СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Значение изучения языка орнаментики для воспроизведения пластического образа (стилизация, ритм, орнамент)»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Значение изучения языка орнаментики для воспроизведения пластического образа (стилизация, ритм, орнамент)»»

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»











Методическая разработка

по теме:

«Значение изучения языка орнаментики для воспроизведения пластического образа (стилизация, ритм, орнамент)»

Автор: преподаватель высшей категории

Садаускене Инна Николаевна















г. Черняховск – 2022 г

Введение


Орнаментика – это характер орнамента и совокупность орнаментальных элементов в данном произведении изобразительного искусства.

Орнамент является основой декоративного искусства. Его специфика, особенности художественного образа, характер (национальный и исторический) способствуют тому, что орнамент смело можно назвать хранителем художественной  культуры любого народа.

Для развития и воспитания детей, которые обучаются с 1 по 3 класс по 8-и летней дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», изучение орнамента имеет большое значение. 

Орнамент – это народное искусство, а народное искусство - это, прежде всего накопленный веками богатый духовный опыт народа, его художественные идеи и традиции. Изучение народного искусства, его традиций, эстетического идеала, а кроме того, духовных и нравственных идеалов имеет большое воспитательное значение. Поэтому, именно с изучения орнамента дети  начинают знакомство с историей и  особенностями развития художественной культуры  различных народов, а также с богатым и разнообразным миром декоративно - прикладного творчества. 

Орнамент является важнейшим элементом дисциплин художественного образования на всех уровнях. Знакомство с изделиями народных художественных промыслов, украшенных различными орнаментами, раскрывает большие возможности для развития творческого потенциала детей.

Целью данной методической разработки является выявление методов работы по изучению орнамента в  первых 3-х классах по 8-и летней дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», которые наилучшим образом способствуют формированию навыков декоративного рисования.


В работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и отличительные особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно прикладного искусства.

Актуальность методической разработки заключается в учете специфики начального этапа обучения детей декоративному рисованию и  развитии художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности.

 

Орнамент как часть декоративно-прикладного искусства


Орнамент (в переводе с латинского - «украшение»)  –  узор,  основанный на  чередовании  повторяющихся  элементов, мотивов,  основной  его  функцией  является  декоративная  стилизация. Он  характеризуется  плоскостностью и связан  с  поверхностью  и  материалом. Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности.


Искусство орнамента возникло на ранних этапах развития человечества. Он является одним из самых древних видов изобразительной деятельности человека. Орнамент возник в эпоху палеолита и первоначально нес в себе символический и магический смысл. Основной темой палеолитического искусства была тема  охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов.    Со временем мотивы потеряли свой первоначальный смысл, к орнаменту стали предъявлять эстетические требования. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для использования, но и привлекательными по внешнему виду.

Ознакомление ребят с произведениями народного творчества побуждает в них первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в первых классах художественной школы имеет свои преимущества. Главные из них – это бескрайние возможности эстетического познания и разнообразные средства воспитательного воздействия народного искусства.

Методические рекомендации по изучению орнамента


В первом классе по 8-и летней дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», обучаются дети, начиная с 6,5 лет. В этом возрасте, в силу своего психологического развития, ребята еще не могут долго и старательно выполнять кропотливую и аккуратную работу, они хотят сразу увидеть результат своего труда. Им не всегда хватает усидчивости и терпения для того, чтобы изобразить много одинаковых, повторяющихся элементов, так необходимых для построения орнамента. У детей часто не хватает необходимых навыков рисования, им бывает очень трудно правильно расположить элементы, из которых состоит орнамент, с соблюдением симметрии, ритма и композиции.  Приходится часто исправлять неудавшуюся работу, вносить изменения, переделывать ее поэтому, работы часто получаются неаккуратными.

Перед преподавателем часто встает вопрос: с чего начать работу с детьми по изучению орнамента, как приобщить их к миру народного художественного творчества так, чтобы ребятам это было максимально интересно и увлекательно и не вызывало особых трудностей?

Конечно же, здесь нет готовых рецептов, у каждого преподавателя существуют свои методы и наработки в этой области, и сегодня я хочу частью их поделиться с вами.


Ознакомление детей с народным орнаментом проходит в 5 этапов:


1 этап – знакомство с художественным опытом мастеров, т.е. научиться понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, его особенности.


2 этап – формирование чувства ритма, симметрии, гармонии, а также совершенствование в умении передавать соотношения по форме, величине, пространственному расположению и цвету.


3 этап – развитие воображения, формирование эстетического отношения к миру.


4 этап – самостоятельное определение замысла и сохранение его на протяжении всей работы.


5 этап – использование различных техник рисования.


В ходе работы над реализацией этих этапов необходимо:

  1. Рассказать ребятам об истории появления орнамента, и о его видах.

  2. Рассмотреть каждый вид орнамента по отдельности.

  3. Познакомить ребят со значением его основных символов.


После этого можно переходить с учащимися к созданию более сложных композиций, выполняемых с применением различных материалов. Также на этом этапе дети учатся подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом.

После того, как технические навыки по выполнению орнамента у детей будут сформированы, необходимо развивать у них творческое воображение, память и умение анализировать. С этой целью нужно постоянно возвращаться в процессе дальнейшего обучения к ранее пройденному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя задания, а при работе с учащимися первых классов, можно использовать разнообразные дидактические игры. Эти игры поспособствуют развитию интереса к национальной культуре, видам орнамента, оказывают помощь в придумывании новых композиций.


Ребята самостоятельно учатся рисовать различные узоры, в ходе которых развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей. Например, на закрепление элементов орнамента и композиции можно использовать следующие дидактические игры: «Составь узор для шапочки», «Укрась свитер медвежонку» и так далее. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом обращаю внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно от занятия к занятию.

