ НЕОБХОДИМУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ:
• Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся.
• Журнал первичного обследования учащихся.
• Речевая карта на каждого логопата.
• Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические
занятия.
• Годовой план консультативно — методической работы.
•Перспективные планы по группам.
• Журнал записи обучающихся школы, нуждающихся в
логопедических занятиях.
• В конце учебного года составляется отчет о результатах
коррекционной работы.
Циклограмма логопедических занятий на I-II полугодие.
• Рабочие тетради, тетради для индивидуальных занятий по коррекции
звукопроизношения (находятся у учеников).
Практика предусматривает вариативный подход к оформлению
перечисленных документов. Часть их может быть представлена в свободной
и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например,
журнал рабочих контактов логопеда и родителя может быть оформлен по-
разному.
В своей коррекционной деятельности рекомендую вести
документацию, которая не является обязательной, но помогает рационально
использовать и учитывать рабочее время учителем-логопедом, наглядно
демонстрирует результат коррекционно-развивающих занятий,
пропагандирует логопедическую деятельность среди коллег-учителей и
родителей. При подготовке к проведению аттестации учитель-логопед может
легко воспользоваться данными, отраженными в такой документации.
Предлагаемая подборка представляет собой пакет примерных
форм ведения обязательной и рекомендательной документации.
В основу его создания легла идея систематизации документов и
практических материалов, в соответствии с которыми строится
диагностическая, профилактическая и коррекционно-организационная работа
с детьми в школьных образовательных учреждениях, столь необходимых в
повседневной работе логопеда. Адресовано школьным учителям-логопедам.
В современной системе школьного образования основательно
раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания
логопедической помощи детям школьного возраста. Однако вопрос о формах
учета деятельности учителей-логопедов, до сих пор остается открытым как
для опытных, так и для начинающих специалистов.
Документация логопеда им представляется чем-то вроде incognita, и в
большинстве случаев контроль деятельности производится в одноаспектном
направлении (например, по количеству поставленных звуков на конец года),
т.е. без учета диагностической, консультативной работы, целостности
коррекционного процесса.
Все эти сложности вполне объяснимы. Одна из причин – отсутствие
единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического
материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.
Безусловно, некоторые примерные формы ведения документов
коррекционного блока представлены в отдельных методических и
практических пособиях (О.А.Ишимова « Логопедическая работа в школе,
Е.В.Мазанова «Школьный логопункт»и т.д), но настолько разрозненно и
мозаично, что сложно выделить систему.
Этот факт обуславливает целый ряд предпосылок:
односторонняя направленность материала ;
строго регламентированные формы, когда любое отклонение от
указанного плана могут вывести из графика проводимую работу;
недефференцированность форм документации (логопункт
/логогруппа,
обязательная
/необязательная,
диагностическая
/коррекционная /консультативно-методическая и проч.);
присутствие ряда неточностей в предложенных формах;
«избитость»
материала,
отсутствие
перспективы
индивидуального подхода к номенклатурной стороне в работе; и многое
другое.
Поэтому, взяв в руки большинство методических пособий, очевидно,
что они больше порождают вопросы, нежели отвечают на них.
Традиционно логопед при составлении пакета документов,
перечитывает массу литературы, обращается к более компетентным коллегам
и, далее, не один год отделяет «зерна от плевел», отшлифовывает содержание
форм и стратегию ведения собственной документации.
Как правило, это всегда трудоемкая и кропотливая работа, которую
многие из нас недолюбливают и определяют не как руководство и помощь в
собственной деятельности, а как ненужную трату времени. Этот процесс
иногда затягивается и за отсутствием альтернативных форм вовсе
останавливается на неопределенном этапе.
Таким образом, предлагаемый пакет документов является попыткой,
как можно более полно обобщить специальные практические материалы,
примерные формы документов, предложенные в различных публикациях,
соединив их собственным опытом работы.
Задача – помочь начинающим и квалифицированным специалистам
разобраться в отчетной и текущей документации, в соответствии с которой
строится
диагностическая,
профилактическая
и
коррекционно-
логопедическая работа с детьми в школьных образовательных учреждениях,
позволить сделать ее органической составляющей педагогического процесса.
Считаю необходимым напомнить, что все формы ведения
предложенных документов являются свободными.
Специально не включены в диагностический блок конкретные
диагностические задания; наоборот, логопедам предоставляется возможность
самостоятельно подбирать и использовать в процессе стартовой и итоговой
диагностики детей те задания, которые наиболее полно отвечают их
возрастным, индивидуально-типологическим особенностям и речевым
возможностям.
