СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов спо по подготовке к учебному занятию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные Методические рекомендации содержать текстовый материал с разъяснениями по оформлению плана-конспекта учебных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов спо по подготовке к учебному занятию»

КОЛЛЕДЖ






«УТВЕРЖДЕНО»


Зам. директора по УМР


______________________ / /


«…» ……….. 202… г.











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СПО ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ






















город

202…



Методические рекомендации для педагогов СПО по подготовке к учебному занятию для педагогов колледжа: методические рекомендации. –колледж, г…., 202… г., 41 страница.

Данные Методические рекомендации содержать текстовый материал с разъяснениями по оформлению плана-конспекта учебных занятий.

Методические рекомендации предназначены для педагогов колледжа.





Организация-составитель:




Составитель:






«РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО»

Методическим советом

Протокол №


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

6

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (для преподавателей и учителей общеобразовательных дисциплин)

10

ПЛАН ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

12

ПРИЛОЖНИЯ

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ОТ УРОКА ПО ФГОС

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИД, ТИП И ФОРМА ОГРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 4КРАТКИЙ ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТСО

32

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО САМОАНАЛИЗУ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

33

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 РЕФЛЕКСИЯ

35
























Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».


Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464, учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоение программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Учебное занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающегося.


Особенности современного учебного занятия

Четкое и однозначное определение цели и задач каждого учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучаемых (лучше, когда цель занятия формулируют обучающиеся).
Формирование содержания обучения с учетом требований ФГОС, ФГОС СПО, работодателей, Профессиональных стандартов, социальных и личностных потребностей обучаемых.

Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности (мотивация, учебная ситуация, рефлексия).

Внедрение новых педагогических технологий (кейс- технологии, ИКТ, технология проектной деятельности и др.).

Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.

Творческий подход к формированию структуры учебного занятия.

Сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучающихся.

Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучающихся.

Педагог идет на занятие не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу в нужном направлении.

Поурочное планирование

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляет он его на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Педагог осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

План учебного занятия (технологическая карта) – отражается тема и цель учебного занятия с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на занятие, определяется форма организации учебно-позновательной деятельности обучаемых, методы, средства обучения, система заданий и задач.

Технологическая карта занятия – это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам. Такие параметры могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся.



















Технологическая карта учебного занятия

Ф.И.О. преподавателя ___________________________________________________________

Специальность/профессия _____________Группа_______________Дата__________________

Учебная дисциплина (УД), междисциплинарный курс (МДК), профессиональный модуль (ПМ) ___________________________________________________________________________

Тема:

Тип занятия:

Вид занятия:

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи: (она реализуется в формулировке цели обучения; должна в полной мере отражать профессиональные (или ключевые) компетенции; задачи обучения содержат и отражают составляющие их задачи)

Развивающие задачи:(частично отражается в формулировке задач обучения; но так как во ФГОС прописаны общие компетенции, направленные на общее развитие личности обучаемого как будущего профессионала, их (развивающие цели) необходимо оставить как самостоятельные цели)

Воспитательные задачи:(требования, связанные с развитием личности как профессионала, отражены в общих компетенциях (ОК) и личностных результатах (ЛР)).

Планируемые результаты:

предметные (обучающиеся смогут):

личностные (обучающиеся должны):

Межпредметные связи:  

Внутрипредметные связи:  

Образовательные технологии, методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности: 

Средства обучения и ТСО: 

Ход занятия*

Этапы

Деятельность

Преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы

обучения

Формируемые знания, умения, ОК, ПК

Время

1

Организационный этап (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, настрой на занятие)





3 мин.

2

Целеполагание и мотивация (самоопределение деятельности, мотивация)






3

Актуализация опорных знаний (при необходимости)






4

Основной этап

4.1. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

4.2. Открытие новых знаний

4.3. Первичное закрепление

4.4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу, взаимопроверка.






5

Рефлексия деятельности (Подведение итогов занятия)





.

