СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного занятия Квест-игра по основам финансовой грамотности «Откроем сейф знаний!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детско-родительский квест по финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия Квест-игра по основам финансовой грамотности «Откроем сейф знаний!»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24














Методическая разработка внеурочного занятия


Квест-игра

по основам финансовой грамотности

«Откроем сейф знаний!»












Авторы разработки:

Жданова Ирина Юрьевна,

учитель математики,

Пономарева Эльвира Михайловна,

учитель истории и обществознания












Березники, 2019

Название внеурочного занятия:«Откроем сейф знаний!»

Тип внеурочного занятия. Детско-родительский квест по финансовой грамотности.

Цели:

  • образовательная:проанализировать степень владения материалом по вопросам финансовой грамотности;

  • развивающая: развивать интерес к изучению вопросов личных финансов и финансов семьи; развивать коммуникативные навыки в результате сотрудничества в детско-родительских группах;

  • воспитательные: убедить учащихся в практической, жизненной значимости финансовой грамотности;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости преодоления трудностей.

Планируемые результаты:

Личностные

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию;

  • развитие умения критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях, договариваться с партнерами;

  • постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

  • развитие умения использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Метапредметные

  • умение оценивать правильность выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • умение адекватно воспринимать предложения товарищей, учителя.

  • умение извлекать информацию, определять понятия, устанавливать аналогии.

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

  • умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде.


Предметные

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки.

Основные понятия: банковская карта, бюджет, деньги и др.


Межпредметные связи: обществознание, география, русский язык.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал(Приложения 3-6), географическая карта России, призы, буклеты «Советы. Учись управлять деньгами» (Приложения 9), презентация PowerPoint (Приложение 2), презентация SMARTNotebook (Приложение 1), классная доска, магниты, листы формата А3, маркеры, клей.


Условия организации игры:

В квесте участвуют команды по 6-8 человек, состоящие из учащихся 5-7 классов и их родителей. Среди участников распределяются роли для групповой работы (Приложение 7).

Квест можно проводить в двух вариантах:

        1. В квесте участвуют одновременно до четырех команд, итоги подводятся в конце мероприятия.

        2. Квест проводится отдельно для каждой команды, работа которой оценивается по критериям. Итоги подводятся по оценочным листам (Приложение 8), после того, как все команды прошли квест.

Квест-игра состоит из 4 этапов:«Платежная карта», «География денег», «Семейный бюджет», «Финансовая азбука».

Время прохождения квеста – 40 минут

Этапы игры

  1. Организационный момент

  2. Путешествие по маршруту

  3. Рефлексия

  4. Подведение итогов, награждение

Сценарий

Квест «Откроем сейф знаний!»

В1: Доброе утро, дорогие друзья!

В2: Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в мир финансов!

В1: Современного человека можно причислить к категории грамотных людей не только тогда, когда он научится читать и писать. В наше время в связи с развитием финансовых рынков и институтов, необходимо обладать знаниями из мира денег, денежного обращения и финансовых рисков.

В2: Предлагаем вам пройти квест и оценить уровень своей финансовой грамотности.

В1:Откроем сейф знаний!

В2: Команде каждой приготовлен сейф,

С гарантией на годы все замки,

Сегодня мы позвали в гости всех,

Чтоб вскрыть его друг другу помогли.

В1: В сейф положили знаний, Миллион,

Кто вскроет, тот получит этот приз,

Уверены, в могуществе своём,

Командой дружной к знанию стремись!

В2:А что нужно знать, чтобы открыть сейф? (Код)

Пройдите четыре этапа нашего квеста, получите четыре карточки с цифрами,

разгадайте код и откройте сейф знаний!

(Командам вручаются маршрутные листы)

Этап «Платежная карта»

Ведущий: За последние несколько десятилетий современная жизнь перетерпела очень много изменений, и то, что сейчас считается принятым стандартом, раньше было чем-то сверхъестественным. Такую же историю перетерпели и пластиковые карты, так как их эволюционный путь был довольно долгим, прежде чем они стали универсальным средством расчета.

У кого из вас есть такая платежная карта?

Все большую популярность приобретают детские банковские карты. Родители с их помощью контролируют расходы детей, а банки воспитывают будущих клиентов. В России ребенку с шести лет можно оформить банковскую карту. Пока ребенку не исполнилось 14 лет, он может пользоваться только дополнительной картой, привязанной к счету одного из родителей. С 14 лет у подростка может быть собственный счет в банке и собственная карта, но для этого требуется письменное согласие одного из родителей. Дополнительная карта у подростка также может быть.