Согласно ФГОС учитель-логопед имеет право работать с детьми,
имеющими статус ОВЗ и рекомендации ПМПК города или края. Поэтому
рекомендую обследование формирования учебных навыков первоклассников
начинать с третьей четверти. Дать время родителям, детей попавших в «зону
риска», подготовить соответствующие документы, пройти обследования и в
сентябре месяце уже иметь рекомендации компетентной комиссии.
1 ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ ОВЗ .
Основная документация:
1.1
Об
организации
работы
логопедического
пункта
общеобразовательного учреждения (копия) Инструктивное письмо
Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2
(«Вестник образования» 02.2001).
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации
деятельности логопедического пункта как структурного подразделения
государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в
целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии
устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими
общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в
освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,
родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении,
находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов 1
ступени начального общего образования и трех восьми классов 1 ступени в
общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В
логопедический
пункт
зачисляются
обучающиеся
общеобразовательного учреждения, имеющие:
нарушения в развитии устной и письменной речи на родном
языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности;
фонетико фонематическое недоразвитие речи;
фонематическое недоразвитие речи;
заикание;
недостатки произношения фонетический дефект;
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико
фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся,
имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие
их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим
фонетико-фонематическим лексико-грамматическим недоразвитием речи).
Зачисление
в
логопедический
пункт
осуществляется
на
основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15
сентября и с 15 по 30 мая.
Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной
и письменной речи, регистрируются по форме (См приложение).
Зачисление на логопедический пункт обучающихся из числа
обследованных и зарегистрированных производится в течение всего
учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского
общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского
общеобразовательного учреждения — не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт,
учитель-логопед заполняет речевую карту по форме .
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в
течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии
устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в
группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная
наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения
в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения
общеобразовательного учреждения .
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,
проводятся
во внеурочное время с учетом режима работы
общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с
фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде
исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского
языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
1
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи;
нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не
менее трех раз в неделю;
2
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или
фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма,
обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не менее
двух трех раз в неделю;
3
с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее
одного двух раз в неделю;
4
с заикающимися обучающимися — не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с
обучающимися, имеющими
1
общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной,
2
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у этих
обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с
указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с
заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками
произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут,
продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их
посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических
занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с
нарушением речи с согласия родителей (законных представителей)
направляются
учителем-логопедом
в
соответствующее
лечебно
профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами
(невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и
др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в
логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и
руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям
общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям)
обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по
их преодолению.
Учитель-логопед несет ответственность и дает рекомендации по их
преодолению.
Учитель-логопед несет ответственность за организацию и
своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и
за комплектование групп.
Учитель-логопед:
1 Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных
нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется
работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному
языку, обусловленной первичным речевым нарушением.
2 Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения
обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному
языку).
3 Поддерживает связь с дошкольными образовательными
учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными
учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
логопедами и врачами специалистами детских поликлиник и пихолого-
медико-педагогических комиссий.
4 Участвует в работе методических объединений учителей-логопедов.
5 Представляет руководителю общеобразовательного учреждения
ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в
развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и
результатах обучения в логопедическом пункте по форме (См.приложение ).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью,
отвечающей санитарно гигиеническим нормам. Логопедический пункт
обеспечивается специальным оборудованием (См.приложение).
1 Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
тарифно-квалификационной
характеристики
учителя-логопеда,
утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации и
Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. №463/1268 по
согласованию
с
Министерством
труда
Российской
Федерации
(постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. №46). При
составлении инструкции учтены также рекомендации по организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения от 14 декабря
2000 г.
1.2. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности
директором школы. На период отпуска или временной нетрудоспособности
учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на педагога,
имеющего высшее специальное педагогическое образование. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании
приказа директора школы.
1.3. Учитель-логопед подчиняется непосредственно директору школы.
1.4.
Учитель-логопед
должен
иметь
высшее
специальное
педагогическое образование.
1.5. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об
образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства
Российской Федерации, правительства Москвы и органов управления
образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
обучающихся; нормативными и методическими документами в вопросах
профессиональной
деятельности;
административным,
трудовым
и
хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и
правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка,
приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной
инструкцией),трудовым договором (контрактом).
Учитель-логопед школы соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.
