СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы, с целью формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов по специальности «Преподавание в начальных классах».

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"»





Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»













Методические рекомендации

"Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"























г. Красноярск, 2023г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Михайлова Д.С. - студентка группы 20П – 6 отделения «Преподавание в начальных классах», научный руководитель – Харитонова Т.А.

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы" / Михайлова Д.С., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 68 с.

Красноярск, 2023, 68 с.







Аннотация.

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы, с целью формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов по специальности «Преподавание в начальных классах».









СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 «Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура» 5

Глава 2 «Типичные ошибки при создании исследовательской работы» 9

2.1 «Выбор темы» 9

2.2 «Определение целей, задач и методов исследования» 11

Глава 3 «Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся» 15

Глава 4 «Критерии оценки детских исследовательских работ» 20

4.1 Анализ и оценка исследовательских работ обучающихся 22

Глава 5 «Примеры паспортов исследования» 24

Глава 6 «Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура» 33

6.1 «Основные требования к проекту» 33

6.2 «Особенности осуществления проекта в начальной школе» 36

Глава 7 «Проектная задача в начальной школе» 39

Глава 8 «Разработка проектной задачи» 43

Глава 8.1 «Оценивание проектной задачи» 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59










ВВЕДЕНИЕ



По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. 

В связи с последними изменениями ФГОС НОО от 31 мая 2021 года № 286, ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования: метапредметным, включающим:

Универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);

Универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);

Универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль) [1, с.17].

Цель разработки: систематизация знаний и обобщение и опыта организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы.























Глава 1 «Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура»

По мнению Мартыновой А.В. «Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы» [3, с. 9].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Главная задача учителя в ходе детской исследовательской деятельности – это помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Учитель должен чутко и умело направлять исследовательскую деятельность своих учеников, быть консультантом.

В ходе исследовательской деятельности у обучающихся начальной школы формируется познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

В своей статье Малиновская Е.А. выделяет основные этапы исследовательской работы:

  1. Найти проблему

  2. Тема

  3. Актуальность

  4. Цель исследования

  5. Гипотеза

  6. Новизна

  7. Задачи исследования

  8. Литературный обзор

  9. Методика исследования

  10. Результаты исследования

  11. Выводы

  12. Значимость

Малиновская Е.А., характеризует каждый из этапов исследовательской деятельности: «Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи» [2].

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает собой научное изучение и обоснование определенной темы. Исследовательская деятельность включает в себя различные этапы, организатором и наставником которых является учитель. В ходе исследовательской деятельности у обучающихся формируется познавательный интерес к фундаментальным и прикладным наукам, помимо этого, у обучающихся развивается творческая активность.















































Глава 2 «Типичные ошибки при создании исследовательской работы» 2.1 «Выбор темы»

По мнению Хохлова А.А., «Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Поэтому выбор темы исследовательской работы является ответственным и порою весьма трудным этапом для начинающего исследователя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы» [5, с. 142].

Семенова А.А., приводит типичные ошибки в темах, которые были выбраны участниками конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!». А именно: «в первые годы наблюдались типичные ошибки в выборе и формулировке темы: неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»).

Кроме того, был ряд случаев, когда тема не соответствовала содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

Часть тем, имеющих одинаковое название, имели разное содержание и рассматривались в разных секциях (тема «Танк – боевая машина»: 1. О значении танков в боях Великой Отечественной войны. 2. О конструкции современных танков и их видах), что говорит о том, что название требует конкретизации. Особо можно отметить редкие, но имеющие место случаи, когда объект фантастической темы рассматривался как научный («Драконы» (ученик был уверен, что они живут сейчас), «Магия в нашей жизни»).

Кроме того, в этот период, несмотря на четкое разграничение понятий «проектная работа» и «исследовательская работа», школы представляли на конкурс ряд проектных тем: «Мыло своими руками», «Как сделать открытку» [4, с. 120].

Помимо указания ошибок, в своей статье, Семенова А.А., указывает ряд критериев, которым должны соответствовать выбор и формулировка темы: «…быть доступной, интересной, полезной для юного исследователя. Кроме того, тема должна обладать образовательными ресурсами в плане достижения предметных, метапредметных и личностных результатов и обеспечивать успешность ребенка в ее развертывании. Только при этом условии учебное исследование станет важнейшим фактором познавательного и личностного развития ребенка» [4, с. 121].

Также, более развернутые критерии к выбору и формулировке темы выделяет Хохлов А.А.:

  • тема не должна вызывать очень больших сложностей у её автора;

  • можно выбрать такую тему, по которой уже имеются определённые наработки;

  • выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога одновременно;

  • предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне;

  • тема учебно-исследовательской работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п.;

  • тема должна быть актуальной и соответствовать требованиям науки и практики [7, с. 143].

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор и формулировка темы – это трудный процесс, так как нужно учитывать множество различных критериев, чтобы не допустить ошибку. Обучающимся и педагогам следует более детально подходить к выбору темы для исследовательской работы.

2.2 «Определение целей, задач и методов исследования»

По мнению Иванова Д.В., «цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ ожидаемого результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени.

Всякая цель должна обладать пятью основными признаками:

    1. Полнотой содержания, то есть определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности;

    2. Временной определенностью;

    3. Реальностью (соответствием возможностям);

    4. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности);

    5. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью).

