СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"»

Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»










Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы


г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Рязанова С.В.- студентка группы 21П-6 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024



Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Методические рекомендации содержат правила организации исследования, как правильно выбрать тему, структура исследования.


Пособие адресовано учителям начальных классов, родителям обучающихся и студентам педагогических колледжей и университетов.

















Оглавление

1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы 11

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы 12

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования 18

1. 5 Паспорт исследования 20

1.5.1 Паспорт исследования «Температура» 20

1.5.2. Паспорт исследования «Фрактал — потрясающая красота математики в природе» 23

Автор: Ласман Н.С. 23

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 27

2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 27

2. 2 Проектная задача 32

2.2.1. Проектная задача «Стань природе другом» 32

2.2.2. Проектная задача «Лунтик заболел» 37

Заключение 41

Список используемой литературы 42
















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

По мнению Семеновой Н.А., исследовательская деятельность-это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работа с информацией».

Основные требования:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. [1]

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно– воспитательный процесс. [1]

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. [1]

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, в ходе которой формируются такие исследовательские умения, как:

• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

• предлагает возможные варианты решения;

• собирает материал;

• делает обобщение;

• готовит проект (доклад, макет и др.);

• защищает проект. [1]

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику. [2]

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической. [1]

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79].

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. [2]

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует,

• отслеживает выполнение плана,

• решает оперативные вопросы,

• помогает в предварительной оценке проекта,

• участвует в подготовке презентации,

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь». [1]

Учитель в свою очередь выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

3. Ознакомление с методами исследования.

4. Составление плана работы.

5. Поиск противоречий.

6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

7. Предзащита работы.

8. Окончательное оформление и защита работы. [2]

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. [2]

1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

1) Определение проблемы исследования.

Как выявлять проблему?

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

2) Анкетирование.

Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Пример: Изучение формы Земли.

  • Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Это способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески не развитого человека.

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца.

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Существуют методы, которые помогают учителю выдвигать гипотезы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Требования, которые должна содержать гипотеза:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

• может быть;

• предположим;

• допустим;

• возможно;

• что, если…

Упражнения на обстоятельства:

1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• гоночный автомобиль;

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведём ещё несколько упражнений:

1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

• Почему весной тает снег?

• Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?

• Почему цветы имеют такую яркую окраску?

• Почему летом снег в горах не тает?

• Почему бывают наводнения?

• Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?

• Почему Луна не падает на Землю?

• Почему в космос летают ракеты?

• Почему самолёт оставляет след в небе?

• Почему многие дети любят компьютерные игры?

• Почему бывают землетрясения?

Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.

2. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

• Дети стали больше играть во дворах;

• Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

• Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

• Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

• Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

• Друзья поссорились.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Требования к постановке целей:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать.)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Требуется сформулировать задачи, с помощью которых мы достигнем поставленную цель исследовательской работы.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя. [2]

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».[2]

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Виды ошибок:

Наименование критерия

Описание ошибки

Пример ошибки

Эрудированность автора в рассматриваемой области

- Ученики неверно создали список используемой литературы, тем самым, основываться на источники они не могут.

В работе «Влияние отработанных батареек на растения» такой список используемой литературы:

Список источников

1. http://mrsad.ru/dekorativnolistnue/hlorofitum.html

2. http://www.mpr26.ru/deyatelnost/okhrana-okruzhayushchey-sredy/opasnye-otkhody-v-bytu/

3. https://2fixika.livejournal.com/2207.html

4. https://globallab.org/ru/project/cover/toksichnye_otkhody_batareiki.ru.html#.WsXaVNRuY-c

Логика изложения, общая структура работы

- Ученики не прописывают гипотезу, связи с этим, гипотеза не согласуется с целью исследования.

В работе «Аквариум и его обитатели» используется такая формулировка цели и проблемы:

Проблема. Часто в аквариуме вода становится зеленой, мутнеет. Бороться с таким явлением трудно.

Цель – наблюдение за обитателями моего аквариума.

- Задачи не соотносятся с целью.

В работе «Аквариум и его обитатели» используется такая формулировка цели и задач:

Цель – наблюдение за обитателями моего аквариума.

Задачи:

1. изучить литературы на тему исследования,

2. описать особенности моего аквариума,

3. провести анализ воды в моем аквариуме.

