СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по анатомии.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Департамент образования Орловской области

Управление профессионального образования и воспитательной работы

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОП.03. АНАТОМИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА







Составитель: Ляхина Надежда Николаевна,

преподаватель естественных наук








с. Плещеево

2023

Рассмотрено на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин

Протокол №1 от 31.08.2023г.

Заведующий кафедрой ______Л.И. Чудакова



Одобрено и рекомендовано для использования методическим советом БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Протокол № 1 от 5 сентября 2023

Зав. методическим кабинетом­­­­­­­­­________ Н.И. Воробьева



Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов ОП. 03. Анатомия. Специальность 49.02.01 Физическая культура/ составитель: Ляхина Надежда Николаевна, преподаватель естественных наук БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» – с. Плещеево, 2023– 25с.


Рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура, рабочей программой учебной дисциплины ОП.03 «Анатомия», включены в УМК и могут быть использованы студентами БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж», обучающимися по специальности 49.02.01 «Физическая культура» (очная и заочная форма обучения) и преподавателям в подготовке специалистов.























Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………………….....4


  1. Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов...6


  1. Комплект заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………8


  1. Требования к выполнению заданий СРС и критерии оценки………….23


  1. Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы………………………………………………………………...25





























Пояснительная записка


Рекомендации составлены с учетом программы теоретической подготовки студентов по специальности 49.02.01 Физическая культура по учебной дисциплине ОП.03. Анатомия. Согласно учебному плану на внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится 58 часов, которые распределяются на срок обучения 1 год.

Они разработаны с учетом требований модульно - компетентностного подхода, содержат различные варианты заданий (работа с рисунками, составление кроссвордов, заполнение таблиц, тестовые задания, вопросы контрольных работ).

Комплект заданий предназначен для организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которые должны:

– знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

– уметь применять знания по анатомии в профессиональной деятельности; отслеживать динамику изменений особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом.

- оценивать собственные знания и умения, необходимые для освоения части следующих общих и профессиональных компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления их целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.


























Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов



п/п

Тема

Виды заданий

Количество часов

Уровень освоения

Раздел 1 Основы цитологии, гистологии и эмбриологии

1.1

Клетка - основная структурная и функциональная единица организма человека.

Составить конспект

«Строение и функциональное значение ядра клетки. Понятие кариотипа»

Заполните таблицу «Строение и функции систем органов».

2

2

1.2

Ткани организма.

Заполнить таблицу: «Ткани организма человека»

Составьте кроссворды по каждой из предложенных тем (не менее 10 вопросов)

Темы: «Морфофункциональные особенности эпителиальных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности соединительных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности мышечных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности нервной ткани и её местоположение в организме»

6

3

1.3

Онтогенез

Подготовить аннотацию и реферат по вопросам: «Возрастная периодизация и закономерности роста и развития. Сенситивные периоды»

«Влияние наследственности, среды и образа жизни на рост и развития»

«Акселерация и ретардация, биологический и паспортный возраст»

4

3

Раздел 2 Опорно-двигательный аппарат

2.1

Кости и их соединения

Изобразить схему: «Строения скелета»

Составить таблицу: «Сравнительная характеристика различных видов костей»

Составить вопросы по теме:

«Строение и функции черепа»

Составьте буклет по любой из предложенных тем:

1. Влияние осанки на здоровье человека.

2. Здоровый позвоночник - основа здоровья.

8

2

2.2

Анатомическая и функциональная характеристика мышц

Составить конспекты: «Возрастные изменения мышц»,

«Влияние физических нагрузок на мышцы»

Составить таблицу: «Сравнительная характеристика

различных групп мышц»

Выполнить презентацию по теме


8

2

Раздел 3 Общая анатомия внутренних органов

3.1

Пищеварительная система

Подготовить вопросы по теме разного уровня

Работа с рисунком по теме

4

2

3.2

Дыхательная система

Проанализировать информацию о строении органов системы и установить зависимость от функций.