6

Инструктаж по выполнению домашнего задания

























*урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План - конспект занятия

(подробное описание деятельности преподавателя и обучающегося на каждом из этапов )


Ф.И.О. преподавателя ___________________________________________________________

Специальность/профессия _____________Группа_______________Дата__________________

Учебная дисциплина (УД), междисциплинарный курс (МДК), профессиональный модуль (ПМ) ___________________________________________________________________________

Тема:

Тип занятия:

Вид занятия:

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи: (она реализуется в формулировке цели обучения; должна в полной мере отражать профессиональные (или ключевые) компетенции; задачи обучения содержат и отражают составляющие их задачи)

Развивающие задачи:(частично отражается в формулировке задач обучения; но так как во ФГОС прописаны общие компетенции, направленные на общее развитие личности обучаемого как будущего профессионала, их (развивающие цели) необходимо оставить как самостоятельные цели)

Воспитательные задачи:(требования, связанные с развитием личности как профессионала, отражены в общих компетенциях (ОК) и личностных результатах (ЛР)).

Планируемые результаты:

предметные (обучающиеся смогут):

личностные (обучающиеся должны):

Межпредметные связи:  

Внутрипредметные связи:  

Образовательные технологии, методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности: 

Средства обучения и ТСО: 

Ход занятия*


I Организационная часть 1 - 2 минуты

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, настрой на занятие)

II Целеполагание и мотивация 1-2 минуты

(самоопределение деятельности, мотивация.)


III Актуализация опорных знаний обучающихся 5-7 минут

(проверка/выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)

IV Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты

(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

V Изучение нового материала 15 - 20 минут

(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)

VI Обобщение и систематизация изученного материала 5 - 6 минут

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)

VII Итоговая часть занятия 3 - 5 минут

(подведение итогов занятия, рефлексия, выставление комментированных оценок)

VIII Сообщение домашнего задания 1- 2 минуты

(если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению – в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить)


















*урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технологическая карта учебного занятия

(для преподавателей и учителей общеобразовательных предметов)

Ф.И.О. преподавателя/учителя ____________________________________________________

Специальность/профессия _____________Группа_______________Дата__________________

Учебная предмет _______________________________________________________________

Тема:

Тип занятия:

Вид занятия:

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи: (в соответствии с личностными результатами (ЛР)).

(ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: логически связаны с целью. Задачи по отношению к цели являются средствами, с помощью которых реализуется обозначенная на занятии цель. Каждое занятие включает в себя решение обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Рекомендуется задачи формулировать глаголом в неопределенной форме. Задачи должны быть четкими и конкретными, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.)

Планируемые результаты:

предметные:

личностные УУД:

метапредметные УУД:

регулятивные УУД:

познавательные УУД:

коммуникативные УУД:

Межпредметные связи:  

Внутрипредметные связи:  

Образовательные технологии, методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности: 

Средства обучения и ТСО: 

УМК:





Ход занятия*

Этапы

Деятельность

Преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы

обучения

Формируемые знания, умения, УУД

Время

1

Организационный этап (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест, настрой на занятие)





3 мин.

2

Целеполагание и мотивация (самоопределение деятельности, мотивация)






3

Актуализация опорных знаний (при необходимости)






4

Основной этап

4.1. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

4.2. Открытие новых знаний

4.3. Первичное закрепление

4.4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу, взаимопроверка.






5

Рефлексия деятельности (Подведение итогов занятия)





.

6

Инструктаж по выполнению домашнего задания















*урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План занятия учебной практики


Ф.И.О. (мастера п/о / преподавателя)________________________________________

Специальность/профессия_____________Группа_______________Дата___________

УП, профессиональный модуль (ПМ) _______________________________________

Тема:

Тип занятия:

Вид занятия:

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи: (в том числе на основе общепрофессиональных компетенций (ОК) и личностных результатах (ЛР)).