4. разработать рекомендации по уходу за аквариумом.

Текст работы

- В работе некоторые разделы отсутствуют или сформулированы некорректно.

В работе «Взаимоотношение кошки и собаки в семье» используется такая формулировка списка используемой литературы:

Список использованной литературы

1. http://www.wday.ru/dom-eda/soh/chisto-angliyskiy-temperament-harakter-britanskogo-kota/

2. http://brit-cats.ru/vospitanie-kotenka/britanskie-koshki-i-sobaki/

3. https://www.pedigree.ru/hochu-sobaku/porody/zapadno-sibirskaya-lajka

4. Почему коты и собаки враждуют? Электронный ресурс. Режим доступа. https://about-dog.livejournal.com/3707.html



1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования

Выбор темы, формулирование цели, задач и гипотезы – полпути для исследовательской работы. Для нас сейчас важно – это выбор методов исследования. Методы исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надёжны и валидны (обоснованы и пригодны).

Чаще всего обучающимся интересно не искать научную информацию в источниках, а почувствовать себя в роли «ученого» в лаборатории, поэтому для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента. В исследовательской работе обучающиеся часто допускают ошибки при выборе методов для исследования. О каждом из них пойдет речь ниже.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности.

Типичные ошибки при «наблюдении» как методе исследования:

1. Внимание наблюдателя распределено на не интересующих его факторах.

Наблюдатель должен обладать таким качеством, как целенаправленность, т. е. внимание должно фиксироваться только на интересующих объектах.

2. Наблюдатель неактивен при процессе наблюдения, т.е. не использует способы фиксирования результатов.

Наблюдатель должен активно искать способы фиксирования результатов (использовать протоколы или дневники), выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения. А также информацию, полученную путём наблюдения должны поддавать контролю на обоснованность

3. Наблюдение проводится в хаотичном порядке.

Наблюдение как метод исследования отличается от других своей планомерностью, т.е. наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования. Поэтому можно сказать, что качественную информацию помогает получить тщательная процедура планирования.

Таким образом, наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Также как и у наблюдения, у эксперимента тоже имеются типичные ошибки при организации метода:

1. Не описан способ проведения эксперимента.

Нужно описать план исследования с конкретными шагами , так как при таком способе обязательна нужна конкретная и строгая последовательность. Каждый этап (шаг) имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

2. Не описаны способы фиксации результатов.

Необходимо продумать формы записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Таким образом, типичные ошибки присущи как «наблюдению», так и «эксперименту». Поэтому во избежание данных ошибок нужно понимать, с какой целью мы проводим тот или иной метод исследования, какие результаты ожидаем, как будем фиксировать результаты и т.д. поэтому именно от методов исследования зависит успех работы, так как именно они докажут или опровергнут гипотезу.

  1. 5 Паспорт исследования
      1. Паспорт исследования «Температура»

Автор: Рязанова С.В.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Изменение температуры тела человека

2

Актуальность исследования

Один из самых важных показателей здоровья человека- температура тела. При действии некоторых факторов на организм человека температура тела повышается или наоборот- падает. Оптимальная температура здорового человека составляет 36,6. Но часто температура колеблется между 35,5 и 37,5 градусам. Почему это происходит, долгое время было неясно. Так же было неясно, как сказывается эта реакция на общее состоянии организма. Всё это необходимо знать и уметь применить для решения многих практически значимых проблем, особенно в поисках здоровья.

3

Проблема исследования

Как температура влияет на организм человека?

4

Объект исследования

Температура

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для выявления особенностей влияния температуры на организм человека.

Для ученика: выявление особенностей влияния температуры на организм человека.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Изучить научно-популярную литературу по теме исследования.

2. Выявить какая температура бывает и как она влияет на организм человека.

3. Доказать практическим путем вредное влияние температуры на организм человека.

4.Предложить эффективные меры по защите организма человека от высокой температуры.

7

Гипотеза исследования

Если провести детальный анализ влияния высокой температуры на организм человека, то это даст возможность сформировать представления о негативном влиянии высокой температуры на здоровье человека и выявить эффективные меры, предупреждающие её воздействие.

8

Методы исследования

Теоретические методы: изучение учебной литературы и других дополнительных источников информации.