Работа с рисунком по теме

4

2, 3

3.3

Мочевая система

«Строение и функции выделительной и половой систем организма»

«Возрастные особенности мужских и женских половых органов» - составить конспект

Работа с рисунком по теме

4

2

3.4

Сердечно-сосудистая система

«Влияние физических упражнений на сердце и сосуды» - составить конспект

Работа с рисунком по теме

4

2. 3

3.5

Нервная система

«Роль слуховой и вестибулярной систем при занятии спортом» - подготовить сообщение

«Оболочки спинного и головного мозга» - составить конспект

«Отличия вегетативной и соматической нервных систем» - составить таблицу

Работа с рисунком по теме


6

2

3.6

Железы внутренней секреции

Заполните таблицу «Эндокринные железы»

Составить конспект по теме; «Действие гормонов»

4

2

3.7

Сенсорные системы

Подготовить реферат по различным видам анализаторов.

Работа с рисунком по теме


4

2















Комплект заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Раздел 1 Основы цитологии, гистологии и эмбриологии

Тема 1.1. Клетка - основная структурная и функциональная единица организма человека.


Составить конспект: «Строение и функциональное значение ядра клетки. Понятие кариотипа»


Заполните таблицу «Строение и функции систем органов».


Название

Функция

Органы

Ткани








Тема 1.2. Ткани организма

Задание 1. Заполнить таблицу.

Ткани организма человека

Вид ткани

Месторасположение

Значение

Тип Эпителиальные

Однослойный эпителий



Многослойный неороговевающий эпителий



Многослойный ороговевающий эпителий



Железистый эпителий



Тип Соединительные

Рыхлая волокнистая соединительная ткань



Плотная неоформленная волокнистая ткань



Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань



Гиалиновый хрящ



Эластический хрящ



Волокнистый хрящ



Костная ткань



Кровь



Тип Мышечные

Гладкая мышечная ткань



Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань



Сердечная мышечная ткань



Тип Нервная

Нервная ткань





Составьте кроссворды по каждой из предложенных тем (не менее 10 вопросов)

Темы: «Морфофункциональные особенности эпителиальных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности соединительных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности мышечных тканей их местоположение в организме»

«Морфофункциональные особенности нервной ткани и её местоположение в организме»


Тема 1.3. Онтогенез


Цель: изучить основные закономерности роста и развития организма человека, возрастные особенности организма детей и подростков.

Содержание:

1. Закономерности роста и развития организма человека.

2. Возрастные особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

3.Возрастные особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Методические рекомендации.

Познакомиться с литературными источниками, раскрывающими закономерности роста и развития детей и подростков, их возрастные особенности и адаптацию к физическим нагрузкам, подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

Для этого необходимо проанализировать источники и оформить результаты в виде аннотации, реферата, тезисов, прямого перефразирования текста.

Темы сообщений и рефератов:

  1. Возрастная периодизация и закономерности роста и развития. Сенситивные периоды.

  2. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

  3. Акселерация и ретардация. Биологический и паспортный возраст.


Раздел 2 Опорно-двигательный аппарат


Тема 2.1. Кости и их соединения


Схема строения скелета - изобразить схему


Сравнительная характеристика различных видов костей - составить таблицу

Тема 2.2. Анатомическая и функциональная характеристика мышц


Составить конспекты: «Возрастные изменения мышц», «Влияние физических нагрузок на мышцы»

Составить таблицу: «Сравнительная характеристика различных групп мышц»

Название мышцы

Функция

Мышцы головы

Мышцы лица (мимические)

  1. Затылочно-лобная м.

  2. Круговая м. глаза

  3. Носовая м.

  4. Круговая м. рта

  5. М., поднимающая верхнюю губу

  6. М., поднимающая угол рта

  7. М., опускающая нижнюю губу

  8. М., опускающая угол рта

  9. Подбородочная м.

  10. Щёчная м.

Жевательные мышцы

  1. Жевательная м.

  2. Височная м.

  3. Латеральная крыловидная м.

  4. Медиальная крыловидная м.


Мышцы шеи

Поверхностные мышцы

  1. Подкожная м. шеи

  2. Грудино-ключично-сосцевидная м.

Срединные надподъязычные мышцы

  1. Двубрюшная м.

  2. Челюстно-подъязычная м.

  3. Подбородочно-подъязычная м.

  4. Шилоподъязычная м.