Формулируя задачи, исследователь ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение.

При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» [3].

Также, о формулировке целей и задач говорит Маркелов В.В., «Цель исследования — это представление о том, каким будет ре­зультат, что именно будет получено в конце исследования.

Задачи работы конкретизируют цель исследования. Последовательно решая постав­ленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает вос­приятие соответствующего материала читателями» [5].

Иванов Д.В., описывает гипотезу: «Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации. Она фактически определяет основное направление исследования.

К гипотезе предъявляют определенные требования:

  • она должна содержать предположение;

  • она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;

  • она должна быть логически непротиворечивой;

  • она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Проверить гипотезу - это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают» [3].

Баранова М.Ю и Вахромеева Т.А., говорят о методах исследования: «Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

  • Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

  • Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

  • Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

  • Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

  • Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность)» [2].

Помимо наблюдения, Баранова М.Ю., и Вахромеева Т.А., выделяют научный эксперимент: «Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

  1. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

  2. Опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. (Большая советская энциклопедия)

  3. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора» [2].

Таким образом, определение цели, задач, выбор методов – это важная часть каждой исследовательской работы. При формулировке цели, задач и методов исследования стоит учесть все рекомендации, для того, чтобы не допускать ошибок.











Глава 3 «Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся»

Баранова М.Ю и Вахромеева Т.А., выделяют требования к структуре и оформлению исследовательской работы: «Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

  • Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

  • Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

  • Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

  • Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

  • В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Основная часть

Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

  • копии документов, инструкции

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы

  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

  • иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение» [2].

Таким образом, исследовательская работа включает в себя структуру из восьми пунктов, которые должны быть обязательны в исследовательской работе. Каждый пункт, несомненно, включает в себя наполнение информацией.























Глава 4 «Критерии оценки детских исследовательских работ»

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценок невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором и показателем результативности. Мы, совместно, с коллегами разработали критерии оценки исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Цель соответствует заданной теме

1

2.Задачи соответствуют поставленной цели

2

3.Объект и предмет выделены в соответствии с темой

2

4.Исследование содержит: цель, тему, задачи, гипотезы, предмет, объект

1

5.Методы соответствуют сформулированным задачам работы

1

6.Результаты соответствуют заявленной цели

1

7.Исследователь ссылается на научные источники

1

8.Текст работы представлен в научном стиле

1

9.Работа включает в себя: иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

10.Вывод соответствует результатам исследования

1

11.Гипотеза подтверждена аргументами

1

12.В работе присутствует список использованной литературы

1

Итог:




Перевод баллов в отметку:

11 – 14 баллов – отметка «5»

9 – 10 баллов – отметка «4»

7 - 8 баллов – отметка «3»

6 и менее баллов – отметка «2»

























4.1 Анализ и оценка исследовательских работ обучающихся

Я проанализировала и оценила исследовательскую работу «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?».

Для начала, я проанализировала структуру исследовательской работы. Все требуемые пункты соблюдены, а именно: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы.

Изучая цель и задачи, можно сказать, что цель соответствует заданной теме: «доказать, что мыло для мытья рук, которым мы пользуемся, по-разному влияет на кожу наших рук в зависимости от его состава», и задачи соответствуют поставленной цели.

Объект и предмет выделены в соответствии с темой.

Методы соответствуют сформулированным задачам работы. Ученица выбрала следующие методы: работа с литературой; наблюдение и эксперимент; анкетирование младших школьников; сопоставление результатов исследований.

Результаты исследовательской работы соответствуют заявленной цели, так как в заключении работы обучающаяся описала составы кускового и жидкого мыла, и как состав влияет на кожу рук.

Исследователь ссылается на научные источники. В списке используемой литературы представлено 3 научных источника.

Большая часть текста представлена в научном стиле, но присутствуют такие слова, как: «Очень радует», «Спасибо мылу!». Таким образом, данный критерий не соблюден.

Работа включает в себя: иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст.

Вывод соответствует результатам исследования. Из результатов исследования, обучающаяся сделала вывод, что стоит использовать мыло «Dove».

Гипотеза подтверждена аргументами. Обучающаяся в заключительной части подтвердила гипотезу собственными наблюдениями и экспериментами.

В работе присутствует список использованной литературы.

Таким образом, исследовательская работа выполнена на отметку «5».

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Цель соответствует заданной теме

1

2.Задачи соответствуют поставленной цели

2

3.Объект и предмет выделены в соответствии с темой

2

4.Исследование содержит: цель, тему, задачи, гипотезы, предмет, объект

1

5.Методы соответствуют сформулированным задачам работы

1

6.Результаты соответствуют заявленной цели

1

7.Исследователь ссылается на научные источники

1

8.Текст работы представлен в научном стиле

0

9.Работа включает в себя: иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

10.Вывод соответствует результатам исследования

1

11.Гипотеза подтверждена аргументами

1

12.В работе присутствует список использованной литературы

1

Итог:

13





Глава 5 «Примеры паспортов исследования»

Нами был создан паспорт исследования по теме «Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций». Он включает в себя следующие компоненты: тема, актуальность, проблема, объект, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, тип исследования, этапы реализации исследования, краткое их описание, оборудование для проведения исследования, продукт и перспектива исследования. Предмет, по которому создавалось исследование: окружающий мир, класс 4.

Данный паспорт вы можете проанализировать в таблице № 1.

