СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические приемы и средства изучения хронологии по обществознанию в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Методические приемы и средства изучения хронологии по обществознанию в начальной школе»»

«Методические приемы и средства изучения хронологии по обществознанию в начальной школе» Выполнила:  Чалова Анастасия Романовна

«Методические приемы и средства изучения хронологии по обществознанию в начальной школе»

Выполнила:

Чалова Анастасия Романовна

Работа школьников с картой учит их локализовать исторические события в пространстве. Но не менее важно умение локализации событий прошлого во времени. И здесь мы сталкиваемся с вспомогательной исторической дисциплиной — хронологией. Хронология — наука о счете времени, о способах летосчисления, об определении точных дат исторических событий, о локализации событий в историческом времени. Уже в начальной школе учащиеся должны овладеть некоторыми хронологическими умениями: соотносить события во времени, устанавливать последовательность событий, грамотно читать даты — соотносить год и век, век и тысячелетие, работать с понятиями: прошлое, настоящее, будущее.

Работа школьников с картой учит их локализовать исторические события в пространстве. Но не менее важно умение локализации событий прошлого во времени. И здесь мы сталкиваемся с вспомогательной исторической дисциплиной — хронологией. Хронология — наука о счете времени, о способах летосчисления, об определении точных дат исторических событий, о локализации событий в историческом времени. Уже в начальной школе учащиеся должны овладеть некоторыми хронологическими умениями: соотносить события во времени, устанавливать последовательность событий, грамотно читать даты — соотносить год и век, век и тысячелетие, работать с понятиями: прошлое, настоящее, будущее.

Работая с хронологией, учитель может использовать следующие приемы и виды деятельности: 1.  При изучении нового материала учитель должен фиксировать внимание на называемых датах. В речи следует выделять даты (как и новые имена и термины) интонацией, четко записать дату на доске, а если изучаемая дата важна для запоминания, то стоит вернуться к ней во время повторения и закрепления в конце урока. 988 г. – Крещение Руси

Работая с хронологией, учитель может использовать следующие приемы и виды деятельности:

1. При изучении нового материала учитель должен фиксировать внимание на называемых датах. В речи следует выделять даты (как и новые имена и термины) интонацией, четко записать дату на доске, а если изучаемая дата важна для запоминания, то стоит вернуться к ней во время повторения и закрепления в конце урока.

988 г. – Крещение Руси

2.  Необходимо познакомить учащихся со структурой хронологической таблицы, указать, в какой колонке записаны даты, а в какой — относящиеся к ним события, и, убедившись, что ученики это поняли, дать задание найти дату определенного события в хронологической таблице (или обратное задание: отыскать, к какому событию относится та или иная дата).

2. Необходимо познакомить учащихся со структурой хронологической таблицы, указать, в какой колонке записаны даты, а в какой — относящиеся к ним события, и, убедившись, что ученики это поняли, дать задание найти дату определенного события в хронологической таблице (или обратное задание: отыскать, к какому событию относится та или иная дата).

3.  Новую изученную дату иногда стоит увязать с имеющимися хронологическими знаниями школьников. Это легко осуществить с помощью заданий следующего рода: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет жил (правил) тот или иной исторический деятель?» и т. п. Например, дети должны посчитать сколько лет продолжались столкновения между Русью и печенегами, если начались они в 915 году, а закончились в 1036 году. Например, сколько лет правил Ярослав Владимирович Мудрый, если стал править с 1016 по 1054 годы.

3. Новую изученную дату иногда стоит увязать с имеющимися хронологическими знаниями школьников. Это легко осуществить с помощью заданий следующего рода: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет жил (правил) тот или иной исторический деятель?» и т. п.

Например, дети должны посчитать сколько лет продолжались столкновения между Русью и печенегами, если начались они в 915 году, а закончились в 1036 году.

Например, сколько лет правил Ярослав Владимирович Мудрый, если стал править с 1016 по 1054 годы.

4.  Далее можно научить школьников самих датировать факт, отталкиваясь от известной даты. Когда учитель говорит, например: «Прошло 2 года после разорения Козельска», учащиеся вполне могут определить, о каком времени идет речь. В учебнике М.Т. Студеникина «История России. 2 класс» на с. 90 есть такая фраза: «На том месте, где Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами, был построен Софийский собор. В 1997 году ему исполнилось 960 лет». Само собой напрашивается задание: рассчитать, в каком году был построен этот храм.

4. Далее можно научить школьников самих датировать факт, отталкиваясь от известной даты. Когда учитель говорит, например: «Прошло 2 года после разорения Козельска», учащиеся вполне могут определить, о каком времени идет речь. В учебнике М.Т. Студеникина «История России. 2 класс» на с. 90 есть такая фраза: «На том месте, где Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами, был построен Софийский собор. В 1997 году ему исполнилось 960 лет». Само собой напрашивается задание: рассчитать, в каком году был построен этот храм.