Формируемые у обучающегося(можно объединить с задачами занятия)

общие компетенции:

профессиональные компетенции:

Осваиваемые обучающимся

умения:

практический опыт:

Межпредметные связи:  

Внутрипредметные связи:  

Образовательные технологии, методы и приемы:

Средства обучения и ТСО/ Оборудование, инструменты, пособия: 

Форма организации учебной деятельности: 


I ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проверка явки обучающихся.

Проверка внешнего вида, готовности к занятию, наличия дневников.

Сообщение темы и разъяснение цели и задач занятия по учебной практике.

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(может быть, а может и отсутствовать по усмотрению мастера п/о)

IIi Вводный инструктаж

1.Объяснение нового материала

  1. Объяснить безопасные приёмы труда

...

  1. Показ приемов мастером (каким образом)

..

  1. Закрепление пройденного материала по теме

(выборочно обучающиеся повторяют приёмы)

IV ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ, время- _____

  1. Практическая работа, в т.ч. самостоятельная работа обучающихся, время -

Распределение обучающихся на рабочие места, с получением индивидуальных заданий.

Контроль мастера п/о за работой обучающихся.

Целевые обходы с целью: выполнения правил безопасности; содержания и организации рабочего места; соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий; межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;

ПРИЕМКА И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ.

V Заключительный инструктаж, время- _____

Общее подведение итогов.

Анализ самостоятельной работы КАЖДОГО обучающегося.

Разбор ошибок, недостатков и их причин.

Объявление оценок.

Домашнее задание.


УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА И МАСТЕРСКОЙ.















Приложение 1

ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ОТ УРОКА ПО ФГОС

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА


Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научится

Формулируют сами обучающиеся, определяют границы знания и незнания

ПЛАНИРОВАНИЕ

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить

Планирование обучающимся способов достижения намеченной цели

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических заданий

Обучающийся осуществляют учебные действия по намеченному плану

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением работы обучающимися

Обучающиеся сами осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИИ

Преподаватель осуществляет коррекцию в ходе выполнения и по итогам выполненной работы

Обучающиеся сами формулируют затруднения и осуществляют коррекцию



ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Преподаватель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам

ИТОГ УРОКА

Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Преподаватель объявляет задание и комментирует его выполнение

Обучающиеся выбирают задание из предложенных с учетом своих возможностей



























Приложение 2

ВИД, ТИП И ФОРМА ОГРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основные типы занятий

  1. урок изучения и первичного закрепления новых знаний

проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение явлений и процессов, их осмысление и формирование понятий.

  1. урок повторения, закрепления знаний, умений и навыков или урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

  2. урок обобщения и систематизации знаний

  3.  контрольно-проверочный урок - урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков студентов (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков).

  4.  комбинированный урок (одновременно решаются несколько дидактических задач)


Типы занятий учебной практики

В зависимости от того, каково содержание каждого элемента занятия, каковы методы, каково руководство мастера, какова по содержанию работа обучающегося, уроки производственного обучения делятся на следующие типы:

1. Вводное занятие — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное с правилами поведения в мастерской и на предприятии, со спецификой предстоящих работ и т. п. Проводится обычно в начале года.

2. Занятие по формированию трудовых приемов и операций — занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных навыков и умений.

3. Занятие выполнения комплексных работ — занятие, на котором при выполнении простых и сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии.

4. Контрольно-проверочное занятие — занятие проверки уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

и др.

Виды учебных занятий

1. Урок
2. Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная)
3. Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
4. Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная)
5. Тематическая конференция (тематическая, обзорная, заключительная)
6. Лабораторная работа
7. Практическое занятие
8. Консультация
9. Курсовое проектирование
10. Дипломное проектирование

11. учебная практика
и др.


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся

Индивидуальная форма организации работы обучающихся

Групповая форма организации учебной деятельности обучающихся:

парная форма учебной работы; 

кооперативно-групповая учебная деятельность;

дифференцированное-групповая форма;

индивидуально-групповая форма.