Таблица № 1. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций»

2

Актуальность исследования

В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено -  являются причинами возникновения стресса, другими словами называются стрессорами.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 4 класса. Результаты анкетирования показали, что 52% обучающихся очень часто (1 – 2 раза в неделю) испытывают стресс.

Таким образом, наше исследование актуально.


3

Проблема исследования

Обучающиеся очень часто испытывают стресс


4

Объект исследования

Стресс

5

Цель исследования

Изучение различных способов устранения стресса.


6

Задачи исследования

1. изучить литературу;

2.проанализировать результаты опроса по теме "стресс";

3.провести исследование на популярное средство борьбы со стрессом;

4.составить характеристику данных по результатам анкетирования;

5.подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.


7

Гипотеза исследования

Способы борьбы со стрессом индивидуальны.


8

Методы исследования

- анализ литературы;

- анкетирование;

- эксперимент;


9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Этапы работы исследования

1 этап – изучить понятие стресса и влияние стресса на организм человека. Изучить способы устранения стресса.

2 этап – провести анкетирование среди четвероклассников. Провести эксперимент, в ходе которого участники выявляют способы, которые могут помочь им справиться со стрессом.

3 этап - подвести итоги исследования, а также выявить: подтвердилась ли гипотеза.

11

Оборудование для проведения исследования

Антистресс «Pop it», ручка с кнопкой, звуки природы с музыкальным сопровождением, пластилин, раскраски.

12

Продукт исследования

Эффективный способ устранения стресса

13

Перспектива исследования

Данное исследование может помочь справиться со стрессом, так как мы отобрали различные способы, которые не только могут устранить стресс, но и успокоить, потому что их сознание будет направлено на какую-то другую деятельность. Также, данная исследовательская работа показывает какие способы наиболее эффективны для борьбы со стрессом.

14

Используемые источники

Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.

Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988.

Сайт: Академия Медицинского Образования
https://medobr.com/news/vliyanie-stressa-na-sostoyanie-zdorovya-cheloveka/
Гугл форма – тестирование
https://docs.google.com/forms/d/1glD4rlXfjKUvc22KVlx2HQ5G886bj3W6WY1SChXUlQw/edit
Сайт: Международный институт
интегративной нутрициологии
https://miin.ru/blog/psikhologiya-stressa/
Сайт: mcunic.ru
https://mcunic.ru/2021/05/31/ot-kapitoshki-do-pop-it-evoljuciya-igrushek-antistressov/
Сайт: woman.advice.ru
https://womanadvice.ru/igrushka-antistress-chto-eto-takoe-chem-polezna-varianty-napolniteley-reyting-luchshih-kak-sdelat-sv
Сайт: 103.by https://mag.103.by/topic/88073-stress-i-bolezni-kak-volnenije-i-trevoga-vlijajut-na-nash-organizm/

Сайт: обученок

https://obuchonok.ru/node/7976



Также, хотелось бы привести пример понравившегося паспорта исследования.

Данный паспорт вы можете проанализировать в таблице № 2.

Таблица №2. Паспорт исследования



Класс: 3

Предметная область: окружающий мир


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Чипсы: любимое лакомство и вредный продукт.

2

Актуальность исследования

Большинство детей и взрослых любят и предпочитают есть чипсы нежели, например, фрукты. В настоящее время в магазинах можно купить разные виды чипсов, которые привлекают внимание покупателей своей яркой красочной упаковкой.

Исходя из данных опроса, проведённом среди студентов 3-го курса, было выявлено, что 50%, что составляет 10 младших школьников, в своём рационе питания очень часто употребляют чипсы, а 20%, что составляет 4 ученика, каждую неделю или даже месяц покупают себе чипсы.

Единственный аргумент, который можно привести в пользу картофельных снеков, – их замечательный вкус. В остальном на вопрос, полезны ли чипсы, можно дать только один ответ – нет, ни о каких полезных свойствах не может быть речи, что собственно и подтверждается в круговой диаграмме.

3

Проблема исследования

Проблема в том, что чипсы входят в топ самых вредных продуктов, согласно статистики 2022 года.

Употребляя вредные продукты, в том числе и чипсы, мы практически гарантированно наживаем себе неприятности

Основываясь на результатах исследования потребительских предпочтений на рынке снеков в России, россияне не беспокоятся за своё здоровье и большое количество людей приобретает чипсы «Lаy`s».

Таким образом, следуя вышеуказанному, проводится исследование, которое поможет выявить наличие у чипсов Лэйс вредных веществ.

4

Объект исследования

Чипсы «Lаy`s»

5

Цель исследования

Выявление наличия у чипсов «Lаy`s» калорий (масло, крахмал) и соли, опасных веществ.

6

Задачи исследования

1. Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.

2. Провести экспериментальное исследование с целью опровержения или подтверждения гипотезы.

3. Сформулировать выводы.

7

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ.

8

Методы исследования


Теоретические (анализ литературы) и эмпирические (опрос, эксперимент)

9

Тип исследования (по продолжительности)

Кратковременный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Распределение обучающихся на две группы (каждая группа выполняет по два опыта). Ознакомление с таблицей исследования и алгоритмами работы.



2. Проведение опыта №1 «Определение жиров». Оборудование: чипсы, бумага А4.

Алгоритм работы:

1. Возьмите лист бумаги а4.

2. Возьмите один чипс и положите его на лист бумаги а4.