5.  После того как учащиеся овладели понятием «век», следует давать им задания на соотнесение сообщаемых дат с веком или его частью (при этом учащиеся должны научиться оперировать понятиями «начало», «конец», «середина века», «первая половина века» и т. д.). При этом следует помнить, что эмоциональный рассказ нецелесообразно перебивать хронологическими расчетами, и задания такого рода стоит относить к заключительной части урока — к закреплению изученного. Например, в каком веке жил Петр I. Годы его жизни - 1672-1725. Следовательно, он жил на рубеже 17-го и 18-го веков.

5. После того как учащиеся овладели понятием «век», следует давать им задания на соотнесение сообщаемых дат с веком или его частью (при этом учащиеся должны научиться оперировать понятиями «начало», «конец», «середина века», «первая половина века» и т. д.). При этом следует помнить, что эмоциональный рассказ нецелесообразно перебивать хронологическими расчетами, и задания такого рода стоит относить к заключительной части урока — к закреплению изученного.

Например, в каком веке жил Петр I. Годы его жизни - 1672-1725.

Следовательно, он жил на рубеже 17-го и 18-го веков.

6.  Образно-символическое обозначение даты — один из плодотворных приемов работы с хронологией, позволяющий ученикам связать дату с ярким образом, что значительно упрощает ее запоминание. Когда изучается какое-то событие, учитель дает ученикам задание — изобразить на альбомном листе рисунок, достаточно простой, но содержащий яркий образ, который сразу напомнит об этом событии (например, после изучения темы «Куликовская битва» учащиеся могут нарисовать двух сражающихся всадников, что будет символизировать поединок Пересвета с Челубеем, и т. п.). Подписью к такому рисунку служит дата. В сознании школьников историческое событие и его дата останутся прочно связанными с символическим образом, который они сами создали. 8 сентября 1380 года

6. Образно-символическое обозначение даты — один из плодотворных приемов работы с хронологией, позволяющий ученикам связать дату с ярким образом, что значительно упрощает ее запоминание. Когда изучается какое-то событие, учитель дает ученикам задание — изобразить на альбомном листе рисунок, достаточно простой, но содержащий яркий образ, который сразу напомнит об этом событии (например, после изучения темы «Куликовская битва» учащиеся могут нарисовать двух сражающихся всадников, что будет символизировать поединок Пересвета с Челубеем, и т. п.). Подписью к такому рисунку служит дата. В сознании школьников историческое событие и его дата останутся прочно связанными с символическим образом, который они сами создали.

8 сентября 1380 года

7.  Соотнесение даты с событием — достаточно распространенное задание для учащихся, встречающееся во многих методических разработках, рабочих тетрадях и т.п. Но в начальной школе этот вид работы может быть использован только после ознакомления учащихся с достаточным объемом хронологического материала. 1480 г. 1380 г. 988 г.

7. Соотнесение даты с событием — достаточно распространенное задание для учащихся, встречающееся во многих методических разработках, рабочих тетрадях и т.п. Но в начальной школе этот вид работы может быть использован только после ознакомления учащихся с достаточным объемом хронологического материала.

1480 г.

1380 г.

988 г.

8.  Если учащиеся запомнили значительное число дат, то им могут быть под силу задания на составление логических цепочек дат. Школьники должны для этого уметь не только сопоставлять даты и события, но и классифицировать эти события, выявлять существенно общее между ними. Тогда будет возможно составить из событий и дат логические цепочки. После этого учитель может предложить ученикам продолжить логическую цепочку. Например, цепочку — 1223, 1238, 1380 (символизирующую для учащихся борьбу Руси с монгольскими и ордынскими завоевателями) следует завершить датой из того же логического ряда — 1480. Умение составлять логические цепочки с самым разнообразным материалом (включая и хронологический) учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю пять...».

8. Если учащиеся запомнили значительное число дат, то им могут быть под силу задания на составление логических цепочек дат. Школьники должны для этого уметь не только сопоставлять даты и события, но и классифицировать эти события, выявлять существенно общее между ними. Тогда будет возможно составить из событий и дат логические цепочки. После этого учитель может предложить ученикам продолжить логическую цепочку. Например, цепочку — 1223, 1238, 1380 (символизирующую для учащихся борьбу Руси с монгольскими и ордынскими завоевателями) следует завершить датой из того же логического ряда — 1480. Умение составлять логические цепочки с самым разнообразным материалом (включая и хронологический) учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю пять...».

