СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной / авт.-сост. Н.А. Качалова. – Ярославль: Студент, 2020. –  с. 11

В современных условиях необходимы специальные меры по снижению уровня школьной тревожности и созданию благоприятных условий обучения.

Данное пособие создано с целью ознакомления учителей начальных классов и практикующих специалистов со способами снижения уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста. Представлен комплекс мер и приемов, которые обеспечивают снижение уровня школьной тревожности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности»







Методические рекомендации

для учителей начальных классов

по работе с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности









А втор – составитель Н.А. Качалова


Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной / авт.-сост. Н.А. Качалова. – Ярославль: Студент, 2020. – с. 11



В современных условиях необходимы специальные меры по снижению уровня школьной тревожности и созданию благоприятных условий обучения.

Данное пособие создано с целью ознакомления учителей начальных классов и практикующих специалистов со способами снижения уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста. Представлен комплекс мер и приемов, которые обеспечивают снижение уровня школьной тревожности.



















СОДЕРЖАНИЕ


1. Понятие «Школьная тревожность»

2. Характеристика школьной тревожности

4. Правила работы с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности

5. Приемы работы с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности






















Понятие «Школьная тревожность»


Школьная тревожность - понятие, которое включает разные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в волнении, в ожидании отрицательной оценки со стороны педагогов, плохого отношения сверстников к себе. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, неадекватность, неверен в правильности своих решений и своего поведения.

Чувство тревожности в младшем школьном возрасте неизбежно. Все же насыщенность данного переживания не должна превышать «критической точки», которая для каждого ребенка, после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Особенно характерно для младших школьников возникновение тревожности, которая связана с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Ниже перечислены факторы, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

  • Неспособность школьника справиться со школьной программой;

  • Учебные перегрузки;

  • Неблагоприятные отношения с педагогами;

  • Неадекватные ожидания со стороны родителей;

  • Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом;

Школьная тревожность детей младшего возраста является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося.

Школьная тревожность может отражаться на поведении различными способами, маскируясь под другие проблемы.

Основными диагностическими признаками школьной тревожности считаются: пассивность на уроках, смущение при любом замечании со стороны учителя, скованность при ответах. Тревожный ребёнок не может найти себе занятие на перемене, ему нравится находиться среди детей, но не вступать с ними в тесный контакт. Более того, вследствие больших эмоциональных нагрузок, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям, и ребёнок начинает чаще болеть.

Нежелание посещать школу возникает по причине недостаточной школьной мотивации, это говорит о том, что ребёнок не комфортно чувствует себя в школе. Обратную форму проявления школьной тревожности представляет собой чрезмерная старательность при выполнении заданий.

Снижение концентрации внимания на уроках и рассеянность - свойственно школьной тревожности. Повышенного внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях. К примеру, ребёнок может бледнеть или краснеть, когда отвечает у доски и даже с места, ощущать дрожь в коленках.


Характеристика школьной тревожности


Общая тревожность в школе – эмоциональное состояние школьника, которое связано с различными формами его включения в жизнь школы.

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, который не позволяет школьнику удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и так тому подобное.

Переживание социального стресса – эмоциональное состояние школьника, на основе которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, возможностей и достижений.

Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, которые связаны с необходимостью предъявления себя другим, самораскрытия, демонстрации своих возможностей.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с учителями в школе, который влияет на успешность обучения ребёнка.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, подавляющие приспосабливаемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, переживание по поводу оценок.


Правила работы с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности


  • Поручения должны соответствовать возможностям ребёнка. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные поручения, вы заранее обрекаете ребёнка на неуспех, а, именно, на снижение самооценки и неудовлетворенность собой.

  • Создавать положительный эмоциональный фон для повышения самооценки тревожного ребёнка, любую предлагаемую деятельность, подкреплять словами, выражающими уверенность в его успех (- У тебя это получится! Ты это хорошо умеешь делать!).

  • Ни с кем не сравнивать ребёнка, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнивать можно только с собственными успехами и неудачами (- Смотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше!).

  • П озитивные прогнозы ―на завтра способствуют повышению уверенности в себе и не дают ребёнку повода считать себя безнадёжным.

  • Желательно не ставить тревожного ребёнка в ситуации соревнования или выступления на публику. Не желательно давать детям с повышенным уровнем тревожности, задания типа «кто первый». Ситуация выступления на публику тоже является стрессовой, поэтому не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок отвечал перед публикой: его ответы можно выслушать индивидуально.

  • Школьная тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребёнку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз окажите поддержку и помогите ему, а при достижении даже небольших успехов не забудьте похвалить;

  • Серьёзные, эмоционально затратные разговоры с ребёнком проводить не публично, а наедине;

  • Не передавать личную тревогу обучающимся;

  • Учить детей адекватному восприятию действительности;

  • Аргументировать отметку и оценку;

  • Уметь самому признавать право на ошибку;

  • Учить детей рефлексии.


Приемы работы с детьми с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности


Работа с тревожными детьми, как правило связана с определенными трудностями, поэтому занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям:

  • повышение уровня самооценки;

  • о бучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях;

  • снятие мышечного напряжения.


Повышение самооценки

Конечно же, повысить уровень самооценки школьника за короткие сроки невозможно. Поэтому целенаправленную работу необходимо проводить ежедневно.

Следует обращаться к школьнику по имени, поощрять его даже за небольшие успехи, причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. Очень важно, чтобы похвала была искренней, поскольку младшие школьники остро реагируют на фальшь. Изо дня в день необходимо фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него позитивное принятие себя и адекватную самооценку. Важно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.


О
бучение саморегуляции

В таком случае необходимо привлекать школьника к совместному решению проблемы. На примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей не существует на свете), а тот, кто умеет побороть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.

Можно предложить школьникам нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, схожие с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Но когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. 

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация « боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Следует обучить школьников управлять своим поведением. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения:

  • передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7);

  • повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.);

  • отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).

Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, покрутить шеей, широко зевнуть, поднять и опустить плечи, сжать и

разжать кулаки, расслабить и поводить запястьями,3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить бёдра, икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.




























Список источников литературы


  1. Аракелов, Н. Е., Шишкова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции [Текст] // Вестник МУ, сер. Психология - 2016., - № 1, С. 18

  2. Ибрагимова, Э. С. Педагогические условия регулирования тревожного поведения младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. – 2012. – 188 с. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-regulirovaniya-trevozhnogo-povedeniya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 23.12.2019).

  3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л. М. Костина. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

  4. Прихожан, А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. - М., «Питер»., 2009. – С. 192

  5. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст] / А. М. Прихожан . -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – С. 304.

  6. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб., 2011.–С. 143-156.

  7. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2016








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!