3. Согните лист пополам, раздавив испытуемый образец.

4. Разверните лист и рассмотрите его. Заметили ли вы на нём что-нибудь интересное? Сделайте вывод.



3. Опыт №2 «определение крахмала». Оборудование: чипсы, бумага а4, спиртовой раствор йода.

Алгоритм работы:

1. Возьмите спиртовой раствор йода и аккуратно его откройте.

2. Возьмите ватную палочку, обмокните её в йод.

3. Нанесите спиртовой раствор йода на ломтик чипса.

4. Подождите 1-2 минуты.

5. Какие изменения вы заметили? Сделайте вывод.



4. Опыт №3 «Определение количества соли». Оборудование: чипсы, ложка, вода, глубокая чашка,

Алгоритм работы:

1. Возьмите ёмкость.

2. Раскрошите чипсы, положите их в сосуд и залейте водой.

3. Размешайте ложкой «суп»

4. Через 1-2 минуты попробуйте воду.

5. Какой вода оказалась на вкус? Сделайте вывод.



5. Опыт №4 «Горение чипсов». (под руководством учителя). Оборудование: спички, пинцет, глубокая чашка, чипсы.

Алгоритм работы:

Попросите учителя помочь вам в проведении данного опыта.

1. Подожгите ломтик чипсов.

2. Какой запас вы почувствовали? Сделайте вывод.



6. Формулировка выводов. Возвращение к гипотезе.

11

Оборудование для проведения исследования

Чипсы «Lаy`s»,

12

Продукт исследования

Таблица исследования.

Предполагаемый общий вывод исследования: наша гипотеза подтвердилась. Состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ: масла и крахмала, соли, а также опасного вещества, являющегося ядом для нашего организма. Исходя из полученных данных, мы исключили чипсы из нашего рациона питания, потому что не хотим погубить своё здоровье.

13

Перспектива исследования

Таблица исследования может быть использована в

а) проведении акции (деление опытом исследования, раздача ярких листовок с таблицей, демонстрирующей влияние чипсов на организм человека)

б) помощи организации мероприятия «Здоровый образ жизни» (создание плаката, содержащего информацию из таблицы и представленную в виде рисунков)

в) личной жизни обучающихся

14

Используемые источники

1.Топ 10 самых вредных продуктов питания https://dzen.ru/a/YHVXrcLgMDWtc00R

2. Смертельная опасность чипсов

https://lenta.ru/news/2021/07/05/lifeshortensnacks/?ysclid=ldxdx6n3o7911602727

3. Народный рейтинг торговых марок чипсов

https://iom.anketolog.ru/2019/10/18/narodnyj-rejting-torgovyh-marok-chipsov?ysclid=ldxg298sow821370431

4. Вредные продукты питания: врага надо знать в лицо

https://aif.ru/boostbook/vrednye-produkty-pitanija.html?ysclid=ldxfh238ni164781560














Глава 6 «Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура» 6.1 «Основные требования к проекту»

Проектная деятельность имеет несколько типов. Данные типы выделяет Сергеев И.С. «1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [8, с.12].

Сергеев И.С. выделяет основные требования к проекту.

«1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятел.ьнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.» [8, с.8].

























6.2 «Особенности осуществления проекта в начальной школе»

Сергеев И.С. отмечает, что «Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность [3, с.178].

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом [8, с. 120].

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания [9, с. 15].

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.





























Глава 7 «Проектная задача в начальной школе»

По – мнению А.Б. Воронцова, «термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др.

Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов: этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Таким образом, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе [4].



















































Глава 8 «Разработка проектной задачи»

Паспорт проектной задачи «Малые Олимпийские игры»

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 4 классе, рекомендуемое время проведения — до трех уроков.

Цель

1. Комплексное использование освоенных математических, филологических, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

1. Умение сравнивать числа в концентре «сотня».

2. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

3. Умение работать с величинами: переводить из больших в меньшие, сравнивать, вычислять.

4. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

5. Умение работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию и создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром.

6. Умение лаконично формулировать правила здорового образа жизни.

Метапредметные

1. Умение анализировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

2. Владение комбинаторными умениями.

3. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

4. Умение читать, дополнять таблицы и схему для решения поставленных задач.

5. Умение читать диаграммы и использовать их данные для решения отдельных заданий.

6. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

7. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

8. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемый педагогический результат

Демонстрация навыков безошибочного выполнения арифметических действий. владение навыками оперирования с единицами измерения времени.

Демонстрация языковой компетентности в области орфографических и грамматических категорий, изученных за 4 года.

Умение дифференцировать существенную и несущественную информацию при составлении объявления.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный продукт — спроектировать вариант спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов.

Критерии оценивания

1. Правильность выполнения предметных заданий.

2. Составлен оптимальный вариант спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы, предложены лаконичные и информативные советы о здоровом образе жизни. предпочтителен вариант советов в виде рисунка или схемы — демонстрация умений фиксировать информацию в знаково-символическом виде (т. к. именно в виде рисунка советы заданы).

3. Продуктивность взаимодействия обучающихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.

Продукт

Плакат с объявлением о предстоящем спортивном празднике, схема посадочных мест с указанием расположения каждой параллели или класса, расписание спортивного дня для одной из параллелей, красочно оформленные советы доктора Пилюлькина. Группа может предложить в качестве презентационного варианта электронную презентацию в программе MS PowerPoint.



Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из пяти заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии с заданиями класс делится на группы, каждая из которых, независимо от других групп, участвует в разработке варианта спортивного праздника для одной из параллелей начальной школы с подведением его итогов. Эти группы в свою очередь могут разделиться еще на две подгруппы, т. к. задания можно выполнять в произвольной последовательности, а потом результат обсудить в группе.

Первое задание предполагает подготовку объявления о предстоящем спортивном празднике. Отвлекающими факторами в данном задании являются, во-первых, пропуски орфограмм, затрудняющие чтение предложений, и их осмысление, во-вторых, лишняя информация, не относящаяся к предстоящему событию. В этом задании ученики должны будут продемонстрировать умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах и работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию.

Результат выполнения первого задания — составлен текст (объявление), содержащий 7 предложений.

1. Внимание, внимание!

2. Нас ждут Малые Олимпийские игры!

3. Спортивный праздник пройдет в период весенних каникул.

4. Все соревнования будут проходить в спортивном зале нашей школы.

5. В программе состязаний шахматы, футбол, волейбол, эстафеты, прыжки в длину и малый теннис.

6. Приглашаются ученики с 1 по 4 классы.

7. Ждем участников и их болельщиков!

Второе задание проверяет умение читать план и распределять числовые множества (параллели классов) в соответствии с заданными параметрами (количеством мест в каждом секторе). Ученики демонстрируют умение проводить сравнения числовых множеств, навыки понимания графической информации. Кроме того, ученики демонстрируют навыки чтения и обработки информации столбчатых диаграмм.

Оптимальный результат выполнения второго задания — каждый сектор занимает одна параллель (зеленый сектор — для первых классов), менее продуктивное выполнение задания — размещены классы хаотично без учета целой параллели.

Третье задание ориентировано на анализ информации, данной в виде таблиц, проверяет умение работать с величинами времени: складывать, вычитать, сравнивать.

Результат выполнения третьего задания — подготовлено расписание спортивного дня для одной из параллелей классов (по выбору группы) с учетом заданных временных рамок и оговоренного в условии количества видов спорта таким образом.

Четвертое задание предполагает рассчитать количество медалей разного достоинства на основе чтения круговой диаграммы и дополнительной информации, данной в условии задания. Ученики демонстрируют умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

Результат выполнения четвертого задания — подсчитано количество серебряных и бронзовых медалей для вручения на закрытии Малых олимпийских игр.

Пятое задание направлено на проверку умения графически (в виде рисунка или схемы) изображать информацию, при этом информация должна быть лаконична, информативна и понятна окружающим. Однако в случае затруднений ученики могут записать свои советы в виде отдельных предложений. в этом задании ученики должны будут продемонстрировать знание правил здорового образа жизни и умение их формулировать.

Результат выполнения пятого задания — группа дополнила советы доктора Пилюлькина тремя своими в виде отдельных предложений, рисунка или схемы (как отмечалось ранее, предпочтителен вариант советов в виде рисунка или схемы).

Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до трех уроков учебного времени.

Итоговое задание — синтез результатов работы всех участников каждой группы — подготовлено объявление, распределены посадочные места в спортивном зале, составлено расписание спортивного дня для одной из параллелей начальной школы, посчитано количество медалей для призеров Малых олимпийских игр, дополнены советы о здоровом образе жизни. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.

Продуктом может стать плакат с объявлением о предстоящем спортивном празднике, схема посадочных мест с указанием расположения каждой параллели или класса, расписание спортивного дня для одной из параллелей, красочно оформленные советы доктора Пилюлькина. Группа может предложить в качестве презентационного варианта электронную презентацию в программе MS PowerPoint.

Основные требования к презентации: освещение всех пунктов проектной задачи, наглядность, красочность оформления, убедительность и аргументированность докладчика. После этого происходит защита разработок. Дети сами должны выбрать наиболее полное объявление, оптимально заполненный спортивный зал, наиболее рационально составленный спортивный день и самые разнообразные советы здорового образа жизни.

Содержание проектной задачи

В период весенних каникул в школе проходит спортивная неделя «Малые олимпийские игры». Приглашаются учащиеся 1–4 классов. В спортивном зале заранее было размещено объявление о предстоящем празднике спорта.

Задание 1. Из данных предложений выберите те, которые, на ваш взгляд, составят объявление. При необходимости дополните недостающую информацию в объявлении самостоятельно.

Внимание, внимание!

Нас ждут Малые Олимпийские игры!

Каникулы — замеч…тельная возможность весел… провести свободное время.

Ждем учас…ников и их б…лельщиков!

Приглашают…ся уч…ники с 1 по 4 классы.

Наступа…т пора каникул.

Все соревнования будут прох…дить в спортивн…м зал… нашей школы. Спеш…те, Малые Олимпийские игры продлят…ся только одну неделю. Сп…ртивный праз…ник пройдет в период в….сенних каникул.

В программе состязаний шахматы, футбол, волейбол, эстафеты, пры… ки в длину и малый теннис.

Р…бята, школа находит…ся по адр…су: г. Красноярск, ул. Урицкого , 106.

В понедельник состоится открытие Малых олимпийских игр. Для того, чтобы открытие увидели все дети начальной школы, организаторы разделили спортивный зал на секторы.

