СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для педагогов «Основы сопровождения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость проектной работы - совершенствование педагогических компетенций педагогических работников, педагогов-психологов, необходимых для проектирования и реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения развивающей образовательной среды.

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов «Основы сопровождения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды»»

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра педагогики, психологии и андрагогики









Проектная работа

Тема: Методические рекомендации для педагогов «Основы сопровождения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды»





Выполнил:

Слушатель курсов повышения

квалификации педагогов-психологов:

Ф.И.О. Габдрахманова З.З.

Должность: педагог-психолог

Место работы: МБОУ «Тюлячинская СОШ»



Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Лушпаева Ирина Игоревна











г. Казань – 2020 г.

  1. Актуальность проекта

Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен в аспекте Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года», введения в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», требует новых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения проектирования и реализации развивающей образовательной среды.

Перед современным образованием возник актуальный вопрос внедрения новых идей и современных технологий психологического сопровождения образовательной среды, сохранения ее психологической безопасности, необходимости создания специальных условий комфортности для всех субъектов образования – обучающихся, педагогов, родителей.

Модернизация образования и инновационные процессы в отрасли ставят приоритетной задачу обновления содержания, организационной структуры, форм работы, внедрения новых идей и современных технологий психологического сопровождения образовательной среды для детей и подростков.

Практическая значимость проектной работы - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и педагогов-психологов, необходимых для проектирования и реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения развивающей образовательной среды, оценки ее эффективности.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество.


Задачи проекта:

1. Разработать адаптированную модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.

2. Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.

3.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.

5. Активизировать потенциал семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта рассчитана на 2020 - 2023 годы.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом).

Целевая группа проекта: дети с ОВЗ, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед,).


  1. Проектное решение

Дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.


  1. Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2020-декабрь 2021 года) 
    На подготовительном этапе идет осуществление изучения научно-педагогической литературы по проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовой базы, осуществление подбора блока диагностических методик, анализ количественно-качественных данных, изучение опыта организации моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка модели ранней диагностики ограниченных возможностей у детей.

  2. Экспериментально-апробационный этап (январь 2021 г.- август 2022г.)
    На экпериментально-апробационном этапе осуществляется разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования, разрабатывается модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом типа дизонтогенеза, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

  3. Внедрение (сентябрь 2022г. – и далее)
    На этапе внедрения должна быть продолжена работа по совершенствованию технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений общего образования, проведено общественное обсуждение проекта, реализован цикл обучающих семинаров, мастер-классов и конференций по обобщению опыта.
    Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты: материально-технический, информационный и кадровый.
    Материально-техническое обеспечение проекта осуществляется на базе общеобразовательной школы, в составе которой функционируют кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинский кабинет, актовый зал, спортивный зал.
    Реализация информационного компонента проекта осуществляется посредством установления обратной взаимосвязи с участниками проекта через интернет-сайт, проведения научно-практических семинаров, мастер-классов и круглых столов.
    Реализация мероприятий проекта осуществляется с привлечением специалистов, в т. учителей социальных педагогов, учителей-логопедов, педагогов-организаторов.




  1. План мероприятий по сопровождению психологической безопасности образовательной среды

Направление деятельности

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

1

Нормативно-правовое обеспечение.

Разработка локальных актов.


- внесение дополнений в положение об инклюзивном классе;

- требования к рабочим программам и программам дополнительного образования;

- должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение;

- заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ.

В течение двух лет


директор
















2

Финансовое обеспечение

Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ

В течение времени реализации проекта

директор

3

Кадровое обеспечение. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов

- проведение обучающих (стартовых) и тематических семинаров по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей – инвалидов в ОУ;

- проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования;

- участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- изучение опыта работы других ОУ по организации интегрированного/инклюзивного образования детей с ОВЗ

1-й год реализации проекта


зам. директора по УВР, педагог-психолог

.

4

Методическое обеспечение

- разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ;

- совершенствование содержания и технологий образования детей с ОВЗ

В течение двух лет

зам. директора по УВР


5

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

- приобретение мебели, игрового и технического оборудования.;

-обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями;

-введение элементов безбарьерной среды

В течение двух лет

директор


Информационное обеспечение

Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на школьном сайте, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте

Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью

В течение двух лет

директор


Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ

Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ.

Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство

Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ

Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду

Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ.


В течение года


В течении 2 –х лет


В течение времени реализации проекта



В течение года

В течение времени реализации проекта






В течение года


зам. директора по УВР, педагог-психолог


Создание толерантной среды в ОУ

Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

Работа с родителями.

Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.

Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ:

с родителями детей-инвалидов;

педагогами ОУ;

обучающимися ОУ.

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

В течение времени реализации проекта

зам. директора по УВР, педагог-организатор, педагог-психолог



Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ

Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми – инвалидами

Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии

Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования

Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ОУ)

В течение времени реализации проекта

зам. директора по УВР , педагог-психолог


 

    1. Ожидаемые результаты реализации модели

Краткосрочные результаты:

- Организация системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

- Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

- Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ.



Долгосрочные результаты:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тиражирования опыта среди коллег.



8. Оценка эффективности модели

Предполагаем, что:

1. Разработанные, апробированные и внедренные в рамках проекта методики и технологии позволяют включить в организованный педагогический процесс и социализацию тех детей, которые раньше оставались на плечах только своих родителей и учреждений социальной защиты. Дети с ЗПР и с инвалидностью имеют возможность не только обучаться в специализированной педагогической среде, общаться со сверстниками, но и развивать свои потенциальные способности, адаптироваться и социализироваться в современном обществе.

2. Происходит расширение диапазона образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий вариативного образования (дистанционное, инклюзивное и пр.).

3. Реализован принцип доступности всех видов образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от типа дизонтогенеза. 
4. Активно внедряются в целостный педагогический процесс системы образования технологии личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Внедрены в педагогический процесс технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Постоянно повышается уровень социальной компетентности среди родительской общественности посредством проведения тематических родительских собраний, мастер-классов, индивидуальных консультаций.

7. Апробирована и внедрена адаптированная модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей и зоной ближайшего развития.

    1. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Участники проекта оценивают возможные риски, которые могут повлиять на реализацию модели. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

Предполагаемые риски:

  1. Система инклюзивного образования не замещает специального образования, а лишь создает условия для соблюдения Закона об образовании в части права родителей на выбор образовательного учреждения и программы обучения для ребенка.

  2. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием.

  3. Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.

  4. Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования.

  5. Возможное неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей.

  6. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений учащихся с ОВЗ, заложенной в стандартах.


    1. Основные критерии и показатели эффективности реализации модели


Критерии:

Показатели:

 Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов

Включенность обучающихся с ОВЗ в реализацию различного вида конкурсов

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса

Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Внутришкольные и районные семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио

Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды

Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношений к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования.

Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ

Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.


Заключение

Таким образом, данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!