Методическая разработка
психологического коррекционно – развивающего занятия
для младших школьников (7 - 9 лет)
по профилактике девиантного поведения
на тему: «Умение управлять негативными эмоциями»
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое обоснование:
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Цель занятия:
Развитие эмоционально – волевой сферы младших школьников
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми способами управления негативными эмоциями (агрессией, страхом и др.);
- помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения;
- формировать у учащихся осознание последствий агрессивных способов защиты;
- обучить учащихся способам снятия напряжения;
- воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Содержание и ход занятия:
Проблемная ситуация:
Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнет игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.
Взрослый предлагает представить детям себя на месте мальчиков и выбрать, с помощью чего они решили бы этот спор:
- кулаков,
- спокойного тона,
- крика,
- насмешки,
- топанья ног.
Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами, которых так высмеивает поэт В. Берестов:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться –
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться –
Нечем будет петушиться!
Доверительная беседа на тему:
«Почему человек злится? Как управлять негативными эмоциями? Как побороть зло?»
Информация:
Ведущий рассказывает детям об эмоциональных состояниях человека (злость, раздражение, страх, неуверенность). Рассмотреть их на примерах детей, отметить выражение лица, действия, состояния, чувства. Обратить внимание, в каких случаях и какие чувства испытывает человек. Надо уметь различать свои чувства и чувства окружающих. Положительные эмоции приятны каждому человеку, а отрицательные могут нанести вред не только самому человеку, но и окружающим людям. Поэтому необходимо научиться управлять своими эмоциями и находить им позитивный выход.
Вопросы к беседе с детьми:
- Есть негативные способы выражения эмоций (драться, плакать, кричать, топать ногами, и т.д.), но есть и позитивные (сосчитать до 10, вспомнить что – нибудь приятное, побить подушку, заняться спортом, физкультурой, поиграть и т.д.). Какие негативные и позитивные способы выражения эмоций вы знаете?
- В каких ситуациях может злиться человек?
- На что похоже зло в человеке (на вулкан, молнию, дикое животное…)?
- Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.
- А вам приходилось когда – нибудь злиться?
- Что вы чувствовали в этот момент?
- Что хотелось сделать?
- Почему нужно управлять своими эмоциями?
- Что получиться, если мы не сможем справиться со своими эмоциями (с агрессивностью, страхом, раздражением, неуверенностью, обидой, плохим настроением)?
Разминка:
Упражнение – активатор «Море волнуется раз…»
Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Фигура обиды (злости, раздражения, гнева, плохого настроения) замри!
После разминки учащиеся садятся на свои места и обсуждают с ведущим ощущения в процессе выполнения упражнения.
- Какие эмоции возникали в процессе выполнения разминки?
- Какое состояние агрессии изображалось легко?
- Какое состояние изображалось трудно?
Работа по теме:
Чтение художественных произведений. Оценка детьми эмоционального состояния героев и обсуждение перенесенных собственных эмоциональных состояний. Информация ведущего о негативном воздействии отрицательных эмоций на человека. Обсуждение способов борьбы с отрицательными эмоциями.
Чтение рассказа
«Не смей» (Э. Шим)
«Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят «куличи», строят что – то из еловых шишек. Ерунда в общем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать.
Когда Федор что – нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где – нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко – стесняется…
Но сегодня Татьяна победила Федора.
Строил Федор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?
Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.
Может, вправду, задумался – что ему сделали те, которые меньше его и слабей?»
Вопросы для обсуждения сказки:
- Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто – нет? Почему?
- Почему люди обижают слабых?
- Кто надежнее: добрый или злой?
- Можно ли справиться со злом?
- Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», «Без добрых дел нет доброго имени»?
Разминка:
Упражнение – активатор «Розовый крокодил»
Группа учащихся разделяется на малые группы и каждой группе дается задание смоделировать свою ситуацию, эмоциональное состояние, животного и др. Затем все группы по очереди показывают, что у них получилось, остальные отгадывают.
После разминки учащиеся садятся на свои места и обсуждают с ведущим ощущения в процессе выполнения упражнения.
Продолжение работы по теме:
Взрослый предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников.
Рисунок «Моя негативная эмоция»
Предложить детям нарисовать какую – то свою негативную эмоцию на листе бумаги и в последовательно уменьшающихся квадратах. Сделать ее такой маленькой, чтобы не было заметно на листе. Затем всем детям сложить свои рисунки в мешок и в перемену вынести его в мусорный бак.
Завершение работы: Дети обмениваются впечатлениями о занятии.
Список литературы:
Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. Пособие для учителя. Москва – Воронеж, 2000.
Работа социального педагога в школе и микрорайоне // Методический журнал 2012 № 1, Москва: «Педагогический поиск»;
Самошкина Л.И., Перекрестов А.И., Парфенова Н.М. Программа первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости. Методическое пособие, Владимир, 2004;
http://festival.1september.ru