Задание 2. Распределите места в спортивном зале таким образом, чтобы все дети сидели компактно (по классам, по параллелям). Для работы используйте план спортивного зала и диаграммы «Количество детей по классам в каждой параллели».

План спортивного зала


Диаграмма. Количество детей по классам в каждой параллели.

Со вторника по четверг пройдут соревнования по разным видам спорта. В них примут участие ученики 2–4 классов. Для обеспечения равных условий, соревнования проходят внутри классов одной параллели в один из указанных дней. Каждая параллель составляет свою программу, в нее должны войти не менее 3 видов спорта.

Задание 3. Составьте расписание спортивного дня для одной из параллелей классов, дополнив информацию таблицы «Расписание спортивных дней» с учетом того, что длительность соревнований между вторыми классами составляет 2 часа 30 минут, а длительность соревнований между третьими или четвертыми классами — 2 часа 45 минут.

Расписание спортивных дней.

Для составления расписания спортивного дня вам потребуется также:

таблица «Программа Малых Олимпийских игр».

В пятницу пройдет закрытие Малых олимпийских игр, где будут подведены итоги, объявлены победители и призеры в разных видах спорта. Для этих целей заготовлены медали разного достоинства.

Задание 4. На основе диаграммы определите количество серебряных и бронзовых медалей, которые подготовлены для вручения призерам Малых олимпийских игр, если подготовлены 54 золотые медали для победителей соревнований.

Об итогах Малых олимпийских игр будет подготовлена заметка для школьной газеты. В заметке, кроме фамилий победителей и призеров, будет содержаться информация доктора Пилюлькина о важности здорового образа жизни и рекомендации по укреплению здоровья доступными средствами «Советы на каждый день». Несколько советов Пилюлькин уже дал.

Задание 5. Подготовьте 3 своих рекомендации для рубрики «Советы на каждый день». Помните, ваши советы должны быть краткими, но информативными. Вы можете их записать, нарисовать или представить в виде условных знаков (см. рис. далее).

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).


Глава 8.1 «Оценивание проектной задачи»

Паспорт проектной задачи «Поиск украденных картин Васнецова В. М»


Тип проектной задачи

Межпредметная (литература, математика, изобразительное искусство).

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе.

Дидактические цели

1. Выявление возможностей обучающихся комплексно использовать освоенные математические и логические умения в нестандартных условиях квазижизненной ситуации.

2. Выявление умения учащихся продуктивно взаимодействовать в ходе коллективно-распределительной деятельности в группе.

Предметные знания и умения и

метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные знания и умения:

1. Выполняют математические вычисления с числами.

2. Решают загадки и ребусы.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Анализируют предложенную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания.

Регулятивные:

1. Планируют свою деятельность с целью решения поставленных задач.

2. Осуществляют действие самооценки и взаимооценки.

Коммуникативные:

1. Обобщают полученную информацию (промежуточные и итоговые продукты).

2. Договариваются с целью выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

Планируемые педагогические результаты

1. Обучающиеся применяют освоенные математические и логические умения в нестандартных условиях квазижизненной ситуации.

2. Учащиеся используют способы сотрудничества в группах при решении ряда практических задач: распределяют обязанности, выполняют задания, обсуждают результаты, осуществляют самооценку деятельности.

Критерии оценивания

1. Верно выполнены все задания.

2. Представлен продукт проектной задачи.



Оценивание проектной задачи



Критерии оценки

0-2 балла

1

Проектная задача соответствует заявленному возрасту и ориентирована на интересы учащихся

2

2

Представлена система заданий, которые предполагают выполнение учащимися разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой.

2

3

Представлена система заданий, соответствующая разному предметному содержанию (математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению),

2

4

Представлен продукт проектной задачи

2

5

Использованы достоверные источники информации для отбора содержания проектной задачи

2

6

Инструкции к заданиям понятные

2

7

Текст проектной задачи не содержит грамматических, орфографических ошибок









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проектно – исследовательская работа включает в себя различные этапы, организатором и наставником которых является учитель. В ходе данной деятельности у обучающихся формируется познавательный интерес к фундаментальным и прикладным наукам, помимо этого, у обучающихся развивается творческая активность.

Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга.
















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.

  2. Баранова М.Ю, Вахромеева Т.А. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ..\Методические рекомендации .docx. (дата обращения 20.01.2023).

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  4. Воронцов А.Б Перспективные направления научно-практических разработок образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200801502 (дата обращения: 03. 03.2023).

  5. Иванов Д.В. Методическая разработка "Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования"// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-opredelenie-celi-i-zadach-formulirovanie-gipotezi-vibor-metodov-vedeniya-issledovaniya-1962854.html (дата обращения: 25.01.2023).

  6. Малиновская Е.А. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической // Открытый урок: первое сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579 (дата обращения: 20.01.2023).

  7. Маркелов В.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы/ «Определение цели, задач и гипотез исследования» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5226002/ (дата обращения: 25.01.2023).

  8. Мартынова А.В., Салаватова А.М. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах: учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: НВГУ, 2020. – 100 с.

  9. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

  10. Семёнова Н.А. К проблеме выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками // Вестник ТГПУ. – 2017. – №12. – С. 118 – 122.

  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.

  12. Хохлов А.А. Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2013. – №3. – С. 141 – 144.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Управление образования администрации Шушенского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ДО «Центр туризма, краеведения и экологии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шушенская средняя общеобразовательная школа №3»









Учебно-исследовательская работа

К ак влияют разные марки мыла на кожу человека?