Приложение 3

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ


Образовательные (дидактические) задачи:

- «Выявление и закрепление знаний по теме …, устранение пробелов в знаниях обучающихся»

- «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»

- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…»

- «Изучение схем включения …»

- «Расширение знаний о …»

- «Выявление знаний обучающихся по теме …, умения их работать с …»

- «Изучение способов определения …»

- «Изучение новых схем определений …»

- «Расширение известных знаний о работе …»

- «Изучение особенностей машины …»

- «Изучение принципа действия и устройства…»

- «Изучение работы …»

- «Знакомство с порядком выполнения действий …»

- «Изучение способов изменения …»

- «Изучение последовательности действий …»

- «Изучение общих схем …»

- «Проверка и закрепление знаний обучающихся по теме …»

- «Изучение режима работы …»

- «Изучение назначения различных …»

- «Изучение явлений …»

-«Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов …»

-«Овладение профессиональными компетенциями (перечисляются компетенции в соответствии с ФГОС для данного занятия)…»

- др.

Воспитательные задачи:

- «Воспитание интереса к своей будущей профессии …»

- «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающтхся …»

- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»

- «Воспитание бережливости и экономии при …»

- «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»

- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»

- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»

- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»

- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

- «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

-«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»

-«Воспитывать терпеливое, доброжелательное отношение к членам коллектива и потребителей и умение воспринимать замечания и правильно на них реагировать…»

- др.

Развивающие задачи:

- «Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …»

- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

- «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»

- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»

- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»

- «Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при …»

- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач…»

- «Овладения студентами алгоритмом решения проблемных задач …»

- «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»

- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой и др.)»

- «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках обучающихся: …»

-«Овладение общими компетенциями (перечисляются компетенции в соответствии с ФГОС для данного занятия)…»


Приложение 4

КРАТКИЙ ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи обучающихся базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности обучающихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются педагогом в ходе практической работы для привлечения внимания обучающихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ)

В основе технологии – творческое сотрудничество обучающегося и педагога, развитие у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения и является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая система приемов, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление».
        На этапе «ВЫЗОВА» из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

Возможные приемы и методы

«Инвентаризация»
«Верите ли вы…»
«Ключевые слова»
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии

На этапе «ОСМЫСЛЕНИЯ»(или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией.

Возможные приемы и методы

ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
Зигзаг
Лекция
Поиск в тексте ответов на вопросы
      Этап «РАЗМЫШЛЕНИЯ» (рефлексии)характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций.

Возможные приемы и методы

Ответы на вопросы
Кластер
Синквейн
Проверка и обсуждение таблиц
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы


Возможно повторение одних и тех же приемов на разных стадиях учебного процесса (этапах), но они будут направленыдля реализации разных задач урока.


Приемы ТРКМ


«Инвентаризация» - составление списка известной информации
Обучающиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
«Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
На стадии вызова обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных педагогом, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
«Ключевые слова»
Педагог  произносит ключевые слова – обучающиеся определяют по ним тему занятия (или задание, или предполагаемое содержание текста  и т.д.) 
«Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал».

Прием « ИНСЕРТ» - маркировка  текста значками по мере его чтения
I – interactive    -  интерактивная

N – noting         -  размечающая

S – system         -  система

E – effective      -  для эффективного

R - readingand  - чтения и      
T - thinking        - размышления
 Содержание приема:
Чтение текста с маркировкой:
« V» - уже знал     «+» - новое     «-» - думаю иначе, не согласен     « ? » - не понял, есть вопросы  

Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для  взаимообучения.  Количество отрывков должно совпадать с количеством  членов в группе.  Каждый обучающийся работает со своим текстом,  по окончанию работы обучающиеся переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались   специалисты по одной теме.  Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме.  Затем обучающиеся пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы



«Эффективная лекция»  -
Стадия вызова: обучающиеся, обсудив  в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе обучающиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы  знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
Стадия рефлексии: обучающиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.

Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

Кластер («грозди») –графический прием систематизации материала                                    Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди


Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.  Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
·         Р – роль, от чьего лица составляется текст
·         А- аудитория кому адресован текст
·         Ф- форма
·         Т – тема


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод проектов является педагогической технологией, ориентированной не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых с целью активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде .

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся.

Классификация типов проектов

По продолжительности времени проведения проекта:

краткосрочные (разрабатываются на одном, двух занятиях);

средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем);

долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на занятиях).

По уровню интеграции:

с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета;

межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов.

По количеству участников:

индивидуальные проекты;

коллективные;

групповые.

По способу преобладающей деятельности обучающихся:

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона.

В игровых проектах обучающиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории.

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями обучающихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 

Здоровьесберегающая технология – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

Цель здоровьесберегающих технологий - способствовать поддержанию обучающимся высокого уровня здоровья: обеспечивая его знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни воспитывая у него культуру здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

охрана здоровья обучающихся;

формирование культуры здоровья;

поддержание стремления к здоровому образу жизни.

Принципы применения здоровьесберегающих технологий

обстановка и гигиенические условия в учебном кабинете;

положительный эмоциональный настрой и отсутствие стресса;

рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями;

смена вида деятельности;

подача материала доступным рациональным способом;

соблюдение умеренного темпа урока.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемное учение- учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний путём решения проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, а также путем проверки правильности решения.

Проблемное преподавание - деятельность преподавателя  по созданию системы проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация - интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:

Метод монологического изложения.

При монологическом методе педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения. 

Создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Метод диалогического изложения. 

Представляет диалог педагога с группой. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий.

Организуется преподавателем путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, проекта.


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

учитывается возрастная категория обучающихся;

умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

ролевые игры на уроке;

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).


ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике, др. Передавать способы работы, а не конкретные знания.

Особенности методики

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (7-15 учеников) при участии преподавателя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся.

Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.


КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ

Кейс-технология  — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология интегрированного образования – это такая организация процесса обучения, которая подразумевает включение бинарных учебных занятий, а также занятий с использованием межпредметных связей.


ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

В педагогике сотрудничества роль преподавателя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать обучающимся учиться.

В концепции сотрудничества обучающийся представлен как субъект своей учебной деятельности, а педагог, в первую очередь, должен быть создателем условий для активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.


ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Технология уровневой дифференциации это создание разнообразных условий обучения для различных групп, обучающихся с целью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах (однородный состав обучающихся по одному или нескольким признакам, таким как пол, нозология, возраст, образование, социокультурный уровень, личностные особенности и т.п.).

Уровневая дифференциация подразделяется в зависимости от уровня гомогенной группы:

региональная дифференциация;

внутриколледжная дифференциация;

дифференциация параллели;

межгрупповая дифференциация;

внутригрупповая (внутрипредметная) – деление обучающихся одной группы на группы.

Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает:

одновременную работу с несколькими группами обучающихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала и выполняющих задания согласно своему уровню усвоения. Задания, учебный материал базового уровень обязателен для всех обучающихся.


ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая. При групповой форме деятельности группа делится на несколько групп для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.


ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА)

Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных (по образцу) действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существуют различные подходы к классификации методов обучения.

Классификация методов обучения

По источнику знаний

  • Словесные

  • Наглядные

  • Практические

По характеру познавательной деятельности

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

Активные и интенсивные методы

  • Метод дидактических игр

  • Обучение по алгоритму

Методы науки в качестве учебных методов

  • Мозговая атака

  • Внеконтекстные операции с понятиями




Один из них:

Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский)

за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия

Методы обучения

Словесные методы

Наглядные методы

Практические методы

источником информации выступает устное или печатное слово

источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия

предназначены для формирования практических умений и навыков

рассказ

объяснение

беседа

дискуссия

лекция

работа с книгой

и т.п.

