СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине "История" на тему "Научно-технический прогресс на рубеже XIX - XX в."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка помогает обучающимся понять сущность и социальную значимость будущей специальности/профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории и обществознания профессиональных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по учебной дисциплине "История" на тему "Научно-технический прогресс на рубеже XIX - XX в."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение


Комсомольский - на- Амуре строительный колледж
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX в.





Учебная дисциплина: История
















г. Комсомольск-на-Амуре,

2021г.

Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Тема: Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX в.

Тип пособия: методическая разработка занятия по учебной дисциплине

«История»

Автор: Павлова Татьяна Николаевна,

преподаватель истории и обществознания


Методическая разработка помогает обучающимся понять сущность и социальную значимость будущей специальности/профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории и обществознания профессиональных образовательных учреждений.













КГБ ПОУ КСК

г. Комсомольск-на-Амуре

пр. Ленина, 20

(4217)54-43-40




Пояснительная записка

Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности способной к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения различными компетенциями: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, производить анализ, синтез полученной информации, делать выводы, выделять главное. На данном занятии применяются основные методы проектно-исследовательской технологии, с точки зрения современной педагогики ученическое исследование наиболее эффективной формой работы. Цель ученического исследования — глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у обучающихся исследовательских навыков. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернет, материалы СМИ и др. Проектно-исследовательская технология, позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности и творческой активности обучающихся. Использование данной технологии позволяет педагогу разнообразить формы и методы работы, активизировать деятельность обучающихся. Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных дисциплин. Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, оценку полученных результатов и выводов.


Занятие по теме «Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX в.» состоит из:

  1. Мотивационной части, обучающимся задаётся вопрос «Верите ли Вы в то что …» (научно-технический прогресс имел только положительные последствия) в ходе мозгового штурма обучающиеся высказывают свою точку зрения и совместно с преподавателем формулируют проблему занятия.

  2. Изучение нового материала осуществляется в малых группах, где студенты знакомятся с материалом, осуществляя его поиск в различных источниках, составляют таблицу (приложение 2).

  3. Закрепление нового материала происходит в форме определения положительных и отрицательных последствий от использования изобретений и научных открытий сделанных учеными на рубеже XIX – XX вв.

На занятии используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернет, материалы СМИ.















































Тема: Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX в.

Цель: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

Задачи:

- создание условий для формирования умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, и работать в команде, эффективно общаться с коллегами;

- анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы, выделять главное.

Тип занятия: исследование

МТО: ПК, мультимедийный проектор, видеофрагменты «Творческий путь В.И. Вернадского», «Вклад в медицину Пирогова Н.И.», «Первые автомобили», «Первый фильм», «Радио Попова А.С.»; ноутбуки, выход в сеть Интернет, инструкционные карты для групп, таблица, слайдовое сопровождение.

Для кого предназначен: преподавателей истории и обществознания

профессиональных образовательных организаций

Условия работы на занятии:

  1. Студенты работают в трех группах.

  2. В каждой команде есть модератор, который оценивает работу всех членов команды (приложение № 1)








Ход занятия:

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Мотивационная часть студентам предлагается вопрос «Верите ли Вы в то что …» (научно-технический прогресс имел только положительные последствия для дальнейшего развития человеческой цивилизации) в ходе мозгового штурма обучающиеся высказывают свою точку зрения и совместно с преподавателем формулируют проблему занятия.

На экране появляется название темы «Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX в.»

Преподаватель предлагает таблицу, которую студенты должны будут заполнить в ходе обсуждения информации, полученной студентами из разных источников (приложение 2)

Как вы можете определить проблему занятия?


Вы правы основная проблема нашего занятия – научные открытия и изобретения имеют не только положительное, но и отрицательное значение для дальнейшего развития человеческой цивилизации.


Мы сегодня с вами во время занятия определим значение открытий для дальнейшего цивилизационного развития.

Студенты отвечают на вопросы, поставленные преподавателем:

Определить значение открытий и изобретений для развития человеческой цивилизации.

Мы сегодня, на нашем занятии познакомимся с открытиями в науке, медицине, изобретениями Г. Даймлера, К. Бенца, братьев Райт, А.Н. Шелеста, братьев Люмьер, А.С. Попова.

II. Изучение нового материала (работа в группах)

Вам предлагается разбиться на три группы в соответствии с областями научно-технического прогресса XIX – XX в. (прил. 2)

2.1 Работа по рассмотрению и формулированию последствий научно-технического прогресса XIXXX в.

Инструкция: каждая группа должна изучить открытия, сделанные в выбранной области научно-технического прогресса, выделить и обсудить положительные и отрицательные последствия данных открытий и изобретений.

Студенты, работая в группах формулируют причины смутного времени.


1 группа – открытия в медицине.

2 группа – открытия в науке.

3 группа – научно-технические изобретения.

2. 2 Законные правители и самозванцы: поиск выхода

Инструкция:

1. Преподаватель предлагает каждой группе просмотреть материал в интернет ресурсах.

2. Студентам последствия каждого открытия/изобретения.

