СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия студии изобразительного искусства - Натюрморт "Весенние цветы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия изостудии - Весенний натюрморт

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия студии изобразительного искусства - Натюрморт "Весенние цветы"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект открытого занятия № 54

Дата: 27.03.2023 г.

Группа: АТп-1-1

Объединение: изостудия «Арт квартал»

Педагог: Русакевич И.В.

Тема: Натюрморт «Весенние цветы».

Год обучения: 1.

Тема занятия: Натюрморт «Весенние цветы».

Тип занятия: комбинированное

Цель: развивать у детей творческое воображение.

Задачи:

Обучающая:

-учить передавать колорит весеннего букета;

Развивающая:

-совершенствовать умения и навыки детей в рисовании;
- обучать передавать колорит весеннего букета; формировать композицию рисунка;

-закреплять знания цветов и привить навыки изображения формы предмета с помощью правильного отображения света и тени.
Воспитательная:

-воспитывать любовь к изобразительному искусству и природе.

Виды работы: устная, практическая, физкультминутка.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование для педагога:

  • Презентация .

  • Примеры работ.

  • Бумага (формат – А-3).

  • Репродукция картин П.П. Кончаловский «Сирень», Хруцкий «Цкты и плоды» и др.

  • Музыка: Шопен «Весенний вальс».

Оборудование для учащихся: лист А-3, простой карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти .

Ход занятия:

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.

2. Повторение пройденного материала:

Педагог: Давайте вспомним какие темы были у нас на предыдущих занятиях. Мы познакомились с цветоведением, изучили теплые и холодные цвета Давайте вспомним какие правила цветоведения, композиции.

Основные правила цветоведения базируются на цветовом круге и цветовых схемах (показ схемы наглядно). Основные правила композиции это: соразмерность предметов в листе бумаги, соподчиненность предметов (главное и второстепенное), правило полиграфии (расстояние от края листа до предмета сверху меньше, расстояние от предмета до края листа снизу больше).

3. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.

Педагог: Сегодня у нас будет занятие на тему «Весенние цветы» к какому жанру мы можем отнести нашу тему?

- Правильно-«Натюрморт».

-Что такое натюрморт?


П.П. Кончаловский «Сирень» Хруцкий «Цкты и плоды»


Правильно: Картина, на которой изображены плоды, цветы, предметы, называется- натюрморт.Натюрморт в дословном переводе - «неживая природа», но сколько в нем жизни!

- Сегодня мы вспомним понятия: колорит, композиция. Также сегодня вспомним с понятия «светотень» и «нюансные цвета», вспомним как передавать объем вазы. бутонов и цвет тюльпанов с помощью светотени и нюансных цветов.

4. Мотивация.

Педагог.  -Давайте посмотрим презентацию на тему Натюрморт. Давайте посмотрим видеоряд работ разных художников по нашей теме, обратим внимание на композиционное и цветовое решение, технические приемы которые применили художники.

Рассказать о человеке можно, изображая только вещи. Они очень много могут поведать о своем хозяине, о времени, в котором он живет, о его интересах, о его настроение. На картине Петрова – Водкина на подоконнике лежит скрипка, кажется, что в комнату сейчас зайдет музыкант, возьмет скрипку и зазвучит грустная мелодия.

- О чем хотел рассказать Юрий Пименов в картине « Ожидание» ?

Есть картины, написанные под влиянием светлых радостных чувств. А есть — в связи с трагическими событиями.
Одна из таких – «Роза в стакане» Михаила Врубеля, написанная простыми графитовыми карандашами.

Нежный цветок стоит в стакане, наполненном водой. Его недавно сорвали, и он не утратил своей свежести. Но век срезанной розы недолог. Остаётся лишь наслаждаться её видом и ароматом, пока она полностью не завянет.
В картину Михаил вложил глубокий смысл. Написал он её, находясь в психиатрической лечебнице, куда попал после смерти единственного сына.

5. Теоретическая часть.

Цвет – душа живописи. Основу художественных средств живописи составляет цвет в

единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи?

Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях.

Очень часто ученики рисуют предметы и объекты теми цветами, которые видят

(трава – зеленая, небо – голубое, морковь – оранжевая) Это знак цвета, без изменений и без влияний на него реального окружения. Он называется локальным цветом, но существует как вы знаете много оттенков, т.е. Локальный цвет – это чистые, несмешанные цвета.

Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.

Колорит весеннего натюрморта можно назвать каким? (нежным, светлым или пастельным)

Пастельные тона – нежная элегантность. Нежные и приглушенные оттенки розового, сиреневого, кремового и цвета шампанского противоположны светящимся первичным цветам. Но, несмотря на свою нежность, они не являются блеклыми и неприметными. В сочетании с белым цветом они создают совершенно особенный налет элегантности. Эти мягкие контрасты излучают нежную и спокойную ауру. Приняв во внимание советы, можно решить – сделать ли работу тон в тон, либо создать контрастную, будоражащую композицию. Приступая к колористическому решению произведения, необходимо также учитывать, что каждый цвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими.

