СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Враги здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия "Враги здоровья" предназначена для педагогов дополнительного занятия и учителей начальной школы. В ней в доступной форме раскрывается вред табака, алкоголя и наркотиков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Враги здоровья"»




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк



Петрушина Галина Николаевна

Педагог дополнительного образования



Методическая разработка занятия

«Враги здоровья»

Аннотация: Методическая разработка занятия на тему «Враги здоровья» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. В ней в доступной для детей начальных классов форме дается представление вреде табака, алкоголя, наркотиков. Занятие включает беседу, стихи, выдержки из произведения М.Твена, Д.Лондона.




























Тема: Враги здоровья"

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни

Задачи:

 Способствовать формированию знаний о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Воспитывать ответственность за свое здоровье и отрицательное отношение к курению.

Формировать осознанное отношение к последствиям вредных привычек;

Оборудование: выдержки из книги М.Твена, Д.Лондона, стихи, Знак, запрещающий курение

Ход занятия:

1.Оргмомент

2. Изучение нового материала

Вступление: Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

– Наверное, потому, что здоровье для человека самое главная ценность.

Но, к сожалению, мы начинаем говорить или задумываться о здоровье тогда, когда его теряем.

А что сильно вредит здоровью? (курение, алкоголь, наркотики)

Почему курение мы относим к вредным привычкам? Вредная привычка – что это за привычка? (Вредная привычка – привычка, которая плохо влияет на организм человека.)


1) Вред курения

Педагог: Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Всё искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…

- А какие ошибки встретил этот человек, мы узнаем в ходе нашего разговора.

В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.

Педагог: Табак, содержащийся в сигаретах, родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. В 1492 году матрос с корабля флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Когда Колумб высадился на берег острова Гаити, жители встречали пришельцев с травой в руках, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». От этой травы шел дым. При курении каждый выпускал дым через ноздри. Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало свое е шествие по странам и континентам

Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин. Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ





Вопрос: Вам известны вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, сигаретах? (Никотин).

Педагог: Да, никотин – сильнейший яд, который действует на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно - сосудистую систему. Все живые существа чувствительны к никотину (не зря же говорят «Капля никотина убивает лошадь»)

Но никотин, не единственное вредное вещество, содержащее в дыме. В нем содержится более 30 вредных для здоровья веществ. Эти вещества могут накапливаться в любых органах и приводить к различным заболеваниям.

Курение наносит вред всему организму, но особенно органам дыхания. Никотин, который

содержится в табачном дыме - ядовит. Он раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, поэтому снижается защитная функция. У курящих часто развиваются различные заболевания органов дыхания - бронхит, воспаление, туберкулез, рак легких, сердце быстро изнашивается. Курящие живут меньше, чем некурящие.


Но, некурящий человек, находящийся в прокуренном помещении, может серьезно заболеть. У некурящих из-за дыма могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорт. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только 1 часа, по существу, каждый раз «выкуривает» половину сигареты систематически. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения раковых заболеваний не только лёгких, но и других органов

Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. От этого страдают все, особенно дети. Дети в таких семьях чаще болеют. Курящие отцы и матери серьезно сокращают не только свою жизнь, но и жизнь своих детей. У детей курящих родителей чаще развивается бронхит, воспаление легких, чем у детей некурящих родителей. Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии.

Педагог:   А вы, ребята, постарайтесь убедить своих родителей, что курить – здоровью вредить.

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения

После вкусного обеда, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком... Они растянулись на земле и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.

- И я тоже, — подхватил Джо. — Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее, начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже... Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:

- Я потерял ножик... Пойду, поищу...

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно.



Запретом мы не всегда что-то можем изменить. Будут подпольным путем изготавливать сигареты, добавлять различные смеси, которые принесут еще больший вред здоровью. Просто запретить невозможно, а вот убедить бросить курить можно


- А вот ещё одно стихотворение. Объявленье у дверей: “вход для птиц и для зверей”…


Вот заходит тигр в аптеку: - мне продайте сигарету.
Медведь-аптекарь отвечает: - их в продаже не бывает.
Есть таблетки, витамины и лекарства от ангины.
Что в рецепте назначают, от болезней помогает, мы зверятам, предлагаем.
У кота слезился глаз, капли он купил у нас.
Пёс поранил лапу, мазь купил и вату.
Болит голова у осла, таблетки ослиха ему принесла.
Приобрел минеральную воду козёл -к завтраку ставит её он на стол.
Подвернула ногу лама, бинт взяла и замотала.
Есть у нас паста для чистки зубов, шампунь для укрепления волос.
Ты просишь сегодня у нас папирос, а завтра нужны будут капельки в нос,
Таблетки от кашля и от ангины, лучше вместо сигарет купи витамины.


Вопросы- Везде ли можно курить?

Какой знак запрещает курение? Как он выглядит?

Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма?


Стихотворение «Кроха».

Кроха – сын пришёл к отцу, и спросила кроха:
“Если я курить начну – это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу.
И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак – это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет, снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет, отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед, а вот голова седая.
Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет меньше нормы ростом.
Я уже не побегу за тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу, мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил, сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны, в этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил за своё куренье.
Никотин – опасный яд. Сердце поражает,
А смола от сигарет в бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, - как ты много знаешь,
Про смолу и никотин, а курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять, может быть, и боле,
Да беда – курю опять, не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын, справимся с бедою.
Ты бросал курить один, а теперь нас двое.
И решили впредь ещё и отец и кроха:
“Будем делать хорошо и не будем - плохо!”







