СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по истории. Тема урока: «Россия 2000-2010гг.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  занятия

по истории

Тема урока: «Россия 2000-2010гг.»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по истории. Тема урока: «Россия 2000-2010гг.»»



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Бутурлиновский медицинский техникум»











Методическая разработка занятия

по истории

Тема урока: «Россия 2000-2010гг.»



Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»











Подготовила:

преподаватель истории

и обществознания

Попова Н.В.






Бутурлиновка, 2017г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достичь нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Данный урок проводится на первом курсе в рамках изучения предмета История. В тематическом плане находится в последнем разделе «Современный мир». Изучение предполагает самостоятельную работу с современными источниками информации. Занимает важное место в ряду уроков по современной истории, так как рассматриваются процессы, происходящие в истории России в начале XXI века

.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Цели урока:

Образовательная: учащийся сможет  показать изменения, происшедшие в России в начале XXI века, охарактеризовать политику руководителей страны, дать общую характеристику процессов, происшедших в развитии РФ за последние двадцать лет.

Развиваюшая: учащийся сможет сравнить эпоху Б.Н. Ельцина с эпохой В.В.Путина, сделать выводы о результатах реформ, проведенных в первое десятилетие XXI века.

Воспитательная: способствовать формированию чувства национальной гордости за Россию, воспитывать любовь к Родине, формировать умение работать в коллективе, высказывать свою точку зрения.

Ожидаемые учебные результаты: давать описание исторических событий на основе текста фрагментов исторических источников и иллюстраций; определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, делать выводы.

Оборудование урока: отрывки из учебника Филиппова А.В. « История России 11 кл», презентация “Россия в начале XXI века”, настенная карта “Российская Федерация”, учебник История России Данилова А.А., Косулина; учебник История России 1945-2008 гг. Уткин А.И., Филиппов А.В. 11 кл, электронно -образовательные ресурсы.


Тип урока: комбинированный


Методы обучения: иллюстративно-словестный, индивидуальный, работа в группах, мозговой штурм, работа с печатными материалами.

















План:

1.Повторение пройденного материала ……………………… 15 мин.

2. Определение целей.

Сообщение преподавателя « Характеристика В.В. Путина 15 мин.

3. Работа в группах. Проблемы развития современной России 20 мин.

4.Защита проекта группы ……………………………………… 20 мин

5.Закрепление и обобщение «Мозговой штурм» по вопросам 15 мин.

6. Рефлексия. Домашнее задание………………………………… 5 мин.


Ход урока

1.Повторение материала (беседа).

Задание учащимся: Прочитайте Послание Президента Федеральному собранию (1997) и найдите характерные черты развития России в эпоху Б.Н. Ельцина.


Как вы считаете, в каком состоянии Россия подошла к новому веку? (индивидуальный опрос):

-государственный аппарат разъедает коррупция

-задержка выплаты зарплат и пенсий

-Тяжелая экономическая ситуация

-Кризис неплатежей

-бюджетный кризис и кризис пенсионной системы.

-Нерешенные социальные, национальные проблемы.



Мотивация: важные позитивные перемены требовались во всех областях жизни нашей страны. Что представляет наша страна в начале третьего тысячелетия? Какие проблемы нам необходимо решать сегодня?

2.Объявление темы и хода занятия.