Эмпирические методы: наблюдение; проведение и описание опытов; сопоставительный анализ.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: межпредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

Постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть видеофильм и подумать, как высокая температура влияет на организм человека). Подбор учебной и научной литературы вместе с учащимися.

  1. Теоретический:

Найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (Что такое температура? Влияние высокой температуры на организм человека. Эффективные способы, предотвращающие негативное влияние высокой температуры на организм.) Просмотр видеоролика (для актуализации знаний учащихся о температуре)

  1. Практический:

Проведение опытов (учащиеся совместно с учителем пользуются необходимым оборудованием)

  1. Аналитический:

Выделение причин изменения температуры, проведение анализа.

  1. Презентационный:

Защита, презентация результатов

6. Рефлексивный:

Анализируют достигнутые промежуточные и итоговые результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Ход исследования:

Опыт№1

Цель: «определение температуры человека в разных видах деятельности»

Ход опыта:

Разным группам учащихся предлагались различного рода задания. Перед выполнением заданий каждому из них измерили температуру.

Вывод: в ходе данного опыта было выявлено, что при выполнений разного рода занятий температура тела будет изменяться.

Опыт №2

Цель: «определение температуры организма в разных условиях»

Оборудование: лаб-диск, стакан с водой (холодной и теплой)

Ход опыта:

Перед проведением опыта учащимся измеряют начальную температуру. Затем по очередно опускают руку в теплую воду и фиксируют изменение температуры, затем в холодную воду и также фиксируют результаты.

Вывод: в ходе данного опыта было выявлено, что при изменении условий температура организма также изменяется. Под воздействием теплой воды температура тела повысилась на 3 градуса, а при охлаждении температура тела упала на 2 градуса .

Фиксируем наши наблюдения (в свободной форме) для последующего переноса результатов в лэпбук.

Вывод: в ходе проведенных опытов, было выявлено влияние температуры на физиологическое состояние организм человека. При активной физической деятельности уровень температуры в организме повышается, при снижении активности температура понижается и как следствие замедляются процессы внутри организма. Так же при повышении температуры замечалась усталость, головокружение, постоянная потребность в воде.

11

Оборудование для проведения исследования

Lab-диск, презентация, SMART-доска, стакан с водой, градусник.

12

Продукт исследования

Буклет о влиянии внешних и внутренних факторов на температуру человека.

13

Перспектива исследования

1. Представление проекта на конкурсе исследовательских работ.

2. Представление для учащихся параллельных классов.

14

Используемые источники

1.Смородинский Яков А. «Температура» Издательство: Наука: 154с., 2016г.

2. Большая советская энциклопедия, (эл. версия).

3. Бартон А. и Эдхолм О., Человек в условиях холода, М., 1957г.

4. Огирко И.В. Рациональное распределение температуры по поверхности термочувствительного тела, 1984г.




1.5.2. Паспорт исследования «Фрактал — потрясающая красота математики в природе» Автор: Ласман Н.С.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Фрактал — потрясающая красота математики в природе

2

Актуальность исследования

В природе нас окружает множество геометрических фигур, это нам известно еще с уроков математики. Но замечали ли вы многократное повторение одного и того же узора на листьях цветов или деревьев. Мне стало интересно, как называется это явление, в источниках я узнал, что объекты, которые состоят из частит самоподобия, называются фракталы.

3

Проблема исследования

Можно ли самостоятельно создать фрактальный узор?

4

Объект исследования

Фракталы

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4-го класса по формированию базовых исследовательских умений по теме «Фракталы».

Для ученика: узнать, что такое фрактал, создать свой узор, с помощью фрактала.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Найти информацию о фрактальных объектах;

  2. Дать определение фрактала;

  3. Изучить фракталы в разных сферах жизни;

  4. Увидеть мир фракталов вокруг нас

  5. Создать узора, с помощью фракталов;


7

Гипотеза исследования

Предположим, что строение человека, растительного мира и неживой природы едино с точки зрения математики.

8

Методы исследования

Анализ

Сравнение

Обобщение

Наблюдение

9

Тип исследования

краткосрочный

индивидуальный

межпредметный (математика, окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Вступление в проект. Подготовка.

Обсуждение предмета с учителем, определение целей и задач проекта, поиск необходимой информации.

2.Планирование деятельности.