2 Функции учителя-логопеда
Основным направлением деятельности учителя-логопеда школы
является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии
устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении
общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). А именно:
1
обследование устной и письменной речи обучающихся с целью
определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора
наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;
2
организация
коррекционно-развивающего
учебно-
воспитательного процесса, направленного на предупреждение и
максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично),
психической, интеллектуальной (вторично) сферах;
3
осуществление консультативной деятельности.
3 Должностные обязанности учителя-логопеда
Учитель-логопед школы выполняет следующие должностные
обязанности: 3.1. анализирует:
1
проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых,
психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся
школы и детей с ОВЗ;
2
результаты
комплексного
психолого-педагогического
обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;
3
адекватность коррекционно-развивающего обучения (при
наличии детей с ОВЗ и классов КРО);
4
результативность коррекционно-развивающего обучения (при
наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
3.2.прогнозирует:
1
тенденции коррекционно-развивающего обучения учащихся с
речевой патологией, проявляющейся в сочетании с различными
неврологическими, психическими и хроническими соматическими
заболеваниями (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
2
результат запланированной коррекционно-развивающей учебно-
воспитательной, методической работы;
3
сочетание педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и
оздоровительными мероприятиями;
3.3.планирует и организует:
1
процесс разработки и реализации вербальной диагностики;
2
систематические занятия с учащимися, имеющими отклонения в
речевом развитии, в соответствии с перспективным (индивидуальным или
групповым) планированием;
3
контрольную проверку стабилизации полученных навыков;
3.4.координирует:
взаимодействие и сотрудничество школьных работников,
специалистов смежных профессий, родителей для успешной коррекционной
работы с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии;
3.5.контролирует:
1
создание специальных условий и предпосылок для возможности
успешного обучения, преодоления и коррекции имеющихся у ребенка
нарушений (речевых, интеллектуальных, психических), а также
поведенческих расстройств, нарушений общения;
2
осуществление дифференцированного подхода в обучении
учащихся с различными формами речевых нарушений;
3.6.разрабатывает:
1
методические рекомендации, учебно-дидактический материал,
обеспечивающие
эффективность
коррекционно-развивающей
направленности педагогического процесса;
2
план методической работы на учебный год, перспективное
планирование, тематическое планирование занятий, учебно-дидактический
материал, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего
учебно-воспитательного процесса;
3.7.консультирует:
1
школьных работников по принципиальным методическим
вопросам коррекционной педагогики;
2
работников ДОУ и родителей с целью пропаганды
дефектологических знаний;
3.8.участвует:
в
деятельности
организационно-методического
центра,
методических объединений учителей-логопедов, учителей школы и других
формах методической работы;
3.9.повышает:
профессиональную квалификацию (1 раз в 5 лет);
3.10.оформляет:
■документацию (паспорт кабинета, план работы на учебный год,
журнал обследования, отчет по результатам обследования, индивидуальные
речевые карты обследования, логопедическое представление на учащегося
(по требованию родителей), журнал логопедических занятий, отчет о работе
за учебный год).
4 Права учителя-логопеда:
Учитель-логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.принимать участие:
в разработке образовательной политики и стратегии школы, в
создании соответствующих документов;
в разработке решений, касающихся вопросов коррекционно-
развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);
4.2.вносить предложения:
1
о начале, прекращении или приостановлении социальных,
конкретных методических проектов в школе;
2
по совершенствованию учебно-методической работы;
3
о
поощрении
участников
педагогического
процесса
коррекционной направленности;
4.3.выбирать:
1
специальную методику коррекционно-развивающей учебно-
воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных
общеобразовательных стандартов;
2
учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний
в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон
РФ «Об образовании» ст. 55);
4.4.присутствовать:
на любых уроках и занятиях, предупредив педагога не позднее
чем накануне (без права входить в класс после начала урока и делать
замечания в течение урока, занятия);
4.5.привлекать:
к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки,
дезорганизующие
учебно-воспитательный
процесс,
в
порядке,
установленном
Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.6.работать:
в отдельном кабинете, обеспеченном необходимым специальным
оборудованием, площадью, отвечающей санитарно гигиеническим нормам;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию.
5 Ответственность учителя-логопеда:
5.1.
За
обеспечение
уровня
подготовки
обучающихся,
соответствующего
требованиям
государственного
образовательного
стандарта, учитель-логопед «несет ответственность не в полном объеме»
(Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям
работников учреждений образования РФ (учитель-дефектолог, учитель-
логопед, логопед), от 22.11.1995 г. №65) с учетом тяжести формы речевой
патологии или других (неречевых) форм аномального развития учащихся
школы.