      31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку (приложение 1). В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления. Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. В декабре рейтинг доверия Путину составлял 49%, в январе возрос до 55%.
      За день до добровольной отставки Бориса Ельцина Владимир Путин выступил в крупнейших газетах со статьей «Россия на рубеже тысячелетий», в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и направления, в которых должна развиваться Россия. По признанию главы правительства, за 1990-е гг. объем ВВП России сократился почти в 2 раза, снижаются денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность жизни.
      На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. Перед ней стоял целый комплекс непростых экономических и социальных проблем. По совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).
      Председатель правительства счел необходимым сформулировать уроки, которые следует извлечь из исторического опыта, в особенности из пережитого Россией в 1990-е гг. По его оценкам, Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы были в состоянии призывать к очередной революции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными — ни развернулась очередная ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Было понятно — еще одного круга коренных изменений общество просто не выдержит и рухнет — экономически, политически, психологически и морально.
      Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизация условий жизни российского народа, всех его слоев и групп.
      Тем самым была обозначена принципиальная грань между ельцинскими и путинскими реформами. В ходе реформ 1990-х гг. закладывались основы рыночной экономики, но уровень жизни народа приносился в жертву ради достижения этой цели. «Реформы любой ценой!» — эта формула могла бы служить девизом ельцинского правления. Путин в основу своей государственной деятельности заложил иной принцип — улучшение условий жизни народа является приоритетной задачей.
      «Любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная — с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны. Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма. Это главное. Без этого невозможно договариваться ни о чем, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Это наша отправная точка».
      Национальный суверенитет далеко не очевидная вещь. Определение суверенитета общеизвестно — это верховенство и независимость государственной власти, суверенитет означает, что государство само определяет, каким будет его внутренний строй и какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Однако на практике далеко не все существующие государства реально обладают суверенитетом. На деле (а не на словах) проводить самостоятельную политику могут сравнительно немногие страны, и это не только современный феномен. Так было практически на протяжении всей мировой истории.
            Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Примером волевого государственного решения и. о. Президента назвал уничтожение бандитского режима в Чечне. Владимир Путин указал на отсутствие четких правил, установленных государством и принимаемых и исполняемых обществом. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Наконец, были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства.
      «Первая приоритетная задача — побороть собственную бедность... Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей... Еще миллионы людей в стране еле сводят концы с концами, экономят на всем — даже на еде. Родители и дети годами не могут наскрести на проезд друг к другу. Старики, победившие в Великую Отечественную и создавшие России славу мировой державы, живут кое-как или того хуже — побираются на улицах.
      Вторая приоритетная задача — защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, не правового вмешательства в его деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро заполняют преступные группировки. Берут под свою «крышу» тех, кто никак не может добиться защиты от государства.
      Третья приоритетная задача — это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.
      Четвертая приоритетная задача — строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны. По сути, надо признать верховенство внутренних целей над внешними. Мы должны наконец этому научиться».


3.План изучения нового материала:

1.Политическое развитие

2.Борьба с терроризмом

3.Социально-экономическое развитие

4.Россия и мир в начале третьего тысячелетия


Введение в новый материал

Учитель: мы с вами живем в России в начале XXI века и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего. Сегодня мы работаем и анализируем материал учебника, затем обсуждаем его.

Изучение нового материала будет проходить в форме деловой игры «Заседание правительства» (приложение 2)

Группа делится на 4 «министерства» по изучаемым вопросам. Задача за 5 минут изучить материал урока, ответив на вопросы к нему - подготовить «отчет» рабочей группы « Основные итоги развития России»

Министерство административно-политического развития

Первая творческая группа - характеристика политической системы

Вопросы:

1.Выделите главные пункты программы В.В.Путина.

2.Какова была цель административной реформы?

3.Какая реорганизация произошла в Совете Федераций?

4.Цель создания Государственного совета?

5.Как изменилась российская многопартийная система с принятием Государственной Думой закона “О политических партиях”?

6.Что предусматривала судебная реформа?

7.Министерство борьбы с терроризмом

Вторая творческая группа – проанализировать формы и методы борьбы с террористами.

Выскажите свое суждение об известных вам террористических актах в нашей стране.

1.Какие меры приняты федеральным центром для борьбы с терроризмом?

2.Расскажите об успешных операциях российских спецслужб

3.Министерство социально-экономического развития.

Третья творческая группа – охарактеризовать меры правительства в экономической сфере.

Вопросы:

1.Какие шаги приняло правительство для развития рыночной экономики?

2.Укажите на серьезные проблемы российской экономики. Попробуйте предложить свои решения этих проблем.

Четвертая группа готовит ответ о тех национальных проектах, которые работают сегодня в социальной сфере. Расскажите о четырех национальных проектах. Назовите положительные моменты. А какие есть недоработки? Предложите свои варианты решения.


4.Вопросы на закрепление и обобщение в форме «Мозговой штурм»
      1. Назовите основные направления политического курса В. В. Путина.
      2. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра.
      3. Поясните, что сделало возможным принятие новой государственной символики.
      4. Опираясь на собственные знания, расскажите, насколько продвинулась реформа армии и судебной системы.
      5.Объясните, почему к концу XX в. западные ценности, как, например, демократия, свобода, собственность, права человека и др., превратились в неотъемлемую составную часть российской традиции.

