Методические наработки уроков биологии в 5 классе согласно ФГОС
(из опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №183 г. Новосибирска
Бабичевой Татьяны Юрьевны)
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В чем отличие нового стандарта от предыдущих?
Одно из отличий ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Другим принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
В связи с этим хочу поделиться опытом работы по ФГОС на уроках биологии в 5 классе. Целью моей педагогической работы является изучение способов формирования познавательного интереса, а также создание у учащихся внутренней положительной мотивации.
Используемые педагогические технологии:
Игровые
Исследовательские
Информационно-коммуникативные
Здоровьесберегающие
Разберем основные принципы построения уроков биологии в 5 классе:
Начинаем изучение темы с построения проблемного вопроса и формулировки темы:
Вокруг нас великое множество бактерий, но почему мы их не видим?
Почему древние люди очень мало знали о природе?
Мы с вами знаем, что дом состоит из кирпичей? А как вы думаете, из чего состоят живые организмы? Что является их кирпичиками?
Определились с темой урока, начинаем использовать педагогические технологии для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Игровые
Игра «Распредели правильно»: ак как у ребят уже достаточно опыта общения с природой предлагается список с картинками организмов, которых надо распределить по двум группам: беспозвоночные и позвоночные. С помощью учителя ребята успешно справляются с этим заданием. Для закрепления дается изображения животных без подписей. Задача учащихся правильно распределить организмы по группам.
Игра «Сложи слово»: задается вопрос, например: как называются мужские и женские половые клетки? Даны варианты слов, а скорее сочетание букв, из них надо составить правильные слова:
Данная игра может применяться как для изучения темы, так и для закрепления.
Игра «Текст»: учащимся дается текст с пропусками слов, используя учебник вписать нужные слова в пропуски.
Между организмом и окружающей средой происходит___________. Он невозможен без двух важных, но противоположных процессов__________ и ________. При ____ организм получает из внешней среды____, которые усваиваются в процессе_________. ______ -это удаление непереваренных остатков пищи и вредных веществ.
Игра «Загадки», несмотря на ее банальность, всегда вызывает у учащихся положительные эмоции. Поэтому для формирования внутренней положительной мотивации загадки необходимы.
Игра «Найди пару»: класс разбивается на две команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растения (животного) или с названием науки. Игроки другой команды получают карточки с названием растения (животного) или с определением, что изучает наука. По сигналу игроки ищут пару в другой команде.
Такая игра не только способствует усвоению учащимися материала через активную деятельность, но и помогает снять усталость и напряжение.
Исследовательские
Данные технологии я использую как в качестве домашнего задания, так и для самостоятельной работы на уроке. Исследовательские работы учащихся:
Наблюдение за домашним питомцем в течение одного дня
Наблюдение за погодой в течение недели
Измерение листьев березы (или другого дерева)
Проверить растворимость сахара и крахмала в воде.
Работа с микроскопом: даны микропрепараты, найти в них клетки и зарисовать. Отметить оболочку цитоплазму и ядро. Определить какие клетки живые, а какие мертвые.
Информационно-коммуникативные
ИКТ по ФГОС необходимое звено, так как вся обработка информации, усвоение УУД происходит при участии современных технических средств (компьютер, мультимедийная доска, проектор, планшет, документ-камера и тд.). Обязательным условием является применение на уроках биологии видеофильмов, музыки, анимации, мультимедийной презентации.
Опыт работы показал, что использование данных технологий на уроках:
Активизирует познавательную деятельность учащихся;
Повышает мотивацию к биологии;
Экономит время на объяснение материала;
Позволяет дополнить и углубить содержание темы
Здоровьесберегающие технологии в физическом отношении подразумевают снятие напряжения, усталости с организма; в эмоциональном отношении заряжение положительной энергией через физическую активность. Данный факт всегда вызывает улыбку у ребят. Приведу примеры здоровьесберегающих технологий, которые я применяю:
Например:
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.
Упражнения для кистей рук.
Здоровьесбережением является также частая смена деятельности на уроке.
Снятие эмоционального напряжения другой познавательной информацией.
Проветривание кабинета после каждого урока.
Рассматривание стереограмм и стереокартинок. Следует заметить, что от созерцания стереограмм и стереокартинок –существует очевидная польза – расслабляя глазные мышцы и смещая фокус, мы даем отдых глазам.
В конце урока я провожу рефлексию. Важно чтобы каждый учащийся научился анализировать, сравнивать свою деятельность и деятельность других. В начале года рефлексия была простой. Учащимся предлагалось выбрать один из смайликов, который соответствовал определенному выражению. Например:
К концу учебного года вопросы для рефлексии требовали развернутого ответа.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить: какой бы ни была структура урока, главное - это частая смена деятельности на уроке, а также построение заданий с учетом активизации мыслительной деятельности учащихся.