Задание: Укажите плюсы и минусы банковских карт

Раздаточный материал располагается на доске и крепится магнитами, участники распределяют карточки на две группы «+» и « - ». Обосновывают выбор.

  • Если потеряешь, карту можно восстановить, деньги остаются на счете

  • Злоумышленники не смогут воспользоваться картой, не зная ПИН-код

  • Карту легко потерять

  • Карту можно восстановить

  • Можно расплачиваться в различных магазинах, кафе, автобусах

  • Не во всех торговых точках есть возможность расплатиться картой

  • Не нужно при себе иметь много наличных денег

  • Можно оплачивать товары в интернете

Ведущий: На просторах интернета есть множество статей и заметок с описанием различных видов мошенничества, причём, способы кражи денег с карт постоянно совершенствуются и обновляются. 

Задание: Рассмотрите предложенные ситуации и выскажите свое мнение.

Участники знакомятся с предложенными ситуациями, обсуждают, высказывают свое мнение. Раздаточный материал размещается на столе.

Оцените ситуации:

  1. Олег разместил «ВКонтакте» фотографию своей банковской карты, сообщив: «Ура! Теперь и у меня есть банковская карта!»

  2. Оля часто совершает со своими родителями покупки в интернет-магазинах, оплачивая их, не выходя из дома. Это очень удобно! Она убеждает родителей удалить с компьютера антивирусную программу, т.к. она, по ее мнению, замедляет работу сайтов, и странички с товарами открываются не так быстро, как ей бы хотелось.

  3. У банкомата вам настойчиво предлагают помощь молодые люди, утверждая, что являются сотрудниками банка, и что только они могут помочь вам правильно совершить операцию по снятию денег с этого банкомата.

  4. Катина бабушка говорит, что у нее стала плохая память, поэтому ПИН-код своей карты она написала прямо на ней. «Так точно не забуду!» -утверждает она.

  5. Людмиле пришло сообщение, что она является победителем в случайном розыгрыше среди пользователей соцсети. Чтобы зачислить ей денежный выигрыш, ее попросили назвать номер карты и ПИН-код.

  6. Диме пришло SMS: Ваша карта заблокирована, для разблокировки позвоните по телефону ***********, сообщите номер карты, имя владельца, срок действия и секретный код из 3 цифр с обратной стороны карты.

  7. Светлана забыла кошелек на столике в кафе, вспомнив, вернулась, но карты в нем не оказалось. Светлана не очень расстроилась. «Я все равно редко ее использовала. И никто не знает пин-код. На следующей неделе сходим с мамой в банк, и нам заменят карту» - решила она.

Ведущий: Итак, что же нужно делать, чтобы защитить свою карту от мошенников? Ответ прост – нужно сохранить в тайне все данные карты.

Этап «География денег»

Задание: По какому принципу образован ряд? Продолжите его.

10, 50, 100, 200, 500 …

Ведущий: Российская практика эмиссии бумажных денег имеет яркую особенность: на купюрах изображают не великих деятелей и государственных руководителей, а города и характеризующие их символы. Такая традиция ведется с 1995 года.
Она призвана отметить наиболее показательные регионы огромной страны.

Расположите карточки, с изображением купюр на карте России.

Участники располагают карточки на карте (карта может быть разложена на столе), потом осуществляется проверка.

Десять рублей

На банкноте в десять рублей изображен Красноярск. На лицевой стороне - часовня Параскевы Пятницы и мост, проходящий
через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.

Пятьдесят рублей

Изображение на этой купюре посвящено Санкт-Петербургу. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.

Сто рублей

Эта банкнота изображает виды Москвы. На лицевой стороне показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. На обороте, показано само здание Большого театра и находящаяся перед ним театральная площадь.

Двести рублей

Памятник затопленным кораблям — монумент, Херсонес Таврический — историко-археологический музей-заповедник. (Севастополь)


Пятьсот рублей

Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне пятисот рублей -
Соловецкий монастырь.

Тысяча рублей

Купюра с номиналом в тысячу рублей имеет изображение славного
города Ярославля. На лицевой стороне - памятник Ярославу Мудрому. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне - изображение храма Иоанна крестителя и колокольни.

Две тысячи

На этой купюре - мост на остров Русский — крупнейший вантовый мост в мире, на обороте первый российский гражданский космодром «Восточный» (Дальний Восток).

Пять тысяч рублей

Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного графу Николаю Муравьеву-Амурскому, генерал-губернатору Восточной Сибири. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста,
проходящего над рекой Амур.