6. Выполнены ли цели, поставленные В.В.Путиным в начале своего пути?

7. Какие проблемы существуют в нашем обществе сегодня?









5. Подведение итогов занятия

  Россия возродилась, уверенно двигается вперед. На пути развития будут вставать новые вопросы, задачи, проблемы. И решать их будете вы, новое поколение. Дерзайте!


6.Домашнее задание (дифференцированное)

На «3»Повторить конспект.

На «4» Проанализировать проблемы современного развития России и записать в тетради.

На «5» Составить список ведущих политиков страны (с вашей позиции) и провести мониторинг их рейтинга среди вашего ближайшего окружения.






































Литература:

Для учащихся:

1.История России.11 кл. Данилова А.А., Косулина;

2 История России 1945-2008 гг. Уткин А.И., Филиппов А.В. 11 кл

Для преподавателя:

1.Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-е годы XX — начале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2014.
2. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным. — М., 2000.

3. http://festival.1september.ru/articles/585914/





















































Приложение №1

Послание Президента Федеральному собранию. «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» автор Борис Николаевич Ельцин

В 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий; удавка неплатежей парализует экономику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов…Тяжелая экономическая ситуация, бедственное положение в социальной сфере требуют совместных энергичных действий…. Свой долг как Президента Российской Федерации вижу в том, чтобы не только определить этим Посланием основные направления нашей работы, но и обеспечить выполнение поставленных задач. Как бы ни было тяжело сейчас, я верю в Россию и наш народ. Не сомневаюсь — мы справимся с сегодняшними проблемами. У России есть для этого все возможности. В соответствии с полномочиями, определенными пунктом «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации, обращаюсь к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания, ко всем гражданам России с ежегодным Посланием о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.1. Приоритет — правовой порядок Учитывая масштаб и сложность стоящих перед страной проблем, жизненно важно сосредоточиться на приоритетных задачах. Усилия должны быть направлены и на решение сегодняшних проблем, и на достижение стратегических целей. Мы создали основные институты рыночной экономики, укротили рост цен, стабилизировали национальную валюту, замедлили спад производства. Началось приспособление к условиям рынка и низкой инфляции. Стало яснее, где мы забежали вперед, а в чем отстали, когда можно перенимать мировой опыт, а в каких случаях — искать свои пути. Но надо признать: длительная политическая схватка затормозила нормальный ход экономических реформ. Более того, усугубились многие дефекты недостроенного экономического механизма, обострились социальные проблемы. Кризис неплатежей приобрел черты хронического. Продолжается снижение инвестиционной активности и, следовательно, откладывается начало экономического роста. Регулярно воспроизводятся бюджетный кризис и кризис пенсионной системы. В первую очередь за это ответственно государство. Оно берет на себя обязательства, которые не в состоянии реализовать полностью, и не обеспечивает выполнения необходимых регулирующих функций. В этом вина и законодательной, и исполнительной ветвей власти……….









Приложение №2

Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 2000 год.

Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения – не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям.

Общественное мнение приписывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и «карающий меч», и бюрократы-посредники между центром и регионами. Между тем, сокращая аппараты федеральных служащих на местах, мы хотим добиться их мобильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компетенции федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персонифицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементирует единство страны.

Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемых глав регионов. Опорой полпредам в работе будут только закон и данные им полномочия.

Второй наш шаг определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России.

Сегодня в территориях государственный орган или должностное лицо может уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным или противоречащим федеральному законодательству. Может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни сплошь и рядом. Такое унижение российского суда как одной из федеральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпимо. Вот это, собственно говоря, и есть внешнее проявление того, о чем я сказал. У нас государство является не федеративным, а децентрализованным.

Федеральная власть, Президент России должны иметь правовую возможность навести здесь порядок. И руководители регионов должны иметь право влиять на местные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирают свободы граждан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то звено, на которое не может не опираться власть федеральная.

Но подобные институты вмешательства есть во многих федеративных государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения Конституции и федеральных законов. Впрочем, даже сейчас, на стадии обсуждения этой проблемы, российские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых территориях мы наблюдаем.

