СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по профилактике девиантного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по профилактике девиантного поведения»

















Методическая разработка


психологического коррекционно – развивающего занятия


для младших школьников (7 - 9 лет)


по профилактике девиантного поведения


на тему: «Умение управлять негативными эмоциями»


























Пояснительная записка


Психолого-педагогическое обоснование:

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.


Цель занятия:

Развитие эмоционально – волевой сферы младших школьников


Задачи:

- познакомить детей с некоторыми способами управления негативными эмоциями (агрессией, страхом и др.);

- помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения;

- формировать у учащихся осознание последствий агрессивных способов защиты;

- обучить учащихся способам снятия напряжения;

- воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.


Содержание и ход занятия:


Проблемная ситуация:

Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.

Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор:

- кулаков,

- спокойного тона,

- крика,

- насмешки,

- топанья ног.

Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами, которых так высмеивает поэт В. Берестов:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться –

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться –

Нечем будет петушиться!


Доверительная беседа на тему:


«Почему человек злится? Как управлять негативными эмоциями? Как побороть зло?»


Информация:

Ведущий рассказывает детям об эмоциональных состояниях человека (злость, раздражение, страх, неуверенность). Рассмотреть их на примерах детей, отметить выражение лица, действия, состояния, чувства. Обратить внимание, в каких случаях и какие чувства испытывает человек. Надо уметь различать свои чувства и чувства окружающих. Положительные эмоции приятны каждому человеку, а отрицательные могут нанести вред не только самому человеку, но и окружающим людям. Поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями и находить им позитивный выход.


Вопросы к беседе с детьми:

- Есть негативные способы выражения эмоций (драться, плакать, кричать, топать ногами, и т.д.), но есть и позитивные (сосчитать до 10, вспомнить что – нибудь приятное, побить подушку, заняться спортом, физкультурой, поиграть и т.д.). Какие негативные и позитивные способы выражения эмоций вы знаете?

- В каких ситуациях может злиться человек?

- На что похоже зло в человеке (на вулкан, молнию, дикое животное…)?

- Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.

- А вам приходилось когда – нибудь злиться?

- Что вы чувствовали в этот момент?

- Что хотелось сделать?

- Почему нужно управлять своими эмоциями?

- Что получиться, если мы не сможем справиться со своими эмоциями (с агрессивностью, страхом, раздражением, неуверенностью, обидой, плохим настроением)?


Разминка:


Упражнение – активатор «Море волнуется раз…»


Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Фигура обиды (злости, раздражения, гнева, плохого настроения) замри!

После разминки учащиеся садятся на свои места и обсуждают с ведущим ощущения в процессе выполнения упражнения.

- Какие эмоции возникали в процессе выполнения разминки?

- Какое состояние агрессии изображалось легко?

- Какое состояние изображалось трудно?


Работа по теме:

Чтение художественных произведений. Оценка детьми эмоционального состояния героев и обсуждение перенесенных собственных эмоциональных состояний. Информация ведущего о негативном воздействии отрицательных эмоций на человека. Обсуждение способов борьбы с отрицательными эмоциями.


Чтение рассказа


«Не смей» (Э. Шим)


«Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят «куличи», строят что – то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать.

Когда Федор что – нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где – нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко – стесняется…

Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду, задумался – что ему сделали те, которые меньше его и слабей?»


Вопросы для обсуждения сказки:

- Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто – нет? Почему?

- Почему люди обижают слабых?

- Кто надежнее: добрый или злой?

- Можно ли справиться со злом?

- Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»?


Разминка:


Упражнение – активатор «Розовый крокодил»

Группа учащихся разделяется на малые группы и каждой группе дается задание смоделировать свою ситуацию, эмоциональное состояние, животного и др. Затем все группы по очереди показывают, что у них получилось, остальные отгадывают.

После разминки учащиеся садятся на свои места и обсуждают с ведущим ощущения в процессе выполнения упражнения.


Продолжение работы по теме:

Взрослый предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников.


Рисунок «Моя негативная эмоция»

Предложить детям нарисовать какую – то свою негативную эмоцию на листе бумаги и в последовательно уменьшающихся квадратах. Сделать ее такой маленькой, чтобы не было заметно на листе. Затем всем детям сложить свои рисунки в мешок и в перемену вынести его в мусорный бак.


Завершение работы: Дети обмениваются впечатлениями о занятии.



Список литературы:


  1. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. Пособие для учителя. Москва – Воронеж, 2000.

  2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне // Методический журнал 2012 № 1, Москва: «Педагогический поиск»;

  3. Самошкина Л.И., Перекрестов А.И., Парфенова Н.М. Программа первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости. Методическое пособие, Владимир, 2004;

  4. http://festival.1september.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!