Выработка плана-алгоритма действий: определение источников информации; определение способов сбора информации, выбор способов презентации результатов; формирование представлений об ожидаемых результатах (форма устного и письменного отчета); выработка критериев оценки результата и процесса деятельности.

3.Исследование.

1. Сбор информации.

2. Решение промежуточных задач.

3. Работа с источниками.

4. Оформление отчета. Подготовка к презентации.

1. Обобщение и классификация собранных результатов.

2. Изготовление иллюстративного материала (фотографии, рисунки).

3. Подготовка презентационных информативных материалов и окончательное оформление продуктов проекта.

5.Презентация результатов исследования. Защита проекта.

Показ результатов в форме устного отчета, письменного отчета информационного пакета результатов проекта.

6. Итоги. Рефлексия. Оценка проектной деятельности и ее результатов.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить местонахождение фракталов в природе, областях человеческой жизни.

Ход исследования:

1 часть. Работа с текстом

Что общего у дерева, берега моря, облака или кровеносных сосудов у нас в руке? На первый взгляд может показаться, что все эти объекты ничто не объединяет. Однако на самом деле существует одно свойство структуры, присущее всем перечисленным предметам: они самоподобны. От ветки, как и от ствола дерева, отходят отростки поменьше, от них — еще меньшие, и т. д., то есть ветка подобна всему дереву. В этом они похожи на одни из самых красивых математических объектов — фракталы.

Одним из основных свойств фракталов является самоподобие: небольшая часть фрактала содержит информацию о всём фрактале. Это свойство самоподобия резко отличает фракталы от объектов классической геометрии.

Самоподобие - это точное или приближённое совпадение с частью самого себя, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей.

Что вы узнали о фракталах? Что показалось вам удивительным?

2 часть.

Раздели фотографии на 2 группы. Объясни по какому принципу ты действовал.

3 часть. Создание узора

11

Оборудование для проведения исследования

Рабочие листы; фото, видео материалы

12

Продукт исследования

Узоры, созданные фракталами

13

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции

14

Используемые источники

Божокин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. РХД 2001 г.

Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. — М.: «Мир», 1993.


2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко).

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Показатели готовности учащихся к проектной деятельности:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности.

⁃ Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

⁃ Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Отличие проекта проекта от исследования:

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике.

⁃ Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

⁃ Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

2. 2 Проектная задача 2.2.1. Проектная задача «Стань природе другом»

Проектная задача по окружающему миру для 2 класса «Будь другом природе!»

Данная проектная задача рассчитана на участие 5-6 человек в каждой малой группе.


Название

Стань другом природе

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)

1. Закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями по теме «Природа»

2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудниче­ства в ходе различных этапов решения поставленной задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опира­ется задача

1.Знают растения и животных, а также классифицируют птиц, насекомых, рыб и зверей, умеют выделять их основные признаки.

2.Умеют в малой группе распре­делять задания между участниками, работать по заранее подготовленному плану.

3Умеют осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в про­цессе работы над задачей

Планируемый пе­дагогический  ре­зультат

1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию.

2. Умение создать конечный продукт — книгу –памятку, плакат, работая в малой группе

Способ и формат оценивания ре­зультатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

- владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

- умение правильно распределять растения и животных (рыб, насекомых, птиц и зверей) и решать задачу в целом;

-умение грамотно располагать материал, создавая продукт

- умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при ра­боте в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фикси­руются действия учащихся в процессе ре­шения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

  

Алгоритм работы над проектной задачей

  1. Выберем командира группы.

  2. Прочитаем историю проектной задачи.

  3. Определим, какая проблема возникла у героев и что нужно сделать, чтобы решить проблему?

  4. Определим конечный продукт.

  5. Запишем план работы и распределим роли в группе (перечислим, что нам нужно сделать и кто что будет делать).

  6. Работаем в группе по плану.

  7. Защитим продукт.

Описание проектной задачи (текст)

Однажды Буратино сел и задумался… Он размышлял о том, что папа Карло необыкновенный человек, который смог услышать, как говорит полено.

- А может это душа дерева, которое не хотело умирать, а мечтало при жизни побегать и повеселиться вместе с ребятами на полянке, возле которой оно росло? – вдруг осенило Буратино.

И тут Буратино понял, что все жители лесов, полей, лугов, водоёмов – живые, да и сам лес тоже не набор сосен и ёлок, а это целый живой мир.

