СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

даннные методические рекомендации позволят учителям, и будущим коллегам разобраться с непростым вопросм о том, что такое"  проектно - исследовательская деятельность" и как ее организовать. В методических рекомендациях присутствуют приложения, в которых есть примеры разработок паспортов проекта. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников"»


Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»








Методические рекомендации

«Организация проектно – исследовательской деятельности работы учащихся начальной школы»

















Красноярск, 2024 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Янковская Вероника Владимировна - студентка 21П-4 группы отделения «Преподавание в начальных классах».



Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» / Янковская Вероника Владимировна, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024



Красноярск, 2024.























































































Аннотация



По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.



Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения учеников начальной школы.



В данной работе представлены рекомендации по теме «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы», с целью воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».































































Оглавление

Пояснительная записка 5

Понятие «исследовательская деятельность» . 6

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся 8

Как начать наше исследование? 10

Определение цели, задач и гипотезы исследования 11

Методы исследования 13

Как оформить исследовательскую работу? 15

Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

Паспорт исследования «Почему вулканы извергаются?» 17

Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?» 22

Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 26

Готовность младших школьников к проектной деятельности 27

Пример проектной задачи с паспортом 29




































































































Пояснительная записка

Проектно-исследовательская деятельность учащихся определена в образовательных стандартах. Поэтому все ученики должны быть обучены этой деятельности. Все предметные программы направлены на такую деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся приобретает все большее значение в современной педагогике. Это связано с тем, что именно в процессе самостоятельной работы-создания проекта-лучше всего формируется культура умственного труда учащихся. Широкое распространение компьютеров также позволяет каждому учителю более творчески подходить к процессу обучения, делая его более интересным, разнообразным и современным.

В связи с последними изменениями ФГОС НОО от 31 мая 2021 года стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования:



  • универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);



  • универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);



  • универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).



Новые образовательные стандарты представляют собой серьезное изменение структуры,содержания,целейизадачобразования,смещаяакцентсзадачивооружитьучащихсязнанияминазадачувооружитьихинтегрированнымиучебныминавыками,которыесоставляютосновуихучебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие процесс обучения, углубляющие и расширяющие познавательную сферу деятельности ученика. Формирование творческой личности с креативным мышлением-актуальная задача в современных условиях. Сегодня необходимо обеспечить каждому ученику сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальной и творческой компетентности, сформировать потребность в непрерывном самообразовании.



Понятие «исследовательская деятельность» .

(Назначение методичкой рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»).

Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).

Назначение данной методической рекомендации заключается в том, чтобы помочь действующим учителям, а также будущим коллегам в организации проектно – исследовательскую деятельность как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

Организация исследовательской работы у младших школьников – задача не из простых, а организация проектно – исследовательской деятельности еще сложнее. Конечно, можно опираться на готовые разработки уроков и внеурочных занятий, но как организовать учителю такую деятельность, если он сам не попадает в ситуацию исследования.

Данная методическая рекомендация может служить отличным помощником, в первую очередь студенту, который обучается по специальности «Преподавание в начальных классах», но и, конечно, учителю. Может служить опорой для организации исследовательских проектов, и проектно – исследовательской деятельности в целом.

Основные задачи, которые поможет решить данная методическая рекомендация:

  • помогает учителю и студентам по организации проектно – исследовательской деятельности;

  • данный методический сборник рекомендует наиболее эффективные способы, методы и приемы по организации проектно – исследовательской деятельности, а также содержит образцы разработок;

  • указывают, как организовать и провести одно или несколько занятий, или уроков с включением проектно – исследовательской деятельности.



Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Самое главное правило организации исследовательской деятельности – никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха.

Целью исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности. При составлении методического сборника я обратилась к статье «Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). Статья «Исследовательская работа в начальной школе», Зубовой Ольге Анатольевне, учитель начальных классов.», и конечно же, к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО), и выделила следующие задачи исследовательской деятельности:

  • получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет:

умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.



Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся



Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования:

Экспресс-исследование.

Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования.

Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

• предлагает возможные варианты решения;

• собирает материал;

• делает обобщение;

• готовит проект (доклад, макет и др.);

• защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

• выбор темы;

• постановка цели и задач;

• гипотеза исследования;

• организация исследования;

• подготовка к защите и защита работы.

