СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические наработки уроков биологии в 5 классе согласно ФГОС (из опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №183 г. Новосибирска Бабичевой Татьяны Юрьевны)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы, в которой я изложила свою точку зрения структуры  урока  биологии по ФГОС в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методические наработки уроков биологии в 5 классе согласно ФГОС (из опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №183 г. Новосибирска Бабичевой Татьяны Юрьевны)»

Методические наработки уроков биологии в 5 классе согласно ФГОС

(из опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №183 г. Новосибирска

Бабичевой Татьяны Юрьевны)


Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

В чем отличие нового стандарта от предыдущих?  

Одно из отличий ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Другим принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

В связи с этим хочу поделиться опытом работы по ФГОС на уроках биологии в 5 классе. Целью моей педагогической работы является изучение способов формирования познавательного интереса, а также создание у учащихся внутренней положительной мотивации.

Используемые педагогические технологии:

  1. Игровые

  2. Исследовательские

  3. Информационно-коммуникативные

  4. Здоровьесберегающие


Разберем основные принципы построения уроков биологии в 5 классе:

  1. Начинаем изучение темы с построения проблемного вопроса и формулировки темы:

  • Вокруг нас великое множество бактерий, но почему мы их не видим?

  • Почему древние люди очень мало знали о природе?

  • Мы с вами знаем, что дом состоит из кирпичей? А как вы думаете, из чего состоят живые организмы? Что является их кирпичиками?

  1. Определились с темой урока, начинаем использовать педагогические технологии для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Игровые

Игра «Распредели правильно»: ак как у ребят уже достаточно опыта общения с природой предлагается список с картинками организмов, которых надо распределить по двум группам: беспозвоночные и позвоночные. С помощью учителя ребята успешно справляются с этим заданием. Для закрепления дается изображения животных без подписей. Задача учащихся правильно распределить организмы по группам.

Игра «Сложи слово»: задается вопрос, например: как называются мужские и женские половые клетки? Даны варианты слов, а скорее сочетание букв, из них надо составить правильные слова:

  • Мегаты – гаметы

  • Срептозомаиды – сперматозоиды

  • Ткияйклеце – яйцеклетки

Данная игра может применяться как для изучения темы, так и для закрепления.

Игра «Текст»: учащимся дается текст с пропусками слов, используя учебник вписать нужные слова в пропуски.

  • Между организмом и окружающей средой происходит___________. Он невозможен без двух важных, но противоположных процессов__________ и ________. При ____ организм получает из внешней среды____, которые усваиваются в процессе_________. ______ -это удаление непереваренных остатков пищи и вредных веществ.

Игра «Загадки», несмотря на ее банальность, всегда вызывает у учащихся положительные эмоции. Поэтому для формирования внутренней положительной мотивации загадки необходимы.

Игра «Найди пару»: класс разбивается на две команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растения (животного) или с названием науки. Игроки другой команды получают карточки с названием растения (животного) или с определением, что изучает наука. По сигналу игроки ищут пару в другой команде.

Такая игра не только способствует усвоению учащимися материала через активную деятельность, но и помогает снять усталость и напряжение.

Исследовательские

Данные технологии я использую как в качестве домашнего задания, так и для самостоятельной работы на уроке. Исследовательские работы учащихся:

  • Наблюдение за домашним питомцем в течение одного дня

  • Наблюдение за погодой в течение недели

  • Измерение листьев березы (или другого дерева)

  • Проверить растворимость сахара и крахмала в воде.

  • Работа с микроскопом: даны микропрепараты, найти в них клетки и зарисовать. Отметить оболочку цитоплазму и ядро. Определить какие клетки живые, а какие мертвые.

Информационно-коммуникативные

ИКТ по ФГОС необходимое звено, так как вся обработка информации, усвоение УУД происходит при участии современных технических средств (компьютер, мультимедийная доска, проектор, планшет, документ-камера и тд.). Обязательным условием является применение на уроках биологии видеофильмов, музыки, анимации, мультимедийной презентации.

Опыт работы показал, что использование данных технологий на уроках:

  • Активизирует познавательную деятельность учащихся;

  • Повышает мотивацию к биологии;

  • Экономит время на объяснение материала;

  • Позволяет дополнить и углубить содержание темы

Здоровьесберегающие технологии в физическом отношении подразумевают снятие напряжения, усталости с организма; в эмоциональном отношении заряжение положительной энергией через физическую активность. Данный факт всегда вызывает улыбку у ребят. Приведу примеры здоровьесберегающих технологий, которые я применяю:

  • Гимнастика для глаз.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления (физминутки)

Например:

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Здоровьесбережением является также частая смена деятельности на уроке.

  • Снятие эмоционального напряжения другой познавательной информацией.

  • Проветривание кабинета после каждого урока.

  • Рассматривание стереограмм и стереокартинок. Следует заметить, что от созерцания стереограмм и стереокартинок –существует очевидная польза – расслабляя глазные мышцы и смещая фокус, мы даем отдых глазам.

  1. В конце урока я провожу рефлексию. Важно чтобы каждый учащийся научился анализировать, сравнивать свою деятельность и деятельность других. В начале года рефлексия была простой. Учащимся предлагалось выбрать один из смайликов, который соответствовал определенному выражению. Например:

  • Я доволен своей работой на уроке

  • На уроке я работал неплохо

  • На уроке мне было трудно

К концу учебного года вопросы для рефлексии требовали развернутого ответа.

  • Я сегодня на уроке узнал…..

  • Мне понравилось….

  • Я научился…..

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить: какой бы ни была структура урока, главное - это частая смена деятельности на уроке, а также построение заданий с учетом активизации мыслительной деятельности учащихся.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!