Вспомним что такое контраст и нюанс.

Контраст - резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления.  Нюанс - незначительное различие свойств сравниваемых форм при мнительном преобладании их сходства. Нюанс — самое изящное и тонкое средство в искусстве в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.

Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах.

6. Физкультминутка

7. Практическая часть

-А теперь, ребята, давайте начнем выполнять работу. Важным условием успешного выполнения задания является соблюдение общего принципа: от общего – к частному. Этот принцип означает, что на каждом из перечисленных этапов выполнения этюда не следует увлекаться мелкими деталями. Надо сохранить цельность всей работы.

Этапы построения натюрморта:

1. Анализ постановки. Выбор точки зрения. Определение положения листа (вертикальное, горизонтальное). Приступаем к компоновке постановки на бумаге. Методом визирования определяем горизонтальным или вертикальным является натюрморт и исходя из этого располагаем лист. Предметам на листе не должно быть тесно или слишком просторно. Композиция не должна «съехать вниз» или «подпрыгнуть».

2. Композиционное размещение изображения всего натюрморта в заданном формате листа (выполняется в виде легкого контурного наброска карандашом или кистью с использованием какого-либо светлого нейтрального цвета). Учитель предлагает начать с эскиза. Обозначаем простым карандашом линию поверхности стола, на котором будет располагаться ваза с цветами,. Нужно нарисовать обобщенную форму всех предметов натюрморта, без деталей, определить обобщенно границы.

3. Затем приступаем к построению формы предметов разбивая их на простые геометричесие формы. Уточненяем цвет и формы и пропорции предметов, изображение деталей, выявление пространственного расположения предметов.

Только после того, как были выверины все пропорции, можно начинать уточнять рисунок. Передний план натюрморта, по законам воздушной перспективы, нужно нарисовать более четким и ярким, чем задний – это акцент на предметах, которые находятся ближе к зрителю. Ваза симметрична, поэтому намечаем вертикальную ось и определяем простые объемы, составляющие ее форму – конус, шар, цилиндр.

4. Далее рисуем сквозное построение. Это детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы. На каждой горизонтальной оси выстраиваем эллипсы. Следим за тем, чтобы нижние эллипсы были раскрыты сильнее, чем верхние, проверяем это соотношением вертикальной оси эллипса к горизонтальной.

5. Передача характера освещения и теней. Намечаем границы света и тени на поверхности предметов, очертания бликов, границы падающих теней.

6. Выявление пространственных планов (дальний – ближний) за счет смягчения или усиления контуров предметов. Как выделим в центре цветок? (крупнее и наиболее яркой окраски) .

8. Закрепление изученного материала.

-Какие новые понятия мы с вами сегодня узнали?

-Что такое колорит?

- Как можно описать колорит нашей работы?

9. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы с вами сделали набросок нашего натюрморта. На следующем занятии мы продолжим наш натюрморт в цвете.

Натюрморт раскрывает не только красоту вещей, но и мир человека, его мысли и чувства. Рисуя неодушевленный предметный мир, можно выразить в картине настроение.

Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

  1. Коллекция книг о живописи и искусстве [Электронный ресурс] : сайт для учащихся вхудожественных учебных заведениях. - Режим доступа :http://hudozhnikam.ru/index.html

  2. Руссие художники – пейзажи [Электронный ресурс] : soft-light.ru.

  3. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.

  4. 4. Н.Н. Ростовцев “Учебный рисунок”. Москва Просвещение 1985.- 256 с.

  5. Н.М. Сокольникова “Краткий курс художественных терминов”5–8 класс Обнинск Издательство “Титул” 1998 – 80 с.

  6. Н.М. Сокольникова “Основы рисунка” 5–8 класс Издательство “Титул” 1998 – 96 с.

  7. Бенуа, А. Н. Русское искусство XVIII - XX веков /А. Н. Бенуа. - М.: Яуза, Эксмо, 2004. - 554с.

  8. Болотина, И. С. Натюрморт советских художников /И. С. Болотина. - М.: Внешсигма, 2000. - 120с.: ил.

Интернет ресурсы

https://www.turboreferat.ru/art/osnovy-kompozicii/132175-675953-page4.html

https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-otkrytogho-uroka-viesienniie-tsviety



2 занятие №55 29.03.2023

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.

2. Повторение пройденного материала:

Педагог: Давайте вспомним что мы делали на предыдущем занятии. Мы вспомнили основные понятия с цветоведения, сделали набросок натюрморта «Весенние цветы». Давайте вспомним что такое колорит и поговорим о цветоведении, потом продолжим работу над натюрмортом в цвете.

В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладания в нем цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы и добиться с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели. Чтобы это получилось именно так, как хочется, пригодятся несколько советов по поводу выбора цветовой палитры деятелей науки и культуры разных времен, физиологов, психологов, а также представления людей различных вероисповеданий об ассоциациях и символике цвета.

