СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организационные формы спортивной тренировки»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организационные формы спортивной тренировки»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организационные формы спортивной тренировки»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С.Чернова» (ОГБПОУ ДТПТ)


Войтун Зухра Шаятовна,

руководитель физического воспитания


Методические рекомендации «Организационные формы спортивной тренировки»


Круговая тренировка

Организационно-методическая форма занятий, называемая круговой тренировкой, начала развиваться в наших школах в 20-е годы. За последний период интерес к ней возрос в связи с необходимостью повышения моторной плотности урока, уровня разносторонней подготовки и разного уровня сложности учебного материала.

В основе кругового метода лежит схема-символ, отражающая подбор шахматных упражнений с последовательной их сменой, как бы по кругу, при точно регламентируемой нагрузке на главные идеи развития шахматных компонентов мастерства. Каждое из новых заданий является разгрузочным по отношению к предыдущему. Круговой метод имеет много положительных моментов: занятия интересны, эмоциональны, в них применяются разнообразные задания, требующие разных решений, а следовательно, оригинальности мышления, развивает творческий подход, а следовательно, мыслительную активность. Основное, существенное в этой форме работы - диаграммы из разных частей партии - требуют правильного подхода к позиции (стратегического видения, какая часть партии - дебют, миттельшпиль, эндшпиль, что делать), формирование внутреннего диалога постановочных задач и вопросов, ответы на эти вопросы, требующие не только логики в решении, но и, обязательно, изюминки - неординарного пути решения. Это наиболее эффективная форма подготовки спортсмена перед соревнованиями и, совместно с тестированием, позволяет подготовленному спортсмену лучше почувствовать свое состояние, спортивную форму, определить скорость расчета, на что опираться и чего избегать во время игры. Так, разработанная работником шахматно-шашечного клуба КамАЗ В.И.Гончаровым круговая тренировка С.А.Салова к десятому чемпионату мира ИКСК по шахматам в 1992 г. в г.Эдинбурге показала. что. когда он настроен на эндшпиль, поединки проходят благоприятно для него, не сказывается волнение. На подготовительном сборе в профилактории КамАЗ совместно провели 10 занятий - круговая тренировка, сыграли контрольный турнир, почти во всех партиях игра на эндшпиль позволяла добиться успеха. Во время самого чемпионата, придерживаясь намеченной линии, удалось набрать 10,5 очка и на полтора очка обогнать второго призера.

Этот же метод, повторенный к 11-му чемпионату ИКСК, который проходил в 1996 году в Роттердаме, даже превзошел ожидания. Будучи седьмым по рейтингу и отставая от лидера больше чем на 220 пунктов коэффициента ЭЛО, Сергей Александрович Салов не только победил во второй раз на чемпионате мира, но и обогнал на очко заведомо сильнейших шахматистов: м/г П.Георгиева (Болгария) и сильного коллегу из Самары м/м В.Гречихина.

Возможность круговой тренировки в подготовке шахматистов особенно эффективна для отработки навыка, максимально приближая обстановку к игровым условиям. При достаточном опыте мастер-педагог может применять круговую тренировку для ознакомления с набором проблем и создания целостности представления у ученика по его подготовке к соревнованиям и достижения конечных целей на определенном этапе занятий шахматами.

Целесообразно использовать такую организационно-методическую форму, преследуя конкретные задачи, например, в группах первого-четвертого года обучения для развития счетных способностей и выработки уверенности при принятии решений, в группах четвертого-пятого года обучения для оценки позиции и составления плана игры, подтвержденного вариантами, в группах 3 - 7 года обучения для совершенствования техники реализации преимущества, техники игры в эндшпиле.

Итак, мы осветили особенности круговой тренировки для шахматного тестирования и подготовки в соревнованию. При этом спортсмен получает объективную информацию о плюсах и минусах своей игры. Надо подчеркнуть, что круговую тренировку применяют в шахматах нечасто и не всегда умело. Образцами в применении ее элементов служат замечательные наставники шахматной игры, такие как: М.И.Дворецкий, Ю.С.Разуваев, Б.А.Злотник. К тренеру при организации круговой тренировки предъявляются требования глубокой шахматной эрудиции. Тренер должен хорошо подготовить серию круговых заданий, умело сменяя их, по обстановке, на более трудные или легкие задания. Поэтому круговая тренировка требует, помимо основных заданий, круг дополнительных заданий, рассчитываемых так, чтобы ученики не запаздывали и не затягивали основное время, отводимое на задание.

В перспективе, комплексная комбинированная тренировка с элементами круговой - одно из перспективных направлений к вершине мастерства тренера-педагога.

Комплексная тренировка

Комплексная тренировка включает в себя элементы вышеперечисленных методов тренировок. При проведении комплексной тренировки требуется включение нескольких разных видов работ, например, подвижная игра (15 минут), круговая тренировка (30 минут), фронтальное занятие (20 минут), групповые занятия (15 минут), подвижная игра (10 минут) - всего полтора часа. Обязательно проводится строго по времени и характеризуется точной дозировкой нагрузки на уроке. По сигналу тренера начинается и оканчивается каждая часть тренировки. Находясь все время в подвешенном состоянии, ученики привыкают к неопределенности, внутренне готовы к переменам и во время соревнований. Перемены их мало пугают, они внутренне к ним предрасположены.