Наш следующий шаг – реформа Совета Федерации. И это тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности.



Приложение №3

Выступление В.В. Путина перед доверенными лицами. 12.02.2004 г.

Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и, хочу это подчеркнуть еще раз, бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа – думаю, одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке.

Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись – и это можно и необходимо было предвидеть – на саму Российскую Федерацию.

Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Страну лихорадило от забастовок горняков, учителей, других работников бюджетной сферы. Ставки налогов постоянно повышались, а фискальная политика в целом была направлена на элементарное выживание.

Большинство крупных банков, как мы знаем, обанкротилось, и после кризиса 98-го года кредитная система была практически парализована.

Больше того, страна впала в унизительную зависимость от международных финансовых организаций и разного рода международных финансовых спекулянтов. Только вдумайтесь: в пересчете к ВВП внешний долг России на конец 99-го года составлял почти 90 процентов.

Все эти обстоятельства вкупе с только что пережитым дефолтом не давали забыть о реальной возможности новых экономических потрясений.

Ситуация усугублялась тем, что к этому времени Россия в значительной степени утратила самостоятельные позиции на внешней арене. А те силы в мире, которые продолжали жить стереотипами «холодной войны» и, несмотря на сладкие речи, продолжали рассматривать Россию в качестве своего политического соперника, – всячески поддерживали все, что могло как можно дольше законсервировать подобное состояние нашей страны.

Не менее драматично развивалась ситуация и во внутриполитической сфере. Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Федеральные акты применялись избирательно – что называется, по собственному усмотрению. И неизбежным следствием такой «конкуренции» стал произвол властей, от которого только страдали люди.

Борьба за особые финансово-экономические режимы была постоянным предметом торга регионов с федеральным центром. Дело дошло до того, что отдельные регионы фактически оказались вне единой правовой и финансово-фискальной системы государства, перестали отчислять налоги в федеральный бюджет, требовали создания так называемых собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем, региональных денежных единиц. Результат – экономическое неравенство регионов и, как следствие, экономическое неравенство граждан, и это становилось нормой. Разрушался только еще нарождающийся единый рынок товаров и услуг.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму – терроризм. Речь здесь в первую очередь, конечно, о Чечне.

После подписания Хасавюртовских соглашений, в результате которых были брошены на произвол судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ, кому-то могло показаться, что кошмар гражданской войны закончился. Не тут-то было. Чувствуя нашу слабость, понимая всю расхлябанность власти и удручающее моральное состояние общества, летом 99-го года многочисленные банды международных террористов пошли, как и следовало ожидать, дальше. Они обнаглели настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан, совершили агрессию с целью отторжения от России и вовлечения в зону своего криминального влияния дополнительных наших территорий.

Насколько это было опасно для Кавказа, для России в целом – особенно с учетом традиционного компактного расселения народов Юга России и некоторых прилегающих к Югу России территорий, – объяснять, думаю, не надо: достаточно посмотреть на трагедию распада Югославии, чтобы сделать все необходимые выводы.

Прежде всего, в стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена – а по сути, отстроена заново – вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны.

Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

Принципиально изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 99-го года составил почти 30 процентов – 29,9; в три раза упал уровень инфляции; отпала необходимость запредельно повышать уровень налоговых ставок для покрытия минимальных потребностей государства; и, как результат, вот уже второй год подряд наращивают темпы производства средние компании. Эффективно работающих предприятий в стране сегодня – многие тысячи. На рынке начинают побеждать те, кто работает более эффективно, а не те, кто наживается на экономически неоправданных льготах и преференциях.

Это значит, что пусть трудно, медленно, но структурные преобразования все-таки начались. Они проявляются в увеличении инвестиций в основной капитал и, что очень важно, в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления.

Одним из фундаментальных достижений последних лет считаю обретенную нами финансовую независимость и стабильность курса национальной валюты – рубля.

Проблема выплаты внешнего долга практически решена. В прошлом году, как и в предыдущие годы, мы выполнили все свои финансовые обязательства. Только в 2003 году мы выплатили 17 миллиардов долларов, а страна этого даже не почувствовала. Всего же за эти годы Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 миллиардов долларов.