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Для того, чтобы выбрать ту или иную тему для организации исследования в начальной школе, педагог сначала должен поставить задачи, которые могут решиться в ходе исследования. Например, это могут быть такие задачи, как:

  • Расширение и углубление знаний по определённому учебному предмету. Например, «Горные реки и их начало», «Славянская мифология во фразеологизмах», «Интересные способы умножения».

  • Духовно-нравственное воспитание детей. Темы могут быть связаны с историей края или семьи, с социальными или экологическими проблемами.

  • Формирование исследовательских умений. В этом случае уместнее организовывать групповые или коллективные исследования, темы которых связаны с общими интересами всего класса или большинства детей.

Вот некоторые рекомендации для выбора темы исследовательской работы в начальной школе:

  • Доступность и посильность.

  • Интерес к теме и её оригинальность.

  • Личная значимость для ребёнка.











Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  • фантастической;

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

Важно помнить, что главная задача исследовательской деятельности заключается в том, чтобы увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Важно знать и принимать тот факт, что самыми большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Они как никто другой знают наклонности и интересы ребенка. Они должны помогать учителю направлять ребенка в нужное русло, поддерживать все начинания, и возможно, даже принимать участие в исследовательской деятельности.

Тем самым исследовательская работа играет значительную роль в учебном процессе, поскольку способствует развитию творческих способностей учащегося, что представляет собой важный аспект образования.

Как начать наше исследование?



Каждое исследование, работа, проект – начинается с выбора темы. Чуть выше поднимался вопрос о том, какую тему выбрать, чем руководствоваться при выборе темы. Возникает другой вопрос «Как выбрать тему исследования?» Ответ очень прост.

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Но не все может быть так просто. Очень часто возникают ошибки при выборе темы. Далее рассмотрим вопрос типичных ошибок при выборе темы и о способе решения этих проблем, а именно:

  • Тема не должна быть широкой

Например, тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

  • Не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).



Определение цели, задач и гипотезы исследования



Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:

• Неточный выбор слов

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

• Отсутствие конкретики

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.



Методы исследования



Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

1. Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия)

2. Наблюдение – метод исследования, основанный на работе органов чувств.

3. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие реальных объектов.

Но встречается и общее определение: наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях.

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

• Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

• Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

• Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

• Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

• Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность).

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования.

Как оформить исследовательскую работу?



Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.

Критерии оценивания детских исследовательских работ



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0

  1. Количество литературных источников:


2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 3 источников.

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены


1-0

  1. Данные представлены в виде диаграмм, схем, рисунков.


2- таблицы, диаграммы, схемы;

1 - рисунок, описание;

0 - данные не представлены.

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

20

1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен



Паспорт исследования «Почему вулканы извергаются?»



Критерии оценивания

Теоретическая часть работы

Баллы

Актуальность темы

0-2

Цель сформулирована в соответствии с темой исследования, достижима

0-2

Задачи соответствуют теме и цели исследования

0-2

Верно выделен объект и предмет исследования

0-2

Выдвинута гипотеза в соответствии с темой исследования

0-1

Верно выбраны методы исследования (теоретические и практические)

0-2

Грамотность письменной речи

0-1

Научность

0-1

Соблюдена структура исследования

0-1

Работа оформлена в соответствии с требованиями

0-2

Выступление


Грамотность письменной и устной речи

0-2

Представлен продукт

0-1

Соответствие временным ограничениям (7 мин)

0-1

Отвечает на вопросы, аргументируя свою точку зрения

0-2

Использует наглядный материал

0-1

Сформулирован вывод на основе результатов исследования

0-2

Соблюдены критерии оформления презентации

0-1

Итого:

25



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Почему вулкан извергается?

2

Актуальность исследования

Жизнь людей в разных странах зависит от активности вулканов. Потому, что извержение вулканов – это опасные природные явления. Они могут причинить вред имуществу и даже жизни людей.

Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории; вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни, которые с большой скоростью спускаются на землю, покрывая ее на многие километры вокруг. (Когда, например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Святой Елены на горе Вашингтон, оно погубило миллионы деревьев.)

Как появляются вулканы? Что дает толчок к извержению вулкана? Какие последствия извержения может ощутить человек и окружающий мир?

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о строении вулкана и о том, как он извергается.

4

Объект исследования

Действующие вулканы мира

5

Предмет исследования

Вулкан в домашних условиях

6

Цель исследования

Создать макет вулкана и определить, почему вулканы извергаются.

