СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Внеурочная деятельность учащихся по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Внеурочная деятельность учащихся по обществознанию"»

Министерство образования и науки ЛНР


ГБОУ СПО ЛНР «КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ – АГРОФИРМА»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


НА ТЕМУ: «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»


Разработала: преподаватель

МАЙДИК ОЛЬГА ИВАНОВНА






Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты 6

1.1. Цели и задачи внеурочной деятельности 6

1.2. Внеурочная работа 7

1.3. Результативность и эффекты внеурочной деятельности 9

1.4. Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию 12

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17

2.1. Роль учителя во внеурочной деятельности по обществознанию 17

2.2.Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) обществознания и во внеурочной деятельности 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

Список использованной литературы 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 28









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность внеурочной деятельности предполагает большую роль как самодеятельности и активности учащихся, так и руководящую роль учителя, который направляет интересы учащихся, прививает им навыки самостоятельной деятельности, развивает их творческие способности и активирует познавательную деятельность.

Основная цель внеурочной деятельности направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то и в достижениях мета предметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Цель данной работы: изучить структуру внеурочной деятельности по обществознанию.

Цель моей педагогической деятельности – пробудить заложенное в каждом учащемся творческое дело, помочь найти и понять себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни.

Педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и учащихся, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-неурочных занятий.  

Структурная единица урочных занятий – урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования. 

В проекте национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. 
Успешная реализация вышеперечисленных позиций достижима во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и учащихся на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей.  

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).  

Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.  

Вещественные связи – это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей. Эти связи могут быть представлены через использование на уроках приготовленных ими подборке исторических материалов по изучаемой теме виде слайдов. Учащийся выполняют это на внеурочных занятиях. Нередко исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника.  

Связи развития личности (личностные) – это связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей.  

Все это я использую в своей практике преподавания. 

Предмет «обществознание» создаёт благоприятную почву для урочной и внеурочной интеграции деятельности учащихся. В своей работе я использую как межпредметные, так и внутрипредметные виды интеграции: межпредметные интеграции (с географией, историей, литературой, биологией) позволяют обеспечить учащимся познание целостной картины мира и взаимосвязи её частей, внутрипредметные интеграции позволяют структурировать эти понятия и конкретизировать их.

Задачей внеурочной деятельности является осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Задачи моей работы:

  • изучить цели и задачи внеурочной деятельности;

  • рассмотреть результативность и эффекты внеурочной деятельности;

  • рассмотреть формы внеурочной деятельности по обществознанию;

  • выяснить роль учителя в организации внеурочной деятельности по обществознанию;

  • рассмотреть использование современных образовательных технологий на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.



ГЛАВА 1. Теоретические аспекты 1.1. Цели и задачи внеурочной деятельности

Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная  деятельность  в  начальной  школе  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: 

  • спортивно-оздоровительное; 

  • духовно-нравственное; 

  • социальное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное.

В таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые  и  научные  исследования,  общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (Приложение №1).

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и

  • коллективных форм работы;

  • связь теории с практикой;

  • доступность и наглядность;

  • включение в активную жизненную  позицию.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. [ 8, с. 99]


1.2. Внеурочная работа

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса образовательной организации. Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между учащимся и классным руководителем с целью создания группового коллектива (Приложение №2).

Цель внеурочной работы в образовательной организации – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеурочной деятельности учащихся:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Формы организации внеурочной деятельности

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Направление внеурочной деятельности

Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. [ 6, с. 259, 261], [ 4, с. 358]


1.3. Результативность и эффекты внеурочной деятельности

В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия, обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия) (Приложение №3).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • умений организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, мета предметных, предметных.


1.4. Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию

Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании учащихся качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: 

  • по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные; 

  • по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические, культурно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные;

  • по количественному охвату учащихся: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.); 

  • по временным показателям: едино разовые (вечера и т.п.); циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.); 

  • по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные;

  • по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;

  • по циклам учебных предметов: физико-технические (включая черчение), естественнонаучные (химия, биология, математика и т.п.). гуманитарно-эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.), спортивно-оздоровительные;

  • по ведущим функциям учебного предмета: предметные научные знания (физика, химия, биология и др.); формирование способов деятельности (иностранный язык, трудовое обучение и др.); формирование отношений (музыка, ИЗО и др.); комбинированные (математика, русский язык, литература); 

  • по возрастным особенностям: для отдельных групп учащихся (старшие, средние, младшие), для отдельных классов (параллелей), для смешанных групп учащихся;  

  • по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные; 

  • по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные; 

  • по характеру работы: практические, творческие, комбинированные.

Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 

Дадим характеристику некоторым наиболее распространенным формам внеурочной учебной деятельности. 