И в то же время золотовалютные резервы ЦБ достигли рекордного уровня за всю историю страны, включая и ее советский период, – более чем 84 миллиарда долларов.

Мы многократно усилили инвестиционную привлекательность России, и прямым подтверждением этого стало присвоение России инвестиционного рейтинга.

Эти пока скромные, но все-таки очевидные и положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня наших граждан.

Естественный вопрос: где же и как искать новые источники роста? Прежде всего в новых подходах к развитию страны, в консолидации общества и власти, в их большем доверии друг другу и совместном поиске решений крупных общенациональных задач.

Российская экономика должна твердо занять достойное место на мировых рынках, а для этого нужно прежде всего активно развивать свой национальный рынок.

Надо быстрее модернизировать отживающие свой век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны.

Надо прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов и навести порядок в их использовании. И это необходимо делать на систематизированной правовой базе – через обновление водного и лесного законодательства, актов о недропользовании.

Нам нужны прозрачные условия доступа к природным ресурсам и справедливая плата за пользование ими. Вместо действующих сейчас псевдоконкурсов, где главным условием победы стала близость предпринимателей к органам власти, надо внедрять аукционы, а разрешительно-административная система должна быть заменена полноценными гражданско-правовыми договорами с четким определением прав и обязанностей и государства, и бизнеса.

Надо довести до конца модернизацию в железнодорожном транспорте, электроэнергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Нам, наконец, надо завершить начатую налоговую реформу. И прежде всего решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование. Навести порядок в имущественных налогах, в вопросах налогообложения сверхдоходов экспортеров сырья при высоких мировых ценах.

После того как мы добьемся снижения совокупного налогового бремени, наша налоговая система должна наконец обрести долгожданную стабильность. И уже в кратчайшие сроки предстоит тесно увязать ее с межбюджетными отношениями, с идущими процессами перераспределения полномочий между уровнями власти.

Необходимо решить задачу полной конвертируемости рубля, тем более что доверие к национальной валюте возрастает.

Мы должны развивать финансовую систему страны, с тем чтобы и предприятия, и граждане смогли наконец пользоваться преимуществами развитого рынка финансовых услуг.

Необходимым элементом развития и укрепления финансовой системы должна стать политика стимулирования пенсионных накоплений граждан. У людей уже складывается понимание, что размер пенсии будет зависеть от их собственного трудового вклада и что каждый гражданин имеет возможность управлять своими пенсионными накоплениями. При этом государство должно не только прогарантировать эти сбережения, но и помочь их нарастить. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать механизмы финансового поощрения граждан в пенсионном страховании. Хотел бы подчеркнуть: этот вопрос крайне серьезный и будет нами тщательно, вдумчиво прорабатываться.

Как я уже говорил, наша важнейшая задача – решить жилищную проблему. В мировой практике известны несколько способов ее решения. Один из наиболее перспективных – это ипотечные кредиты, другой – долгосрочная аренда. Мы не вправе забывать и нужды тех, кто пользуется социальным жильем: поддержание его нормального состояния – это обязанность власти.

Особо остановлюсь на ипотеке. Даже в самых развитых странах покупка жилья сразу за полную стоимость малореальная. Жилье обычно покупается в кредит с выплатами в течение 10–20 лет. Такая возможность появилась и у нас, но цена кредита и условия его оформления таковы, что он еще остается недоступным для большинства граждан. Необходим комплексный пакет законов, который бы запустил рынок доступного жилья. Затягивание решений этих вопросов недопустимо. Правительство должно внести этот пакет уже на этой весенней сессии.

Уважаемые друзья! Мы обязаны довести до конца и программу наших политических преобразований. В связи с этим хочу подчеркнуть: наши действия в этом направлении будут так же последовательны, как и все, что мы делали для стабилизации в стране в последние годы.

Прежде всего мы реализуем реформу федеративных отношений. Доведем до конца уже в ближайшие годы те ключевые преобразования, которые идут сейчас на уровне местного самоуправления. И каждый гражданин будет не только знать, но и будет иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти. И, разумеется, он будет непосредственно влиять на принятие решений, которые его касаются. Так и выстроен пакет законов, который принят и который принимается парламентом. Для этого уже в ближайшее время надо завершить создание правовой основы, законодательно оформить принципы межбюджетных отношений.