7

Задачи исследования

  • Выяснить что такое вулкан его устройство и виды;

  • Узнать, опытным путем, о химических свойствах, происходящих в вулканах;

  • Сделать вывод о проделанной работе.


8

Гипотеза исследования

вулкан извергается потому, что происходят какие-то химические процессы внутри горы.

9

Методы исследования

Теоретические


анализ литературы по данной проблеме;

анализ собранного материала;

обобщение

практический:

изготовление вулкана

10

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. обсуждение актуальности, проблемы, гипотезы. Планирование исследования приемом «перепутанный план»

2. изучаем что такое вулкан, особенности вулкана и виды вулканов.

Работа ведется в группах. 1 группе дается текст про вулканы на территории России (без информации про строение вулканов), 2 группе дается информация про вулканы в мире (без информации про строение вулканов). Также даются таблицы.

+ - то что знаю

! – то, что вызвало эмоциональный отклик

? – хочу узнать

Хз – хочу знать.

Дети заполняют таблицу, обмениваются друг с другом информацией.

Незаполненной остается колонка «ХЗ». Дети вместе с педагогом приходят к тому, что они не знают ничего о строении вулкана и причин его извержения.

2. беседа и презентация о том, как устроен вулкан

Беседа у видах вулкана:

Щитовые: почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей жидкой – лавой, растекающейся на тысячи километров.

Стратовулканы: по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы.

Подводные: образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров.

Конусообразные: ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают выше 300 метров.


Грязевые вулканы.

Беседа и презентация о том, как извергается вулкан

2 типа извержения вулкана:

Более холодная, а значит жёсткая магма часто извергается взрывами, выбрасывая в воздух огромные массы пыли и пепла. Они появляются, когда легкие магматические породы, встречаясь с кислородом сгорают.

Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород - лава.

Из жерла вулкана могут вырываться раскалённые газы, расплавленные камни и пепел.

Вулканический пепел разлетается на несколько километров.

Извержение вулкана обычно начинается внезапно, люди не всегда успевают спастись.

Другой тип извержения — медленный. Таков вулкан Этна, время от времени извергающийся уже в течение 2500 лет

До извержения вулкана часто происходит землетрясение. Во время извержения из кратера помимо лавы вылетают горячие камни, газы, пары воды, пепел. Их высота может достигать 5 км.

Однако наибольшую опасность для людей представляет именно извержение лавы, которая может даже расплавить камни. Но извержение вулкана не всегда сопровождается потоком лавы.

Вулкан может «спать» много лет, а извержение продолжается от нескольких дней до нескольких месяцев.

3. опыт «вулкан из соды и уксуса».

С помощью уксуса, соды и красителя можно сделать настоящее извержение вулкана дома.


1. Берем куски старого пластилина, бывшего в употреблении, делим пластилин на две части. Из одной делаем дно вулкана: оно должно быть достаточной толщины. Из второй половины лепим полый конус, верхнее отверстие которого будет жерлом вулкана. Соединяем крепко обе части, чтобы внутреннее пространство было герметичным.


2. Помещаем наш вулкан на поддон, поднос или большую тарелку.


3. Засыпаем в столовую ложку соды и краситель. Если красителя нет, можно использовать сок красного бурака, правда, лава будет не такая яркая.


4. Заливаем в жерло чайную ложку жидкости для мытья посуды. Вулкан готов начать извержение. 1\4 стакана уксуса заливаем в его жерло и вулкан проснулся!

Ученики получают текст, и готовят друг для друга памятку о том, как действовать при извержении вулкана.


12

Оборудование для проведения исследования

1. бутылка

2. листы картона

3. пластилин

4. краситель

5. уксус

6. сода

7. ложка


13

Продукт исследования

Макет вулкана

Памятка

14

Перспектива исследования

Такой опыт можно использовать как на уроках окружающего мира, так и на занятиях по внеурочной деятельности.

15

Используемые источники

  • Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, - М.: РОСМЕН - ПРЕСС, 2006г.- 240 с.

  • Большая книга опытов

  • Творческие проекты. Проект «домашний вулкан». https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3279?ysclid=ls92aydgud611963628

  • Энциклопедия «кругосвет». «вулканы»

  • Большая электронная Российская энциклопедия. https://old.bigenc.ru/geology/text/3475125


Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

Вредны ли наши любимые чипсы?