Срединные подъязычные мышцы

  1. Грудино-подъязычная м.

  2. Лопаточно-подъязычная м.

  3. Щитоподъязычная м.

Глубокие мышцы

Передняя, средняя и задняя лестничные м.


Мышцы спины

Поверхностные мышцы 1го слоя

  1. Трапециевидная м.

  2. Широчайшая м. спины

Поверхностные мышцы 2го слоя

  1. М., поднимающая лопатку

  2. Большая и малая ромбовидные м.

  3. Верхняя и нижняя задние зубчатые м.

  4. Ременная м. головы

  5. Ременная м. шеи

Глубокие мышцы

М., выпрямляющая позвоночник


Мышцы груди

Поверхностный мышцы

  1. Большая грудная м.

  2. Малая грудная м.

  3. Подключичная м.

  4. Передняя зубчатая м.

Глубокие мышцы

Межрёберные м. (наружные, внутренние)


Мышцы живота

  1. Прямая м. живота

  2. Наружная косая м. живота

  3. Внутренняя косая м. живота


Диафрагма


Мышцы верхних конечностей

Плечевой пояс

Дельтовидная м.

Мышцы плеча (передняя группа)

Двуглавая м. плеча

Мышцы плеча (задняя группа)

Трехглавая м. плеча

Мышцы предплечья (передняя группа)

  1. Плечелучевая м.

  2. Лучевой сгибатель запястья

  3. Длинная ладонная м.

  4. Поверхностный сгибатель пальцев

  5. Локтевой сгибатель запястья

Мышцы предплечья (задняя группа)

  1. Длинный лучевой разгибатель запястья

  2. Короткий лучевой разгибатель запястья

  3. Разгибатель пальцев

  4. Локтевой разгибатель запястья


Мышцы нижней конечности

Мышцы таза

  1. Большая ягодичная м.

Мышцы бедра (передняя группа)

  1. Портняжная м.

  2. Четырехглавая м. бедра:

а) прямая м. бедра

б) латеральная широкая м. бедра

в) медиальная широкая м. бедра

Мышцы бедра (задняя группа)

  1. Двуглавая м. бедра

  2. Полусухожильная м.

  3. Полуперепончатая м.

Мышцы голени (передняя группа)

  1. Передняя большеберцовая м.

  2. Длинный разгибатель пальцев

Мышцы голени (задняя группа)

  1. Трехглавая м. голени:

а) икроножная м.

б) камбаловидная м.




Выполнить презентацию по теме



Раздел 3 Общая анатомия внутренних органов

Тема 3.1. Пищеварительная система

Задание 1. Рассмотреть рисунки.

Строение зуба



Какими цифрами обозначены следующие образования?

части зуба: коронка, шейка, корень. А также эмаль, дентин, цемент, пульпа.








Какими цифрами обозначены следующие образования?

отделы желудка: кардиальная часть, дно, тело, привратниковая часть, малая кривизна, большая кривизна.


















Назвать слои стенки желудка, обозначенные цифрами 1-3, кратко охарактеризовать их:








Задание 1.Рассмотреть рисунок.

Кишечник



Записать отделы кишечника в правильной последовательности, указать, какими цифрами они обозначены на рисунке.



Задание 1.Раскрасить рисунки.

Поджелудочная железа



Указать, что обозначено цифрами 1-8.


Печень (вид спереди) Обозначить:

I-IV – доли печени

1 – печёночная артерия

2 – воротная вена печени

(вид сзади)

3 – общий желчный проток

4 – желчный пузырь

5 – ворота печени






Задание 1. Заполнить таблицу.

Деятельность отделов пищеварительного тракта

Вид деятельности

Ротовая полость

Желудок

Тонкий кишечник

Толстый кишечник










Тема 3.2. Дыхательная система

Задание 1.Рассмотреть рисунки.



Внешнее строение лёгких


Какими цифрами обозначены следующие образования?

гортань, трахея, верхушка лёгкого, рёберная поверхность, бифуркация трахеи, верхняя доля, горизонтальная щель, косая щель, сердечная вырезка, средняя доля, нижняя доля, диафрагмальная поверхность

Ацинус лёгкого





Тема 3.3. Мочевая система

Какими цифрами обозначены следующие образования?