Этап «Семейный бюджет»

Ведущий: Вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы).


Бюджет – это смета доходов и расходов семьи. 



Что бы жизнь была прекрасна,

Это вовсе не секрет,

И в семье и в государстве

Должен быть всегда бюджет!


Задание: С помощью шестиугольников составьте схему доходов и расходов семьи Ивановых.

Глава семьи Аркадий и его жена Алла работают. У них двое детей: студент бюджетного отделения ВУЗа Михаил (получает стипендию), и дочь Марина, ученица 11 класса. Марина готовится к поступлению в ВУЗ и посещает подготовительные курсы. Вместе с ними живут родители Аркадия: Мария Дмитриевна и Сергей Семенович, оба пенсионеры.

Семья живет в квартире, купленной в ипотеку (кредит еще не погашен). В семье имеется легковой автомобиль. Загородный домик семья сдает на лето в аренду.


Ведущий: В пустые шестиугольники впишите необходимую информацию. Оформите на листе.

Шестиугольники печатаются на цветной бумаге двух цветов и разрезаются.

Непостоянные

Финансовая подушка

Постоянные

Расходы

Доходы

Постоянные

Непостоянные



Команда представляет свою работу.


Ведущий: Есть ли в вашей схеме «финансовая подушка», как вы думаете, что это такое и зачем она нужна? Найдите ей место в вашей схеме.

Команда выполняет задание.



Знают взрослые и дети

Если деньги есть в бюджете

Значит, легче будет жить –

Этим надо дорожить!!!



И напоследок послушайте народную мудрость:

Нажить много денег - храбрость,
Сохранить их - мудрость,
А умело расходовать - искусство.

Этап «Финансовая азбука»

Ведущий: Многие люди не задумываются, что такое финансовая грамотность и для чего она нужна обычному человеку. В нашу речь входят все новые и новые термины. Давайте проверим. Знаете ли вы, как правильно написать эти слова и что они означают.

Слова с пропусками расположены на доске, участники вписывают пропущенные буквы, к каждому полученному термину подбирают определение.

Материал необходимо разрезать.

Банковская карта

пластиковая карточка, дающая своему владельцу доступ к его счету в банке. С ее помощью можно осуществлять различные операции, в том числе оплату покупок.

Бюджет

план доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, составленный на определенный период

Кибермошенничество

преступления в сфере информационных технологий (кража номеров банковских карт, платежных реквизитов, паролей, а также распространение вирусов и взлом компьютерных систем)

Криптовалюта

цифровая виртуальная валюта

ПИН-код

закодированный персональный идентификационный номер банковской карты, который позволяет держателю карты получать удалённый доступ к своему карточному счёту через систему Онлайн, банкоматы и различные терминалы

Банк

это финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов

Деньги

средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости



Ведущий: Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным».  Повышайте свою грамотность и удачи вам в прохождении квеста.




После прохождения квеста участники собираются в той же аудитории, где начиналось мероприятие.

В1: Ну, что откроем сейф знаний?!

У вас есть четыре цифры. Составьте из них код по заданию и откройте наш сейф!

После успешного открытия сейфа участники награждаются сладкими призами. Далее проводится рефлексия. Участники отвечают на вопросы, опуская монетку в кошелек, соответствующий нужному высказыванию. 1.

  • Интересно, полезно, хочу знать больше

  • Мне все было понятно

  • Было трудно

2.

  • Я активно работал в группе, сотрудничал со всеми членами группы

  • Я испытывал затруднения во взаимодействии с подростками или взрослыми

  • Я был пассивен


В1: Да, в современном мире многие сферы жизни подчинены власти денег.

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

В2: Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Желаем Вам быть финансово грамотными людьми, но не забывать о простых земных радостях!

Список литературы:

  1. http://www.banki.ru/wikibank/bankovskie_kartyi_dlya_detey

  2. http://вашифинансы.рф/upload/iblock/57a/57ac30272d0b8549f40181c1a40c7bc7.pdf

  3. И.В.Ермакова, Т.А. Протасевич. Начала экономики. Рабочая тетрадь для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М., Вита-Пресс, 2001

  4. Н.А.Заиченко, А.П.Каданер. Путеводитель по экономике. Опорный конспект школьника. – СПб, «СМИО Пресс», 2011

  5. http://bankcarding.ru/istoriya-plastikovyh-kart

  6. https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/09/01/731918-bankovskie-kartochki-dlya-detei

  7. https://magift.ru/economy/new-russian-money-does-the-bank-of-russia-really-include-a-printing-press/


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!