2.

Актуальность исследования

Чипсы считаются одним из самых популярных продуктов среди детей, при этом они неизменно занимают первые места в рейтингах вредных для здоровья человека товаров. На первый взгляд, кажется, что ничего вредного для организма в чипсах содержаться не может, ведь, по сути, это тот же продукт, что и варёная картошка, которую во многих семьях готовят чуть ли не каждый день. Мне стало интересно выяснить вредны ли чипсы для человека.


3.

Проблема исследования

Отсутствие знаний о вредности чипсов.

4

Объект исследования

Чипсы.

5.

Цель исследования

Цель для учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Вредны ли наши любимые чипсы?».

Цель для ученика: узнать вредны ли чипсы.

6.

Задачи исследования


  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Доказать опытным путем, наличие вредных добавок в продукте.

  3. Зафиксировать результаты опытов в лист исследователя.


7.

Гипотеза исследования

Предположим, что в чипсах отсутствуют вредные вещества.

8.

Методы исследования

1. Анализ литературы.

2. Опыт.

3. Наблюдение.

4. Анализ и обобщение.

9.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (3-5 дней)

Индивидуальный

Внепредметный

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач, выбор методов исследования, подбор литературы.

  2. Теоретический: изучение литературы, ученику выдается текст, в котором они должны найти вредные вещества и записать их в лист исследователя (возникновение проблемы).

  3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение опытов с чипсами:

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов.

  5. Презентационный: представление результатов работы

  6. Рефлексивный: анализ проделанной работы, выявление собственных трудностей.

11.

Исследовательский этап

Цель исследования: узнать вредны ли чипсы.

Ход исследования:

ОПЫТ №1

Берём ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки.



Наблюдения: на салфетке образовалось большое жирное пятно, это говорит о большом содержании жира в продукте.



Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.Этот опыт доказал, что в чипсах содержится большое количество жира. В 100 г он содержит жиры в таких количествах, что для ребенка составляет половину дневной нормы еды. А это и способствует ожирению.



ОПЫТ №2

Возьмём 3%-ый раствор йода и капнем на чипсу.



Наблюдения: через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала.



Вывод: В чипсах много крахмала. По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.



ОПЫТ №3

Берём ломтик чипсов и осторожно поджигаем его, соблюдая все меры пожарной безопасности.



Наблюдения: при поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида.



Вывод: В чипсах содержится опасный канцероген – акриламид. Акриламид - считается ядом для нашего организма, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

(заполнение листа исследователя)

Формулирование вывода: в чипсах не содержится не полезных веществ, не витаминов. В процессе изготовления, картофель теряет все свои полезные природные качества. И приобретает лишь набор вредных для здоровья веществ.

Опыты показали: 1. Съедая пачку чипсов, мы потребляем половину дневной нормы жиров, и не полезных, а канцерогенов. 2. Половину детской нормы соли. 3. Присутствуют вредные красители и ароматизаторы.

11.

Оборудование для проведения исследования

раздаточный материал- текст, чипсы, салфетки, йод, спички (мне).

12.

Продукт исследования

Заполненный лист исследователя.

13.

Перспектива исследования

Продолжить исследование и узнать вредны ли газированные напитки.

14.

Используемые источники

  1. https://infourok.ru/proekt-himicheskij-analiz-chipsov-6730042.html?ysclid=ls924uqedq794769000

  2. https://dzen.ru/a/Yy48Bd5EXH4hFBr_



Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.



Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Пример проектной задачи с паспортом

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

За здоровый образ жизни

Тип проектной задачи

Метапредметная (математика, окружающий мир, чтение)

Место проектной задачи в образовательном процессе

3 класс, 3 четверть (2 урока)

Дидактические задачи

- создание условий для комплексного использо­вания освоенных математических и читательских, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической, читательской и естественнонаучной грамотности);

- апробация умений пользоваться диаграммами, схемами, таблицами для поиска оптимального решения проектной задачи;

- отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

- понимать необходимость здорового питания для организма

- понимают важность заботы о своем организме (соблюдают правила личной гигиены, режим дня)

- осознают роль двигательной активности для организма.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

- принимать цель деятельности и сохранять её до конца работы

- умение планировать деятельность

- умение осуществлять самооценку, взаимооценку по предложенным критериям и оценку работы группы

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

- построение речевого высказывания в письменной и устной форме;

- понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

- соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

- понимать фактологическую информацию;

- использовать информацию из текста для решения практической задачи.

- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

- преобразовывать одну форму представления данных в другую;

- использовать и создавать объяснительные модели и представления.



Планируемый педагогический результат

- умение применять предметные навыки в нестандартных условиях;

- умение создать конечный продукт (информационный плакат);

- умение презентовать свой продукт, опираясь на подготовленные вопросы.

- продуктивное взаимодействие в ходе коллективно – распределительной деятельности в группе, степень участия каждого члена группы в разрешении проектной задачи.

Критерии оценивания

- правильность выполнения предметных заданий (правильность выбранного материала);

- полнота информационного плаката;

- аккуратность оформления информационного плаката;

- качество выступления (логика, изложение, выразительность).















Содержание проектной задачи «Здоровью цены нет!»

Описание проблемной ситуации

Осенью обучающиеся нашего класса проходили диспансеризацию, которая показала, что многие школьники совершенно не берегут своё здоровье. Как же сделать так, чтобы все в нашем организме работало как надо? Чтобы мы были здоровыми, красивыми и счастливыми?

Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и создать информационный плакат на тему «Здоровью цены нет!», который разместим в нашем классе. Название напишите вверху листа фломастером или цветным карандашом.

Справка:
Диспансеризация
— это профилактический медицинский осмотр. Он необходим для раннего выявления заболеваний и факторов их развития. Диспансеризация предусматривает осмотр у врачей-специалистов и ряд анализов и обследований.

Слово «плакат» (от нем. Plakat) – красочное печатное издание большого формата. Плакат – обозначает определенный вид графики, который отличается броским изображением на листе большого формата (от А3) с кратким пояснительным текстом. Плакаты изготавливают в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

Задание 1

Прочитайте текст.

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50-55% от образа жизни, на 20% — от окружающей среды, на 18-20% —от генетической предрасположенности и лишь на 8-10% — от здравоохранения.

Опираясь на информацию из текста, подпишите на круговой диаграмме факторы, влияющие на здоровье человека. Вырежьте диаграмму и наклейте её на своем плакате.

Задание 2

Справка:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья


Расшифруйте основные правила ЗОЖ, используя «Шифр замены» и впишите полученные словосочетания в правый столбик таблицы.

Шифр замены

Шифровка

Словосочетание

1) 18, 6, 8, 10, 14




5, 15, 33

2) 22, 10, 9, 10, 25, 6, 19, 12, 10, 6




9, 1, 15, 33, 20, 10, 33

3) 17, 18, 1, 3, 10, 13, 30, 15, 16, 6




17, 10, 20, 1, 15, 10, 6

4) 13, 10, 25, 15, 1, 33




4, 10, 4, 10, 6, 15, 1

Вырежьте солнышко и получившиеся словосочетания, наклейте их на свой плакат вокруг солнышка, сделав заголовок.













Задание 3

Прочитайте текст. Рассмотрите «Пирамиду здорового питания».

Еда необходима человеку в течение всей жизни. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) построены по принципу светофора. Зелёный цвет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов. Желтый цвет — мясо, рыба, молочные продукты, яйца — в меньшем количестве, чем продукты из зелёного сектора. Красный цвет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия, газировка. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.








Р азделите продукты, которые изображены ниже, на вредные и полезные для человека, вырежьте и наклейте картинки в таблицу.


























Полезная еда

Вредная еда

















Сделайте фломастером заголовок на своем плакате, наклейте в него получившуюся таблицу.


Задание 4

Для того чтобы вести здоровый образ жизни, нужно соблюдать режим дня (распорядок дел в течение дня). Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению распорядка дня.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника

  • Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

  • После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

  • Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным.

  • Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без просмотра телевизора и компьютерных игр.

  • Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов. Начинать выполнение домашней работы рекомендуется с лёгких заданий, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.  

  • Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

  • После выполнения домашнего задания 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

  • Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

  •  Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение.

  • Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Используя прочитанную информацию, составьте режим дня младшего школьника. Для этого расставьте в хронологической последовательности предложенный перечень дел. Результат работы занесите в таблицу и поместите на своем плакате. Для оформления можно использовать дополнительные иллюстрации.

- Выполнение домашнего задания.

- Обед.

- Подъем, зарядка.

- Пребывание в школе.