9.  Когда у школьников будет накоплен определенный «багаж» хронологических фактов, им целесообразно давать задания на восстановление последовательности исторических событий. Допустим, учащиеся записывают диктуемые вразнобой события, а затем, вспомнив их даты, расставляют их в хронологическом порядке. Например, Куликовская битва, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь. 5 2 Куликовская битва Первое упоминание о Москве 1380 г. 1147 г. 1 3 4 Крещение Руси Поход Батыя на Русь Ледовое побоище 988 г. 1237 г. 1242 г.

9. Когда у школьников будет накоплен определенный «багаж» хронологических фактов, им целесообразно давать задания на восстановление последовательности исторических событий. Допустим, учащиеся записывают диктуемые вразнобой события, а затем, вспомнив их даты, расставляют их в хронологическом порядке. Например, Куликовская битва, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь.

5

2

Куликовская битва

Первое упоминание о Москве

1380 г.

1147 г.

1

3

4

Крещение Руси

Поход Батыя на Русь

Ледовое побоище

988 г.

1237 г.

1242 г.

10.  Работа с лентой времени. Лента времени — это наглядное изображение течения времени. Время представлено в форме луча или прямой, правый конец которой обращен в будущее, а левый — выходит из прошлого. На линии, символизирующей время, отмечаются точки, означающие даты тех или иных событий, а также отрезки, отражающие периоды длительной протяженности (Средние века, Новое время и пр.). Учащихся можно попросить нарисовать подобную ленту времени в тетрадях и отмечать на ней условными символами изучаемые события. Лента времени дает наглядное представление о том, что было раньше, что было позже, облегчает расчеты, связанные с определением времени, отделяющего события друг от друга, и т. п.

10. Работа с лентой времени. Лента времени — это наглядное изображение течения времени. Время представлено в форме луча или прямой, правый конец которой обращен в будущее, а левый — выходит из прошлого. На линии, символизирующей время, отмечаются точки, означающие даты тех или иных событий, а также отрезки, отражающие периоды длительной протяженности (Средние века, Новое время и пр.). Учащихся можно попросить нарисовать подобную ленту времени в тетрадях и отмечать на ней условными символами изучаемые события. Лента времени дает наглядное представление о том, что было раньше, что было позже, облегчает расчеты, связанные с определением времени, отделяющего события друг от друга, и т. п.

11.  Одновременно с овладением умением работы с лентой времени учащиеся могут попрактиковаться в составлении собственной хронологической таблицы в тетради по образцам, помещенным в учебниках и иных пособиях. То есть, когда учащиеся усваивают новую дату, они вносят ее в хронологическую таблицу, которая ведется в течение года в конце тетради.

11. Одновременно с овладением умением работы с лентой времени учащиеся могут попрактиковаться в составлении собственной хронологической таблицы в тетради по образцам, помещенным в учебниках и иных пособиях. То есть, когда учащиеся усваивают новую дату, они вносят ее в хронологическую таблицу, которая ведется в течение года в конце тетради.

12.  Очень эффективный способ работы по запоминанию хронологического материала — использование карточек. На карточках в четверть альбомного листа фломастерами разных цветов ученики пишут даты (каждую дату определенным цветом или набором цветов, это упрощает проверку правильности выполнения учащимися заданий учителя). Учитель просит учащихся поднять карточку с датой названного им события (например, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь, основание Петербурга...). Такая работа может проводиться на уроках с определенной периодичностью, стать хорошей разминкой для детей в ходе урока.

12. Очень эффективный способ работы по запоминанию хронологического материала — использование карточек. На карточках в четверть альбомного листа фломастерами разных цветов ученики пишут даты (каждую дату определенным цветом или набором цветов, это упрощает проверку правильности выполнения учащимися заданий учителя). Учитель просит учащихся поднять карточку с датой названного им события (например, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь, основание Петербурга...). Такая работа может проводиться на уроках с определенной периодичностью, стать хорошей разминкой для детей в ходе урока.

Первые уроки по развитию хронологических умений Эффективная методика осмысления больших промежутков времени, а также работа по формированию умения определять, к какому веку относится та или иная дата, описана М. Т. Студеникиным. Она дает возможность учащимся начальной школы осознать такие промежутки времени, как столетие, тысячелетие, которых они не могли переживать в своей жизни. Для усвоения счета лет в пределах столетия использует­ся таблица IX 801-900 X XI 901-1000 XVIII 1001-1100 XIX 1701-1800 1801-1900 XX 1901-2000

Первые уроки по развитию хронологических умений

Эффективная методика осмысления больших промежутков времени, а также работа по формированию умения определять, к какому веку относится та или иная дата, описана М. Т. Студеникиным. Она дает возможность учащимся начальной школы осознать такие промежутки времени, как столетие, тысячелетие, которых они не могли переживать в своей жизни.

Для усвоения счета лет в пределах столетия использует­ся таблица

IX

801-900

X

XI

901-1000

XVIII

1001-1100

XIX

1701-1800

1801-1900

XX

1901-2000


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!