Экскурсия − это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: 

  • реализуется принцип наглядности обучения; 

  • повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

  • расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве; 

  • играют значительную роль в профориентационной работе школы. 

По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей. 

Формы внеурочных занятий учащихся имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.

В настоящее время широко практикуется проектная деятельность. Проект − это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ школьного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).  

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й − подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й − собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

3-й − заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.  

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом в зависимости от решаемых задач.  

С VII классах можно использовать факультативные занятия. Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств. 

Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).  

Выбор факультатива производится школьниками свободно, в соответствии со своими интересами.



ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Роль учителя во внеурочной деятельности по обществознанию

Внеурочная деятельность предполагает максимум самодеятельности и активности учащихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.

При подготовке внеклассного воспитательного мероприятия, педагогу необходимо руководствоваться следующими целями:

  • повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а также активизации познавательной деятельности;

  • формировать и развивать образовательные компетенции учащихся;

  • способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы учащихся;

  • дать возможность учащимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;

  • формировать мировоззрение учащихся, патриотические чувства, межэтническую толерантность, развивать творческие способности.

Во внеурочной деятельности очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.

Осуществление тех или иных занятий с детьми от взрослого человека «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности». Психологические особенности возраста должны учитываться при распределении заданий и обязанностей. В любом возрасте остается еще достаточно большое число детей безразличных, скучающих, для которых обычные («стандартные») формы внеклассной работы неинтересны по сравнению с «подлинной» жизнью. Именно поэтому учителю необходимо тщательно продумывать формы и методы внеклассной работы, более тактично подавать их учащимся различного возраста, заинтересовывать их в конечном результате. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей. Стимулируя во внеклассной работе интерес к обществознанию, учитель закладывает основы развития всесторонне развитой, творческой личности, так как появляется возможности учета индивидуальных особенностей и интересов учащихся.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними, руководить их деятельность.

Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и учащихся. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с учащимися.

Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на учащихся, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. К ним можно отнести увлеченность ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; общие подходы к предстоящей деятельности; поиск вариантов оптимальных решений; совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения личности учащегося в творчестве; целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же, как и учащихся, друг на друга. Но оно не осуществляется, само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.- осуществляется подлинное взаимовлияние.

Своеобразие педагогического сотворчества педагога и учащихся заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще.

Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеурочной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия.

Но мало только привлечь учащихся и включить их в определенную внеурочную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения учащихся.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы учащимися, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Учащиеся часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

Общественно-полезная направленность внеурочной деятельности по обществознанию требует такта от учителя, сочетания учительского руководства с ученическим самоуправлением, которое способствует обеспечению удовлетворения личных интересов и склонностей учащихся. Такого рода деятельность осуществляется, чаще всего, через проведение небольших научных исследований, практическую постановку необходимых опытов и экспериментов и т.п. Организуя и осуществляя подобную деятельность нельзя навязывать школьникам те или иные направления деятельности без учета их инициативы. Особенно это важно учитывать в том случае, когда поставленные цели им близки и

В проведении внеурочной деятельности, ее успешном течении, огромна роль личности учителя, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает. Возрастает роль активных форм и методов, которые позволяют организовывать и проводить широкий обмен мнениями, формировать определенные суждения, учат высказывать свою точку зрения, активно отстаивать свое мнение и осознавать свои ошибки. [ 8, с. 126].

2.2.Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) обществознания и во внеурочной деятельности

Информатизация образовательного процесса – приоритетное направление развития современного образования. Целенаправленное использование ИКТ позволяет достигать нового качества образования. Заниматься ИКТ заставляет отсутствие или недостаточное качество имеющихся цифровых образовательных ресурсов по обществознанию. В практической деятельности по организации учебного процесса на основе ИКТ использую следующие основные формы:

Составление мультимедиа презентаций

Электронное тестирование

Использование ресурсов сети Интернет

Подготовка и проведение бинарных уроков обществознания и информатики

Интеграция медиа образования в учебно-воспитательный процесс

Создание открытого электронного учебника

Мультимедиа презентации выполняют три важнейшие задачи:

Создание визуального ряда, дополняющего речь учителя

Представление содержания учебного материала в эстетической форме

Рациональная организация учебной деятельности (дидактическая задача)

Мультимедиа презентации я использую при организации следующих форм работы с учащимися:

Изучение нового материала

Проведение внеурочных мероприятий

Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

Однако учитель должен не просто уметь самостоятельно составлять и использовать презентации, но и обучить этому учащихся. Важно научить выбирать главное в учебном материале, работать с текстом, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, подбирать иллюстрации, выбирать цвет, фон, размер шрифта, применять эффекты анимации. Деятельность обучающихся по созданию презентаций начинается с организации групповой работы. Группа разбивается на 4-6 подгрупп в зависимости от содержания материала. В составе каждой группы обязательно есть уверенные и «продвинутые» пользователи ПК.