дыхательная бронхиола, альвеолярный ход, альвеолярный мешочек, альвеолы, сеть кровеносных капилляров, артерия, вена

Задание 1.Раскрасить рисунки.

Строение почки



Обозначить:

1 - медиальный край

2 – латеральный край

3 - верхний полюс

4 – нижний полюс

5 - ворота почки

6 – мозговое вещество

7 – корковое вещество

8 – мочеточник

9 – сосуды почки

10 – почечная пазуха

11 – малые чашки

12 – большие чашки


Обозначить:

1. Почечное тельце; 2. Капилляры клубоч­ка; 3. Капсула А.М. Шумлянского - В. Боумена;

4.Извитой каналец – проксимальный; 5. Петля Ф. Генле; 6. Извитой каналец –

дистальный; 7. Вторичная капиллярная сеть

Задание 2. Заполнить таблицу.

Процесс мочеобразования

Вопросы

I фаза

II фаза

Название фазы



Место прохождения



Что образуется



Количество



Состав



Что способствует процессу





Тема 3.4. Сердечно-сосудистая система

Задание 1. Раскрасить рисунок.

Сердце (схема).

Что обозначено цифрами 1-10?

Задание 1. Изучить расположение артерий и вен тела человека. Раскрасить рисунки.



Тема 3.5. Нервная система

Задание 1. Раскрасить рисунок.



Внутреннее строение спинного мозга



Обозначить:

1. Передняя срединная щель

  1. Задняя срединная борозда

  2. Продольные борозды

  3. Передние и задние корешки спинномозговых нервов

  4. Передний, боковой и задний канатики

  5. Центральное промежуточное вещество

  6. Центральный канал

  7. Передний, боковой и задний столбы

  8. Передний, боковой и задний рога







Задание 1. Раскрасить рисунок.



Строение мозгового ствола (вид спереди)



Обозначить цветом и подписать отделы мозгового ствола и промежуточный мозг.




Задание 1. Раскрасить рисунок.



Полушария большого мозга

Указать: I – IV – доли полушарий;

1 – центральная борозда; 2- латеральная борозда; 3 – предцентральная извилина; 4 – постцентральная извилина; 5 – верхняя височная извилина; 6 – средняя височная извилина; 7 – нижняя височная извилина.



Обозначить цветом и подписать функциональные зоны коры.

Тема Периферическая нервная система. Черепные нервы

Задание 1. Раскрасить рисунок. Указать черепные нервы.

За полнить таблицу:

Вид по функции

№ пары

Название нерва

Чувствительные



Двигательные



Смешанные













Задание 1. Заполнить таблицу.

Спинномозговые нервы, нарушения при повреждении

Ветви сплетения (Сплетение)

Нарушения функций при повреждении

1. Малый затылочный нерв


2. Большой ушной нерв


3. Поперечный нерв шеи


4. Надключичный н.


5. Мышечные нервы, идущие:

а) к трапециевидной мышце

б) грудинно-ключично-сосцевидной мышце

в) глубоким мышцам шей

г) подъязычным мышцам


Диафрагмальный нерв


Мышечно-кожный н.


Срединный н.


Локтевой н.


Медиальный кожный н. плеча


Медиальный кожный н. предплечья


Лучевой н.


Межрёберные нервы


Бедренный н.


Запирательный н.


Подвздошно-подчревный н.


Подвздошно-паховый н.


Латеральный кожный н. бедра


Ягодичные нервы


Задний кожный н. бедра


Седалищный н.










Задание 1. Заполнить таблицу.

Влияние вегетативной иннервации на системы организма

Органы

Симпатическая нервная система

Парасимпатическая нервная система

Сердце



Сосуды кожи



Сосуды мышц



Сосуды сердца



Бронхи



Желудочные железы



Зрачок





Тема 3.6. Железы внутренней системы

Заполните таблицу «Эндокринные железы»

Составить конспект по теме; «Действие гормонов»

Тема 3.7. Сенсорные системы

Задание 1. Раскрасить рисунок и обозначить:



Глазное яблоко

1 - роговица;

2 - радужная оболочка;

3 - хрусталик;

4 - ресничное тело;

5 – связка хрусталика;

6 - передняя камера глаза;

7 - задняя камера глаза;

8 - склера;

9 - собственно сосудистая оболочка;

10 - сетчатка;

11 - желтое пятно;

12 - диск зрительного нерва;

13 - зрительный нерв;

14 - стекловидное тело;

15 – коньюктива.

