СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия «Обереговая вепсская кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русской народной куклой и научить  изготавливать одну из разновидностей - веппскую куклу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Обереговая вепсская кукла»»








Принята







Методическая разработка занятия

«Обереговая вепсская кукла»











Составитель:

Забоева Евгения Владимировна





















« Обереговая вепсская кукла»

Тема занятия«Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Тряпичная кукла» программы «Художественная кукла».

Продолжительность занятия: 40 минут.

Возраст: 8– 10 лет.

Цель: познакомить с русской  народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.

Задачи: 

Образовательная: научить изготавливать народную вепсскую куклу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к народным традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Методы обучения: словесный (беседа, загадки);

- наглядные  (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);

- практические (изготовление вепсской куклы);

- валеологические (физминутки).

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: история, литература.

Материалы и инструменты:

- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;

- нитки для перевязывания;

- тесьма, кружево для украшения;

- вата для набивки;

- ножницы для отрезания ниток.

Подготовительная работа:

- подобрать для педагога русский народный костюм;

- нарисовать вепсскую куклу;

- изготовить образцы  народных и современных кукол;

- подобрать интересные факты о русской народной кукле;

- написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;

- создать слайдовую презентацию.

Наглядный материал:

- образцы народных и современных кукол;

- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;

- словарь терминов;

- технологическая карта по изготовлению вепсской куклы.

Литература:

1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;

4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-  ООО Белый город, 2010.







Ход занятия


I. Организационный этап:

Приветствие:  

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

– Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое.  Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили?  «Раз, два, три -  прошлое приди»! (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»)

– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

– А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

Сообщение темы и цели:

 –  Правильно!

 О народных куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)

Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах  русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

- четыре куклы,  посаженных Василисой Премудрой по всем четырем углам, которые отвечают голосами героев, пока те совершают побег в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»;

-подарок умирающей матери Василисе в сказке «Василиса Прекрасная», девушка должна беречь ее, никому не показывать, а если понадобится помощь, накормить и спросить совета.





II. Основная часть: 

– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.



– Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. (Показать разные куклы: авторские, магазинные, народные).

–  Ребята, а какая разница между этими куклами?  (Ответы детей: «Отличаются по наряду,  по материалу, по способу изготовления.»)

–  Русские народные куклы видите в каких красивых сарафанах? И на мне такой же красивый русский народный костюм!

Сшила сарафан себе всем на удивленье!

До чего же он хорош! Просто загляденье!

– По своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.

–  Как вы думаете, для  чего предназначались игровые куклы? (Ответы детей: «Для игры.»)



–  Когда использовали  эти куклы?  (Ответы детей: «Во время праздников»)

–  А вам знакомо слово «обряд»?

 Давайте с вами заглянем в словарь Ожегова и узнаем, что же обозначает слово обряд. «Обряд — традиции  человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, праздниками…»



–  Обратите внимание, какие разные обрядовые куколки представлены на слайде.

Одной из героинь сказки «Матушкина куколка»  тоже является обрядовая кукла.  Умирая, мама – купчиха говорит своей дочке прощальные слова:

«Слушай,  Марьюшка! Запомни и исполни мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением  оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при  себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Это не простая кукла, в ней есть душа. Куклам в древности приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Трудно сказать, какая куколка была подарена матушкой дочери. Но поразмыслить можно.

– Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» 

– Посмотрите на слайд, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу.  Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа".  Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.

–  Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)

– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»

–  Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах. И предлагаю вам самим к следующему занятию    найти дополнительную интересную информацию о них.



Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

 – Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать?

(Ответы детей: «Вепсскую»)

–Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.


– Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что «Вепсы –небольшая северная народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей и сохранившая свои традиции, во многом сходные с северно-русскими.

–Давайте вместе повторим это слово. Для того,  чтобы  изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет  у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья.
Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Подготовка к практической части:

 Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук);

- три  квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана);

- квадрат ткани для платка;

- лоскут 4х7 см – для передника;

- нитки белого цвета – для связывания деталей;

-шерстяные нитки двух цветов – для пояса; 
- вата для объема головы и грудей;

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.




















III. Практическая часть:

– А сейчас можно приступить к практической работе.

 (В качестве технологической карты по изготовлению вепсской куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка.)

Технологическая карта изготовления вепсской куклы:

  1. Лоскут отбеленной ткани размером 2020 см перегибают по диагонали. В центр лоскута закладываем «путанку» - моток из обрывков нитей или клок кудели.

  2. Моток обтягиваем в центре лоскута и закрепляют нитью и завязываем двойным узлом.


  1. Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 0,5-1 см и «делаем манжеты» (ручки) – скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.

  2. Лоскут обвиваем нитью по середине и стягиваем.

  3. Готовим два лоскута цветного ситца размером 1515 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем нитью; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».

  4. Оставшимися концами нитей обматываем «Рубашку» 2-3 раза под грудью, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (Получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).

  5. Пояс для куклы изготавливаем из обрывков разноцветных нитей, плотно свивая их друг с другом в одном направлении.

  6. Свитым поясом закрепляем передник куклы: берем лоскут 47 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.

  7. Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.

–  Ребята,  сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.

Точно также из ватных шариков  меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.

(Идет практическая часть занятия.)




А теперь немного отдохнем.  Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. Смотрим на экран. Повторяем движения.

Проводится   физминутка.

(Дети выполняют движения под музыку.)

– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

– Сейчас  куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили.    Поднимите и покажите мне два маленьких шарика.  Это части сарафана.  К верхней части туловища прикладываем части сарафана и  крестом перевязываем их.  (Дети выполняют работу поэтапно.)

– Кукла почти готова, осталось ее нарядить. Для этого из приготовленной  ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс(обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью. Вепсская кукла готова!

IV. Заключительная часть:

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

(Самоанализ)

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться? 

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

– Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

– Кого она вам напоминает?

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие,  прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.

Уборка рабочего места:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

 – Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.  (Уборка рабочих мест.)

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!