Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Новокузнецк
Петрушина Галина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия
«Враги здоровья»
Аннотация: Методическая разработка занятия на тему «Враги здоровья» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. В ней в доступной для детей начальных классов форме дается представление вреде табака, алкоголя, наркотиков. Занятие включает беседу, стихи, выдержки из произведения М.Твена, Д.Лондона.
Тема: Враги здоровья"
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни
Задачи:
Способствовать формированию знаний о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Воспитывать ответственность за свое здоровье и отрицательное отношение к курению.
Формировать осознанное отношение к последствиям вредных привычек;
Оборудование: выдержки из книги М.Твена, Д.Лондона, стихи, Знак, запрещающий курение
Ход занятия:
1.Оргмомент
2. Изучение нового материала
Вступление: Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
– Наверное, потому, что здоровье для человека самое главная ценность.
Но, к сожалению, мы начинаем говорить или задумываться о здоровье тогда, когда его теряем.
А что сильно вредит здоровью? (курение, алкоголь, наркотики)
Почему курение мы относим к вредным привычкам? Вредная привычка – что это за привычка? (Вредная привычка – привычка, которая плохо влияет на организм человека.)
1) Вред курения
Педагог: Жил однажды человек,
Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Всё искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…
- А какие ошибки встретил этот человек, мы узнаем в ходе нашего разговора.
В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.
Педагог: Табак, содержащийся в сигаретах, родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. В 1492 году матрос с корабля флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Когда Колумб высадился на берег острова Гаити, жители встречали пришельцев с травой в руках, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». От этой травы шел дым. При курении каждый выпускал дым через ноздри. Растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити, начало свое е шествие по странам и континентам
Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин. Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ
Вопрос: Вам известны вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, сигаретах? (Никотин).
Педагог: Да, никотин – сильнейший яд, который действует на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно - сосудистую систему. Все живые существа чувствительны к никотину (не зря же говорят «Капля никотина убивает лошадь»)
Но никотин, не единственное вредное вещество, содержащее в дыме. В нем содержится более 30 вредных для здоровья веществ. Эти вещества могут накапливаться в любых органах и приводить к различным заболеваниям.
Курение наносит вред всему организму, но особенно органам дыхания. Никотин, который
содержится в табачном дыме - ядовит. Он раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, поэтому снижается защитная функция. У курящих часто развиваются различные заболевания органов дыхания - бронхит, воспаление, туберкулез, рак легких, сердце быстро изнашивается. Курящие живут меньше, чем некурящие.
Но, некурящий человек, находящийся в прокуренном помещении, может серьезно заболеть. У некурящих из-за дыма могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорт. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только 1 часа, по существу, каждый раз «выкуривает» половину сигареты систематически. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения раковых заболеваний не только лёгких, но и других органов
Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. От этого страдают все, особенно дети. Дети в таких семьях чаще болеют. Курящие отцы и матери серьезно сокращают не только свою жизнь, но и жизнь своих детей. У детей курящих родителей чаще развивается бронхит, воспаление легких, чем у детей некурящих родителей. Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии.
Педагог: А вы, ребята, постарайтесь убедить своих родителей, что курить – здоровью вредить.
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения
После вкусного обеда, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком... Они растянулись на земле и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.
- И я тоже, — подхватил Джо. — Плевое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее, начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже... Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
- Я потерял ножик... Пойду, поищу...
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно.
Запретом мы не всегда что-то можем изменить. Будут подпольным путем изготавливать сигареты, добавлять различные смеси, которые принесут еще больший вред здоровью. Просто запретить невозможно, а вот убедить бросить курить можно
- А вот ещё одно стихотворение. Объявленье у дверей: “вход для птиц и для зверей”…
Вот заходит тигр в аптеку: - мне продайте сигарету.
Медведь-аптекарь отвечает: - их в продаже не бывает.
Есть таблетки, витамины и лекарства от ангины.
Что в рецепте назначают, от болезней помогает, мы зверятам, предлагаем.
У кота слезился глаз, капли он купил у нас.
Пёс поранил лапу, мазь купил и вату.
Болит голова у осла, таблетки ослиха ему принесла.
Приобрел минеральную воду козёл -к завтраку ставит её он на стол.
Подвернула ногу лама, бинт взяла и замотала.
Есть у нас паста для чистки зубов, шампунь для укрепления волос.
Ты просишь сегодня у нас папирос, а завтра нужны будут капельки в нос,
Таблетки от кашля и от ангины, лучше вместо сигарет купи витамины.
Вопросы- Везде ли можно курить?
Какой знак запрещает курение? Как он выглядит?
Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма?
Стихотворение «Кроха».
Кроха – сын пришёл к отцу, и спросила кроха:
“Если я курить начну – это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу.
И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак – это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет, снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет, отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед, а вот голова седая.
Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет меньше нормы ростом.
Я уже не побегу за тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу, мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил, сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны, в этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил за своё куренье.
Никотин – опасный яд. Сердце поражает,
А смола от сигарет в бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, - как ты много знаешь,
Про смолу и никотин, а курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять, может быть, и боле,
Да беда – курю опять, не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын, справимся с бедою.
Ты бросал курить один, а теперь нас двое.
И решили впредь ещё и отец и кроха:
“Будем делать хорошо и не будем - плохо!”
Вопрос: Что нужно помнить, когда предлагают сигарету?
Курение загрязняет лёгкие.
Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
Курение затрудняет нормальную работу сердца.