3. Обучающиеся формулируют ответ на основной вопрос «Верите ли Вы в то что … (научно-технический прогресс имел только положительные последствия для дальнейшего развития человеческой цивилизации)

4. Командам необходимо определить последствия от научно-технического прогресса (прил. № 2)

Группа № 1. Верите ли Вы, что открытия Вернадского В.И., Менделеева Д.И., Максвела Д.К., Сечного И.М. имели только положительные последствия для цивилизации, какой вред на ваш взгляд данные открытия нанесли современности.

Группа № 2. Верите ли Вы, что без открытий И.П. Павлова, И.И. Мечникова, Н.И. Пирогова, В.К. Рентгена современная им цивилизация развивалась по тому же пути, что и с этими открытиями, какой вред на ваш взгляд данные открытия нанесли современности.

Группа № 3. Верите ли Вы, что без изобретений К.Бенца, Г. Даймлера, братьев Райт, братьев Люмьер, А.Н. Шелеста, А.С. Попова современная цивилизация достигла бы того уровня, что она достигла, какой вред на ваш взгляд данные открытия несут в себе.

Физминутка: Картинная галерея.

III. Закрепление нового материала

3.1 Защита работы.


Студенты в группах готовят таблицу с описанием открытий и последствий для человечества данных открытий

IV. Подведение итогов занятия

4.1 Рефлексия

Студентам предлагается ответить на вопросы:

- Что дала вам работа в группах?

- Помогла вам такая форма работы понять особенности научно-технического прогресса?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

- Что Вы узнали на занятии?

- Каким образом получили новые знания?

4.2 Оценивание

Оценки Вам поставил ваш модератор в процессе нашего занятия.

Согласны ли вы с ними.

Студенты высказывают свою точку зрения

4.3 Итог занятия

Подведем итог.

Студенты отвечают на главный вопрос занятия, описывая положительные и отрицательные последствия научно-технического прогресса XIX – XXв.

5. Домашнее задание

Студентам предлагается оформить сообщение в виде мини-книжке на темы:

Русское самолетостроение нач. XX в.

Русское автомобилестроение нач. XX в. (приложение 3)


Библиографический список:

  1. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. – М., 2004. – 82 с.

  2. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов: Наука, 2009. – 52 с.

  3. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы/ Н.А. Суворова. – М., 2005. – 167 с.

  4. Рефлексия как этап занятия: виды, приемы, примеры (Рефлексия как этап занятия: виды, приемы, примеры | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru))

  5. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (rckmtc.ru)

  6. Приёмы мотивации учащихся на уроке истории. (infourok.ru)

  7. Презентация по учебной дисциплине "История" на тему "Научно-технический прогресс на рубеже XIX - XX в." (multiurok.ru)





















Приложение 1

Лист самооценки занятия по учебной дисциплине «История»

Тема занятия: Научно-технический прогресс на рубеже XIX – XX вв..

Наименование ролей в группе

Изучение предложенных источников, поиск необходимой информации

1 балл

Работа по отбору информации

1 балл

Участие в дискуссии

1 балл

Оформление таблицы по ходу занятия

1 балл

Итого баллов - оценка

1

Модератор:






2







3







4







5







6







Критерии оценки: 4 баллов – оценка «5»; 3 балла – оценка «4»; 2 балла – оценка «3»

















Приложение 2

Область НТП

Ученый, изобретатель

Изобретение (открытие)

Последствия для человечества

положительные

отрицательные

наука





медицина





транспорт





кинематограф





связь









Приложение 3

Домашнее задание

Составить мини-книжку, по темам:

Русское самолетостроение нач. XX в.

Русское автомобилестроение нач. XX в.

Используя ссылки на материалы, по темам:

1) Русское самолетостроение нач. XX в.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

http://www.aviasouz.com/vek_aviastr.html

https://worldofwarplanes.ru/warplanes/history/aircraft-building/history-soviet-aircraft-building/

2) русское автомобилестроение нач. XX в.

https://pressa.tv/avto/36982-rossiyskoe-avtomobilestroenie-v-nachale-20-veka-russkie-lamborgini-5-foto.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5abddb1055876b8b1c408339/razvitie-avtomobilestroenie-v-rossii-konec-xix-v-nachalo-xx-v-5ac0c7eaad0f22cf6330f94c

http://avtoistoriyarossii.ru/

Требования к подготовке сообщения в виде мини-книжки по истории:

Проект в форме сообщения


Подготовка информационного сообщения в виде мини-книжки – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему сообщения для озвучивания на теоретическом, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

В проекте необходимо отразить: описание работы изобретателя, внешний вид и строение изобретения, положительные и отрицательные последствия от использования изобретения на дорогах и в воздушном пространстве нашего Отечества.

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.


Критерии оценки:

  • актуальность темы, 1 балл;

  • соответствие содержания теме, 1 балла;

  • глубина проработки материала, 1 балла;

  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;

  • наличие элементов наглядности, 1 балла.

Максимальное количество баллов: 5

Оценка выставляется по количеству набранных баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!