Принята
Методическая разработка занятия
«Обереговая вепсская кукла»
Составитель:
Забоева Евгения Владимировна
« Обереговая вепсская кукла» Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Тряпичная кукла» программы «Художественная кукла».
Продолжительность занятия: 40 минут.
Возраст: 8– 10 лет.
Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.
Задачи:
Образовательная: научить изготавливать народную вепсскую куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная: прививать уважение к народным традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические (изготовление вепсской куклы);
- валеологические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.
Межпредметные связи: история, литература.
Материалы и инструменты:
- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;
- нитки для перевязывания;
- тесьма, кружево для украшения;
- вата для набивки;
- ножницы для отрезания ниток.
Подготовительная работа:
- подобрать для педагога русский народный костюм;
- нарисовать вепсскую куклу;
- изготовить образцы народных и современных кукол;
- подобрать интересные факты о русской народной кукле;
- написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;
- создать слайдовую презентацию.
Наглядный материал:
- образцы народных и современных кукол;
- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;
- словарь терминов;
- технологическая карта по изготовлению вепсской куклы.
Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.
Ход занятия
I. Организационный этап:
Приветствие:
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!
– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:
– Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили? «Раз, два, три - прошлое приди»! (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»)
– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.
– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Ответы детей: «Кукла»)
Сообщение темы и цели:
– Правильно!
О народных куклах сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, - как сделать подскажу.
К вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя –
Куколка – красавица, красная девица.
Куколка – красавица, чудо мастерица!
- Красивая кукла у нас?
(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)
Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:
- четыре куклы, посаженных Василисой Премудрой по всем четырем углам, которые отвечают голосами героев, пока те совершают побег в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;
-подарок умирающей матери Василисе в сказке «Василиса Прекрасная», девушка должна беречь ее, никому не показывать, а если понадобится помощь, накормить и спросить совета.
II. Основная часть:
– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.
– Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.
На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. (Показать разные куклы: авторские, магазинные, народные).
– Ребята, а какая разница между этими куклами? (Ответы детей: «Отличаются по наряду, по материалу, по способу изготовления.»)
– Русские народные куклы видите в каких красивых сарафанах? И на мне такой же красивый русский народный костюм!
Сшила сарафан себе всем на удивленье!
До чего же он хорош! Просто загляденье!
– По своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.
– Как вы думаете, для чего предназначались игровые куклы? (Ответы детей: «Для игры.»)
– Когда использовали эти куклы? (Ответы детей: «Во время праздников»)
– А вам знакомо слово «обряд»?
Давайте с вами заглянем в словарь Ожегова и узнаем, что же обозначает слово обряд. «Обряд — традиции человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, праздниками…»
– Обратите внимание, какие разные обрядовые куколки представлены на слайде.
Одной из героинь сказки «Матушкина куколка» тоже является обрядовая кукла. Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова:
«Слушай, Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Это не простая кукла, в ней есть душа. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Трудно сказать, какая куколка была подарена матушкой дочери. Но поразмыслить можно.
– Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.
«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.»
– Посмотрите на слайд, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу. Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа". Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.
– Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)
– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»
– Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах. И предлагаю вам самим к следующему занятию найти дополнительную интересную информацию о них.
Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
– Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать?
(Ответы детей: «Вепсскую»)
–Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.
– Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что «Вепсы –небольшая северная народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и сохранившая свои традиции, во многом сходные с северно-русскими.
–Давайте вместе повторим это слово. Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья.
Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.
Исследование:
– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.
(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)
Подготовка к практической части:
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук);
- три квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана);
- квадрат ткани для платка;
- лоскут 4х7 см – для передника;
- нитки белого цвета – для связывания деталей;
-шерстяные нитки двух цветов – для пояса;
- вата для объема головы и грудей;
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
III. Практическая часть:
– А сейчас можно приступить к практической работе.
(В качестве технологической карты по изготовлению вепсской куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка.)
Технологическая карта изготовления вепсской куклы:
Лоскут отбеленной ткани размером 2020 см перегибают по диагонали. В центр лоскута закладываем «путанку» - моток из обрывков нитей или клок кудели.
Моток обтягиваем в центре лоскута и закрепляют нитью и завязываем двойным узлом.
Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 0,5-1 см и «делаем манжеты» (ручки) – скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.
Лоскут обвиваем нитью по середине и стягиваем.
Готовим два лоскута цветного ситца размером 1515 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем нитью; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».
Оставшимися концами нитей обматываем «Рубашку» 2-3 раза под грудью, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (Получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).
Пояс для куклы изготавливаем из обрывков разноцветных нитей, плотно свивая их друг с другом в одном направлении.
Свитым поясом закрепляем передник куклы: берем лоскут 47 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.
Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.
– Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.
Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.
(Идет практическая часть занятия.)
А теперь немного отдохнем. Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. Смотрим на экран. Повторяем движения.
Проводится физминутка.
(Дети выполняют движения под музыку.)
– А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
– Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили. Поднимите и покажите мне два маленьких шарика. Это части сарафана. К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их. (Дети выполняют работу поэтапно.)
– Кукла почти готова, осталось ее нарядить. Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс(обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью. Вепсская кукла готова!
IV. Заключительная часть:
Самоанализ:
– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?
(Самоанализ)
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Рефлексия:
– Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).
– Кого она вам напоминает?
Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.
Уборка рабочего места:
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, красавицы
Пришла пора прощаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!