Педагог (в заключение):
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет
Науку эту не забудем
И никотину скажем:
НЕТ!!! (произносим все вместе)
2) Вред алкоголя
Педагог: Из истории появления алкоголя:
Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.
Было создано мнение, что пьянство является традицией русского народа. Но надо сказать, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором. Позднее в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки.
Такая вот традиция, что все лесные детки
Под вечер собираются в одной большой беседке.
Идет беседа, не спеша, кто, где и что увидел,
И что случилось у людей, и кто кого обидел.
Жвачками меняются, курят сигареты,
Кто не хочет – тот не зверь, честь его задета.
Сегодня здесь - праздник, с пивом бочонок
Для всех прикатили. Птенец и волчонок.
Стали пиво разливать, стали дружно выпивать.
Веселятся, а мышонок и ежонок со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно - НЕТ, надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно, это знает целый свет.
Алкоголь очень вреден. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. После того как человек выпил алкоголь, а он содержится в пиве, вине, водке, коньяке и других напитках, то он поступает вместе с кровью в мозг. Алкоголь заставляет мозг работать медленно. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
- Запомните слова Л. Толстого: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.
У пьяных нарушается координация движений. Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам. Алкоголь является веществом от употребления, которого развивается зависимость, то есть похмелье.
У здорового ребенка не может быть влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство.
Точно пишет об этом Джек Лондон в повести «Джон - Ячменное Зерно» (зачитать)
«В первый раз я напился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец пахал в поле. Меня послали отнести ему пива. «Да смотри, не расплескай по дороге!» - наказали мне. Пиво было деревянном ведерке, без крышки. Я нес его и плескал себе на ноги. Я шёл и думал: почему это пиво считается такой драгоценностью? Небось, вкусно! А то почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже... Я сунул нос а ведро и принялся лакать густую жидкость! Ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались! Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, а ведро казалось огромным, а я все хлебал, не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Я проспал под деревьями до вечера. На закате отец разбудил меня, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота. Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление».
3) Вред наркотиков
Педагог: Вначале наркотики и наркомания были распространены в тех странах, где в больших количествах произрастали растения с соответствующими свойствами. Только в 19 в. наркотики проникли в Европу. Английский поэт, пытаясь избавиться от алкоголизма, стал принимать наркотики и поэтически описал свое эйфорическое состояние, в связи чем появилось много подражателей. “Наркотик” - греческое слово. Оно означает «одурманивающий»
У нас в стране традиции использования наркотических веществ приписывались Средней Азии, где произрастали растения этими свойствами.
Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
- Наркотики могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, конфет, витаминов, таблеток, приятно пахнущих веществ. От наркотической зависимости очень трудно вылечится. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека.
Вопрос: Чем можно заменить сигареты, наркотики, спиртные напитки?
- Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье – это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики – это ПЛОХО.
Закрепление:
Группа 1. Викторина «Сигарета».
Выберите правильный ответ.
• Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1) Сигареты с фильтром.
2) Сигареты с низким содержанием никотина.
3) Нет. +
• Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?
1) 20-30.
2) 200-300.
3) Свыше 4000. +
• У кого наибольшая зависимость от табака?
1) У тех, кто начал курить до 20 лет. +
2) У тех, кто начал курить после 20 лет.
3) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.
• Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения?
1) Аллергия.
2) Рак легких. +
3) Ангина.
• Что такое пассивное курение?
1) Нахождение в помещении, где курят. +
2) Когда куришь за компанию.
3) Когда не затягиваешься сигаретой.
Группа 2. Викторина «Пьянству - бой».
Выберите правильный ответ:
• На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь?
1) На 3-6 лет.
2) На 10-20 лет. +
3) На 30-50 лет.
• В основном семья распадается, если родители:
1) Курят.
2) Пьют. +
3) Не работают.
• Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?
1)Да. +
2) Нет.
3) Это не алкогольный напиток.
• Что, как правило, толкает подростка к употреблению алкоголя?
1) От нечего делать. Скука.
2) Друзья, одноклассники, от которых не хочется отставать. +
3) Нравится на вкус.
Группа 3. Викторина «Наркомания».
Выберите правильный ответ:
• Что происходит с физическими возможностями человека, который употребляет наркотики?
1) Они повышаются.
2) Они не меняются.
3) Они понижаются. +
• Верно ли, что в большинстве стран модно употреблять наркотики?
1) Никогда не было модно. +
2) Очень даже модно.
3) Мода в странах прошла.
• Как влияет употребление наркотиков на работу сердца?
1) Заставляет учащенно биться.
2) Замедляет его работу. +
3) Не влияет.
• Если человек начал употреблять наркотики в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1) На 5-6 лет.
2) На 7-10 лет.
3) На 15 лет и более. +
• Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему?
1) Улица, друзья.
2) Семья, родители (идет на все ради денег). +
3) Школа.
Группа 4. Викторина «Здоровый образ жизни».
Выбери правильный ответ:
• Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?
1) Пить пиво.
2) Заниматься спортом, делать зарядку. +
3) Учить уроки.
• Назови игру, которая не является видом спорта?
1) Бадминтон. +
2) Футбол.
3) Баскетбол.
• На сколько продлевает свою жизнь человек, занимающийся спортом?
1) На 1-2 года.
2) На 10-20 лет. +
3) На 30-40 лет.
• С какого возраста можно заниматься спортом?
1) С рождения.
2) С 2 лет. +
3) С 6 лег.