Выполнили:

Руководители:











п. Шушенское, 2019



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ЧТО ТАКОЕ МЫЛО И КАК ОНО ВЛИЯЕТ НА КОЖУ ЧЕЛОВЕКА 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11

























ВВЕДЕНИЕ

Мыло - неотъемлемая часть нашей жизни и чистота - залог здоровья. Все мы ежедневно пользуемся этим средством гигиены, поэтому нам необходимо иметь о нем хотя бы минимальный набор знаний, ведь очень важно знать подходит ли вашей коже мыло, которым вы. Неправильный выбор мыла может стать одной из причин таких серьёзных заболевания кожи, как дерматиты, экзема и т.д. Именно поэтому мы считаем, что тема, выбранная нами для исследования очень актуальна в наше время.

Цель нашего исследования: доказать, что мыло для мытья рук, которым мы пользуемся, по-разному влияет на кожу наших рук в зависимости от его состава. 

Гипотеза: если правильно подобрать  качественный состав мыла, которым мы пользуемся ежедневно, то можно надолго сохранить кожу рук молодой, нежной и красивой.

Задачи исследования:

  • изучить научную литературу по данной теме;

  • определить, как влияет мыло на кожу человека, исследовав его уровень рН среды;

  • провести анкетирование;

  • проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  • работа с литературой;

  • наблюдение и эксперимент;

  • анкетирование младших школьников;

  • сопоставление результатов исследований;

Объект исследования: 8 марок мыла.

Предмет исследования: влияние сортов мыла на кожу человека

Исследования проводились в МБОУ ДО «Центр туризма, краеведения и экологии» в течении двух месяцев с 19 октября по 14 декабря 2018года.

ЧТО ТАКОЕ МЫЛО И КАК ОНО ВЛИЯЕТ НА КОЖУ ЧЕЛОВЕКА


Мыло — растворяющаяся в воде моющая масса (кусок или густая жидкость), получаемая соединением жиров и щелочей (особых химических веществ). Мыло используется для очищения кожи или материалов. Принцип действия: частицы мыла обладают обволакивающими свойствами. 

Кожа - самый большой орган человеческого тела. Уход за кожей требует ничуть не меньшего, а даже, возможно, большего внимания, чем забота о других частях тела. Обеспечение правильного ухода является во многом залогом здоровья человека.  Основная  задача кожи - защита.

Мыло извлекает из поверхностного слоя кожи не только загрязнения, но и жиры, порой чрезмерно ее высушивая.[3]

Сортов и марок мыла существует великое множество, и прежде чем выбрать самое подходящее, надо определить тип своей кожи. Жирная кожа часто блестит из-за сильного пото - и жироотделения, на ней обычно крупные поры. Уже через два часа после умывания на приложенной к лицу салфетке жирная кожа оставляет пятна. Для такой кожи требуется мыло с легким осушающим действием.

Сухая кожа тонкая и очень чувствительна к ветру и непогоде, а поры на ней мелкие и тонкие; она легко трескается, так как недостаточно эластична. Такой коже надо создавать максимальный комфорт и щадящий режим, лучше использовать дорогие сорта мыла.

 Нормальная кожа мягкая, гладкая, поры среднего размера. Такая кожа как бы "светится", но не блестит. Тем не менее, нормальная кожа, как и любая другая, нуждается в уважительном отношении и бережном уходе. Лучше использовать нейтральные сорта.[1]

Как же определить  подходящий вам сорт мыла?

Чтобы правильно пользоваться современными моющими средствами, необходимо познакомиться  с очень важным понятием рН. рН – это показатель кислотности.

Он   может изменяться от 1 до 14. Показатель  чистой воды равен 7.

Учёные доказали, что верхний слой кожи имеет рН равный 5,5.

 Растворы с рН меньше 7   имеет кислую среду, а растворы  с рН больше 7 – щелочную. Воздействие сильнощелочных моющих средств может изменить нормальное значение рН кожи.

Чем меньше щелочи, тем лучше, так как щелочь небезвредна для кожи человека и для тканей, особенно шерсти и шёлка.

Значение рН можно определить с помощью индикаторной бумаги.[2























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Было проведено анкетирование и опрошено 23 учащихся нашего класса.

В анкету были включены вопросы о том, как часто ребята моют руки в течение дня, знают ли они о том, чем лучше мыть руки и чем лучше вытирать их после мытья, а также какое мыло им понравилось больше: твердое или жидкое.

Результаты анкетирования показали, что всегда моют руки:

  • перед едой – 23 человека из 23;

  • после прогулки – 10 человек из 23;

  • после посещения туалета – 15 человек из 23;

  • после общения с домашними животными – 13 человек из 23.

Очень радует, что многие ребята всегда моют руки в разных ситуациях. Но в то, же время не все ребята понимают важность этого процесса.

Таблица №1 Марки мыла, которыми пользуются дети и их родители нашего класса.

Марка мыла

Консистенция

Количество учащихся

1.

Хозяйственное

Твердое

1

2.

Земляничное

Жидкое

3

3.

Детское

Твердое

6

4.

Банное

Твердое

4

5.

Клубничное

Жидкое

2

6.

Даф

Твердое

1

7.

Морское

Жидкое

3

8.

Персиковое

Жидкое

3

В ходе опроса выяснилось, что примерно одинаковое количество детей и их родителей предпочитают мыться и жидким и твердым мылом.

