СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по истории. Тема урока: «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  занятия

по истории

Тема урока: «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по истории. Тема урока: «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».»



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Бутурлиновский медицинский техникум»











Методическая разработка занятия

по истории

Тема урока: «Рождение Киевской Руси. Крещение Руси».



Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»







Подготовила:

преподаватель истории

и обществознания

Попова Н.В.






Бутурлиновка, 2018г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достичь нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Данный урок проводится на первом курсе в рамках изучения предмета «История».

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: История

Участники: студенты первого курса

Тип занятия: комбинированный урок с ТСО

(изучение и первичное закрепление новых знаний).

Время: 90 минут

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о процессе образования государства у восточных славян, определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

По окончании занятия студент должен:

Уметь:

- выделять экономические и политические предпосылки возникновения государства у восточных славян;

- делать выводы;

- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать их со свидетельствами других источников);

-анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;

- представлять результаты изучения исторического материала в определенных формах (таблицы и т.д.).

Знать:

- восточнославянские племена и их расположение;

- причины и факторы возникновения русской государственности;

Иметь представление:

- о версиях происхождения древнерусского государства;

Задачи:

Образовательные:

1.Выяснить причины и факторы возникновения русской государственности.

2. Проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

Развивающие:

1.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.

2.Развивать следующие общие компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса к историческому прошлому своего народа и государства.

2.Формирование у студентов гражданской позиции.

3.Воспитание культуры исследовательского труда.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);

  • методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (показ слайдовой презентации);

  • метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов;

  • методы контроля (приемы: самооценка).

Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.

  • Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор,

презентация "Крещение Руси" с иллюстративным материалом.


План занятия.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

3. Изучение нового материала:

3.1. Экономические предпосылки создания государства у восточных славян.

3.2.Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.

3.3.Предгосударственные центры.

3.4.Теории происхождения Древнерусского государства у восточных славян.

3.5.Определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5. Домашнее задание.








Конспект занятия.

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию. Раздает оценочные листы.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассмотрим один из важнейших и до сих пор спорных вопросов российской истории - вопрос о формирование основ государственности у восточных славян.

( Студенты записывают тему и план занятия в рабочей тетради)

Каждый человек оставляет после себя след.

Мы должны знать свою историю, жизнь людей.

Всё, что мы узнаём, остаётся с нами

на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.

История Киевской Руси включает в себя период становления древнерусского государства и деятельность первых русских князей, направленную на объединение русских земель под властью одного князя, установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование международного авторитета.

Проблемный вопрос студентам: Как вы думаете, почему вопрос о создании Древнерусского государства имеет важнейшее значение в современной истории?

Предварительный вопрос студентам: Что такое государство и каковы основные признаки средневекового государства?

Выслушиваются ответы студентов, затем делаются следующие записи в тетради:

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять в обществе порядок.

Признаки государственности в раннесредневековом обществе:

1.Наличие власти, отчужденной от народа.

2.Размещение населения по территориальному признаку.

3.Стягивание дани в центр для содержания власти и укрепления государства.

3.Изучение нового материала.

Преподаватель: Образование государства – закономерный этап в развитии общества. Оно формируется, когда в обществе возникают необходимые предпосылки (предварительные условия). Существовали ли у восточных славян такие условия для создания государства?






3.1. Экономические предпосылки государства у восточных славян.

Преподаватель: К началу IX века у восточных славян начался процесс распада родоплеменных отношений, начался переход от родовой общины к соседской.

Эвристическая беседа - обсуждение:

Ответить на вопросы: слайд № 3

А. Какие экономические последствия имеет переход от родовой общины к соседской? Появление частной собственности, специализация, имущественное расслоение, рост торговли и обмена.

Б. Какие экономические последствия имеет развитие торговли? С какой страной связывал торговый путь? В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля. Через заселенные ими земли (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки», который связывал с Византией.

В. Какое развитие получили населенные пункты, в которых останавливались купцы? (Они превращались в крупные города).

Г. Какое значение имели города? Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами.

Д.Какие опасности таила торговля? Торговля – прибыльное, но опасное дело. Поэтому купцы, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра, были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял – князь.
Задание студентам: проанализируйте полученную в ходе обсуждения информацию и выделите позиции, которые, на ваш взгляд, являются экономической основой для создания государства у восточных славян?

Студенты выполняют задание, выделяют позиции, которые являются экономическими предпосылками создания государства, аргументируют выбранные позиции.

Затем записывают в тетрадь следующие правильные позиции:

  • смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, необходимость регулирования внутренних социальных отношений;

  • образование крупных союзов племён;

  • выделение сильной знати;

  • необходимость охраны территории от внешних набегов;

  • потребности родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель.