Для самых маленьких на первых порах рисование можно заменить аппликацией. Можно предложить детям шаблоны, по которым они будут вырезать наиболее сложные элементы. Затем, когда все необходимые детали будут вырезаны, любой ребенок с легкостью сможет разложить эти детали на плоскости, создавая задуманную композицию. После того, как детали будут приклеены, можно дорисовать более мелкие элементы или украшающие линии цветными карандашами, фломастерами или тонкой кисточкой. Такой подход к работе позволит ребенку сразу увидеть, что у него получается, при необходимости передвинуть детали, чтобы получить наиболее уравновешенную композицию.



 Изучение орнамента начинается с простейшего ленточного орнамента, затем можно переходить к орнаментам в квадрате (прямоугольнике), и только потом – в круге. Дети вырезают необходимые элементы и располагают их на заданной плоскости, согласно предложенным схемам.


При создании декоративного орнамента, узора нужно обратить внимание ребят на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показать, что сложный узор состоит их простейших, знакомых частей, таких как: точка, кружок, кольцо, треугольник, прямая, волнистая и зигзагообразная линии. Эти элементы необходимо расположить в определенной форме (полоса, квадрат, овал, круг и т.п.), т.е. построить композицию (составить части в единое целое).

Здесь происходит первое знакомство детей с правилами и приемами композиции (ритм, симметрия и асимметрия, силуэт, композиционный центр и др.) и с основами цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплая и холодная цветовая гамма). Нужно сразу уделять внимание гармоничному сочетанию цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.


После того, как дети освоили простейшие композиционные схемы орнаментов в виде аппликации, можно переходить к рисованию. Маленьким художникам также можно  вначале порекомендовать  использование шаблонов, но не всех элементов, а только наиболее сложных (изображения цветов, стилизованных птиц, животных, людей). Более простые элементы (листья, ягоды, геометрические фигуры  и др.) дети могут дорисовать самостоятельно. В зависимости от возрастных особенностей и способностей детей используются цветные карандаши, фломастеры или краски. Практика показала, что дети, как правило, склонны «мельчить», т.е. рисовать очень маленькие предметы.

В результате орнамент «теряется» на плоскости листа, нарушается его цельность и гармоничность. Шаблоны помогут ребенку правильно сориентироваться в размерах и пропорциях изображаемых узоров, а также соблюсти симметрию.

Выполнив несколько работ с помощью аппликации и с использованием шаблонов, многие дети готовы к самостоятельному составлению орнаментов. Работу удобно начинать с выполнения орнаментов в той же последовательности (в полосе, в квадрате или прямоугольнике, в круге).


Для рисования используется краска одного цвета. Хорошо выглядят орнаменты в черно-белом варианте. Дети не отвлекаются на цвет, все внимание сосредоточено на композиции. Закрепляется понятие композиционного центра. К тому же монохромные орнаменты требуют меньших затрат времени, в результате дети гораздо быстрее справляются с заданием.



После того, как проделаны все эти упражнения, необходимо продолжить знакомство с цветоведением (контраст, сближенная цветовая гамма и др.).


Можно давать задания на воображение с определением тематики орнаментов: «времена года», «рассвет», «северное сияние»  и  так далее. Орнаменты могут быть выполнены, например, в виде эскизов для ковриков, платков или панно.

Огромное значение имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узоры, какого либо народа, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Они учатся простыми средствами добиваться художественной выразительности.

Очень важным на данном этапе, является знакомство учащихся с народным искусством своей страны. Прекрасные образцы орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях творчества народа: в тонких узорах различных изделий: красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, поясах. Таким образом, необходимо использовать декоративно-прикладное творчество при ознакомлении с искусством орнамента у детей, при помощи которого развивается эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.


Заключение

Таким образом, результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:

  • Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту окружающего мира, развивает фантазию, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии.

  • Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям и выступает важным средством приобщения детей к художественному творчеству.

  • В результате  занятий  декоративно-прикладным  искусством   развиваются внимание,  воображение,  мелкая  моторика,  расширяется  лексический  запас,  и  что  немало  важно,  развиваются  творческие  способности. 

  • Орнаментальная основа народного искусства близка и понятна детям младшего школьного возраста для восприятия и отображения в творческой деятельности. Народные орнаменты являются источником идей и вдохновения.  Яркие и чистые цвета узоров, симметрия, ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

  • Постепенное овладение навыками рисования, изучение орнаментов методом «от простого - к сложному», позволяют  с помощью простых форм создавать красивые узоры, у детей пробуждается творческая инициатива.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства и орнамент, как его неотъемлемая часть, играют важную роль в художественном развитии детей, обучающихся в первых классах 8-и летней программы в нашей художественной школе.


Список литературы

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? О том, как, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева – М.: Советский художник, с; ил.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с.

3. Буткевич Л. М. История орнамент: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8 с. ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

4. Л. М. Буткевич Л. М. «Орнамент как процесс». М., 2002 г.

5. Величко Н. К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. – М. «АСТ-ПРЕСС». 1999. С. 63-65

6. Литвиненко В. А., Давалева Д. А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 02.05.2018)

7. Прыскина Е. А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников [Текст] / Е. А. Прыскина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (6) . – С. 65-7

8. (Романова М. Н., Корнилова А. А. Обзор методических пособий по ДПИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 41. – С. URL: http://e-koncept.ru/2017/771344/htm. )

9. Росине К. «Орнамент всех времён и стилей». М., 1987 г. С.

10. Соболев Н. Н. «Русский орнамент». М., 1968 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!