Определение щелочности марок мыла в ходе нашего опроса. Исходя из Таблицы №1, мы решили выбрать объектом своих исследований 8  марок мыла, указанные выше. С помощью индикаторной бумаги (лакмуса) определили среду мыльного раствора.

Рис.1 Определение рН среды мыло

Для этого полоску индикаторной бумаги мы опускали в растворы мыла разных сортов и сравнивали цвет индикаторной полоски с таблицей цветов, позволяющей определить кислотность среды. Результаты опыта занесли в таблицу № 2

Таблица №2 Результаты кислотности среды различных марок мыла



№ п/п

Сорт мыла

рН среды

1.

Мыло хозяйственное ГОСТ 30266-95.

Производитель ООО «Меридиан», РФ

9

2.

Мыло туалетное «Русская баня».

Производитель ОАО «Свобода», РФ г.Москва

8

3.

Мыло жидкое «Земляничная поляна».

Производитель ООО «Жили-Мыли», г. Воронеж, РФ

5

4.

Мыло жидкое «Морской бриз»,

Производитель ООО «Альфатехформ», г.Москва, РФ

3

5.

Мыло жидкое «Клубника»,

Производитель «Евротрейд», г.Москва, РФ

2

6.

Мыло туалетное «Детское» с алоэ вера и подорожником «Ушастый нянь». Производитель АО «Невская косметика», РФ г.Санкт-Петербург

10

7.

Крем-мыло «Dove». Производитель «Юнилевер Дойчланд Продакшионз», г.Гамбург, Германия

6

8.

Мыло жидкое «Весна» Персик и йогурт.

Производитель ООО «ХимоСервис». РФ г.Санкт-Петербург

3

Как уже говорилось сорта мыла те лучше, где содержится меньше щёлочи, т.е. где рН меньше. Как видим, мыло хозяйственное, банное, детское, нежелательно использовать для умывания и стирки шерстяных и шёлковых изделий. Шерсть и шёлк взаимодействуют со щелочами, в результате чего, изделия из них приходят в негодность, т.е. разрушаются. Уровень рН в хозяйственном мыле = 9. Это говорит о том, что в нём много щёлочи, а значит, оно будет хорошо для стирки, но для рук не очень полезно, т.к. будет сушить кожу рук. Детское и банное мыло разочаровало нас наличием большого количества щёлочи. Уровень рН=10 и 8 соответственно. А это значит, что мыть маленьких детей или умываться таким мылом нежелательно. А вот жидкое мыло (все образцы) порадовали нас отсутствием щёлочи. Уровень рН=5-6. А значит, они не пересушивают кожу, а увлажняют. И тогда мы предположили, что может быть дело в добавках? Мы решили добавить в мыло крем для рук, в качестве эксперимента (см.Таблицу №2).

Рис.2 Добавление крема для рук в мыльный раствор


Таблица №2 Уровень рН мыла с кремом для рук

Название марки мыло

рН среда

1.

Мыло хозяйственное ГОСТ 30266-95.

Производитель ООО «Меридиан», РФ

5

2.

Мыло туалетное «Русская баня».

Производитель ОАО «Свобода», РФ г.Москва

5

3.

Мыло туалетное «Детское» с алоэ вера и подорожником «Ушастый нянь». Производитель АО «Невская косметика», РФ г.Санкт-Петербург

6


Уровень рН=5-6! т.е. равен нормальному кислотно-щелочному балансу человека, который равен pH=5,5. Так значит, мыло становится полезным, если добавить в него увлажняющие вещества.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В соответствии с поставленной целью и задачами, проведённый обзор различной литературы по теме, а также собственные наблюдения помогли сделать вывод о проделанной работе.

  • Сравнив значение pH рогового слоя кожи, которое по данным физиологов, составляет 5,5 -6, со значениями pH мыла таблицы №2, ясно, более щелочную реакцию имеет кусковое мыло, оно лучше удаляет кожное сало. Но щелочные растворы сушат кожу, разрушают волосы. Жидкое мыло имеет менее щелочную реакцию, соответственно меньше сушит кожу, более бережно влияет на волосы.

  • К выбору туалетного мыла нужно подходить с позиции наименьшей щелочности.

  • Даже самое мягкое мыло с жесткой, хлорированной водопроводной водой способно повредить коже. Поэтому, необходимо обязательно отстаивать воду, кипятить.

  • Поскольку молодая здоровая кожа подростков обладает уровнем кислотности 5,5 - 6, необходимо после умывания с мылом наносить на кожу кислый лосьон или тоник, чтобы восстановить слабокислую среду поверхности кожи, что поможет многим подросткам избежать раздражения, прыщей и других проблем с кожей.

Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, мыло должно быть безопасным для поверхности кожи

В нашем случае самым благоприятным для детской кожи и кожи подростка кожи являются жидкое мыло и твердое мыла «Dove». Пользуйтесь средствами личной гигиены, и вы всегда будете красивыми и здоровыми. Спасибо мылу!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гэмблин  Л. «Мыло ручной работы»-,изд . Бертельсманн, 2007

  2. Корнилова В.В. «Декоративное мыло Техника. Приемы. Изделия» -  АСТ, 2009

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.

  4. Рисунок 1

    Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» —М.: АРКТИ, 2003. — 270 с.





Скачать

© 2023 69 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!