После обсуждения делается вывод совместно со студентами.

Вывод: к IX веку у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникает момент, когда усложнение социально-экономической, духовной жизни и противоречий внутри славянского общества, требует регулирования личностных, межличностных, групповых и социальных связей, т.е. возникает необходимость аппарата власти.

У восточных славян начинает формироваться экономическая общность, т.е. сложились экономические условия для создания государства.

3.2. Союзы восточнославянских племен. Политические предпосылки создания государства.

Преподаватель: В течение тысячелетий основной ячейкой восточнославянского общества являлась община. До VI века – родовая община, а в VII-VIII в.в. – соседская. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече - собрании соплеменников. Постепенно племена объединяются в союзы.

Проблемный вопрос студентам: Почему в VIII веке племена восточных славян стали объединяться в союзы? (Для отражения постоянных набегов враждебных кочевников).

Преподаватель: Во главе племени или союза племён стоял вождь – князь-военачальник. У восточных славян известно от 12 до 15 таких союзов племён.

Объединение восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями. Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882 год, когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом образования Древнерусского государства.

В 980 году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.

Чтобы укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.

Проблему объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер.

Однако этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно было взять в Византии.

Таким образом, в начале IX в. с разложением первобытнообщинного строя и возникновением классового общества и феодального государства языческие политеистические верования восточных славян пришли в противоречие с интересами класса феодалов, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на Руси (Киевская Русь), нужен был общегосударственный религиозный культ, одна монотеистическая религия. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христи­анство и ислам.

Христианство начало проникать на Русь задолго до ее крещения.

988 год – год крещения киевлян Владимиром Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, конечно же, условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.

Утверждение православия в качестве государственной ре­лигии Киевской Руси было сопряжено со значительными труднос­тями. Религия – это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верова­ний, представлений о человеке, его месте в мире и т.д. С религиозны­ми верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система пи­тания и т д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта.

Христианизация встречала сопротивление насе­ления. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати при­шлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую си­лу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации (истории известны наиболее крупные из них: в Суздале, Киеве, Новгороде).

Значительную роль в христианизации Руси сыграли монас­тыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли сущест­венную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществля­лась миссионерская деятельность по всем городам и сельской мест­ности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функ­ционировало около 80 монастырей.

Ответить на вопросы: слайд № 4

  1. В чем истинные причины первой междоусобицы на Руси? (Предполагаемые ответы:

Сыновья, посаженные Святославом в разных городах, стали делить единоличную власть, и в данной ситуации речь шла не столько о сохранении единства завоеванных земель, сколько о личности князя Владимира. Среди княжеских сыновей он был на второстепенном положении. Среди новгородцев он сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве)

  1. Как Владимиру удалось одержать победу в этой междоусобной войне? (Предполагаемый ответ:

Владимир бежал на два года «за море», и вернувшись, привел за собой сильную варяжскую дружину. Быстро восстановил свою власть в городе и объединил северные племена для похода на юг. Вступил в переговоры с людьми, близкими к Ярополку. Ярополк бежал из Киева, и явившись на переговоры к брату, был убит его телохранителями.)

  1. Как охарактеризовать тактику и поступки Владимира в борьбе за единоличную власть? (предполагаемый ответ:

Владимир обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской воле. Можно услышать ответ – в борьбе все средства хороши, в те годы борьба за выживание была выше всех нравственных принципов, славяне – язычники, и т.д.)

  1. Какая религия существовала на Руси до реформы Владимира? (предполагаемый ответ:



До принятия христианства на Руси существовала языческая вера. Язычество – первобытная религия, основанная на многобожии).

Выбор веры.12-15 мин

Слайд № 6. Русь со всех сторон окружали страны, уже принявшие монотеистические религии. Русь, оставаясь языческой, сильно проигрывала в политическом и культурном плане. Но христианство уже проникло на Русь достаточно широко, и Владимир тоже задумался о выборе веры Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он вовсе не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами. Слайд № 6,7

Не зная, какую выбрать веру, Владимир встречался со многими представителями других конфессий. Почему же он выбрал именно христианскую? Сообщение о выборе веры князем Владимиром (Приложение № 1) (слайд № 8, 9, 10, 11)

Подводя предварительный итог, можно сказать, что причинами выбора именно христианской веры было: слайд 12

  1. Прочные культурные связи с Византией

  2. Русь уже имела влиятельную православную общину.

  3. Авторитет Византии – самой культурной и развитой в то время.

  4. Влияние светской власти в православии больше.

  5. Относительная терпимость православия к местным традициям.



Крещение Руси. 7 минут.