– А как же тогда спасти растения и животных, которых люди губят иногда просто так, из прихоти или желания наживы? Ведь иногда дети рвут ветки, листочки с деревьев, цветы для мам или для игры, а растениям не просто больно, а их становится с каждым разом всё меньше…

С такими размышлениями он пришёл к своим друзьям: Артемону, Пьеро и Мальвине. Мальвина сказала, что люди, которые ценят природу, уже давно задумались о спасении редких или исчезающих видах растений и животных. Настоящие друзья природы создали «Красную книгу», где описали тех представителей живой природы, которых надо взять под особую опеку.

Все вместе друзья отправились в лесную библиотеку, где нашли Красную книгу Мира. А ещё нашли клочки из Красной книги Тверской области, которую сгрызла, наверное, злая крыса Шушера. Буратино с друзьями очень захотелось починить Красную книгу Тверской области, чтобы ребята, которые придут в библиотеку, могли узнать из неё полезную информацию и стать настоящими друзьями природе.

План защиты продукта.

1. Перед нами стояла задача_____________________________________________

2. Мы расположили страницы из Красной книги Тверской области в такой последовательности___________________________________________________ Мы пришли к мнению, что такая последовательность ______________________________________________________________________

3. Мы работали по плану (перечислите, кто что делал).

4. Мы работали (выбери определение тому, как вы работали: дружно, слаженно, не очень дружно, потому что…).

5. Так как мы работали (дружно, слаженно, не очень дружно), наш продукт получился_____________________________________________________________

6. Думаем, с помощью нашего продукта удастся решить проблему, которая возникла у героев: (назовите проблему)____________________________________













2.2.2. Проектная задача «Лунтик заболел»



Проектная задача по окружающему миру для 2 класса «Лунтик заболел»

Автор: Ласман Н.С.

Название проектной задачи

Лунтик заболел

Предметы

Окружающий мир, русский язык, математика

Класс

2

Тип задачи

межпредметная

Задачи

  1. Составлять текст и записывать слова с проверяемыми гласными.

  2. Решать задачи изученных видов.

  3. Составлять меню.

  4. Определять планеты солнечной системы

  5. Работать в группе

  6. Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей



https://www.youtube.com/watch?v=ij8s4s_ti30 – просмотр фрагмента мультфильма, определение темы.

Задание 1. Грамотеи. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ, из которого мы узнаем почему Лунтик простудился. Вставьте пропущенные буквы.

 

В воздухе пахло цв.тами и медом.

От з.мли после д.ждя шел пар.

Наб.жала темная туч..

Ст.ял жаркий день.

Хлынул ливень.


Задание 2. На лечение от простуды ему нужны лекарства. В день необходима 1 литровая банка малинового варенья, 3 шоколадки и 4 яблока. Сколько необходимо лекарств на 7 дней лечения?


Чтобы Лунтик больше не болел, баба Капа решил приготовить на зиму варенье из ягод. Раскрась рисунок бабы Капы. Вырежи и наклей ягоды на кастрюлю.








Задание 3.   

Дорогие, друзья. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед.

Меню: торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси кола, и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное, я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Карлсон.

Верно составил Лунтик меню? Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать здоровый образ жизни, в него входит правильное питание. Составьте дневное меню Лунтика с опорой на таблицы.


Дневное меню

Завтрак__________________


Обед___________________



Полдник__________________



Ужин_______________



Задание 4. Лунтик поправился и отправился смотреть на небо. Подпишите какие планеты наблюдал Лунтик со своего крылечка отгадав загадки.


Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
Ответ: (меркурий)

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
Ответ: (венера)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Ответ: (земля)


Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)



В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)



Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)


Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи)

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Карлсон, который живёт на крыше». Поставь галочку на оценочной шкале:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

























Заключение



Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.

У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.















Список используемой литературы
  1. Семенова, Н.А Учебная исследовательская деятельность: обзор публикаций в научных изданиях [Электронный ресурс] / Н.А. Семенова // Начальная школа: дис.журн. – 2021.— № 2 – Режим доступа: https://n-shkola.ru/

  2. Учебное пособие И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся».

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  4. Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2017. - №7. - С. 39.- N7.

  5. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

  6. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2015. - № 3. - С. 12-15.

  7. Зубова С.С. Последовательность организации исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher – 2014. - № 1-2. - С. 95-98.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!