5.2 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных
актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,
учитель-логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке,
определенном трудовым законодательством.
5.3.За применение, в том числе однократного, методов воспитания,
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
обучающегося, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом
Российской Федерации «Об образовании».
5.4.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических правил организации учитель-логопед привлекается
к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством.
5.5.За виновное причинение школе или участникам образовательного
процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных
обязанностей
учитель-логопед
несет
материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
С инструкцией ознакомлена учитель-логопед.
1.3
Содержательная
сторона
организационного
процесса
коррекционно-развивающего этапа.
Итак, процесс коррекционно-развивающей учебно-воспитательной
работы начинается с его организации, а организация — с самоорганизации. В
своей работе логопед руководствуется нормативными документами, следуя
которым обязан правильно оформлять, своевременно подготавливать и
регулярно вести требуемую документацию.
Ведение
документации,
безусловно,
не
единственный,
но
существенный показатель профессионализма.
Формальным выражением организуемого процесса являются те
документы, в которых отражается содержательная сторона каждого этапа
работы. Это и будет критерием, взятым за основу при рассмотрении вопроса
его организации. Собственно он уже начинается с логопедического
обследования, в ходе которого заполняется индивидуальная речевая карта, а
по результатам обследования письма, письменной речи — карта
специфических ошибок.
В дальнейшем организационный процесс предусматривает следующие
его составляющие:
Этап
Документ
1.Распределение
учащихся
по
Групповая карта
группам с учетом тяжести и форм
Перспективное
проявления речевых нарушений.
планирование
2.Планирование (индивидуальное,
групповое) с учетом всех направлений (индивидуальное, групповое)
коррекционной работы.
Тематическое
3.Составление тематического плана планирование занятий
занятий
с
учетом
результатов
Журнал логопедических
обследования устной (и письменной) занятий
речи с указанием этапа, раздела, темы
Журнал логопедических
занятий, их примерного количества.
занятий + индивидуальная
4.Проведение
логопедических речевая карта + групповая
занятий.
карта + журнал обследования
5.Контролирование
времени (графа «результат»)
проведения,
последовательности,
количества логопедических занятий с
учетом тематического планирования, а
также с учетом посещаемости занятий
учащимися.
6.Подведение
итогов
по
результатам коррекционной работы.
1.3.1. Логопедическое занятие — динамичная и вариативная форма
организации процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей
учителя и учащихся, общения, включающая содержание материала,
являющегося средством достижения цели; методы, определяющие действия
учителя и учащихся, чтобы цель была достигнута; формы организации
деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная).
Или: если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно
методу, то сам метод соответствует содержанию, целям и задачам,
поставленным на данный период работы с детьми.
В выборе метода учитель-логопед полностью зависит от того, каким он
предвидит результат, определяющийся мерой его осознанности. Метод (от
греч. буквально «путь к чему либо») — «способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность» («Философский
словарь»).
Применительно к логопедической работе метод имеет вид
теоретической модели организации взаимно обусловленной деятельности
учителя и учащихся, конструируемой с целью исправления нарушений в
развитии устной и письменной речевой деятельности, формирования
ценностного отношения к речи как предмету деятельности и к самой
деятельности по ее правильному овладению. Что позволяет рассматривать
методы как способ реализации принципов.
Выбор методов зависит от конкретных обстоятельств и условий
организации процесса логопедической работы:
темы, цели, задач, содержания материала конкретного
логопедического занятия;
времени, отведенного на усвоение предлагаемого материала;
уровня реальных возможностей учащихся и степень
подготовленности, учитывая этап коррекционной работы;
уровня теоретической и практической подготовленности
специалиста;
материальной оснащенности логопедического кабинета: наличие
оборудования, наглядных пособий, технических средств.
Учитывая названные обстоятельства и условия, педагог принимает
решение о выборе:
словесных, наглядных, практических методов, отражающих
внешние формы деятельности учителя и учащихся; метода дидактической
игры, сочетающего все традиционные методы и понимаемого как
имитационная модель организации совместно разделенной игровой
обучающей деятельности;
репродуктивных методов в сочетании с элементами проблемных
и частично поисковых методов управления самостоятельной работой
учащихся;
методов контроля и самоконтроля.
При этом ни один из методов не является универсальным. Высоких и
стабильных результатов коррекционной работы можно достичь только при
использовании системы методов, соответствующих целям и прогнозируемым
результатам работы.