метод демонстраций

метод иллюстраций

и т.п.


упражнения

практические и лабораторные работы

и т.п.



Традиционные методы обучения

Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение);

Объяснение;

Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа);

Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические);

Учебная дискуссия;

Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.);

Демонстрация (показ);

Метод иллюстраций;

Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.);

Лабораторная работа;

Практическая работа.

Инновационные методы обучения

Имеют следующие особенности:

«вынужденная активность» обучающихся;

принудительная активизацию мышления и деятельности;

повышение эмоциональной включенности обучающихся;

творческий характер занятий;

обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом;

формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.

Приложение 5

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ТСО

Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

Например: учебники, учебные пособия, первоисточники, журналы, презентации, рабочие тетради, раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериал, плакаты, карты, схемы, таблицы, стенды, муляжи, макеты, приборы, учебная техника, компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, интерактивная доска, оборудование учебного кабинета, мастерской, лаборатории, специальное оборудование, станки, тренажеры и др.

























Приложение 6

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО САМОАНАЛИЗУ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность педагога, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.

Особенность самоанализа учебного занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс группы и конкретных обучающихся.

Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить педагога, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам.

При самоанализе учебного занятия педагогу рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:

1. Удалось ли осуществить намеченный план учебного занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли обучающиеся материал?

2. Как была организована на занятии деятельность педагога и деятельность обучающихся? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы занятия? Кто работал интенсивнее – педагог или обучающиеся? Были ли активны обучающиеся в ходе учебного занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цель и задачи учебного занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?

3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у обучающихся мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?

4. Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?

5. Оптимально ли определено временное соотношение этапов учебного занятия?

6. Удалось ли верно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова его эффективность? Имела ли место мотивация оценок?

7. Удалось ли организовать работу обучающихся по оценке собственной деятельности на учебном занятии с позиции достижения целевой установки?

8. Какова степень достижения целей данного учебного занятия?

9. Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь обучаюшихся, заинтересовать их?

10. Какие ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы внимание обучающихсяя?

11. Что нового, неожиданного было для обучающихся в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на уроке?

12. Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?


Обратите внимание! В самоанализе ценно показать не то, как мы добиваемся успеха, а то, с какими проблемами сталкиваемся, какие решения оказываются эффективными, а какие - менее эффективными, как это скажется на работе в дальнейшем, чего на учебных занятиях прибавится, а от чего вы отойдете.






























Приложение 7

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА: ВИДЫ, ПРИЕМЫ, ПРИМЕРЫ ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к занятиям, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В структуре занятия, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Во  ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце занятия. При этом преподаватель/мастер п/о играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.

Для чего нужна рефлексия?

Если обучающийся понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;

  • какой вклад в общее дело он может внести;

  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одногруппников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе занятия, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

ВИДЫ

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа занятия. Зная классификацию, педагогу удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план занятия.

1. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда обучающийся просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение обучающегося связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.



2. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать обучающихся к данному виду работы. Сначала — всей группой, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать обучающихся. Это подготовит обучающихся к самостоятельной работе над собой.

3. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа занятия: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале занятия эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с группой. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 обучающихся: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? и т.д. Во-первых, обучающиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет обучающимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый обучающийся наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

«Знаки». Попросите обучающихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово и т.д.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце занятия или на этапе подведения итогов. Он дает возможность обучающимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите обучающимся  облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цель занятия ставить цели совместно с обучающимися. В конце занятия обучающиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.



  • Анкета

  • «Три М»

Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем занятии.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию занятия: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.


Несколько замечаний по теме, или пожелания от обучающихся
  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если педагог использует их постоянно, чтобы обучающиеся могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.






пример синквейна на тему «Витамин»

Вещество

Полезное, необходимое

Поглощать, принимать, употреблять

Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

Польза для здоровья


Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.





  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст обучающихся!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!