Зеленый – это свежесть. Для любителей природы совершенно очевидно, что свежая зелень привносит в дом, особенно в холодное время года. Поэтому зеленый цвет почти всегда приветствуется, так как наряду с излучением свежести он обладает еще одним прекрасным свойством – подчеркивает красоту других цветов, особенно дополнительного красного. В древнерусской иконописи зеленый цвет был символом юности и цветения. Серый – цвет благородства. Для некоторых слово серый ассоциируется в первую очередь не с цветом, а с состоянием – тусклым, беспросветно- холодным, пасмурным. Однако все зависит от того, что мы можем выразить этим цветом. В средневековом христианстве серый – это смирение, победа духа над телом. Серый – нейтральный цвет, его можно комбинировать как с теплыми, так и холодными тонами. Белый цвет, как и серый, может выражать самые различные настроения. По Кандинскому – это рождение, по представлениям людей Древнего мира – это посвященность божеству, святость, чистота, невинность, божественный свет. Белый цвет смотрится совершенно поразному, в зависимости от того, с каким цветом его комбинируют. Он может выглядеть холодно и просто, но одновременно благородно и элегантно. Очень нарядно будет смотреться работа, где белый цвет скомбинирован с пастельными тонами и множеством серебра.

Желтый цвет – свет и радость. С желтым цветом у нас ассоциируются солнечный свет, веселье, жизненная сила и радостная суета. И это действительно так, ибо предвестниками лета являются желтые весенние цветы: нарциссы, тюльпаны, примулы. Желтый цвет сопровождает нас в течение всего года: поздним летом мы любуемся огромными цветами подсолнечника, осенью листвой деревьев, а в конце зимы – букетами мимоз.

Красный цвет – это тепло огня. Красный наиболее сильный излучающий свет и самый импульсивный из всех цветов. Светящийся красный одновременно передает тепло и наряженность. Не напрасно красные розы являются символом романтики, страсти и красоты. Красный цвет всегда будет доминировать и бросаться в глаза. Именно поэтому он может стать слегка навязчивым. Рекомендуют быть осторожными с красным цветом. Чувственность и тепло красный цвет будет излучать в сочетании с блеклыми розовыми оттенками, ощущение от тепла огня подчеркнут серый и зеленый цвета.

Синий передает ощущение солидности. От самого светлого и нежного сизо-голубого до насыщенного цвета стали – такова палитра синих тонов, которую вы можете выбрать. Синий цвет может быть холодным, напоминающим о темноте ночи и теней, а иногда очень живым и вдохновляюще-творческим. Синий прекрасно смотрится в комбинации с другими цветами. Контрастная комбинация синего с белым подкупает чистотой своих красок и жизненностью. Более близкие по цвету варианты зеленого и синего цвета, напротив могут образовать более стильное изделие.

Практическая часть:

Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность.

  1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, пе­редающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.

  2. Н ачинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей компози­ции картины; постарайтесь на последнем этапе  поподробнее прорисовать его.

3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.

 4.После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите сле­дующий за ним предмет, являющийся для него фоном.

5.В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.



Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

  1. Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:

  • если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,

  • если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.

.

       2.   Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих  поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

 

  • Третий этап заключительный. Синтез – подведение итогов над работой.

В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.  

 

  1.  В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.

2. Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

(изображение Обозначим цветные рефлексы на поверхности предметов, собственных и падающих теней от предметов.

8. Закрепление изученного материала.

-Какие новые понятия мы с вами сегодня узнали?

-Что такое колорит?

- Как можно описать колорит нашей работы?

-Какие этапы работы над натюрмортом?

9. Подведение итогов занятия.

Давайте теперь проверим, как вы справились с поставленной задачей. У всех получились интересные рисунки натюрморта. Натюрморт раскрывает не только красоту вещей, но и мир человека, его мысли и чувства. Рисуя неодушевленный предметный мир, можно выразить в картине настроение.

Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

  1. Коллекция книг о живописи и искусстве [Электронный ресурс] : сайт для учащихся вхудожественных учебных заведениях. - Режим доступа :http://hudozhnikam.ru/index.html

  2. Руссие художники – пейзажи [Электронный ресурс] : soft-light.ru.

  3. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.

  4. 4. Н.Н. Ростовцев “Учебный рисунок”. Москва Просвещение 1985.- 256 с.

  5. Н.М. Сокольникова “Краткий курс художественных терминов”5–8 класс Обнинск Издательство “Титул” 1998 – 80 с.

  6. Н.М. Сокольникова “Основы рисунка” 5–8 класс Издательство “Титул” 1998 – 96 с.

  7. Бенуа, А. Н. Русское искусство XVIII - XX веков /А. Н. Бенуа. - М.: Яуза, Эксмо, 2004. - 554с.

  8. Болотина, И. С. Натюрморт советских художников /И. С. Болотина. - М.: Внешсигма, 2000. - 120с.: ил.

Интернет ресурсы

https://www.turboreferat.ru/art/osnovy-kompozicii/132175-675953-page4.html

https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-otkrytogho-uroka-viesienniie-tsviety






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!