- Завтрак.

- Дорога из школы.

- Ужин.

- Прогулка на свежем воздухе.

- Дорога в школу.

- Свободное время.

- Гигиенические процедуры.

- Сон.

- Подготовка ко сну.


Режим дня младшего школьника

Перечень дел

Время

1.

Подъем, зарядка

7:00



7:15



7:30



8:00



8:30



13:30



15:00



15:30



16:30



18:00



19:30



20:45



21:00


Задание 5

Рассмотрите картинки. Сформулируйте правила личной гигиены и напишите их рядом с картинками.

Правила личной гигиены
























Вырежьте таблицу и наклейте в свой информационный плакат

Задание 6

Ни о каком абсолютном здоровье не может идти речь при отсутствии физической активности. Движение – это жизнь! Физическая активность просто необходима для каждого из нас.

Создайте кластер: выберите из предложенного перечня дел те, которые относятся к понятию «физическая активность», впишите их в прямоугольники. Если хотите, допишите в пустой прямоугольник свой вариант. Вырежьте кластер и поместите его на плакат.

П ешие прогулки, езда на велосипеде, прочтение книги, просмотр фильма, плавание, танцы, йога и гимнастика, работа за компьютером, езда на машине, бег трусцой, спортивные игры.




Задание 7

Завершите оформление информационного плаката, можно дополнить его рисунками. Подготовьтесь к презентации своего «продукта», подготовьте рассказ о нем, опираясь на следующие вопросы:

1. Какие факторы влияют на наше здоровье?

2. Что включает в себя ЗОЖ?

3. Что вы знаете о правильном питании?

4. Что такое режим дня?

5. В чем проявляется физическая активность человека?

6. Какова цель проектной задачи «Здоровью цены нет!»?






Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет Почему?

_______________________________________________________



Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет Почему?

_______________________________________________________






Оценочный лист работы группы:


Критерии

Количество баллов (0 — 3)

1. Правильность выбранного материала


2. Полнота информационного плаката


3. Аккуратность оформления информационного плаката


4. Качество выступления (логика изложения, выразительность)


Итого



Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени

1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует







Замысел проектной задачи

Дети работают в группах по 4 человека, выполняя 6 заданий. Итогом совместной работы группы является «продукт»: информационный плакат. Создавая свой «продукт», дети выполняют задания с 1 по 6 и наполняют материалами заготовленный образец плаката (лист А3 или ватман). Задание 7 является итоговым, при выполнении которого дети могут проявить творчество при оформлении, и подготовиться к выступлению. Работа рассчитана на 2 урока.

Комментарий к заданию 1

Дети, рассматривая диаграмму и опираясь на информацию из текста, подписывают факторы, влияющие на здоровье. Картинку вырезают и помещают на информационный плакат.

Комментарий к заданию 2

Используя «Шифр замены», дети должны расшифровать основные правила ЗОЖ: режим дня, физическая активность, правильное питание и личная гигиена. Вырезают солнышко, наклеивают его на плакат. Расшифрованные правила ЗОЖ вырезают и наклеивают на плакат вокруг солнышка.

Комментарий к заданию 3

Картинки с изображением продуктов питания вырезают, распределяют их на информационном плакате в 2 группы: полезные и вредные, опираясь на информацию из текста и «Пирамиды здорового питания».

Комментарий к заданию 4

Дан перечень основных дел младшего школьника, который нужно занести в таблицу в хронологической последовательности, воспользовавшись предложенными рекомендациями. Таблица вырезается и помещается на информационный плакат.

Комментарий к заданию 5

Дети должны сформулировать и записать правила личной гигиены с опорой на картинки, изображающие эти правила. Таблица вырезается и помещается на информационный плакат.

Комментарий к заданию 6

Дети должны составить кластер на тему «Физическая активность», опираясь на свой жизненный опыт, используя образец и предложенные варианты ответов. Выполненная работа вырезается и помещается на информационный плакат.

Комментарий к заданию 7

Отвечают на вопросы, готовятся к презентации своих информационных плакатов.

Комментарии к рефлексии членов группы:

Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.

Комментарии к оценочному листу публичного представления работы группы.

Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» и выступления каждой группы. В таблицу заносят баллы от 0 до 3.Таблица висит на доске для каждой группы. Шкала дана после таблицы.





Дополнительные иллюстрации к заданию 4






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!