Метод осуществляется различными средствами
3 Дополнительная документация
3.1 Групповая карта. (См. приложение )
Групповая карта — документ, составляющийся при формировании
групп на основании однотипности речевых нарушений и являющийся
обоснованием объединения учащихся в соответствующую группу.
Предельная и минимальная наполняемость группы определяется
характером речевого нарушения: (НВ)ОНР — 5 3 учащихся; (Ф)ФН — 6 3;
ФНР — 7 3 (Инструктивное письмо «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000
г.)
Состав группы может быть подвижный в случаях:
- окончания занятий с учащимися по результатам успешной
коррекционно-развивающей работы; - неуспешной коррекционно-
развивающей работы с учащимися, учитывая тяжесть речевого нарушения и
ее продолжение в составе другой группы или индивидуально; - перевода
учащегося в другое общеобразовательное учреждения по месту жительства
(по другим объективным причинам); - добровольного перехода учащегося
(решение принимают родители) в профильное образовательное учреждение
по рекомендации ПМПК.
Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им.
Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет
зависеть от формы.
Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость
группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека.
При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии
наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.
Примечание
Оформление групповой карты не предполагает дополнительного
обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой
картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия
выполненного задания «верно», «неверно» (данные берутся из
индивидуальной речевой карты).
Результаты обследования письма и чтения для учащихся 1-х классов
вносятся на конец учебного года.
3.2 Содержанию и оформлению логопедического кабинета
Логопедический кабинет — не только рабочее место учителя-логопеда,
но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому
кабинет должен быть:
обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве
демонстрационным
оборудованием,
мебелью,
учебно-техническими
средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами
для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения
необходимой документации);
максимально содержательными систематизированными и
предусматривающими различные виды работы учебными пособиями,
используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной
деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший
развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к.
применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение
информации вместе с методами ее структурирования и применения,
учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими
формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.
По субъекту деятельности средства можно разделить на
средства преподавания, используемые учителем-логопедом для
объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала,
и средства учения, используемые учащимися для формирования
правильных навыков, их применения, усвоения знаний.
При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту
необходимо руководствоваться следующим:
- Средства должны быть многофункциональными, выполняющими
функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными,
воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы
восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный
канал восприятия.
Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-
логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.
- Средства определяют последующий выбор форм, являющихся
внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются
согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной
деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения
задач, поставленных на данных период работы с детьми.
При
использовании
новых
средств
традиционная
форма
видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о
взаимодействии и взаимовлиянии всех
составляющих процесса
коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует
учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные
интересы
учащихся,
активизирующих
самостоятельную
работу,
позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е.
оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;
просторным, учитывая преимущественно групповую форму
работы с учащимися;
стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного
материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный
возраст детей;
удобным для проведения консультативной работы с родителями
детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции,
развития, воспитания и обучения учащихся.
Таким образом, логопедический кабинет — это смоделированная
учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая
воспитывающая,
а
также
обучающая
и
профессионально
интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна
иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть
оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции
звукопроизношения). Это — комфортное и одновременно рабочее
пространство для совместной деятельности (ученик — учитель логопед +
учитель, родитель).
3.3 Паспорт кабинета
Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом
на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по
административно хозяйственной части (АХЧ).
В паспорте кабинета указываются:
оборудование, технические средства обучения, используемые в
работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на
балансе материальных ценностей школы;
наглядный материал, дидактические пособия и учебно-
методическая литература. В случаях использования в работе логопедом
личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого
родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный
компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора
школы следующего содержания:
«Прошу Вашего разрешения на период учебного года
использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании
баланса материальных ценностей следующее личное имущество:… 00.00.00.
Подпись».
«Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения
на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.),
не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных
ценностей следующее имущество:… 00.00.00. Подпись».
Заявления составляются на каждый учебный год, визируются
директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю
директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.
3.4. Организация работы (рекомендуемая документация)
Эффективность любой работы обусловлена ее правильной
организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста
объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации
труда, а именно: нечеткое планирование работы.
Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь
нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с
Должностной инструкцией и учитывая при этом:
1
все направления своей профессиональной деятельности;
2
последовательность их осуществления;
3
время проведения, содержание и форму конкретных
мероприятий;
4
период подготовки и оформления требуемой и необходимой для
работы документации.
План схема общей организации работы