Слово учителя: Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь – слайд № 13,14

Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Многие языческие праздники и традиции совместились с христианскими. Христиане молились в церкви, но продолжали справлять праздник Коляды, Масленицу. Такое положение, когда уживаются и старая, и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется ДВОЕВЕРИЕ. Оно по существу дошло и до наших дней.

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры.

Развитие Руси после принятия христианства – 8 мин.

(Для проверки слайд №15, 16,17)

Значение принятия христианства слайд № 18

Подведение итогов, домашнее задание – 3 мин

Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола – первокрестителя и объявила его святым.

Домашнее задание: параграф 23, «История» В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков, выучить записи и опорный конспект.

Вопросы рефлексии:

Заполните, пожалуйста, листы самооценивания:

  • сегодня я узнала..

  • было интересно узнать, что…

  • оценка собственной работы на уроке …

Большое спасибо Вам за работу, урок окончен, до свидания.









Литература:

1.Артемов В.В., Лубченкова  Ю.Н. История, История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2014.

2.Зуев М.Н. История России с древнейших времён до начала XXI века. М., «Дрофа». 2013.

3.Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014.- 336

4.Кушнир А.Г., Шестопалов А.П. История России с древнейших времен до наших дней . Хрестоматия для профессиональных образовательных учреждений. Ч.1.-М.: ИРПО. 2010.
































Приложение № 1

Князь Владимир родился в 963 г. Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика. Матерью – Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина из города Любеча, которая была ключницей княгини Ольги. Сын воспитывался при дворе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Ее влияние на воспитание внука бесспорно. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи Ольги, и она была причислена к лику святых. Юноша рос, креп, мужал. Вскоре он проявил себя как полководец. Захватил Полоцк, затем Киев и стал единовластным князем на Руси, одолев своего брата Ярополка.

Поначалу Владимир ничего не менял в жизни страны. Ему прежде надо было освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами. История свидетельствует, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел шесть жен. Но первые годы его правления он был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры. Помимо греков-христиан за морем, на Волге жили хазары иудейского вероисповедания, другие соседи, булгары, которые поклонялись Аллаху. На западе жили тоже христиане, но ориентирующиеся на Рим и служащие в церквах на латинском языке. Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение. «Наши отцы не принимали этого», – заявил князь послам из западных стран. Решающую роль в выборе веры сыграл восторженный рассказ русских послов о великолепном, ярком архиерейском богослужении, на котором им довелось присутствовать. «Мы не знали, на земле мы или на небе», – говорили они. Было решено, что князь попросит руки константинопольской царевны Анны, чтобы на равных породниться с базилевсами. Анна же потребовала, чтобы князь принял христианство. Однако императоры поначалу не хотели выдавать сестру за киевского князя. Пришлось князю пойти походом на Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Так и произошло. Князь Владимир и дружина крестились в Корсуни. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. После этого он женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Самая могущественная в мире православная держава стала союзницей Руси. Теперь новую веру надлежало ввести на родине.

Первое, что сделал князь, вернувшись в Киев, – отпустил своих языческих жен. Старшая, Рогнеда, уже была христианкой и постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Князь дал свободу женам, не стал убивать их, как делали его предшественники. Он крестил и своих детей. В Киеве зазвучали проповеди христианской веры, которые вели греческие священники и дружинники, уже принявшие христианство. И великий день настал. Сначала княжеские люди низвергли и сожгли языческих идолов. После этого князь объявил:

«Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

«Повесть временных лет» гласит:

«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ».

Так описывает летопись это великое событие, которое состоялось в 988 г. Князь Владимир Святославич, в Крещении Василий, стал первым православным властителем России. Годы его правления были эпохой благополучия и процветания. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство, был добр и справедлив. Народ прозвал его Владимир Красное Солнышко и складывал про него былины.

Русь прошла с тех пор тяжелейшие испытания, но сохранила святую веру.

Лист самооценивания:


________________________________________

(Ф.И.)

  • сегодня я узнала..__________________________________________________

_________________________________________________________________

  • было интересно узнать, что…________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка собственной работы на уроке:_________________

___________________________________________________________________________________


Лист самооценивания:


________________________________________

(Ф.И.)

  • сегодня я узнала..__________________________________________________

_________________________________________________________________

  • было интересно узнать, что…________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка собственной работы на уроке:_________________



Лист самооценивания:


________________________________________

(Ф.И.)

  • сегодня я узнала..__________________________________________________

_________________________________________________________________

  • было интересно узнать, что…________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка собственной работы на уроке:_________________

_________________________________________________________________


Лист самооценивания:


________________________________________

(Ф.И.)

  • сегодня я узнала..__________________________________________________

_________________________________________________________________

  • было интересно узнать, что…________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка собственной работы на уроке:_________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!