Вопрос: Что нужно помнить, когда предлагают сигарету?

Курение загрязняет лёгкие.

Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.

Курение затрудняет нормальную работу сердца.

Педагог (в заключение):

Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет
Науку эту не забудем
И никотину скажем:
НЕТ!!! (произносим все вместе)


2) Вред алкоголя

Педагог: Из истории появления алкоголя:

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Было создано мнение, что пьянство является традицией русского народа. Но надо сказать, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором. Позднее в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки.


Такая вот традиция, что все лесные детки
Под вечер собираются в одной большой беседке.
Идет беседа, не спеша, кто, где и что увидел,
И что случилось у людей, и кто кого обидел.
Жвачками меняются, курят сигареты,
Кто не хочет – тот не зверь, честь его задета.
Сегодня здесь - праздник, с пивом бочонок
Для всех прикатили. Птенец и волчонок.
Стали пиво разливать, стали дружно выпивать.
Веселятся, а мышонок и ежонок со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно - НЕТ, надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно, это знает целый свет.


Алкоголь очень вреден. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. После того как человек выпил алкоголь, а он содержится в пиве, вине, водке, коньяке и других напитках, то он поступает вместе с кровью в мозг. Алкоголь заставляет мозг работать медленно. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

- Запомните слова Л. Толстого: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.

У пьяных нарушается координация движений. Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам. Алкоголь является веществом от употребления, которого развивается зависимость, то есть похмелье.


У здорового ребенка не может быть влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство.






Точно пишет об этом Джек Лондон в повести «Джон - Ячменное Зерно» (зачитать)

«В первый раз я напился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец пахал в поле. Меня послали отнести ему пива. «Да смотри, не расплескай по дороге!» - наказали мне. Пиво было деревянном ведерке, без крышки. Я нес его и плескал себе на ноги. Я шёл и думал: почему это пиво считается такой драгоценностью? Небось, вкусно! А то почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже... Я сунул нос а ведро и принялся лакать густую жидкость! Ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались! Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, а ведро казалось огромным, а я все хлебал, не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Я проспал под деревьями до вечера. На закате отец разбудил меня, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота. Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление».


3) Вред наркотиков

Педагог: Вначале наркотики и наркомания были распространены в тех странах, где в больших количествах произрастали растения с соответствующими свойствами. Только в 19 в. наркотики проникли в Европу. Английский поэт, пытаясь избавиться от алкоголизма, стал принимать наркотики и поэтически описал свое эйфорическое состояние, в связи чем появилось много подражателей. “Наркотик” - греческое слово. Оно означает «одурманивающий» 

У нас в стране традиции использования наркотических веществ приписывались Средней Азии, где произрастали растения этими свойствами.

Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

- Наркотики могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, конфет, витаминов, таблеток, приятно пахнущих веществ. От наркотической зависимости очень трудно вылечится. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека.

Вопрос: Чем можно заменить сигареты, наркотики, спиртные напитки?

- Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье – это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики – это ПЛОХО.

Закрепление:

Группа 1. Викторина «Сигарета».

Выберите правильный ответ.

• Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

1) Сигареты с фильтром.

2) Сигареты с низким содержанием никотина.

3) Нет. +

• Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

1) 20-30.

2) 200-300.

3) Свыше 4000. +

• У кого наибольшая зависимость от табака?

1) У тех, кто начал курить до 20 лет. +

2) У тех, кто начал курить после 20 лет.

3) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.





• Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения?

1) Аллергия.

2) Рак легких. +

3) Ангина.

• Что такое пассивное курение?

1) Нахождение в помещении, где курят. +

2) Когда куришь за компанию.

3) Когда не затягиваешься сигаретой.


Группа 2. Викторина «Пьянству - бой».

Выберите правильный ответ:

• На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь?

1) На 3-6 лет.

2) На 10-20 лет. +

3) На 30-50 лет.

• В основном семья распадается, если родители:

1) Курят.

2) Пьют. +

3) Не работают.

• Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?

1)Да. +

2) Нет.

3) Это не алкогольный напиток.

• Что, как правило, толкает подростка к употреблению алкоголя?

1) От нечего делать. Скука.

2) Друзья, одноклассники, от которых не хочется отставать. +

3) Нравится на вкус.


Группа 3. Викторина «Наркомания».

Выберите правильный ответ:

• Что происходит с физическими возможностями человека, который употребляет наркотики?

1) Они повышаются.

2) Они не меняются.

3) Они понижаются. +

• Верно ли, что в большинстве стран модно употреблять наркотики?

1) Никогда не было модно. +

2) Очень даже модно.

3) Мода в странах прошла.

• Как влияет употребление наркотиков на работу сердца?

1) Заставляет учащенно биться.

2) Замедляет его работу. +

3) Не влияет.

• Если человек начал употреблять наркотики в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

1) На 5-6 лет.

2) На 7-10 лет.

3) На 15 лет и более. +

• Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему?

1) Улица, друзья.

2) Семья, родители (идет на все ради денег). +

3) Школа.








Группа 4. Викторина «Здоровый образ жизни».

Выбери правильный ответ:

• Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

1) Пить пиво.

2) Заниматься спортом, делать зарядку. +

3) Учить уроки.

• Назови игру, которая не является видом спорта?

1) Бадминтон. +

2) Футбол.

3) Баскетбол.

• На сколько продлевает свою жизнь человек, занимающийся спортом?

1) На 1-2 года.

2) На 10-20 лет. +

3) На 30-40 лет.

• С какого возраста можно заниматься спортом?

1) С рождения.

2) С 2 лет. +

3) С 6 лег.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!