Учащимся первоначально предлагается на бумаге составить содержание презентации из 4-6 слайдов. Ребята должны быть подготовлены к подобной работе, поэтому составление презентаций предваряют уроки по формированию умений выделения главного в учебном материале, составлению опорных схем, конспектов. По согласованию с учителем информатики, до проведения урока обучающиеся повторяют теоретические вопросы составления мультимедиа презентаций на уроке информатики. После выполнения работы, каждая группа защищает свой «бумажный» проект с целью внесения корректив в содержание презентации. После этого один из обучающихся берется за составление презентации по эскизу группы. На следующем уроке готовые презентации повторно защищаются. Творческая деятельность обучающихся по самостоятельному составлению презентаций используется при организации внеурочных занятий.

Важнейшей формой работы по использованию ИКТ являются бинарные уроки обществознания и информатики. Их основой является начальная профессиональная подготовка по специальности «Оператор ЭВМ» в рамках профильного обучения. Задача обучающихся: подготовка публичного выступления с использованием компьютерной техники (программ MS Power Point, MS Excel). Это позволяет развивать культуру речи, что связано с развитием важнейшей компетенции ученика. Роль учителя обществознания: помощь в поиске материала и оценка содержательной стороны выступления. Роль учителя информатики: помощь в составлении демонстрационных материалов, оценка их технической составляющей.

Перспективы своей деятельности по использованию ИКТ вижу в следующем:

Дальнейшая работа по использованию электронного учебника.

Развитие коммуникативной культуры учащихся через дистанционные формы (форум, чат, электронная почта). Интернет должен стать не только средством поиска информации, но и средством общения учителя и ученика, дистанционного обучения. Консультирование учащихся в дистанционной форме с использованием школьного сайта позволит стать естественным дополнением к электронному учебнику.

Составление и использование электронных моделей MS Excel. Данные модели позволят закрепить знания и умения, обучающихся по теме: «Основные экономические законы»: «Изменение величины спроса при изменении цены», «Изменение величины предложения при изменении цены», «Формирование равновесной цены».

Участие в телекоммуникационных проектах по обществознанию.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует сказать, что главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека не только через время, отведенное на образование, а также и через свободное время от занятий - гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве.

Рассмотрены принципы внеурочной деятельности учащихся по обществознанию:

Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности учащихся по обществознанию с условиями жизни и деятельности учащихся.

Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативности учащихся во внеурочной деятельности по обществознанию является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков по предмету и т.д.

Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и ее содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

В первой главе проанализированы теоретические аспекты курса «Обществознание», которые являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Далее рассмотрен практический опыт работы учителя обществознания ГБОУ СПО ЛНР «Комиссаровский колледж-агрофирма» И.С. Самойловой и ее политологический подход при изучении обществознания. Проблемы молодежи и молодежного движения, ее социализации на современном этапе развития России настолько актуальны, что не вызывают сомнений в исследовании И.С. Самойловой при преподавании курса обществознания в колледже.

Таким образом, курс «Обществознания» своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, учебного заведения, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.




Список использованной литературы
  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 2009.

  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – С. 34 – 43.

  4. Балясная Л.К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся (рекомендации). – Классный руководитель. – 2011. – № 6. – С. 38 – 46.  

  5. Бачурина Л.А., Листрова Л.В., Лопушанская Н.Д. Интернет-клуб как форма дополнительного образования в области современных Информационных Технологий // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и образование». – СПб., 2008. - 65 с.  

  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: Учебное пособие для вузов. М., 2001.       

  7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 2015.       

  8. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. // Педагогика. – 2014. – № 5.       

  9. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. М., 2016. – 412.

  10. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954. - 412 с. .        .       

  11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2019. – 312 с.

  12. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. – М.: Просвещение, 2019. – 352 с.     

  13. Круглова Т.Ф. Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты // Завуч. № 1. 2012. – С.52 – 56.     

  14.  Прямикова, Е.В. Обществознание. Программно-методические материалы. В 3 ч. Ч1(VI – VII классы) / Е.В. Прямикова. – М.: Academia, 2012. – 416 c.

  15. Рутковская, Е.Л. ЕГЭ 2013. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Т.Е. Лискова, О.А. Котова. – М.: Эксмо, 2012. – 224 c.

  16. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание / И.П. Смирнов. – М.: Academia, 2018. – 256 c.

  17. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г. Волкова. – 2013.

  18. Федоров, В.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке: Книга для учителя. 11 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.В. Поляков, В.В. Федоров, К.В. Симонов; Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просв., 2009. – 363 c.

  19. Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. – М.: Астрель, 2013. – 478 c.

  20. Шиповская, Л.П. Обществознание (спо) / Л.П. Шиповская. – М.: КноРус, 2016. – 160 c.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1





Приложение №2





Приложение №3

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!