Подводя черту по методике организации учебного процесса на шахматном уроке с использованием классификации теории физической культуры, отметим:

фронтальный метод

групповой метод

метод индивидуальных заданий,

круговая тренировка

комплексная (комбинированная) тренировка - таков диапазон предлагаемых методик организации уроков, освещенный в спортивной литературе.

Шахматный педагог недостаточно использует организационные формы спортивной тренировки. Шахматные наставники организуют учебный процесс по его сути, то есть, применительно для подготовки к соревнованиям по шахматам. О типичных средствах, о решении задач отдельных частей занятий можно говорить, только имея в виду определенный уровень подготовленности учеников. Особенно внимательно нужно следить, чтобы главная задача занятия и содержание тренировки не вступали в противоречие, а наоборот, содержание всегда решало задачи урока. Недопустимо, когда задача урока - развитие счетных способностей, а проводится урок по изучению варианта Сицилианской защиты ( закрытый вариант ).

В занятиях, имеющих целью проведение теоретической лекции по дебютной теме, в начале целесообразно дать разминку в количестве двух-трех позиций по тактическим ударам в намеченном для изучения варианте, а затем, собственно, теоретическую основную часть. В заключение хорошо показать мини-партию по дебютной теме, порекомендовать партии специалистов в данном варианте. Такую постановку работы использовал заслуженный тренер СССР В.Юрков при чтении лекций в ГЦОЛИФКе в 1969-71 годах.

В число задач занятий шахматами входят :

физическая подготовка;

психическая подготовка;

теоретическая подготовка;

тактическая подготовка;

стратегическая подготовка;

техническая подготовка;

научно организованный подход к саморазвитию.

В основе занятий шахматами лежит упражнение. Высшая стадия подготовленности ученика к соревнованию - овладение свободным раскованным мышлением - при игре за доской . Особое значение имеет толерантность и острота киностезических ощущений, которые говорят о состоянии спортивной формы и даже о возможностях реализовать спортивные возможности на данном соревновании. Здесь учащиеся впервые готовы показать серьезное отношение к таким терминам, как чувство доски , чувство партнера , чувство опасности , чувство момента для начала своих действий за доской , чувство боя . Все указанные чувства возникают исключительно в результате богатого шахматного опыта, правильно спланированного участия в соревнованиях.

На отдельных этапах обучения могут возникнуть шахматные иллюзии готовности к соревнованию (об этом хорошо говорил в своих работах педагог-легенда из Ленинграда В.Зак). Занимающемуся кажется, что он сыграл хорошо, осуществил интересный маневр или комбинацию, в то время, как на самом деле, успех пришел благодаря ошибке партнера. Здесь уместно сослаться на М.И.Чигорина: Любитель ценит красоту партии по толщине пожертвованной фигуры . Для успеха в соревнованиях необходимо развивать не только чувство позиции , чувство партнера , но и другие, производные чувства:

чувство шахматного пространства;

чувство времени;

чувство скорости расчета.

Способность контролировать ход борьбы, умение использовать разумно автоматические ходы , момент для выбора плана или способа ведения борьбы - присущи учащемуся, который дoстиг определенного уровня шахматного мастерства. Для совершенного овладения собой и подготовки к соревнованию необходим большой объем упражнений, выполняемых регулярно. Применительно к шахматам в обязанности тренера входит не только:

объяснить;

детерминировать;

но и обязательно добиться понимания материала со стороны ученика. Сущность подготовки к соревнованию строится на получении информации. Исходя из этого наиболее близки по духу шахматистам такие формы организации занятий:

1) урок получения типовой шахматной информации;

2) занятие получения информации через аналитическую работу ;

3) уроки шлифовки имеющейся шахматной информации (метод упражнения);

4) соревновательный метод - реализация имеющихся знаний и получение нового опыта.

Тренер-педагог по шахматам - личность творческая и каждый идет своей дорогой. Рискну предположить, что, все-таки, в жизни шахматных клубов приживется следующая методика организации уроков по шахматам:

1) Урок (по теории, по истории, дебюту, миттельшпилю, по эндшпилю, по стратегии, по тактикe, по технике, по партнеру, по разбору партий, по анализу ошибок и т.д.);

2) Практические занятия (конкурс решения диаграмм, этюдов, задач и т.п.);

3) Соревнование: (консультативные партии, командные встречи, турнирные партии, разыгрывание партий с компьютером, игра по телефону, по компьютерной сети, личные встречи и т.п.);

4) Тестирование;

5) Комплексные занятия.

Более всего целесообразны комплексные занятия, но добиться их эффективного проведения первые три года в детской аудитории нельзя, ввиду неподготовленности ребят. Начиная с четвертого года обучения это должно стать одной из обязательных форм проведения занятий. К сожалению, на практике это не так.

Интенсификация и эффективность тренировочного процесса сегодня требует применения технических средств обучения; накопление материала по oбучению детей позволит выйти на качественно новый уровень организации методики учебного процесса.

Шахматные соревнования по своей продолжительности не имеют аналогов в других видах спорта (в среднем 9-16 дней), поэтому важно умение тренера осуществлять специальную подготовку, разнообразя формы организации обучения.

Подготовка шахматистов рассматривается как многолетний процесс, состоящий из нескольких годичных циклов, и занудность, однообразность методики организации тренировки, чаще всего, и приводит к отсеву из групп, укомплектованных шахматистами высоких разрядов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!