Тема Сенсорные системы: слуховой, вестибулярный и кожный анализаторы

Задание 1. Раскрасить рисунок.

Какие отделы выделяют в ухе?

I. _______________________

II. ______________________

III.______________________

Обозначить:

1 - ушная раковина;

2 - наружный слуховой проход;

3 - барабанная перепонка;

4 - барабанная полость;

5 - слуховая (евстахиева) труба;

6 - молоточек;

7 - наковальня;

8 - стремя;

9 - полукружный канал;

10 - улитка;

11 - преддверие. Указать цифрами I, II, III к какому отделу относятся эти образования.





Строение кожи

Указать слои кожи.

Что обозначено цифрами 1-8?












Требования к выполнению заданий и критерии оценки.



1. Общие требования к самостоятельным работам, результаты, которых представляются в печатном виде.

Текст печатается шрифтом Times New Roman, размер – 14; междустрочный интервал – 1,5; абзацный отступ – 1,27; поля: по левому краю – 3 см, правому – 1,5 см, по верхнему и нижнему краю – 2 см. Размер текста в таблицах – 12.

Ссылки на используемую литературу приводятся в квадратных скобках – проставляется номер в соответствии со списком литературы, например: [7]. Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через запятую: [7, 13, 15]. В случае цитирования указываются не только номер источника из списка литературы, но и страницы, на которых изложен используемый материал. Номер источника и номер страницы разделяются знаком «точка с запятой», например: [7; 39].

Список литературы оформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями; составляется в строгом алфавитном порядке авторов и названий работ, которые написаны коллективом авторов.


2. Общие требования к самостоятельным работам, результаты, которых представляются в виде конспекта.

Для того чтобы составить конспект необходимо придерживаться следующей последовательности. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

  • Подобрать необходимую литературу

  • Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить степень сложности материала.

  • Разбить материал на части, определить последовательность этих частей, ответить на вопросы.

  • Оформить конспект в тетради по СРС с указанием темы.


3. Работа с рисунками

Критерии оценки:

Оценка рисунка

Кол-во бал

1

Достоверность информации, отображённой на рисунке

2-3

2

Аккуратность

1-2

Итого максимальное количество баллов:

5

4. Критерии оценки таблицы:

Оценивается по 5-ти бальной шкале:

  • таблица заполнена на 70% и менее - оценка «2»

  • таблица заполнена на 71-80% – оценка «3»

  • таблица заполнена на 81-90% – оценка «4»

  • таблица заполнена на 91-100% – оценка «5»



5. Требования к составлению кроссворда:

  • Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы предполагаемый ответ был именем существительным в именительном падеже, единственном числе.

  • К вопросам кроссворда должен прилагаться эталон ответов.

  • В оформлении кроссворда приветствуется компактность и оригинальность.

Критерии оценки кроссворда:

Оценивается по 5-ти бальной шкале:

  • 70% вопросов от заданного количества и менее - оценка «2»

  • 71-80% вопросов от заданного количества – оценка «3»

  • 81-90% вопросов от заданного количества – оценка «4»

  • 91-100% вопросов от заданного количества – оценка «5»



Аннотирование — свёрнутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.

Тезирование— краткая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разбиение текста на части, после чего следует свёрнутая запись мысли.

Прямое перефразирование — передача своими словами содержания главы из книги, текста, которая имеет ограничение в количестве слов и используется для ответа на вопрос, для анализа изучаемого материала

Реферирование - краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.




Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. Учреждений сред. проф. Образования М.: «Академия», 2012. – 384 с.


Дополнительные источники:

1. Гладышева А.А., Анатомия человека М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 286 с.


Интернет-ресурсы:

1. Википедия [Электронный ресурс]: - URL: – http://www. ru.wikipedia.org

2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]: URL: http://www.enc - dic. Com

3. Анатомия [Электронный ресурс]: - URL: - http://www.anatomiya.vse –

zabolevaniya.ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!