Мы будем последовательно укреплять нашу политическую систему и на федеральном уровне, и в регионах. Убежден: для поступательного развития государства и общества нам абсолютно необходима цивилизованная политическая конкуренция. И опорой в этой работе должны стать влиятельные крупные политические партии, партии, пользующиеся авторитетом и доверием граждан нашей страны.

Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства.

Убежден: только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина. А в конечном счете только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства. Говоря коротко, это альфа и омега экономического успеха и экономического роста.

Еще раз подчеркну: свободы и права граждан – это высшая ценность, которая и определяет смысл и содержание государственной работы.

И последнее. Мы обязательно завершим идущие сейчас преобразования в судебной системе и в правоохранительных органах. Считаю это направление принципиально важным, решающим для становления реальной демократии в стране, для обеспечения конституционных прав и гарантий граждан.

В заключение хотел бы сказать: события начала 90-х годов породили у наших людей огромные надежды и ожидания. Жажда перемен привела к фундаментальной и драматической ломке всего нашего уклада жизни. Порой казалось, что череда потрясений вообще никогда не закончится. Сегодня мы ощущаем: время неопределенности и тревожных ожиданий прошло.

Наступил новый период – период работы над созданием условий для перехода к принципиально лучшему качеству жизни. Эта задача непростая: она потребует и политической воли, и честного диалога власти и общества, наших постоянных совместных усилий.











Приложение №4

Послание В.В. Путина Федеральному собранию РФ 25.05.2005.

В течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами рука об руку, прошли через реформы Просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям.

Повторю, все это мы делали вместе, в чем-то отставая, а в чем-то иногда опережая европейские стандарты.

Убежден, для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей.

Во-первых, только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И, без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России.

Право быть избранным или назначенным на государственные должности, как и возможность получать публичные услуги, публичную информацию, должны быть доступны в равной степени всем гражданам страны. При этом любой преступивший закон должен знать, что наказание неотвратимо.

Во-вторых, только в свободном обществе каждый трудоспособный гражданин имеет право на равных участвовать в конкурентной борьбе и свободно выбирать себе партнеров, а соответственно этому и зарабатывать. Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями, а он сам вправе распорядиться заработанным по своему усмотрению, в том числе и передать по наследству детям.

Таким образом, соблюдение принципов справедливости прямо связано с равенством возможностей. И это, в свою очередь, должно быть обеспечено никем иным, как государством.

В-третьих, российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам – инвалидам, пенсионерам, сиротам, с тем чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными.

Все эти функции и обязанности прямо поручены государству обществом.

И, наконец, свободное и справедливое общество не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, а оно само открыто для остального мира. Это дает гражданам нашей страны возможность в полной мере пользоваться богатствами всей человеческой цивилизации включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры.

Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению её суверенитета. Мы свободная нация. И наше место в современном мире, хочу это особо подчеркнуть, будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем.





Результат деятельности учащихся в группах.

Внутренняя политика РФ в 2000 – 2008 годы

Мероприятие

Итоги

Федеративная реформа

  • Восстановление единого нормативного пространства на всей территории РФ

  • Усиление роли центра и укрепление государственности



Утверждение государственных символов РФ

  • Объединение 3-х эпох истории России (дореволюционной, советской, постсоветской)

  • Примирение сторон различных политических настроений

  • Демонстрация умелого сочетания преемственности и новизны в развитии страны

  • Укрепление государственности и консолидация русского народа

Закон о политических партиях России

  • Углубление многопартийности

  • Превращение партий в общефедеральные организации

  • Выделение партии «Единая Россия» как наиболее крупной и влиятельной, ставшей в дальнейшем главной опорой правительства в продолжении реформ



Реформа Вооруженных Сил


  • Повышение боеготовности ВС за счет оснащения войск современной боевой техникой

  • Совершение первых шагов на пути к постепенному превращению армии в профессиональную (контрактную)

Начало решения Чеченской проблемы

  • Переход к мирному пути решения проблем и последующему сотрудничеству.

  • Взятие под особый контроль Чечни и начало ликвидации в ней любых сепаратистских настроений

  • Первые шаги к качественному изменению структуры и статуса Чечни

  • Укрепление государственности РФ





Судебная реформа


  • Коренное обновление законодательства

  • Существенное улучшение качества осуществления судопроизводства, судебных экспертиз

  • Динамика количественного роста судейского корпуса

  • Правовое пространство стало более логичным, предсказуемым и стабильным









Налоговая реформа


Избавление от экономически неэффективных налогов

  • Существенное пополнение государственного бюджета налогами с доходов, вышедших из тени

  • Стимулирование развития российской экономики (устойчивый рост ВВП (в среднем 5-7% в год), развитие малого бизнеса; формирование единого общегосударственного рынка)

  • Усиление значения добывающей отрасли как источника налоговых поступлений

  • Создание благоприятных условий для инвестиционного климата



Пенсионная реформа

  • Стимулирование добровольных взносов в накопительную часть трудовой пенсии

  • Снятие части нагрузки по выплате пенсий с государственного бюджета

  • Увеличение зависимости размера трудовой пенсии от размера зарплаты

  • Повышение уровня пенсионного обеспечения граждан



Внутренняя политика РФ в 2008 – 2013 годы.

Мероприятие

Итоги





Реформа МВД 2009- 2011 г.










  • Упразднение институтов милиции общественной безопасности и криминальной милиции

  • Введение нового ведомства – полиции

  • Еще большая централизация власти (если милиция была частично подчинена власти субъекта федерации, то полиция -нет)

  • Сокращение численности МВД на 20%(вследствие переаттестации)

  • Увеличение ассигнований для денежных выплат сотрудникам МВД (улучшение благосостояния сотрудников МВД)

  • Введен более строгий порядок отбора кандидатов для службы – повышение проффесионализма сотрудников МВД

Военное реформирование

  • Повышение денежного довольствия и пенсий военнослужащих

  • Интенсификация проведения военных учений

  • Повышение капиталовложений в обновление оборонно-промышленного комплекса

  • Сокращение частей и разукрупнение соединений

  • Улучшение материально-технического состояния Вооруженных Сил

  • Реформирование системы комплектования Вооруженных сил, сокращение офицерского корпуса .

  • Большие издержки при реализации программы по набору контрактников , которая не дала положительных результатов

Реформирование законодательства

(постоянное утверждение новых законов)

  • Преодоление правового нигилизма

  • Повышение качества законов и эффективности их правоприменения

  • Постоянное обновление законодательства

  • Создано логичное , стабильное и предсказуемое правовое пространство

Реформирования в социальной сфере

  • Рост и стабилизация численности населения. Семей, рождающих второго ребенка увеличилось на 45%, 3-го – на 62%.

  • Выросли реальные доходы граждан (в среднем на 3%).

  • Средний размер трудовой пенсии увеличился с 2008-го в 2,5 раз

  • Государственная программа прямой поддержки позволила около 1, 5 млн граждан получить жилье. Более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия, используя выделенные им средства материнского капитала.

  • Недостаточное инвестирование в реальные сектора отечественной экономики

  • Проблема нехватки лекарств

  • Увеличение коррупции в сфере образования ( в рамках ЕГЭ)

Реформы в Культурной Сфере

  • Отреставрирован Большой Театр

  • В рамках проекта «Культура России» был взят курс на постройку более 2 млн. объектов культуры и просвещения и реставрацию исторических объектов по всей стране

  • Образование России за последние 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию

Реформы в Экономической сфере



  • Российский ВВП перешагнул через докризисный уровень.

  • РФ понесла наименьшие потери во время кризисов 2008 и 2011 гг. благодаря высоким ценам на нефть, Стабфонду и «курсу на стабильность»

  • Введение Единого Социального Налога позволило поднять ставки до уровня 34% от фонда зарплаты (но предприниматели приняли это событие крайне негативно)

  • Министерства связи, обороны, сельского хозяйства действовали неэффективно.

  • Промышленное производство в 2009 г. снизилось на 9,3%

  • Не удалось снять зависимость РФ от экспорта углеводородов

  • Отсутствие необходимой модернизации энергетического комплекса

  • В 2008 году предоставление государством кредита для банков на сумму 950 млрд. рублей на срок более 5 лет привело к временному росту ценных бумаг на фондовом рынке, предотвратило панику среди населения, серьезно укрепило финансовую систему.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!